Игры для тренировки мышц глаза
Гимнастика для глаз
Правила выполнения упражнений для глаз
1. Упражнения для глаз необходимо выполнять только в хорошем настроении.
2. Исходное положение: спина прямая, тело расслаблено, голову держите прямо. Все тело неподвижно, двигаться должны только глаза.
3. Вначале выполняйте упражнения для глазных мышц не более 3–4 раз каждое. Далее – по 8–10 раз.
4. Для снятия напряжения после каждого упражнения надо быстро поморгать.
5. Упражнения выполняйте медленно, не спеша, без напряжения, вдумчиво и с любовью.
6. Движения глаз должны четко вырисовывать все линии.
7. Гимнастику для глаз необходимо выполнять не менее 3 раз в день.
8. Гимнастику можно выполнять в положении сидя и стоя.
9. Перед выполнением упражнений очки нужно снять.
Зарядку выполняем вместе!
Чтобы лучше видеть все вокруг,
Помни правила, мой друг!
1. Будет результат от упражнения,
Коль в душе не будет места лени.
Пусть улыбка непременно
Вдруг коснется ваших глаз –
И хорошее настроение
Не покинет вас сейчас!
2. Перед началом упражнения
Прими исходное положение:
Прямо встань, расслабь все тело
И вперед смотри уверенно и смело.
Все тело неподвижное у нас.
Движенья будут исключительно для глаз.
3. Когда ты сделал упражнение,
Расслабь все мышцы, поморгай.
Снимать глазное напряжение
Ты каждый раз не забывай!
4. Упражняйся не спеша,
Медленно, с любовью,
Не напрягаясь. Охраняй
Осмысленно свое здоровье.
5. Мой друг! Ежедневно
По 3 раза в день
Гимнастику делай,
Отбрось свою лень!
– Здоровье в порядке?
– Спасибо зарядке!
Основные упражнения можно разделить на несколько групп. Первая группа упражнений:
1. Упражнения для глазодвигательных мышц.
Эти упражнения тренируют глазодвигательные мышцы, улучшают кровоснабжение глаз, снимают напряжение.
На их проведение отводятся 3 минуты.
Гимнастика для глаз на офтальмотренажере. Офтальмотренажер — схема зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. На схеме с помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания: вверх–вниз, влево–вправо, по часовой и против часовой стрелки, по внешнему и внутреннему овалам, по кругам в центре. Каждая траектория отличается от остальных цветом. Упражнения выполняются стоя.
«Офтальмотренажер»
План путешествия есть на стене,
План путешествия для наших глаз.
(На каждое слово вверх – вниз.)
Все нам понятно и ясно вполне:
И стрелки, и цвет – подсказка для нас.
(На каждое слово вправо – влево.)
За линией четко глазами следи
(большой круг в одну сторону),
За контуры линий не выходи
(большой круг в другую сторону).
Эта карта ведет нас с любовью
В страну чудес Глазное здоровье!
(Легко моргают.)
«Циферблат»
Движения глаз по большому кругу. Плавные движения глаз вырисовывают круг. Глаза поднимаем вверх. Медленный счет до восьми.
Стрелки часов, как видно, устали (1–2–3–4),
Быстрее по кругу они побежали (5–6–7–8),
И каждый из нас сейчас искренне рад (1–2–3–4),
За стрелками следом пройти циферблат! (5–6–7–8).
Двенадцать часов, три часа, шесть часов, девять часов, двенадцать часов. (Еще один круг.)
(Теперь делаем то же самое, но в обратную сторону, и в последней строчке будет так: двенадцать часов, девять часов, шесть часов, три часа, двенадцать часов.)
Можно данные упражнения выполнять на офтальмотренажере Базарного.
«Бег глазами». Можно на кончик указки прикрепить искусственную бабочку (или кузнечика) и отправиться вместе с ней в путешествие. По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Упражнения выполняются стоя.
«Филин». Учащимся предлагается закрыть глаза и держать их закрытыми 3–4 секунды. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5–6 секунд.
Вызывает восторг у детей упражнение «Веселые рожицы». Изображаем мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика: губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую, в правую сторону. Затем изображаем кикимору, бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.
«Рисование носом». Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Воспитатель может конкретизировать задание в соответствии с темой занятия.)
«Далеко – близко». Упражнение проводится педагогом, который называет вначале удаленный предмет, а через 2–3 секунды – предмет, расположенный близко. Учащимся необходимо быстро отыскать предметы, которые называет педагог.
«Маляры»
Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз.
Нет забавнее игры:
Наши глазки – маляры.
(Садятся прямо и настраиваются.)
Мы заборы красим
Вверх – вниз – раз,
Вверх – вниз – два (и так до 8 раз).
Наши глазки молодцы,
Работают в согласии.
(Легко моргают.)
«Ходики»
Движения глаз вправо – влево. Плавно, 8–10 раз.
Тик-так! Ходики
Работают исправно
(дети садятся прямо и настраиваются):
Влево – вправо – раз,
Влево – вправо – два (и так до 8 раз),
Полезно и забавно!
(Легко моргают.)
«Бабочка»
Плавные движения глаз вырисовывают бабочку. Правый верхний угол – правый нижний угол. Вверх по диагонали – левый верхний угол, левый нижний и т.д.
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем крылья рисовать.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
(Движения на каждое слово по контуру бабочки в одну сторону.)
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Движения на каждое слово по контуру бабочки в другую сторону.)
«Восьмерка»
Плавные движения глаз вырисовывают восьмерку. Начинаем упражнение от носа. Исходное положение – глаза закрыты. Далее их открываем. Как только восьмерка закончилась, то снова закрываем глаза на несколько секунд. Медленный счет до восьми.
Рисуй восьмерку вертикально
И головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
(Закончилась первая восьмерка – вертикальная. Глаза закрыли на несколько секунд.)
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись,
Зажмурься крепко, моментально,
Давай, дружочек, не ленись!
(Закончилась вторая восьмерка – горизонтальная. Глаза закрыли на несколько секунд.)
Глаза открываем мы наконец.
Восьмерка закончилась. Ты молодец!
(Легко моргают.)
Сначала надо сделать восьмерки в одном направлении, а затем в другом.
«Колпачки»
У каждого ребенка есть колпачки в виде конуса, сделанные из твердой ткани. Один колпачок красный, а другой зеленый. Дети надевают на указательный палец сначала колпачок красного цвета (раздражают глаз), затем те же движения делают зеленым колпачком (успокаивают глаз)
Как вы понимаете, в этом комплексе движется вытянутая рука, на указательном пальце колпачок нужного цвета, глаза следят за колпачком.
Я здоровье берегу – сам себе я помогу.
(На каждое слово вверх – вниз.)
Колпачок надень на пальчик –
Это будет Мальчик-с-пальчик.
(На каждое слово вправо – влево.)
Глазками за ним слежу
(«бабочка» в одну сторону),
В поле зрения держу.
(«бабочка» в другую сторону.)
Красный цвет – раздражитель для глаза
(большой круг в одну сторону),
Ну а зеленый – успокоит сразу.
(Большой круг в другую сторону.)
В конце каждой зарядки как итог и как самовнушение говорятся слова:
Здоровье свое сбережем с малых лет…
2. Упражнения для снятия напряжения и утомления с глаз
Эти упражнения должны быть обязательно включены в занятия, поскольку самая главная причина ухудшения зрения – это перенапряжение глаз. Выполнять их надо как можно чаще. Времени занимают не много (1–2 мин.).
«Пальминг»
Накрывание глаз ладонями. От английского palm – «ладонь».
Расслабляющее упражнение. Если его выполнить правильно, то не только глаза получат отдых, но и психика: проходят боли в глазах, головные боли. Этот отдых способствует расслаблению глазных мышц и одновременно активизирует нервные клетки глаз.
Многие люди в это время сосредоточивают свои мысли на глазах, на их мышцах и так или иначе работают с ними. Это неправильно.
Алгоритм выполнения упражнения:
1. Сядьте удобно. Локти поставьте на стол. Шея на одной линии с позвоночником.
2. Согрейте ладони, потерев их друг о друга.
3. Закройте глаза.
4. Центр ладони напротив центра глазного яблока. Сложите ладони ложечкой.
5. Пальцы плотно соединены, скрещены на лбу. А основания мизинцев соединены в одной точке, размещающейся строго на переносице.
6. Слушайте спокойную музыку и думайте о приятном. Мышцы глаз и тела расслаблены. Создайте состояние отрешенности, спокойствия, пустоты.
7. Из центра ладоней идет воображаемое тепло через глаза по всему телу.
8. Вспоминайте предметы черного цвета: ткань, мех, машину и т.д. Ваша цель – увидеть совершенно черное поле.
9. В идеале делайте до появления ощущения, будто кто-то раскачивает вас.
10. Ладони убираем, но глаза еще закрыты. Их открывайте потихоньку, постепенно.
11. Похвалите себя.
Принцип: чем чаще, тем лучше делаем упражнение.
Стихи может читать воспитатель, но практика показала, что постепенно дети начинают произносить их сами и к концу упражнения читают целиком.
Разотрем свои ладошки,
Разогреем их немножко.
(Растирают ладони.)
Пальчики плотно друг к другу прижмем,
Свету проникнуть сквозь них не даем.
(Делают лодочки.)
Ладошки – это лодочки у нас:
Одной закроем левый глаз,
Другой закроем правый глаз.
(Закрывают глаза.)
О хорошем подумать сейчас в самый раз.
Глаза закрыты, ладоней не касаются…
Сейчас с них напряжение снимается.
(Думают о хорошем. воспитатель может давать разного рода установки типа: «Глазки наши хорошие, глазки отдыхают» и т.д.)
Тихонько уберем ладони,
Медленно глаза откроем.
То, что стало четче видно,
Мы от вас, друзья, не скроем.
«Далеко гляжу»
Так же снимается глазное напряжение, если просто посмотреть вдаль.
Дети подходят к окну и смотрят вдаль.
(Педагог читает медленно).
Высоко сижу, далеко гляжу…
Нет, нам времени не жаль:
С интересом смотрим вдаль.
Ты найди объект вдали,
На него смотри, смотри,
Сквозь него смотри…
Исследуй, рассматривай и наблюдай,
Глазам напряженье снимать помогай.
«Мотылек»
Частое моргание. Снимает напряжение с глаз, улучшает кровоснабжение.
Дети говорят хором, легко моргают, представляя, что их веки – это крылья мотылька.
Раскрой глаза спокойно, широко.
Моргать начинай свободно, легко.
Без остановки и часто моргаем:
Взмах тонких крылышек изображаем.
«Жмурки»
Зажмуривание глаз. Укрепляет мышцы глаз, снимает напряжение.
Дети читают слова, при этом зажмуривают глаза. Зажмуривать надо так, чтобы каждый раз увидеть черное поле.
Сейчас мы в жмурки поиграем:
Веки сильно мы сжимаем,
Держим, держим, напрягаем…
И спокойно расслабляем.
Сидел со мной рядом за партой сосед.
Зажмурился я – и соседа уж нет!
Теперь головою крути не крути,
А в классе у нас никого не найти.
Открою глаза – и сосед мой на месте.
Зарядку для глаз выполняем все вместе.
«Буратино»
Это упражнение можно использовать при ознакомлении с новыми словарными словами или терминами. Также снимает напряжение с глаз.
Смотрим на слово. Запоминаем. Закрываем глаза. Представляем, что наш нос вырос, как у Буратино. Пишем в воздухе носом слово, открываем глаза. Видим лучше.
