Как рисовать мышцы спины
Чтобы научиться рисовать человека, необходимо познакомиться с основами пластической анатомии. Ведь, внешние формы тела человека определяются главным образом скелетом и мышцами. В этой статье я начну с рисунка скелета. А далее мы поэтапно рассмотрим формы мышц, их расположение, а также некоторые пропорции туловища человека.
Скелет
Грудная клетка и таз — это основа туловища. Между ними находятся мягкие ткани области живота. Его форма меняется в зависимости от положения грудной клетки или таза (повороты, наклоны), ведь, они соединены подвижной частью — позвоночником. При различных движениях форма тела меняется. Образуются выпуклости и впадины — так внешне проявляется работа мышц. Однако, кроме мускулатуры, на поверхности туловища, также, заметны некоторые кости. Например, это ключицы, надчревный угол грудной клетки, подвздошный гребень таза… (смотрите иллюстрацию).
Грудная клетка и таз — основа туловища. Поэтому начинающим художникам необходимо не только запомнить их форму, но и понимать как скелет влияет на внешний вид тела человека. Для этой цели я нарисовал соответствующие части скелета с двух сторон — спереди и сзади. Однако, кроме изучения форм, могут пригодиться и названия:
- Позвоночник;
- Грудная клетка;
- Таз;
- Грудина;
- Надчревный угол;
- Лопатка;
- Ключица;
- Подвздошный гребень;
- Подвздошная кость;
- Вертлужная впадина;
- Лонное сращение;
- Лонная кость;
- Седалищная кость;
- Копчик;
- Крестец.
Но для художника подробный рисунок скелета и названия — не главное. Здесь более важно понимание формы. Поэтому я сделал схематичный рисунок грудной клетки и таза. Он поможет увидеть основные особенности формы, ведь он лишён ненужных подробностей и обобщённо передаёт суть.
Когда логика крупных форм понятна, можно переходить к деталям. Поэтому рассмотрим элементы скелета, образующие плечевой пояс: лопатки и ключицы. Лопатки прилегают к задней стороне грудной клетки. В области акромиона они соединяются с ключицами. Посредством суставной впадины к лопаткам «крепятся» плечевые кости рук. Форму лопаток Вы можете увидеть на иллюстрации, там же указаны и основные элементы: гребень или ость лопатки, суставная впадина, акромион, клювовидный отросток.
Мускулатура
Как известно, мышцы расположены на скелете и приводят в движение отдельные его части. Для начинающих художников важно понять, что мышцы обусловливают рельеф тела, они имеют не только определённую форму, но и объём. Поэтому, рассматривая следующие рисунки мышц торса, обращайте внимание и на их форму, и на то, как они формируют объёмы отдельных частей туловища. Также нужно учитывать, что не все мышцы видны. Какие то из них лежат внутри, под теми мышцами, что на поверхности. Поэтому в этой статье обсуждаются только наиболее крупные и заметные мускулы.
Мышцы образованы волокнистой мышечной тканью. На рисунке направление этих волокон представлено направлением штриховки. Это направление соответствует движению, производимому данной мышцей. Учитывая это, Вы можете мысленно представлять какие мышцы отвечают за те или иные движения. Мышцы с одинаковой функцией объединяются в группу. Такие мышцы называются синергистами. Мышцы противоположного действия называются антагонистами. То есть, если одна группа мышц сгибает, то другая, наоборот, разгибает.
Каждая мышца состоит из мышечной части и сухожилий, при помощи которых она прикрепляется к скелету. Сухожилия имеют разную форму — форму шнура, ленты или даже пластинки. В третьем случае они называются апоневрозами. Мышцы покрыты прозрачными оболочками, называющимися фасциями. Мышцы «спрятаны» под слоем жировой ткани и кожного покрова. У более полных людей жировой ткани больше, поэтому она больше скрывает мускулатуру. У худощавых людей жировой ткани меньше, поэтому мышечные группы заметны лучше.
Для того, чтобы научиться рисовать портрет художнику нужно изучать формы, объёмы и пропорции. Однако в процессе изучения пластической анатомии может потребоваться и знание названий мышц. Рассмотрим эти названия:
- Грудиноключичнососцевидная мышца;
- Трапециевидная мышца;
- Дельтовидная мышца;
- Большая грудная мышца;
- Передняя зубчатая мышца;
- Прямая мышца живота;
- Наружная косая мышца живота;
- Подостная мышца;
- Широчайшая мышца спины;
- Разгибатель спины (лежит под апоневрозом широчайшей мышцы спины).
