Гимнастика вольные упражнения женщины

Гимнастика вольные упражнения женщины thumbnail

Вольные упражнения — один из видов упражнений в спортивной гимнастике.

Описание

Вольные упражнения выполняются на «ковре» — квадратной помосте, размерами 12 на 12 метров с дополнительным бордюром безопасности шириной 1 метр. Помост должен иметь определенную эластичность для смягчения приземления спортсмена при выполнении акробатических прыжков. Специальное покрытие ковра должно исключать ожоги кожи при трении об него.

Вольные упражнения входят в программу как женских, так и мужских турниров. К современной программы Олимпийских игр проводятся соревнования со свободными упражнениями, в которых разыгрывается комплект медалей; также эти соревнования входят в программу командной и абсолютного первенства.

Вольные упражнения продолжаются, как правило, 70 секунд у мужчин и 90 секунд у женщин. Женские вольные упражнения — единственный вид программы спортивной гимнастике, выполняется под музыку. Выступление спортсмена оценивается по сложности элементов, правильности выполнения элемента, отсутствия ошибок. В женских соревнованиях судьи также учитывают уровень хореографической подготовки. Акробатические элементы вольных упражнений включают в себя кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках и другие, а также их связи. Характерным элементом вольных упражнений является акробатическая связка — серия прыжков и кульбитов, выполняемая по диагонали ковра от одного угла к другому. У женщин в программу входят отдельные танцевальные па, схожие с упражнениями по художественной гимнастике. Грубыми ошибками считаются падения и выход спортсмена за пределы ковра. В ходе выступления спортсмен должен максимально использовать площадь ковра.

У мужчин на вольных упражнениях гимнаст должен включить в свою комбинацию элементы из различных структурных групп. Всего таких групп 4 плюс соскок (соскок на вольных упражнениях считается заключительная акробатическая диагональ).

Структурные группы элементов (мужчины)

I. Элементы гимнастики (без использования акробатики)

  • Статические и динамические силовые элементы: высокий угол, горизонтальные упоры, стойки на руках силой, т.
  • Элементы гибкости: шпагаты, равновесия, опрокидывания, медленные перевороты.
  • Повороты на ногах и прыжки с поворотами.
  • Круги двумя ногами, а также эффектные круги ноги врозь (круги Деласаль-Томаса), а также круга прогнувшись (русские круги).

II. Акробатические элементы с вращением вперед

В данную структурную группу входят перевороты вперед, а также разнообразные сальто.

Сальто выполняются в разных положениях тела — зрупувавшись, согнувшись, прогнувшись / выпрямившись. Также выполняются сальто с поворотами — пируэты и сложные двойные сальто.

Сальто могут выполняться как с приземлением на ноги, так и в упор лежа, или в кувырок (полуторные сальто).

III. Акробатические элементы с вращением назад

Подобно акробатическим элементам вперед, сюда входят перевороты и различные сальто назад.

IV. Акробатические элементы с вращением в боковой плоскости и прыжки назад с поворотом на 180 градусов и больше с последующим выполнением сальто вперед. Прыжки вперед с поворотом на 180 и сальто назад

Эта структурная группа включает различные боковые сальто (арабские сальто), а также твисты — прыжки назад с поворотом на 180 и сальто вперед.

Кроме этих элементов, сюда входят элементы типа «Томас» — полуторные сальто назад в кувырок с поворотом на 540 градусов.

Также к этой группе элементов принадлежат редкие и сложные сальто, прыжком вперед с поворотом на 180 и последующим сальто (или двойным сальто) назад.

Надбавки за соединение элементов

За отдельные сложные соединения элементов, гимнаст получает надбавку за складнысть. Правила от 2009 года устанавливают такие надбавки за соединение

  • за соединение элемента группы D (и выше) с элементами групп А, В, С дается надбавка 0,1;
  • за соединение элементов группы D (и выше) с элементами группы D (и выше) дается надбавка 0,2.

Один элемент может участвовать в связке лишь однажды, то есть если выполнена связка из трех акробатических элементов, то гимнаст получит надбавку только самой дорогой связи первого сальто со вторым или другого третьим. Две связи учтены не будут.

