Как улучшить тренировки мышц
Мы перевели с научного языка на человеческий несколько важных знаний, которые помогут вам максимально эффективно растить мышцы.
Полагаем, что практически каждый, кто читает тексты и фитнесе понимает, что упражнения могут увеличивать и силу, и размеры мышц. Однако есть четкое различие между тренировкой силы, и тренировкой направленной именно на рост объема мышц.
Как растут мышцы
Сама по себе тренировка с отягощениями не вызывает роста мышц. Но нагрузка полученная на тренировке, вызывает утомление и стимулирует физиологические механизмы, которые в основном во время отдыха и заставляют мышцы увеличиваться. Рост происходит в результате увеличения толщины мышечных волокон и объёма жидкости в мышечных клетках.
Способность к приросту мышечной массы зависит от пола, возраста, опыта тренировок с отягощением, генетики, количества и качества сна, питания и потребления жидкости, и даже уровень стресса может влиять на способность увеличивать массу. Например, перегрузки на работе или недостаточный сон могут существенно уменьшить рост мышц, несмотря на правильные тренировки и питание.
Механический и метаболический стресс
Не вызывает никаких сомнений, что если регулярно и правильно тягать железо, то это ведет к увеличению объемов и силы мышц, тем не менее, учёные до сих пор не определись, что именно вызывает рост мышц.
Тренировки вызывают два специфических вида стресса: механический (микроразрывы в мышцах – читайте подробнее: «Почему болят мышцы после тренировки») и метаболический (запуск химических процессов восстановления из-за потраченной мышцами энергии), и они оба могут обеспечить необходимый стимул для роста мышц.
Проблема для исследований в том, что и механический, и метаболический стресс действуют в паре, и выделить влияние каждого из них по отдельности на рост мышц непросто.
“Медленные” и “быстрые” мышечные волокна
Чтобы разработать программу упражнений для максимального роста мышц, нужно понимать физиологию.
Есть два основных типа мышечных волокон: медленносокращающиеся и быстросокращающиеся. Быстросокращающиеся – превосходят в диаметре «медленные» волокна и соответственно занимают более видное место в ваших мышцах.
«Медленные» волокна относят также к аэробным, вследствие их высоких окислительных способностей, которые дают им возможность сокращаться продолжительное время. Они лучше всего подходят для продолжительной активности, требующей минимальных усилий (например, бег на длинные дистанции).
Быстросокращающиеся мышечные волокна имеют высокий порог возбуждения, а также высокую скорость проведения сигналов и лучше подходят для быстрых усилий (поэтому бегуны на короткие дистанции выглядят атлетами по сравнению со стайерами). Другими словами, именно такие волокна нужны, чтобы успешно рвануть тяжелую штангу.
Метод повторных усилий. Хочешь расти – делай подходы до отказа
Недостаточно просто поднимать веса с высоким количеством повторений, если это не приводит к мышечному отказу. Организм очень эффективно сохраняет и использует энергию, поэтому если повторять упражнения с неизменной нагрузкой, то это может ограничить величину механического (грубо говоря, плохо порвутся) и метаболического стресса (мало выделится гормонов для роста) для мышц и минимизировать результаты тренировки.
Проще говоря, для максимального роста мышц целесообразно делать упражнения до мышечного отказа (больше не могу!)
3 вида тренировок
Ученые Зациорский и Кремер в 2006-м году выделили три принципиальных вида тренировок: метод максимальных усилий, метод динамических усилий и метод повторных усилий. Первые два метода хороши для своих целей, но не являются максимально эффективными для роста мышечной массы.
1. Метод максимальных усилий
Для этого метода используются значительные отягощения для повышения активности “быстрых” мышечных волокон (о которых мы подробнее писали выше). Грубо говоря, метод максимальных усилий связан с подъемом максимально возможного веса (соответственно, и небольшого количества повторов в подходе).
Основной стимул от метода максимальных усилий – механический (направлен на создание микроразрывов в мышцах), миофибриллярная гипертрофия с существенным увеличением силы и умеренным приростом массы мышц.
Метод максимальных усилий эффективен для развития силы, но не самое эффективное средство увеличения массы мышц.
2. Метод динамических усилий
При тренировке методом динамических усилий используется не максимальный вес, при этом основной упор делается на перемещение веса с максимально возможной скоростью для стимуляции двигательных единиц.
Этот метод наиболее эффективен для увеличения скорости развития усилия и мощности сокращения, необходимых во многих видах спорта или динамической активности. Тем не менее, он не даёт достаточного количества механического или метаболического стресса для мышц, которые нужны для стимуляции роста.
3. Метод повторных усилий
Метод повторных усилий предусматривает не максимальные нагрузки, но необходимость делать упражнения до наступления мышечного отказа (когда уже невозможно выполнить ни одно следующее повторение в подходе).
Несколько последних повторений, которые приходится делать через жжение, могут вовлекать в сокращение все волокна в целевой мышце и вызывать существенную перегрузку. При использовании метода повторных усилий в начале подхода активируются медленные двигательные единицы, по мере их утомления будут подключаться и «быстрые» мышцы.
Метод повторных усилий с выполнением упражнения до отказа максимально эффективен для роста мышечной массы – говорит наука. При этом важно работать именно до отказа. Если нагрузка недостаточна или подход не выполняется до отказа, стимуляции «быстрых» двигательных единиц (как вы прочли выше, именно они в основном дают объема мышцам) не происходит или не создаются необходимые метаболические условия, способствующие росту мышц.
Сон и восстановление не менее важны, чем сами тренировки и питание
Отдых – самый недооцененный элемент тренировок. Независимо от того, насколько долго вы терпели боль последних повторений и как старательно добирали белок и калории в своем рационе, – это не так важно, как время, которое необходимо для содействия нутриентов и гормонов для синтеза мышечных белков после занятия.
