Дисграфия упражнения в домашних условиях
Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии
В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.
Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.
В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.
Нейрораскраски для коррекции дисграфии:
- Русский алфавит.
- Английский алфавит.
- Альбомы с заданиями.
Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.
Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.
Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)
Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.
По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.
Онлайн-курс для педагогов, родителей и нейропсихологов “Дети с трудностями в обучении”:
- Мозг. Инструкция по применению. Как воздействовать на мозг.
- Дислексия, дисграфия. “Тревожные звоночки”, адаптация учебных материалов. Организация обучения (в группе, дома, индивидуально). Простые упражнения.
- СДВГ: как учить и что делать.
- Адаптация учебных материалов и организация пространства, времени, выполнения дз.
- Снятие психо-эмоционального напряжения (простые упражнения).
- ПМПК и тьюторство.
Пройти курс онлайн можно здесь.
Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)
Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.
Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.
Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.
! Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.
Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста.
Вариант для детей.
Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.
Картинка к упражнению
ЛЕНА КАТАЕТСЯ.
____ _____ на ________
____ _____ на____ с____.
_____ _____ на___ с ____ ____.
Вариант для взрослых обучающихся.
Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.
Например — покосившийся якорь, посреди пустыни.
Пример карточек для игры
Суть игры-упражнения
- Какие ассоциации приходят в голову?
- Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
- Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
- Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.
Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.
- Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
- Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.
Игра-упражнение №3.
Вариант для детей.
Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.
Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.
Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.
Речевой материал:
Учитель/родитель: Учащиеся:
Е-1, Д-7, А-9 ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН
Е-8, Ж-4 СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ
В-8 ПОРТ
Б-4, К-7 РЕГ, БЕ = БЕРЕГ
К-5, А-7 ЯК, МА = МАЯК
З-5, А-1 ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ
Ж-7, Г-2, З-3 РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ
Ж-10, И-3 РОД, ГО- ГОРОД
И-8, Д-3 СИР, БУК- БУКСИР
Е-5, Б-6, БУХ, ТА- БУХТА
Г-10, Б-2 РОМ, ПА- ПАРОМ
И-6, Д-9 ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ
Игровое поле
Вариант для взрослых обучающихся.
Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков строить логические цепочки.
Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.
Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.
Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад
Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.
Поговорки и пословицы
- За битого двух небитых дают
- Слезами горю не поможешь
- Сон на одном боку — тридцать шесть часов.
- Любишь кататься — люби и саночки возить
- Один в поле не воин
- Клин клином вышибают
- Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
- Спит, как полковая лошадь.
- Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт
- Что сгорит, то не сгниет.
- Пожарный спит — Родина богатеет.
- Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
- Глаза боятся, а руки делают
- Метил в пятку, да в нос попал.
- Любишь говорить — люби и слушать.
Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.
Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированы, то есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.
Почитать:
1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
Для учащихся с дислексией (английский язык):
Книга комиксов.
Книга для чтения: адаптированные тексты на английском языке + специальные задания.
Статьи по теме
- Три упражнения на коррекцию дисграфии
- Полезно знать: основные виды дисграфии
- Корректируем оптическую дисграфию у младших школьников: примеры игровых упражнений
- Дисграфия: изучаем письменные работы студентов
Что делать, если у ребёнка выявлена дисграфия? В первую очередь, не пускать всё на самотёк. Сама по себе дисграфия не исчезнет. Кроме того, будет препятствовать успешному обучению ребёнка в школе.
Если вы хотите помочь своему ребёнку, то обратите внимание на следующие моменты:
• для достижения результата необходимы время, терпение и система;
• родители, логопед и учитель должны сотрудничать;
• нужно выполнять все рекомендации специалиста, который работает с вашим ребёнком;
• очень важно помнить, что ребёнок не виноват в своих проблемах. Он не лентяй, он нуждается в помощи.
Далее я хотела бы описать некоторые игровые приёмы, которые вы сможете использовать в занятиях с вашими детьми.
1. «Что за слово?»
Предлагаем ребёнку определить задуманное слово. Для этого нужно выделить в каждом слове (на слух или по картинке) первый звук. Из первых звуков каждого слова нужно составить другое слово: лес, игла, санки, арбуз – лиса.
2. «Измени слово»
Предлагаем ребёнку добавить в начале слова звук, чтобы получилось новое слово. Например, оса — коса, рак – мрак, арка — парка, Аня-Ваня, лень-олень.
3. «Угадай-ка»
«Пишем» на спине или на ладошке ребёнка пальцем любую букву. Просим отгадать, какая это была буква.
4. «Собери меня»
Предлагаем ребёнку выложить буквы из спичек или счётных палочек. При этом говорим: «Составь букву Г, сосчитай, сколько палочек ты взял».
Затем можно немного усложнить задание. Попросить, чтобы ребёнок из буквы Г сделал букву П, из П – букву Н, из Н – букву И и т.д.
5. «Попробуй, отгадай»
Ребёнок выходит в другую комнату. Взрослые должны придумать слова с определённым звуком. Когда ребёнок возвращается, он слушает слова и пытается определить, какой звук есть во всех словах.
6. «Будь внимательным»
Диктуем ребёнку различные слоги, причём некоторые слоги можно продиктовать несколько раз (ба, ра, но, ба, ги, ша, ры, бан, ок, но, ба и т.д.). Затем даём задания:
— найти одинаковые слоги;
— найти слово, которое есть среди слогов.
7. «Корректор»
Для этого потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предлагаем ребёнку зачеркивать в тексте нужные буквы (в течение 5 минут). Начинаем с вычёркивания одной буквы. Позже переходим к работе с двумя буквами: одну зачёркиваем, другую – обводим. Работаем с теми буквами, которые неправильно пишет или путает ваш ребёнок.
8. «Слово рассыпалось»
Ставим перед ребёнком задачу: собрать «рассыпавшееся» слово. Сначала собираем слово из слогов, например, мо, са, лёт — самолёт. Затем можно собирать из звуков: л, о, с, н — слон, п, а, м, л, а -лампа.
9. «Внимательные глазки»
Пишем для ребёнка на листке запись типа: уукунууиугуууау (книга). Предлагаем прочитать спрятанное слово, мысленно убрав повторяющуюся букву. Если ребёнку трудно, то можно вычеркнуть букву, которая повторяется.
10. «Склеенное предложение»
Предлагаем ребёнку следующую запись: Медведьспитвберлоге. Нужно разделить запись на слова вертикальными чёрточками или разрезать ножницами.
Такие игровые упражнения уменьшают количество дисграфических ошибок, а также способствуют усвоению учебного материала.
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок не
может овладеть письменной речью не из-за того, что он ленится или не знает правил, как может показаться на первый взгляд, а из-за нарушенных высших психических функций, контролирующих написание слов. Без целенаправленной коррекции повысить грамотность письма практически невозможно.
Как пишет ребенок при дисграфии?
Он путает похожие по написанию буквы, пишет их зеркально, не различает глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки, дублирует слоги. Почерк неровный, скачущий то вправо, то влево, наклон и размер знаков постоянно изменяется, буквы часто получают лишние элементы, дублируются, переворачиваются. Часто у детей с дисграфией наблюдается неправильная артикуляция, из-за чего у них искажается мысленный облик
слова. Многим школьникам никак не дается грамматический строй: они неправильно согласуют слова, подменяют предлоги, путают такие элементарные вещи, как род и число, являясь при этом носителями языка.
Что делать, если поставили дисграфию?
Первый и самый главный совет родителям, столкнувшимся с дисграфией, звучит следующим образом: не пытайтесь обвинить в плохих оценках ребенка и не ждите быстрых успехов. Он просто не может воспринять логику и правила языка из-за особенностей развития психических функций. Дисграфия корректируется в течение нескольких лет, поэтому пятерки и четверки появятся в лучшем случае в классе пятом.
Обязательно поставьте в известность школьного учителя, что у ребенка логопедическое заболевание.
Упражнения, направленные на коррекцию дисграфии, довольно просты, и вы можете выполнять их дома вместе с ребенком, соблюдая рекомендации логопеда. Заниматься нужно каждый день, не менее 60 минут, только в этом случае можно рассчитывать на какой-либо результат. Вы должны находить время на занятия в любой ситуации, пусть даже это будут 30 минут вместо положенного часа.
Читайте также: Тест на определение дисграфии у ребенка. Методика выявления дисграфии
1. Жужжащее чтение
При выполнении любого письменного задания ребенок должен проговаривать каждую букву, буквально бубнить себе под нос все, что он пишет. Причем проговаривание должно быть орфографическим, то есть слово корова так и произносим: КО-РО-ВА, а не [карова], как мы это делаем в обычной речи.
2. Экспериментируйте со способом письма
Непривычные письменные принадлежности, например, чернильная ручка с пером, магнитные буквы, краски и т. д., помогают дисграфику лучше сосредоточиться на процессе письма. Логопеды рекомендуют завести ручки и карандаши треугольной формы с ребристой или шероховатой поверхностью. В результате и количество ошибок
постепенно уменьшится.
3. Переписывайте классику
Ежедневно просите ребенка переписать один-два абзаца из любой книжки, написанной русскоязычным писателем. Здесь можно убить сразу двух зайцев. Во-первых, ребенок тренирует навыки грамотного письма, усваивает облик слов, развивается внимательность. Во-вторых, порядок построения предложения, правила согласования слов в падеже, роде, числе, употребление предлогов откладываются в его памяти сами собой. Отдайте предпочтение рассказам Паустовского, Носова, Бианки, Драгунского. Перед началом занятия убедитесь, что в тексте нет сложных оборотов, чересчур длинных предложений, малопонятных диалектных или устаревших слов.
4. Поиграйте в корректора
Вам потребуется как можно более скучный текст (можно взять любые документы или инструкцию, главное, чтобы содержание не увлекло ребенка), набранный крупным шрифтом. Сначала выберите букву, которая хорошо знакома малышу и не вызывает затруднений. Допустим, это буква О. Первое задание: найти все буквы О и зачеркнуть их. Постепенно задачу следует усложнять: нужно отыскать схожие буквы, написание
которых вызывает проблемы, например, Б и В. Важно: ребенок должен именно не читать, а искать буквы по их облику. Это упражнение особенно эффективно при оптической форме дисграфии.
5. В поисках пропавших букв
Текст для этого задания, наоборот, должен быть очень увлекательным. Вы можете взять отрывок из любых детских произведений. Подготовьте два варианта: исходный текст, набранный крупным шрифтом, и тренировочный, где в каждом слове этого же текста будут сделаны пробелы. Задача ребенка – восстановить пропущенные буквы, ориентируясь сначала на исходник, а потом уже без подсказок. Начинать тоже можно с
букв, которые хорошо знакомы школьнику.
6. Работайте над почерком
При стабильных занятиях исправление почерка занимает около месяца. Вам потребуется тетрадь в клеточку. Каждый день ребенок должен переписывать туда по несколько коротких предложений. Главное условие – все линии должны находиться в пределах клетки. Тщательно следите за процессом и не скупитесь на похвалу, даже если сегодня удалось написать хорошо только одно-два слова.
7. Лабиринт
Это задание направлено на улучшение работы моторных и речевых центров. Приготовьте головоломки-лабиринты или точечные рисунки. Их можно скачать из Интернета или купить готовый сборник в любом киоске. Задача ребенка – провести линию по всем ходам лабиринта или от точки к точке, не отрывая пальца или карандаша и не переворачивая лист.
8. Собираем предложения
Задание помогает усвоить порядок и согласование слов. Ребенку нужно составить предложение из имеющегося набора слов (они уже стоят в нужной грамматической форме) и записать его в правильном порядке. Упражнение можно сделать более интересным, записав слова на карточках и перемешав их на столе.
9. Волшебные буквы
Упражнение довольно сложное, но эффективное. Подберите несколько слов, таких, чтобы при замене одной буквы получалось бы новое слово. Задание ребенку: нужно заменить одну букву так, чтобы слово, отвечающее на вопрос «что», стало бы отвечать на вопрос «кто». Например, бок – бык, леса – лиса, коса – коза.
Читайте также: Ребенок плохо пишет во 2 классе? Разбираемся в проблеме
10. Ох уж эти предлоги!
Употребление предлогов – проблема для всех дисграфиков. Подготовьте отрывки из разных текстов, желательно, хорошо знакомых.
- Задание первое: переписать текст, подчеркивая предлоги.
- Задание второе: переписать текст, заменяя предлоги на противоположные по смыслу. Например, идти в школу – уйти из школы, кот на столе – кот под столом.
- Задание третье: вставить в текст предлоги, подходящие по форме: во сне – в одежде, с полки – со стола и т.д.
- Задание четвертое: вставить на место пропусков нужные предлоги из списка.
Важно: следите, чтобы ребенок все переписывал в тетрадь, каждое задание нужно буквально пропускать через руку.
Мы показали вам только базовые упражнения, на основе которых разрабатывается большинство коррекционных и профилактических комплексов. Индивидуальную программу занятий вам предложит логопед, исходя из формы дисграфии и степени ее проявления.
Не забывайте самые главные условия грамотной коррекции: регулярные занятия в благожелательной обстановке, а также терпение, терпение и еще раз терпение. Желаем успехов!