Гимнастика для семимесячного ребенка для укрепления мышц спины
Во втором полугодии жизни дети становятся активными, некоторые — даже неугомонными. Им все интересно, они хотят двигаться, перемещаться, менять положение тела. Карапуз постигает новые умения стремительно. Помочь ему можно общеукрепляющей зарядкой, гимнастикой, которой включает в себя комплекс упражнений для определенного возраста.
В этом материале мы подробно поговорим о том, как сделать гимнастику с ребенком от 7 до 10 месяцев.
Что нужно учитывать?
Гимнастика для малыша не должна быть обременительной, а физическая нагрузка непомерной. А потому, планируя комплекс упражнений, обязательно нужно учитывать особенности характера, состояние здоровья вашего малыша, степень его готовности к освоению того или иного двигательного навыка.
В 7 месяцев, если сынок или дочка еще не сидит, можно добавить упражнения для укрепления спины, живота, рук и шеи. Если ребенок уверено стоит на четвереньках, можно добавить ему упражнения, которые будут стимулировать ползание.
В 10 месяцев можно переходить к упражнениям на укрепление ножек, ведь скоро малышу предстоит сделать свои первые шаги, а отдельные детки уже пытаются их делать. Обязательно учитывайте уже имеющиеся навыки карапуза, чтобы строить на их основе новый комплекс занятий.
Понятно, что упражнения типа «Велосипед» и «Лягушка», которые приводили вашего ребенка в восторг в 3-4 месяца, сейчас вряд ли будут восприниматься им с удовольствием, поскольку спокойно лежать во втором полугодии в период бодрствования согласится далеко не каждый малыш.
Используйте желание ребенка двигаться, насыщайте программу гимнастического занятия упражнениями активными, которые требуют участия самого ребенка во всем происходящем.
Большинство деток в 8-9 месяцев хорошо знакомы со своим телом, знают, где находятся ручки, где — ножки, прекрасно понимают простые знакомые фразы, а потому гимнастику для ребенка нужно делать максимально понятной и простой.
Упражнения для ползания, сидения, стояния, ходьбы должны сопровождаться веселыми и добродушными комментариями мамы, это даст ребенку ощущение игры, заинтересует его, он с удовольствием будет проделывать забавные и полезные приемы.
Если у карапуза есть патологии опорно-двигательной системы, неврологические заболевания, другие врожденные или приобретенные недуги, важно добавлять новые упражнения с разрешения специалиста ЛФК или лечащего врача, поскольку таким деткам нужна совершенно определенная нагрузка на конкретные группы мышц в зависимости от диагноза.
Зачем делать гимнастику?
Гимнастика, как уже говорилось, поможет вашему малышу активнее осваивать новые двигательные навыки, подготовит его мышечную и костную ткани к постоянно возрастающим нагрузкам, к стоянию, первым самостоятельным шагам. Гимнастика развивает речь, фантазию, частично удовлетворяет потребности ребенка в эмоциональном и тактильном контакте с мамой.
У детей, которые регулярно делают зарядку, улучшается кровообращение, совершенствуется координация движений и вестибулярный аппарат. Такие дети реже болеют, крепче спят и не испытывают, как правило, проблем с аппетитом.
Упражнения для грудничков
В комплекс гимнастики включайте упражнения, которые вы, возможно, делали с малюткой в более нежном возрасте, при условии, что малыш не возражает против них. Если упражнения не надоели, достаточно будет просто добавить к комплексу новые приемы, соответствующие возрасту карапуза.
7-8 месяцев
Таким детям нужно способствовать в ползании и сидении. Перечислим несколько эффективных упражнений для стимулирования этих навыков.
- «Уголок». Протяните ребенку, который лежит на спине, указательные пальцы своих рук. Когда он возьмется за них, немного потяните руки на себя. Не поднимайте малыша насильно, пусть он сам, основываясь на силе своих ручек, приподнимет туловище настолько, насколько ему позволит мышечное развитие. Не сажайте ребенка. Когда угол подъема составит 45 градусов, плавно опускайте ребенка обратно. Проделайте упражнение 5-10 раз.
