Гимнастика с ребенком 5 месяцев для мышц спины
Думаю, что многим будет интересно. С помощью таких упражнений, можно помочь ребенку быстрее сесть, начать ползать и стоять. Эти упражнения нам показала наша массажистка, хороший специалист, с большим опытом детского массажа, в свое время она сильно нам помогла. Теперь вот делюсь с вами. Первые 4 упражнения подходят и для деток от 4 месяцев. Остальные для деток постарше, в зависимости от их возможностей.
Первое, что нужно сделать, это оценить способности своего малыша. Упражнения с 5 по 9 подойдут тем, кто уже умеет сам переворачиваться и лежа на животике высоко поднимает свою попу, предпринимает попытки встать на карачки и сесть. Эти способности говорят о готовности малыша к дальнейшему развитию этих навыков. Если у него не получается выполнить какое-то из упражнений, то насильно делать их ни в коем случае нельзя, лучше попробовать опять через 1-2 недели. Просто часто бывает так, что деть уже физически готов к тому, чтоб совершить скачек в развитии, но мозгом еще не понимает на что он способен и как это осуществить. Малыши развиваются методом проб. Большую часть навыков они получают случайно. Например, пытаясь дотянуться до интересного предмета, совершенно случайно получилось перевернуться, после этого он начинает понимать, что чтоб перевернуться нужно сделать определенные движения и уже после этого он начинает пробовать их повторить и совершенствовать свою новую способность. Вы наверняка заметили, что если малыш первый раз перевернулся, то потом его сложно занять чем-то другим, он целыми днями будет переворачиваться, пока не сможет делать это в совершенстве. Для того, чтоб малышу научиться чему-то, ему нужно не только укрепить мышцы, но и понять, как это сделать, ведь он только учиться управлять своим телом. Поэтому, важно помогать ему осваивать новое, показывать на что он способен. Понятное дело, что и без упражнений ребенок самостоятельно всему научится когда придет время, но если заниматься с ним, помогать ему, показывать все, то это произойдет быстрее. Так же очень важно, чтоб к этому не было противопоказаний, не было проблем с ортопедией и неврологией. В таких случаях лучше чтоб занятия проходили со специалистом, либо после консультации с врачем.
Итак, после «небольшой вступительной лекции», вернусь все-таки к упражнениям.)))
Подготовка. Малыш должен быть в хорошем расположении духа, сытым, выспавшимся, веселым, обычно если малыша ничего не беспокоит, то он с удовольствием будет двигаться. Сделайте комфортную температуру в комнате, я делаю это на кухне и предварительно включаю плиту, немного подогреваю воздух. Для удобства выполнения и комфорта вашей, скорее всего, многострадальной поясницы, лучше делать это на столе. Но помните об осторожности, стол — это даже не диван, лететь высоко, а в этом возрасте у них непреодолимое желание от куда-нибудь полететь, поэтому нельзя даже отворачиваться… Постелите на стол что-то помягче, полностью разденьте пупса(так он становиться более подвижным и ничего не сковывает его движений). Не будет лишним и легкий массажик, для разогрева, для тех кто это практикует. Нужно начать с более легких упражнений, чтоб мышцы постепенно включились в работу. Итак.
1) качаем пресс. Положить малыша на спинку перед собой, под головку подложить что-нибудь мягкое, выпрямить ножки и слегка приложиться на них грудью, как бы придерживая, чтоб они не поднимались и оставались прямыми, подтягивать малыша за ручки в сидячее положение, плавно уложить обратно. С каждым последующим подтягивание, давать малышу возможность подтягиваться самому. (Количество раз зависит от возможности самого малыша, прекращать упражнение нужно когда он устанет, примерно 7-10 раз).
2) ходьба. Взять спортсмена под мышки, поставить на стол и немного наклонять вперед, как бы вынуждая шагать, и так передвигаться от одного края стола, до другого. Обычно моя шагает хорошо, как цапля, высоко приподнимая ноги, но иногда бывает выпендривается и совершенно отказывается шагать, одной ногой стоит, другую подгибает, получается какой-то шаулинь с элементами балета.))))
3) приседания. Поставьте кроху на стол, придерживая за подмышки и опускайте на корточки, потихоньку приподнимайте его вверх, давая возможность самостоятельно подняться.