Тональный рисунок торса
После того как мы рассмотрели ключевые моменты из анатомии, приступим к тональному рисунку гипсовой модели торса. Эта модель предназначена для наглядного представления мускулатуры человека и очень помогает начинающим художникам в изучении анатомии. Не случайно её рисуют студенты художественных училищ и академии. Рисование гипсового торса очень помогает применить теоретические знания анатомии в практической работе над портретом. Выше я разместил два рисунка торса: вид спереди и со спины.
После построения, в рисунке следует передать светотень. И здесь мы приходим к необходимости чувствовать форму. Если в рисунке цилиндра всё просто — свет, полутень, тень и рефлекс ровно переходят друг в друга, то тут сложнее. Здесь мы наблюдаем свет и тень как на каждой отдельной мышце, так и на всём туловище в целом. На этом этапе обучения соединяются знания анатомии и основ академического рисунка.
Отдельно хочется поговорить о штриховке. В рисунке гипсовых геометрических тел часто применяют относительно длинные штрихи. В портрете же такая штриховка используется ограниченно. В рисунке человека чаще применяется штриховка из коротких штрихов. На иллюстрации видно как на каждой отдельной мышце штрихи укладываются по форме поверхности — штрихи как бы огибают форму. Поэтому и длина штрихов, и их направление, их пересечение будут зависеть от формы мускулов.
Но здесь есть ещё один секрет. В рисовании сложных форм к которым относится и портрет, хорошо использовать такой приём. Штрихи объединяются в группы и образуют как бы мазочки краски. Как в живописи объём «лепится» мазками кисти, так и в рисунке эти образные мазочки из штрихов «покрывают» поверхность формы. Каждый отдельный такой мазок отличается от соседнего направлением штриха. То есть получаются как бы маленькие плоскости из штриховки, которые «облегают» форму.
Это очень важный момент в рисунке. Если понять суть этого подхода, то Вы удивитесь как преобразятся Ваши работы. Но это всего лишь технический приём, который никак не заменит академическую грамоту. Он имеет смысл только в том случае, если имеются базовые знания — умение строить форму, передавать светотень, а также знать азы анатомии. Тогда этот стиль работы карандашом очень поможет в работе над портретом.
Пропорции человеческой фигуры
Следующее, на что нужно обратить внимание — это пропорции. Здесь можно много чего обсуждать, но в этой статье я затрагиваю только основные и самые важные для художника аспекты. Поэтому рассмотрим главное отличие в пропорциях мужской и женской фигур, которое принципиально важно в портрете. Оно заключается в различии ширины плечевого пояса и области таза. У мужчин плечевой пояс шире, чем таз и бёдра. У женщин, наоборот, плечи уже ширины таза и шейки бедра.
Эта особенность наблюдается в большинстве случаев. Однако, нельзя сбрасывать со счетов индивидуальные особенности. Например, у некоторых женщин ширина плеч может быть больше ширины области таза. Но это редко бывает. Несколько чаще встречаются случаи, когда женский плечевой пояс и таз с бёдрами равны.
Следующий важный момент в анатомии для художника — это, так сказать, изгибы силуэта фигуры человека относительно вертикальной оси, которые заметны в профиль.
Позвоночный столб — не прямой, он имеет выпуклую и вогнутую части. Они имеют соответствующие названия — «кифоз» и «лордоз». На иллюстрации Вы можете их наглядно видеть. Кроме s-образной формы позвоночника, форма бедренной кости и масса мышц-разгибателей визуально создают ощущение изгиба этой части ноги вперёд. То же самое ощущение, только в противоположную сторону, образуют мышцы голени. Получается подобная позвоночнику s-образная форма. Чтобы лучше видеть данную особенность человеческой фигуры я провёл вертикальную ось. Благодаря ей всё вышеперечисленное хорошо заметно.
Знание пластической анатомии и рисование человека с натуры
Когда художник рисует портрет конкретного человека с натуры, то, конечно, он старается передать его индивидуальные особенности, то, что видят его глаза. Но при этом художники не слепо срисовывают, а анализируют натуру. Нужно понять форму головы, туловища, рук. И тут на помощь приходят знания пластической анатомии. На какие характерные черты человека нужно обратить внимание? Какие детали следует обобщить? Как среди многочисленных подробностей выделить ключевые? Чтобы ответить на эти вопросы нужно знать анатомию. Например, грудная клетка и лопатки могут проступать через одежду и образовывать соответствующие складки на этой одежде. Но при этом художник видит большое количество самых разных складок. Какие из них он нарисует? Случайно выбранные? Или те, что образуются от лопаток и грудной клетки?
