Домашние упражнения при дислексии

Домашние упражнения при дислексии thumbnail

Занимаясь с ребёнком с дислексией, нужно помнить о некоторых правилах:

• Создайте для ребёнка благоприятную атмосферу.

После плохих отметок, неприятных разговоров с родителями ребёнку необходимо почувствовать хотя бы маленький успех.

• Нужно отказаться от проверки скорости чтения у ребёнка.

Если учитель понимает, в каком напряжении находится ребёнок при такой проверке, то проведёт её тихо, не акцентируя внимания одноклассников.

Если учитель сам не понимает этого, попросите его проверить скорость чтения в щадящей форме.

• Придерживайтесь принципа «Лучше меньше, но эффективней».

Не стоит заставлять ребёнка читать большие тексты, это не принесёт пользы.

Не ругайте ребёнка, когда у него что-нибудь не выходит.

Важно не сердиться, не раздражаться и не радоваться слишком сильно. Лучше вести себя спокойно, настроиться на успех, чтобы добиться хороших результатов.

Чтобы помочь своему ребёнку преодолеть проблемы с чтением, можно использовать следующие упражнения.

1. Узнавание букв.

• Попросите ребёнка зажмурить глаза, и «нарисуйте» на его ладошке букву. Ребёнок по ощущениям должен её узнать.

• Предложите создавать буквы: пусть добавит отсутствующий элемент буквы, преобразует букву, поменяв элементы: из Л сделать М, из П – Г, из Р – В и т.д. Для этого можно взять проволоку, нитки, пластилин.

• Можно выложить 4-5 букв и попросить запомнить их положение. Затем малыш закрывает глазки, а вы прячете одну букву или меняете положение букв, или выкладываете ещё одну букву. Ребёнок должен определить, что изменилось, и сделать так, как было в начале.

2. Чтение слоговых таблиц.

Попросите ребёнка прочитать слоги, записанные в слоговой таблице. Предложите почитать слоги в разных направлениях: снизу вверх, затем слева направо, по диагонали и т.д.

3. Игры со слогами.

• Положите на столе карточки (или кубики) со слогами, например: РО, СО, МЫ, КО, попросите найти лишний слог и пояснить, почему он лишний. В нашем случае это «МЫ», так как в других слогах есть гласная О.

• Снова возьмите карточки со слогами, например: «КА, ПА, ГА, ЗА». Назовите слово, не произнося последний слог. Ребёнок должен выбрать нужный слог и дочитать конец слова. Например, «соро-КА, ко-ЗА, раду-ГА».

• Из «рассыпавшихся» слогов предложите составить слово: НИ-СА — СА-НИ, КА-ЖИН-СНЕ – СНЕ-ЖИН-КА.

4. Чтение «зашумлённых» слов.

5. Чтение слов, напечатанных пунктиром.

6. Чтение слов, наложенных одно на другое.

7. Чтение строк с закрытой нижней половиной; с закрытой верхней половиной.

Для этого можно разрезать старые книги или газеты, а можно просто закрыть одну часть полоской бумаги или линейкой.

8. Поиск в тексте заданных слов.

Сначала ребёнок ищет и подчёркивает (можно обводить) слова, записанные на листке взрослым. Затем можно усложнить задание, предложив ребёнку находить слова, которые взрослый называет, а ребёнок воспринимает их на слух.

9. Восполнение пропусков слов в предложении.

Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу _____, печь _____, избу мела — еще до свету…

10. Чтение текста через слово.

Формирует ощущение нарастания темпа чтения, развивает произвольное внимание.

Приведенные упражнения совершенствуют операции и способности, которые являются составными элементами навыка чтения. Выполнение таких упражнений превращает чтение в необычное и занимательное занятие.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

Дислексия наиболее ярко начинает проявляться в младшей школе. В возрасте 7-8 лет ребенок не может справиться с освоением навыков чтения. Он путает слоги, медленно составляет слова и, даже если справляется с прочтением предложения, не может понять смысл озвученного. При этом, школьник отличается нормальным уровнем умственного развития и богатым воображением.