4) наклоны. Поставить спиной к себе придерживая одной рукой за грудь, другой под животиком. Потом медленно опускать руку под грудью, так, чтоб он наклонился вперед и его туловище оказалось параллельно столу, медленно приподнимать его в исходное положение, давая возможность подняться самому.
5) учимся садиться(хорошо для тех деток, которые умеют сидеть без поддержки, но сами еще не садятся, выполнять можно и остальным, примерно с 5 месяцев, т.к.укрепляет мышцы рук и пресса, учит садиться). Укладываем ленивца или ленивицу на спину перед собой, все так же как и в первом упражнении, но подтягиваем уже только за одну ручку, таким образом, чтоб малыш помогал себе другой ручкой, опираясь ей об стол, делаем осторожно и потихоньку, подстраховываем другой рукой. Когда сели, аккуратно уложите обратно, придерживая головку, чтоб не ударилась об стол. Потом с другой ручкой, меняйте их по очереди, от 3 до 5 раз на каждую.
6) учимся ползать. Поставьте на карачки, если сам стоять еще не может, то придерживайте его под грудкой. Свободной рукой, поочередно передвигайте ему ручки и ножки, сначала правую ручку вперед, за ней левую ножку вперед, потом левую ручку вперед, за ней правую ножку вперед. (таким образом вы покажите ему как нужно передвигаться).
7) комплекс(для деток от 5,5-7 месяцев, подходит для тех деток, которые крепко упираются ножками в пол, как бы пытаясь стоять). Поставьте пупса на карачки придерживая под грудь(если сам еще не стоит) и покачивайте взад-вперед примерно 10сек., потом из этого положения как бы через бочок, помогайте присесть, только таким образом, чтоб усаживаясь деть помогал себе одной ручкой опираясь о стол(это нужно для того, чтоб он понял как нужно садиться). После того как присели, держа за две ручки, подтягивайте его вверх, не сильно и медленно, чтоб он сам пытался встать на ножки. Вполне возможно, что сразу у малыша не получиться выполнить такое сложное упражнение, если не получилось, заставлять не нужно, делайте пока другие упражнения, можете попробовать снова через 1-2 недели. Для тех у кого получается, можно повторять его 2-3 раза.
8) «отжимания»(если сможет конечно, можно попробовать тогда, когда ребенок лежа на животике хорошо приподнимает верхнюю часть туловища опираясь на ладошки). Положить на животик, помочь поднять верхнюю часть туловища, опираясь только на ладошки, потом приподнять ладошкой нижнюю часть туловища, придерживая ниже животика(под попой) таким образом, чтоб деть стоял только на ладошках рук. Выглядеть это должно так: деть стоит на ладошках рук, ваши две руки держат ему попу и ножки, чтоб они не касались пола. Держать так до 10 секунд, учитывая возможности малыша. Опускать аккуратно и лучше сделать это до того, как малыш упадет сам.
9) учимся вставать.(для тех, кто сидит и хорошо упирается ножками в пол). Из положения сидя, медленно и аккуратно подтягиваете малыша вверх, он должен выпрямлять ножки и вставать сам. Стоя не держите, сразу сажайте обратно. Повторяйте столько, сколько может ребенок.
10) Завершать зарядку очень хорошо катанием на мяче. Это хорошо расслабляет и дает пупсу возможность отдохнуть, после такого труда. Мы катаемся сначала на животе, потом на спине и на боках, бывало даже так, что она начинала дремать. А после этого кушала и уставшая хорошо спала.
Такие упражнения мы делали с массажисткой уже в 5 месяцев и по ее наставлению продолжаем до сих пор, конечно не каждый день, но раза 3 в неделю стараюсь делать. Надеюсь и вам пригодиться.)))
P.s. Дома много тапок, в чужих не нуждаюсь.
Пятимесячные дети эмоциональны и любознательны. Но их потребность в изучении мира ограничивается физическими навыками, а точнее, их отсутствием. Несмотря на то, что к этому возрасту ребенок многого достиг и многому научился, наиболее сложный и интенсивный этап его развития еще только начинается. Помочь крохе — посильная задача для заботливых родителей. О том, какие физические упражнения в этом возрасте стоит ввести в комплекс зарядки, мы расскажем в этой статье.