Упражнения и еда – это важная часть уравнения мышечного роста, но далеко не все. Очень важно адекватное восстановление – необходимо дать мышцам достаточно времени для пополнения запасов гликогена и протекания процессов реконструкции и создания новой мышечной ткани.
Восстановление, необходимое для роста мышц, составляет 48–72 часа между тренировками отдельной мышечной группы. Этот научный довод, кстати, говорит в пользу сплит-тренировок – когда каждая мышечная группа получает основную нагрузку, например, раз в неделю.
Вызов механического и метаболического стресса во время ваших тренировок в зале будет иметь смысл только пока необходимые для роста мышц гормоны и вещества выделяются в период быстрого сна. А это значит, что для прироста мышц после тренировки важен полноценный ночной сон. Недостаточный сон и восстановление испортит ваши усилия в зале и за обеденным столом. Боле того, при недосыпе может повыситься уровень адреналина и кортизола, что может еще и уменьшить способность к образованию новой мышечной ткани.
Недостаток сна, плохой аппетит, продолжительные заболевания и прекращение роста в результате упражнений – всё это симптомы перенапряжения, которые могут существенно влиять на возможность достижения человеком своих фитнес-целей.
«Недовосстановление» – ещё один повод задуматься о перенапряжении. «Для содействия росту мышц необходимо время для отдыха (активного отдыха), предоставляющее возможность полностью восстановиться»,- говорит Шенфельд (2013).
Программа тренировок для набора мышечной массы
Количество повторений
Наука предлагает для максимального роста мышц подбирать вес так, чтобы делать 8–12 повторений до мышечного отказа – хорошо, что этот простой факт, кажется, знает почти каждый тренер в спортзале. Правда, теперь в отличие от вас, далеко не все знают, почему именно.
Величина отдыха между подходами
Короткий или средний по продолжительности отдых между подходами (от 30 секунд до 2 минут) позволяет вызвать значительный метаболический стресс.
Количество подходов в каждом упражнении
По мнению ученых выполнение 3–4 подходов дает максимально эффективное механическое напряжение для всех вовлеченных мышц.
Скорость движения
Ученые рекомендуют совершать движение с максимальным усилием быстрее – 1–2 секунды (например, подъем штанги), а эксцентрическую фазу упражнения (например, опускание штанги) более продолжительной (2–6 секунд). Более медленное выполнение эксцентрической фазы необходимо для обеспечения достаточного механического напряжения – именно эта, более «легкая» фаза движения наиболее важна для роста мышц. «С точки зрения гипертрофии, эксцентрическое сокращение оказывает большее влияние на развитие мышц. В частности, эксцентрические упражнения связывают с более значительным увеличением синтеза белка» (Schoenfeld, 2010).
Свободные веса или тренажеры
Ученый Шенфельд утверждает, что каждый вид отягощения играет свою роль в оптимальном росте мышц: «Свободные веса, вовлекающие большое количество мышц, помогают увеличить плотность мышц, тогда как стабилизация, предоставляемая тренажёрами, позволяет больше нагрузить отдельные мышцы».
Подготовка до серьезных тренировок
При тренировке на рост мышц с большим метаболическим и механическим эффектом могут вызывать серьёзные повреждения мышц и рекомендуются для людей с опытом занятий, по крайней мере, один год.
Необходимо начинать с динамической разминки, нагружать мышцы кора (пресс, мышцы-стабилизаторы и другие), чтобы подготовить мышечную ткань к стрессу тренировки высокого объёма.
Порядок упражнений
Начинать тренировку предпочтительно с комплексных движений со свободными весами для включения максимального количества мышц (например, приседания со штангой, становую тягу лучше делать в начале тренировки), и в ходе занятия постепенно переходить к тренажёрам, оказывающим воздействие на отдельные мышцы.
Крайнее упражнение
Последнее упражнение в каждой тренировке необходимо выполнять в тренажёре со снижением веса: после всех повторений подхода до отказа, вес снижается и с ним также надо делать максимально возможное количество повторений до отказа.
Подходы со снижением веса способны оказывать существенный механический и метаболический стресс, а также вызывают значительный дискомфорт, поэтому их следует выполнять в конце занятия.
Чрезмерная нагрузка
Важно дозировать необходимую именно для вас нагрузку, потому как «перенагрузка» может быть не менее вредна для роста мышц, чем «недонагрузка». Например, в рекомендуемой учеными программе для роста мышц (см. далее) ограничена кардио-нагрузка. Согласно Шенфельду, «слишком большой расход энергии может уменьшить рост мышц».
Программа упражнений, представленная ниже, основана на последних научных исследованиях, связанных с увеличением массы мышц.
Внимание: ПМ – повторный максимум
День 4. Отдых или низкоинтенсивные кардио- упражнения
Источник: fitness-pro.ru
Адаптация текста: Зожник
Научные источники:
- Baechle, T. and Earle, R. (2008). Essentials of Strength and Conditioning, 3rd edition. Champaign, Ill.: Human Kinetics.
- Bubbico, A. and Kravitz, L. (2011). Muscle hypertrophy: New insights and training recommendations. IDEA Fitness Journal, 2326.
- Crewther, C. et al. (2006). Possible stimuli for strength and power adaptation: Acute hormonal responses. Sports Medicine, 36, 3, 215238.
- Fisher, J., Steele, J. and Smith, D. (2013). Evidence-based resistance training recommendations for muscular hypertrophy. Medicina Sportiva, 17, 4, 217235.
- Mohamad, N.I., Cronin, J. B. and Nosaka, K.K. (2012). Difference in kinematics and kinetics between high- and low-velocity resistance loading equated by volume: Implications for hypertrophy training. Journal of Strength and Conditioning Research,26, 1, 269275.
- Schoenfeld, B. (2013). Potential mechanisms for a role of metabolic stress in hypertrophic adaptations to resistance training. Sports Medicine, 43, 179194.