Структурные группы элементов (женщины)

I. Прыжки и подскоки

К данной структурной группы входят разнообразные прыжки. Прыжки различают:

  • по форме тела (прыжки прогнувшись, сгруппировавшись, согнувшись, в шпагате, кольцом и т.д.);
  • по наличию поворота;
  • за работой ногами (толчком с двух ног, прыжки шагом, прыжки со сменой ног в шпагате)
  • по способу приземления (на ноги, в упор лежа, в шпагат сидя);

II. Повороты

Повороты различаются:

  • По числу градусов вращения вокруг вертикальной оси (один поворот, два, пр.);
  • по положению ног во время поворота (безопорным нога согнута в колене, параллельно полу, в вертикальном шпагате, и тому подобное. Опорная нога согнута или прямая)
  • круги (подобно гимнастам-чоловыкам) на полу;

III. Элементы с опорой на руки

Включают:

  • всевозможные кувырки (как полит-кувырок, так и перекатом со стойки на руках или в стойку на руках)
  • повороты в стойке на руках;
  • перевороты (медленные и темпу)

IV. Сальто вперед и боком

Сюда входят все сальто вперед, сальто боком и твисты (сальто назад с переворотом и последующим вращением вперед). Максимально сложным элементом считается двойной твист прогнувшись (G), впервые выполненный бразильской гимнасткой Даяной Дос Сантос.

V. Сальто назад

Включает различные сальто назад. Максимально сложные элементы — двойное сальто назад сгруппировавшись с двумя пируэтами, двойное сальто назад прогнувшись с пируэтом, сальто назад прогнувшись с тремя с половиной пируэтами и крайне редкое сальто Татьяны Грошковои — двойное сальто назад согнувшись с двумя пируэтами (первое сальто прогнувшись с двумя пируэтами, второе согнувшись).

Читайте также:  Комплекс упражнений на все мышцы для женщин видео

Группы сложности

Элементы на вольных упражнениях имеют различные группы сложности — от А до G. К элементам группы «А» относятся простые прыжки, типа переворотов вперед или назад, сальто сгруппировавшись и т.д., элементы группы «G» выполняются единицами гимнастов мира, к ним относятся (в мужчин):

  • тройное сальто назад в группировке;
  • двойное сальто назад в группировке с тремя пируэтами;

Чемпионы мира в вольных упражнениях

  • 1950 — Йозеф Штальдер, Швейцария
  • 1954 — Валентин Муратов, СССР, Масао Такемото, Япония
  • 1958 — Масао Такемото, Япония
  • 1962 — Нобуюки Аихара, Япония, Юкио Эндо, Япония
  • 1966 — Акинори Накаяма, Япония
  • 1970 — Акинори Накаяма, Япония
  • 1974 — Савай Касамацу, Япония
  • 1978 — Курт Томас, США
  • 1979 — Курт Томас, США
  • 1981 — Юрий Королев, СССР
  • 1983 — Тун Фей, КНР
  • 1985 — Тун Фей, КНР
  • 1987 — Лоу Юнь, КНР
  • 1989 — Игорь Коробчинский, СССР
  • 1991 — Игорь Коробчинский, СССР
  • 1993 — Григорий Мисютин, Украина
  • 1994 — Виталий Щербо, Беларусь
  • 1995 — Виталий Щербо, Беларусь
  • 1997 — Алексей Немов, Россия
  • 1999 — Алексей Немов, Россия
  • 2001 — Иордан Йовчев, Болгария и Мариан Дрегулеску, Румыния
  • 2 003 — Пол Хэм, США и Иордан Йовчев, Болгария
  • 2005 — Диего Иполито, Бразилия
  • 2006 — Мариан Дрегулеску, Румыния
  • 2007 — Диего Иполито, Бразилия
  • 2 009 — Мариан Дрегулеску, Румыния
  • 2 010 — Элефтериос Космидис, Греция
  • 2011 — Утимура Кохей, Япония

