Физкультминутка упражнения для спины
Осанка человека — фасад души. Бальтасар Грасиа1
- Не горбитесь, заботьтесь о своём скелете — это всё, что останется от нас. К. Билица
Физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей дошкольного возраста. «Здоровье – это главное жизненное благо», — так гласит народная мудрость. Болезни позвоночника — одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение. Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. С этим нельзя не согласиться, учитывая тот факт, что в современном обществе наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Число заболеваний увеличивается с каждым годом, большинство детей страдают хроническими заболеваниями, нарушением опорно-двигательного аппарата. Одним из нередко встречающихся отклонений в физическом развитии в период дошкольного возраста являются дефекты осанки. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника. Дошкольный возраст-период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей ещё не завершено. Скелет ребёнка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка неустойчива. Поэтому проблеме профилактики сколиоза необходимо уделять большое внимание в дошкольном возрасте. Начальную стадию данного заболевания увидеть невооруженным глазом невозможно, поэтому родители обращаются к специалисту уже тогда, когда изменения сильно повлияли на осанку ребенка. Отчего может нарушаться осанка? Одна из причин заключается в том, что дети рано начинают длительно сидеть. Следует помнить, что сидение — не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Дети от сидения быстро устают, их спина при этом напрягается, вызывая перегрузку отдельных мышц. Чаще всего дети испытывает вынужденное статическое положение (сидя или стоя) на организованных занятиях, требующих сосредоточенного внимания и умственной работоспособности. Именно поэтому одним из составляющих режима является обязательное проведение физкультминутки на занятиях. Детям любого возраста полезна двигательная активность. Физкультминутка — это “минутка” активного и здорового отдыха, прекрасная возможность снять отрицательное воздействие от статической нагрузки, и размяться между занятиями, во время проведения организованной деятельности, которые требуют усидчивости и повышенного внимания дошкольников. Физкультминутки проводятся в момент проявления первых признаков утомления детей. Физкультминутки носят активизирующий характер, не требует сложной координации и силовой нагрузки. Она представлена несколькими физическими упражнениями. Физкультминутка может проводиться в форме упражнений общеразвивающего вида, дидактической игры с разными движениями, танцевальных, игровых, имитационных движений. Физические упражнения, используемые в физкультминутке, предполагают участие мышц плечевого пояса (подъём и вращательные движения рук и головы), спины, живота (наклоны в четырёх направлениях), ног (приседания, прыжки). Все эти упражнения улучшают подвижность плечевого пояса и позвоночника, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, способствуют развитию чувства правильной позы. При выборе физкультминутки можно учитывать тематику, и во время проведения физкультминуток повторять необходимый материал. Есть физкультминутки, которые можно использовать на любом занятии, независимо от его вида и тематики. Они представляют собой несколько общеразвивающих упражнений, связанных текстовкой. Они просты в выполнении, так как текст указывает на движения. Таким образом, следует сказать, что особых трудностей по использованию физкультминуток не возникает. Исходя из наблюдений, хочется выделить некоторые требования к проведению:
— Детям должно быть комфортно выполнять движения.
-Упражнения должны выполняться с достаточной амплитудой.
— Следует учитывать степень утомления детей (увеличивать или уменьшать продолжительность упражнений).
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется регулярно включать в физкультминутки упражнения для профилактики нарушения осанки. Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке. Подводя итог, следует сказать, что правильная осанка не возникает сама по себе, как и любой двигательный навык, её необходимо формировать. Взрослые должны научить ребёнка не только правильной осанке, но и научить его расслабляться. Поэтому физкультминутку можно бесспорно назвать средством профилактики нарушения осанки. Только правильное соблюдение и организация двигательной активности, в том числе проведение физкультминуток, может привести к сохранению и укреплению здоровья
Физкультминутки для формирования правильной осанки
Разогни спинку
Очень низко наклонюсь
Выпрямлюсь и улыбнусь.
Стоя у стола, наклониться вперед, коснуться кончиками пальцев рук носков ног. Выпрямиться, заложив руки за спину. Повторить 6 раз.
Белки
Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Будем в классики играть
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке. (Прыжки на одной ноге)
Деревья и птицы
Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета
Руки подняли и помахали – ( Подняться на носочки, выполнять)
Это деревья в лесу. (махи руками вверх, в стороны).
Локти согнули, кисти встряхнули – (встряхивать кистями рук,)
Ветер сбивает росу. (руки согнуты в локтях)
Плавно руками помашем – (Поднять руки в стороны, махать руками)
Это к нам птицы летят,
Как они сядут – покажем: (Присесть, руки назад, кисти)
Крылья сложили назад. ( Соединить тыльной стороной).
В понедельник
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Вы достать хотите крышу
Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу. (Потягивания — руки вверх.
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем. (Дети садятся.)
