Комплекс упражнений врожденный вывих бедра

Комплекс упражнений врожденный вывих бедра thumbnail

Сегодня публикую

комплекс специальных

упражнений для дошкольников

с врожденным вывихом бедра

Упражнения ЛфК проводятся у таких детей ,

начиная с первого года жизни в комплексе с другими методами лечения

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать

ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каж-

дой ноги.

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх

прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые

ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повто-

рить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение — лежа на

здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. По-

вторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 6. Исходное положение — лежа на

животе, на ноге (на стороне оперированного сустава),

в области средней трети голени закрепить отягощение

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на жи-

воте. Напрягать и расслаблять мышцы ягодиц 6-8 раз.

Упражнение 8. Исходное положение — лежа на жи-

воте. Легко поколачивать пятками по ягодицам 4-6 раз.

Упражнение 9. Исходное положение — стоя на чет-

вереньках. Отводить согнутую ногу в сторону. Повто-

рить 3-4 раза каждой ногой.

Упражнение 10. Отбивать мяч, подвешенный на вы-

соте 0,5 м, пяткой по 4-6 раз каждой ногой.

При неэффективности консервативных методов ле-

чения проводят артротомию с артропластикой. В пери-

од перед операцией (1,5-3 месяца) проводятся общеук-

репляющие и тонизирующие упражнения, тренируется

навык произвольного расслабления мышц (что необхо-

димо для скелетного вытяжения при высоком стоянии

головки бедра).

На второй день после операции назначается лечеб-

ная гимнастика для укрепления ягодичных мышц, уве-

личения подвижности в тазобедренном суставе. Гипсо-

вую повязку снимают через 1 месяц после операции.

комплекс специальных

упражнений в послеоперационный период

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно сгибать и разгибать

ноги в коленном суставе. Повторить 8-10 раз для каж-

дой ноги.

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Попеременно поднимать вверх

прямые ноги. Повторить 8-10 раз для каждой ноги.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на жи-

воте, ноги вытянуты. Одновременно поднимать прямые

ноги вверх. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить ногу, согнутую в колене. Повто-

рить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение — лежа на

здоровом боку. Отводить в сторону прямую ногу. По-

вторить 5-6 раз для каждой ноги.

Упражнение 6. Исходное положение — лежа на

животе, на ноге (на стороне оперированного сустава),

в области средней трети голени закрепить отягощение

(мешочек с песком). Отводить прямую ногу с отяго-

щением вверх. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на здо-

ровом боку. Отводить прямую ногу с отягощением в сто-

рону. Повторить 3-5 раз для каждой ноги.

Источник

Вместе с обычным лечением дисплазии тазобедренных суставов у маленьких детей применение ЛФК и массажа тазобедренного сустава может существенно улучшить ход восстановления. Комплексный подход лечения врожденного вывиха бедра, начатый почти с рождения малыша, помогает справиться с недугом полностью и настолько эффективно, что ребенок в дальнейшем не имеет проблем с тазобедренным суставом.

Гимнастика, лечебный массаж являются основой лечебной физической культуры и взаимно дополняют друг друга для более качественной лечебной терапии. Разберем основные рекомендации по ЛФК, ее пользу и комплекс упражнений.

Польза гимнастики при дисплазии, ее особенности

Дисплазия тазобедренных суставов у детей

При дисплазии тазобедренных суставов применяется лечение «положением». В нее входят:

  • Массаж;
  • ЛФК;
  • Широкое пеленание;
  • Наложение шины.

Чаще обходятся данными способами, учитывая, что они достаточно эффективны. Особенно хорошо они помогают при раннем начале лечения. Часто при слабой выраженности дисплазии обходятся одним, максимум двумя, курсами ЛФК, что доказывает их эффективность.

ЛФК при дисплазии тазобедренных суставов у детей

Важно помнить, что пока ребенок не научился сидеть и ходить, нельзя выполнять упражнения типа «сидя на корточках», «стоя» и любые другие в вертикальном положении. Дополнительная нагрузка может привести к дальнейшей деформации тазобедренного сустава. ЛФК здесь будет в лучшем случае бесполезна.