- Schoenfeld, B. (2010). The mechanisms of muscle hypertrophy and their application to resistance training. The Journal of Strength and Conditioning Research, 24, 10, 28572872,
- Spangenburg, E. (2009). Changes in muscle mass with mechanical load: Possible cellular mechanisms. Applied Physiology, Nutrition and Metabolism, 34, 328335.
- Verkhoshansky, Y. and Siff, M. (2009). Supertraining, 6th edition. Rome, Italy: Verkhoshansky.
- Vingren, J. et al. (2010). Testosterone physiology in resistance exercise and training.Sports Medicine, 40, 12, 10371053.
- Wernbom, M., Augustsson, J. and Thomee, R. (2007). The influence of frequency, intensity, volume and mode of strength training on whole muscle cross-sectional area in humans. Sports Medicine, 37, 3, 225264.
- Zatsiorsky, V. and Kraemer, W. (2006). Science and Practice of Strength Training, 2nd edition. Champaign, Ill.: Human Kinetics.
Читайте также на Зожнике:
Как правильно делать растяжку. 10 видео
Что такое перетрен
Почему нужно приедать со штангой. 20 причин.
Самоучитель по плаванию. Методика Total Immersion
Как бросить курить. Выжимка книги Алана Карра.
Максим Кудеров Четверг, 05.03.2015
Åñëè âû ïîéìàåòå øêîëüíèêà è òðÿõíåòå åãî êàê ñëåäóåò ñ âîïðîñîì, ÷òî òàêîå ðóäèìåíòàðíûé îðãàí, îí âàì, ñêîðåå âñåãî, îòâåòèò, ÷òî ýòî ÷òî-òî íåíóæíîå. Åñëè ïåðåä âàìè ñîâåòñêèé øêîëüíèê, òî ìíå õî÷åòñÿ âåðèòü, ÷òî îòâåò áóäåò ïîëíåå — âàì ðàññêàæóò, ÷òî ðóäèìåíòàðíûé çíà÷èò îðãàí, óòðàòèâøèé ñâîå çíà÷åíèå â ïðîöåññå ýâîëþöèè, îò ëàòèíñêîãî rudimentum çà÷àòîê, ïåðâîîñíîâà. Ïîòîì âû, íàâåðíîå, ïîëó÷èòå ëåùà îò îáðàçîâàííîãî âçðîñëîãî ìóæ÷èíû, íî ýòî äåòàëè.
Êàê áû òî íè áûëî, áîëüøèíñòâî ñòàòåé î ðóäèìåíòàõ íà÷èíàþòñÿ ñ ñàìûõ î÷åâèäíûõ ïðèìåðîâ. Îäèí èç ïîïóëÿðíûõ, â äóõå íàøåãî âðåìåíè, â ïÿòîé òî÷êå — êîï÷èê. Óòðà÷åííûé õâîñò. Ïåðâîå, ÷òî ïðèõîäèò íà óì âîñïàëåííîìó âîîáðàæåíèþ SV, ýòî êàâàéíàÿ ÿïîíñêàÿ øêîëüíèöà ñ äåêîðàòèâíûì õâîñòèêîì è â âàðåæêàõ-ëàïêàõ. Íî æèçíü îíà íå òàêàÿ. Íà ñàìîì äåëå ó âñåõ ìëåêîïèòàþùèõ åñòü õâîñò, íî òîëüêî â êàêîé-òî ìîìåíò èõ ðàçâèòèÿ. Êîíêðåòíî â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà îí ïðèñóòñòâóåò íà ñòàäèÿõ ýìáðèîãåíåçà ñ 14 ïî 22 — ýòî ñ 33é ïî 51é äíè ðàçâèòèÿ ïëîäà. À òå, ó êîãî îí íå ðåäóöèðóåòñÿ ïî ìåðå ñîçðåâàíèÿ, âíåøíå íàñòîëüêî äàëåêè îò êàâàÿ, ÷òî ïðåäïî÷èòàþò óäàëåíèå.
Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî êîï÷èê, ðàñïîëîæåííûé â êîíöå ïîçâîíî÷íèêà, óòðàòèë ñâîþ ïåðâîíà÷àëüíóþ ôóíêöèþ ïî ïîääåðæàíèþ ðàâíîâåñèÿ è ïîäâèæíîñòè, ïåðåñòàâ áûòü õâîñòîì. Íî çäåñü-òî è êðîåòñÿ ïðîáëåìà ðåäóöèðîâàííîñòè. Äåéñòâèòåëüíî ëè ó íàñ âñåõ åñòü ëèøíèå çàï÷àñòè? Âíóòðåííèé õâîñò âñ¸ åù¸ íà ÷òî-òî ãîäèòñÿ. Îí âûïîëíÿåò âòîðîñòåïåííûå ôóíêöèè, ÿâëÿÿñü òî÷êîé ïðèâÿçêè ìûøö òàçîâîãî äíà, ñóõîæèëèé è ñâÿçîê. ×òî, â ïðèíöèïå, îáúÿñíÿåò, ïî÷åìó îí íå èñ÷åç îêîí÷àòåëüíî.
Äëÿ òîãî, ÷òîáû óáåäèòüñÿ, ÷òî ìû òàêèå íå îäíè, íóæíî íûðíóòü ïîãëóáæå â íàóêó è â ìîðå. Íàñ èíòåðåñóþò óñàòûé êèò, ñåâåðíûé ãëàäêèé êèò è/èëè äåëüôèíû. Ó íèõ â ïðîöåññå ñïóñêà â ìîðå íîãè ïîëíîñòüþ èñ÷åçëè. Åñëè Äæîðäæèàöåòû (äðåâíèå ïðåäêè êèòîîáðàçíûõ) ïëàâàëè íà âñåõ ÷åòûðåõ, òî, ÷òîáû íàéòè ó êèòà îñòàòêè òàçîâûõ êîñòåé, ïðèäåòñÿ èçðÿäíî ïîêîïàòüñÿ â åãî àíàòîìèè.
Ó äåëüôèíîâ ïðèìåðíî âñ¸ òî æå ñàìîå — êðîõîòíûå òàçîâûå êîñòè ñïðÿòàííûå ãäå-òî â òóøå. Ðóêè è ó òåõ, è ó äðóãèõ ïåðåðîñëè â ëàñòû. Íî, êàê è ó ÷åëîâåêà, âñòðå÷àþòñÿ ìóòàöèè. Ó äåëüôèíîâ, íàïðèìåð, èíîãäà îòðàñòàþò ñòîïû. Âîò âàì ÷åòâåðîíîãèé äåëüôèí, ïîéìàííûé ðûáàêàìè ó çàïàäíîãî ïîáåðåæüÿ ßïîíèè. Àãà, âíåçàïíî ÷åòûðåõíîãèé äåëüôèí.
Åñëè ïîêîïàòü ÷óòü ãëóáæå, òî óâèäèì, ÷òî ïðîáëåìû ñ æîïîé èëè, åñëè óãîäíî, ñ ìåñòîì, îòêóäà ðàñòåò õâîñò è íîãè, à ó íåêîòîðûõ è ðóêè, åñòü ó ìíîãèõ âèäîâ. Óäàâîîáðàçíûå çìåè è ïèòîíû òîæå èìåþò ðóäèìåíòàðíûå îñòàòêè òàçà, êîòîðûå âíåøíå âûãëÿäÿò êàê ìàëåíüêèå òàçîâûå øïîðû ñ êàæäîé ñòîðîíû îò êëîàêè. Îíè, êàê ó êèòîâ è äåëüôèíîâ, íè ê ÷åìó íå ïðèëåïëåíû, è ïðîñòî åñòü â òåëå. Ýòè øïîðû èíîãäà èñïîëüçóþòñÿ â ñîâîêóïëåíèè, íî íå ÿâëÿþòñÿ óæ ñèëüíî íåîáõîäèìûìè, ïîñêîëüêó íè îäíà çäîðîâàÿ çìåÿ ó áîëüøèíñòâà âèäîâ íå îáëàäàåò ýòèìè íàðîñòàìè. ×óâñòâóåòå ðàçíèöó? Ó íàñ ðåäóöèðîâàëñÿ õâîñò, à íå êîï÷èê. Êîï÷èê êàê ðàç øòóêà íóæíàÿ. È äà, çìåè-ìóòàíòû òîæå áûâàþò.
Íî êàê îïðåäåëèòü, ÿâëÿåòñÿ ëè îðãàí ðóäèìåíòàðíûì? ×åòûðåõíîãèé äåëüôèí âåäü ãðåáåò âñåìè ëàñòàìè, äàæå òåìè, êîòîðûå ó íåãî ñëó÷àéíî âûðîñëè. Ìîæåò åù¸ è áûñòðåå, ÷åì åãî íîðìàëüíûå òîâàðèùè. Èëè, íàïðèìåð êëàññè÷åñêè ðóäèìåíòàðíûìè óøíûìè ìûøöàìè è ìûøöàìè íîçäðåé âàø SV âëàäååò êàê çàïðàâñêèé øèìïàíçå, è äâèãàåò èìè ïðè êàæäîì óäîáíîì ñëó÷àå. Çóáû ìóäðîñòè ó ìíîãèõ ðàñòóò, êîëîñÿòñÿ, íè÷åìó íå ìåøàþò è äàæå èíîãäà ó÷àñòâóþò â æåâàíèè. Íå òàê àêòèâíî, êàê ó íàøèõ áðóòàëüíûõ ïðåäêîâ, íî âñ¸-òàêè èõ íå ïîñòèãëà ñóäüáà êèòîâîãî óñà. Äà-äà, óñ ýòî âïîëíå ñåáå çóáû, òàêèå æå êàê ó íàñ. Ëóíêè-ñîöâåòèÿ çóáîâ âèäíî ó äåòåíûøåé êèòà â ñòàäèè ýìáðèîíà. Âîò ôîòî. Ýòî äàëüøå îíè ñðàñòàþòñÿ è ïðèíèìàþò ñòðàííóþ ôîðìó.
Ïîéäåì èçó÷àòü íàøå áðåííîå òåëî äàëüøå. Êóäà ìåíåå ïîïóëÿðíàÿ òåìà, ÷åì õâîñò ñ óøàìè, ýòî íþõ. Ó íåêîòîðûõ æèâîòíûõ åñòü òàêàÿ çàìå÷àòåëüíàÿ øòóêà, êàê âîìåðîíàçàëüíûé îðãàí (ÂÍÎ) èëè îðãàí ßêîáñîíà — â ÷åñòü õèðóðãà, îòêðûâøåãî åãî. Íó êàê îòêðûâøåãî. Äå-ôàêòî î íåì óæå çíàëè ïî÷òè ñòîëåòèå, íî ßêîáñîí â ýïîõó íàïîëåîíîâñêèõ âîéí ïîñåòèë ïàðó ãîñïèòàëåé, âñêðûë ïàðó òðóïîâ è îïèñàë îòêðûòèå ñíîâà è â êðàñêàõ, çà ÷òî åìó òóò æå âûäàëè ñåðåáðÿíóþ ìåäàëü, çâàíèå ïîëêîâîãî õèðóðãà è êîðîëåâñêóþ ñòèïåíäèþ. À ðàç ìåäàëü âûäàëè, çíà÷èò âàæíûé ÷åëîâåê, è âîò îí óæå âïèñàí âî âñå ó÷åáíèêè è âõîæ â íàó÷íûå îáùåñòâà. Ýòî âàì íå 6 ëåò ìåä.èíñòèòóòà, ïëþñ îðäèíàòóðà, ðàáñòâî, ãàëåðû è ïðî÷åå, ýòî çàðÿ íàó÷íîé ýðû.