Олимпийские чемпионы в вольных упражнениях

  • 1952 — Уильям Турессон, Швеция
  • 1956 — Валентин Муратов, СССР
  • 1960 — Н. Аихара, Япония
  • 1964 — Ф. Миникелли, Италия
  • 1968 — Като Савва, Япония
  • 1972 — Андрианов, СССР
  • 1976 — Андрианов, СССР
  • 1980 — Р. Брюкнер, ГДР
  • 1988 — Сергей Харьков, СССР
  • 1992 — Ли Сяошуай, Китай
  • 1 996 — Иоаннис Мелиссанидис, Греция
  • 2000 — Игорь Вихров, Латвия
  • 2004 — Кайл Шефелт, Канада
  • 2 008 — Цзоу Кай, Китай
  • 2012 — Цзоу Кай, Китай

Олимпийские чемпионки в вольных упражнениях

  • 1952 — Келети Агнеш, Венгрия
  • 1956 — Лариса Латынина, СССР
  • 1960 — Лариса Латынина, СССР
  • 1964 — Лариса Латынина, СССР
  • 1968 — Лариса Петрик, СССР и Вера Чаславска, Чехословакия
  • 1972 — Ольга Корбут, СССР
  • 1976 — Нелли Ким, СССР
  • 1980 — Нелли Ким, СССР
  • 1988 — Даниэла Силиваш, Румыния
  • 1992 — Лавиния Милошовичи, Румыния
  • 1 996 — Лилия Подкопаева, Украина
  • 2000 — Елена Замолодчикова, Россия
  • 2004 — Кэтэлин понор, Румыния
  • 2 008 — Сандра Избаш, Румыния
  • 2012 — Али Райсман, США

Чемпионки мира в вольных упражнениях

  • 1954 — Тамара Манина, СССР
  • 1958 — Ева Босаковой, Чехословакия
  • 1962 — Лариса Латынина, СССР
  • 1966 — Наталья Кучинская, СССР
  • 1970 — Людмила Турищева, СССР
  • 1974 — Людмила Турищева, СССР
  • 1978 — Елена Мухина, СССР
  • 1979 — Эмилия Эберле, Румыния
  • 1981 — Наталья Ильенко, СССР
  • 1983 — Екатерина Сабо, Румыния
  • 1985 — Оксана Омельянчик, СССР
  • 1987 — Елена Шушунова, СССР и Даниэла Силиваш, Румыния
  • 1989 — Светлана Богинський, СССР и Даниэла Силиваш, Румыния
  • 1991 — Оксана Чусовитина, СССР и К. Бонташ, Румыния
  • 1993 — Шеннон Миллер, США
  • 1994 — Дина Кочеткова, Россия
  • 1995 — Джина Годжан, Румыния
  • 1997 — Джина Годжан, Румыния
  • 1999 — Андреа Радукан, Румыния
  • 2001 — Андреа Радукан, Румыния
  • 2 003 — Дайане Дус Сантус, Бразилия
  • 2005 — Элиша Секремони, США
  • 2006 — Чен Фей, Китай
  • 2007 — Шон Джонсон, США
  • 2 009 — Элизабет Тведдл, Великобритания
  • 2 010 — Лорен Митчелл, Австралия
  • 2011 — Ксения Афанасьева, Россия

Источник

Содержание вольных упражнений

Как вид программы многоборья вольные упражнения используются в соревнованиях гимнастов и гимнасток, имеющих спортивный разряд. С музыкальным сопровождением их выполняют только женщины.

В отличие от упражнений на снарядах, где подавляющее большинство упражнений связано с опорой руками (висы, упоры), техника движений, составляющих вольные упражнения мужчин и женщин, связана с опорой на ноги, на руки и ноги одновременно, с опорой на другие части тела.

Содержание вольных упражнений как вида многоборья составляют повороты, равновесия, перемахи, хореографические и танцевальные движения. Основой же сложности упражнений квалифицированных гимнастов и гимнасток служат акробатические элементы и соединения.

Участие в движениях различных звеньев тела, чередование динамических элементов и статических поз, свободный выбор условий опоры, ритма, темпа выполнения — все это обусловливает практически неограниченное количество вариантов элементов и технических приемов, возможность создания оригинальных тематических композиций.

Вольные упражнения воспитывают культуру движений, развивают точность, пластичность и выразительность (особенно в сочетании с музыкальным сопровождением) движений.

Прыжки характерные элементы вольных упражнений, придающие особую динамику, создающие впечатление легкости, невесомости. Прыжки с ног на руки и с рук на ноги выполняются на месте и с передвижением, без разбега и с разбега, с поворотами. Наиболее сложными формами прыжков являются акробатические элементы — перевороты, сальто и т.п.