Заниматься лечебной физкультурой с ребенком с дисплазией можно дома. Тогда очень легко выбрать подходящее время, когда ребенок накормлен, хорошо выспался, что говорит о его хорошем самочувствии. Это важно для грудничков. При проведении ЛФК в стационаре важно выбрать такое же подходящее время.

Первые несколько сеансов гимнастики маме малыша лучше доверить провести специалисту, пройти инструктаж, а потом повторять комплекс в домашних условиях.

Для занятий нужна твердая поверхность (обычный стол, пеленальный стол или доска). На нее необходимо постелить непромокаемую (на случай неожиданных «аварий») или простую пеленку. Температура воздуха должна быть комфортной (около 21℃), в помещении не должно быть сквозняков.

Руки взрослого следует вымыть. Они не должны быть холодными, чтобы ребенку было комфортно. Движения руками нужно выполнять плавно, без рывков. Ребенку не должно быть больно.

Ортопедом ЛФК обычно назначается курсом от 10 до 15 сеансов гимнастики. Дополнительные курсы через полтора-два месяца необходимы для закрепления результата. В домашних условиях их можно проводить на постоянной основе по несколько раз в день до окончательного выздоровления.

Подготовка к гимнастике

Подготовка к гимнастике

Перед самими занятиями ребенка нужно подготовить. Разминка позволит основному курсу гимнастики быть более эффективным.

Вначале начинают массировать внешнюю сторону бедер, затем остальную часть ног, включая голеностоп и сами стопы. Внутреннюю поверхность бедер у гениталий трогать нельзя. Второй этап: сделать легкие растирания по кругу или прямыми движениями (без смещения кожи и сильного сдавливания) самого поврежденного сустава.

В последнюю очередь малышу массируют поясницу для усиления кровотока в нижней части тела. Основные движения – поглаживания и растирания.

Разминка нужна для настраивания малыша на дальнейшие процедуры. Она позволит ребенку «включиться» в процесс и постепенно привыкать к нагрузкам. Подготовка не должна затягиваться: максимум 5 минут. Иначе малыш вряд ли сможет вытерпеть весь сеанс гимнастики и быстро устанет.

Комплекс упражнений при дисплазии

Гимнастику рекомендовано проводить с помощью следующих упражнений:

  1. Ребенок в положении лежа на животе. Пятки малыша берутся в одну руку, плавно подводятся к ягодицам и выпрямляются. Движения напоминают «лягушку»;Движения напоминают лягушку
  2. В положении на животе поочередно отводятся ноги в сторону (влево-вправо). Колени не сгибать;
  3. То же положение. Поочередно сгибаются ноги ребенка в коленном и тазобедренном суставе. Упражнение напоминает «лягушку», но для одной ноги;
  4. Подведение пяток к ягодицам в положении на животе с целью побуждения ребенка к ползанью (имитации ползания путем отталкивания);
  5. Положение «на спине». Ноги ребенка разводятся в стороны, не сгибая в коленном суставе;
  6. Положение «на спине». Сгибание тазобедренных и коленных суставов одной ноги и ее отведение поочередно. Коленом постараться достать до поверхности;
  7. Упражнение «раскрытая книга». В положении «на спине» ребенку сгибаются тазобедренные и коленные суставы и одновременно разводят в стороны на максимальный угол. На небольшое время задержать положение в крайней точке. Упражнение не должно доставлять боли малышу!;
  8. То же положение. Ноги ребенка сгибаются в коленях и притягиваются к груди сначала поочередно, затем одновременно. Спина малыша слегка округляется;
  9. То же положение «на спине». Ноги к груди подтягиваются без сгибания в коленях: сначала вместе, затем по одной;
  10. Поочередное и одновременное вращение ног ребенка, согнутых в коленном и тазобедренном суставах, вовнутрь и наружу. Движения должны быть плавными, без рывков;
  11. Упражнение «велосипед». Нужно делать ногами ребенка движения, имитирующие езду на велосипеде;
  12. Положение «на спине». «Рисование» в воздухе прямыми ногами цифр, вращение в разные стороны, упражнение «ножницы»;
  13. Упражнение «ладушки» стопами ног.
Читайте также:  Упражнения для ягодиц и бедер с тренажерами

Это основной, но не исчерпывающий, список активных упражнений, которые доказали свою эффективность в борьбе с дисплазией тазобедренных суставов у детей. Между самими упражнениями можно слегка потрясти ногами ребенка, немного погладить их, снимая напряжение.

