Гимнастика для расслабления мышц ног у ребенка

В этой статье я расскажу, как укрепить мышцы ног ребенка с помощью гимнастики и массажа. Упражнения предназначены для грудных детей, которым нужно сформировать опору на ножки и подготовиться к первым самостоятельным шагам. В качестве дополнительного укрепления перед упражнениями можно сделать массаж ног (инструкцию смотрите по ссылке). В начале для выполнения упражнений нам понадобится гимнастический мяч.
Упражнение 1
Положите ребенка животом на мяч, ногами к себе. При этом

удерживайте его в подмышечной области. Прокатите ребенка на мяче к себе до соприкосновения подошв с поверхностью стола либо с массажным ковриком. Малыш должен научиться выпрямлять ноги и удерживать вес тела при опоре на ноги. Повторите упражнение 5–7 раз.
Упражнение 2
Ребенок находится в том же исходном положении, как в предыдущем упражнении. При прокатывании ребенка на мяче к себе сделайте так, чтобы его стопы упирались вам в область грудной клетки
Упражнение 3

Теперь возьмите ребенка на руки спиной к себе. Перед собой положите гимнастический мяч. Поднимите ноги ребенка, слегка согнув в коленных суставах и прижмите стопы к мячу. Добейтесь, чтобы малыш отталкивал мяч от себя, выпрямляя ноги. Повторите упражнение 8–10 раз. При отталкивании придерживайте мяч. Тем самым вы увеличите нагрузку на ноги малыша и будете тренировать мышцы ног.
Упражнение 4
Возьмите ребенка за туловище в подмышечной области спиной к себе, согните его ноги в коленных суставах и поставьте на стол. Он должен с вашей поддержкой удержаться в позе «стоя на коленях» до 5–7 секунд. При этом следите, чтобы спина малыша была прямой.
Упражнение 5
Из положения ребенка «стоя на коленях» с поддержкой в подмышечной области потренируйте подъем с коленей при помощи опоры на каждую ногу по очереди. Повторите упражнение 3–4 раза для каждой ноги.
Упражнение 6
Потренируйте умение ребенка садиться на корточки и вставать,

желательно без вашей дополнительной помощи.
Для этого поставьте малыша спиной к себе и поддерживайте его, обхватив рукой за талию. Слегка надавив в области подколенных ямок, помогите ребенку сесть на корточки, согнув ноги в коленных суставах. Задержите его в этой позе 3–5 секунд, после чего помогите ему выпрямить ноги, т.е. встать. Повторите упражнение 5 раз.
Упражнение 7

Следующее упражнение называется «Цапля». Потренируйте умение ребенка стоять на одной ноге. Это упражнение — для тех малышей, которые уверенно стоят на двух ногах, удерживая свой вес тела без посторонней помощи. Малыш стоит спиной к вам, а вы его страхуете, обнимая одной рукой за талию. Второй рукой возьмите ножку ребенка в области голени и согните ее в коленном суставе. Малыш должен удержать свой
вес на одной ноге в течение 3–5 секунд. Затем поменяйте ноги для опоры, по очереди сгибая их. Повторите упражнение по 2–3 раза с каждой стороны.
Упражнение 8

Поучите малыша подниматься на ступеньку. Для этого поставьте ребенка к себе спиной и удерживайте его одной рукой, обхватывая его за талию. Перед его ногами поставьте ступеньку высотой 6–7 см. Для ступеньки можно использовать прочную коробку. Свободной рукой возьмите ножку малыша в области голеностопного сустава, приподнимите ее, сгибая в коленном суставе. Поставьте на ступеньку, плотно прижимая подошву стопы к поверхности ступеньки. Помогите малышу перенести вес тела на эту ногу и выпрямить ее, поднимаясь на ступеньку. Затем вторая ножка должна встать рядом с первой. Вернитесь в исходное положение и
повторите упражнение еще 3–5 раз, начиная движение с каждой ноги по очереди.
Как укрепить мышцы ног ребенка с помощью массажа смотрите в публикациях:
- основные приемы массажа
- массаж ног
- детский массаж: рекомендации
- Вопросы по теме задавайте на форуме.
- Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
- Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
- Записывайтесь на очный прием в Москве.
*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.
Источник
Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми.
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть!
Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.
Почему-то принято считать, что методы релаксации и медитации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.
Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Дети очень быстро обучаются этому непростому умению расслабляться. Даже нам, взрослым, есть чему поучиться у них в этом!
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Если мы будем целенаправленно учить детей сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, мы будем способствовать сохранению здоровья наших деток!.
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании
“Ленивая кошечка”.
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.
“Задуй свечу”.
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.
Упражнения на расслабление мышц лица
“Озорные щечки”.
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.
“Злюка успокоилась”.
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:
А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.
Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).
Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,
Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,
Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).
“Рот на замочке”.
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:
У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).
Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).
Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
Упражнения на расслабление мышц рук
“Лимон”.
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Выполнить это же упражнение левой рукой
“Пара”
(попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).
Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.
“Вибрация”.
Какой сегодня чудный день!
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли.
Вот мы здоровы и бодры.
Упражнения на расслабление мышц ног
“Палуба”.
Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!
Стало палубу качать!
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
“Лошадки”.
Замелькали наши ножки,
Мы поскачем по дорожке.
Но внимательнее будьте,
Что вам делать, не забудьте!
“Слон”.
Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.
Упражнения на расслабление всего организма
“Снежная баба”.
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
“Птички”.
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.
“Бубенчик”.
Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.
“Летний денек”.
Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
Гремит гром, как барабан.
“Замедленное движение”.
Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
И становится понятно – расслабление приятно!
“Тишина”.
Тише, тише, тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать,
И тихонько будем спать.
.
Источник
У ребенка грудного возраста могут быть разные варианты мышечного тонуса. В норме в первые три месяца жизни у малыша выражен физиологический гипертонус, который постепенно снижаясь приходит к физиологическому или нормотонусу. Если были проблемы во время перинатального периода, то последствием может стать следующие изменения мышечного тонуса:
- гипертонус мышц у ребенка или повышенный мышечный тонус (нефизиологический), сохраняется после 3 месяцев
- гипотония мышц или пониженный мышечный тонус
- мышечная дистония – непостоянное или неравномерное нарушение мышечного тонуса в разных мышечных группах, по ощущениям при тестировании нечто среднее между гипо- и гипертонусом.
Обычно педиатр, невролог, ортопед обращают внимание на мышечный тонус и определяют его изменения. Сами родители так же могут увидеть изменения мышечного тонуса у малыша. Какие отклонения можно заметить читайте по ссылке. Далее я расскажу, какие занятия рекомендую родителям, если был определен гипертонус мышц у ребенка.
Если гипертонус мышц у ребенка в ногах
Упражнение 1

Положите малыша на спину. Одну ногу выпрямите и придерживайте в области коленного сустава. Другую ногу согните в коленном суставе, и бедро отводите в сторону с потряхивающими движения с легким давлением на внутреннюю поверхность бедра и задержитесь на несколько секунд в положении максимального отведения. Затем ноги поменяйте. Повторите упражнение по 5 раз с каждой стороны.
Упражнение 2
Затем поднимите прямые ноги ребенка под прямым углом к поверхности стола и разведите их в стороны. Повторите упражнение 5-7 раз
Упражнение 3

Теперь разведите выпрямленные ноги малыша, при этом пятки должны скользить по поверхности стола. повторите упражнение 5-7 раз.
Рекомендации остеопата для родителей
1.Детям до трех месячного возраста – широкое пеленание.
2. Детям после трех месяцев широкое пеленание можно заменить положением на руках так, чтобы бедра ребенка были в положении разведения на боку у матери.
3. Детям второго полугодия можно сидеть верхом на мягкой игрушке с широкой спиной.
Упражнение 4

Ребенок лежит на спине. Возьмите ноги ребенка так, чтобы ваши руки располагались в области коленных суставов. Медленно поднимите ножки над поверхностью стола, сгибая их только в тазобедренных суставах, коленные суставы фиксированы. На определенном этапе вы ощутите сопротивление движению и начало сгибания ног в коленных суставах. оказывайте противодействие сгибанию ног в коленных суставах, увеличивая на несколько сантиметров амплитуду движения, растягивая мышцы-сгибатели. Задержитесь на несколько секунд и возвратите ножки в исходное положение. Повторите упражнение 4-5 раз. С каждым занятием угол свободного подъема ног будет увеличиваться.
Упражнение 5

Малыш лежит на спине. Растягиваем икроножные мышцы. Для этого сгибаем стопы в голеностопных суставах до прямого угла. Ноги при этом должны быть выпрямленными в коленных суставах. Повторить упражнение 7-10 раз.
Упражнение 6
В положении ребенка лежа на спине с согнутыми ногами покатайте маленький массажный мячик. Для этого обхватите рукой стопу ребенка, установите ее на мячик в прямом положении и при движении от себя доводите стопу до соприкосновения пятки со столом. При движении к себе с поверхностью стола соприкасается мысок ребенка. Повторите упражнение 10 раз с каждой стороны
Дополнительно приемами массажа активно стимулируем тыльное сгибание стоп. Для этого ноги малыша согните в коленях и стопы поставьте на стол. Интенсивно и одновременно растирайте наружный и внутренний края стопы своими 1 и 2 пальцами. Ответная ожидаемая реакция – приподнимание мыска над поверхностью стола при опирающейся на стол пятке

Положите ребенка на животе с выпрямленными ногами, стопы при этом должны свешиваться с края стола. Производите поглаживающие движения по подошве, от пятки к мыску с легким давлением в конце, добиваясь расслабления мышц.
Необходимое условие выполнения пассивного сгибания конечности в суставах для растяжения мышц – это отсутствие активного сопротивления со стороны ребенка выполняемому движению. В противном случае можно получить обратный эффект до появления мышечной контрактуры в икроножной мышце
Рекомендации остеопата для родителей
Во время курса коррекции не давать нагрузку на ноги ребенка. Не допускать прыжковых движений при поддержке. Не использовать прыгунки и ходунки.
Если гипертонус мышц у ребенка в руках
В положении лежа на животе массажными приемами разминания и растягивания прорабатываем заднюю поверхность шеи верхний плечевой пояс и верхнюю половину туловища. При правильном выполнении приемов массажа голова и плечи начинают опускаться, шея визуально удлиняется.
В положении лежа на животе массажными приемами разминания и растягивания прорабатываем заднюю поверхность шеи верхний плечевой пояс и верхнюю половину туловища. При правильном выполнении приемов массажа голова и плечи начинают опускаться, шея визуально удлиняется.
Упражнение 1

После массажных приемов, сначала одну руку (со стороны гипертонуса) вытяните вперед, сопровождая движение медленным поглаживанием с дополнительным растягиванием мышц, начиная от предплечья и заканчивая у гребня подвздошной кости. Задержите руку в этом положении на несколько секунд, туловище выведите в прямое положение. Далее такое же растягивание произведите снизу вверх, т.е. от гребня подвздошной кости до подмышечной области, но при этом своей рукой придерживайте таз ребенка. Затем повторите тот же прием но с другой стороны.
Упражнение 2

После получения эффекта расслабления ребенок может непродолжительное время сохранять приданную позу. Поэтому переходим к следующим пассивным движениям: выпрямите руки в локтевых суставах, затем согните их, имитируя движения пловца «брасом». Затем ладонями ребенка при вытянутых руках удерживаем игрушку, хлопаем ладошками. Повторяем упражнение 5-7 раз.
Рекомендации остеопата для родителей
Необходимы условием для сохранения равномерного распределения мышечного тонуса по сторонам и формирования симметричного мышечного корсета является положение туловища ребенка во время его активного бодрствования, например, на руках у родителей. Если ребенка носить на одной руке лицом к себе, то его желание увидеть происходящее стимулирует поворот головы в одну сторону с разворотом туловища при фиксированном тазовом поясе. При длительном несимметричном положении ребенка на руках родителей оно будет сохраняться и в положении лежа, как на спине, так и на животе. В соответствии с этим родителям даются следующие рекомендации:
Оптимальное положение на руках у родителей это, когда ребенок находится спиной к родителю, одна рука фиксирует грудную клетку ребенка, другая поддерживает в области ягодиц или бедер. При этом поворот головы не будет ограничен, а запрокидывание головы назад будет не возможным. Будут также свободны для манипуляций и руки ребенка. Позвоночник будет находиться по средней линии, без вертикальной нагрузки и без разворотов.
- Вопросы по теме задавайте на форуме.
- Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
- Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
- Записывайтесь на очный прием в Москве.
Источник