Как расслабить мышцы ног при дцп

Массаж и ЛФК при ДЦП – одни из приёмов физиотерапии, которая является уникальным видом лечения, при котором используются собственные силы организма, а также естественный природные процессы, направленные в нужное русло.
Что такое ДЦП
Детский церебральный паралич представляет собой заболевание, выраженное в нарушении двигательной активности, причиной которой служит поражение или патологии подкорковых структур головного мозга, отвечающих в первую очередь за произвольные или не произвольные движения, а во вторую – за функционирование внутренних органов, а частично за мышление.
Нарушение мышления происходит только в 30% случаев, оно обусловлено по большей части физической неспособностью ребёнка самостоятельно познавать окружающий мир, а следовательно, правильно развиваться без помощи родителей или близких.
Это хроническое заболевание ребёнок может получить по разным причинам, также разные его последствия и проявления. ДЦП у детей скорее не самостоятельное заболевание, а целый комплекс различных недугов со схожими симптомами по причине мозговых повреждений, которые получают чаще всего в раннем детстве или в утробе, но которое не чуждо взрослым людям.
Полностью вылечить это заболевание на современном уровне развития технологий невозможно, так как мозг не является регенерирующим органом, более того, регенерировать неспособны его отдельные ткани, хотя в раннем возрасте возможно частичное восстановление при должном лечении. Однако, вполне реально снять большую часть последствий данного заболевания при помощи грамотно подобранной восстановительной терапии, которая требует много времени с большим количеством усилий как от самого больного, так от его близких, но между тем в конечном итоге позволяет ему жить более-менее полноценной самостоятельной жизнью, не завися от милости окружающих, или хотя бы намного облегчит проявления недуга, а также улучшит состояние больного в самых тяжёлых случаях.
Как массаж влияет на организм
С одной стороны, массаж – это всего лишь физическое воздействие на тело больного при помощи простых не слишком сильных прикосновений, но с другой, эта разновидность физиотерапевтического лечения показана при многих болезнях, а при остальных практически не имеет противопоказаний. Безусловно, все знают, что массаж – это приятно, но вот почему это полезно знают немногие.
- Массаж поднимает иммунитет, так как он активно стимулирует кровообращение.
- Снимает воспаление в области его проведения из-за активной стимуляции кровообращения.
- Снимает мышечный тонус, а как следствие – мышечные спазмы, а также вызванные ими защемления.
- Приносит физическое удовольствие, а потому снимает стресс, повышает настроение, чем помогает бороться с психологическими и некоторыми неврологическими заболеваниями.
- Лечебный неврологический массаж хорошо влияет на работу нервной системы и внутренних органов путём рефлекторной реакции на воздействия на определённые точки с основными нервными окончаниями.
- Рефлексотерапия в виде точечного массажа позволяет восстановить многие функции нервной системы при некоторых заболеваниях.
Польза массажа при ДЦП
Массаж и гимнастика составляют единый комплекс восстановительных процедур, которые призваны снижать интенсивность проявления заболевания, восстанавливать функции нервной системы, а также вырабатывать у ребёнка навыки владения своим телом, чтобы он мог пользоваться им как можно эффективнее.
Как уже упоминалось выше, физически восполнить потерю нервных клеток головного мозга практически невозможно, но нервная система человека, особенно ребёнка, в какой-то степени все-таки восстанавливается. Это происходит не за счёт деления клеток с регенерацией повреждённых тканей, а путём образования новых связей с выполнением старыми нейронами новых обязанностей. Сами по себе эти связи образуются только в структурах, отвечающих за память человека, в остальных же случаях нервная система должна осознать необходимость наращивания своей работоспособности, к чему её побуждают лечебный массаж или физкультура.
Известно, что нервная система работает в двух направлениях: от рецептора к мозговому аналитическому центру и обратно.
Точечный массаж при ДЦП при помощи воздействия сильными сигналами на рецепторы определённых двигательных центров возбуждает эти области головного мозга, пробуждает их, заставляя работать.