В пассивный список упражнений входят массирование сустава и стоп ребенка, которые помогают усилит эффект от лечебной гимнастики. Активные и пассивные упражнения нужно чередовать.

Упражнения на мяче

Мяч – это отличный помощник при лечении дисплазии тазобедренных суставов. Он помогает ставить сочленения таза в нужное положение, а также тренировать все мышцы тела. Мяч перед занятием лучше покрыть пеленкой, так как малыш может испугаться новых ощущений при соприкосновении с поверхностью нового тренажера.

Основной комплекс при работе с мячом:

  • Положить ребенка на спину, придерживая за спину одной рукой. Второй рукой взять ногу и вращать в одну сторону, затем во вторую. То же самое сделать со второй ногой.
  • Ребенка положить на живот. Сдвигать каждую ногу в сторону, сгибая ее в колене. Одной рукой при этом придерживать ребенка за поясницу.

Упражнения на мяче

Если ребенок отказывается заниматься на мяче, сильно нервничает и зажимается, то нужно прервать упражнения на несколько недель и попробовать снова.

Рекомендации по проведению гимнастики

Количество повторений нужно постепенно увеличивать. Это важно, ведь поначалу малышу подобные движения будут в новинку и могут не понравиться сразу. Привыкать к ним нужно, понемногу увеличивая нагрузку и добавляя разнообразные упражнения.

Во время сеанса с ребенком обязательно ласково и спокойно разговаривать, петь песенки или рассказывать стихи и прибаутки, чтобы снять напряжение у малыша и превратить лечебную гимнастику в увлекательную игру. Когда ребенок здоров, то лучше не делать перерывов в занятиях.

Основной успех ЛФК в ее регулярности. К исключениям относят повышение температуры, болезнь, проблемы с сердцем и нервной системой. Перед проведением гимнастики следует посоветоваться со специалистами.Следует посоветоваться со специалистами

Нужно следить за состоянием малыша. Если он нервничает, плачет, то можно остановить гимнастику. Возможно, он устал, и предложенная нагрузка оказалась ему чрезмерной. Совет один: дать ребенку отдохнуть и продолжить занятия в другой раз.

ЛФК – это часть всего лечения. К курсу рекомендуется добавить массаж, выполняемый специалистом, физиотерапевтические процедуры.

При серьезной степени дисплазии, когда ребенку накладывается специальная шина или назначено широкое пеленание, некоторые виды упражнений могут быть недоступны для выполнения. Не стоит их выполнять, если при их выполнении смещается шина или повязка.

Проверка результатов

Оценивать эффективность ЛФК нужно после каждого курса гимнастики (через 10-15 сеансов). Оценку проводит врач-ортопед при стандартном осмотре. Для детального анализа делают рентгеновский снимок тазобедренных сочленений. На его основе врач может корректировать ход лечения, добавив новые методы лечения или убрав ненужные.

Дисплазия тазобедренных суставов встречается очень часто: примерно у каждого седьмого малыша. Если совсем ее не лечить, то она приведет к расшатыванию сустава, его нестабильности. Это прямой путь к инвалидности.

Гимнастика дает заметные результаты, особенно при раннем применении с первых месяцев жизни ребенка.

Современные способы лечения помогают забыть о диагнозе навсегда, но в большой профессиональный спорт лучше не идти. Кстати, гимнастика является отличной подготовкой к первым шагам. Благодаря крепким связкам и мышцам, малыш начинает быстрее ходить.

