Комплекс упражнений для мышц спины в доу
№
п/п
Частные задачи
Содержание
Дози-ровка
ОМУ
1
2
3
4
5
1.
Укрепление мышц ног, плечевого пояса.
Самовытяжение.
«Потягушки»
вариант 1:
И.п. – лёжа на животе, руки вверх.
1-2 – тянуться по полу руками вверх, ногами вниз,
3-4 – и.п.
вариант 2:
И.п. – лёжа на животе, руки и ноги в стороны.
1-2 – тянуться по полу руками и ногами в стороны.
3-4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Руки в локтях, ноги в коленях не сгибать.
Ноги и руки прижаты к полу.
2.
Укрепление мышц ног, плечевого пояса.
Самовытяжение.
И.п. – лёжа на животе, руки вверх.
1-2 – ноги согнуть в коленях, руками тянуться вверх.
3-4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Руки и бёдра вместе и прижаты к полу.
Носок от себя.
3.
Укрепление мышц ног, рук, шеи.
Ориентировка на себе.
Развитие координаци-онных способностей.
Воспитание внимания.
Самовытяжение.
«Пешеходик»
И.п. – лёжа на животе, руки вверх.
вариант 1:
1 – приподнять правую ногу, левую руку и голову,
2 – и.п.
3 – приподнять левую ногу, правую руку и голову,
4 – и.п.
вариант 2:
1 – приподняться от пола.
2-7(9) – «пешеходик» в дина-мике.
8(10) – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Голову, ногу и руку приподнимать слегка.
Тянуться затылком, руку в локте, ногу в ко-лене не сгибать.
Следить за разноимён-ностью руки и ноги.
Поясницу не прогибать.
5.
Укрепление мышц ног, рук, шеи.
Самовытяжение.
«Рыбка»
И.п. – лёжа на животе, руки вверх.
1 – приподняться от пола,
2-3- держать, 4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Тянуться затылком, руки в локтях, ноги в коленях не сгибать.
6.
Укрепление мышц ног, плечевого пояса, шеи.
«Лодочка»
И.п. – лёжа на животе, руки вдоль туловища.
1- приподнять голову и плече-вой пояс,
2-3 – держать, 4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Ладоши прижаты к полу.
Ноги вместе и прижаты к полу.
7.
Укрепление мышц ног, плечевого пояса, шеи.
Самовытяжение.
«Звёздочка»
И.п. – лёжа на животе, руки и ноги в стороны.
1- приподняться,
2-3 – держать,
4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Тянуться затылком.
Руки и ноги в коленях не сгибать.
1
2
3
4
5
8.
Укрепление мышц ног и плечевого пояса.
Развитие координаци-онных способностей.
«Точка-строчка»
И.п. – лёжа на животе, руки вверх
вариант 1:
1 – приподняться,
2 – руки и ноги в стороны,
3 – ноги и руки вместе,
4 – и.п.
вариант 2:
1 – приподняться,
2-7(9) – чередовать ноги и руки в стороны, вместе,
8(10) – и.п.
4-6 раз
2-3 раза
Темп умеренный.
Тянуться затылком.
Поясницу не прогибать.
Руки в локтях, ноги в коленях не сгибать.
Носок от себя.
9.
Укрепление мышц ног и плечевого пояса.
Развитие координаци-онных способностей.
«Брасс»
И.п. – лёжа на животе, руки согнуты в локтях.
1- приподняться,
2-7(9) – имитация плавания брасс,
8(10) – и.п.
2-3 раза
Темп умеренный.
Тянуться затылком.
Поясницу не прогибать
10.
Укрепление мышц ног, шеи и плечевого пояса
Развитие координаци-онных способностей.
Ориентировка на себе.
«Кошечка»
И.п. – стойка на четвереньках.
1 – прогнуть спину (кошечка добрая),
2 – и.п.,
3 – выгнуть спину (кошечка злиться), 4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Ноги вместе, руки на ширине плеч.
11.
Укрепление мышц рук и плечевого пояса.
«Стрекоза»
И.п. – лёжа на животе, руки на затылок.
