Игры на укрепление мышц спины
Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.
«Рыбки и акулы»
Выбирают водящего — «акулу», остальные дети — «рыбки». По сигналу «Раз, два, три — лови!» они разбегаются по залу, а водящий их «салит» — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони «акулы», игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.
Правила: разбегаться можно только после команды «Лови!»;
если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий «салит» его; пойманные «рыбки» отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
«Морская фигура»
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: «Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!» После слова «замри» дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую «фигуру» — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Правила: принятую после слова «замри!» позу нельзя менять;
при повторении игры необходимо найти новую позу;
ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.
«Футбол»
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
«Кораблики»
Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.
Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Эстафета «Загрузи машину»
Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.
Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета с палочкой
Оборудование: палочки длиной 20 см.
Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета «Построим лесенку»
Оборудование: то же.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.
Эстафета с машиной
Оборудование: машина с веревочкой.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Игра-имитация «Перейди вброд»
Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).
Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.
«Нарисуй картину»
Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.
«Сложи узор»
Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.
«Рисуем кистью»
Оборудование: бумага, гуашь, кисти.
Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).
«Поймай рыбку» («Достань жемчужину»)
Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.
Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног «ловят рыб» (пробки) и достают со дна «жемчужины» (камешки).
«Найди клад»
Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.
«Стирка»
Оборудование: платочки (салфетки).
На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.
Татьяна Плетникова
Лечебные игры на укрепление осанки, мышц спины, развития координации
Современные дети очень часто имеют слабые мышцы спины и позвоночника, и как следствие — у многих наблюдается нарушение осанки.
Осанка — это привычное положение тела человека, которое обусловлено равновесием и мышечным балансом. Неправильная осанка приводит к искривлению позвоночника и сутулости.
Повальное увлечение ранним интеллектуальным развитием приводит к тому, что родители уже с года жизни отдают ребенка в различные школы раннего развития, часто игнорируя полноценное физическое развитие. А ведь природа ребенка такова, что она постоянно находится в движении. И для него гораздо важнее провести время на прогулке, за активными играми, чем просидеть за партой в школе раннего развития. Неправильная осанка — частый спутник многих хронических заболеваний,в том числе и заболеваний внутренних органов: сердца, печени, почек, желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы.
Задачами лечебных игр на улучшение осанки являются общее укрепление детского организма, опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного корсета, улучшение деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Здесь рекомендуется проведение игр, направленных на укрепление мышц спины, плечевого пояса, пресса и позвоночника.
Для укрепления мышц спины и позвоночника достаточно обеспечить нормальную двигательную активность ребенка и уделить внимание общей тренировке организма малыша. Игры, которые предназначены для формирования правильной осанки, а также для укрепления мышц, нужно проводить регулярно. Кроме этого необходимо следить за правильным положением тела ребенка и за его дыханием.В играх также важно выбирать различные позы для исходного положения: сидя, стоя, лежа. Играть рекомендуется в среднем и медленном темпе.
«Официант»
Цель игры: формирование правильной осанки, тренировка координации движений, внимания.
Материалы: большая книга (или мешочек с песком 200-400 грамм).
Одна из самых простых, веселых и интересных игр — это ношение предметов на голове. Попросите ребенка принести игрушку, сесть на стул, посмотреть в окно, но сделать это не просто так, а положив книгу на голову. Так же можно похоть приставным шагом боком то вправо, то влево. Можно устроить небольшие соревнования по переноске предметов и смотреть за тем, у кого книга упадет быстрее.
Еще вариант. В ряд на расстоянии 30 сантиметров друг от друга выстраивают кегли. Задача — обойти все кегли «змейкой» с книгой на голове как можно быстрее, не сбив ни одну из них.
Примечание: эту игру можно проводить как эстафету или усложнить ее, предложив пройти между кеглями с закрытыми глазами.
«Ловкач»
Цель игры: формирование правильной осанки, развитие и укрепление мышц всего туловища, развитие ловкости и меткости.
Вот несколько вариантов игры:
• Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши, а затем поймать его. (Хлопнуть 2 раза)
• Бросить мяч вверх, повернуться вокруг своей оси и поймать мяч.
• Бросить мяч вверх, присесть на корточки, вскочить на ноги и поймать мяч.
• Пробежать по прямой или по кругу, отбивая мяч ладонью то левой, то правой рукой.
«Цепи»
Цель игры: формирование правильной осанки, укрепление мышц спины, общее укрепление организма.
Игроки должны взяться за руки и начать «запутывать» цепь, меняя направление движения, обвивая вокруг себя, перешагивая через сцепленные руки, и т. д. Когда цепь запутается, задача участников — снова распутать ее обратно.
«Футбол»
Цель игры: формирование правильной осанки, тренировка координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей.
Материалы: мячи.
Дети делятся на 2 команды и садятся в 2 шеренги друг напротив друга.Исходное положение: сидя, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Задача игроков — но-гами отбрасывать мяч игроку, сидящему напротив, который должен сначала поймать его руками, а потом отбросить обратно ногами.
Примечание: можно усложнить игру, предложив детям не трогать мяч руками, а перебрасывать мяч друг другу только ногами.
Второй вариант. Дети располагаются на полу, сидя в кругу – упор руками сзади. Выпустивший мяч из круга выходит из игры.
«Волшебные ёлочки»
Цель игры: закреплять умение принимать и удерживать правильную осанку.
Дети стоят у стены прижавшись затылком, лопатками, ягодицами и пятками. (Волшебные ёлочки) По сигналу «ночь» они бегают и кружатся. По сигналу «лесник» бегут к стене. Принимая первоначальную позу. Тот, кто принял неправильную позу или не добежал до стены может быть осален «лесником». Осаленный становится водящим.
«Пузыри»
Цель игры: закреплять умение принимать и удерживать правильную осанку.
Каждый пузырек образуется двумя игроками, которые соприкасаются спинами, локти в замок. Под музыку пузырьки легко передвигаются по залу. Стараясь не соприкасаться с другими парами.
Примечание: если пузыри сталкиваются, то оба лопаются, а игроки выходят из игры.
«Канатоходцы»
Цель игры: формирование правильной осанки, тренировка координации движений, укрепление мышц туловища и конечностей.
Две команды детей. На полу напротив каждой команды разложен канат. Каждой команды по одному мешочку с песком. По сигналу первые игроки кладут мешочек с песком на голову разводят руки в стороны и проходят по канату с мешочком на голове. Назад к команде возвращаются бегом, передают мешочек с песком следующему игроку.
Примечание: если у игрока падает мешочек, то ходьбу по канату необходимо начать сначала.
Наталья Подгорная
Картотека игр для укрепления осанки, мышц спины и брюшного пресса
Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.
«Рыбки и акулы»
Выбирают водящего — «акулу», остальные дети — «рыбки». По сигналу «Раз, два, три — лови!» они разбегаются по залу, а водящий их «салит» — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони «акулы», игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.
Правила: разбегаться можно только после команды «Лови!»; если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий «салит» его; пойманные «рыбки» отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
«Морская фигура»
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: «Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!» После слова «замри» дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую «фигуру» — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Правила: принятую после слова «замри!» позу нельзя менять; при повторении игры необходимо найти новую позу; ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.
«Футбол»
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
«Кораблики»
Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.
Игры и упражнения для профилактики плоскостопия
Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Эстафета «Загрузи машину»
Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.
Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета с палочкой
Оборудование: палочки длиной 20 см.
Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета «Построим лесенку»
Оборудование: то же.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.
Эстафета с машиной
Оборудование: машина с веревочкой.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Игра-имитация «Перейди вброд»
Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).
Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.
«Нарисуй картину»
Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.
«Сложи узор»
Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.
«Рисуем кистью»
Оборудование: бумага, гуашь, кисти.
Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т. п.).
«Поймай рыбку» («Достань жемчужину»)
Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки, камешки.
Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног «ловят рыб» (пробки) и достают со дна «жемчужины» (камешки).
«Найди клад»
Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.
«Стирка»
Оборудование: платочки (салфетки).
На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.
Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.
«Рыбки и акулы»
Выбирают водящего — «акулу», остальные дети — «рыбки». По сигналу «Раз, два, три — лови!» они разбегаются по залу, а водящий их «салит» — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони «акулы», игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.
Правила: разбегаться можно только после команды «Лови!»;
если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий «салит» его; пойманные «рыбки» отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).
«Морская фигура»
Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: «Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!» После слова «замри» дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую «фигуру» — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.
Правила: принятую после слова «замри!» позу нельзя менять;
при повторении игры необходимо найти новую позу;
ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.
«Футбол»
Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.
«Кораблики»
Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.
Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.
Эстафета «Загрузи машину»
Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.
Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета с палочкой
Оборудование: палочки длиной 20 см.
Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Эстафета «Построим лесенку»
Оборудование: то же.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.
Эстафета с машиной
Оборудование: машина с веревочкой.
Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.
Усложненный вариант. Соревнуются две команды.
Игра-имитация «Перейди вброд»
Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).
Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.
«Нарисуй картину»
Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.
«Сложи узор»
Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.
Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.
«Рисуем кистью»
Оборудование: бумага, гуашь, кисти.
Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).
«Поймай рыбку» («Достань жемчужину»)
Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.
Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног «ловят рыб» (пробки) и достают со дна «жемчужины» (камешки).
«Найди клад»
Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.
«Стирка»
Оборудование: платочки (салфетки).
На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.