Упражнения для домашнего задания по русскому языку

                 Виды проверки домашней работы по русскому языку

Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные обучающимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность  к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вызова учащихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого ученика.
Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая).

^ При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:

• фронтальная проверка выполнения упражнения;

• выборочная проверка письменного задания;

• фронтальный опрос по заданию;

• выполнение аналогичного упражнения;

• взаимопроверка выполнения письменного задания;

• опрос по индивидуальным карточкам;

• опрос с вызовом к доске.

Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Выход в рациональном использовании всех выше перечисленных способов. Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.

Упражнения, которые задаются в качестве домашнего задания, могут выполняться не только в письменной форме, но в некоторых случаях и в устной.

По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. В любом случае необходимо придерживаться меры: при наличии достаточного объёма основного задания нецелесообразно перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их необходимо давать в том случае, когда это действительно важно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более ясной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

В качестве домашних заданий могут быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, частей слова, целого слова), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, а также разные виды грамматического разбора.

Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).

Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в разных конкретных условиях. Поэтому учителю чрезвычайно важно решить вопрос о степени эффективности каждого из них в данном конкретном случае. Злоупотреблять такими заданиями, которые значительно увеличивают время выполнения уроков (составлять схемы, таблицы, готовить домашние сочинения и т. д.) недопустимо.

Источник

Статья на тему 

«Домашние задания по русскому языку: плюсы и минусы»

  Домашние задания — один из важных элементов процесса обучения русскому языку. Они выполняются систематически и требуют от школьника добросовестности. Необходимо рассматривать вопрос об организации домашней работы как один из актуальных вопросов оптимизации и нормализации учебной нагрузки школьников.

Домашняя работа по русскому языку — самостоятельная работа, позволяющая ученику укрепить полученные знания, отработать те понятия, которые по разным причинам его затрудняют; т. е. работа, способствующая приобретению не только умений, но и навыков, важное средство подготовки к самообразованию.

Домашняя работа не только средство контроля за учебной деятельностью ученика, но и средство самоконтроля. Хорошо выполненная домашняя работа, к тому же вызвавшая поощрение учителя, способствует развитию интереса к предмету.

В условиях интенсификации обучения особенно важна правильная организация домашних заданий; при этом возникает ряд вопросов, решение которых связано и с совершенствованием учебного процесса, и с охраной здоровья школьников.

Известно, что в практике школы имеет место перегрузка учащихся домашними заданиями, наблюдаются и другие негативные стороны в подготовке детьми домашних заданий. Имеющиеся данные о загруженности учащихся вызывают тревогу и заставляют очень серьезно регламентировать учебную работу, предлагаемую в качестве домашней. Четко выделим то, что идет вразрез с методикой домашних заданий. Нельзя:

1)        завышать объем предлагаемой домашней работы;

  1. перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогом развития их самостоятельности);
  2. предлагать для выполнения дома упражнений на неотработанный материал, который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосильным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на
    домашнюю работу);
  1. задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений
    сущности предлагаемых упражнений;
  2. предлагать для домашней работы такие упражнения, подобные которым
    еще ни разу не выполнялись на уроке;
  3. давать упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это при-
    водит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию;
Читайте также:  Упражнения для живота в домашних условиях видео для женщин

7)        допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличивают время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докладов, домашние сочинения и т. д.);

8)        увеличивать без надобности объем изучаемых сведений о языке;

  1. не   учитывать   индивидуальные   особенности   учеников,   уровень   их
    работоспособности;
  2. отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти.

Устранение этих существенных недостатков будет способствовать устранению перегрузки учащихся во время домашней работы.

Существуют хорошо известные рекомендаций медиков-гигиенистов, касающиеся режима дня и сна школьников, их недельной занятости и строго определенного времени на домашние задания (в соответствии с возрастом и режимом дня).

Правильная постановка домашних задании по русскому языку предполагает органическую связь их с классными занятиями, доступность, систематичность и последовательность, ясность понимания учащимися задания, возможность его выполнения в определенное время, самостоятельность учащихся.

Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.

В соответствии с Уставом общеобразовательной школы учащиеся должны затрачивать на подготовку домашних заданий в V классе- до 2 часов, VI-VII- до 2,5 часов, VIII- до 3 часов, IX — XI — до 4 часов.

При правильной организации домашних заданий учитываются следующие параметры:

  1. объем домашней работы по русскому языку (устной и письменной);
  2. ее содержание;
  3. сложность предлагаемой работы;
  4. степень самостоятельности учащихся при ее выполнении;
  5. методика задавания;
  6. подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.
    Остановимся подробно на каждом из этих параметров.