Читайте также:  Комплекс упражнений для ног ягодиц для женщин

Перевороты — вращательные движения тела с переворачиванием через голову и промежуточной опорой.

Падения движения, выполняемые из стоек на ногах или руках и заканчивающиеся положением упора лежа или положением лежа.

Повороты могут выполняться в сочетании с падениями, перекатами, переворотами, прыжками. Например, поворот кругом махом правой в равновесие; поворот кругом в стойке на руках, поворот на 360° в полете с приземлением в «доскок».

Равновесия включают как элементарные стойки на носках, на одной ноге, так и сложные разновидности: стойки на голове и руках, стойки на руках, горизонтальный упор или упор на локте и т.п.

Техника хореографических и танцевальных движений, занимающих особое место в содержании вольных упражнений женщин, раскрывается в § 8.2

Включение различных видов упражнений (общеразвивающих, акробатических, хореографических, танцевальных) тесно связано с композиционным построением вольных упражнений.

Композиция вольных упражнений — это логическая последовательность выполнения элементов, их сложность, взаимосвязь частей упражнения, динамика перемещения спортсмена на ковре, согласованность с характером музыкального сопровождения.

Композиция вольных упражнений в спортивной гимнастике — творческий процесс, в котором участвуют спортсмен, тренер, хореограф. Композиция должна быть оригинальной (нс шаблонной), позволяющей в рамках правил соревнований и учета объективных тенденций развития гимнастики показать индивидуальные особенности каждого гимнаста.

Целостность композиции предусматривает органичную взаимосвязь начала, середины и концовки упражнения, соответствие единому замыслу, единой стилистике. При этом большая роль в женской гимнастике отводится выбору музыкального произведения. Восприятие композиции вольных упражнений судьями и зрителями основано на определенных закономерностях (критериях): контрастности, нарастании и др.

Контрастность — основана на усилении впечатления за счет продуманного сочетания движений, различающихся по амплитуде, скорости, ритмическому рисунку исполнения отдельных фрагментов и упражнения в целом. Реализация этого требования тесно связана с динамикой перемещения спортсмена на ковре, позволяющей продемонстрировать движения в наиболее выгодном ракурсе. На рис. 87 показаны схемы перемещения гимнаста (гимнастки), применяемые в спортивной практике.

Гимнастика вольные упражнения женщины

Рис. 87

Нарастание — предусматривает неуклонное (от начала к концу) повышение трудности выполняемых движений. Не менее эффективен способ наращивания темпа или амплитуды движений от начала упражнения к финалу. Весомым признаком удачно составленной композиции является трудный завершающий комбинацию элемент. Правда, включение простого, редко используемого элемента при высоком качестве его исполнения может произвести не меньший эффект, чем выполненный с большими техническими огрехами сверхтрудный элемент.

Методические рекомендации к обучению. В основной гимнастике, где вольные упражнения представляют собой сочетание обычных общеразвивающих упражнений па 32 или 64 счета, рекомендуется осваивать движения по восьмеркам (па 8 счетов), запоминая их и постепенно уточняя детали, вплоть до положений кистей, головы, характера движений.

Сложные элементы в упражнениях спортивной программы обычно осваивают отдельно, а затем соединяют со связующими движениями и фрагментами целого упражнения.

Пластичность, мягкость движений — отличительные черты хорошо освоенного упражнения. В этих качествах просматривается манера исполнения, которая зависит также от правильной динамической осанки спортсмена как в исходных и конечных положениях, так и в процессе выполнения элементов техники.

Большую пользу при освоении вольных упражнений приносит самоконтроль движений (выполнение их перед зеркалом). Проверяются и уточняются позы, корректируются движения по амплитуде, ритму, закрепляются мышечные ощущения.

В работе с детьми, учитывая их запрограммированность к играм, состязаниям, высокоэмоциональным реакциям, процесс овладения вольными упражнениями должен совмещаться с повышением уровня музыкальной грамотности. Большой эффект дают такие приемы, как музыкальные игры, конкурсы на качество исполнения двигательных фрагментов или упражнения в целом.