1 – приподняться, прогнуться, выпрямить руки в стороны.
2-3 – держать, 4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Ноги вместе, прижаты к полу.
Руки в локтях не сгибать.
Тянуться затылком.
12.
Укрепление мышц ног, шеи и плечевого пояса
Развитие координаци-онных способностей.
Ориентировка на себе
Самовытяжение.
И.п. – стойка на четвереньках.
1- приподнять правую руку и левую ногу,
2 – и.п.,
3 – приподнять левую руку и правую ногу, 4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Руку и ногу поднимать параллельно полу.
Тянуться затылком.
13.
Укрепление мышц плечевого пояса и рук.
Самовытяжение.
«Кошечка потягивается»
И.п. – сед на пятках.
1-2 – руками потянуться по полу вперёд.
3-4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Голова между рук, тянуться затылком.
Ноги вместе.
14.
Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук.
«Силачи»
И.п. – лёжа на животе, руки вверх.
1- приподнять плечевой пояс.
2- руки к плечам,
3 – руки вверх,
4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Тянуться затылком.
Ноги вместе, прижаты к полу.
При сгибании рук, локти отводить назад до упора.
15.
Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук.
«Молоточки»
И.п. – лёжа на животе, руки вверх.
1 – приподнять плечевой пояс,
2-7(9) – поочерёдное постуки-вание кулаками по полу.
8(10) – и.п.
2-3 раза
Темп умеренный.
Тянуться затылком.
Ноги вместе, прижаты к полу.
1
2
3
4
5
16.
Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук.
«Птички летят»
И.п. – лёжа на животе, руки в стороны.
1 – приподняться.
2-7(9) – руки чередовать вверх-вниз,
8(10) – и.п.
2-3 раза
Темп умеренный.
Ноги прижаты к полу.
Руки в локтях не сгибать
17.
Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук.
«Змейка»
И.п. – лёжа на животе, руки вверх.
1- прогнуться,
2-3 – держать,
4 – и.п.
4-6 раз
Темп умеренный.
Ноги и ладоши прижа-ты к полу.
Прогибаясь руки вып-рямлять до конца.
Голову не запрокиды-вать.
Литература
- Красикова И.С. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. – СПб.: КОРОНА принт: Учитель и ученик, 2003. – 336с.
- Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 80С.
- Сековец Л.С. Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Программа. Комплексы упражнений. Методические рекомендации. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 208с.
Источник
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТСКОЙ СПИНКИ
• САМОЛЕТ
Исходное положение: ноги вместе, руки в стороны на высоту плеч. Руки — крылья самолета. Теперь летайте в разные стороны, делая наклоны то вправо, то влево. «Крылья» надо наклонять в сторону поворота. Во время выполнения упражнения дети могут гудеть.
• БОКСЕР
Представьте себе, что вы на кого-то очень рассердились и захотели с ним побоксировать. «Бейте» кулаком изо всех сил, и не обязательно в одну точку, а куда только можете попасть.
• ЛЮБОПЫТНЫЙ ЧЕРВЯЧОК
Ребенок лежит на животе, руки соединены за спиной, живот и ноги плотно прижаты к полу. Выгнув грудь, ребенок с любопытством смотрит вперед и по сторонам; он настолько любопытен, что пытается посмотреть назад. Следите за тем, чтобы двигалась одна голова, даже тогда, когда смотрите назад. При этом руки нужно прижимать книзу.
• ЩЕНОК
Ходите на четвереньках, изображая щенка. При каждом шаге подтягивайте вперед колено, стараясь коснуться им носа.
• ЛЮБОПЫТНЫЙ КОТЕНОК
Вытяните руки вперед, станьте на колени, а затем сядьте на пятки. Наклонитесь, опершись об пол руками, как можно ниже почти касаясь его носом. В таком положении начните передвигаться, перебирая руками сначала в одну сторону, а потом в другую, и так несколько раз. При этом вы должны озираться по сторонам, как крадущийся котенок. Наконец, котенок, не найдя ничего интересного, опять садится на задние лапки.
• ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА
Встаньте, слегка расставив ноги. Одну руку положите на пояс, другую поднимите вверх и описывайте ею круги, постепенно ускоряя движения. Рука — крыло ветряной мельницы, вертится, касаясь уха и ноги, вперед и назад, в зависимости от того, куда подует ветер. Кроме того, попробуйте описывать круги двумя руками одновpeменно, хотя это и очень трудно.
• ДРОВОСЕК
Встаньте, слегка расставив ноги. Представьте себе, что в руках у вас топор. Сделайте большой взмах и ударьте топором по чурбану. Разрубите по крайней мере десять таких чурбанов.
• СБОР ФРУКТОВ
Вы находитесь в большом фруктовом саду, в котором, как в сказочной стране можно сорвать любой плод, какой только душе угодно, и с большим удовольствием его съесть. Отяжелевшие от плодов ветки опустились низко, и вот уже в ваших руках яблоки, груши, персики. Наклоняйтесь и собирайте «фрукты» Складывайте из в корзину, пока она не наполнится.
• КОСАРЬ
Вы когда-нибудь видели, как косят траву? Косарь слегка наклоняется вперед и делает взмах косой то в одну сторону, то в другую. Давайте делать, как он. Взмахи «косой» слева направо, каждый раз делаем небольшой шаг вперед. Несмотря на покачивание, двигайтесь точно по прямой.
• КОРОМЫСЛО
Раньше, когда на всю деревню был один колодец, девушки должны были носить воду в ведрах. Ведра висели с двух сторон на коромыслах, а коромысла носили плечах. Представьте себе, что вы несете такую тяжесть. Ходите с палкой на плечах, распрямив плечи и выпрямив спину. Будьте очень внимательны, не разлейте воду!
• ДИСКОБОЛ
Станьте, слегка расставив ноги, и поднимите левую руку вперед, а правую назад. Затем рукой, отведенной назад, сделайте сильный взмах, словно метаете диск. Взмах надо сделать так сильно, чтобы описать поворот вокруг собственной оси, но не упасть и не сойти с места. А лучше всего — начертите круг и не выходите из него.
• УПРАЖНЕНИЕ С ПАЛОЧКОЙ
Лягте на живот, отведите руки назад, возьмите в них палочку или гантель. Держите ее в руках крепко и приподнимите грудь от пола. Снова опуститесь. Повторите это несколько раз подряд, при этом голову надо приподнять и смотреть вперед.
• НА РАЗВЕДКЕ
Лягте на живот, одну руку прижмите к телу, а ладонь другой приставьте козырьком к глазам. Приподнимите грудь и посмотрите налево и направо, как индеец в дозоре. Затем поменяйте руки местами и повторите упражнение.
• ЛЕТЯЩАЯ ПТИЦА
Лягте на живот и разведите руки в стороны, словно крылья. Прижмите бедра и ноги к полу. Затем начните поднимать и опускать голову и грудную клетку, а руками двигать, как летящая птица крыльями. Смотрите вперед и плечи высоко не поднимайте.
• ПОДНИМИТЕ ВДВОЕМ
Два ребенка ложатся на пол, головой друг к другу. В согнутых руках они держат палочку или гантель. Общими усилиями они поднимают предмет на вытянутых руках, затем осторожно опускают его и опускаются сами.
• С ЧАШЕЙ ВОДЫ В РУКАХ
Сидя на пятках, поднимите руки вверх и представьте себе, что вы держите наполненную водой чашу. Затем начните медленно подниматься, пока не станете на колени. Все время смотрите вверх и следите за тем, чтобы не расплескать воду.
• ГРЕБЛЯ
Сядьте на коврик, сложите ноги по-турецки. Руки — это весла. Обопритесь ими об пол с двух сторон и начинайте грести. Гребите вперед и назад. Устройте состязание по гребле. Внимательно следите за осанкой!
• РЫБА
Лягте на пол, руки вытяните вперед, ноги сожмите вместе и выпрямите. Поднимите руки и грудь вверх, а затем вернитесь в прежнее положение. После этого взмахните как можно выше ногами и начинайте перекатываться от головы к ногам и обратно, словно выпрыгнувшая из воды рыба.
• С ПОДУШКОЙ НА СПИНЕ
Наклонитесь вперед, положите на спину маленькую подушку, разведите руки в стороны и, подняв голову, начните ходить по комнате. Это упражнение можно проводить и в виде состязания. Побеждает тот, кто не дает подушке упасть со спины.
• НА ЛОДКЕ
Два ребенка садятся на пол лицом друг к другу и вытягивают ноги. Ступни ног одного ребенка упираются в ступни ног другого. Затем дети наклоняются и крепко берутся за руки. Один ребенок пытается отклониться назад и тянет за собой другого, который, оказывая товарищу (сестре/брату) небольшое сопротивление, постепенно наклоняется вперед. Вслед за этим он начинает тянуть первого, который, в свою очередь, оказывает ему сопротивление. Они похожи на двух гребущих с большим усилием спортсменов.
Источник
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ СПИНЫ У ДЕТЕЙ.
Здоровый позвоночник для человека любого возраста, и особенно ребенка, является одним из главных условий нормального развития.
Практически каждый день любой школьник проводит в сидячем положении от 3 до 7 часов.
Кроме того, ему нужно ежедневно носить тяжелый рюкзак или сумку на плече. Подобные факторы являются остро негативными для формирования мышечного корсета развивающегося организма.
В случае нарушений этого процесса, у ребенка начинает развиваться сколиоз или иные патологии позвоночного столба, которые приведут к значительным осложнениям со здоровьем в более зрелом возрасте.
Кроме того, дети, имеющие неправильную осанку, часто страдают от простуд, бронхита, гастрита и запоров. Тем не менее, если вовремя предпринять необходимые меры, можно избежать подобных проблем. Для этого потребуется проведение регулярных мероприятий, таких как лечебная физкультура, специальные упражнения которой помогут укрепить мышцы спины и брюшного пресса.
Польза ЛФК для опорно-двигательного аппарата детей
Процесс формирования костно-мышечного корсета позвоночника в первую очередь определяется состоянием всей мышечной системы ребенка, задача которой сводится к эффективному поддержанию позвоночного столба в естественном природном положении.
Систематические занятия лечебной физкультурой помогают закалить детский организм, развивая его мышцы, укрепление которых позволит удерживать позвоночник в физиологически правильном положении.
Польза от занятий лечебной физкультурой для ребенка проявляется в следующем:
- общеоздоравливающем и общеукрепляющем действии, нормализации деятельности всех систем организма, повышении иммунитета, стабилизации работы нервной системы;
- активизация обменных процессов;
- совершенствование двигательных навыков и координации движение, увеличение общей физической выносливости;
- укрепление мускулатуры спины, пресса, торса (мышечного корсета), мышц рук, ног и шеи в целом;
- устранение дисбаланса, возникающего при не достаточно равномерном, а также недостаточном формировании и растяжении связок и мышц;
- снятие повышенной нагрузки на позвоночный столб;
- исправление осанки, профилактика искривлений (сколиоз, кифоз, лордоз).
ЛФК очень важна для детей, так как укрепляет глубокие мышцы спины, а это профилактика искривления позвоночника
Занятия лечебной физкультурой с самого раннего возраста потребуют от родителей терпения и настойчивости, но из значимость невозможно переоценить в отношении профилактики проблем со спиной, которые неизбежно появляются у ребенка в период обучения в школе.
Показания к занятиям ЛФК
Если привычка выполнять комплекс специальных физических упражнений для укрепления спины не была привита ребенку с детства, то в школьные годы по причине резкого увеличения нагрузки на позвоночник, при внимательном наблюдении за поведением школьника, родители могут заметить ряд признаков, свидетельствующих о необходимости проведения профилактики.
К числу признаков начинающихся проблем с развитием позвоночника относятся:
- быстрая утомляемость;
- неуколюжесть и неловкость движений;
- отказ ребенка играть в подвижные игры;
- жалобы на головные боли и болезненность на уровне шеи;
- боли в конечностях, появляющиеся после прогулок;
- сидячая поза с упором на руки;
- затруднения во время длительного пребывания в одном положении;
- характерный хруст суставов, раздающийся во время движений.
