Мышцы ног у детей

В этой статье я расскажу, как укрепить мышцы ног ребенка с помощью гимнастики и массажа. Упражнения предназначены для грудных детей, которым нужно сформировать опору на ножки и подготовиться к первым самостоятельным шагам. В качестве дополнительного укрепления перед упражнениями можно сделать массаж ног (инструкцию смотрите по ссылке). В начале для выполнения упражнений нам понадобится гимнастический мяч.
Упражнение 1
Положите ребенка животом на мяч, ногами к себе. При этом

удерживайте его в подмышечной области. Прокатите ребенка на мяче к себе до соприкосновения подошв с поверхностью стола либо с массажным ковриком. Малыш должен научиться выпрямлять ноги и удерживать вес тела при опоре на ноги. Повторите упражнение 5–7 раз.
Упражнение 2
Ребенок находится в том же исходном положении, как в предыдущем упражнении. При прокатывании ребенка на мяче к себе сделайте так, чтобы его стопы упирались вам в область грудной клетки
Упражнение 3

Теперь возьмите ребенка на руки спиной к себе. Перед собой положите гимнастический мяч. Поднимите ноги ребенка, слегка согнув в коленных суставах и прижмите стопы к мячу. Добейтесь, чтобы малыш отталкивал мяч от себя, выпрямляя ноги. Повторите упражнение 8–10 раз. При отталкивании придерживайте мяч. Тем самым вы увеличите нагрузку на ноги малыша и будете тренировать мышцы ног.
Упражнение 4
Возьмите ребенка за туловище в подмышечной области спиной к себе, согните его ноги в коленных суставах и поставьте на стол. Он должен с вашей поддержкой удержаться в позе «стоя на коленях» до 5–7 секунд. При этом следите, чтобы спина малыша была прямой.
Упражнение 5
Из положения ребенка «стоя на коленях» с поддержкой в подмышечной области потренируйте подъем с коленей при помощи опоры на каждую ногу по очереди. Повторите упражнение 3–4 раза для каждой ноги.
Упражнение 6
Потренируйте умение ребенка садиться на корточки и вставать,

желательно без вашей дополнительной помощи.
Для этого поставьте малыша спиной к себе и поддерживайте его, обхватив рукой за талию. Слегка надавив в области подколенных ямок, помогите ребенку сесть на корточки, согнув ноги в коленных суставах. Задержите его в этой позе 3–5 секунд, после чего помогите ему выпрямить ноги, т.е. встать. Повторите упражнение 5 раз.
Упражнение 7

Следующее упражнение называется «Цапля». Потренируйте умение ребенка стоять на одной ноге. Это упражнение — для тех малышей, которые уверенно стоят на двух ногах, удерживая свой вес тела без посторонней помощи. Малыш стоит спиной к вам, а вы его страхуете, обнимая одной рукой за талию. Второй рукой возьмите ножку ребенка в области голени и согните ее в коленном суставе. Малыш должен удержать свой
вес на одной ноге в течение 3–5 секунд. Затем поменяйте ноги для опоры, по очереди сгибая их. Повторите упражнение по 2–3 раза с каждой стороны.
Упражнение 8

Поучите малыша подниматься на ступеньку. Для этого поставьте ребенка к себе спиной и удерживайте его одной рукой, обхватывая его за талию. Перед его ногами поставьте ступеньку высотой 6–7 см. Для ступеньки можно использовать прочную коробку. Свободной рукой возьмите ножку малыша в области голеностопного сустава, приподнимите ее, сгибая в коленном суставе. Поставьте на ступеньку, плотно прижимая подошву стопы к поверхности ступеньки. Помогите малышу перенести вес тела на эту ногу и выпрямить ее, поднимаясь на ступеньку. Затем вторая ножка должна встать рядом с первой. Вернитесь в исходное положение и
повторите упражнение еще 3–5 раз, начиная движение с каждой ноги по очереди.
Как укрепить мышцы ног ребенка с помощью массажа смотрите в публикациях:
- основные приемы массажа
- массаж ног
- детский массаж: рекомендации
- Вопросы по теме задавайте на форуме.
- Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
- Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
- Записывайтесь на очный прием в Москве.
*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.
Источник
У ребенка грудного возраста могут быть разные варианты мышечного тонуса. В норме в первые три месяца жизни у малыша выражен физиологический гипертонус, который постепенно снижаясь приходит к физиологическому или нормотонусу. Если были проблемы во время перинатального периода, то последствием может стать следующие изменения мышечного тонуса:
- гипертонус мышц у ребенка или повышенный мышечный тонус (нефизиологический), сохраняется после 3 месяцев
- гипотония мышц или пониженный мышечный тонус
- мышечная дистония – непостоянное или неравномерное нарушение мышечного тонуса в разных мышечных группах, по ощущениям при тестировании нечто среднее между гипо- и гипертонусом.
Обычно педиатр, невролог, ортопед обращают внимание на мышечный тонус и определяют его изменения. Сами родители так же могут увидеть изменения мышечного тонуса у малыша. Какие отклонения можно заметить читайте по ссылке. Далее я расскажу, какие занятия рекомендую родителям, если был определен гипертонус мышц у ребенка.
Если гипертонус мышц у ребенка в ногах
Упражнение 1

