Артикуляционные упражнения в домашних условиях

«Артикуляционные упражнения для занятий в домашних условиях»

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:

Каждое упражнение выполняется от 5 до 10 раз под счет от 1 до 5 (затем от 1 до 10)

ежедневно 2-3 раза в день

-1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

— 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

— Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

-3. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше в игровой форме.

— 4. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

— 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя. В таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

— 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Можно воспользоваться небольшим зеркалом на подставке, в этом случае взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

— 7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

                                                          Упражнения для губ
1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 
3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок. Чередование положений губ.
6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. 
                             

                                   Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 
2. Улыбка — Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу. 
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя». 
7. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки. 
8. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 
9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. 

Если губы совсем слабые: 
— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть. 
                                                      Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки. 
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. 
                                           

Статические упражнения для языка

1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 
2. Лопаточка. 
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 
4. Иголочка (Стрелочка. Жало). 
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 
5. Горка (Киска сердится). 
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 

6. Трубочка.
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 
7. Грибок. 
Рот открыт. Язык присосать к нёбу. 
                                                         

                                                           Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 
2. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 
3. Качели. 
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 
4. Футбол (Спрячь конфетку). 
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 
5. Чистка зубов.
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 
6. Катушка.
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта. 
7. Лошадка.
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 
8. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 
9. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 
10. Вкусное варенье.
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 
11. Оближем губки.
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 

                               Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок -«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично. 
2. Акулы.
На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — челюсть даигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. 
3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. 
4. Обезьяна.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку. 
5. Сердитый лев.
Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков, а или э на твердой атаке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков. 
6. Силач.
Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. 
7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться. 
8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). 
9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка. 
10. Дразнилки.
Широко, часто открывать рот и произносить: папа-па. 
11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа        яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо       ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт). 
12. Произнесите гласные звуки с голосом: аaaaaaaaaaaaa     яяяяяяяяяяяяяя    ооооооооооооо 
ёёёёёёёёёёёёё    иииииииииииии 
13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:  аааааэээээ
аааааеееее    аааааиииии    иииииааааа    ооооояяяяя    аааааииииииооооо    иииииээээээааааа
аааааиииииэ     ээээоооооо и т.д.

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным. 

Источник

Итак, чтоже все-таки артикуляционная гимнастика? Это комплекс упражнений, который применяется с целью формирования у детей нормального звукопроизношения, укрепления мышц артикуляционного аппарата, развития силы и подвижности органов, участвующих в речевом процессе.

К органам артикуляционного аппарата относятся мышцы глотки, язык, мягкое и твердое небо, губы и щеки, нижняя челюсть, а также зубы. Заниматься с ребенком могут родители в домашних условиях.

Важно! Родители должны четко понимать, что артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат малыша к правильному произношению.

Каким детям нужна артикуляционная гимнастика?

Первая категория — малыши с правильным, но вялым, невнятным произношением. Таким будет полезна тренировка для более четкой постановки звуков.

Вторая категория — это ребята, которые не точно, не достаточно четко выговаривают звуки, путают их.

Третья категория — дети со сложными речевыми дефектами, которым показаны регулярные занятия с логопедом и остеопатом. В этом случае только домашние занятия не помогут.

Также родителям можно заниматься с 2-3-летними детками для профилактики речевых нарушений в будущем.

Преимущества выполнения артикуляционной гимнастики (АГ) для ребенка:

Гимнастика для артикуляционных органов имеет много преимуществ только при правильном подходе.

  • Улучшение кровоснабжения и иннервации в артикуляционных органах;
  • Улучшение подвижности и свобода произвольных движений;
  • Укрепление системы мышц языка, губ и щек;
  • Уменьшение напряженности (спастичности) артикуляционных органов;
  • Подготовка ребенка и постепенное обучение его правильному, нормальному произношению всех звуков;
  • Устранение внутренних зажимов и раскрепощение (можно использовать как разминку перед выступлением).