- «Ползание с поддержкой». Положите карапуза на живот, подведите руку под животик и начинайте поднимать ладонь плавно вверх. Когда малыш окажется на четвереньках, удерживайте его в таком положении около минуты. Не ослабляйте руку. Усложнить упражнение можно тогда, когда малыш начнет более уверенно стоять на четвереньках. Положите перед карапузом игрушку со звуком и поддерживайте кроху под животиком, пока он будет пытаться дотянуться до нее. Если при этом он начнет переставлять ручки и ножки, считайте, что ползать он начнет в ближайшее время.
- «Тачка». Это упражнение позволяет укрепить мышцы рук и шеи. Возьмите малыша, лежащего на животе, за ножки и потихоньку продвигайтесь с ним по полу вперед. Нужно добиться, чтобы ребенок «шел» на руках, переставляя их для перемещения.
Полезны покачивания на мяче, попытки достать игрушку, лежа на фитболе животом с обязательной поддержкой родителей за ножки.
9-10 месяцев
Добавляйте в комплекс детей этого возраста упражнения на укрепление стоп, голени. Готовьте ребенка к самостоятельному стоянию и ходьбе. Также можно добавить упражнения в положении сидя. Вот несколько интересных приемов.
- «Снежный ком». Гимнастический мяч положите на пол, поставьте карапуза на ножки, ручки положите на мяч, постоянно придерживайте малыша под мышки, но не так чтобы его ноги болтались в воздухе. Начинайте движение вперед, слегка наклонив корпус ребенка к мячу. Нужно добиться, чтобы ребенок совершал первичные шаги с поддержкой и опорой руками на мяч перебирая его.
- «Эстафетная палочка». Приучайте сына или дочь больше двигаться, вам помогут небольшой мячик, палочка, из которой при желании можно сделать эстафетную. Положите предмет и ползите вместе с малюткой на четвереньках до нее. Дайте малышу возможность успеть к палочке или мячику первым. Искренне и эмоционально порадуйтесь его победе.
- «Топанье и наклоны». Поставьте ребенка спиной к себе так, чтобы его стопы были на ваших. Поддерживайте карапуза под мышками. Начинайте делать шаги. Добравшись до положенной на полу игрушки, придерживайте ребенка, чтобы он мог наклониться и сам схватить ее. Потом начинайте двигаться к новой цели.
- «Запасливый гном». Для этого упражнения вам понадобятся несколько небольших мячиков, которые умещаются в ладони ребенка, и корзинка или коробка. Посадите малыша. Сядьте сбоку от него, например, справа. Протягивайте крохе мячик, он возьмет его правой рукой. Важно, чтобы ребенок повернулся к вам корпусом вполоборота. Далее малютке нужно переложить мячик в другую руку и положить его в коробку, стоящую от него слева. В этот момент вы же приготовите новый мячик, с которым нужно будет проделать то же самое.
Дети этого возраста отлично относятся к активным упражнениям под ритмичную музыку, некоторые даже начинают приседать или покачиваться в такт. Пользуйтесь этим во время ваших занятий.
Полезные советы
- Занимайтесь без одежды, если есть возможность, летом проводите гимнастику на свежем воздухе. Так можно будет совместить воздушные ванны и закаливание с полезной зарядкой.
- Не делайте зарядку в дни, когда у ребенка повышена температура, режутся зубки, нет настроения играть и общаться.
- Если в семье есть дети старше, попросите их вам «подыграть», принять участие в активных упражнениях для детей от 8-9 месяцев. В этом возрасте развито подражание, и малыш усвоит новые игры и приемы значительно быстрее, если будет видеть, как это делают другие.
- Всегда начинайте гимнастику после предварительного сеанса легкого массажа.