Специалисты утверждают, что раннее начало коррекции дислексии позволяет устранить патологию или, как минимум, помогает ребенку успешно справляться с ее проявлениями. Лечением заболевания занимается логопед или дефектолог узкой специализации, но терапевтический процесс обязательно должен проходить в тесном сотрудничестве с родителями малыша.

Если ваш младший школьник испытывает явные сложности в освоении навыков чтения или находится в группе повышенного риска развития данного отклонения, то представленные ниже задачи и упражнения подойдут вам как нельзя лучше. Они помогут развивать у школьника логическое мышление и абстрактные представления, сформируют навыки чтения и восприятия информации, а также повысят концентрацию внимания.

Читайте также: Известные актеры с дислексией

1. Артикуляционная гимнастика

Начинать занятия следует с разминочных упражнений:

  • вдыхаем через нос – выдыхаем ртом;
  • вдыхаем – задерживаем на несколько секунд дыхание – выдыхаем;
  • делаем неполный вдох – не полностью выдыхаем воздух.

После этого следуют упражнения, развивающие четкость и внятность произношения. Ребенку предлагается дополнять фразы ассоциативными звуками:

  • муха летит по комнате «з-з-з»;
  • собака рычит на кошку «р-р-р»;
  • змея ползет в траве «ш-ш-ш»;
  • шмель садится на цветок «ж-ж-ж»;
  • лошадка бежит по полю «цок-цок-цок» и др
Читайте также:  Упражнения как убрать целлюлит на бедрах и ягодицах в домашних условиях

Глубоко вдохнуть и на одном выдохе прочитать все согласные буквы в строке:

  • КНШЛЖЗЦСБТМПВЧФ;
  • ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН;
  • ВДГБФКЗРЧПТКЗРМ;
  • ЧМКПБРВСФЩМЖДШХ.

Прочитать чистоговорки медленно и внятно:

  • ру-ру-ру – убежала кегуру;
  • ты-ты-ты – замяукали коты;
  • чи-чи-чи – покатились все мячи.

Прочитать шепотом в умеренном темпе:

  • арна – арла;
  • аржа – арка;
  • арла – арма;
  • арба – арфа.

Прочитать громко и как можно быстрее:

  • жечь – печь – лечь;
  • дверь – червь – зверь;
  • мел – кол – ил;
  • жарь – парь – гарь.

Прочитать вслух скороговорки, поговорки и пословицы:

  • каково волокно, таково и полотно;
  • полили ли лилию, видели ли Лидию;
  • корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали;
  • на гору гогочут гуси, под горой огонь горит;
  • наш дуда и туда, и сюда.

2. Игра «Что в сундучке?»

Для данного упражнения необходимо изготовить объемные буквы алфавита. Сделать их можно из пластилина, глины, или же вырезать из твердого картона. Буквенный материал помещается в коробку или непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается несколько вариантов данной игры:

  1. Необходимо, не доставая из коробки, определить на ощупь букву алфавита и описать ее. После этого вынуть букву, убедиться в правильности ответа и составить с ней слова. Можно усложнять задачу, требуя, чтобы эта конкретная буква находилась в начале, конце или средине придуманного ребенком слова.
  2. В коробку помещаются буквы, из которых можно составить несколько коротких слов. Ребенок достает буквы, выполняет поставленную задачу, после чего придумывает предложения с разгаданным словом.

3. Работа с мячиком

Для реализации данного задания понадобится резиновый мячик, который легко сжимается, и любая детская книга с легким текстом. Ребенку необходимо читать слова по слогам, сопровождая озвучивание каждого слога стискиванием мяча двумя руками или поочередно правой и левой.