16 методических рекомендаций по проведению гимнастики у детей

  • Ежедневно рекомендуется выделять не менее 3-5 минут на упражнения.
  • Для хорошего эффекта важны именно ежедневные занятия без пропусков. В тяжелых случаях назначают АГ 2-3 раза в день.
  • Правильно подобранное время — уже половина успеха. Не стоит упражняться перед сном или сразу после пробуждения.
  • Выполнять эти упражнения желательно стоя или сидя перед зеркалом, обязательно ровно держать спину, соблюдая правильную осанку на время выполнения.
  • Первые упражнения необходимо делать медленно, не торопясь, размеренно. А по мере овладения ими темп можно немного увеличить. Главное, чтобы темп был не сумбурным, а упражнения выполнялись качественно и до конца.
  • Каждое из упражнений выполняется 10-20 раз по рекомендации врача.
  • АГ иногда можно выполнять под счет, под музыку или с хлопками в ладоши. Для этого есть учебные методички, книги со стихами, считалками.
  • Перед занятиями лучше объяснять малышу, что это игра языком, а не специальные упражнения и уж тем более не лечение.
  • Не удивляться, не сердится, когда какие-то вещи у ребенка не получаются с первого, со второго раза и даже с третьего раза. Ругать его при этом категорически нельзя.
  • При малейших продвижениях и правильных движениях — хвалить. Говорить, что ребенок все делает правильно.
  • Если даже с третьего раза не получается выполнить какое-либо движение — можно помочь малышу шпателем, ручкой чайной ложки или просто своим чистым пальцем.
  • Чтобы помочь маленькому пациенту найти правильное положение языка, например, нужно облизать верхнюю губу, попробуйте смазать ее вареньем или шоколадом. Старайтесь подходить к занятиям творчески.
  • Правильный подход к артикуляционной гимнастике — игровой и эмоциональный. Можно подключать игрушки, сказочных героев и художественную речь (стихи, считалки).
  • Важно учитывать тип восприятия у ребенка. Если ему важен зрительный контакт — лучше сесть друг напротив друга, показывая все на личном примере или сначала показывать картинки с правильным выполнением. Если ребенок ориентирован на восприятие на слух — можно дать прослушать стихотворное описание или подробно объяснить, как правильно.
  • За один подход не стоит предлагать более пяти упражнений. При этом новым может быть только одно-два. Остальные даются для усвоения и закрепления пройденного.
  • Выполнять занятия рекомендуется в хорошо проветренном помещении, где ребенок чувствует себя уютно и не отвлекается на посторонние предметы и звуки.

Полная поэтапная организация артикуляционной гимнастики детям

Начать нужно с подготовки помещения: проветрить, убрать все лишнее, выключить телевизор, радио. Желательно быть наедине с ребенком. Ничто не должно отвлекать. Далее — рассказать ребенку о предстоящих упражнениях с помощью игровых приемов. В этом могут помочь различные пособия и книги с картинками. При необходимости (а чаще всего это необходимо) — показать, как правильно выполнять движения на личном примере.

Теперь осталось проследить насколько правильно это делает ребенок. Взрослый, который проводит АГ, ответственен за контроль и правильность движений. Следить придется за точностью, плавностью, темпом и переходами от одного к другому. Обращать внимание нужно и на симметричность артикуляции. Например, чтобы язык двигался симметрично как в правую, так и в левую стороны. В противном случае, артикуляционная гимнастика может не дать ожидаемого эффекта. По окончанию нужно похвалить ребенка, сказать, что он хорошо со всем справился.

Примеры упражнений

Эти примеры были взяты из методических рекомендаций специалистов по артикуляционной гимнастике. Все упражнения достаточно простые и обычно не вызывают сложностей у детей любого возраста. Артикуляционная гимнастика для детей не должна подбираться произвольно. Необходимо предусматривать только те артикуляционные уклады, которые требуется сформировать.

Все действия должны быть целенаправленные. Здесь более важно не количество движений, а их качество. Комплекс подбирается с учетом конкретных нарушений у ребенка. Все существующие упражнения можно разделить условно на две группы: статические и динамические. Статические направлены на удержание артикуляционной позиции в течение нескольких секунд. Динамические требуют ритмичного повторения движений 5-10 раз.

Примеры статических упражнений:

  • «Улыбка»
    Цель: научить удерживать губы в улыбке до счета 10. Зубы при этом не должны быть на виду. Улыбаемся с плотно закрытым ртом, по истечению счета «10» прекращаем улыбку.
  • «Лопатка»
    Цель: проработать навык удерживания языка в спокойном состоянии (расслаблено). Для этого — улыбнуться и приоткрыть рот, язык расположить на нижней губе, удерживая его в таком положении до счета 10. Важно не растягивать губы в сильную улыбку, не допуская напряжения. Следить, чтобы язык не высовывался слишком далеко. Боковые края языка при выполнении должны касаться уголков губ.
  • «Непослушный язычок»
    Цель: учимся удерживать язык широким, распластанным, расслабив мышцы. Рот приоткрыт, язык расположить на нижней губе. Похлопывая его обеими губами произносить «пя-пя». Потом удерживать его в спокойном положении с открытым ртом на счет 1-5, 5-10.
  • «Гармошка»
    Цель: укрепление мышц языка. Растягивание подъязычной уздечки. Открыв рот, улыбаемся. Приклеиваем язык к верхнему небу, закрываем/открываем рот не отрывая язык от «потолка». Губы улыбаются. В каждом положении нужно застывать под счет 3-5.
  • «Чашечка»
    Цель: учимся держать язык в форме чашечки вверху, а также укрепляем мышцы языка. Улыбаемся с приоткрытым ртом, устанавливаем язык в форме чашечки у верхних зубов. Если не получается выполнить — пробуем расположить язык на нижней губе и немного надавить на середину пальцем или шпателем.