- Чтобы не перевозбудить нервную систему малыша и не нарушить его сон, проводите зарядку только в первой половине дня. Вечером можно будет сделать мягкий релаксационный массаж и принять ванну.
Подробнее о гимнастике для детей 7-8 месяцев вы узнаете из следующего видео.
Источник
Маленькое чудо, появившись на свет, каждый день осваивает незнакомый окружающий мир. Гимнастика для 7-месячного ребенка — это возможность познать новые ощущения с помощью движений. В этом возрасте малыш нуждается не только в элементарном уходе. Его эмоциональная сфера открыта для получения навыков взаимодействия. Простые упражнения – прекрасный способ совместить радость общения с пользой.
Для чего нужны упражнения?
Для маленького человечка гимнастические занятия важнее, чем для сформировавшегося взрослого. Физкультура благоприятно воздействует на всю биологическую систему ребенка, включая психическое развитие.
Гимнастика способствует:
- развитию и совершенствованию двигательных, речевых навыков;
- регуляции основных нервных процессов;
- стимуляции мозговой деятельности;
- выработке условных рефлексов;
- правильному формированию внутренних органов и опорно-двигательного аппарата;
- нормализации процессов пищеварения и выведения переработанных веществ из организма;
- стабилизации мышечного тонуса.
Клинические исследования подтвердили результативность ежедневных занятий. Недоношенные и находящиеся на искусственном вскармливании дети, регулярно выполняющие гимнастику, по прошествии времени не отличались от своих сверстников, а иногда и опережали их в развитии.
Классический комплекс
Если для грудничка до полугода ведущими манипуляциями были массажные движения, то в 7 месяцев предпочтение отдается гимнастике. Массажу отводится роль подготовительного этапа. К этому времени кроха без посторонней помощи ложится, переворачивается, садится, поэтому его больше интересует активная деятельность.
Мамам вполне по силам освоить несложный комплекс упражнений.
- Укрепление мышц рук и плечевого пояса. Вложите большие пальцы рук в пальчики малыша (интуитивно он их сожмет). Проделайте скрещивающие движение рук на груди.
- Укрепление икроножных мышц. Плавно согните и выпрямите в колене правую, затем левую ножку. Обхватив руками обе щиколотки, поочередно сгибайте и разгибайте ножки, ускорив темп.
- Выравнивание стопы. Соединив подошвы вместе, похлопайте ими. Опустив вниз, постучите ими по столу.
- Стимуляция опорной реакции. Возьмите в руки стопы ребенка, согните ножки в коленях. Переставляйте подошвы по столу, имитируя ходьбу.
- Слегка приподняв область таза и бедро с одной стороны, попросите маленького человечка повернуться со спины на живот. При нормальном мышечном тонусе кроха переворачивается сам, без поддержки за руку.
- Ползание. Поставьте дитя на четвереньки, положите перед ним любимую игрушку. Младенец начнет перебирать руками, делая попытки ползти. Когда он вынесет вперед правую руку, подвиньте его левую ногу, слегка согнув в колене. То же проделайте с левой рукой и правой ногой.
Некоторые дети к этому времени ползают самостоятельно. Проследите за манерой передвижения – ребенок должен ползать именно на четвереньках. Если человечек выпрямляет ручку или ножку, возможно, он компенсирует таким образом проблему мышечных тканей.
Пальчиковая гимнастика
В 3-м квартале первого года жизни малыш начинает тренировать речевой аппарат. Помочь ему в этом можно с помощью пальчиковой гимнастики. Упражнения, развивающие моторику рук, сопровождаются веселыми потешками.
Начинают занятия с нежного массажа. Растирают и поглаживают пальчики, каждый в отдельности, затем ладошки. Подготовив ручку, проводят игровые упражнения.
Загибая пальчики, взрослые комментируют свои действия прибаутками.
Большой – «Этот пальчик очень хочет спать».
Указательный – «Этот пальчик – прыгнул в кровать!»