Данный пример показывает, что знание анатомии нужно не для того чтобы делать шаблонные рисунки мышц. Они нужны для реальной работы в живописи или рисунке, когда художник работает над портретом конкретного человека. Это можно сравнить с путешественником, рассматривающим карту местности. На карте всё схематично и просто. А в реальной местности можно заблудиться, так как пейзаж изобилует множеством подробностей. Если человек не знает местности, то он может легко потерять ориентацию. И здесь на помощь приходит карта, так как она подсказывает главное направление и основные ориентиры. Тот же принцип лежит и в применении знаний пластической анатомии в рисовании реального человека с натуры. В работе над портретом неопытные художники часто теряются в подробностях и не видят «главного направления». Понимание же основ анатомии помогает чувствовать уверенность в рисунке и живописи, ведь, тут мы уже не слепо срисовываем, а изображаем человека осмысленно.
Алексей Епишин
Читайте далее:
- Как рисовать портрет? Основы рисунка головы человека.
- Рисуем портрет: ключевые пропорции в рисунке головы человека
- Рисуем портрет: поэтапный рисунок головы человека
- Пропорции в рисунке лица человека. Простая схема для начинающих художников.
- Как рисовать глаза? Рисунок глаза карандашом от «а» до «я».
- Как рисовать нос? Поэтапный рисунок с обучающими схемами.
- Как рисовать губы в портрете? Рисунок карандашом с обучающими схемами.
- Как рисовать ухо? Рисунок карандашом с обучающими схемами.
- Как рисовать руки? Анатомия для художника
- Как рисовать кисть руки? Анатомия для художника
- Как рисовать человека? Торс. Анатомия для художника
- Как рисовать ноги? Анатомия для художника
- Подсветка в портрете
Смотрите также:
Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи
Учебные пособия по изобразительному искусству
Источник
31-07-2010,
22:45
Автор: annaNazarenko
Чтобы
понять как рисовать мышцы как формируется
внешняя форма человеческого тела,
недостаточно ограничиваться изучением
лишь костного строения, так как внешняя
характеристика продиктована в равной
степени как костными, так и мышечными
строениями.
Зная строение человеческого
тела, студенты могут четко представить
себе работу мышц и положение костей при
том или ином движении тела, ясно видеть,
как одни мышцы напрягаются, а другие
расслабляются. Не обладая достаточными
знаниями в области анатомии, изобразить
человеческое тело крайне затруднительно.
Студенты могут запутаться в сложных
формах строения целого ряда групп мышц
и их соединений, а посему не смогут
правильно н убедительно выразить живую,
реальную форму человеческого тела в
рисунке. Только основательное изучение
анатомии дает возможность верно
изображать человеческое тело, подмечать
те или иные детали, от которых зависит
характер общей формы модели, и постепенно
подчеркивать органическую связь частей
н единого целого.
Как рисовать мышцы
Приступая
к изучению пластической формы человеческого
тела, студентам следует помнить, что
этот процесс должен проходить
непосредственно с карандашом в руке.
При этом полученные от натурной модели
сведения о строении и расположении мышц
и их соединении с костями скелета
постоянно сверяются с рисунком. Следует
особо обратить внимание на то. что ни в
коем случае нельзя приучать себя к
поверхностном)’ механическому срисовыванию
мышц, что, к сожалению, часто наблюдается
у студентов-
Рисуя те или иные мышечные
образования на теле человека, внимательно
проследите за их соединением, где и как
они крепятся, уясните характер формы
мышц и взаимное расположение одних мышц
по отношению к другим. Кроме того, очень
важно знать, где находятся начало и
конец крепления мышц к костям, а также
направление и расположение мышечных
волокон, так как моделируя форму в
рисунке, карандаш должен двигаться по
форме и направлению мышц и их волокон.
Во
избежание повторного рассмотрения
анатомического строения мышечных
структур, изложенного более детально
в разделе «Пластическая анатомия мышц»,
рассмотрим лишь основные формообразующие
н приводящие в движение мышцы туловища
человека. Объектом для такого рода
научения могут быть гипсовый анатомический
торс и его состав¬ляющие, верхние и
нижние конечности, а также анатомическая
фигура французского скульптора Гудона.
В процессе изучения необходимо
пользоваться соответствующими
методическими пособиями, грамотно
выполненными анатомическими рисунками,
атласами, схемами, таблицами, муляжами
и литературой по пластической анатомии.
Как рисовать мышцы — анатомия торса
Приступая
к работе над рисунком анатомического
торса, следует внимательно научить его
со всех сторон, анализируя форму скелета
и мышечный покров.