Кроме того упражнения для укрепления позвоночника назначают детям при имеющихся следующих показаниях:
- общая задержка развития;
- сколиоз;
- рахит;
- дисплазия тазобедренного сустава;
- смещение позвоночных дисков;
- плоскостопие;
- косолапость;
- кривизна шеи.
Упражнения для укрепления спины у детей
В зависимости от возраста ребенка, его эмоционального состояния и иных физиологических показателей, врач определяет продолжительность занятий лечебной физкультурой, направленной на укрепление позвоночного столба.
В среднем длительность выполнения упражнений определяется следующим образом:
- грудничкам до полугода будут полезны упражнения, выполняемые от 10 до 20 минут в день;
- малышам от 6 до 12 месяцев принесет пользу ежедневная тридцати минутная гимнастика;
- дети от года до трех лет могут заниматься физическими упражнениями до 30-40 минут ежедневно.
Грудничкам нужно прививать физическую активность постепенно, ведь их позвоночный столб еще не сформирован до конца
Лучше всего, чтобы первое занятие было проведено профессиональным массажистом, которые сможет показать родителям правильную технику выполнения.
Лечебно-укрепляющая гимнастика для мышц спины должна проводиться с определенной частотой. Начинать занятия следует с 3 раз в неделю. При положительной реакции ребенка на нагрузки, их частоту можно довести до ежедневных тренировок.
С точки зрения техники выполнения, важно помнить, что любая тренировка должна начинаться с разминки. За ней должен следовать основной комплекс упражнений, обязательно включающих легкую растяжку. В процессе занятий нужно избегать однотипных упражнений.
Также следует исключить упражнения, которые вызывают у ребенка боли и неприятные ощущения. Занятия лечебной физкультурой, как и занятия любым другим видом спорта, наиболее благоприятны при проведении за 50-60 минут до или после приема пищи.
Во время занятий физкультурой в лечебных целях достичь максимальной пользы и снизить риск получения травм, предотвратить появление побочных эффектов поможет ряд несложных, но обязательных к выполнению правил:
- Комплекс специальных упражнений должен быть разработан лечащим врачом строго по индивидуальным показателям на основании предварительной диагностики. Данные специалистом рекомендации относительно техники выполнения упражнений, нужно строго соблюдать. Во время занятий лечебной физкультурой внимательно следить за осанкой ребенка, при этом положении спины должно быть максимально приближено к физиологическому положению.
- Занятия лечебной физкультурой должны проводиться в кабинете, имеющем специальное оборудование. Это может быть как поликлиника, так и домашние условия. Важно, чтобы ребенок всегда выполнял упражнения под присмотром взрослых.
- В начале регулярных занятий лечебной физкультурой ребенок вместе с одним или обоими родителями должны пройти обучение в соответствующем кабинете поликлиники.
- Каждое занятие необходимо начинать с массажа и разминки.
- Все упражнение нужно выполнять в небыстром темпе, исключая резки движения, прыжки или рывки. Не допустимо включение элементов акробатики.
- Важным правилом является противопоказание повышенной физической нагрузки с использованием отягощений, включая штанги, гири, гантели, при имеющихся нарушениях осанки.
- В процессе занятий должны быть исключены ощущения любой, даже малейшей боли.
- Специальные вращательные упражнения или вытягивание позвоночного столба также не рекомендованы для тренировок. Допустимо исключительно пассивное вытягивание, при котором под ногами обязательно присутствует опора.
- Увеличение нагрузок должно происходить медленно и постепенно, от простых к сложным элементам, избегая форсирования.
- При составлении комплекса упражнений должно быть предусмотрено чередование нагрузки для разных групп мышц, включение дыхательной гимнастики после физической тренировки.
Подготовка и разогрев
Начало упражнений лечебной физкультуры должно включать следующие действия:
- поглаживания;
- растирания;
- разминание мышц;
- вибрации.
При этом нужно особое внимание уделить подготовке ребенка к процедуре.