Средний – «Этот пальчик прикорнул».
Безымянный – «Этот пальчик уж заснул».
Мизинец – «Этот много спал, а потом будить всех стал».
Пальчики разгибают – «Встали пальчики!»
Ручка сжимается в кулачок – «Нам идти гулять пора!»
Рекомендации
Основное требование к безопасному проведению массажа и гимнастики – регулярный осмотр и консультации у педиатра. Несформированный хрупкий организм крохи нуждается в исключении малейших рисков.
Лучшее время для выполнения гимнастики с ребенком в 7 месяцев – через 30–40 минут после приема пищи либо за час перед кормлением. Существенное значение имеет физическое и эмоциональное состояние. Малыш должен быть здоров, сыт и бодр.
Если у родителя сухая кожа рук, она обязательно увлажняется детским маслом, чтобы дитя не чувствовало дискомфорта.
Для занятий подойдет любая твердая поверхность, покрытая одеялом. Комната предварительно проветривается, сквозняки устраняются. В теплое время года для закаливания детского организма допускается открытая форточка. Если до 7 месяцев гимнастика с ребенком не проводилась, продолжительность занятий ограничивается 10–15 минутами. Каждый день время увеличивается, пока не достигнет оптимальной отметки в 30–40 минут. Но перегружать кроху нельзя. У каждого человечка индивидуальные физиологические данные, поэтому нужно внимательно следить, чтобы все мероприятия доставляли ребенку удовольствие.
Попытки практиковать альтернативные методики без надлежащих знаний и опыта могут нанести непоправимый вред здоровью ребенка.
Противопоказания
В педиатрической практике противопоказаниями к выполнению классического комплекса гимнастических упражнений и массажа служат следующие состояния:
- заболевания, сопровождающиеся лихорадкой и повышенной температурой;
- гнойничковые поражения кожного покрова и подкожной клетчатки;
- неустановленные новообразования;
- нарушения в формировании опорно-двигательного аппарата;
- врожденные аномалии, проявляющиеся повышенной ломкостью и болезненностью костных структур, сбоем в работе сердечно-сосудистой системы;
- воспалительные и инфекционные заболевания в острых стадиях развития;
- объемные грыжи разной локализации с чрезмерным выпадением органов либо предрасположенные к ущемлению.
При небольших грыжах гимнастика осуществляется после предварительной фиксации выпадающего фрагмента, но строго по согласованию с врачом, наблюдающим ребенка.
Нельзя рассматривать нестабильное состояние малышей как обычный каприз. Любое отклонение от нормального поведения (отказ от еды, вялость, сонливость, нежелание выполнять упражнения) сигнализирует о сбое в маленьком организме.
Гимнастика – это тот случай, когда здоровье ребенка в прямом смысле оказывается в родительских руках. Внимание, терпение, ласка и комплекс упражнений помогут вырастить здорового счастливого человечка.
Источник
К 6 месяцам ваш ребенок значительно повзрослел, он самостоятельно сидит и без труда переворачивается на живот, а если потянуть его за руки, он может подтянуться и встать на ноги. Кроме того, в его жизни произошло самое главное изменение: теперь он умеет передвигаться по дому ползком. Если 6-7-месячный ребенок уверенно ползает — это хороший показатель его физического и психического развития. Но встречаются дети, пропустившие этот важный жизненный этап, потому что их родители посчитали его потерявшей смысл стадией становления человека.
Было бы ошибочно согласиться с подобным мнением, так как ползание для малыша — естественный процесс, доставляющий ему массу удовольствия. Кроме того, это прекрасное физическое упражнение, укрепляющее все мышцы тела, особенно те, которые обеспечивают в будущем хорошую осанку. Хорошо, если ваш малыш научится ползать немного раньше, чем сидеть или вставать, потому что качество этих двигательных актов напрямую зависит от упражнений, предшествующих его переходу в «вертикальную» жизнь.