Источник

В день старта чемпионата Европы «Матч ТВ» максимально простым языком рассказывает про снаряды в спортивной гимнастике.

Важные вводные: в мужском многоборье представлено шесть видов программы, в женском — четыре. Вольные упражнения и опорный прыжок являются общими для обоих полов, а вот все снаряды — уникальны. Мужчины соревнуются на параллельных брусьях, кольцах, перекладине и коне, женщины — на бревне и разновысоких брусьях.

Опорный прыжок

Есть выражение, что гимнастика начинается с опорного прыжка. Именно эта дисциплина обычно открывает программу любых соревнований. Опорный прыжок начинается с разбега и отталкивания о пружинящий мостик, выполняющий роль трамплина, затем следует отталкивание от специального гимнастического снаряда, акробатические элементы в воздухе и приземление.

Что такое акробатические элементы? Сальто, пируэты, вращения, повороты — все то, что составляет техническую сложность программы спортсмена.

Длина дорожки для разбега, высота трамплина и снаряда для отталкивания четко регламентированы правилами. На Олимпиаде 2000 в Сиднее из-за неправильно установленного снаряда (всего 5 сантиметров от нормы) несколько спортсменок успели получить серьезные травмы вплоть до переломов, пока организаторы разобрались, в чем именно проблема.

Самые распространенные ошибки, которые может увидеть даже новичок, — согнутые колени, разведенные ноги во время акробатических элементов, неточное приземление после прыжка — на колени или спину. Наказывается также заступ ногой за линии, которые ограничивают дорожку.

Ниже показан опорный прыжок с ошибкой на приземлении.

Открыть инфографику

Читайте также:  Упражнения на пресс калланетик для женщин

Вольные упражнения

Все, что нужно для вольных упражнений, — гимнастический ковер и хорошо подготовленный спортсмен. Ковер представляет собой квадратный помост размерами 12 на 12 метров с дополнительным метровым бордюром безопасности, изготовленный из специального материала с покрытием, предотвращающим ожоги кожи от трения.

Спортсмен выполняет кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках — динамические и статические элементы, элементы на гибкость и так называемые диагонали — связки из разных элементов, выполняемые от одного угла ковра до другого.

Открыть видео

Что ценится в вольных упражнениях? Чистота элементов, отсутствие ошибок на приземлениях, рациональное использование всей площадки ковра. Самые грубые нарушения, которые приводят к серьезным потерям в оценке — падения и заступы за пределы ковра.

Открыть инфографику

В выступлениях женщин оценивается также хореографическая составляющая — в программе используются танцевальные па (движения. — «Матч ТВ»), немного напоминающие художественную гимнастику. Вольные упражнения у женщин — единственный вид спортивной гимнастики, в котором разрешено музыкальное сопровождение.

Параллельные брусья

Упражнения на брусьях сочетают в себе силовые и маховые элементы. Организация этого снаряда позволяет спортсмену использовать элементы из самых разных структурных групп. В комбинацию входят также статические положения — угол, стойка на руках, горизонтальные упоры, элементы над и под жердями, элементы большим махом, элементы в упоре и упоре на руках, элементы с вращением по сальто и без. Комбинацию венчает соскок, который должен быть сложным и чистым.

Правилами определена высота брусьев от пола — 200 см, от матов — 180 см и ширина — 60 см. 

Основу упражнений составляет упор —  рабочее положение на брусьях, хорошо знакомое обывателю по технике обычных отжиманий. При упоре на руках плечи лежат на жердях.

Открыть инфографику

Элементы на брусьях выполняются как в классическом положении  поперёк, так и продольно на одной жерди.

Перекладина

Перекладина — знакомый гимнастический снаряд даже для тех, кто вообще не занимался профессиональным спортом — в школе почти все сдавали на физкультуре подтягивания и подъем переворотом. Перекладину, или турник, в том или ином виде можно увидеть в любом спортзале, на любой площадке.

Перекладина — стальной стержень толщиной в 2,8 сантиметра и длиной в 240 сантиметров, установленный на высоте 278 сантиметров. Она стоит на вертикальных стойках и закреплена стальными растяжками.

Открыть инфографику

Упражнения на перекладине включают вращения вокруг жерди, перелеты с прерыванием хвата, демонстрацию разных хватов и висов. Касание снаряда телом запрещено. Подъем на перекладину гимнаст осуществляет при помощи ассистента. 