Положите малыша на спину. Одну ногу выпрямите и придерживайте в области коленного сустава. Другую ногу согните в коленном суставе, и бедро отводите в сторону с потряхивающими движения с легким давлением на внутреннюю поверхность бедра и задержитесь на несколько секунд в положении максимального отведения. Затем ноги поменяйте. Повторите упражнение по 5 раз с каждой стороны.
Упражнение 2
Затем поднимите прямые ноги ребенка под прямым углом к поверхности стола и разведите их в стороны. Повторите упражнение 5-7 раз
Упражнение 3

Теперь разведите выпрямленные ноги малыша, при этом пятки должны скользить по поверхности стола. повторите упражнение 5-7 раз.
Рекомендации остеопата для родителей
1.Детям до трех месячного возраста – широкое пеленание.
2. Детям после трех месяцев широкое пеленание можно заменить положением на руках так, чтобы бедра ребенка были в положении разведения на боку у матери.
3. Детям второго полугодия можно сидеть верхом на мягкой игрушке с широкой спиной.
Упражнение 4

Ребенок лежит на спине. Возьмите ноги ребенка так, чтобы ваши руки располагались в области коленных суставов. Медленно поднимите ножки над поверхностью стола, сгибая их только в тазобедренных суставах, коленные суставы фиксированы. На определенном этапе вы ощутите сопротивление движению и начало сгибания ног в коленных суставах. оказывайте противодействие сгибанию ног в коленных суставах, увеличивая на несколько сантиметров амплитуду движения, растягивая мышцы-сгибатели. Задержитесь на несколько секунд и возвратите ножки в исходное положение. Повторите упражнение 4-5 раз. С каждым занятием угол свободного подъема ног будет увеличиваться.
Упражнение 5

Малыш лежит на спине. Растягиваем икроножные мышцы. Для этого сгибаем стопы в голеностопных суставах до прямого угла. Ноги при этом должны быть выпрямленными в коленных суставах. Повторить упражнение 7-10 раз.
Упражнение 6
В положении ребенка лежа на спине с согнутыми ногами покатайте маленький массажный мячик. Для этого обхватите рукой стопу ребенка, установите ее на мячик в прямом положении и при движении от себя доводите стопу до соприкосновения пятки со столом. При движении к себе с поверхностью стола соприкасается мысок ребенка. Повторите упражнение 10 раз с каждой стороны
Дополнительно приемами массажа активно стимулируем тыльное сгибание стоп. Для этого ноги малыша согните в коленях и стопы поставьте на стол. Интенсивно и одновременно растирайте наружный и внутренний края стопы своими 1 и 2 пальцами. Ответная ожидаемая реакция – приподнимание мыска над поверхностью стола при опирающейся на стол пятке

Положите ребенка на животе с выпрямленными ногами, стопы при этом должны свешиваться с края стола. Производите поглаживающие движения по подошве, от пятки к мыску с легким давлением в конце, добиваясь расслабления мышц.
Необходимое условие выполнения пассивного сгибания конечности в суставах для растяжения мышц – это отсутствие активного сопротивления со стороны ребенка выполняемому движению. В противном случае можно получить обратный эффект до появления мышечной контрактуры в икроножной мышце
Рекомендации остеопата для родителей
Во время курса коррекции не давать нагрузку на ноги ребенка. Не допускать прыжковых движений при поддержке. Не использовать прыгунки и ходунки.
Если гипертонус мышц у ребенка в руках
В положении лежа на животе массажными приемами разминания и растягивания прорабатываем заднюю поверхность шеи верхний плечевой пояс и верхнюю половину туловища. При правильном выполнении приемов массажа голова и плечи начинают опускаться, шея визуально удлиняется.
В положении лежа на животе массажными приемами разминания и растягивания прорабатываем заднюю поверхность шеи верхний плечевой пояс и верхнюю половину туловища. При правильном выполнении приемов массажа голова и плечи начинают опускаться, шея визуально удлиняется.
Упражнение 1

После массажных приемов, сначала одну руку (со стороны гипертонуса) вытяните вперед, сопровождая движение медленным поглаживанием с дополнительным растягиванием мышц, начиная от предплечья и заканчивая у гребня подвздошной кости. Задержите руку в этом положении на несколько секунд, туловище выведите в прямое положение. Далее такое же растягивание произведите снизу вверх, т.е. от гребня подвздошной кости до подмышечной области, но при этом своей рукой придерживайте таз ребенка. Затем повторите тот же прием но с другой стороны.
Упражнение 2