ПРИМЕРЫ ДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ:

  • «Часы»
    Цель: выработка умения направлять язык к разным углам рта. Схема: широко раскрыт рот, язык медленно передвигается по горизонтали, тянется поочередно то к одному, то к другому уголку рта. Выполнять 4-6 раз в каждую из сторон.
  • «Маляр»
    Цель: отработка движений языка вверх для растяжения подъязычной связки. Улыбнуться, открыть рот и движениями вперед-назад «погладить» твердое небо кончиком языка. Проделать 10 раз в каждое направление. Отслеживать, чтобы нижняя челюсть и губы были при этом неподвижными.
  • «Лошадка»
    Цель: укрепление языковых мышц, растягивание подъязычной связки плюс подъем языка вверх. Для этого улыбаемся, показываем зубы и слегка приоткрываем рот. Присасывать язык к «потолку» (верхнему небу) щелкаем кончиком языка, как будто лошадка цокает копытами. При этом работает лишь язык, нижняя челюсть остается без движения.
  • «Тихая лошадка»
    Цель: определение места языка при говорении звука «л». Аналогичные движения, как в прошлом упражнении, только беззвучно.
  • «Чьи зубки чище?»
    Цель: научить владеть языком, контролировать его. Открываем шире рот, кончиком языка как-бы «чистим» с внутренней стороны верхние зубы, выполняя движения вправо-влево. Губы слегка расплываются в улыбке, верхние и нижние зубы должны быть на виду.
  • «Бочка»
    Цель: укрепление мышц языка. Улыбаемся приоткрыв рот, язык поочередно упирается во внутренние стороны щек. Делать под счет 10-15 раз.

Сегодня мы прошли с Вами первый этап, подготовку ребенка к дальнейшему развитию. Надеюсь, статья Вам помогла.

В следующей статье мы разберем пальчиковую гимнастику.

Источник

Наталья Ивановна Калий
Мастер-класс для родителей «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Цель: познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной гимнастики.

Оборудование: мяч; ватные шарики и зеркала (по количеству присутствующих)

1. Приветствие

Игра «Знакомство».

Участники, передавая друг другу мяч, представляются (называют свое имя, и отчество и имя своего ребенка)

«Здравствуйте, меня зовут Наталья Ивановна. Я – логопед».

2. Знакомство с темой

Тема нашего мастер — класса «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

3. Определение понятия, научный аспект

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать и мышцы органов артикуляции. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Она помогает укрепить мышцы органов артикуляции и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Несомненно, первоначально комплекс артикуляционной гимнастики отрабатывается логопедом, и только после этого – предлагается для занятий дома с родителями, так как заниматься необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Для этого, дорогие родители, Вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику правильно! Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас, ведь для их выполнения необходим определённый навык.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Для того чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или мёдом в зависимости от того, что любит ваш ребёнок.

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей.Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Можно подобрать к каждому упражнению картинку – образ. Картинка служит образцом для подражания какому-либо предмету.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику,должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. В связи с чем необходимо помнить о том, что тесное взаимодействие логопеда и родителей, систематическое закрепление полученных навыков в домашних условиях значительно сократит время постановки звуков и введения их в речь.

4. Практическая часть

Сейчас я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица.

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

1. Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.

2. Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал)

3. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).

4. Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на Х, значит, ребёнок дует неправильно.

5. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Важно! Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Упражнение «Чей ветерок сильнее?»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы трубочкой, набрать воздух и с силой дуть на ладошку; выполни 3-4 раза.

Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.

Упражнение «Загнать мяч в ворота»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (ватный шарик лежит на столе); ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», шарик должен оказаться между кубиков.

Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.

Упражнение «Сдуй снежинку»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу; сделать вдох и, как бы произнося долгий звук Ф, сдуть «снежинку» (ватный комочек) с ладони. Повтори 3-4 раза, постепенно отводя ладонь со «снежинкой» на всё большее расстояние

Методические указания: нижняя губа не натягивается на нижние зубы; щёки не надуваются; необходимо следить, чтобы ребёнок не произносил звук Ф, а не Х; если у ребёнка не получается сделать язык широким, необходимо предварительно выполнить упражнение «Лопата» (см. далее).

