Как называются мышцы шеи и спины откидывающая назад голову
Не так давно я писала о главной мышце молодости — платизме. Подробнее о ней — по ссылке в конце статьи.
А сегодня хочу затронуть еще одну важную мышцу шеи — грудино-ключично-сосцевидную. Это — одна из немногих мышц, которую хорошо видно «невооруженным глазом».
Сложным своим названием эта мышца обязана особенностям расположения: с одной стороны она крепится к сосцевидному отростку височной кости, а внизу соединяется с верхней точкой грудины и ключицей.
Это — широкая, толстая и немного уплощенная мышца, легко прощупывается пальцами по всей своей длине.
Функции мышцы:
✅ Отвечает за поворот и запрокидывание головы;
✅ Принимает участие в процессах дыхания, глотания, произнесения звуков;
✅ Играет важную роль в удержании равновесия головы. При резких движениях, падении, авариях именно грудино-ключично-сосцевидные мышцы принимают удар на себя, предохраняя мозг от сотрясения.
✅ Эта мышца также отвечает и за состояние кожи на шее. Не в такой степени, как платизма, но всё же. Хорошо растянутые эластичные мышцы позволяют голове держаться достаточно высоко на позвоночном столбе, и тем самым кожа меньше «сминается», расправляется, дольше остается без морщин.
***
Обратите внимание на эту иллюстрацию. Что происходит с мышцами и позвоночником, когда меняется посадка головы.
*Ideal posture — идеальная позиция.
*Chronic forward head posture — хроническая позиция головы вперед
sternocleidomastoid — это и есть пресловутая грудино-ключично-сосцевидная мышца
Когда голова постоянно находится в позиции «вперед», то со временем на спине появляется пресловутый «вдовий горбик» или «холка», раньше времени обозначаются поперечные морщины на шее и второй подбородок.
Кроме того, спазмированные (укороченные) мышцы шеи вызывают излишнее напряжение и в лицевых мышцах. Как следствие, они тоже укорачиваются. И этот процесс сказывается на тканях: они быстрее сморщиваются. Всё взаимосвязано.
❗️Нет смысла работать с лицом, когда нет работы с шеей. Это как носить воду в решете: что-то, конечно, и останется в микродозах, но основная часть усилий выльется.
Упражнения для мышцы
В поиске прицельных упражнений на удлинение этой мышцы я набрела на ранее неизвестное для меня имя — Эрик Франклин. Стала читать о нем на английском языке и заинтересовалась.
Эрик Франклин родился в 1957 году, живет в Швейцарии, был танцором и в 1994 году разработал свой метод управление телом через движение и воображение. Изначально техника предназначалась для танцоров (танцевальная терапия). Но Эрик не остановился на достигнутом, и на данный момент является основателем Института метода Франклина, написал 21 книгу. Его работы переведены на многие языки, однако русского перевода нет.
В перечне его рекомендаций есть в том числе и техника расслабления шеи. В частности — растягивание грудино-ключично-сосцевидной мышцы.
Упражнение Франклина на удлинение мышцы
Иллюстрация из книги Эрика Франклина, показывающая влияние грудино-ключично-сосцевидных мышц на позицию головы
Изначально я нашла это упражнение в русском переводе. Но обнаружила неточности.
Поэтому взяла книгу автора на английском: «Relax your neck, liberate your shoulders» (Расслабьте свою шею, освободите плечи) и перечитала внимательнее.
Действительно, упражнение выполняется именно таким образом.
❗️Шейный отдел позвоночника должен оставаться прямым и не сгибаться на протяжении всего растягивания мышцы.
- Сначала нужно наклонить голову немного вперед. Так, чтобы подбородок приблизился к груди. Движение должно ощущаться только в месте соединения основания черепа с первым шейным позвонком.
- Теперь наклоните голову немного влево, чтобы в шее появился длинный изгиб.
- Затем поверните голову направо (не теряя наклонной позиции) и посмотрите в сторону предыдущего движения, из которого только что вышли. Почувствуйте, как растягивается правая грудино-ключично-сосцевидная мышца. Дышите спокойно.