4. Игра «лесенка»

Ребенку предлагается прочитать слова с различным количеством слогов, которые расположены в виде лесенки:
ЁЖ
РАК
СВОЙ
КОМОК
ЛОШАДЬ
ДЕВОЧКА
ПРЕЗИДЕНТ
ШЕСТЕРЕНКА
ШЕЛКОВИСТЫЙ

При этом, школьнику необходимо выполнить несколько заданий:

  1. прочитать слова, расположенные в «лесенке», сверху вниз;
  2. если встречается непонятное слово, следует узнать, что оно означает, и прочитать его несколько раз;
  3. если слово сложно прочесть целиком, необходимо поделить его на слоги или буквы, а потом соединить в одно целое;
  4. прочитать «лесенку» с низу вверх.

Читайте также: Семантическая дислексия: сущность и причины

5. Запоминание графического выражения слов

На каждой звездочке написан определенный слог. Необходимо составить слова и обвести их разноцветными карандашами (например, ворона, учебник, ковер, алфавит, учитель и др.).

Второй вариант упражнения, или игра «Остров сокровищ». Ребенку необходимо добраться до сундука с драгоценностями, составив слова из слогов, написанных под маленькими островками. Составленные слова следует закрасить разными цветами (например, джунгли, острова и др.).

С целью улучшения восприятия и дополнения ассоциативного ряда, можно дополнять задание карточками с изображением слов, которые составляет ребенок.

6. Игра «морской бой»

Упражнение направлено на улучшение навыков анализа и синтеза слогов, а также формирование словарного запаса школьника. Ребенку предоставляется игровое поле с изображением кораблей. На каждом нарисованном кораблике написаны слоги. Взрослому необходимо называть координаты морского судна на поле, а школьнику – находить нужную клетку и выписывать обозначенный в ней слог. Отыскивая кораблики в правильном порядке, учащийся сможет составлять слова из выписанных слогов.

Например:

  • (Е5, Б6) бух – та: бухта;
  • (Д3, И8) бук – сир: буксир;
  • (Б2, Г10) па – ром: паром;
  • (Г2, Ж7, З3) ко – раб – ли: корабли;
  • (Д7, А9, Е1) ка – пи – тан: капитан.

7. Чтение слов с одинаковым корнем

Упражнение позволяет улучшать навыки чтения, а также восполнять упущения в развитии лексического словарного запаса. Ребенку выдаются карточки, с написанными на них схожими по звучанию и значению словами. Их необходимо распределить на два столбика, соответственно смысловой нагрузке:

  • карточки первой группы: гора, горка, горушка, горный, гористый, пригорок;
  • карточки второй группы: горе, горько, горевать, горюшко, пригорюнился, горемычный.

8. Работа над установкой правильного порядка слов

Задание направлено на улучшение понимания школьником текста, который он читает. Задача заключается в составлении предложений в соответствии с картинкой. Ребенку необходимо правильно заполнить пропуски, описывая изображение. При этом, важно следить, чтобы порядок слов был правильным, а предложения сконструированы корректно.

Девочка катается.
_______ _______ на _______.
_______ _______ на _______ в_______.
_______ _______ на _______ в_______ и ________.

Систематическое проведение подобных игровых упражнений помогает ученику справляться с трудностями, возникающими при освоении навыков чтения. Дислексики существенно улучшают технику и качество чтения, совершенствуют навыки работы с текстовым материалом, а также повышают самооценку и уверенность в себе. При этом, важно помнить, что правильно скорректировать дислексию может только специалист, который подберет наиболее подходящие для конкретной формы заболевания виды работ и упражнений.

Источник

До поступления в первый класс ваш ребенок был таким, как и все остальные дети: бегал, прыгал, читал стихи наизусть, занимался лепкой, рисованием, может быть даже посещал какие-то кружки и спортивные секции – словом рос нормальным, активным и здоровым ребенком. И вот, начав учиться в школе, вы сталкиваетесь с проблемой: ребенок не хочет идти в школу, поскольку не успевает по предметам. Как нормальный родитель, вы идете к классному руководителю и слышите от него, что ваш малыш не воспринимает письменную речь и, возможно, вам следует обратиться к врачу. К какому врачу вести ребенка, как бороться с возникшей проблемой и что такое «дислексия» — читайте в материалах этой статьи.

Читайте также:  Комплексные упражнения в домашних условиях видео

Что такое дислексия

Дислексия – это нарушение восприятия письменной речи. В возрасте 7-8 лет, в начальной школе, ребенок с дислексией начинает испытывать трудности на уроках чтения: он читает медленнее, чем его одноклассники, путает отдельные слоги, не может составить слово из букв. При этом в остальном его умственное развитие не нарушено. Для того, чтобы считаться патологией, такие изменения должны быть стойкими и не являться следствием слепоты, тугоухости либо отсутствия благоприятных условий для обучения.

Впервые дислексия была открыта в 1887 году Рудольфом Берлином. Он описал мальчика, который был не способен научиться читать, несмотря на высокий уровень интеллектуальных способностей. Интересно, что взрослые, страдающие этим отклонением, могут читать тексты в любом направлении: как слева направо, так и справа налево, а 10% даже демонстрируют более высокую скорость чтения в обратном порядке.

Виды дислексии

В результате понижения активности в некоторых участках головного мозга у детей развиваются различные виды дислексии. Всего в медицинской практике насчитывают 5 видов этого заболевания: фонематическая, семантическая, аграмматическая, оптическая и мнестическая дислексии. Рассмотрим каждый вид в отдельности.disleksiya-u-mladshih-shkolnikov-korrekciya-uprazhneniya.jpg

Фонематическая дислексия

Фонема (или слог) – это единица слова, от которой зависит его смысл, хотя сама по себе никакого значения она не несет. Дети с этой формой дислексии могут путать близкие по звучанию слова (шок-сок, дверь-зверь), изменять порядок букв в слове или слогов (липа – пила, кабан-банка, сосна-насос и так далее).

Семантическая дислексия

Техника чтения в этом случае не нарушена, ребенок правильно озвучивает написанные буквы и слоги. Однако значение слов ускользает от него, они воспринимаются так, будто не связаны между собой смысловыми и синтаксическими взаимоотношениями.

Этот вид дислексии еще называется механическим чтением. Такие дети не могут пересказать смысл прочитанного, и значительно лучше воспринимают новую информацию на слух.disleksiya-u-mladshih-shkolnikov-korrekciya-uprazhneniya.jpg

Аграмматическая дислексия

Аграмматическая дислексия выражается в неспособности согласовать окончания слов между собой. Этот тип патологии чаще сопровождается другими нарушениями речи (например, нарушением понимания устной речи). Аграмматический дислектик использует неправильное число или род, не подходящие по смыслу падежи (красивый тетрадь, в шкафам, большая дядя и так далее).

Оптическая дислексия

Ребенку трудно отличить буквы, похожие по написанию между собой. Это может касаться букв, близких визуально (О-С, Р-В) или тех, которые состоят из схожих, но по-разному расположенных частей (П-Н, Г-Т). В этом случае при чтении ребенок путает буквы в слогах, неправильно читает слова и предложения.

Мнестическая дислексия

При этой форме ребенок не может запомнить, как выглядит та или иная буква в принципе. Особой подгруппой является тактильная дислексия, которая развивается у слепых детей, неспособных овладеть шрифтом Брайля.

Признаки дислекции у дошкольников

Дислексию очень тяжело заподозрить в раннем возрасте, пока ребенок не начнет учиться читать. Тем не менее, некоторые косвенные признаки должны вызывать у родителей настороженность.

disleksiya-u-mladshih-shkolnikov-korrekciya-uprazhneniya.jpg

Для того, чтобы в домашних условиях родители могли определить, нуждается ли их ребенок в консультации врача логопеда, рекомендуем пройти своеобразный тест и ответить на следующие вопросы. За каждый утвердительный ответ засчитывайте себе 1 бал.

Итак, тест на определение возможных нарушений.