Особенности физического развития в возрасте полугода
Если вашему ребенку уже 5-6 месяцев, можно с уверенностью говорить о том, что он научился улыбаться и выражать свои эмоции. Также малютки этой возрастной категории уже хорошо удерживают головку, если лежат на животике, более осознанно совершают движения ручками и ножками, умеют хватать интересующие их предметы и игрушки. Лежать и ничего не делать пятимесячные и шестимесячные младенцы уже никак не могут — это выше их сил.
Многие дети отлично переворачиваются — со спины на живот и обратно. Некоторые уже предпринимают попытки присаживаться. Все эти многочисленные умения непременно нужно использовать, планируя комплекс занятий для ребенка.
В пять месяцев ребенок начинает активно изучать собственное тело. На психическом уровне происходит совершенствование первых речевых навыков, кроха уже умеет произносить некоторые отдельные звуки и даже слоги, а также активно развиваются его мышление и внимание.
Периоды бодрствования стали еще более длительными, спит чадо теперь максимум 15-16 часов в сутки. Все остальное время он нуждается в общении — тактильном, речевом, эмоциональном. Все эти виды общения и должны стать обязательными при совершении гимнастических упражнений.
Без этих трех составляющих даже самые полезные, с точки зрения анатомии, упражнения не будут приносить желаемого результата.
В этом возрасте ребенок начинает осознавать, что движения его туловища и конечностей могут быть управляемыми, и управлять ими может он сам. Это приводит деток в неописуемый восторг. Зарядка, дополненная упражнениями, соответствующими потребностям возраста, будет восприниматься ребенком с удовольствием и принесет немало пользы.
Польза гимнастики
Малыш в свои 5-6 месяцев находится на пороге новых открытий: скоро он начнет сидеть, ползать, а потом и вставать на ножки. Гимнастика должна соответствовать его двигательным умениям и способствовать развитию новых — обязательно включите в ежедневную программу занятий с ребенком упражнения для стимулирования ползания, укрепления мышц спины, груди, рук. Это потребуется для того, чтобы грудничок смог быстрее сесть. Присаживать насильно не нужно — это вредно и опасно, а вот помочь ребенку укрепить определенные группы мышц — отличная инициатива любящих родителей.
Гимнастика в этом возрасте способствует лучшему пониманию устройства собственного тела, а это как раз именно то, что волнует сейчас малыша. При регулярной физической нагрузке укрепляются суставы и костный аппарат, становятся более эластичными мышцы. Все это сослужит добрую службу тогда, когда ребенок начнет принимать вертикальное положение: ему будет легче сесть, встать и, в конечном итоге, пойти.
Физические упражнения улучшают кровоснабжение конечностей, мышечной ткани, кожных покровов. Это положительно сказывается на формировании иммунитета малютки. Замечено, что дети, с которыми каждый день делают гимнастику, реже болеют, а если такое и случается, то заболевание протекает легче и практически не случается осложнений.
Тактильный контакт, который ребенок испытывает во время гимнастики и предшествующего ей массажа, позитивно сказывается на работе нервных рецепторов кожи в частности и всей нервной системы в целом. Ребенок, которому дают адекватные возрасту физические нагрузки, лучше засыпает, отличается отменным аппетитом, у него реже случаются запоры.
Малютки, с которыми мама каждый день занимается, более гармонично развиваются, их потребность в общении удовлетворяется. Такие дети раньше осваивают речь, а в дальнейшем – демонстрируют более богатые способности к обучению.
Если у ребенка есть определенные неврологические или опорно-двигательные нарушения, ему предписан особый, лечебный массаж и упражнения из комплекса лечебной физкультуры (ЛФК).
К таким комплексам добавлять новые упражнения рекомендуется исключительно с разрешения лечащего врача или участкового педиатра.
Гимнастика для ребенка, которому рекомендован обычный, общеукрепляющий массаж и такая же физическая активность, в 5-6 месяцев должна быть направлена на развитие целенаправленных движений конечностей.
Интересные упражнения
Зарядка, учитывая возросшую подвижность ребенка, должна быть дополнена активными упражнениями, которые малыш будет выполнять не только потому, что мама крепко держит его пяточки или ручки, но и потому, что ему самому будет интересно совершить определенное физическое действие. Не забывайте организовывать занятия с сопровождением музыки, читайте стихи и пойте песенки – подойдут «Рельсы-шпалы», и «У жирафа пятна-пятна, пятнышки везде».