Òàê âîò, ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî îðãàí ßêîáñîíà ÿâëÿåòñÿ ÷àñòüþ âòîðîãî, ñîâåðøåííî îòäåëüíîãî âèäà îáîíÿíèÿ, èçâåñòíîãî êàê äîïîëíèòåëüíàÿ îáîíÿòåëüíàÿ ñèñòåìà. Ó÷åíûå îáëîìàëè ìíîæåñòâî êîïèé îá ýòó òåìó. Äî ñèõ ïîð, íåò-íåò, äà ðàçäàþòñÿ çâîíêèå ôåéñïàëìû îá ëûñûå ó÷åíûå ëáû â íàó÷íîé ñðåäå ïî àáñîëþòíî ïðîòèâîïîëîæíûì ìíåíèÿì. Ñóòü â òîì, ÷òî â ñðåäíåì ó êàæäîãî ÷åòâåðòîãî æèòåëÿ ïëàíåòû åñòü â íîñîâûõ ïàçóõàõ äîïîëíèòåëüíàÿ êàìåðà (äîï. ïåðèôåðè÷åñêèé îòäåë), êîòîðàÿ ó áîëåå ïðîñòûõ è äðåâíèõ æèâîòíûõ, âðîäå çìèåâ, âñÿêèõ ÿùåðèö, åù¸ ó êîðîâ, ñâèíåé, êîòàíîâ, ñîáàê è íåêîòîðûõ, íî íå âñåõ, ïðèìàòîâ, óëàâëèâàåò ôåðîìîíû. Ó ÷åëîâåêà ýòà êàìåðà åñòü â áàçîâîé êîìïëåêòàöèè â ïåðèîä, êîãäà îí åù¸ êðåâåòêà (ýìáðèîí). Íî ïîòîì îíà ó áîëüøèíñòâà ëþäåé ïðîïàäàåò. À ó òåõ, ó êîãî îñòàåòñÿ, òîëêîì óçíàòü, ÷òî îíà äåëàåò, íå óäàåòñÿ. Âðîäå êàê íà ïîëîâîå ïîâåäåíèå âëèÿåò (Won, J; Mair, E. A.; Bolger, W. E.; Conran, R. M. (2000). «The vomeronasal organ: an objective anatomic analysis of its prevalence». Ear, Nose, & Throat Journal. 79). È âñ¸. È òóìàí. Êàê âëèÿåò, êóäà âëèÿåò… Âû âîò ìîæåòå ñêàçàòü, ÷òî âàñ çàïàõ âîçáóæäàåò? À âñëóõ? À íàó÷íîå äîêàçàòåëüñòâî ïðåäúÿâèòü ïî òðåáîâàíèþ ñìîæåòå? Íåò. Òîëüêî ãðóñòíî ðàçâîäÿ óøàìè ñêàæåòå, ÷òî ýòî áîëüøå ïñèõèàòðèÿ, ÷åì àíàòîìèÿ
È ÷åì äàëüøå òåì èíòåðåñíåå. Ýâîëþöèîíèñòû óæå äàâíî íàñòàèâàþò íà òîì, ÷òî âîëîñû ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà è ïðèêðåïëåííûå ê íèì ìàëåíüêèå ìûøöû (ýðåêòîð ïèëè) ÿâëÿþòñÿ áåñïîëåçíûìè ïåðåæèòêàìè íàøèõ âîëîñàòûõ ïðåäêîâ. Íî ÷åëîâå÷åñêèå âîëîñû òàê æå ôóíêöèîíàëüíû, êàê è ó ëþáîãî äðóãîãî ìëåêîïèòàþùåãî.
Òåëî ÷åëîâåêà ïîêðûòî âîëîñêàìè, çà èñêëþ÷åíèåì ëàäîíåé è ïîäîøâ. Íî ó ÷åëîâåêà, â îòëè÷èå îò äðóãèõ ìëåêîïèòàþùèõ, øåðñòü âûãëÿäèò îòêðîâåííî óáîãî — êðîøå÷íûå áåñöâåòíûå âîëîñêè, íàçûâàåìûå ïóøêîâûìè âîëîñàìè, åäâà ïîêðûâàþò òî, ãäå ó ëþáîé óâàæàþùåé ñåáÿ ãîðèëëû óâåðåííî êîëîñèòñÿ ãóñòîé ëåñ. Îòñþäà è ðàñòóò íîãè ó ìèôà, ÷òî ìû øåðñòü óòðàòèëè. Âèçóàëüíàÿ óáîãîñòü âîëîñÿíîãî ïîêðîâà ñîçäàåò ó îùóùåíèå «áåçâîëîñîñòè» ëþäåé âåçäå, çà èñêëþ÷åíèåì êîæè ãîëîâû, ïîäìûøå÷íîé âïàäèíû, ãðóäè è ïîëîâûõ îðãàíîâ.
Íî íà ñàìîì äåëå, åñëè ìû ïåðåñ÷èòàåì íàøè æàëêèå âîëîñèíû ïîøòó÷íî, ó ëþäåé áóäåò ñòîëüêî æå âîëîñ íà êâàäðàòíûé ñàíòèìåòð íà íîñó, ùåêàõ è ëáå, ñêîëüêî è íà ìàêóøêå ãîëîâû èëè â ïàõó. È ïëîòíîñòü ïîñàäêè â öåëîì òàêàÿ æå, êàê è ó áîëüøèíñòâà ïðèìàòîâ. Âîëîñû ðàñòóò èç òðóá÷àòûõ ñòðóêòóð â êîæå, íàçûâàåìûõ âîëîñÿíûìè ôîëëèêóëàìè. Áîëüøèíñòâî âîëîñÿíûõ ôîëëèêóëîâ ñïîñîáíû ñîçäàâàòü áîëåå îäíîãî òèïà âîëîñ, â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà, ìåñòîïîëîæåíèÿ è ãîðìîíàëüíîé ñòèìóëÿöèè. Ïåðâûå âîëîñêè, êîòîðûå âûðàñòàþò èç ôîëëèêóëîâ ðàçâèâàþùåãîñÿ ðåáåíêà, ýòî äëèííûå øåëêîâèñòûå âîëîñû, èëè âîëîñû ëàíóãî. Ýòè âîëîñû, êîòîðûå ïîêðûâàþò áîëüøóþ ÷àñòü òåëà, îáû÷íî âûïàäàþò äî ðîæäåíèÿ è çàìåíÿþòñÿ êàê ðàç òåìè ñàìûìè êðîøå÷íûìè ïóøêîâûìè âîëîñàìè, êîòîðûå, ê òîìó âðåìåíè êàê ïðè âèäå ïðîòèâîïîëîæíîãî ïîëà ó âàñ íà÷èíàåò êðóæèòüñÿ ãîëîâà è ÷åñàòüñÿ â ðàçíûõ ìåñòàõ, íà÷èíàþò ñìåíÿòüñÿ áîëåå æåñòêèì âîðñîì. Òàêèì îáðàçîì, íîâîðîæäåííûé ðåáåíîê òîæå ìîæåò êàçàòüñÿ ëûñûì, íî íà ñàìîì äåëå îí ïîêðûò ïóøêîâûìè âîëîñàìè, íè áîëüøå è íå ìåíüøå âàøåãî.
Äëèííûå ïèãìåíòèðîâàííûå âîëîñû íà êîæå ãîëîâû è â äðóãèõ ìåñòàõ íà íàøåì òåëå íàçûâàþò òåðìèíàëüíûìè âîëîñàìè. Òåðìèíàëüíûå âîëîñêè ðàñòóò èç ôîëëèêóëîâ, êîòîðûå êîãäà-òî ïðîèçâîäèëè âîëîñêè ëàíóãî è ïóøîê. ×òî ñàìîå èíòåðåñíîå, âîçìîæåí è îáðàòíûé ïðîöåññ. Êîãäà ìàëü÷èê äîñòèãíåò ïîëîâîé çðåëîñòè, âîëîñêè ñòàíóò òåðìèíàëüíûìè, à çàòåì ñíîâà íà÷íóò ìåíÿòüñÿ â ïóõ. È âîò âû óæå ëûñååòå â ñâîè ðåáÿ÷üè 40 ëåò, õîòÿ âðîäå áû íè÷åãî íå âûïàäàåò è øàïêà íå æìåò.
Íåêîòîðûå îòäåëüíî ðàäèêàëüíûå ýâîëþöèîíèñòû óòâåðæäàþò, ÷òî ïî÷òè âñå âîëîñû íà òåëå ÷åëîâåêà ÿâëÿþòñÿ ðóäèìåíòàðíûìè, ïîòîìó ÷òî íå âûïîëíÿþò áîëüøèíñòâî ôóíêöèé, ñâîéñòâåííûõ èì ó äðóãèõ ìëåêîïèòàþùèõ. Ê ïðèìåðó, âîëîñû ñëóæàò òåïëîèçîëÿöèåé, ÷òî î÷åíü âàæíî — áîëüøèíñòâî æèâîòíûõ íå ñïîñîáíû ðåãóëèðîâàòü òåìïåðàòóðó ñâîåãî òåëà ïóòåì ïîòîîòäåëåíèÿ. Åù¸ îíè ñëóæàò âàæíûì áàðüåðîì äëÿ óëüòðàôèîëåòîâîãî èçëó÷åíèÿ ñîëíöà. Ó íàñ íà ýòó ðîëü åäâà ïðåòåíäóþò âîëîñû íà ãîëîâå. Çà÷åì òîãäà íàì ýòà ïàðîäèÿ íà ìåõ? Âàæíîé ðîëüþ âîëîñ ÿâëÿåòñÿ èõ ñåíñîðíàÿ ôóíêöèÿ. Âñå âîëîñÿíûå ôîëëèêóëû, íåçàâèñèìî îò ðàçìåðà, ñíàáæåíû ñåíñîðíûìè íåðâàìè, òàê ÷òî èõ ìîæíî ñ÷èòàòü ìåõàíîðåöåïòîðàìè.
Íàøè âîëîñû ïîõîæè íà ìàëåíüêèå ðû÷àãè, êîòîðûå, áóäó÷è ïåðåìåùåííûìè ëþáûì ôèçè÷åñêèì âîçäåéñòâèåì, âêëþ÷àÿ âîçäóõ, ïîñûëàþò ñåíñîðíûå ñèãíàëû â íàø ìîçã. Ê ïðèìåðó, èìåííî ïðèçåìëåíèå ìóõè íà ïÿòóþ òî÷êó âû íå ïî÷óâñòâóåòå, íî åñëè îíà çàäåíåò ïàðó âîëîñêîâ, âû æèâî âñòðåïåíåòåñü îò òîãî, ÷òî êòî-òî ïî âàì ïîëçàåò. Ýòî ðàáîòàåò êàê äëÿ êðîøå÷íûõ âîëîñêîâ ïóøêà, òàê è äëÿ äëèííûõ êîíöåâûõ âîëîñêîâ. Òàê ÷òî ñåíñîðíóþ ôóíêöèþ âðÿä ëè ìîæíî ñ÷èòàòü ðóäèìåíòàðíîé.
Äðóãîé âàæíîé ôóíêöèåé âîëîñÿíûõ ôîëëèêóëîâ ÿâëÿåòñÿ âîññòàíîâëåíèå ïîâåðõíîñòè êîæè ýïèäåðìèñà ïîñëå ïîðåçîâ è ãëóáîêèõ ññàäèí. Âîëîñÿíûå ôîëëèêóëû ÷åëîâåêà, íåçàâèñèìî îò èõ ðàçìåðà, ñëóæàò âàæíûì èñòî÷íèêîì ýïèäåðìàëüíûõ êëåòîê äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ïîâåðõíîñòè êîæè (ðåýïèòåëèçàöèè), êîãäà òåðÿþòñÿ øèðîêèå ó÷àñòêè ýïèäåðìèñà.