Наши глазки закрываются…
Представим, будто нос наш удлиняется.
Я превращаюсь в Буратино
И носом буду рисовать картину.
Интереснее всего – это рисовать,
Что представишь: стол, окно,
Шкаф, ковер, кровать…
Все нарисует носик наш,
Когда ему работу дашь.
И мы без дела не сидим:
Мы носиком руководим!
Вариант 2:
Превращаюсь в Буратино
Буду рисовать картину
Нарисую я пейзаж
Носик я мокну в гуашь
Вот и небо чистое,
Солнышко лучистое,
Травка, речка голубая
Я рисую, не моргая,
Будет носик рисовать
Наше зренье улучшать!
3. Упражнения для тренировки аккомодации цилиарной мышцы по принципу близко – далеко.
Упражнение «Марка»
Можно выполнять как сидя, так и стоя.
На стекле, чуть ниже уровня глаз, наклейте маленькую марку или картинку размером 3 на 3 или 4 на 4 см. Рисунок должен быть веселый, четко нарисованный и лучше всего в зеленых тонах. За окном вдали выберите предмет с расплывчатыми очертаниями.
По ходу восстановления зрения объект меняем, но всегда выбираем его на таком расстоянии, чтобы он был виден нечетко. А вот расстояние между картинкой и глазами не меняем: 20–25 см!
Продолжительность работы – 10 минут (на уроке достаточно 1–2 мин.). Не думайте о времени! В течение 3–5 сек. рассматриваем рисунок на картинке, затем взгляд переводим на выбранный объект за окном, причем смотрим на него поверх приклеенной на стекло марки. Затем также 3–5 сек. разглядываем этот объект и снова плавно переводим взгляд на картинку.
Если напряжение возникло, чтобы расслабить мышцы, легко-легко поморгайте, похлопайте ресницами!
Это упражнение следует выполнять 2 раза в день в светлое время суток, но промежуток должен составить не менее 2 часов.
Особенно полезно упражнение для близоруких. После разучивания с целью более длительного выполнения дети могут делать его индивидуально, например, на перемене. В помощь коллективному же или групповому выполнению читаем стихотворение.
Делаем упражнение.
Марку на нашем оконном стекле
Рассмотрим очень внимательно.
Находим объект за окном вдалеке,
Пытаясь разглядеть его старательно.
И снова взгляд на марку переводим,
Детали мелкие находим, –
И опять на далекий объект…
И получаем прекрасный эффект:
Я четко вижу далеко!
Все очень просто и легко!
Упражнение «Метка»
Возьмите ручку или карандаш. Поместите напротив глаз на расстоянии 10–15 см. Рассматривайте кончик предмета 4–5 сек. Затем переведите взгляд вдаль, расслабьте глаза. Повторяйте в течение 1 минуты. Поморгайте при возникновении напряжения.
4. Другие полезные упражнения
«Уши»
После разного рода гимнастик для глаз иногда дети начинают зевать. Поэтому делаем упражнения для ушных раковин. Воздействуя на уши, мы активизируем многие биологические точки.
Звук везде вокруг меня,
В море и на суше…
Чтобы слышать звук, друзья,
Берегите уши!
(Произвольно растирают уши.)
Пригибаем плавно вниз
Верхнюю часть уха,
Разогнем, опять пригнем…
Хорошо для слуха!
А затем вперед-назад
Ушки выгибаем,
Целых десять раз подряд
Их разогреваем.
Ямочку нажмем – не слышим!
Отпустим – снова слышим звук!
Точечный массаж полезен
И для слуха, и для рук!
Массируем мочки,
пощиплем, помнем.
Затем гладить уши
по кругу начнем.
Потянем вверх – вниз,
подергаем в стороны…
Массаж для ушей –
это просто здорово!
Будьте здоровы!
Игры-тренировки для глаз сделают твое зрение острым и сильным, как у орла. Или как у индейца! А еще тренировать глаза — это просто весело. Попробуй, не пожалеешь!