Повышенная активность заставляет эти центры образовывать новые связи улучшая качество своей деятельности, что в свою очередь ведёт к восстановлению двигательных функций.
Также массаж проводится для того, чтобы снять спастику – повышенный тонус мышц и сухожилий, который помимо того, что не позволяет нормально пользоваться спастичными мышцами, а как следствие частями тела за которые они отвечают, но ещё также довольно сильно нарушает кровообращение путём пережимания проходящих внутри их сосудов. Местное нарушение кровообращения нарушает питание и кислородный обмен в тканях, из-за чего они плохо развиваются и деградируют. К тому же, система кровообращения является замкнутой системой, поэтому нарушение её работы в одной области влечёт общий сбой, который отражается в первую очередь на нервной системе, без того поражённой у больного ребёнка.
Растирание или разминание во время массажа препятствует образованию спаек или отложений на коже, в мышцах или сухожилиях больного.
Физический контакт с близким человеком и положительные эмоции во время проведения довольно приятной процедуры благотворно влияют на психологическое состояние больного, что особенно важно при неврологических недугах, и тем самым помогают снижать риск или интенсивность уже имеющихся психологических проблем, а также положительно влияет опять же на нервную систему в целом.
Помимо снятия спастичности и рефлексотерапии, детский массаж проводится специально для улучшения кровообращения даже у здоровых детей. Улучшение кровообращения имеет огромное число положительных последствий, среди которых находятся следующие:
- Повышение иммунитета за счёт ускорения кровотока, в котором находятся иммунные клетки неспособные самостоятельно передвигаться по организму. Чем быстрее кровоток, тем больше становиться их концентрация в необходимой области.
- Улучшение общего состояния организма за счет усиления питания клеток или ускорения газообмена. Более интенсивное поступление кислорода и питательных веществ стимулирует развитие тканей и повышение их трудоспособности. Начинают активно делиться клетки, регенерируя повреждённые области, увеличивается выработка гормонов, иммунных клеток и клеток крови, различных ферментов, повышается мышечная сила и др.
- Помимо улучшения питания ускоренный при помощи увеличенного кровотока обмен веществ быстрее выводит из организма токсины и токсические продукты естественного метаболизма клеток, которые накапливаясь в избыточных количествах, отравляют все ткани и в первую очередь самые чувствительные клетки человека – нервные.
- Улучшение общего кровообращения ускоряет мозговое кровообращение, улучшая и стимулируя работу клеток мозга, что положительно сказывается на процессах восстановления при ДЦП, а также общем развитии ребёнка.
Массаж в домашних условиях
Самостоятельно делать массаж могут все, лечебный вид также не вызывает особых трудностей. Если понять основные принципы его проведения, то можно легко проводить домашние сеансы. Детям с ДЦП применяют следующие разновидности массажа в зависимости от желаемого результата или особенностей ребёнка: общий или классический, сегментный, точечный.
Чтобы улучшить кровообращение в организме, подойдёт любой классический массаж, однако, в случае с ДЦП, движения, направленные от периферии к центру, которые применяются в большинстве случаев, могут усиливать тонус из-за дополнительного натяжения мышц и сухожилий, а как следствие – перевозбудимости рецепторов, провоцирующих судорожную активность. Хуже всего это проявляется у маленьких детей.
Чтобы общий классический массаж не вызывал спастичность, все связки движений, также любые массажные приёмы, необходимо применять в нисходящем направлении и от центра к краям тела. Такая разновидность массажа именуется нисходящей и используется в целях расслабления.
Применять общий массаж не стоит на самых спастичных мышцах, однако, он подойдёт для тех участков, которые поддерживают тело: мышц спины, живота или ног. Во время проведения необходимо соблюдать его нисходящий способ выполнения, а также время от времени применяя потряхивающие движения, призванные расслабить судорожные позывы в мышцах. Также стоит отметить, что неполное соприкосновение ладони с телом или слишком быстрые движения могут спровоцировать спазм.