Так,
например, рисуя анатомический торс
спереди, видим, что мышцы, лежащие на
его поверхности, точно облегают форму
скелета, не деформируя форму грудной
клетки, плеча, таза, и тазобедренного
сустава. Прорисовывая большие грудные
мышцы, рисующий должен понимать, что
они располагаются над жесткими
конструкциями передней поверхности
грудной клетки. Прорисовывая над передним
краем грудной клетки прямые мышцы
живота, нужно помнить, что мышцы, огибая
жесткие края форм грудной клетки,
переходят в мягкую область живота, где
нет жестких конструкции. Затем, спускаясь
вниз, к лобку, они опять встречаются с
костями таза — лобковым выступом. То
же наблюдается и в области тазобедренного
сустава, подвздошных гребней тазовой
кости, большого вертела, яремной ямки,
плеча и т.п. Такая расстановка акцентов
при рисовании анатомического торса
крайне необходима. Это способствует
более убедительному рисунку,
демонстрирующему понимание поставленной
задачи и цели работы. Наряду с этим,
рисуя мышцы, нужно чувствовать кончик
карандаша: где и когда подчеркнуть
сильнее, а где — еле заметно, передавая
тем самым пространственное положение
формы, т.е. перспективное сокращение
мышц и костей. Рисуя мышцы, карандаш
должен двигаться по направлению волокон.
Все эти указания в равной степени
относятся к рисованию мышц со спины и
сбоку, а также мышц верхних и нижних
конечностей.
Кроме двух основных мышц
— больших грудных и прямых мышц живота
— в формировании передней поверхности
туловища участвуют косые мышцы живота,
которые расположены на боковых
поверхностях. Они также участвуют в
образовании нижней переднебоковой
поверхности живота. Косые зубчатые
мышцы живота начинаются с боковых
поверхностей грудной клетки. Особо
важную роль для пластики тела они играют
на нижней боковой поверхности туловища.
Располагаясь над подвздошными гребнями
тазовой кости, частично прикрепляясь
к ним, переходят в апоневроз, формируя
переднебоковую поверхность живота
(рис.215).
Рисуя внешнюю пластическую
структуру спины, мы наблюдаем два
основных мышечных образования. Сверху
располагается трапециевидная мышца в
форме ромба, снизу — более крупная мышца,
практически покрывающая большую часть
спины. — широчайшая мышца спины. Эти две
плоские мышцы являются наиболее
поверхностно лежащими крупными мышцами
на спине. Под ними располагаются более
мелкие, средние и крупные мышцы, активно
участвующие в формировании внешней
пластической формы поверхности спины.
Остановимся на более крупной мышце это
мышца-выпрямитель позвоночника, которая
поднимается вдоль позвоночного столба
вверх и доходит до черепа. Располагаясь
по обе стороны вдоль позвоночного
столба, образует два валика, отчетливо
выступающих над основными поверхностно
лежащими мышцами в средней части спины,
особенно в области поясницы. Сверху
мышца-выпрямитель прикрепляется к
позвонкам и затылочным костям черепа,
снизу — к подвздошным костям таза, в
области крестца, и нижним ребрам грудной
клетки (рис.217).
В области лопатки
располагаются более мелкие мышцы, ив
них наиболее поверхностно лежащие —
это подостная. малая и большая круглые
мышцы (ромбовидная прослеживается лишь
при активном движении в области плечевого
сустава) .
Рисуя структуру мышц верхних
конечностей, обратите внимание на
область плечевого пояса. В силу
функционального назначения к мышцам
плечевого пояса могут быть отнесены не
только большие грудные, но н плоские
широчайшие мышцы СПИНЫ, несмотря на то,
что они располагаются в среднем отделе
спины, а также н трапециевидные мышцы.
Помимо перечисленных, сюда же относятся
мышцы, переходящие в лопатки, подкостная.
большие и малые круглые мышцы, а также
дельтовидная мышца. Последняя играет
наибольшую роль в пластике плечевого
сустава и охватывает плечевой сустав
спереди и сзади, придавая округлую форму
этой области. Более подробного они
рассмотрены в разделе «Пластическая
анатомия». Таким образом, рисуя мышцы
с натуры, внимательно следите за их
соединением с костями скелета, одновременно
обращая внимание на характер формы мышц
и нх взаимное расположение, серьезно
анализируя закономерности строения
мышечных структур, согласно строению
костных основ. Таким же образом ведите
работу над рисунком пластической
структуры конечностей рук и ног и
остальных детален фигуры человека.
Удобная натура для этот —отдельные
анатомические слепки рук и ног, а также
гипсовые экорше.
Источник статьи
как рисовать мышцы это — ОСНОВЫ УЧЕБНОГО
АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСУНКА( Москва ЭКС
МО2005)
Как
рисовать мышцы, торс, спину
Подробнее… Комментариев
(0)
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник