Как вызвать рост мышечной массы

Как вызвать рост мышечной массы thumbnail

Немногие знают конкретно за счёт чего происходит рост мышечной массы. Многие, выполняя тренировки, следуют правилам «4-6 повторений для роста силы, 8-12 для роста массы и 12-15 для рельефа». Исходя из этого принципа, многие занимаются месяцами, а то и годами, в одном и том же диапазоне повторений, что совершенно неверно. В этой статье я не буду говорить насколько важно делать тренировки в разных диапазонах, а объясню как объединить вышеуказанные правила в один принцип, который позволит максимально увеличить рост мышечной массы.

Принципы

1. Мышечное разрушение

Про этот принцип слышали многие и считают его единственным критерием роста мышц (что в корне неверно). Под мышечным разрушением понимают микроразрывы в мышцах, которые впоследствии замещаются большим количеством мышечных волокон. Грубо говоря, мы рвем мышцы, замещая их новыми, более сильными. Наилучший способ достичь этого – выполнение упражнений в взрывном стиле. Под взрывным стилем понимают быструю концентрическую и медленную эксцентрическую фазу.

Концентрическая фаза — это когда снаряд проходит путь до пикового сокращения, например, концентрическая фаза при жиме штанги — это отжимание ее с груди вверх, эксцентрическая — наоборот. На примере опять же жима штанги, необходимо медленно опускать ее на грудь и крайне быстро выжимать обратно. К примеру, опускаем около четырех секунд вниз и за одну секунду выжимаем обратно.

Лучше всего работать в районе 8-12 повторений, чтобы достичь максимального разрушения. Важно не заниматься такими тренировками чаще одного (или двух, если вы продвинутый атлет) раз в неделю, т.к. они наносят наибольший урон мышцам и требуют большего восстановления.

2. Время нахождения мышцы под нагрузкой (количество напряжения)

Когда вы выполняете какое-либо упражнение, мышцы получают определенную нагрузку, и то, как именно вы будете его выполнять, отразится на количестве напряжения, накопленного в мышце. Например, вы можете подать штангу с определенным весом на десять раз в своем обычном темпе. Если вы будете выполнять упражнение медленно, вы не сможете выполнить эти же десять повторений просто потому, что мышцы будут испытывать большую нагрузку. И наоборот, если вы возьмёте более быстрый темп, вероятно вы осилите более десяти повторений. Таким образом, включение этого принципа в тренировки поможет вам построить ещё больше мышц, чем если бы вы тренировались, следуя только одному принципу. Нелишним будет упомянуть, что применение только одного из этих принципов приведет к провалу в будущем, поэтому крайне важно если не совмещать их, то хотя бы чередовать.

Итак, чем же этот принцип отличается от предыдущего? Прежде всего, происходит минимальное разрушение мышц: из-за другого темпа работы включатся другие мышечные волокна, а также будет увеличиваться показатель выносливости, как организма, так и мышц в целом. Для достижения лучших результатов, необходимо работать с самым тяжёлым весом, с которым вы сможете выполнять упражнение с правильной техникой, медленно, на 4-8 повторений. Под “медленно” я подразумеваю 6-8 секунд на концентрическую и эксцентрическую фазу. Да, поначалу это будет очень сложно, но вскоре вы привыкнете и будете пожинать плоды ваших трудов.

3. Метаболический стресс (пампинг мышц)

Атлеты часто пренебрегают важностью памповых тренировок, и весьма напрасно. Именно такие тренировки помогают мышцам выглядеть более объемными. Если взять пауэрлифтера и бодибилдера одного веса и роста, то бодибилдер будет выглядеть намного массивнее, просто потому, что его мышцы объемные. Пауэрлифтеры зачастую пренебрегают памповыми тренировками, поэтому их мышцы сидят более плотно. Да, они большие, но не объемные. Эффект пампа (наливание мышц кровью) достигается за счёт работы с небольшими весами, но при большом количестве повторений, выполняемых много быстрее, чем в принципах, указанных выше. Лучше всего придерживаться 12-20 повторений, для достижения лучшего эффекта.

Итак, эти три принципа в совокупности позволят вам добиться лучших результатов во время вашего массонаборного периода. Немного подытожив, скажу, что они цепляют разные типы мышечных волокон и по-разному на них воздействуют, что позволяет в дальнейшем добиться максимальной мышечной активации и роста. Как я объединял эти принципы, я опишу ниже.

Применение принципов

В некоторых своих тренировках я объединял эти принципы воедино. Вначале я проводил разрушение мышц, в день груди я начинал с жима штанги и старался нанести максимальный урон по мышечным волокнам. Затем я несколько снижал интенсивность в следующих упражнениях, руководствуясь вторым приведенным здесь принципом. В самом конце, последние 1-2 упражнения я делал исключительно в стиле папа — быстрый темп и максимальный приток крови. Так, за одну тренировку я прорабатывал максимум одну мышечную группу.

Применять эти принципы можно и другим путем. Например, у вас есть отстающая мышечная группа, в таком случае вы «пробиваете» ее три раза за неделю. В первый день обязательно должно быть мышечное разрушение, во второй — количество напряжения и в третий — метаболический стресс. Руководствуясь таким подходом, я занимался в понедельник, среду и пятницу, давая день отдыха мышечной группе, чего вполне достаточно при таких тренировках. Однако, тренируя руки по такой системе, я придерживался своего стандартного сплита, поэтому, с целью экономии времени, в понедельник я дополнительно к своим тренировкам работал над бицепсом, на следующий день — над трицепсом, и так чередовал, пока не проведу по три тренировки на бицепс и трицепс.

Вы можете придумать свои приемы по применению этих принципов, не имеет значения как именно вы будете их применять, главное — применять. Они позволят вам разносторонне и максимально проработать мышцы.

Заключение

Для кого-то эта информация может оказаться новой, но на самом деле тренировки в подобном стиле были придуманы и применяются уже давно, просто им не придавалось большое значение. Атлеты золотой эры бодибилдинга тренировались, фокусируя свое внимание на тяжелых упражнениях, а в конце тренировки они обязательно делали памповые сеты. Сейчас этот принцип обосновали более подробно, чем я с вами и поделился. Удачных тренировок!

Источник

Åñëè âû ïîéìàåòå øêîëüíèêà è òðÿõíåòå åãî êàê ñëåäóåò ñ âîïðîñîì, ÷òî òàêîå ðóäèìåíòàðíûé îðãàí, îí âàì, ñêîðåå âñåãî, îòâåòèò, ÷òî ýòî ÷òî-òî íåíóæíîå. Åñëè ïåðåä âàìè ñîâåòñêèé øêîëüíèê, òî ìíå õî÷åòñÿ âåðèòü, ÷òî îòâåò áóäåò ïîëíåå — âàì ðàññêàæóò, ÷òî “ðóäèìåíòàðíûé” çíà÷èò îðãàí, óòðàòèâøèé ñâîå çíà÷åíèå â ïðîöåññå ýâîëþöèè, îò ëàòèíñêîãî “rudimentum” — çà÷àòîê, ïåðâîîñíîâà. Ïîòîì âû, íàâåðíîå, ïîëó÷èòå ëåùà îò îáðàçîâàííîãî âçðîñëîãî ìóæ÷èíû, íî ýòî äåòàëè.

Êàê áû òî íè áûëî, áîëüøèíñòâî ñòàòåé î ðóäèìåíòàõ íà÷èíàþòñÿ ñ ñàìûõ î÷åâèäíûõ ïðèìåðîâ. Îäèí èç ïîïóëÿðíûõ, â äóõå íàøåãî âðåìåíè, â ïÿòîé òî÷êå — êîï÷èê. Óòðà÷åííûé õâîñò. Ïåðâîå, ÷òî ïðèõîäèò íà óì âîñïàëåííîìó âîîáðàæåíèþ SV, ýòî êàâàéíàÿ ÿïîíñêàÿ øêîëüíèöà ñ äåêîðàòèâíûì õâîñòèêîì è â âàðåæêàõ-ëàïêàõ. Íî æèçíü îíà íå òàêàÿ. Íà ñàìîì äåëå ó âñåõ ìëåêîïèòàþùèõ åñòü õâîñò, íî òîëüêî â êàêîé-òî ìîìåíò èõ ðàçâèòèÿ. Êîíêðåòíî â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà îí ïðèñóòñòâóåò íà ñòàäèÿõ ýìáðèîãåíåçà ñ 14 ïî 22 — ýòî ñ 33é ïî 51é äíè ðàçâèòèÿ ïëîäà. À òå, ó êîãî îí íå ðåäóöèðóåòñÿ ïî ìåðå ñîçðåâàíèÿ, âíåøíå íàñòîëüêî äàëåêè îò êàâàÿ, ÷òî ïðåäïî÷èòàþò óäàëåíèå.

Ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî êîï÷èê, ðàñïîëîæåííûé â êîíöå ïîçâîíî÷íèêà, óòðàòèë ñâîþ ïåðâîíà÷àëüíóþ ôóíêöèþ ïî ïîääåðæàíèþ ðàâíîâåñèÿ è ïîäâèæíîñòè, ïåðåñòàâ áûòü õâîñòîì. Íî çäåñü-òî è êðîåòñÿ ïðîáëåìà ðåäóöèðîâàííîñòè. Äåéñòâèòåëüíî ëè ó íàñ âñåõ åñòü ëèøíèå çàï÷àñòè? Âíóòðåííèé õâîñò âñ¸ åù¸ íà ÷òî-òî ãîäèòñÿ. Îí âûïîëíÿåò âòîðîñòåïåííûå ôóíêöèè, ÿâëÿÿñü òî÷êîé ïðèâÿçêè ìûøö òàçîâîãî äíà, ñóõîæèëèé è ñâÿçîê. ×òî, â ïðèíöèïå, îáúÿñíÿåò, ïî÷åìó îí íå èñ÷åç îêîí÷àòåëüíî.

Äëÿ òîãî, ÷òîáû óáåäèòüñÿ, ÷òî ìû òàêèå íå îäíè, íóæíî íûðíóòü ïîãëóáæå â íàóêó è â ìîðå. Íàñ èíòåðåñóþò óñàòûé êèò, ñåâåðíûé ãëàäêèé êèò è/èëè äåëüôèíû. Ó íèõ â ïðîöåññå ñïóñêà â ìîðå íîãè ïîëíîñòüþ èñ÷åçëè. Åñëè Äæîðäæèàöåòû (äðåâíèå ïðåäêè êèòîîáðàçíûõ) ïëàâàëè íà âñåõ ÷åòûðåõ, òî, ÷òîáû íàéòè ó êèòà îñòàòêè òàçîâûõ êîñòåé, ïðèäåòñÿ èçðÿäíî ïîêîïàòüñÿ â åãî àíàòîìèè.

Ó äåëüôèíîâ ïðèìåðíî âñ¸ òî æå ñàìîå — êðîõîòíûå òàçîâûå êîñòè ñïðÿòàííûå ãäå-òî â òóøå. “Ðóêè” è ó òåõ, è ó äðóãèõ ïåðåðîñëè â ëàñòû. Íî, êàê è ó ÷åëîâåêà, âñòðå÷àþòñÿ ìóòàöèè. Ó äåëüôèíîâ, íàïðèìåð, èíîãäà îòðàñòàþò ñòîïû. Âîò âàì ÷åòâåðîíîãèé äåëüôèí, ïîéìàííûé ðûáàêàìè ó çàïàäíîãî ïîáåðåæüÿ ßïîíèè. Àãà, âíåçàïíî… ÷åòûðåõíîãèé äåëüôèí.

Ðóäèìåíòàðíûå äåëà. Êîãî, ÷åìó, çà÷åì è ÷òî íå íóæíî. Scientaevulgaris, Íàóêà, Ìåäèöèíà, Àíàòîìèÿ, Äëèííîïîñò, Áèîëîãèÿ

Åñëè ïîêîïàòü ÷óòü ãëóáæå, òî óâèäèì, ÷òî ïðîáëåìû ñ æîïîé èëè, åñëè óãîäíî, ñ ìåñòîì, îòêóäà ðàñòåò õâîñò è íîãè, à ó íåêîòîðûõ è ðóêè, åñòü ó ìíîãèõ âèäîâ. Óäàâîîáðàçíûå çìåè è ïèòîíû òîæå èìåþò ðóäèìåíòàðíûå îñòàòêè òàçà, êîòîðûå âíåøíå âûãëÿäÿò êàê ìàëåíüêèå òàçîâûå øïîðû ñ êàæäîé ñòîðîíû îò êëîàêè. Îíè, êàê ó êèòîâ è äåëüôèíîâ, íè ê ÷åìó íå ïðèëåïëåíû, è ïðîñòî åñòü â òåëå. Ýòè øïîðû èíîãäà èñïîëüçóþòñÿ â ñîâîêóïëåíèè, íî íå ÿâëÿþòñÿ óæ ñèëüíî íåîáõîäèìûìè, ïîñêîëüêó íè îäíà çäîðîâàÿ çìåÿ ó áîëüøèíñòâà âèäîâ íå îáëàäàåò ýòèìè íàðîñòàìè. ×óâñòâóåòå ðàçíèöó? Ó íàñ ðåäóöèðîâàëñÿ õâîñò, à íå êîï÷èê. Êîï÷èê êàê ðàç øòóêà íóæíàÿ. È äà, çìåè-ìóòàíòû òîæå áûâàþò.

Ðóäèìåíòàðíûå äåëà. Êîãî, ÷åìó, çà÷åì è ÷òî íå íóæíî. Scientaevulgaris, Íàóêà, Ìåäèöèíà, Àíàòîìèÿ, Äëèííîïîñò, Áèîëîãèÿ

Íî êàê îïðåäåëèòü, ÿâëÿåòñÿ ëè îðãàí ðóäèìåíòàðíûì? ×åòûðåõíîãèé äåëüôèí âåäü ãðåáåò âñåìè ëàñòàìè, äàæå òåìè, êîòîðûå ó íåãî ñëó÷àéíî âûðîñëè. Ìîæåò åù¸ è áûñòðåå, ÷åì åãî “íîðìàëüíûå” òîâàðèùè. Èëè, íàïðèìåð êëàññè÷åñêè ðóäèìåíòàðíûìè óøíûìè ìûøöàìè è ìûøöàìè íîçäðåé âàø SV âëàäååò êàê çàïðàâñêèé øèìïàíçå, è äâèãàåò èìè ïðè êàæäîì óäîáíîì ñëó÷àå. Çóáû ìóäðîñòè ó ìíîãèõ ðàñòóò, êîëîñÿòñÿ, íè÷åìó íå ìåøàþò è äàæå èíîãäà ó÷àñòâóþò â æåâàíèè. Íå òàê àêòèâíî, êàê ó íàøèõ áðóòàëüíûõ ïðåäêîâ, íî âñ¸-òàêè èõ íå ïîñòèãëà ñóäüáà êèòîâîãî óñà. Äà-äà, óñ ýòî âïîëíå ñåáå çóáû, òàêèå æå êàê ó íàñ. Ëóíêè-ñîöâåòèÿ çóáîâ âèäíî ó äåòåíûøåé êèòà â ñòàäèè ýìáðèîíà. Âîò ôîòî. Ýòî äàëüøå îíè ñðàñòàþòñÿ è ïðèíèìàþò ñòðàííóþ ôîðìó.

Ðóäèìåíòàðíûå äåëà. Êîãî, ÷åìó, çà÷åì è ÷òî íå íóæíî. Scientaevulgaris, Íàóêà, Ìåäèöèíà, Àíàòîìèÿ, Äëèííîïîñò, Áèîëîãèÿ

Ïîéäåì èçó÷àòü íàøå áðåííîå òåëî äàëüøå. Êóäà ìåíåå ïîïóëÿðíàÿ òåìà, ÷åì õâîñò ñ óøàìè, ýòî íþõ. Ó íåêîòîðûõ æèâîòíûõ åñòü òàêàÿ çàìå÷àòåëüíàÿ øòóêà, êàê âîìåðîíàçàëüíûé îðãàí (ÂÍÎ) èëè îðãàí ßêîáñîíà — â ÷åñòü õèðóðãà, îòêðûâøåãî åãî. Íó êàê îòêðûâøåãî. Äå-ôàêòî î íåì óæå çíàëè ïî÷òè ñòîëåòèå, íî ßêîáñîí â ýïîõó íàïîëåîíîâñêèõ âîéí ïîñåòèë ïàðó ãîñïèòàëåé, âñêðûë ïàðó òðóïîâ è îïèñàë îòêðûòèå ñíîâà è â êðàñêàõ, çà ÷òî åìó òóò æå âûäàëè ñåðåáðÿíóþ ìåäàëü, çâàíèå ïîëêîâîãî õèðóðãà è êîðîëåâñêóþ ñòèïåíäèþ. À ðàç ìåäàëü âûäàëè, çíà÷èò âàæíûé ÷åëîâåê, è âîò îí óæå âïèñàí âî âñå ó÷åáíèêè è âõîæ â íàó÷íûå îáùåñòâà. Ýòî âàì íå 6 ëåò ìåä.èíñòèòóòà, ïëþñ îðäèíàòóðà, ðàáñòâî, ãàëåðû è ïðî÷åå, ýòî çàðÿ íàó÷íîé ýðû.

Ðóäèìåíòàðíûå äåëà. Êîãî, ÷åìó, çà÷åì è ÷òî íå íóæíî. Scientaevulgaris, Íàóêà, Ìåäèöèíà, Àíàòîìèÿ, Äëèííîïîñò, Áèîëîãèÿ

Òàê âîò, ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî îðãàí ßêîáñîíà ÿâëÿåòñÿ ÷àñòüþ âòîðîãî, ñîâåðøåííî îòäåëüíîãî âèäà îáîíÿíèÿ, èçâåñòíîãî êàê äîïîëíèòåëüíàÿ îáîíÿòåëüíàÿ ñèñòåìà. Ó÷åíûå îáëîìàëè ìíîæåñòâî êîïèé îá ýòó òåìó. Äî ñèõ ïîð, íåò-íåò, äà ðàçäàþòñÿ çâîíêèå ôåéñïàëìû îá ëûñûå ó÷åíûå ëáû â íàó÷íîé ñðåäå ïî àáñîëþòíî ïðîòèâîïîëîæíûì ìíåíèÿì. Ñóòü â òîì, ÷òî â ñðåäíåì ó êàæäîãî ÷åòâåðòîãî æèòåëÿ ïëàíåòû åñòü â íîñîâûõ ïàçóõàõ äîïîëíèòåëüíàÿ êàìåðà (äîï. ïåðèôåðè÷åñêèé îòäåë), êîòîðàÿ ó áîëåå ïðîñòûõ è äðåâíèõ æèâîòíûõ, âðîäå çìèåâ, âñÿêèõ ÿùåðèö, åù¸ ó êîðîâ, ñâèíåé, êîòàíîâ, ñîáàê è íåêîòîðûõ, íî íå âñåõ, ïðèìàòîâ, óëàâëèâàåò ôåðîìîíû. Ó ÷åëîâåêà ýòà êàìåðà åñòü â áàçîâîé êîìïëåêòàöèè â ïåðèîä, êîãäà îí åù¸ êðåâåòêà (ýìáðèîí). Íî ïîòîì îíà ó áîëüøèíñòâà ëþäåé ïðîïàäàåò. À ó òåõ, ó êîãî îñòàåòñÿ, òîëêîì óçíàòü, ÷òî îíà äåëàåò, íå óäàåòñÿ. Âðîäå êàê íà ïîëîâîå ïîâåäåíèå âëèÿåò (Won, J; Mair, E. A.; Bolger, W. E.; Conran, R. M. (2000). «The vomeronasal organ: an objective anatomic analysis of its prevalence». Ear, Nose, & Throat Journal. 79). È âñ¸. È òóìàí. Êàê âëèÿåò, êóäà âëèÿåò… Âû âîò ìîæåòå ñêàçàòü, ÷òî âàñ çàïàõ âîçáóæäàåò? À âñëóõ? À íàó÷íîå äîêàçàòåëüñòâî ïðåäúÿâèòü ïî òðåáîâàíèþ ñìîæåòå? Íåò. Òîëüêî ãðóñòíî ðàçâîäÿ óøàìè ñêàæåòå, ÷òî ýòî áîëüøå ïñèõèàòðèÿ, ÷åì àíàòîìèÿ…

È ÷åì äàëüøå òåì èíòåðåñíåå. Ýâîëþöèîíèñòû óæå äàâíî íàñòàèâàþò íà òîì, ÷òî âîëîñû ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà è ïðèêðåïëåííûå ê íèì ìàëåíüêèå ìûøöû (ýðåêòîð ïèëè) ÿâëÿþòñÿ áåñïîëåçíûìè ïåðåæèòêàìè íàøèõ âîëîñàòûõ ïðåäêîâ. Íî ÷åëîâå÷åñêèå âîëîñû òàê æå ôóíêöèîíàëüíû, êàê è ó ëþáîãî äðóãîãî ìëåêîïèòàþùåãî.

Òåëî ÷åëîâåêà ïîêðûòî âîëîñêàìè, çà èñêëþ÷åíèåì ëàäîíåé è ïîäîøâ. Íî ó ÷åëîâåêà, â îòëè÷èå îò äðóãèõ ìëåêîïèòàþùèõ, øåðñòü âûãëÿäèò îòêðîâåííî óáîãî — êðîøå÷íûå áåñöâåòíûå âîëîñêè, íàçûâàåìûå ïóøêîâûìè âîëîñàìè, åäâà ïîêðûâàþò òî, ãäå ó ëþáîé óâàæàþùåé ñåáÿ ãîðèëëû óâåðåííî êîëîñèòñÿ ãóñòîé ëåñ. Îòñþäà è ðàñòóò íîãè ó ìèôà, ÷òî ìû øåðñòü óòðàòèëè. Âèçóàëüíàÿ óáîãîñòü âîëîñÿíîãî ïîêðîâà ñîçäàåò ó îùóùåíèå «áåçâîëîñîñòè» ëþäåé âåçäå, çà èñêëþ÷åíèåì êîæè ãîëîâû, ïîäìûøå÷íîé âïàäèíû, ãðóäè è ïîëîâûõ îðãàíîâ.

Ðóäèìåíòàðíûå äåëà. Êîãî, ÷åìó, çà÷åì è ÷òî íå íóæíî. Scientaevulgaris, Íàóêà, Ìåäèöèíà, Àíàòîìèÿ, Äëèííîïîñò, Áèîëîãèÿ

Íî íà ñàìîì äåëå, åñëè ìû ïåðåñ÷èòàåì íàøè æàëêèå âîëîñèíû ïîøòó÷íî, ó ëþäåé áóäåò ñòîëüêî æå âîëîñ íà êâàäðàòíûé ñàíòèìåòð íà íîñó, ùåêàõ è ëáå, ñêîëüêî è íà ìàêóøêå ãîëîâû èëè â ïàõó. È ïëîòíîñòü ïîñàäêè â öåëîì òàêàÿ æå, êàê è ó áîëüøèíñòâà ïðèìàòîâ. Âîëîñû ðàñòóò èç òðóá÷àòûõ ñòðóêòóð â êîæå, íàçûâàåìûõ âîëîñÿíûìè ôîëëèêóëàìè. Áîëüøèíñòâî âîëîñÿíûõ ôîëëèêóëîâ ñïîñîáíû ñîçäàâàòü áîëåå îäíîãî òèïà âîëîñ, â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà, ìåñòîïîëîæåíèÿ è ãîðìîíàëüíîé ñòèìóëÿöèè. Ïåðâûå âîëîñêè, êîòîðûå âûðàñòàþò èç ôîëëèêóëîâ ðàçâèâàþùåãîñÿ ðåáåíêà, ýòî äëèííûå øåëêîâèñòûå âîëîñû, èëè âîëîñû ëàíóãî. Ýòè âîëîñû, êîòîðûå ïîêðûâàþò áîëüøóþ ÷àñòü òåëà, îáû÷íî âûïàäàþò äî ðîæäåíèÿ è çàìåíÿþòñÿ êàê ðàç òåìè ñàìûìè êðîøå÷íûìè ïóøêîâûìè âîëîñàìè, êîòîðûå, ê òîìó âðåìåíè êàê ïðè âèäå ïðîòèâîïîëîæíîãî ïîëà ó âàñ íà÷èíàåò êðóæèòüñÿ ãîëîâà è ÷åñàòüñÿ â ðàçíûõ ìåñòàõ, íà÷èíàþò ñìåíÿòüñÿ áîëåå æåñòêèì âîðñîì. Òàêèì îáðàçîì, íîâîðîæäåííûé ðåáåíîê òîæå ìîæåò êàçàòüñÿ ëûñûì, íî íà ñàìîì äåëå îí ïîêðûò ïóøêîâûìè âîëîñàìè, íè áîëüøå è íå ìåíüøå âàøåãî.

Ðóäèìåíòàðíûå äåëà. Êîãî, ÷åìó, çà÷åì è ÷òî íå íóæíî. Scientaevulgaris, Íàóêà, Ìåäèöèíà, Àíàòîìèÿ, Äëèííîïîñò, Áèîëîãèÿ

Äëèííûå ïèãìåíòèðîâàííûå âîëîñû íà êîæå ãîëîâû è â äðóãèõ ìåñòàõ íà íàøåì òåëå íàçûâàþò òåðìèíàëüíûìè âîëîñàìè. Òåðìèíàëüíûå âîëîñêè ðàñòóò èç ôîëëèêóëîâ, êîòîðûå êîãäà-òî ïðîèçâîäèëè âîëîñêè ëàíóãî è ïóøîê. ×òî ñàìîå èíòåðåñíîå, âîçìîæåí è îáðàòíûé ïðîöåññ. Êîãäà ìàëü÷èê äîñòèãíåò ïîëîâîé çðåëîñòè, âîëîñêè ñòàíóò òåðìèíàëüíûìè, à çàòåì ñíîâà íà÷íóò ìåíÿòüñÿ â ïóõ. È âîò âû óæå ëûñååòå â ñâîè ðåáÿ÷üè 40 ëåò, õîòÿ âðîäå áû íè÷åãî íå âûïàäàåò è øàïêà íå æìåò.

Íåêîòîðûå îòäåëüíî ðàäèêàëüíûå ýâîëþöèîíèñòû óòâåðæäàþò, ÷òî ïî÷òè âñå âîëîñû íà òåëå ÷åëîâåêà ÿâëÿþòñÿ ðóäèìåíòàðíûìè, ïîòîìó ÷òî íå âûïîëíÿþò áîëüøèíñòâî ôóíêöèé, ñâîéñòâåííûõ èì ó äðóãèõ ìëåêîïèòàþùèõ. Ê ïðèìåðó, âîëîñû ñëóæàò òåïëîèçîëÿöèåé, ÷òî î÷åíü âàæíî — áîëüøèíñòâî æèâîòíûõ íå ñïîñîáíû ðåãóëèðîâàòü òåìïåðàòóðó ñâîåãî òåëà ïóòåì ïîòîîòäåëåíèÿ. Åù¸ îíè ñëóæàò âàæíûì áàðüåðîì äëÿ óëüòðàôèîëåòîâîãî èçëó÷åíèÿ ñîëíöà. Ó íàñ íà ýòó ðîëü åäâà ïðåòåíäóþò âîëîñû íà ãîëîâå. Çà÷åì òîãäà íàì ýòà ïàðîäèÿ íà ìåõ? Âàæíîé ðîëüþ âîëîñ ÿâëÿåòñÿ èõ ñåíñîðíàÿ ôóíêöèÿ. Âñå âîëîñÿíûå ôîëëèêóëû, íåçàâèñèìî îò ðàçìåðà, ñíàáæåíû ñåíñîðíûìè íåðâàìè, òàê ÷òî èõ ìîæíî ñ÷èòàòü ìåõàíîðåöåïòîðàìè.

Íàøè âîëîñû ïîõîæè íà ìàëåíüêèå ðû÷àãè, êîòîðûå, áóäó÷è ïåðåìåùåííûìè ëþáûì ôèçè÷åñêèì âîçäåéñòâèåì, âêëþ÷àÿ âîçäóõ, ïîñûëàþò ñåíñîðíûå ñèãíàëû â íàø ìîçã. Ê ïðèìåðó, èìåííî ïðèçåìëåíèå ìóõè íà ïÿòóþ òî÷êó âû íå ïî÷óâñòâóåòå, íî åñëè îíà çàäåíåò ïàðó âîëîñêîâ, âû æèâî âñòðåïåíåòåñü îò òîãî, ÷òî êòî-òî ïî âàì ïîëçàåò. Ýòî ðàáîòàåò êàê äëÿ êðîøå÷íûõ âîëîñêîâ ïóøêà, òàê è äëÿ äëèííûõ êîíöåâûõ âîëîñêîâ. Òàê ÷òî ñåíñîðíóþ ôóíêöèþ âðÿä ëè ìîæíî ñ÷èòàòü ðóäèìåíòàðíîé.

Äðóãîé âàæíîé ôóíêöèåé âîëîñÿíûõ ôîëëèêóëîâ ÿâëÿåòñÿ âîññòàíîâëåíèå ïîâåðõíîñòè êîæè ýïèäåðìèñà ïîñëå ïîðåçîâ è ãëóáîêèõ ññàäèí. Âîëîñÿíûå ôîëëèêóëû ÷åëîâåêà, íåçàâèñèìî îò èõ ðàçìåðà, ñëóæàò âàæíûì èñòî÷íèêîì ýïèäåðìàëüíûõ êëåòîê äëÿ âîññòàíîâëåíèÿ ïîâåðõíîñòè êîæè (ðåýïèòåëèçàöèè), êîãäà òåðÿþòñÿ øèðîêèå ó÷àñòêè ýïèäåðìèñà.

Ðóäèìåíòàðíûå äåëà. Êîãî, ÷åìó, çà÷åì è ÷òî íå íóæíî. Scientaevulgaris, Íàóêà, Ìåäèöèíà, Àíàòîìèÿ, Äëèííîïîñò, Áèîëîãèÿ

Òàêæå, íàïðèìåð, âñå âîëîñû ñâÿçàíû ñ ìûøöàìè, è òàêóþ ôèøêó, êàê ìóðàøêè ïî êîæå, ÷óòü ëè íå âñå ïîãîëîâíî ñ÷èòàþò ñòîïðîöåíòíûì ðóäèìåíòîì. Ãóëÿþò äàæå ìèôû, ÷òî òàê ìû òîïîðùèëè øåðñòü â ñëó÷àå îïàñíîñòè, èëè åù¸ ÷¸ðòå ÷òî äåëàëè. Íà ñàìîì äåëå ìûøöà, íàçûâàåìàÿ ýðåêòîð ïèëè, äåéñòâèòåëüíî ñëóæèò äëÿ ïåðåìåùåíèÿ âîëîñ èç íîðìàëüíîãî íàêëîííîãî ïîëîæåíèÿ â áîëåå ïðÿìîå ïîëîæåíèå. È â ñëó÷àå ïóøêîâûõ âîëîñ ÷åëîâåêà ýòî äåéñòâèòåëüíî ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî îáû÷íî íàçûâàþò «ìóðàøêè ïî êîæå». Íî âîîáùå ýòî ïîáî÷íûé ýôôåêò, à íå îñíîâíîé.

Ðóäèìåíòàðíûå äåëà. Êîãî, ÷åìó, çà÷åì è ÷òî íå íóæíî. Scientaevulgaris, Íàóêà, Ìåäèöèíà, Àíàòîìèÿ, Äëèííîïîñò, Áèîëîãèÿ

Ìûøöà âûæèìàåò ìàñëî èç ñàëüíûõ æåëåç, êîòîðûå òàêæå ïðèêðåïëåíû ê âîëîñÿíîìó ôîëëèêóëó. Ìûøöû ýðåêòîðà ïèëè ñíàáæàþòñÿ íåðâàìè ñèìïàòè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû, ÷òî ÷àñòî ñâÿçàíî ñ íàøåé ðåàêöèåé íà òàêèå ðàçäðàæèòåëè êàê «áåãñòâî è èñïóã». Òàêèì îáðàçîì, êîãäà ìû áîèìñÿ, íåðâíàÿ ñèñòåìà ïðèõîäèò â ðåæèì àõòóíã, è ñëó÷àéíî êîðîòèò ìèêðîìûøöû ôîëëèêóë ïî âûòàëêèâàíèþ ñàëà. Òî åñòü íèêîãî ìû òàê íå ïóãàëè è íèêàêîé õîëêè íå ïîäûìàëè — â ëó÷øåì ñëó÷àå òàê ìîæíî ñòàòü ñêîëüçêèì è âîíþ÷èì, íî ñ êàêèìè õèùíèêàìè ýòî ðàáîòàåò, à ñ êàêèìè íåò, ñêàçàòü ñëîæíî. Âòîðîé âîñòðåáîâàííîé ôóíêöèåé ïîñëå ñìàçûâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ âûðàáîòêà òåïëà. È åñëè íàïðÿæåíèÿ “ìóðàøåê” íå õâàòàåò, íåðâíàÿ ñèñòåìà óñèëèâàåò ñèãíàë, è ìû íà÷èíàåì äðîæàòü, â äåéñòâèå ïîñòåïåííî âêëþ÷àþòñÿ áîëåå êðóïíûå ñåãìåíòû. Íó è òàê äàëåå.

Äóìàåòå ó íàñ îäíèõ òàêèå ïðîáëåìû? Íó êîíå÷íî, íà ëûñîé îáåçüÿíå ìèð ñîøåëñÿ êëèíîì. Âîò âàì âîëîñàòîå òðèî, ðàç óæ ìû ãîâîðèëè ïðî ìîðñêèõ æèòåëåé: ëàìàíòèí, êàøàëîòû è äåëüôèíû. Äà, îíè òîæå âîëîñàòûå. Âîò ëàñòà. Åñëè âû íå âèäåëè å¸ íèêîãäà ðàíüøå, òî, ñêîðåå âñåãî, ïîäóìàåòå, ÷òî ïåðåä âàìè íå ìîðñêîå æèâîòíîå, è ìîæåò ïîäíèìåòå ãîëîâó ââåðõ â íàäåæäå ïîëó÷èòü õîáîòîì ïî ëèöó. Íî íåò, ýòî íå ñòîïà ñëîíà, à ëàñòà çàïàäíî-èíäèéñêîãî ëàìàíòèíà (Trichechus manatus). Âîëîñàòàÿ ëàñòà ñ íîãòÿìè. Íè òî íè äðóãîå ìîðñêîé êîðîâå, íà íàø âçãëÿä, íå íóæíî. À âîò ñàìà êîðîâà ñ âàìè ïîñïîðèò. Íî ðå÷ü íå òîëüêî ïðî âîëîñû. Âîïðîñ óñèêîâ â æèâîòíîì ìèðå îñîáåííî íåæåí è ÷óâñòâèòåëåí.

Ðóäèìåíòàðíûå äåëà. Êîãî, ÷åìó, çà÷åì è ÷òî íå íóæíî. Scientaevulgaris, Íàóêà, Ìåäèöèíà, Àíàòîìèÿ, Äëèííîïîñò, Áèîëîãèÿ

Åñëè âû âíèìàòåëüíî ïîñìîòðèòå íà ìîðäó äåëüôèíà (è íåêîòîðûõ êèòîâ), âû óâèäèòå äâà ðÿäà êðîøå÷íûõ ÿìîê, èçâåñòíûõ êàê âèáðèññàëüíûå ÿìêè. Ó íîâîðîæäåííûõ äåëüôèíîâ òàì åñòü íåáîëüøèå âîëîñèíêè, êîòîðûå áûñòðî èñ÷åçàþò, îñòàâëÿÿ ïóñòûå êðàòåðû. Êîíå÷íî õîòåëîñü áû äóìàòü, ÷òî ýòè ÿìêè — æèâîå äîêàçàòåëüñòâî òîãî, ÷òî ó äåëüôèíîâ áûëè óñàòûå ïðåäêè, ïðè÷åì ñ ãóñòîé ðàñòèòåëüíîñòüþ, êàê ó Õàéíåìàíà, íó èëè õîòÿ áû ó Íèêîëàåâà (Âûïüåì çà ëþáîâü!). Íî ýòî íå òàê… âåðíåå, íå ñîâñåì òàê. Ýòè ñòðóêòóðû äàëåêî íå áåñïîëåçíû, êàê ìîæåò ïîêàçàòüñÿ. Ñîáñòâåííî, äî íåäàâíåãî âðåìåíè âñåì òàê è êàçàëîñü. Ïî êðàéíåé ìåðå, ó îäíîãî âèäà äåëüôèíîâ îíè ìîãóò ÷óâñòâîâàòü ýëåêòðè÷åñòâî. Íèêîëü ×åõ-Äàìàë èç Óíèâåðñèòåòà Ãàìáóðãà îáíàðóæèëà ýòó óäèâèòåëüíóþ ñïîñîáíîñòü, èçó÷àÿ âèä Sotalia guianensis. Îí î÷åíü ïîõîæ íà õîðîøî çíàêîìîãî íàì äåëüôèíà-àôàëèíà, íî åãî âèáðèññîâûå ÿìêè íàìíîãî áîëüøå.