Массаж для препятствования спайкам и различным отложениям выглядит как растирание. Оно же помогает укрепить не спастичные, а наоборот, расслабленные, ослабшие мышцы. При осуществлении растирания необходим плотный захват и глубокое поминание мышцы без излишней силы. Массаж должен быть без болевых ощущений, при этом необходимо уделять особое внимание мышцам ног, которые испытывают особенную нагрузку при ходьбе с ДЦП.
Для укрепления мышечной силы в определённых участках применяются приёмы рубления, поколачивания или лёгких хлопков. Это повышает сократительную способность ослабленных мышц, а также стимулирует их работу при парезах. Обычно при ДЦП укреплять необходимо мышцы спины, живота и ног, чтобы ребёнок мог ходить или хотя бы сидеть. При этом нельзя ударять слишком сильно, а рубление ребром ладони необходимо осуществлять по определённым правилам:
- Выполнять движения только продольно мышцам.
- Продольно класть рубящую кисть.
- Расслабленные пальцы кисти широко разводятся и смыкаются только по естественной энерции при ударе, делая его чуть растянутым и менее резким.
- Само рубящее движение исходит от кисти, а не от локтя.
- Поколачивание с похлопыванием делается не открытой ладонью, а кулаком или горстью.
- Движения также исходят от кисти.
- Если при рублении движения исходят от локтевого сустава массажиста, то прикосновения, наоборот, осуществляются перпендикулярно мышцам.
- Удары проводятся быстро один за другим, вызывая вибрацию мышц.
- В области почек и сердца их проводить нельзя.
Массаж, призванный снимать напряжение при ДЦП, применяется чаще всего. Его основной приём – непрерывная вибрация, которая достигается путём захвата и потряхивания. При этом захват осуществляется выше мышцы, которая требует положительного воздействия. Для расслабления мышц ног необходимо захватит бедро, а для руки – плечо.
При массаже, мышцам спины и ног всегда уделяется повышенное внимание, так как именно они обеспечивают ему возможность самостоятельно ходить, тем самым намного облегчают общее положение больного.
Сегментный массаж представляет собой вид определённого сегмента, нуждающегося в дополнительно воздействии.
Точечный рефлекторный массаж является методом улучшения двигательной активности и осуществляется путём воздействия пальцами на некоторые участки тела, вызывающие рефлекторные реакции двух типов: торможение или возбуждение, поэтому этот вид делится на 2 типа: тормозной и возбуждающий.
Тормозной точечный массаж выполняется одним или двумя пальцами, при этом используют большой, указательный и средний. Воздействие производится путём вращения по часовой стрелке или надавливания от 30 до 60 секунд. Если необходимо расслабить мышцы сгибатели суставов, то воздействие производится на мышцы-разгибатели, которые приходят в тонус и заодно расслабляют сгибающие.
Если при осуществлении рефлекторного массажа используется не одна точка, а несколько, то время воздействия укорачивается до 15 секунд для возбуждающего и до 30 для успокаивающего.
Использовать возбуждающий массаж без предварительной индивидуальной консультации у невролога не рекомендовано, так как это может вызвать ещё большее усиление тонуса или даже судороги у больного ДЦП. Перед тем как самостоятельно приступать к рефлекторно-точечному массажу, нужно посетить специалиста, чтобы наглядно выяснить расположение основных точек и как на них нужно правильно воздействовать относительного конкретного ребёнка.
Источник
Некоторые авторы советуют предварительно перед расслаблением выработать у больного ощущение максимальной напряженности мышц. По их мнению, только сравнительное восприятие диаметрально противоположных состояний мышц способствует более быстрому ощущению произвольного расслабления. Для стимулирования нормальной двигательной деятельности в определенных условиях используют отдельные примитивные рефлексы.
С. А. Бортфельд и Н. В. Головинская (1962) начинают обучение произвольному расслаблению с наименее пораженных или здоровых мышц, фиксируя на этом внимание ребенка. Наш опыт работы показал высокую эффективность этой методики, особенно после бальнеопроцедуры. Обязательным условием для выполнения этих упражнений является создание прочной опоры для вышележащих отделов конечности. После того как больной почувствует тяжесть удерживаемой части конечности, ему предлагают уронить часть конечности, т. е. расслабить мышцы.
Вначале целесообразно научить больного слегка уменьшить напряжение мышц, что сопровождается ослаблением импульсов, идущих от мышцы в кору большого мозга (афферентных), и тем самым обусловливает ослабление импульсов, направленных из центра к мышцам (эфферентных). В результате процессы возбуждения ослабевают и уменьшается напряжение.
Повысить эффективность обучения расслаблению спастически сокращенных мышц, а также увеличить амплитуду произвольных сокращений отдельных мышечных групп, можно и с помощью электромиофонии (В. Г. Катков, 1976), т. е. прослушивания трансформированных в звуковые сигналы биотоков мышц. Это дает возможность получать дополнительную информацию о дифференцированном включении мышечных волокон в двигательный акт и может быть использовано для тренировки выполнения определенного движения, исключающего сокращение антагонистов. Наш опыт работы показал, что электромиофония эффективна при гемипаретической и атонически-астатической формах заболевания. При гиперкинетической форме возникает монотонный шум, различный по интенсивности, не дающий возможности больному фиксировать внимание на звуке и связывать его с силой движения. Портативный аппарат Д. Д. Таривердиева позволяет проводить электромиофонию у постели больного. Электрофонию полезно начинать со здоровой или менее пораженной конечности, чтобы ребенок имел представление о звуке, к получению которого он должен стремиться.
Эффективно предварительно провести упражнения для здоровой или менее пораженной конечности, особенно при спастической диплегии, атонически-астатической и гемипаретической формах заболевания.
Расслабления повышенного тонуса мышц можно достичь интрамускулярной спирт-новокаиновой блокадой, после которой особенно важно обучить ребенка умению расслаблять мышцы. Нами (А. Е. Штеренгерц, 1957) выработаны специальные комплексы ЛФК, в которые разрешается включать упражнения с сопротивлением. Иногда приходится блокаду повторять. Наш опыт работы и данные других авторов (А. Ф. Мизина, 1959; Л. М. Смирная, 1966; В. Я. Ковалева, 1970) показали целесообразность в ряде случаев проводить спирт-новокаиновую блокаду на бальнеогрязевом курорте, особенно при резко выраженном напряжении мышц.
После серии упражнений дыхательной гимнастики и на расслабление мышц можно переходить к подготовительным упражнениям.
Подготовительными принято считать простые упражнения, которые подготавливают организм к более сложным упражнениям, к повышенной физической нагрузке. Они могут быть для мышц верхней и нижней конечности, туловища. Нужно помнить, что упражнения для мышц рук выполняются легче, если конечность согнута.
Порядковые упражнения, как и подготовительные, проводят в начале или в конце процедуры ЛГ. Они способствуют дисциплине больных, концентрируют их внимание. Назначают их в начале и в конце процедуры ЛФК, при проведении игр. Полезно проводить их с пением песен, доступных больному.
К порядковым упражнениям относится ходьба, построение в шеренге, круг и т. п. Во время ходьбы необходимо следить за осанкой детей и за их шагом, чтобы ноги не перекрещивались, стопы были в правильной установке и т. д. Полезна ходьба по следовым дорожкам. Расстояние между шагами на следовой дорожке изменяют в зависимости от роста ребенка, формы и степени заболевания. Ходьбу можно выполнять на месте, передвигаясь в стороны, назад. После дозированного купания в море ребенок выполняет шаговые движения легче и ходьба его лучше. Ни в коем случае нельзя предлагать больному ходьбу сразу после грязелечения или термальных ванн.