Самочувствие ребенка должно быть хорошим, настроение нормальное, уравновешенное, он должен чувствовать себя бодрым и отдохнувшим. До начала тренировки помещение нужно хорошо проветрить. Наиболее оптимальной для занятий является температура 18-22 градуса.
Детям до начала упражнений обычно хорошо помогает разогрев мышц при помощи массажа или принятие теплого душа. Занятия необходимо проводить регулярно в одни и те же часы. При проведении тренировки стоит включать негромкую музыку, которая поможет ребенку расслабиться и настроиться на работу.
В качестве упражнений разминки подойдут следующие:
- вдох воздуха животом через рот с последующей задержкой дыхания на несколько секунд и последующий выдох через нос;
- вращательные движения плечами вместе и поочередно;
- наклоны головы в разные стороны;
- махи руками;
- наклоны туловища в разные стороны из положения «руки в замке»;
- вращения бедрами;
- наклоны вниз, стараясь при этом коснуться руками кончиком пальцев ног;
- ходьба на месте с высоким подъемом коленей;
- бег на месте;
- глубокий вдох и полный выдох.
Основные упражнения
Базовые общеукрепляющие упражнения. Ниже приведены еще несколько упражнений для укрепления мышечного корсета
К основным упражнениям лечебной физкультуры обычно относят следующие:
- Езда на велосипеде. Из положения лежа на спине ноги делают в воздухе круговые движения с воображаемыми педалями.
- Ножницы. Махи прямыми ногами в горизонтальном направлении с перекрещиванием.
- Колобок. Подтягивание согнутых ног в коленях, обхватывание их руками и катание на спине по удобной траектории.
- Мост над дорогой. Это упражнение выполняется из положения лежа на спине, при этом ноги должны быть согнуты в коленях, а ступни опираться на пол, руки остаются вдоль туловища. Нужно оторвать от пола таз и стараться прогнуться, поднимая так как можно выше. В этом положении следует задержаться на 5 секунд, после чего вернуться в исходную позу.
- Акробат. Выполняется из положения лежа на спине, руки лежат вдоль туловища. Необходимо поднять прямые ноги, стараясь коснуться пола за головой носками.
- Котенок. Прогибы спины вниз и вверх из положения стоя на четвереньках.
- Корзина ягод. Лежа на животе, ребенок обхватывает обеими руками лодыжки ног и старается подтянуться как можно выше до положения, похожего на объемную корзину.
- Пловец. Из положения лежа на животе совершаются махи прямыми руками и ногами в воздухе с имитацией движений пловца.
- Лодочка. Лежа на животе, ребенок должен постараться оторвать руки и ноги от пола и замереть в воздухе, оставаясь в этом положении как можно дольше.
Уделите внимание завершающим этапам гимнастики
Заключительными упражнениями лечебной физкультуры обязательно должны быть действия, способствующие восстановлению дыхания и пульса, расслаблению всех мышц.
Для могут быть рекомендованы различные встряхивания, вращательные и поглаживающие движения, похлопывания.
Крайне нежелательно отвлечься от тренировки в самом ее разгаре, перейдя к повседневным делам, по причине высокого уровня риска травмирования разогретых мышц.
В конце тренировки полезно замедлить ее темп, что позволит телу ощутить завершение комплекса.
При этом останется ощущение сил и бодрости.
Также полезно в конце перейти к водным процедурам.
Противопоказания к занятию ЛФК у детей
Противопоказаниями для занятий также являются любые нарушения сердечного ритма, недостаточность дыхания. Выполнение упражнений запрещено при имеющихся злокачественных патологиях, острых формах рахита и туберкулеза, гепатита, воспаления в суставах, костях и мягких тканях.
При появлении любого из перечисленных недугов тренировки должны быть отменены до периода полного выздоровления ребенка. По мнению врачей, спина служит зеркалом здоровья человеческого организма в целом. По этой причине забота о правильной осанке должна начинаться с самого раннего возраста.
Занятий лечебной физкультурой принесут пользу любому ребенку, помогая укрепить его костно-мышечный корсет, позволяющий сохранять позвоночник в естественном физиологическом положении, предупреждая его искривления в период школьного возраста, травмирование и иные неблагоприятные изменения.
Источник