Ðóäèìåíòàðíûå äåëà. Êîãî, ÷åìó, çà÷åì è ÷òî íå íóæíî. Scientaevulgaris, Íàóêà, Ìåäèöèíà, Àíàòîìèÿ, Äëèííîïîñò, Áèîëîãèÿ

Ïðè ïîìîùè òåïëîâèçîðà ó÷åíûå îïðåäåëèëè, ÷òî ýòè îáëàñòè àêòèâíî ïèòàþòñÿ êðîâîñíàáæåíèåì. Ýòî èõ çàèíòðèãîâàëî, îíè ïîäîæäàëè, ïîêà îäèí èç äåëüôèíîâ ñêëåèë ëàñòû, ÷èòàé — óìåð ïî åñòåñòâåííûì ïðè÷èíàì â çîîïàðêå Ìþíñòåðà — è ïðîâåëè âñêðûòèå. Îêàçàëîñü, ÷òî êàæäàÿ ÿìêà âûãëÿäèò êàê äëèííûé êóâøèí, îêðóæåííûé êðîâåíîñíûìè ñîñóäàìè. Îíè òàêæå îáâèòû âåòâÿìè òðîéíè÷íîãî íåðâà, êîòîðûé íåñåò èíôîðìàöèþ îò êóâøèíêè ïðÿìî â ìîçã. Îíè ìàëî òîãî, ÷òî àáñîëþòíî òî÷íî ïîõîäèëè íà îðãàíû ÷óâñòâ, òàê åù¸ è âûãëÿäåëè òî÷ü-â-òî÷ü êàê ñòðóêòóðû, êîòîðûå ïîçâîëÿþò àêóëàì è óòêîíîñàì ÷óâñòâîâàòü ýëåêòðè÷åñêèå ïîëÿ.  ðàìêàõ îêåàíàðèóìà â çîîïàðêå ïðîâåëè ýêñïåðèìåíò è ïîïðîáîâàëè îáó÷èòü äåëüôèíà äåéñòâîâàòü ïî êîìàíäå, ïîäàâàåìîé íà ýëåêòðîäû, ðàñïîëîæåííûå â âîäå. Íåò ýòî áûëî íå 220 âîëüò, îíè æå ó÷åíûå. Íàïðÿæåíèå ïðîâåðÿëè ðàçíîå, è îïûòíûì ïóòåì íàøëè ïîðîã ÷óâñòâèòåëüíîñòè â 4,6 ìèêðîâîëüò íà ñàíòèìåòð — áîëåå ÷åì äîñòàòî÷íî äëÿ îáíàðóæåíèÿ äàæå ìåëêîé ðûáû. È ýòî âûòâîðÿþò óñèêè, êîòîðûå ñ÷èòàëè ðóäèìåíòàðíîé ôèãíåé.

Âåðíåìñÿ ê Äæåéìè. Íå òîëüêî ó äåëüôèíîâ, íî è ó ìíîãèõ ìëåêîïèòàþùèõ âåðõíÿÿ ãóáà è îáëàñòü íîñîâûõ ïàçóõ ñâÿçàíû ñ óñàìè èëè âèáðèññàìè, êîòîðûå âûïîëíÿþò ñåíñîðíóþ ôóíêöèþ. Ó ëþäåé ýòèõ óñîâ â îáùåì-òî áîëüøå íå ñóùåñòâóåò, íî âñå åùå âñòðå÷àþòñÿ ñïîðàäè÷åñêèå ñëó÷àè, êîãäà ìîæíî îáíàðóæèòü ýëåìåíòû ñâÿçàííûõ ñ íèìè âèáðèññàëüíûõ êàïñóëüíûõ ìûøö èëè ñèíóñîâûõ âîëîñêîâûõ ìûøö. Òî åñòü, ÷èñòî â òåîðèè, íåêîòîðûå óñû ìîãóò áûòü íå ðåäóöèðîâàííûì îðãàíîì îñÿçàíèÿ.

Ðóäèìåíòàðíûå äåëà. Êîãî, ÷åìó, çà÷åì è ÷òî íå íóæíî. Scientaevulgaris, Íàóêà, Ìåäèöèíà, Àíàòîìèÿ, Äëèííîïîñò, Áèîëîãèÿ

×òî ÿ õî÷ó ñêàçàòü? Êîãäà-òî áûëà ïîïóëÿðíà ôðàçà ïðî “íåèñïîâåäèìûå ïóòè ìåòàôèçè÷åñêîãî”. Ñåé÷àñ îíà, ïîæàëóé, àêòóàëüíà â îòíîøåíèè åñòåñòâåííîãî îòáîðà. Ñåìü ìèëëèàðäîâ öåïî÷åê íàñëåäñòâåííûõ ìóòàöèé, âðîæäåííûõ áîëåçíåé è êîìáèíàöèé èììóíèòåòà è àíàòîìèè íàõîäÿòñÿ â ñâîáîäíîì ïëàâàíèè. ×òî ó íèõ ðåäóöèðîâàíî, à ÷òî åù¸ âåðí¸òñÿ è çàèãðàåò íîâûìè êðàñêàìè ñåêñóàëüíîé ïðèâëåêàòåëüíîñòè è óñïåõà â ïîëîâîì ðàçìíîæåíèè — óñèêè, ìàëÿðû, âèðòóîçíûå óøè — ïðåäóãàäàòü íåâîçìîæíî.

Источник