- Повторите движение с другой стороны в том же порядке: голову чуть вниз, наклонить слегка вправо, теперь повернуть влево и посмотреть в сторону предыдущей позиции.
❗️ Важно почувствовать и представить эту мышцу так, словно ее растягивают как мягкую вату.
❗ Частая ошибка: голова теряет изначальный наклон вперед, когда упражнение доходит до поворота. Помните, с чего начиналось? Удерживайте этот наклон головы вперед, в котором участвует связка «первый шейный позвонок и основание черепа».
***
Недостаток этого упражнения в том, что даже в книге отсутствует иллюстрация по его выполнению. А делается оно непросто. И мне, например, потребовалось несколько раз выполнить его перед зеркалом, прежде чем я почувствовала то нужное натяжение мышцы. При этом дополнительно я стараюсь опустить плечо, чтобы усилить растяжение.
***
Более простые и наглядные упражнения на вытяжение
✅ Ладонями упереться в поясницу или бока ниже талии. Медленно запрокинуть голову назад.
✅ Положить правую ладонь на левое ухо и наклонить голову к правому плечу. Повторить с другой стороны: положить левую ладонь на правое ухо и наклонить к левому плечу.
✅ Медленно запрокинуть голову назад и слегка наклонить ее к левому плечу. Затем — к правому. При этом сохраняя наклон назад.
✅ Приложить ладонь к челюсти с правой стороны, повернуть голову влево и усилить с помощью руки натяжение шеи. Повторить с другой стороны.
***
И видео от врача. Комплекс на расслабление шеи. Простые и понятные движения на растяжение. Сами упражнения начинаются на 1:52.
10 причин, чтобы выполнить эти упражнения
Приемы на растяжение грудино-ключично-сосцевидной мышцы позволяют:
1. Удлинить шею.
2. Вытянуть позвоночник.
3. Улучшить осанку и посадку головы.
4. Расправиться коже на шее.
5. Предотвратить обвисание кожи на шее и появление поперечных морщин.
6. Со временем избавиться от «второго подбородка» или предотвратить его появление.
7. Улучшить кровоток в шее.
8. Обеспечить профилактику головных болей.
9. Оказать омолаживающий эффект для лица и шеи.
10. Уменьшить брыли или предотвратить их появление.
Для сравнения и размышлений
Это — упрощенная схема по хирургической подтяжке лица
А это — результаты женщин, которые занимаются осанкой и шеей, без использования скальпеля и прочих радикальных мер. Обратите внимание на овал лица, посадку головы, «угол молодости» челюсти.
И всё это — результат 3-5 недель ежедневной работы.
Программа «Ревитоника», 5 недель
Марафон от Меланнетт. Результат за 3 недели
Марафон от Виктории Кушнаревой. Результат за 3 недели
***
Сама я проходила в сентябре марафон у Виктории. На себе и на опыте более чем сотни других участниц я теперь знаю, что личные усилия работают не хуже (если даже не лучше!), чем нож эстетического хирурга.
Выбор — за вами!
Елена Пятибрат, Юлия Зартайская и другие женщины, доказывающие своим примером, что можно выглядеть отлично в возрасте 50+, не пользуясь инъекционными процедурами — тоже стимул. Я знаю, что пока человек не ленится и старается для своего здоровья, он будет выглядеть и чувствовать себя гораздо лучше.
***
Понравилась статья? Хотите больше таких материалов? Тогда ставьте лайк ???? — по количеству «пальцев вверх» я понимаю, какие из моих публикаций актуальны и интересны, а какие пользуются успехом только у небольшого круга читателей.
Делитесь в соцсетях, сохраняйте на стены и подписывайтесь на канал «7 минут на красоту»! А я буду и дальше радовать вас полезными материалами, посвященными ЕСТЕСТВЕННОМУ оздоровлению и омоложению!
Так, например, я хочу в ближайшее время перевести часть книги Эрика Франклина и сделать для своих читателей выжимку по его советам на расслабление плеч и подбородка. Вы будете первыми, кто об этом узнает! Т.к. перевода на русский язык пока нет. А у меня одно из образований связано с иностранными языками, поэтому смогу применить знания на практике!
Сохраняйте канал, чтобы не потерять!
И до новых встреч!
Статьи по теме:
Главная мышца молодости. Как отодвинуть старение лица? Советы доктора Беловешкина!
Елена Пятибрат: довольная собой в 61 год! Система омоложения от врача
Источник
1.Мышцы шеи и спины, откидывающие назад голову
2.Мышцы, наклоняющие голову вперед, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке
3.Мышца спины, отводящая руки за спину
4.Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперед
5.Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки
6.Мышцы, поднимающие туловище из положения лежа в положение сидя при фиксированных ногах
7.Мышцы, обеспечивающие прямохождение
8.Мышца руки, отводящая плечо в сторону
9.Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак
Задание 2.
Приведите несколько примеров мышц, работающих как антагонисты и как синергисты.
Антагонисты
Синергисты
Задание 3.
Заполните таблицу
Таблица мышц по функциям *
Название | Начало | Прикрепление | Функция | Иннервация |
Трапецевидная мышца (m.trapezius) | Затылочный выступ, выйная связка, остистые отростки VII шейного грудных позвонков | Акромиальный конец ключицы, акромион, ость лопатки | Приближает лопатку к позвоночнику, вращает лопатку вокруг саггитальной оси, разгибает шейный отдел позвоночника | Добавочный нерв (XI) |
* продолжение таблицы в Приложении
РАЗДЕЛ 4. СПЛАНХНОЛОГИЯ
ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ
Общая характеристика внутренних органов. Классификация внутренних органов. Общий план строения трубчатых, полых органов. Строение внутренних органов, не имеющих полости (паренхиматозные органы). Железы, их классификация. Лимфоидные образования (фолликулы, бляшки, миндалины). Ориентиры, используемые при определении проекции внутренних органов: ориентиры области головы и шеи, ориентиры для проекции органов грудной и брюшной полостей и таза. Влияние физических упражнений и спорта на положение и функции внутренних органов.
Тема занятия 15. Пищеварительная система.
Цель занятия: изучить особенности строения органов пищеварения в зависимости от функции.
Задачи занятия: рассмотреть и изучить строение ротовой полости, пищевода, строение желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы.
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.
Общий обзор органов пищеварительной системы. Положение и функциональное значение органов пищеварительной системы. Строение стенки пищеварительной трубки. Слизистая оболочка. Подслизистая основа. Мышечная оболочка. Адвентициальная серозная оболочки. Строение и классификация пищеварительных желез. Лимфоидный аппарат пищеварительного тракта.
Ротовая полость. Стенки ротовой полости. Губы, преддверие рта. Твердое нёбо. Зубы, строение зуба. Зубная формула. Развитие зубов и их смена. Десны, строение и функция яз Мягкое нёбо. Зев. Железы полости рта: околоушная, подчелюстная, подъязычная, мелкие железы, их строение и функция. Жевательный аппарат в целом.
Глотка. Строение и топография глотки. Части глотки. Отверстия. Строение стенки глотки, слизистая оболочка, фиброзная основа и мышцы глотки.
Пищевод. Топография и строение пищевода, его части. Сужения пищевода (анатомические и физиологические). Проекция пищевода на наружную поверхность тела.
Желудок. Форма, положение, топография желудка и его проекция на наружную поверхность тела. Части желудка. Строение стенки желудка. Слизистая оболочка, ее рельеф и строение. Мышечная оболочка и особенности ее строения. Серозная оболочка. Отношение желудка к брюшине, большой и малый сальники. Изменчивость формы желудка в зависимости от типа телосложения и положения тела, взаимоотношений желудка с окружающими органами.
Тонкая кишка. Отделы тонкой кишки, их топография, особенности строения и функции. Рельеф и строение слизистой оболочки тонкой кишки. Ворсинки, их форма, строение, функция. Лимфоидные образования. Мышечная оболочка тонкой кишки. Отношение тонкой кишки к брюшине. Проекция тонкой кишки на поверхность тела.
Печень. Функции печени, ее топография и проекция на поверхность тела. Наружное и внутреннее строение печени. Долька печени. Особенности кровеносной системы печени. Отношение печени к брюшине.
Желчные протоки и желчный пузырь, их топография, строение, функция. Анатомические приспособления, регулирующие движение желчи в желчный пузырь и из пузыря в кишку.
Поджелудочная железа. Топография, строение, функции, части железы. Отношение поджелудочной железы к брюшине. Проток поджелудочной железы. Островковая часть поджелудочной железы, ее строение и функции.
Толстая кишка. Функциональное значение и топография толстой кишки. Особенности строения слизистой, мышечной и серозной оболочек толстой кишки. Отделы толстой кишки, их топография. Отношение толстой кишки к брюшине. Проекция толстой кишки на поверхность тела.
Прямая кишка. Строение и топография, сфинктеры прямой кишки.
Брюшина. Париетальные и висцеральные листки брюшины.
Функция брюшины. Образования брюшины: полость брюшины, брыжейки, большой и малый сальники, связки. Отношение органов брюшной полости к брюшине (экстра-, интра- и мезоперитонеальное положение органов). (Лит. источники 1-4, 9).
Ход работы:
1. На муляжах и в атласе рассмотреть топографию и строение органов пищеварения.
2. В основе изучения используются контрольные вопросы
3. Зарисовать в протоколах занятия строение желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы.
Контрольные вопросы:
1. Понятие о полых и паренхиматозных органах. Послойное строение стенок пищеварительного тракта.
2. Полость рта, зев, лимфоидное кольцо Пирогова, глотка.
3. Пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник.
4. Печень, строение, функции.
5. Поджелудочная железа, строение, функции.
6. Брюшина, полость брюшины. Связки, сальники, брыжейки.
Обеспечение: муляжи, атласы, таблицы.
Продолжительность: 2 часа
Тема занятия 16. Дыхательная система.
Цель занятия: изучить органы дыхания в связи с их функциями.
Задачи исследования: рассмотреть и изучить строение органов дыхательной системы — носовой полости, гортани, трахеи, бронхов, легких.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Общий обзор органов дыхания. Положение и функциональное значение органов дыхания. Воздухоносные пути и дыхательный (респираторный) отдел.
Воздухоносные пути, их функция и особенности строения. Носовая полость. Особенности строения носовой полости в связи с функцией дыхания и обоняния. Придаточные носа, их строение и функции.
Гортань. Топография гортани и ее проекция на тела. Строение гортани: хрящи, связки, суставы, мышцы. Полость гортани. Преддверие, область голосовой щели и подголосовая полость. Голосовые и преддверные складки. Голосовая щель, желудочек гортани. Механизм образования звука. Возрастные и половые особенности гортани.
Трахея и бронхи. Строение, топография трахеи и бронхов.
Легкие. Форма, топография и функция легких. Поверхности, краи, доли легкого. Ворота и корень легкого. Ветвление бронхов в легком. Структурная и функциональная единица легкого — ацинус. Строение стенки альвеолы. Проекция границ легких на поверхность тела.
Плевра. Париетальный и висцеральный листки плевры. Полость плевры. Плевральные синусы (карманы), их функция. Проекция границ плевры на поверхность тела.
Средостение. Органы, образующие средостение. Возрастные изменения дыхательной системы.
Влияние физических упражнений и тренировки на дыхательную систему. (Лит. источники 1-4, 9).
Ход работы:
1. На муляжах и в атласе рассмотреть органы дыхания.
2. В основе изучения используются контрольные вопросы
3. Зарисовать в протоколах занятиястроение органов дыхательной системы
Контрольные вопросы:
1. Носовая полость,
2. Гортань, трахея и бронхи.
3. Строение лёгких.
4. Ацинус. Плевра.
Обеспечение: влажные препараты, таблицы, муляжи.
Продолжительность: 2 часа
Тема занятия 17. Мочеполовая система.
Цель занятия: изучить строение и функции органов мочеполовой системы.
Задачи занятия: выявить общие черты строения органов выделения и размножения. Иметь четкое представление о строении нефрона, процессе мочеобразования, о строении женских и мужских половых органов.
МОЧЕПОЛОВОЙ АППАРАТ
Общий обзор органов мочеполового аппарата, мочевые и половые органы, их положение и функциональное значение.
МОЧЕВЫЕ ОРГАНЫ
Анатомия мочевых органов. Органы, образующие мочу, — почки. Форма почек, их топография, проекция на наружную поверхность тела. Оболочки почки, фиксирующий аппарат. Наружное строение почки. Внутреннее строение почки (макро- и микроскопическое). Особенности кровообращения почки. Нефрон — структурная и функциональная единица почки. Возрастные особенности почки.
Анатомия мочевыводящих путей: чашечки и лоханки. Мочеточник, его строение, топография, отношение к брюшине, сужение. Мочевой пузырь: форма, положение, строение стенки. Мочеиспускательный канал, строение, функция, половые различия.
ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ
Общий обзор половых органов. Мужские половые органы, их строение, топография и функция. Яичко. Придаток яичка, мошонка. Семенной канатик, его состав и части. Семявыносящий и семявыбрасывающий протоки. Семенной пузырек. Предстательная железа. Половой член, его строение. Женские половые органы. Яичник, его форма, топография, строение, отношение к брюшине. Строение стенки матки. Циклические и возрастные изменения яичника. Матка, ее форма, части, топография, отношение к брюшине. Строение стенки матки, связки матки. Маточные трубы, их строение, функция. Влагалище, своды, преддверие влагалища. Наружные женские половые органы. Большие и малые срамные губы, клитор, девственная плева, железы преддверия. Грудная железа. Положение органов малого таза у мужчины и женщины. Промежность. Мышцы и фасции промежности. Топография промежности у мужчины и женщины. (Лит. источники 1-4, 9).
Ход работы:
1. На муляжах и в атласе рассмотреть органы мочевых и половых органов
2. В основе изучения используются контрольные вопросы
3. Зарисовать в протоколах занятиястроение органов мочевых и половых органов
Контрольные вопросы:
1. Мочевыделительная система. Почка.
2. Нефрон. Мочеобразование
3. Строение женской половой системы.
4. Строение мужской половой системы.
Обеспечение: таблицы, схемы, муляжи, атласы.
Продолжительность: 2 часа
Тема занятия 18. Органы внутренней секреции
Органы внутренней секреции (эндокринные железы), их связь с сосудистой и нервной системами. Железы внутренней секреции как эффекторы нервной системы. Участие желез внутренней секреции в нейрогуморальной регуляции организма. Классификация желез внутренней секреции.
Шишковидное тело (эпифиз), гипофиз. Строение, топография, функция эпифиза и гипофиза.
Щитовидная железа, околощитовидные (паращитовидные) железы, вилочковая железа. Строение, топография, функции щитовидной, околощитовидных и вилочковой желез.
Надпочечник, хромаффинные тельца. Строение, топография, функция надпочечников.
Поджелудочная железа. Внутрисекреторная часть поджелудочной железы (островки), строение, топография, функция.
Половые железы. Внутрисекреторная часть половых желез. Возрастные изменения органов внутренней секреции.
Влияние занятий спортом на морфофункциональные показатели желез внутренней секреции. (Лит. источники 1-4, 9).
Ход работы:
1. На муляжах и в атласе рассмотреть топографию желез внутренней секреции
2. В основе изучения используются контрольные вопросы
3. Зарисовать в протоколах занятиястроение железы внутренней секреции
Контрольные вопросы:
1.Эндокринные железы, их роль в нейрогуморальной регуляции жизнедеятельности организма
2. Щитовидная железа. Строение, функция.
3. Надпочечники. Строение, функции.
4. Поджелудочная железа. Строение, функция.
5.Половые железы.
Обеспечение: таблицы, схемы, муляжи, атласы.
Продолжительность: 2 часа
Источник