Выполняем упражненье
Выполняем упражненье
Быстро делаем движенья.
Надо плечи нам размять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Выросли деревья в поле
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания — руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Кошка и котята
Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса,
верхних и нижних конечностей
Кошка с котятами (Ходьба в произвольном направлении)
Вместе играла,
Кошка котяток (Ползание с опорой на колени и кисти рук)
Всему обучала:
Весело прыгать, (Прыжки на обеих ногах)
Хвостом помахать (И.п.: стоя на четвереньках)
Вот как котята (Выполнять повороты тазобедренной части туловища.))
Умеют играть
Самолетик-самолет
Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища,
мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата
Самолетик-самолет ( Развести руки в стороны, ладонями вверх)
Отправляется в полет (Выполнять поворот вправо)
Жу, жу, жу (и произносить звук «ж»)
Постою и отдохну. (Встать прямо, опустить руки, пауза.)
Я налево полечу, (Поднять голову, вдох, выполнять поворот влево)
Жу, жу, жу. (и выдох на звук «ж»)
Постою и отдохну. (Встать прямо, опустить руки, пауза.)
Физкультминутки для формирования свода стопы
Ванечкины сапожки
Цель: мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, укрепление
связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка
правильной осанки
Вот обул на ножки (И.п. – о.с., наклоны вперед, вниз)
Ванечка сапожки.
Новые, красивые, (Ходьба по залу, следить за осанкой)
Синие, как сливы.
Будет дождик сильно лить – (Стоя на месте, выставлять вперед пятку
Ног теперь не промочить! Правой, а затем левой ноги.)
Прогулка в лес
Цель: развитие координации движений, укрепление связочно-мышечного
аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки
Мишка косолапый Ходьба на наружной стороне стопы
Вразвалочку идет, руки чуть согнуты в локтях
Заинька трусливый Прыжки на обеих ногах
Скачет и поет. с продвижением вперед
Серый волк сердитый Ходьба гимнастическим шагом,
Важно выступает, руки за спиной
А лисичка рыжая Ходьба на носках
Мимо пробегает.
Пружинки
Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней
Покачаемся на ножках, Ритмичное приседание, сгибание и
Покачаемся немножко. Выпрямление ног – «пружинка»
Вот так, вот так!
Вот как детки хороши, Ходьба на месте
Скачут, скачу от души! Прыжки на двух ногах
Масленица
Цель: укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы
Ой. Ты, масленица годовая, Переступать с ноги на ногу, не отрывая
Наша гостьюшка дорогая! носков от пола
Приезжай на конях вороных Подниматься на носках и опускаться,
Да на саночках расписных. Стуча пяточками
Чтобы слуги были молодые, Пятки вместе, разводить носки ног в
Нам подарки везли дорогие: стороны и сводить их вместе
И блины, и калачи Носки вместе, разводить в стороны
к нам в окно мечи! Пятки
Елочка
Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней
Мы в лесок пойдем, Ходьба спортивным шагом
Елочку найдем.
Елочка-красавица Ходьба на носках, руки вверх
Деткам очень нравится.
Стройная, пахучая Ходьба на носках, руки внизу.
Проведение физкультминуток – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения на расслабление и напряжение для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. 1. исходное положение (и.п.) – стоя, 1 – голову наклонить направо, 2 – и.п., 3 – голову наклонить налево, 4 – и.п., 5 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать, 6 – и.п. Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный. 2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – голову наклонить вперед, 6 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 3. и.п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3 – 4 раза. Темп средний. 4. и.п. – стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5 – 6 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 5. и.п. – стоя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 6. и.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 – и.п., 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 5 — 6 раз. Темп средний. 7. И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 8. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – повернуть туловище направо, 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 9. И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13-14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 3 -4 – быстрый, 1-2 – медленный. Упражнение “Ленивые восьмерки”Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой. А теперь правой и левой одновременно.А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно. Упражнение “Вращение шеи”Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее. Упражнение “Брюшное дыхание”Представьте, что у вас в животе воздушный шарик. Положите руки на живот. Сделайте медленный глубокий вдох через нос надуйте шарик. Медленный выдох через рот сдуйте шарик. Повторить 3-4 разка. Упражнение “Энергизатор”помогает расслабиться. Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко. Упражнение “Сова”Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой. Упражнение “Активизация руки”Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя. То же самое повторить с левой рукой. Упражнение “Сгибание стопы ног”Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу на левое колено. Упражнение “Кнопки мозга”Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую па нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки. Упражнение “Энергетическая зевота”Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение Упражнение “Крюки”Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на груди — левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу. Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение другой минуты.
Подготовил Радаев В.А., педагог-психолог лицея | |
Дата последнего обновления страницы 20.10.2020 Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» Мы используем cookies для наилучшего представления нашего сайта. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. OK |