  1. Ребенок научился говорить поздно, медленно пополняет словарный запас или долго не может вспомнить название какого-либо предмета.
  2. Иногда возникает путаница в порядке расположения букв в слове или целых слогов, это сильнее выражено при пересказе сказок или мультфильмов и меньше в повседневном разговоре.
  3. Проблемы с запоминанием геометрических фигур, ребенок путает названия или затрудняется нарисовать нужную фигуру.
  4. Медленное освоение навыков мелкой моторики (завязывание шнурков, застегивание пуговиц), нарушение координации движений. Часто такие дети путают правую и левую сторону.
  5. Элементарные навыки письма или рисования даются малышу очень тяжело.
  6. Ребенку неудобно держать ручку или карандаш, он старается избегать рисования, не может копировать простые символы (палочки, кружочки) или воспроизводит их с ошибками (путает плюс и минус).

Если вы утвердительно ответили на 2 и более вопросов, найдите время ,чтобы посетить логопеда.

В дальнейшем, по мере того, как ребенок начинает готовиться к школе и осваивать азы умения читать, могут появляться жалобы на головную боль, быструю утомляемость. Такие дети стараются под любым предлогом избежать чтения, не понимают смысла написанных слов, не могут пересказать текст. Иногда дислектик может прищуривать один глаз во время чтения, держать книгу под углом или вверх ногами.disleksiya-u-mladshih-shkolnikov-korrekciya-uprazhneniya.jpg

Очень часто такие дети эмоциональны, тревожны, испытывают трудности при общении со сверстниками, могут становиться объектом насмешек в детском коллективе.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Причины дислекции у дошкольников

Вероятно, многих родителей интересует, с чем же связано возникновение подобного заболевания у детей, считается ли вообще подобное состояние болезненным. В соответствии с принятым в 2015 году определением, Международная ассоциация дислексии считает дислексию нарушением нейрологического происхождения. Фактически, нарушается формирование ассоциативных связей между участками коры больших полушарий, то есть данные, полученные во время чтения, не соотносятся с информацией, которая хранится в памяти ребенка.

Читайте также:  Центр бубновского упражнения в домашних условиях

Причины подобного нарушения связаны с множеством негативных факторов, воздействующих на ребенка. Сюда относят и генетическую предрасположенность, и особенности эмбрионального развития плода во время беременности и многое другое. Рассмотрим причины дислексии более подробно.

Дислексия может передаваться по наследству, поэтому нередко встречаются случаи проявления ее у близких родственников. В настоящее время известно несколько генетических мутаций, наличие которых существенно увеличивает вероятность развития дислексии: DYX1C1, KIAA0319, DCDC2. Близнецовые исследования также подтверждают высокий уровень наследуемости данной патологии (среди однояйцевых близнецов она встречается значительно чаще, чем среди разнояйцевых).

Формирование дислексии может быть связано с минимальной мозговой дисфункцией, которое возникает из-за кислородного голодания головного мозга плода во время беременности или при родах.disleksiya-u-mladshih-shkolnikov-korrekciya-uprazhneniya.jpg

Причины недостатка кислорода во внутриутробном периоде:

  • анемия тяжелой степени у матери во время беременности
  • пороки сердца
  • фетоплацентарная недостаточность
  • предждевременная отслойка плаценты
  • аномалии развития пуповины
  • инфекционные заболевания (корь, грипп, краснуха и т.д.)
  • алкогольная интоксикация

У детей, больных дислексией, нарушена функция височной доли левой половины головного мозга (задняя часть левой средней височной извилины). Часто встречается ассиметрия коры полушарий, левое полушарие развито недостаточно (поэтому иногда дислексию связывают с латентной склонностью ребенка к тому, чтобы быть левшой).

Еще одна теория связывает дислексию с патологией мозолистого тела – это структура, которая обеспечивает функциональную связь полушарий между собой. Эти данные получены с помощью нейровизуализационных методик (КТ, МРТ, ПЭТ).

