Комплекс упражнений для детей с дцп в домашних условиях
Врожденное заболевание ДЦП — это паралич центральной нервной системы, который может возникнуть у ребёнка из-за повреждения некоторых отделов мозга. Нарушение двигательных функций может начать прогрессировать в пренатальном или родовом периоде, а также в первые дни жизни. При ДЦП часто встречается спастический синдром — болезненное повышение тонуса мышц и сухожильных рефлексов. Снизить негативные последствия расстройства в домашних условиях можно с помощью гимнастических упражнений, рекомендованных при церебральном параличе.
Лечебный эффект упражнений
Лечебная физическая культура (ЛФК) помогает научиться контролировать своё тело. Занимаясь специальной лечебной гимнастикой для детей с ДЦП, можно улучшить координацию, процессы торможения, двигательную амплитуду. Методика представляет собой неотъемлемую часть целостного комплекса, направленного на уменьшение проявлений заболевания, вызванного церебральными нарушениями.
Лечебное воздействие ЛФК на организм:
- Укрепляет ткани и органы детского организма.
- Активизирует ослабленные мышцы.
- Улучшает осанку.
- Нормализует обмен веществ.
- Улучшает работу головного мозга и кровеносной системы.
- Способствует общему оздоровлению.
При регулярном проведении занятий можно добиться следующих результатов:
- выработки у рёбенка необходимых базовых навыков;
- освоения несложной трудовой деятельности;
- обслуживания себя без посторонней помощи.
Необходимо начинать проведение ЛФК как можно раньше, в первые дни жизни, понемногу усложняя занятия. Причём физкультуру необходимо проводить в случае, если у новорождённого не обнаружили симптомов ДЦП, но он предрасположен к его развитию.
Основные принципы методики
- В основе лечебной физкультуры лежит ряд базовых принципов:
- Занятия проводятся регулярно, без пропусков и длительных перерывов.
- Поэтапное увеличение физической нагрузки.
- Индивидуальный подход.
- Проведение занятий с учётом стадии заболевания, возраста, состояния психики.
Наряду с ЛФК, обязательно должны проводиться коррекционно-воспитательные мероприятия, позволяющие восполнить функциональные нарушения.
Виды упражнений и особенности проведения занятий
Любую оздоровительную гимнастику следует подбирать с учётом потребностей каждого отдельно взятого больного. Тем не менее в каждую программу занятий ЛФК включают следующие виды упражнений:
- расслабляющие;
- способствующие улучшению динамики;
- стимулирующие двигательную активность;
- выполняемые лёжа;
- выполняемые сидя;
- имеющие игровую направленность.
Если походка затруднена, или больной не в состоянии ходить, занятие надо проводить около брусьев или жёсткой опоры. На следующем этапе занятие продолжается около стены. Чтобы центр тяжести был одинаково распределён на обе стороны туловища, действия производятся сначала одними конечностями, например, правой рукой или ногой, потом другими. На более слабую сторону даётся более значительная нагрузка. Приседания не должны выполняться глубоко, чаще всего они выполняются лишь на расстояние от колена до стопы (полуприсед).
Занятия для развития двигательного аппарата
При повреждениях центральной или периферической нервной системы может возникнуть нарушение движения верхних или нижних конечностей — тетрапарез. Соответствующими гимнастическими упражнениями можно укрепить двигательные навыки детей-инвалидов, повысить уровень контроля над совершаемыми действиями.
Упражнения, улучшающие двигательную активность:
- Исходное положение — сидя на пятках. Взрослый, проводящий ЛФК, кладёт ладони на плечи, потом удерживает ребёнка в тазобедренной области, постепенно подталкивая его к тому, чтобы встать на колени.
- Вначале ребёнок сидит на коленях. Придерживая его в подмышечной области, следует начать движения из стороны в сторону, чтобы он выучился самостоятельному переносу массы тела на одну ногу. Вторую ногу он пробует сам оторвать от точки опоры и развести руки в стороны.