Источник

Наиболее частая деформация опорно-двигательного аппа­рата из всех врожденных пороков развития встречается у 2—3 детей из каждой 1000 новорожденных. Врожденный вывих бедра чаще (в 5 раз) встречается у девочек, поражая преимуществен­но левый тазобедренный сустав. Отмечается недоразвитие всех составляющих элементов тазобедренного сустава: неглубокая вертлужная впадина, медленно окостеневающая небольшая головка бедра с укороченной шейкой, недоразвитие капсуло-связочного и мышечного аппарата, растяжение суставной сум­ки. При этом головка бедренной кости смещается кверху и кза­ди по подвздошной кости.
Клиническая картина врожденного вывиха бедра проявляется с первых дней жизни в ограничениях пассивного отведе­ния согнутых в тазобедренном и коленном суставе ног, нали­чии симптома соскальзывания или «щелчка» в момент отведе­ния и последующего сведения бедра, асимметрии ягодичных складок и складок на внутренней поверхности бедра, наружной ротации бедра со стороны вывиха, лордозе поясничного отде­ла, атрофии ягодичных мышц, снижении температуры тела со стороны повреждения. Перечисленные симптомы не всегда ярко выражены. В более поздние сроки постановки диагноза отме­чается укорочение конечности, позднее начало ходьбы и «ути­ная» походка (плавно переваливающаяся). Раннее начало лечения приносит наиболее эффективные ре­зультаты. Лечение врожденного вывиха бедра начинают в ро­дильном доме с широкого пеленания в течение первых 3 ме­сяцев. Тактика последующего лечения может быть консерватив­ной или оперативной. При консервативном лечении осуществля­ется ортопедическое вправление тазобедренного сустава шина­ми ЦИТО, Волкова, Виленского и др., гипсовой повязкой в те­чение 3—4 месяцев с общей длительностью воздействия от 1 до 3 лет. Цель данного метода лечения — щадящее постепенное восстановление формы сустава и длительная фиксация в поло­жении максимальной коррекции. Оперативное лечение приме­няют при отсутствии положительных результатов консерватив­ного лечения. Осуществляется артротомия с артропластикой. В реабилитации детей с врожденным вывихом бедра ле­чебная физкультура является основным средством формирова­ния здорового сустава и единственным средством поддержа­ния моторного развития ребенка.

Читайте также:  Эффективные видео упражнения для живота и бедер

Задачи ЛФК— профилактика и устранение контрактуры приводящих
мышц бедра; — формирование тазобедренных суставов, восстановление
их формы, фиксация суставов в положении максималь­
ной коррекции (совместно с ортопедами); — укрепление мышц, производящих движение в тазобед­ренных суставах (сгибание, разгибание, отведение, вращение внутрь); — развитие в полном объеме активных движений в тазо­бедренных суставах;— коррекция вальгусного положения коленных и голено­стопных суставов, возникающих при лечении с исполь­зованием шин.

Средства реабилитации, используемые при врожденном выви­хе бедра: лечение положением, физические упражнения и мас­саж, дополненные физиотерапевтическими процедурами.

Лечение положением — одно из первых и наиболее дос­тупных средств, используется и осуществляется родителями. 1. При незначительной дисплазии в течение первых 3 меся­цев используется широкое пеленание (вчетверо сложенную пеленку кладут между согнутыми и отведенными бедра­ми).

, Рис. 31. Основные упражнения при врожденном вывихе бедра для детей раннего возраста: / — отведение прямых ног в стороны; 2 — круговые движения ногами; 3— отведение согнутых ног в стороны; 4— опускание прямых ног в стороны; 5 — приподнимание ног и опускание их разведенными; 6 — попеременное сгибание ног в разведенном положении (проводятся 2 раза в день)

2. У ребенка, сидящего на коленях у матери лицом к ней,
ножки разведены в стороны, спинка поддерживается. Ког­
да мама стоит, ребенок, повернутый к ней лицом, ножка­
ми охватывает ее туловище. При ношении ребенка исполь­
зуется сумка-«кенгуру», длительное использование которой
нежелательно, так как приводит к устойчивому отведению
передних отделов стопы кнаружи и их вальгированию.
3. В положении лежа на животе ноги ребенка с отведенными
и согнутыми стопами должны быть вне матраца, в против­
ном случае усиливается спазм мышц — аддукторов бедер.
Физические упражнения бывают общеразвивающие и спе­циальные; первые начинают использовать с начала жизни ре­бенка в качестве рефлекторных упражнений, а по мере его взрос­ления — с учетом его психомоторного развития. Специальные упражнения способствуют улучшению трофических процессов в тазобедренных суставах, мышцах бедер и ягодиц. С учетом возраста ребенка применяются пассивные (до года) и активные упражнения (от 1 до 3 лет). На первом году жизни, как правило, физические упражне­ния сочетаются с массажем. При врожденном вывихе бедра обычно используют классический массаж с приемами погла­живания, растирания и легкое разминание мышц поясничной области, ягодиц, передней, задней и боковой поверхности бед­ра и мягкий точечный массаж ягодичных мышц у головки бед­ра в сочетании с приемами расслабления мышц, приводящих бедро. Эффективны также теплые ванны, подводный массаж, парафиновые аппликации, грязелечение. С детьми старше 3 месяцев родители занимаются лечебной гимнастикой 3—5 раз в день по 5—10 мин. Для детей дошколь­ного возраста для закрепления результатов консервативного ле­чения, а в некоторых случаях и для долечивания используется лечебная гимнастика не реже 3 раз в неделю по 20—25 мин с применением активных физических упражнений в разгрузоч­ном и.п. Примерный комплекс ЛГ для детей дошкольного воз­раста (5—6 лет).