При постановке звуков используются общие упражнения и специальные (для определённых звуков).

Далее родители под руководством логопеда выполняют артикуляционные упражнения.

ОБЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Упражнение «Забор» («Лягушка», Улыбка»)

Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.

Методические указания: зубы сомкнуты; мышцы щёк, губ сильно напряжены; необходимо следить, чтобы ребёнок не морщил нос; удерживать положение на счёт до 5.

2. Упражнение «Окно»

Описание: исходное положение «Забор», далее – медленно открыть рот.

Методические указания: верхние и нижние зубы хорошо видны; мышцы щёк, губ сильно напряжены; удерживать положение на счёт до 5.

Важно! Положение «Забор» «Окно» является исходным для всех остальных упражнений.

3. Упражнение «Трубочка» («Слоник»,«Хоботок»)

Описание: И. П. — «Забор» губы с напряжением вытянуть трубочкой.

Методические указания: губы плотно сомкнуты так, чтобы в центре не было дырочки; зубы сомкнуты; круговая мышца собирается в морщинки.

4. Чередование «Забор» «Трубочка»

Описание: из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка».

Методические указания: чередовать под счёт «раз – два», удерживая каждое положение около секунды; переключение выполнить 5-6 раз; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

5. Упражнение «Накажем непослушный язык» («Месим тесто»)

Описание: «Забор» «Окно», далее –спокойно положить язык на нижнюю губу и:

• пошлёпывая его зубами, произносить звуки «та-та-та»;

• пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».

Методические указания: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык зубами (губами) надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

6. Упражнение «Иголка»

Описание: «Забор» «Окно» высунуть язык наружу, сделать его напряжённым, острым, как иголка.

Методические указания: необходимо следить, чтобы кончик языка не загибался вверх; удерживать на счёт до 5.

7. Упражнение «Часы»

Описание: «Забор» «Окно» «Иголка» кончик языка переводить под счёт «раз – два» (считает взрослый) от одного уголка рта к другому.

Методические указания: нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

8. Упражнение «Качели»

Описание: «Забор» «Окно» «Лопата» «Парус» широкий кончик языка поочерёдно упирать то за верхние, то за нижние зубы.

Методические указания: движения чередовать 5-6 раз в темпе заданном взрослым; нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

9. Упражнение «Лошадка

Описание: «Забор» «Окно» «Лопата» «Парус» щёлкать языком.

Методические указания: выполнить 5-6 раз; нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

10. Упражнение «Болтушка» («Индюк»)

Описание: «Вкусное варенье» широким передним краем языка по верхней губе производить движения вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её; выполнять сначала в медленном, затем в более быстром темпе, пока не послышится «БЛ-БЛ-БЛ…».

Методические указания: язык должен оставаться широким; язык должен облизывать верхнюю губу, а не «выбрасываться» вперёд.

11. Упражнение «Гармошка»

Описание: «Грибок» не отпуская язык, с усилием опускать и поднимать нижнюю челюсть; повторить 5-6 раз.

Методические указания: необходимо следить, чтобы язык не «отклеивался»; губы остаются в положении «Забор»; верхние и нижние зубы хорошо видны.

12. Упражнение «Заведём мотор»»

Описание: «Парус» длительное произнесение звукосочетания «ДЫН-ДЫН-ДЫН-…»; в это время быстрыми движениями прямого (чистого) указательного пальца ребёнка производить частые колебательные движения под языком из стороны в сторону (лучше, если ребёнок, во время выполнения упражнения, лёжит на коленях у взрослого).

Методические указания: рот широко раскрыт

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Можно сопровождать гимнастику текстом: сказкой или стихотворением.

Например, сказкой о Веселом язычке.

Сказка о Весёлом Язычке

• Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

• Первая дверь — это губы. Давай её откроем (упражнение «Забор»).

• Вторая дверь — это зубы. Откроем и её (упражнение «Окно»).

• Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопата»).

• Наконец он проснулся, потянулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголка»).

• Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).

• Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

• Потом увидел наш Язычок лошадку, и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).

• Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь — зубы (упражнение «Заборчик», а затем первую — губы (сомкнуть губы).

5. Подведение итога.

Таким образом, эти нехитрые упражнения способствуют развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствуют коррекции неверного звучания.

— Что, уважаемые родители, Вам запомнилось больше всего?

— В чём испытывали трудности?

Благодарю Вас за внимание.

Источник