- Надо повернуться лицом к ребёнку, сидящему на стуле. Взрослый фиксирует на полу его ноги своими и берёт за руки. Руки протягиваются вперёд и вверх, так больной ДЦП научится вставать самостоятельно.
- Исходное положение — стоя, стопы ставятся в одну линию (друг за другом). Нужно по очереди слегка толкать маленького пациента в спину, затем в грудь. Такие действия научат его сохранять равновесие.
- Исходная позиция — стоя. Держа ребёнка за руку, надо раскачивать его разные стороны, чтобы он попробовал шагнуть сам.
Позиция лёжа на спине, рядом расположена стена или другая опора. Надо стараться давить стопами на твёрдую поверхность, тренируя способность твердо стоять на земле.
Занятия для укрепления суставов
При ДЦП часто встречаются различные суставные патологии, судороги и боли в суставах. Упражнения, необходимые их развития:
- Упражнение выполняется лёжа. Одну ногу нужно разогнуть и зафиксировать, другую постепенно сгибать в колене. По возможности бедро надо прижать к животу, потом отвести обратно.
- Находясь на боку и держа колено согнутым, надо начать медленно отводить бедро.
- Надо прислониться животом к столу так, чтобы ноги могли свободно висеть, затем постепенно выпрямить их.
- Начальное положение — на спине. Вначале надо согнуть колено, затем, насколько это возможно, выпрямить.
- Начальная позиция — лёжа на животе, под грудь подкладывается валик. Удерживая больного за руки, нужно приподнять верхнюю часть туловища, слегка отрывисто совершая пружинистые движения.
- Руку лежащего на спине ребёнка надо согнуть так, чтобы его лицо оставалось развёрнутым в эту же сторону. Потом конечность сгибается при повороте головы в другую сторону.
Укрепление мышц живота
В рамках ЛФК проводятся занятия, развивающие и укрепляющие группу мышц, расположенных в брюшной полости:
- Ребёнка нужно посадить на колени, прижав к своей грудной клетке его спину, после этого надо вместе с ним наклониться. На следующем шаге фиксируются ноги и область таза маленького пациента, чтобы он мог подняться сам.
- Исходное положение — лёжа на спине, руки прижаты к телу. Совершая маховые движения и не помогая себе руками, надо попытаться перекатиться на живот и обратно.
- Лёжа на спине, делаются вдохи и выдохи с втягиванием живота на выдохе.
Улучшение растяжки
Занятия, повышающие растяжку и гибкость, помогают добиться следующих результатов:
- снижается степень выраженности патологий спины позвоночника;
- улучшается состояние спинного мозга и спинномозговых нервных окончаний;
- укрепляются мышцы конечностей.
Рекомендуемые упражнения:
Сидя на полу, нужно выпрямить ноги, при этом тело должно образовывать с ними прямой угол. Вдыхая, следует вытянуть руки перед собой. Выдыхая, надо постараться нагнуться, чтобы дотянуться руками до пальцев ноги. Взрослый может помочь, опустив корпус ещё сильнее, чтобы лоб тоже коснулся ног.
Исходное положение — на животе, руки вытянуты вдоль тела. Делается упор на ладони, с постепенным подъёмом грудной клетки. Важно проследить, чтобы голова запрокидывалась назад, а дыхание было ровным.
Лёжа на спине, ноги, не сгибаясь в коленках, соединяются и поднимаются над головой. Нужно стараться достать пола над макушкой пальцами ног. Руки не должны быть оторваны от пола.
Из положения сидя на полу надо согнуть правую ногу, чтобы пятка доставала до левого бедра. Левая стопа должна находиться с правой стороны другого коленного сустава.
Правая рука переводится вокруг левого колена, ей нужно держать левую ногу. После выполнения этих действий левая рука убирается за спину к другой стороне талии. При этом голова поворачивается в левую сторону, делается наклон, чтобы дотронуться подбородком до левого плеча. Правое колено остаётся прижатым к полу.
Расслабляющие упражнения
Есть упражнения для верхних и нижних конечностей:
- Чтобы дать отдохнуть верхним конечностям, нужно лечь, затем голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать используя утяжелители, например, мешочки с песком.
- Свободная рука сгибается в локтевом суставе, предплечье держит взрослый, проводящий гимнастику. Рука должна фиксироваться до снижения тонуса мышц, после этого кисть встряхивается, затем её нужно поочерёдно сгибать, вращать и отводить в сторону.
- В позиции лёжа зафиксированные руки и ноги соприкасаются с животом. Взрослый держит голени, отводя ноги в тазобедренном суставе. После фиксирования одной ноги, следует совершать круговые движения, стараясь тянуть ногу. Ноги нужно чередовать.
Дыхательные упражнения
Выполнять все действия нужно лёжа на спине, некоторое время спустя садясь, потом переходить к позиции стоя. Гимнастика, корректирующая дыхание:
- Ребёнку нужно показать, как делается глубокий вдох и выдох носом и ртом. Можно надувать шарики, резиновые игрушки, мыльные пузыри.
- С разной громкостью произносятся различные гласные звуки. Можно чередовать с пением и игрой на духовых инструментах.
- На счёт раз руки тянутся вверх, делается вдох, на счёт два — руки вниз и выдох. Упражнение будет более сложным, если на выдохе голова будет погружаться в воду.
Игровые упражнения
Такие элементы ЛФК помогают поддерживать интерес к занятию, вместе с тем способствуя расслаблению. Игровые элементы ЛФК:
Разрушитель башен. Для этой игры могут использоваться специальные мягкие модули или обычные подушки. Если ребёнок в состоянии построить башню, он делает это сам, если нет, — ему помогают взрослые. Главная задача — разрушить башню.
Скорее выбирайся. Опять понадобятся подушки. На этот раз ребёнок лежит на гимнастическом коврике, взрослый кладёт на него примерно 6 подушек и объясняет, что на счёт три ему нужно освободиться.
Складной ножик. Исходное положение — поза эмбриона. Даётся команда: «нож раскрывается»: одновременно надо тянуть руки вверх, а ноги вниз, оставаясь на боку. Действие совершается в размеренном темпе. Потом «ножик» надо сложить. Не спеша, руки подтягиваются к груди, а ноги — к животу. «Ножик» сложен. Упражнение повторяется по три раза на каждом боку.
Колбаса. Начальная позиция — лёжа на спине. Взрослый аккуратно обхватывает щиколотки малыша и начинает медленно поворачивать ребенка в разные стороны. Постепенно темп ускоряется.
Лев на охоте. Хорошо подходит для групповых занятий. Дети сидят на пятках с упором на колени вокруг большого мягкого модуля (можно приобрести специальный или использовать в качестве «острова» гимнастические маты). Взрослый рассказывает небольшую историю про льва: «Жил на свете лев. Он был храбрым и ловким, а ещё ему нравилась охота. Он поджидал в добычу засаде, чтобы его никто не смог увидеть (дети должны, не напрягаясь, сгруппироваться, положив голову на ладони, прижатые к коленкам). Потом он тихо крался (показывают, как лев точит когти и вытягивает спину) и прыгал (поднимаются на руках, помогая себе ногами, и падают на мягкую поверхность)».
Нельзя заранее сказать, когда именно наступят улучшения. Многое зависит от степени поражения и от того, как сильно проявляется спастический синдром. Чтобы добиться значительного уменьшения проявлений детского церебрального паралича, заниматься ЛФК с такими детьми нужно регулярно, соблюдая постепенность и прислушиваясь к личным потребностям каждого из них.
Источник
ЛФК при ДЦП — важная составляющая комплексной терапии серьезного заболевания. Врачи рекомендуют родителям ежедневно заниматься с детьми, выполняя специальные упражнения. Они советуют превратить лечебную физкультуру в увлекательную игру. Такие занятия будут приносить ребенку удовольствие, одновременно укрепляя его мышцы, повышая объем движений. Даже отдыхая на даче или выезжая на природу, следует использовать свободное время для оздоровления малыша. Положительные результаты не заставят себя долго ждать — постепенно адаптируясь под повышающиеся нагрузки, ребенок окрепнет, быстрее компенсирует нарушенные функции.
Важность ежедневных занятий лечебной физкультурой
Прогноз в отношении детского церебрального паралича прямо зависит от его формы ДЦП, своевременного и беспрерывного проведения реабилитационной терапии. Глубокая инвалидность не исключена, но намного чаще старания врачей и родителей не напрасны. С течением времени имеющиеся двигательные нарушения компенсируются. А все благодаря растущему и развивающемуся головному мозгу детей. У него значительный потенциал и гибкость, поэтому функции поврежденных структур берут на себя здоровые участки мозговой ткани.
Лечение детей с церебральным параличом в основном направлено на устранение симптоматики. Медики предпочитают использовать термин «реабилитация». Ведь терапия ориентирована на восстановление утраченных функций. Одним из самых действенных методов считается ЛФК для детей с ДЦП. Лечебная физкультура помогает привести в норму мышечный тонус, улучшить координацию движений. То есть решает те задачи, которые не под силу фармакологическим препаратам. Но стоит учесть, что эффекты будут ощутимыми, если занятия проводятся регулярно на протяжении всей жизни, в том числе в медицинских центрах, оборудованных специальными тренажерами.
Цели ЛФК
Лечебная физкультура и гимнастика — консервативный метод терапии, показанный при патологиях опорно-двигательного аппарата, в том числе ДЦП. Занятия не отменяют приема фармакологических препаратов и проведения физиопроцедур. Но с их помощью можно значительно сократить дозы лекарственных средств, минимизировать их побочные проявления. А самое главное — регулярные тренировки отлично развивают способность произвольно тормозить движения, расслабляют спазмированную скелетную мускулатуру, улучшают двигательную координацию, увеличивают амплитуду движений в суставах верхних и нижних конечностей.
Читайте также:
При церебральном параличе отмечается выраженное торможение мышечной активности, что значительно снижает функциональную активность опорно-двигательной системы. Поэтому в ЛФК врачами включаются упражнения, направленные на решение таких задач:
- общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм;
- восстановление работоспособности тела;
- улучшение кровообращения, кровоснабжения структур в зонах поражения питательными веществами и кислородом;
- максимально возможная ликвидация нарушений метаболизма и нервно-сосудистых расстройств;
- профилактика формирования спаек, или соединительнотканных тяжей из-за низкой двигательной активности;
- обеспечение приспособленности тканей к уже образовавшимся спайкам, в том числе в нервных оболочках;
- укрепление мышечного каркаса рук, ног, шеи, спины;
- улучшение координации движений;
- полное или частичное устранение сопутствующих аномалий — искривления позвоночника, мышечных контрактур, парезов, парестезий.
Регулярные занятия физкультурой для детей с ДЦП эффективны независимо от степени тяжести патологии. Важны также систематичность, непрерывность, индивидуальный подход к маленькому пациенту.
Наиболее терапевтически эффективны при ДЦП занятия с врачом ЛФК в медицинском центре
Важно!
Подбор упражнений осуществляется с учетом возраста и психического развития. Чем раньше начинаются занятия, тем полноценнее восстанавливаются нарушенные речевые функции. Ведь замедление и искажение речи приводят к задержке умственного развития.