Вводная часть занятия (3—5 мин).

Источник

Наиболее частая деформация опорно-двигательного аппа­рата из всех врожденных пороков развития встречается у 2—3 детей из каждой 1000 новорожденных. Врожденный вывих бедра чаще (в 5 раз) встречается у девочек, поражая преимуществен­но левый тазобедренный сустав. Отмечается недоразвитие всех составляющих элементов тазобедренного сустава: неглубокая вертлужная впадина, медленно окостеневающая небольшая головка бедра с укороченной шейкой, недоразвитие капсуло-связочного и мышечного аппарата, растяжение суставной сум­ки. При этом головка бедренной кости смещается кверху и кза­ди по подвздошной кости.

Клиническая картинаврожденного вывиха бедра проявля-

ется с первых дней жизни в ограничениях пассивного отведе­ния согнутых в тазобедренном и коленном суставе ног, нали­чии симптома соскальзывания или «щелчка» в момент отведе­ния и последующего сведения бедра, асимметрии ягодичных складок и складок на внутренней поверхности бедра, наружной ротации бедра со стороны вывиха, лордозе поясничного отде­ла, атрофии ягодичных мышц, снижении температуры тела со стороны повреждения. Перечисленные симптомы не всегда ярко выражены. В более поздние сроки постановки диагноза отме­чается укорочение конечности, позднее начало ходьбы и «ути­ная» походка (плавно переваливающаяся).

Раннее начало лечения приносит наиболее эффективные ре­зультаты. Лечение врожденного вывиха бедра начинают в ро­дильном доме с широкого пеленания в течение первых 3 ме­сяцев. Тактика последующего лечения может быть консерватив­ной или оперативной. При консервативном лечении осуществля­ется ортопедическое вправление тазобедренного сустава шина­ми ЦИТО, Волкова, Виленского и др., гипсовой повязкой в те­чение 3—4 месяцев с общей длительностью воздействия от 1 до 3 лет. Цель данного метода лечения — щадящее постепенное восстановление формы сустава и длительная фиксация в поло­жении максимальной коррекции. Оперативное лечение приме­няют при отсутствии положительных результатов консерватив­ного лечения. Осуществляется артротомия с артропластикой.

В реабилитации детей с врожденным вывихом бедра ле­чебная физкультура является основным средством формирова­ния здорового сустава и единственным средством поддержа­ния моторного развития ребенка. Задачи ЛФК (по В.Л. Стар­ковой) (рис. 31):

— профилактика и устранение контрактуры приводящих
мышц бедра;

— формирование тазобедренных суставов, восстановление
их формы, фиксация суставов в положении максималь­
ной коррекции (совместно с ортопедами);

— укрепление мышц, производящих движение в тазобед­
ренных суставах (сгибание, разгибание, отведение, вра­
щение внутрь);

— развитие в полном объеме активных движений в тазо­
бедренных суставах;

— коррекция вальгусного положения коленных и голено­стопных суставов, возникающих при лечении с исполь­зованием шин.

Средства реабилитации, используемые при врожденном выви­хе бедра: лечение положением, физические упражнения и мас­саж, дополненные физиотерапевтическими процедурами.

Лечение положением — одно из первых и наиболее дос­тупных средств, используется и осуществляется родителями. 1. При незначительной дисплазии в течение первых 3 меся­цев используется широкое пеленание (вчетверо сложенную пеленку кладут между согнутыми и отведенными бедра­ми).

, Рис. 31. Основные упражнения при врожденном вывихе бедра для детей раннего возраста: / — отведение прямых ног в стороны; 2 — круговые движения ногами; 3— отведение согнутых ног в стороны; 4— опускание прямых ног в стороны; 5 — приподнимание ног и опускание их разведенными; 6 — попеременное сгибание ног в разведенном положении (проводятся 2 раза в день)

2. У ребенка, сидящего на коленях у матери лицом к ней,
ножки разведены в стороны, спинка поддерживается. Ког­
да мама стоит, ребенок, повернутый к ней лицом, ножка­
ми охватывает ее туловище. При ношении ребенка исполь­
зуется сумка-«кенгуру», длительное использование которой
нежелательно, так как приводит к устойчивому отведению
передних отделов стопы кнаружи и их вальгированию.

Читайте также:  Упражнения для девушек бедра

3. В положении лежа на животе ноги ребенка с отведенными
и согнутыми стопами должны быть вне матраца, в против­
ном случае усиливается спазм мышц — аддукторов бедер.

Физические упражнения бывают общеразвивающие и спе­циальные; первые начинают использовать с начала жизни ре­бенка в качестве рефлекторных упражнений, а по мере его взрос­ления — с учетом его психомоторного развития. Специальные упражнения способствуют улучшению трофических процессов в тазобедренных суставах, мышцах бедер и ягодиц. С учетом возраста ребенка применяются пассивные (до года) и активные упражнения (от 1 до 3 лет).

На первом году жизни, как правило, физические упражне­ния сочетаются с массажем. При врожденном вывихе бедра обычно используют классический массаж с приемами погла­живания, растирания и легкое разминание мышц поясничной области, ягодиц, передней, задней и боковой поверхности бед­ра и мягкий точечный массаж ягодичных мышц у головки бед­ра в сочетании с приемами расслабления мышц, приводящих бедро. Эффективны также теплые ванны, подводный массаж, парафиновые аппликации, грязелечение.

С детьми старше 3 месяцев родители занимаются лечебной гимнастикой 3—5 раз в день по 5—10 мин. Для детей дошколь­ного возраста для закрепления результатов консервативного ле­чения, а в некоторых случаях и для долечивания используется лечебная гимнастика не реже 3 раз в неделю по 20—25 мин с применением активных физических упражнений в разгрузоч­ном и.п. Примерный комплекс ЛГ для детей дошкольного воз­раста (5—6 лет).

Вводная часть занятия (3—5 мин)

1. Ходьба с коррекцией неправильной установки стоп.

2. Дыхательные упражнения в ходьбе или стоя, с равномер­
ной нагрузкой на обе конечности.

Основная часть занятия (15—20 мин), исходное положение лежа на спине

3. Попеременное сгибание — разгибание стоп (4—6 раз).

4. Попеременное сгибание — разгибание ног в коленном и
тазобедренном суставах (6—8 раз).

5. Отведение и приведение прямой ноги. Движение выполня­
ется без опоры о пол (4—6 раз каждой ногой). Носок на
себя, стопа удерживается вертикально. Дыхание произволь­
ное.

6. Одновременно потянуться двумя руками вверх, пятками
вниз. Вернуться в исходное положение и расслабиться (3—
4 раза). Дыхание произвольное (самовытяжение).

7. Попеременно отбивать ногами подвешенный на высоте 40—
50 см мяч, 4—6 раз каждой ногой.

8. Ноги согнуты, стопы стоят на полу. Медленное, плавное
разведение ног в стороны и возвращение назад (4—6 раз).
Дыхание произвольное.

9. Методист удерживает ноги ребенка за голеностопный сус­
тав и выполняет легкую вибрацию всей конечности (3—
4 раза каждую ногу). Можно выполнить на двух конечнос­
тях одновременно.

10. Лежа на здоровом боку, отвести прямую ногу в сторону,
вернуться назад (4—6 раз).

11. В исходном положении лежа на животе: напрягать и рас­
слаблять ягодичные мышцы, 6—8 раз.

12. Движение ногами, как при ползании по-пластунски (4—6 раз
каждой ногой).