Òàêæå, íàïðèìåð, âñå âîëîñû ñâÿçàíû ñ ìûøöàìè, è òàêóþ ôèøêó, êàê ìóðàøêè ïî êîæå, ÷óòü ëè íå âñå ïîãîëîâíî ñ÷èòàþò ñòîïðîöåíòíûì ðóäèìåíòîì. Ãóëÿþò äàæå ìèôû, ÷òî òàê ìû òîïîðùèëè øåðñòü â ñëó÷àå îïàñíîñòè, èëè åù¸ ÷¸ðòå ÷òî äåëàëè. Íà ñàìîì äåëå ìûøöà, íàçûâàåìàÿ ýðåêòîð ïèëè, äåéñòâèòåëüíî ñëóæèò äëÿ ïåðåìåùåíèÿ âîëîñ èç íîðìàëüíîãî íàêëîííîãî ïîëîæåíèÿ â áîëåå ïðÿìîå ïîëîæåíèå. È â ñëó÷àå ïóøêîâûõ âîëîñ ÷åëîâåêà ýòî äåéñòâèòåëüíî ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî îáû÷íî íàçûâàþò «ìóðàøêè ïî êîæå». Íî âîîáùå ýòî ïîáî÷íûé ýôôåêò, à íå îñíîâíîé.
Ìûøöà âûæèìàåò ìàñëî èç ñàëüíûõ æåëåç, êîòîðûå òàêæå ïðèêðåïëåíû ê âîëîñÿíîìó ôîëëèêóëó. Ìûøöû ýðåêòîðà ïèëè ñíàáæàþòñÿ íåðâàìè ñèìïàòè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû, ÷òî ÷àñòî ñâÿçàíî ñ íàøåé ðåàêöèåé íà òàêèå ðàçäðàæèòåëè êàê «áåãñòâî è èñïóã». Òàêèì îáðàçîì, êîãäà ìû áîèìñÿ, íåðâíàÿ ñèñòåìà ïðèõîäèò â ðåæèì àõòóíã, è ñëó÷àéíî êîðîòèò ìèêðîìûøöû ôîëëèêóë ïî âûòàëêèâàíèþ ñàëà. Òî åñòü íèêîãî ìû òàê íå ïóãàëè è íèêàêîé õîëêè íå ïîäûìàëè — â ëó÷øåì ñëó÷àå òàê ìîæíî ñòàòü ñêîëüçêèì è âîíþ÷èì, íî ñ êàêèìè õèùíèêàìè ýòî ðàáîòàåò, à ñ êàêèìè íåò, ñêàçàòü ñëîæíî. Âòîðîé âîñòðåáîâàííîé ôóíêöèåé ïîñëå ñìàçûâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ âûðàáîòêà òåïëà. È åñëè íàïðÿæåíèÿ ìóðàøåê íå õâàòàåò, íåðâíàÿ ñèñòåìà óñèëèâàåò ñèãíàë, è ìû íà÷èíàåì äðîæàòü, â äåéñòâèå ïîñòåïåííî âêëþ÷àþòñÿ áîëåå êðóïíûå ñåãìåíòû. Íó è òàê äàëåå.
Äóìàåòå ó íàñ îäíèõ òàêèå ïðîáëåìû? Íó êîíå÷íî, íà ëûñîé îáåçüÿíå ìèð ñîøåëñÿ êëèíîì. Âîò âàì âîëîñàòîå òðèî, ðàç óæ ìû ãîâîðèëè ïðî ìîðñêèõ æèòåëåé: ëàìàíòèí, êàøàëîòû è äåëüôèíû. Äà, îíè òîæå âîëîñàòûå. Âîò ëàñòà. Åñëè âû íå âèäåëè å¸ íèêîãäà ðàíüøå, òî, ñêîðåå âñåãî, ïîäóìàåòå, ÷òî ïåðåä âàìè íå ìîðñêîå æèâîòíîå, è ìîæåò ïîäíèìåòå ãîëîâó ââåðõ â íàäåæäå ïîëó÷èòü õîáîòîì ïî ëèöó. Íî íåò, ýòî íå ñòîïà ñëîíà, à ëàñòà çàïàäíî-èíäèéñêîãî ëàìàíòèíà (Trichechus manatus). Âîëîñàòàÿ ëàñòà ñ íîãòÿìè. Íè òî íè äðóãîå ìîðñêîé êîðîâå, íà íàø âçãëÿä, íå íóæíî. À âîò ñàìà êîðîâà ñ âàìè ïîñïîðèò. Íî ðå÷ü íå òîëüêî ïðî âîëîñû. Âîïðîñ óñèêîâ â æèâîòíîì ìèðå îñîáåííî íåæåí è ÷óâñòâèòåëåí.