Важен не только то, что к 7 месяцам ребенок сидит, а к 12 — ходит, гораздо важнее то, как именно он это делает. Ведь неправильная посадка деформирует грудную клетку, а неправильная ходьба уродует ноги. Не меньшее значение имеет и качественное ползание: поскольку малыш в это время находится на четвереньках, его передвижения по квартире можно считать актом, предваряющим ходьбу.
На первом году жизни малыша наступает такой момент, когда он чувствует, что в состоянии оторвать тело от пола и встать на четвереньки. Этот момент можно назвать одним из важнейших открытий, которое позволяет ребенку двигаться вперед, не елозя по полу животом. Какое-то время он ползает, выбрасывая вперед обе руки и подтягивая за ними ноги.
Следующий этап — гомолатеральные движения. Суть их заключается в том, что ребенок вытягивает вперед одноименные руку и ногу, а после подтягивает к ним конечности другой стороны. Затем малыш осваивает самый эффективный способ ползания: опираясь на левую руку и правую ногу, он подтягивает правую руку и левую ногу. Именно этот вид передвижения доставляет малышу массу удовольствия, ведь если такое ползание на животе является движением ради движения, то перемещение на четвереньках уже можно назвать целенаправленной деятельностью.
После 6-7-месячного возраста пределы детской кроватки или манежа уже перестают удовлетворять растущие потребности ребенка в движении. Он нуждается в свободе, поэтому предоставьте ему возможность передвигаться по полу, креслам или широкому низкому дивану. Сделайте ему горку, чтобы подрастающий малыш мог без посторонней помощи вставать, вылезать из кроватки или ходить с опорой. В это время ребенку нужно научиться ориентироваться в знакомой ему комнате, поэтому постарайтесь не ограничивать его любопытство.
Однако по гладкой поверхности на четвереньках передвигаться тяжело. К тому же на голом полу холодно, да и лишняя нагрузка на мышцы тоже нежелательна, поэтому постелите на пол ковер, за чистотой которого нужно особенно тщательно следить: место для игр ребенка должно быть теплым, идеально чистым и безопасным.
Уберите из комнаты все неустойчивые предметы и постоянно помните о том, что двигательные навыки малыша развиваются очень быстро, что завтра он сможет доползти до тех вещей, которые сегодня вам кажутся не доступными для него. В связи с этим в детской комнате должно быть как можно больше свободного места и как можно меньше мебели.
Чтобы стимулировать у ребенка жажду познания, разложите интересующие его предметы в разных углах комнаты. С каждым днем малыш должен проползать все больше и больше. Можно рекомендовать позволить ему сначала ползать часто, но понемногу. Затем «сеансы» ползания нужно удлинить, ведь ваш ребенок должен не только изучать окружающий его мир, но и совершенствовать свои мышцы.
Ребенок старше 6 месяцев уже в состоянии правильно распределить работу собственных мышц, так как мышцы-сгибатели и мышцы-разгибатели конечностей полностью уравновешены.
Его движения становятся экономными и более целеустремленными. Например, 5-месячный малыш еще берет игрушку обеими руками, а 6-7-месячный — только одной. При этом он может перекладывать ее, постукивать ею о кроватку и т. д.
Малыш старше 6-месячного возраста способен напрягать одну мышечную группу, расслабляя при этом другую. Например, напрягая спину, расслабить брюшной пресс и т. д. В связи с этим можно выполнять уже более сложные упражнения, развивающие координацию движений. Причем их нужно сопровождать короткими и ясными просьбами («Повернись», «Сядь» и пр.), которые каждый раз должны быть одинаковыми и полностью соответствовать характеру действия.
Основные цели занятий с малышом 6-9 месяцев можно сформулировать следующим образом:
— научить ребенка правильно ползать на четвереньках;
— воспитать ритмичность и координацию движений;
— развить понимание человеческой речи. Для этого нужно:
— как можно чаще ласково обращаться к ребенку, используя при этом точные и краткие фразы;
— позволить малышу свободно передвигаться за пределами кроватки или манежа;
— вводить в обиход новые движения, требующие более сложной координации.