Основные правила
Только ежедневное выполнение упражнений позволяет значительно улучшить физическое и психоэмоциональное состояние ребенка с детским церебральным параличом. Следует придерживаться таких рекомендаций врачей:
- нагрузки необходимо повышать постепенно, чтобы мышцы успевали адаптироваться к ним;
- нужно избегать резких, высокоамплитудных движений, иначе укрепление мышц будет сопровождаться микротравмированием тканей;
- не следует стараться на первых тренировках выполнить все технические сложные упражнения, особенно при плохой физической подготовке.
Врач ЛФК составляет индивидуальный комплекс упражнений для детей ДЦП. Он обязательно присутствует на всех занятиях, показывает, как правильно выполнять движения, контролирует дозирование нагрузок.
ВНИМАНИЕ! Помимо занятий в специализированных медицинских центрах врачи рекомендуют выполнять некоторые движения и в домашних условиях. Особенно те, которые даются ребенку с трудом.
Адаптивная гимнастика
Адаптивная физическая культура — сочетание упражнений с правильным дыханием. На начальном этапе тренировок детей обучают технике, направленной на правильное чередование одинаковых по глубине и длительности вдохов и выдохов. Это позволяет ребенку настроиться, мобилизовать все ресурсы организма для борьбы с ДЦП, поверить в свои силы. А также значительно повысить терапевтическую эффективность ЛФК.
Во время занятий активно используется вспомогательный инвентарь:
- надувные шарики;
- резиновые игрушки;
- жидкость для выдувания мыльных пузырей.
Во время выполнения упражнений ЛФК при ДЦП нужно учить малыша правильно чередовать вдох и выдох
Такой подход способствует укреплению не только мышц, но и всей дыхательной системы ребенка. Он должен повторять за врачом-реабилитологом протяжные гласные звуки. Чередование низкого и высокого голоса помогает максимально быстро освоить дыхательные техники. Самое простое упражнение адаптивной гимнастики заключается во вдохе при подъеме рук над головой с последующим выдохом после их опускания.
По мере повышение амплитуды движение занятия можно усложнять следующим образом:
- встать прямо, выпрямить спину, руки согнуть в локтях на уровне груди. Вдохнуть и правой рукой обхватить левое плечо, а левой рукой – правое плечо. При правильном выполнении упражнения локти находятся в одной точке;
- встать прямо, расправить плечи. На выдохе обнять себя за плечи, напрягая мышцы спины. Выдохнуть, не меняя положения тела, затем снова вдохнуть и наклониться вперед.
Повторять упражнения следует 10 раз. Если в процессе тренировки закружилась голова, то необходимо отдохнуть в течение часа.
ЛФК для восстановления двигательных функций
В ЛФК используются преимущественно упражнения для разработки нижних конечностей детей, больных ДЦП. Ведь из-за поражения определенных участков головного мозга они не могут ходить. Проблемы с ногами возникают при нарушениях работы как центральной, так и периферической нервной системы. В особо тяжелых случаях ребенок не способен владеть одновременно ногами и руками.
Улучшение двигательных и координационных навыков постепенно происходит при выполнении с помощью родителей следующих гимнастических упражнений:
- посадить ребенка на пятки, удерживая за плечи и таз, попросить встать на колени;
- в положении сидя на коленях, малыш плавно раскачивается, учась перемещать тело в стороны. Со временем упражнение усложняется отрывом одной ноги от поверхности пола с одновременным разведением рук;
- посадить ребенка на стул, зафиксировать ноги и тянуть его за ручки, чтобы научить вставать без посторонней помощи;
- поставить малыша, а затем, надежно удерживая его, раскачивать, вынуждая сделать шаг.
Подобный комплекс упражнений ЛФК повышает двигательную активность, учит ходить без посторонней помощи.
Полезная информация!
Нередко родители жалуются врачам ЛФК на долгое отсутствие видимых результатов. На самом деле мышцы ребенка укрепляются, происходят положительные изменения в головном мозге. А это значительно повышает вероятность того, что вскоре он сделает первый шаг.