При поступлении ребенка в санаторий желательно записать подограмму. Изучая данные подографии в начале и в конце пребывания ребенка в санатории, можно дать объективную оценку лечения (А. Е. Штеренгерц, 1976—1985). Построение проводят по команде «становись». При этом дети становятся лицом к методисту ЛФК. При построении по росту (в уменьшающемся или возрастающем порядке) у больных развиваются понятия о росте, пространственные представления и т. п. Шеренга, в которой самый высокий стоит с правой стороны (по отношению к занимающимся), построена на правом фланге. Если же самый высокий будет находиться слева, то такая шеренга построена на левом фланге. Изменение шеренг (с правого на левый фланг и обратно), как и любое перестроение, способствует развитию нарушенных зрительно-пространственных восприятий, которые особенно часто встречаются у больных со спастической диплегией и при гемипаретической форме заболевания.
Должны использоваться различные виды построения: вдоль стенки, по кругу, четырехугольником, повороты направо, налево, кругом, перестройки, слияние 2—3 шеренг. Поворот направо (на 90°) выполняется на правой пятке и левом носке, налево — наоборот.
Поэтому для каждого ребенка в зависимости от локализации поражения подбирают тренировку поворота в определенную сторону. Поворот кругом выполняют через левое плечо, на левой пятке и на правом носке и назначается детям только при легкой степени поражения и отсутствии скрещивания ног.
При выполнении ходьбы, построений больному можно предложить повернуть голову в определенную сторону, поднять руки, выполнять задание с закрытыми глазами. Эти упражнения способствуют развитию и адекватной деятельности трех анализаторов: двигательно-кинестетического, зрительного и вестибулярного.
Ходьбу, перестройку следует проводить по кругу, прямоугольнику (следить, чтобы соблюдались углы), треугольнику и т. д., обращая при этом внимание ребенка на образовавшуюся фигуру. Освоение слов, понятий, имеющих определенное значение, с одновременным показом аналогичной построению фигуры способствует познанию пространства, развитию предметной деятельности, а, следовательно, связано и с деятельностью двигательно-кинестетического анализатора, называемого И. М. Сеченовым дробным анализатором пространства.
Упражнения в ходьбе могут быть затруднены тем, что у ребенка, даже при отсутствии контрактур, патологических установок конечностей нарушена вертикальная установка тела, он не удерживает равновесия стоя или даже сидя. Поэтому необходимо обучить ребенка сохранять равновесие как в покое, так и при передвижении.
Упражнения в равновесии не только улучшают равновесие, но и развивают координацию движений, способствуют выработке правильной ходьбы. Лучше всего эти упражнения проводить из и. п. стоя. Однако тренировку равновесия можно и нужно выполнять и из и. п. лежа на боку, стоя на четвереньках и др.
Наиболее устойчивым положением стоя является стойка «ноги врозь, шире плеч». При этом площадь опоры может быть изображена четырехугольником.
Упражнения в равновесии можно выполнять на месте и при передвижении. Упражнения на месте и при передвижении (ходьба) выполняют с мячами, гимнастическими палками, булавами. Упражнения усложняются за счет выключения зрительного анализатора, т. е. их выполняют с закрытыми глазами, изменением ритма с одновременным движением конечностями в разные стороны, уменьшая площадь опоры, поднимая руки на пояс, затылок, вдоль головы. Чем выше положение рук, тем сложнее сделать упражнение.
Полезно ребенка, особенно младшего возраста, согласно методике К. и Б. Бобатов, выводить из положения равновесия, слегка подталкивая из и. п. стоя, стоя на коленях, на четвереньках, лежа. Другой важной особенностью обучения равновесию является сохранение принятой позы. Более сложную позу, например, стоя на коленях можно назначать только после того, как ребенок научился хорошо сохранять равновесие в более легкой позе стоя на четвереньках.
Упражнения в равновесии можно усложнить. Например, ходьба по двум параллельно начерченным линиям, расстояние между которыми изменяется. Весьма эффективна ходьба по следовым дорожкам. Тренировку равновесия во время ходьбы можно усложнять применением предметов, изменением положения тела по отношению к направлению движения (ходьба лицом, спиной вперед, боком), введением высоты (ходьба по рейке, гимнастической скамейке, по буму).
Источник