В этом возрасте руки и ноги малыша можно уже не массировать, а вот массаж живота, груди и спины нужно разнообразить и сделать более энергичным. При этом можно использовать практически все приемы массажа: поглаживание, разминание, растирание, вибрацию и др.
1. Скрещивание рук (6-8 раз).
2. Упражнения для ног:
— одновременное разгибание и сгибание ног (4-6 раз);
— попеременное разгибание и сгибание ног (по 4-6 раз каждой ногой).
3. Повороты на живот.
4. Массаж ягодиц и спины.
5. Ползание на четвереньках.
6. Массаж живота.
7. Приседания с прогибанием позвоночника (1-2 раза).
8. Круговые движения руками (4-6 раз).
9. Массаж стоп.
10. Подъем прямых ног (6-8 раз).
11. Подъем из положения лежа на животе (1-2 раза).
12. Массаж груди.
13. Приседание за согнутые руки (1-2 раза).
14. Упражнение «бокс» (по 5-6 раз каждой рукой).
15. Упражнение «тачка».
1. Скрещивание рук
Это хорошо знакомое упражнение (см. комплекс 3, упражнение 3) можно усложнить, вложив в руки малыша погремушки или другие удобные для захвата предметы. Движения выполняйте, то ускоряя, то замедляя темп, при этом ритмично считайте. Количество повторов — 6-8.
2. Упражнения для ног
Одновременное разгибание и сгибание ног описано в комплексе 3, упражнение 5. Количество повторов — 4-6.
Попеременное сгибание и разгибание выполняйте следующим образом: обхватив ноги малыша в области голеней сгибайте и разгибайте их, то ускоряя, то замедляя темп. Движения ног при этом должны напоминать ходьбу или бег. При выполнении этого пассивного упражнения работают все мышцы стопы и ног. Для того чтобы стопы работали лучше, обеспечьте ногам опору, подложив под подошвы ребенка свои мизинцы.
3. Поворот на живот
В 6-месячном возрасте поворот на живот ребенок выполняет уже без поддержки за руку, только по словесной просьбе, например «Повернись на живот». Если он не понял обращения, можно ему помочь, положив игрушку с той стороны, в которую он должен повернуться, или слегка развернув его бедра.
4. Массаж ягодиц и спины
Его следует проводить в соответствии с рекомендациями, данными в комплексе 3, упражнение 7:
— поглаживание по всей длине спины и ягодицам (2-3 раза);
— растирание кончиками пальцев;
— пиление поверхности ягодиц и спины;
— растирание тыльной стороной согнутых пальцев;
— поглаживание (2-3 раза);
— разминание спинных мышц;
— разминание ягодиц поочередно каждой рукой (по 5-6 раз);
— поглаживание (2-3 раза);
— пощипывание или поколачивание области ягодиц.
5. Ползание на четвереньках
Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. К этому возрасту малыш хорошо опирается на полностью выпрямленные руки и, скорее всего, уже пробовал ползать или хотя бы стоять на четвереньках. Если нет, попробуйте помочь ему, поставив на четвереньки, и побуждайте ползти, заинтересовывая яркой игрушкой.
Ползание считается пассивно-активным упражнением и очень хорошей тренировкой для мышц спины, рук, ног и плечевого пояса. После того как малыш начнет ползать самостоятельно, данное упражнение из занятий исключить, предоставив ребенку возможность передвигаться по полу в течение дня.
6. Массаж живота
Массаж живота описан в комплексе 3, упражнение 9:
— поглаживания (круговые, встречные и косых мышц живота — по 2-3 раза);
— растирание кончиками пальцев (2-3 раза);
— пиление прямых мышц живота (2-3 раза);
— пощипывания вокруг пупка;
— все приемы поглаживания (по 2-3 раза).
7. Приседание с прогибанием позвоночника
Данное упражнение описано в комплексе 3, упражнение 10. После того как ребенку исполнится 8 месяцев, его можно присаживать, поддерживая только за одну руку (рис. 41).
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Левой рукой придержите колени малыша, а правой возьмите его за правую руку. Словами побуждайте ребенка принять положение сидя, опираясь только на локоть. После того как он сделает это, проведите ему по спине пальцами снизу вверх вдоль позвоночника до полного ее разгибания.
Рис. 41. Приседание за одну руку
Затем медленно и плавно положите его на левый бок.
Это упражнение является тренировкой брюшного пресса. Его нужно выполнять 2 раза, в заключение укладывая ребенка сначала на левый, затем на правый бок. Опорные руки меняйте соответственно.
8. Круговое движение руками
Это знакомое упражнение можно усложнить, вложив в руки малыша кольца или другие удобные игрушки (см. комплекс 3, упражнение 15).
Движения рук должны быть медленными, так как данное упражнение достаточно сложное по их координации. Повторите его 4-6 раз, ритмично считая вслух.
9. Массаж стоп
Выполнение данного упражнения описано в комплексе 2, упражнение 11.
10. Поднимание прямых ног
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Большими и указательными пальцами обхватите его голени, а остальные поместите на область коленей. Выпрямите ноги малыша, поднимите их до вертикального положения, после чего медленно опустите. Затем поднимите их по очереди.
Повторите упражнение 6-8 раз.
11. Подъем из положения лежа на животе
Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. Пусть малыш обхватит большие пальцы ваших рук, а остальными нужно поддерживать его кисти. Выпрямите его руки и разведите их в стороны. Чтобы малыш случайно не согнул их в локтях, упритесь ладонями в его локтевые сгибы.
Затем поднимите его руки вверх до уровня ушей. В это время ребенок должен запрокинуть голову вверх и назад и упереться стопами вам в живот. Продолжайте подъем тела малыша до положения стоя на коленях. После того как ему исполнится 8 месяцев, это упражнение нужно выполнять с кольцами, а ребенка можно поднимать до положения стоя.
Подъемы туловища — активные движения, в этом упражнении задействованы мышцы спины, рук и ног. Количество повторов — 1-2, при этом нужно помнить, что руки ребенка в процессе выполнения упражнения должны находиться на уровне ушей: это предотвратит возможное повреждение плечевых суставов.
12. Массаж груди
Выполнение массажа груди описано в комплексе 2, упражнение 14:
— поглаживание верхней половины груди (2-3 раза);
— поглаживание межреберной части груди (2-3 раза);
— вибрационный массаж (2-3 раза);
— поглаживание (2-3 раза).
13. Приседание за согнутые руки
Исходное положение: ребенок лежит на спине ногами к вам. Дайте ему схватить указательные пальцы своих рук и разведите его руки на ширину плеч. Затем попросите его сесть и легко потяните за руки, побуждая сделать это. Упражнение нужно выполнить 1-2 раза.
Если малыш созрел для этого упражнения, он поднимет туловище и голову и, напрягаясь, подтянется, сгибая при этом руки в локтях. Если же с самого начала упражнения его руки остаются выпрямленными, выполнять его преждевременно: ребенок для него еще не созрел. В дальнейшем упражнение можно усложнить, вложив в руки малыша кольца.
14. Упражнение «бокс»
Данное упражнение описано в комплексе 3, упражнение 15. После того как малышу исполнится 8 месяцев, его можно выполнять в положении сидя.
15. Упражнение «тачка»
Исходное положение: ребенок лежит на животе ногами к вам. Приподнимите его ноги горизонтально над полом так, чтобы малыш мог опираться на выпрямленные руки. Ноги также можно захватить одной рукой «вилкой», чтобы другой поддерживать малыша под живот. Из этого положения ребенок должен поднять голову и пойти вперед на руках.
Источник