ЛФК на растяжку
Растяжка — это комплекс упражнений ЛФК для улучшения состояния мышц спины и суставов, повышения их прочности и одновременно эластичности. Она оказывает общеукрепляющее, тонизирующее действие на скелетную мускулатуру всего опорно-двигательного аппарата. Растяжка является важной частью лечения ДЦП. Вот самые эффективные упражнения:
- усадить ребенка на пол с опорой на спину, вытянуть ноги, помогать ему наклоняться вперед как можно дальше, в идеале касаться пальцами рук стоп;
- положить малыша на живот с вытянутыми вдоль тела руками. Он должен упереться ладонями в пол и поднимать верхнюю часть корпуса;
- положить ребенка на спину с вытянутыми вдоль тела руками, а затем помогать сгибать ноги в коленях и подтягивать их к груди.
Такая лечебная гимнастика улучает общее физическое состояние ребенка при регулярных занятиях. Он становится более подвижным за счет повышения гибкости позвоночника.
Упражнения ЛФК на растяжку при ДЦП помогают укрепить позвоночник, сделать ребенка более гибким
Врачи ЛФК учат детей постарше прислушиваться к возникающим ощущениям. Если болезненность появляется только при выполнении определенного движения, то из комплекса его на время исключают. А улучшается самочувствие, в мышцах ощущается тепло, то количество походов увеличивают.
Пальчиковая гимнастика
Основная задача пальчиковой гимнастики — обучение ребенка выполнению точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Такая моторика достигается скоординированной работой нервной, мышечной и костной систем. При церебральном параличе она серьезно расстроена, особенно если малыш страдает каким-либо зрительным расстройством.
Перед подготовкой к занятию нужно помассировать кисти мягкими поглаживающими движениями. А затем можно приступать и к выполнению основных упражнений:
- водить пальцем одной руки по ладони другой вверх и вниз;
- сжимать и разжимать кулаки;
- вытянуть руки со сжатыми кулаками вперед, а затем поочередно разгибать пальцы;
- касаться большим пальцем поочередно всех пальцев той же руки;
- пальцем одной руки чертить воображаемый круг на ладони другой.
Врачи ЛФК рекомендуют развивать мелкую моторику с помощью предметов. Улучшится не только координация движений — разовьются сосредоточенность и внимание. Полезно играть с песком, просеивая его сквозь пальцы, или цеплять яркие прищепки на края картонного круга. Если один из родителей часто занимается выпечкой, то стоит задействовать и ребенка. Он должен постараться слепить из сырого теста пирожок или куличик.
Качественная разработка суставов
У детей с ДЦП время от времени возникают в области суставов болезненные мышечные спазмы. Поэтому их разработка очень важна — она становится отличной профилактикой гипертонуса скелетной мускулатуры. Врачи ЛФК рекомендуют ежедневное выполнение таких упражнений суставной гимнастики:
- посадить ребенка на пол, при необходимости удерживать его руками за спиной. Сгибать одну ногу, заводить ее за другую, пытаясь коснуться коленом поверхности;
- положить малыша на живот, поместить плотную тонкую подушку под грудью. Взять его за ручки, тянуть вверх, выполняя покачивания;
- положить ребенка на спину, сгибать поочередно ноги в коленях, а затем выпрямлять, поднимая вверх;
- положить малыша на бок, колено держать согнутым, бедро поочередно то отводить, то возвращать в исходное положение.
Правильный дыхательный ритм у детей усиливает терапевтическое воздействие гимнастики на суставы и помогает избежать усталости. Вдох должен быть глубоким, а выдох резким и сильным. Движения, требующие напряжения мышц, следует выполнять на вдохе, а расслабляющие — на выдохе.
С ЛФК очень хорошо сочетаются физиотерапевтические процедуры и массаж. Такая комбинация способствует ослаблению клинических проявлений ДЦП, устранению тугоподвижности, ускорению выздоровления.
Источник