Åñëè âû âíèìàòåëüíî ïîñìîòðèòå íà ìîðäó äåëüôèíà (è íåêîòîðûõ êèòîâ), âû óâèäèòå äâà ðÿäà êðîøå÷íûõ ÿìîê, èçâåñòíûõ êàê âèáðèññàëüíûå ÿìêè. Ó íîâîðîæäåííûõ äåëüôèíîâ òàì åñòü íåáîëüøèå âîëîñèíêè, êîòîðûå áûñòðî èñ÷åçàþò, îñòàâëÿÿ ïóñòûå êðàòåðû. Êîíå÷íî õîòåëîñü áû äóìàòü, ÷òî ýòè ÿìêè — æèâîå äîêàçàòåëüñòâî òîãî, ÷òî ó äåëüôèíîâ áûëè óñàòûå ïðåäêè, ïðè÷åì ñ ãóñòîé ðàñòèòåëüíîñòüþ, êàê ó Õàéíåìàíà, íó èëè õîòÿ áû ó Íèêîëàåâà (Âûïüåì çà ëþáîâü!). Íî ýòî íå òàê… âåðíåå, íå ñîâñåì òàê. Ýòè ñòðóêòóðû äàëåêî íå áåñïîëåçíû, êàê ìîæåò ïîêàçàòüñÿ. Ñîáñòâåííî, äî íåäàâíåãî âðåìåíè âñåì òàê è êàçàëîñü. Ïî êðàéíåé ìåðå, ó îäíîãî âèäà äåëüôèíîâ îíè ìîãóò ÷óâñòâîâàòü ýëåêòðè÷åñòâî. Íèêîëü ×åõ-Äàìàë èç Óíèâåðñèòåòà Ãàìáóðãà îáíàðóæèëà ýòó óäèâèòåëüíóþ ñïîñîáíîñòü, èçó÷àÿ âèä Sotalia guianensis. Îí î÷åíü ïîõîæ íà õîðîøî çíàêîìîãî íàì äåëüôèíà-àôàëèíà, íî åãî âèáðèññîâûå ÿìêè íàìíîãî áîëüøå.
Ïðè ïîìîùè òåïëîâèçîðà ó÷åíûå îïðåäåëèëè, ÷òî ýòè îáëàñòè àêòèâíî ïèòàþòñÿ êðîâîñíàáæåíèåì. Ýòî èõ çàèíòðèãîâàëî, îíè ïîäîæäàëè, ïîêà îäèí èç äåëüôèíîâ ñêëåèë ëàñòû, ÷èòàé — óìåð ïî åñòåñòâåííûì ïðè÷èíàì â çîîïàðêå Ìþíñòåðà — è ïðîâåëè âñêðûòèå. Îêàçàëîñü, ÷òî êàæäàÿ ÿìêà âûãëÿäèò êàê äëèííûé êóâøèí, îêðóæåííûé êðîâåíîñíûìè ñîñóäàìè. Îíè òàêæå îáâèòû âåòâÿìè òðîéíè÷íîãî íåðâà, êîòîðûé íåñåò èíôîðìàöèþ îò êóâøèíêè ïðÿìî â ìîçã. Îíè ìàëî òîãî, ÷òî àáñîëþòíî òî÷íî ïîõîäèëè íà îðãàíû ÷óâñòâ, òàê åù¸ è âûãëÿäåëè òî÷ü-â-òî÷ü êàê ñòðóêòóðû, êîòîðûå ïîçâîëÿþò àêóëàì è óòêîíîñàì ÷óâñòâîâàòü ýëåêòðè÷åñêèå ïîëÿ.  ðàìêàõ îêåàíàðèóìà â çîîïàðêå ïðîâåëè ýêñïåðèìåíò è ïîïðîáîâàëè îáó÷èòü äåëüôèíà äåéñòâîâàòü ïî êîìàíäå, ïîäàâàåìîé íà ýëåêòðîäû, ðàñïîëîæåííûå â âîäå. Íåò ýòî áûëî íå 220 âîëüò, îíè æå ó÷åíûå. Íàïðÿæåíèå ïðîâåðÿëè ðàçíîå, è îïûòíûì ïóòåì íàøëè ïîðîã ÷óâñòâèòåëüíîñòè â 4,6 ìèêðîâîëüò íà ñàíòèìåòð — áîëåå ÷åì äîñòàòî÷íî äëÿ îáíàðóæåíèÿ äàæå ìåëêîé ðûáû. È ýòî âûòâîðÿþò óñèêè, êîòîðûå ñ÷èòàëè ðóäèìåíòàðíîé ôèãíåé.
Âåðíåìñÿ ê Äæåéìè. Íå òîëüêî ó äåëüôèíîâ, íî è ó ìíîãèõ ìëåêîïèòàþùèõ âåðõíÿÿ ãóáà è îáëàñòü íîñîâûõ ïàçóõ ñâÿçàíû ñ óñàìè èëè âèáðèññàìè, êîòîðûå âûïîëíÿþò ñåíñîðíóþ ôóíêöèþ. Ó ëþäåé ýòèõ óñîâ â îáùåì-òî áîëüøå íå ñóùåñòâóåò, íî âñå åùå âñòðå÷àþòñÿ ñïîðàäè÷åñêèå ñëó÷àè, êîãäà ìîæíî îáíàðóæèòü ýëåìåíòû ñâÿçàííûõ ñ íèìè âèáðèññàëüíûõ êàïñóëüíûõ ìûøö èëè ñèíóñîâûõ âîëîñêîâûõ ìûøö. Òî åñòü, ÷èñòî â òåîðèè, íåêîòîðûå óñû ìîãóò áûòü íå ðåäóöèðîâàííûì îðãàíîì îñÿçàíèÿ.
×òî ÿ õî÷ó ñêàçàòü? Êîãäà-òî áûëà ïîïóëÿðíà ôðàçà ïðî íåèñïîâåäèìûå ïóòè ìåòàôèçè÷åñêîãî. Ñåé÷àñ îíà, ïîæàëóé, àêòóàëüíà â îòíîøåíèè åñòåñòâåííîãî îòáîðà. Ñåìü ìèëëèàðäîâ öåïî÷åê íàñëåäñòâåííûõ ìóòàöèé, âðîæäåííûõ áîëåçíåé è êîìáèíàöèé èììóíèòåòà è àíàòîìèè íàõîäÿòñÿ â ñâîáîäíîì ïëàâàíèè. ×òî ó íèõ ðåäóöèðîâàíî, à ÷òî åù¸ âåðí¸òñÿ è çàèãðàåò íîâûìè êðàñêàìè ñåêñóàëüíîé ïðèâëåêàòåëüíîñòè è óñïåõà â ïîëîâîì ðàçìíîæåíèè — óñèêè, ìàëÿðû, âèðòóîçíûå óøè — ïðåäóãàäàòü íåâîçìîæíî.