Объем (дозировка) домашних заданий.

Задание должно быть рассчитано в среднем на 30 минут, т. е. занимать пятую или шестую часть всего времени, затрачиваемого на уроки. 30 минут ученик вполне может заниматься сосредоточенно, не делая в занятиях перерыва, после которого ему бывает трудно приняться за дело с прежним интересом.

Этого времени достаточно, чтобы изучить теоретическую часть учебника и выполнить небольшое письменное упражнение.

В отдельных случаях могут быть даны и два упражнения (небольших), особенно если к следующему уроку не задается новый теоретический материал.

Упражнения, даваемые в качестве домашнего задания, могут быть не только письменными: время от времени они должны выполняться и в устной форме, но время, затраченное на приготовление устного упражнения, не должно превышать указанной нормы.

Упражнения могут различаться сложностью или разнообразием заданий, требовать переписывания текста со вставкой орфограмм и знаков или выборочного выписывания нужных грамматических категорий, могут быть насыщены разбором или не требовать его вовсе. Все это увеличивает или уменьшает объем работы, что тоже нужно учесть, исходя из того, что на переписывание текста уже требуется от 10 до 20 минут.

Наиболее трудоемкие по времени задания, такие, например, как составление

конспектов, написание некоторых видов сочинений, подбор примеров на соответствующее правило (или ряд правил) из текстов художественных произведений, связанных с графическим оформлением в виде разного рода схем, таблиц и т. п., следует давать без других заданий, обязательно с предварительной подготовкой, в ряде случаев — как одно из дифференцированных заданий, с учетом индивидуальных возможностей учащихся. Так, ученик, работающий в быстром темпе, сделает работу быстрее, чем его медлительный товарищ; ученик,  обладающий логическим типом мышления, скорее оформит схему, составит таблицу и т. д.

Давая задание, учитель делает не только прикидку времени, требуемого для выполнения домашней работы средним учеником, но и учитывает индивидуальную подготовку каждого: домашнее задание для слабых учеников не должно быть осложнено, чтобы они могли сосредоточиться на одном и разобраться в главном; в то же время можно увеличить объем задания сильному ученику, но обязательно точно указать, что дополнительно должны сделать учащиеся.

Содержание домашних заданий.

По своему содержанию задания могут быть связаны с материалом одного только урока или с материалом ряда уроков (задания к обобщающим урокам). Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного.

В любом случае должна быть соблюдена мера: при наличии достаточно объемного основного задания не следует перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их следует давать только тогда, когда это действительно целесообразно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более качественной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

Если материал достаточно отработан, в отдельных случаях, (по усмотрению учителя) можно не давать домашнего задания или дать для повторения небольшое по объему и интересное по содержанию упражнение.

Поскольку   тренировочная деятельность учащихся определяет и развитие мышления, то следует домашнюю учебную работу детей делать разнообразной и по содержанию, и по видам.

В качестве домашних заданий по русскому языку даются такие же виды упражнений, какие выполнялись в классе под руководством учителя. Это упражнения типа осложнённого списывания со вставкой (частей слов, целых слов), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, переконструированием текстов по разным грамматическим признакам, а также различные виды грамматического разбора, составление планов, составление и классификация предложений по определенным признакам. В отдельных случаях для домашней работы могут быть предложены изложения, сочинения, но обязательно с предварительной подготовкой.

Читайте также:  Поясничный остеохондроз упражнения в домашних

Составление всякого рода схем, таблиц, конспектов, написание изложений, сочинений, подбор примеров из других источников — все эти виды работ также делают задания более разнообразными, но давать их нужно с осторожностью, так как они трудоемки и при частом повторении утомляют детей, надоедают им. К тому же не каждый ученик способен справиться с подобными заданиями.

Можно предложить учащимся составить устный рассказ на определенную тему, описать картину или виденное на экскурсии, при посещении театра, составить словарики (тематический, к определенному произведению) и т. п. Такие задания из-за их необычности требуют комментария учителя, особенно тщательной подготовки, только тогда они вызывают интерес и выполняются охотно, с двойной пользой: и для тренировки по русскому языку, и для осознанного восприятия того, о чём идет речь (например, экскурсии).

Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при графическом оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при описании виденного в театре).

Не все виды упражнений одинаково ценны в качестве домашних заданий в конкретных условиях. Поэтому учителю важно решить вопрос о степени эффективности, каждого из них в данном конкретном случае.

Сложность домашних заданий.

Работы, предлагаемые на дом, отличаются различной степенью сложности. Так в VII классе упражнение на переписывание текста даже с необходимыми вставками занимает значительно меньше времени, чем выборочное выписывание сначала одних грамматических категорий, потом других (например, сначала действительных, а затем страдательных причастий), тем более осложненное дополнительными заданиями (например, выпишите:1) словосочетания «действительное причастие + существительное» и причастные обороты с действительными причастиями вместе с определяемыми существительными; 2) словосочетания «страдательное причастие + существительное» и причастные обороты со страдательными причастиями).

Сложными являются задания творческого характера, проблемные, типа поисковых задач, в то же время отказаться от них нельзя, так как они вызывают активный интерес учащихся, способствуют более осознанному восприятию изучаемого. Проще выполнить задания по разбору, так как подобную работу ученики часто делают в классе.

Планируя домашнее задание, учитель в каждом случае решает вопрос о том, насколько данное задание является сложным для его учеников. При этом должны соблюдаться основные дидактические правила о постепенности перехода от легкого к более трудному, от простого к сложному.

Степень самостоятельности учащихся при выполнении домашних заданий.

Самоподготовка учащихся основывается на том, что они готовы (в состоянии) вполне самостоятельно выполнить предлагаемые им задания. Дети должны знать рекомендации учителя: как готовить домашнее задание, как писать сочинение и др. От организации выполнения детьми домашних заданий зависит качество знаний школьников, формирование у них на

Источник

Домашние задания по русскому языку.

        Что такое домашняя работа? Это самостоятельная работа учащихся, требующая от них большой организованности, умений навыков умственного труда. Цель настоящей статьи – поделиться некоторым опытом работы над домашними заданиями по русскому языку, определить их образовательные и воспитательные возможности.

        Некогда Н.К. Крупская писала «Необходим очень тщательный инструктаж ребят, как им выполнять домашнее задание. Задавать не просто «отселева доселева»,  а учить, как наилучшим образом, а наиболее короткий срок выполнить домашнее задание, как преодолеть  встречающиеся трудности, на что обратить особое внимание… Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает осознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует. Необходима постоянная проверка выполнения… без контроля и учёта выполнения задавание уроков на дом может дать лишь отрицательные результаты».

        В начале учебного года во 2 классе в доступной форме провожу беседу о том, как надо выполнять домашние задания по русскому языку. В итоге беседы о том, как надо выполнять домашние задания по русскому языку. В итоге беседы появляется памятка «Как надо выполнять домашние задания по русскому языку».

  1. Внимательно прочитай задание к упражнению. Выясни, сколько заданий, и в какой последовательности станешь выполнять. Какое из заданий выполнять устно, какое – письменно?
  2. Обязательно прочитай текст упражнения.
  3. Определи, каким правилом будешь пользоваться. Повтори(выучи) это правило по учебнику.
  4. Задания выполняй точно по учебнику. Используя образец. Вспомни объяснение учителя, как выполнять домашнее задание.
  5. Работу выполняй спокойно и аккуратно.
  6. При выполнении сверяй написанное с тем, что дано в учебнике. Замеченные ошибки исправляй аккуратно.
  7. Ты выполнил домашнее задание по русскому языку. Теперь подумай, на какое правило были задания к упражнению.
  8. Проверь работу (для этого используй учебник, правило памятки, сводные таблицы, словарь).
Читайте также:  Растяжка ног в домашних условиях упражнения видео

В целях правильной организации домашней работы этот вопрос обсуждаем на первом же родительском собрании. Провожу инструктаж по организации домашней работы и контролю за её выполнением. Привожу пункты плана, который помогает родителям организовать такую работу:

  1. Приучите ребёнка выполнять домашние задания в одно и тоже время.
  2. Спросите у ребёнка, какое задание на дом он получил, как собирается его выполнять. Можно вместе обсудить, как лучше выполнить это задание.
  3. Если ребёнок забыл, что задано ( только в крайнем случае можно прибегнуть к чужой помощи, т.е. узнать о задании у одноклассника). Всем своим поведением старайтесь внушить ребёнку, что это прежде всего необходимо ему самому.
  4. Обратите внимание, сколько времени ребёнок затрачивает на выполнение домашнего задания по одному предмету (по всем предметам).
  5. Не торопитесь помогать ребёнку. В случае затруднения будет правильным сказать: «Посиди подумай, обратись к правилу, а если не выполнишь, могу помочь. Но всё-таки лучше тебе обратиться завтра к учителю.
  6. Ребёнок часто обращается к вам с вопросом: как правильно написать то или иное слово? Чтобы получить ответ на этот вопрос (или на другие вопросы), отсылайте ребёнка к учебнику, правилу, памятке, словарю).
  7. Законченную письменную работу ребёнок должен проверить обязательно сам. Главная задача просмотра письменного задания со стороны родителей – оценивать родителей – оценивать усилия ребёнка, отметить его старательное отношение к работе или высказать поощрение.
  8. Вы заметили ошибку. Как быть? Наверно записанное ребёнок одной чертой аккуратно зачёркивает, а сверху (если это необходимо) пишет правильно. Другие способы исправления недопустимы.

Распоряжение переделать работу заново – очень серьёзная мера наказания, её можно использовать изредка, чтобы получить от неё серьёзный воспитательный момент.

  1. Устное задание (рассказать правило, запомнить правописание слов из словаря и т.д.) не всегда удаётся проверять у каждого ребёнка в классе. Поэтому старайтесь уделять внимание контролю за качеством выполнения устной части задания.

Задание на дом задаётся в начале, середине или конце урока в зависимости от его структуры, целей и задач.

        Учителю не следует торопиться при задавании. Нужно воспитывать у учащихся привычку выяснять то, что представляет трудности в работе приучать их задавать вопросы по домашнему заданию. Если есть образец, обращаю внимание на него, если его нет, то или сам, илис помощью учащиеся разбирают 1-2 примера. Учу детей повторять формулировку задания своими словами, затем на конкретном примере из упражнения они показывают, как задание будет выполняться. Напоминаю, какой таблицей, правилом, памяткой можно воспользоваться при выполнении задания.

        Формированию грамотного письма при выполнении домашних заданий способствуют и такие действия ученика, оформленные в виде следующей памятке:

               Как правильно списывать:

  1. Прочитай предложение.
  2. Прочитай его ещё раз, каждое слово прочитай по слогам.
  3. Запомни, как пишутся слова в этом предложении.
  4. Продиктуй себе каждое слово.
  5. Проверь по тексту, правильно ли ты написал предложение.

В ходе проверки домашнего задания учитель воспитывает у детей старательность, исполнительность и аккуратность. Регулярная проверка домашней работы, используя рациональные интересные приёмы, учитель показывает свою заинтересованность учебной работы ученика, подчёркивает важность выполнения заданий. Проявляет уважение к затраченным усилиям учащихся.

Проста и эффективна работа с сигнальными карточками, которые чаще всего чаще всего используются в работе с упражнениями на уроке иреже при проверке домашнего задания. А такая проверка  опять – таки гарантирует работу всех учащихся, улучшает грамотность письма, способствует орфографической их зоркости.

 Для более осознанного выполнения домашних заданий можно практиковать выборочную проверку.

Иногда в начале урока можно провести небольшой диктант по материалу, над которым ребята работали дома.

При проверке задания можно провести рецензирование домашней работы. Учащиеся отмечают достоинства и недостатки работы: каллиграфию письма, правильность выполнения заданий, изложение теоретического материала, приводимых примеров к правилу. Рецензирование, учащиеся готовят заранее. Этот приём – хорошее средство для активизации учащихся. Рецензия способствует развитию монологической речи, учит критически мыслить и оценивать работу учащихся.

Иной характер носят домашние задания по развитию связной речи. Можно использовать такие вопросы и задания по развитию речи, связываю их с различными грамматическими темами:

  1. Составь устный рассказ на темы, например, «Наш класс», «За что я люблю свою улицу, город, деревню».
  2. Найди пословицы о весне. Объясни их значение. Запиши 2-3 пословицы в тетрадь.
  3. Какие пословицы о дружбе ты знаешь?

Подготовься рассказать о своём товарище. Глаголы в своём рассказе употребляй в настоящем времени.

         Таким образом, воспитание сознательного отношения к домашним заданиям представляет длительный творческий процесс, в котором принимают участие не только учащиеся и учитель, но и родители. Важной функцией домашних заданий по русскому языку было и остаётся воспитание морально – волевых качеств ученика. Нельзя забывать о том, что требованием сегодняшнего дня является воспитанием инициативы, активности. Тех качеств, без которых невозможен творческий труд.

Источник