Эти песенки помогут малышу лучше изучить свое тело. Вообще, все упражнения должны стать максимально эмоциональными и веселыми, чтобы малютке не было скучно. Ниже мы приводим перечень самых веселых и занимательных (и полезных!) упражнений для детей указанного возраста:
«Поймай меня!». Это упражнение направлено на развитие координации движений рук. Положите ребенка на спинку, справа от него поставьте включенную звуковую игрушку. Когда малыш возьмет ее одной рукой, заводите и ставьте слева вторую игрушку, которая будет звучать иначе. Задача малыша — взять вторую игрушку второй рукой и, хотя бы непродолжительное время, удерживать обе игрушки двумя руками.
- «Стульчик». Это упражнение делают для того, чтобы помочь ребенку освоить навык сидения. Лежащему на спине малышу, мама протягивает собственные указательные пальцы. Задача ребенка — ухватиться за них и подтягивая корпус на руках, продолжая держаться за руки мамы, приподнимать туловище, стараясь сесть. Не нужно тащить ребенка. Если его мышцы не готовы к сидению, присаживать не надо. Важно, чтобы инициатива перемены положения тела при вашей поддержке принадлежала именно малышу. Исключите подъем туловища до состояния прямого угла, будет хорошо, если для начала ребенок сможет подниматься на 30-45 градусов по отношению к поверхности, на которой делается гимнастика.
- «Перышко». Полезным для позвоночника и мышцы спины будет данное упражнение. Подведите ребенку, лежащему на спине, расправленную открытую ладонь под спину и слегка приподнимите малыша над поверхностью, подстраховывая его сверху второй рукой. В идеале ребенок прогнется, напряжет спинку и мышцы животика. Проделывайте это упражнение от 5 до 10 раз.
- «Оловянный солдатик». Ребенку, который уже начинает предпринимать самостоятельные попытки сесть, можно предложить новое упражнение, которое покажет ему, что вертикальное положение тела — совсем не страшное. Обхватите ребенка руками за грудную клетку по бокам и около половины минуты удерживайте его в вертикальном положением с опорой ножками о твердую поверхность. За зарядку можно повторить этот прием от 2 до 4 раз.
Если ребенок не начал присаживаться, такое упражнение проводить не следует.
- «Котята-щенята». Это упражнение направлено на поддержку ползательных навыков. Положите малыша на животик и подведите под живот свою расправленную ладонь. Аккуратно, второй рукой придерживая малыша за спинку, начинайте приподнимать малютку в положение, при котором он будет опираться о поверхность коленями и ручками. Несколько секунд удерживайте ребенка в таком положении, а потому плавно опускайте в исходное положение.
«Я – сам!». Такое упражнение эффективно развивает все группы мышцы, стимулирует сидение и совершенствует вестибулярный аппарат. Приподнимите ребенка под мышки и удерживайте вертикально. Предварительно положите ему прямо под ножки перед носочками игрушку, за которой ему захочется наклониться. Придерживая его за грудь, помогайте крохе нагнуться через приседание. После того, как игрушка окажется в руках малютки, плавно поднимите его в исходное положение. Будет достаточно повторить прием 2-3 раза.
«Щекотун». Такой прием послужит укреплению мышц стопы, ведь не за горами день, когда ребенок начнет вставать с опорой на эту часть тела. Возьмите пяточку в свои руки и проведите указательным пальцем от третьего пальца ножки, от носочка к пяточке, прямую линию. При этом ребенок будет сгибать и разгибать стопу.
Помимо этих упражнений, мама может продолжать проводить традиционную «Гусеничку», при которой малыш будет тянуться и пытаться ползти на животе за игрушкой. Можно усложнить упражнение, поставив перед ребенком две игрушки. Если постараться, со временем он захватит двумя ручками оба предмета. Также можно начинать делать упражнение «Тачка», если ручки ребенка достаточно сильные (мама держит ребенка за ноги, руками он переступает по поверхности).
Общие рекомендации
- Если погода и время года позволяют, проводите занятие без одежды, а летом — на улице;
- Обязательно начинайте гимнастику с общего массажа, чтобы мышцы ребенка были «разогретыми» для последующей нагрузки;
- Занятие оптимально провести в первой половине дня, ведь оно оказывает возбуждающее действие, и может стать причиной нарушений сна, если сделать его вечером;
- Не проводите занятие, если малыш капризничает.
Подробнее о гимнастике для детей 5-6 месяцев смотрите в следующем видео.