Безусловно, нельзя игнорировать значение социальных факторов в формировании дислексии. К этим причинам относятся дефицит общения ребенка с родителями, неблагоприятный психологический климат в семье, мало внимания, которое уделялось развитию и воспитанию дошкольника.

Методы коррекции дислексии у детей

Крайне важно начать коррекцию дислексии в возрасте до 10 лет. Лечением дислексии занимается логопед либо узкий специалист по дислексии. В зависимости от вида дислексии, существуют различные подходы к ее лечению.disleksiya-u-mladshih-shkolnikov-korrekciya-uprazhneniya.jpg

Оптическая дислексия может являться следствием нарушения бинокулярного зрения (способность смотреть на предмет двумя глазами). В этом случае необходима консультация офтальмолога и специальные упражнения для глазных мышц.

Если у ребенка имеются признаки развития оптической дислексии, ограничьте его пребывание за компьютером. Нарушение остроты зрения может быть сопутствующим заболеванием вашего малыша. Да и для других детей допустимое время игр в компьютерные игры должно строго регламентироваться. 30 минут в день или 2 часа в выходные. Злоупотребление компьютерными гаджетами ведет к тому, что ребенок рискует пойти в школу близоруким.

Фонематическая дислексия корректируется с помощью мультисенсорной методики интегрального обучения. Однако не всегда удается достичь успешного результата.
Очень важно учить ребенка ориентироваться в пространстве, отличать правую и левую стороны, развивать память, особенно визуальную, внимание, мелкую моторику, объяснять грамматические правила русского языка.disleksiya-u-mladshih-shkolnikov-korrekciya-uprazhneniya.jpg

Наиболее трудно поддается коррекции механическое чтение (семантическая форма дислексии). Самой перспективной при этом типе дислексии является методика Дейвиса. Она основывается на концепции «ориентации», или способности ребенка освоить механизм переключения сознания таким образом, чтобы он смог воспринимать окружающий мир и его символы правильно. Эта методика позволяет воспринять слова и символы и воссоздать их образы без искажения.

Упражнения для коррекции дислексии у младших школьников

Если вы заподозрили, что у ребенка есть какая-либо форма дислексии, или он попадает в группу риска, то следующий перечень развивающих заданий и упражнений – для вас. Да и с целью всестороннего развития своего малыша, с целью развивать у него логическое и абстрактное мышление, эти упражнения тоже можно использовать.

  • Ребусы, кроссворды, загадки. Эти упражнения помогают развивать образность мышления, обогащают словарный запас, формируют ассоциативные связи в головном мозге.
  • Упражнение «лодочка-замочек». Этот прием эффективен, если ребенок не складывает буквы в слоги. Сочетание согласный и гласный звук обозначается лодочкой и произносится плавно (ма-ши-на), а сочетание двух согласных – замочком (страх, мышка) и произносится отрывисто.
  • Игра «Вторая половинка». Ребенок должен угадать окончание слова, увидев его первую половину, например мороже(ное), чело(век), теле(фон).
  • Пропущенные буквы. Например, при написании слова «чемодан» пропускают 2 или 3 буквы, ребенок должен узнать слово и произнести его. Например, л_ебе_ь; к_рус_ль.

disleksiya-u-mladshih-shkolnikov-korrekciya-uprazhneniya.jpgПри посещении занятий с логопедом, специалист будет направлять ребенка и подбирать более подходящие для имеющейся формы заболевания способы ее коррекции.

Вместо заключения

disleksiya-u-mladshih-shkolnikov-korrekciya-uprazhneniya.jpgВырастить ребенка – большой труд. Правильно организовать занятия по его развитию – целый талант и огромная ответственность. Если ваш ребенок еще не дорос до начальной школы, проводите все занятия с ним в игровой форме, чтобы у него не возникало подобных проблем с восприятием письменной речи. Ну а если дислексия все же выявилась – не отчаивайтесь. Своевременное обращение за помощью к специалистам и добросовестное выполнение их требований – путь к успеху.

Источник