Игра «Рисуем восьмерки»
Сядь поудобней. Закрой глаза. Не открывая их, рисуй глазами «восьмерки» — сначала справа налево, а потом в обратном направлении. Нарисуй 8 восьмерок и открой глаза.
Игра «Мизинец в прицеле»
Приставь большой палец к носу, остальные пальцы согни, а мизинец оттопырь вверх. Смотри на кончик мизинца, а саму руку двигай слева направо и наоборот. Большой палец от носа не отрывай и головой не крути! Прицел на кончике мизинца! Повтори 15 или даже 20 раз.
Игра «Метка на стекле»
Наклей на стекло маленький стикер или другую метку (такую, которую можно будет снять без следа). Встань перед ней на расстоянии двух шагов. Внимательно глядя на метку, сосчитай до 10. Потом переведи взгляд на какой-нибудь далекий и неподвижный объект за окном – дерево или крышу. Сосчитай до 10. Снова смотри на метку и считай. Повтори 5 раз.
Игра «Заяц»
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. (Смотрят вверх)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. (Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево)
Ай-да, заинька, умелый! Глазками моргает. (Моргают глазками)
Глазки закрывает. (Глазки закрывают)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. (Прыгают, как зайчики)
Игра «Белка»
Белка дятла поджидала, (Перемещают взгляд вправо-влево)
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри! (Смотрят вверх-вниз)
Вот орехи-1,2,3. (Глазки влево-по центру-вправо)
Пообедал дятел с белкой (Моргают глазками)
И пошел играть в горелки.
Игра «Стрекоза»
Вот какая стрекоза — как горошины глаза. (Пальцами делают очки)
Влево-вправо, назад-вперед. (Глазами смотрят вправо- влево)
Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глазами)
Мы летаем высоко. (Смотрят вверх)
Мы летаем низко. (Смотрят вниз)
Мы летаем далеко. (Смотрят вперед)
Мы летаем близко. (Смотрят вниз)
Игра «Кошка»
Вот окошко распахнулось, (Разводят руки в стороны)
Кошка вышла на карниз. (Имитируют мягкую, грациозную походку кошки)
Посмотрела кошка вверх. (Смотрят вверх)
Посмотрела кошка вниз. (Смотрят вниз)
Вот налево повернулась. (Смотрят влево)
Проводила взглядом мух. (Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз. (Приседают)
Глаза вправо отвела, (Смотрят вправо)
Посмотрела на кота. (Смотрят прямо)
И закрыла их руками. (Закрывают глаза руками)
Игра «Веселая неделька»
Всю неделю по — порядку, глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву, и обратно в высоту.
(Поднять глаза вверх; опустить их книзу)
Во вторник часики глаза, водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.
(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую)
В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем.
(Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки)
По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали глазки рассмотреть должны.
(Смотреть вдаль в окно, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него)
В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять в другую сторону бежать.
(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх)
Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.
(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый)
В воскресенье будем спать, а потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать.
(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев)
Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!
Игра «Гимнастика»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву о, получается легко. (Глазами рисуют букву О)
Вверх поднимем, глянем вниз, (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо- влево)
Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх, вниз)
Екатерина Николаевна Брызгалова
Картотека игр «Гимнастика для глаз»
гимнастика для глаз
— Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
— В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
— Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
— В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
— По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
— В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх;и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
— Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
— В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки,массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
— Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.
Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем посмотрите прямо.
Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше.
Посмотрите прямо.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперёд.
Тут немного отдохнёт;
Шея не напряжена
И расслаблена…
(Движения повторяются по два раза в каждую сторону).
Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Медленно откиньте голову как можно больше назад! Как напрягается шея! Выпрямитесь! Легко стало, свободно дышится. Слушайте и делайте как я.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех, дальше всех!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…
сейчас медленно опустите голову вниз. Выпрямитесь. Шея расслаблена. Приятно.
Хорошо дышится. Слушайте и повторяйте такие слова.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рассла-а-бле-на…
Вы успокоились, расслабились. Вам легко и приятно дышится.
Физкультминутка для глаз
«Глазкам нужно отдохнуть.»
(Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть.»
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
«Глаза по кругу побегут.»
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо.»
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
«Увидят мои глазки все!»
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
МОСТИК
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост) Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О»)
Вверх поднимем, глянем вниз
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем
(Глазами двигают вправо-влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх-вниз)
СТРЕКОЗА
Вот какая стрекоза- как горошины глаза.
(Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед-
(Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет.
(Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко.
(Смотрят вверх.)
Мы летаем низко.
(Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко.
(Смотрят вперед.)
Мы летаем близко.
(Смотрят вниз.)
ВЕТЕР
Ветер дует нам в лицо.
(Часто моргают веками.)
Закачалось деревцо.
(Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)
Ветер тише, тише, тише…
(Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше!
(Встают и глаза поднимают вверх.)
БЕЛКА
Белка дятла поджидала,
(Резко перемещают взгляд вправо- влево.)
Гостя вкусно угощала.
Ну-ка дятел посмотри!
(Смотрят вверх-вниз.)
Вот орехи — раз, два, три.
Пообедал дятел с белкой
(Моргают глазками.)
И пошел играть в горелки.
(Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем).
ТЕРЕМОК
Терем- терем- теремок!
(Движение глазами вправо- влево.)
Он не низок, не высок,
(Движение глазами вверх- вниз.)
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит.
(Моргают глазами.)
ЗАЯЦ
Вверх морковку подними, на нее ты посмотри.
(Смотрят вверх.)
Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. (Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.) Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает. (Моргают глазками.)
Глазки закрывает.
(Глазки закрывают.)
Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали.
(Прыгаем, как зайчики).
ДОЖДИК
Дождик, дождик, пуще лей.
(Смотрят вверх.)
Капель, капель не жалей.
(Смотрят вниз.)
Только нас не замочи.
(Делают круговые движения глазами.)
Зря в окошко не стучи.
КОШКА
Вот окошко распахнулось,
(Разводят руки в стороны.)
Кошка вышла на карниз.
(Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)
Посмотрела кошка вверх.
(Смотрят вверх.)
Посмотрела кошка вниз.
(Смотрят вниз.)
Вот налево повернулась.
(Смотрят влево.)
Проводила взглядом мух.
(Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)
Потянулась, улыбнулась
И уселась на карниз.
(Дети приседают.)
Глаза вправо отвела,
Посмотрела на кота.
(Смотрят прямо.)
И закрыла их в мурчаньи.
(Закрывают глаза руками.)
КОТ
Кот на солнышке сидит,
Глаз закрыт, другой закрыт
(закрыть по очереди оба глаза)
Кот играет в «Жмурки»
(крепко зажмуриться)
— С кем играешь, Васенька?
— Мяу, с солнцем красненьким!
(открыть оба глаза)
КАЧЕЛИ
Есть качели на лугу:
Вверх-вниз, вверх-вниз
(посмотреть глазами вверх, вниз)
Я качаться побегу Вверх-вниз, вверх-вниз
(посмотреть вверх, вниз)
ЛУЧИК СОЛНЦА
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
(Моргают глазками.)
Ну-ка лучик, повернись,
На глаза мне покажись.
(Делают круговые движения глазами.)
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
(Отводят взгляд влево.)
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду.
(Отводят взгляд вправо.)
«Отдыхалочка»
Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть — чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
«Ночь»
Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)
Надо нам зажмурится.
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Снова до пяти считаем,
Снова глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
(повторить 3 — 4 раза)
«Прогулка в лесу»
Мы отправились гулять. Шагают на месте
Грибы — ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине, смотрят вверх Вот грибок растет на пне, смотрят вниз Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз Слева ель растет — старушка, смотрят вправо
Справа сосенки — подружки. смотрят влево Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз
Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.