13. Как в упр. 7, но отбивать мяч пяткой (4—6 раз каждой но­
гой).

14. Легкое поколачивание пятками по ягодицам 4—6 раз. Пау­
за отдыха.

15. Стоя на четвереньках, отвести согнутую ногу до горизон­
тального уровня (3—4 раза каждой ногой).

16. Игра.

Заключительная часть — 2—3 мин.

17. Ходьба, с попеременным потряхиванием ногами.

18. Стоя, руки в стороны, сжать — разжать пальцы кисти (3—
4 раза).

При оперативном методе лечения в реабилитации детей с врожденным вывихом бедра выделяют 5 периодов: предопе­рационный,период иммобилизации,период пассивных движе­ний(ранний постиммобилизационный), период активных дви­жений(поздний постиммобилизационный), период обучения ходьбе(тренировочный). Лечебная гимнастика начинается с первого дня поступления ребенка в стационар на оперативное лечение. Задачи ЛГ предоперационногопериода: оказать об­щеукрепляющее и тонизирующее действие; улучшить обмен веществ, функцию мышц тазобедренного сустава. Длитель­ность данного периода варьирует от 1,5 до 3 мес. Под дей­ствием физических упражнений улучшается функциональное состояние мышц тазобедренного сустава. Ребенок приобрета­ет навык расслабления мышц, что особенно важно при ис­пользовании скелетного вытяжения при высоком стоянии го­ловки бедра. Массаж области тазобедренного сустава приме­няют в течение 3—4 недель.

В послеоперационномпериоде ЛГ назначается со 2-го дня. Задачи реабилитации — оказать противовоспалительное, обез­боливающее и рассасывающее действие; ускорить формирова­ние тазобедренного сустава и увеличить подвижность в нем (рис. 32). Средства данного периода: УВЧ, диадинамические процедуры, электрофорез с новокаином, теплолечение, элект­ростимуляция, ванны и лечебная гимнастика. УВЧ-терапия на­чинается со 2-го дня после операции и длится до 10-го дня. Под действием УВЧ ускоряется кровообращение, усиливаются им­мунобиологические процессы, проявляется бактерицидное, ан­тиспазматическое, обезболивающее действие, уменьшается отечность тканей.

Диадинамометрия на область тазобедренного сустава про­водится через «окошко» в гипсовой повязке в течение 6 мин ежедневно. Данный метод оказывает обезболивающее действие, стимулирует процессы регенерации.

Электрофорез с новокаином (выше и ниже гипсовой повяз­ки) — в течение 15—20 мин ежедневно, начиная со 2-го по 10— 11-й день. После снятия иммобилизации электрофорез приме­няют непосредственно на область тазобедренного сустава (12— 15 процедур).

Рис. 32. Упражнения для тазобедренного сустава и укрепления ягодичных мышц после операции по поводу врожденного вывиха бедра: 1 — попеременное сгибание ног; 2 — поочередное отведение прямых ног вверх; 3 — отведение двух ног вверх; 4— лежа на боку, отведение ноги, согнутой в коленном суставе; 5 — отведение прямой ноги в сторону; 6,7— лежа на животе и боку, отведение ноги с отягощением

Парафино-озокеритовые аппликации на область сустава (при температуре 44—48°С) в течение 40—50 дней (15—20 про­цедур). Начиная с 4-го месяца применяют грязевые апплика­ции (40—42°С) длительностью 20 мин (через день в течение месяца).

Электростимуляция четырехглавой мышцы бедра — 15 мин ежедневно начиная с 21-го дня (постиммобилизационный пе­риод) проводят в течение 40 дней, затем назначают электро­стимуляцию ягодичных мышц в течение 30 дней.

У детей школьного возраста гипсовую повязку снимают через 30—35 дней после операции. Для улучшения консолида­ции проводят электрофорез с фосфором и кальцием, чередуя с ультразвуком, на область проекции головки и шейки бедра, что стимулирует репаративные процессы тканей сустава.

В ранний постиммобилизационный период при наличии выраженного болевого синдрома перед проведением пассивных движений рекомендуется использовать диадинамотерапию об­ласти сустава в течение 8—10 мин.

В восстановительном периоде широко используется ЛФК для восстановления функций нижних конечностей.

Источник