Последним чемпионом Олимпийских игр на перекладине от России на данный момент является Алексей Немов, победивший в Сиднее в 2000 году.

Кольца

Кольца — единственный подвижный снаряд в спортивной гимнастике. Он представляет собой два кольца диаметром 18 сантиметров, закрепленные на специальных тросах на высоте 5,75 метров над полом.

На кольцах выполняют статические и динамические элементы — подъёмы, обороты и выкруты. В конце упражнения спортсмен делает акробатический соскок. Кольца требуют от гимнаста большой физической силы, причём для статических элементов даже больше, чем для динамических. 

Статический элемент считается засчитанным, если он удерживается не менее чем 2 секунды.

Конь

До 2000 года конь использовался не только как самостоятельный снаряд, но и как приспособление для отталкивания в опорном прыжке.

Для производства коня используется металл, дерево и пластик — из металла делается подставка, из пластика или дерева — основа коня, которая обшивается нескользящим эластичным материалом, и две ручки. По правилам ФИС (Федерации гимнастики. — «Матч ТВ»), к коню предъявляются следующие требования:

  • длина коня — 160 см, 
  • ширина — 35 см, 
  • высота ручек — 12 см,
  •  расстояние между ручками — от 40 до 45 см

Гимнаст на коне выполняет махи и круги ногами, делает так называемую «проходку» — последовательность движений, когда спортсмен перемещается руками по всей поверхности коня.

Оценка за элемент зависит от его сложности и от того, на какой зоне снаряда он выполняется.

Открыть инфографику

Разновысокие брусья

Разновысокие брусья представляют собой две жерди длиной 240 сантиметров, установленные параллельно, но на разной высоте. Упражнение состоит из наскока, оборотов и махов, полетных элементов и соскока.

Разновысокие брусья — коронный вид для российской гимнастки Алии Мустафиной. Она дважды олимпийская чемпионка именно на брусьях.

Алия Мустафина  / Фото: © Андрей Голованов и Сергей Киврин

Бревно

Бревно — коварный снаряд длиной 5 метров и шириной всего 10 сантиметров, установленный на высоте 125 сантиметров от пола.

Что такое 10 сантиметров? Это на 2 сантиметра меньше длинной стороны айфона 5s и на сантиметр меньше стандартной шариковой ручки. На обтянутом замшей или кожей брусе в 10 сантиметров, где простому смертному даже стоять было бы тяжело, гимнастка выполняет сальто, кувырки, перевороты и статические элементы. Стоит ли говорить, что главным фактором чистого упражнения является равновесие, а потеря равновесия неминуемо приводит к снижению оценки, особенно если заканчивается падением гимнастки с бревна.

Открыть инфографику

Упражнение на этом снаряде состоит из трех этапов — подъем на бревно, последовательность элементов и завершающий соскок.

Открыть видео

За кем следить

С 10 по 14 апреля в польском Щецине пройдет чемпионат Европы по спортивной гимнастике. От сборной России  там выступят:

Мужчины — Иван Стретович, Никита Нагорный, Артур Далалоян, Денис Аблязин, Дима Ланкин, Владислав Поляшов

Женщины — Ангелина Мельникова, Ангелина Симакова, Мария Пасека, Анастасия Ильянкова

Смотрите трансляции ЧЕ-2019 по спортивной гимнастке на каналах холдинга

Открыть видео

12 апреля

13:55 Мужчины. Многоборье. Прямая трансляция на matchtv.ru и «Матч! Арена»

18:25 Женщины. Многоборье. Прямая трансляция на matchtv.ru и «Матч! Арена»

13 апреля

14:25 Финалы в отдельных видах. Прямая трансляция на matchtv.ru и «Матч! Арена»

14 апреля

14:25 Финалы в отдельных видах. Прямая трансляция на matchtv.ru и «Матч ТВ»

Читайте также:

  • «Тает лед с Алексеем Ягудиным». В гостях Артур Далалоян — 28 ноября на «Матч ТВ»
  • Тяжелые Афины, вспыльчивость и жизнь вне спорта. Немов рассказал гораздо больше в программе «Тает лед»

Источник