После получения эффекта расслабления ребенок может непродолжительное время сохранять приданную позу. Поэтому переходим к следующим пассивным движениям: выпрямите руки в локтевых суставах, затем согните их, имитируя движения пловца «брасом». Затем ладонями ребенка при вытянутых руках удерживаем игрушку, хлопаем ладошками. Повторяем упражнение 5-7 раз.
Рекомендации остеопата для родителей
Необходимы условием для сохранения равномерного распределения мышечного тонуса по сторонам и формирования симметричного мышечного корсета является положение туловища ребенка во время его активного бодрствования, например, на руках у родителей. Если ребенка носить на одной руке лицом к себе, то его желание увидеть происходящее стимулирует поворот головы в одну сторону с разворотом туловища при фиксированном тазовом поясе. При длительном несимметричном положении ребенка на руках родителей оно будет сохраняться и в положении лежа, как на спине, так и на животе. В соответствии с этим родителям даются следующие рекомендации:
Оптимальное положение на руках у родителей это, когда ребенок находится спиной к родителю, одна рука фиксирует грудную клетку ребенка, другая поддерживает в области ягодиц или бедер. При этом поворот головы не будет ограничен, а запрокидывание головы назад будет не возможным. Будут также свободны для манипуляций и руки ребенка. Позвоночник будет находиться по средней линии, без вертикальной нагрузки и без разворотов.
- Вопросы по теме задавайте на форуме.
- Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
- Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
- Записывайтесь на очный прием в Москве.
Источник
здравствуйте,я молодая мама 17 лет,своих родителей нет,подскажите пожалуйста моей дочке годик исполнился не давно,ещё не ходит,у неё очень слабые ножки и ступни,какие массажи существуют для этого и вообще какие есть процедуры чтобы укреплять ножки,пожалуйста подскажите!!!
1.
Рига
[1798608135] — 13 июля 2011, 20:14
а педиатра спросить не судьба?
если спрашиваю значит не судьба
3.
ЛиЛу
[3148113357] — 13 июля 2011, 20:35
4.
Гость
[1693056234] — 13 июля 2011, 20:41
5.
Гость
[1381625985] — 13 июля 2011, 20:44
У моей дочки были оч слабые ноги, она пошла только в 1.4. Щас ей 2,5, бегает быстрее всех сверстников))
6.
кАтя
[1298031533] — 13 июля 2011, 20:59
mojno poprobovat’ detskii bassein, esli k rebenku ne «lipnet» zaraza
7.
Гость
[2548577594] — 13 июля 2011, 20:59
причем тут слабые ноги? дети же разные и начинают ходить не все в год! есть такие кто и в 15 и 16 месяцев начинают ходить и это норма.
у меня запланированый ребёнок,если кому интересно…
11.
гиГи
[1629205973] — 13 июля 2011, 22:45
плавание сильно тренирует. я в ванне грудничка учу, купила круг, он на шею надевается и он ручками ножками плавает.Если в вашем городе есть бассейн для деток маленьких. или купите бассейн если частный дом. Сразу ножки укрепятся
12.
Алина
[89842818] — 13 июля 2011, 22:47
Конечно, массажи есть. Можете в поликлинике массажистку опросить на дому массаж сделать ребенку, если деньги есть. Тем более массаж ребенку очень сильно помогает в развитии на превом году. А вообще, можете и сама в интернете посмотреть, ничего особо сложного в укреплении мышц нет. Только надо осторожнее, не делать ничего через силу, если ребенок будет кричать-все зря.
13.
Гость
[2399204447] — 13 июля 2011, 22:58
Плавание. И обязательно ванночки с морской солью. Массаж профессиональный по возможности, сами можете учить приседать и вставать.
14.
Гость
[3548548750] — 14 июля 2011, 04:02
Моя пошла в 1,2, просто все дети разные . Я вот в год я начала бить панику, прошли курс массажа, делала с ней зарядку (жутко кричала), сделали узи тазобедренных, были у невропатолога (выписал нейроветан, по четвертинке 10 дней), у травматолога-ортопеда и ничего не помогло, а через месяц сама пошла
15.
Rima
[3311973100] — 15 июля 2011, 14:00
Самое лучшее — плавание, тут верно говорят. Оно укрепляет все группы мышц. А малыши тем более быстро привыкают и плавать легко учатся.
16.
Гость
[1822926126] — 23 марта 2012, 16:03
Рига
а педиатра спросить не судьба?
17.
Гость
[1822926126] — 23 марта 2012, 16:03
ну и так можно
18.
Гость
[1822926126] — 23 марта 2012, 16:05
да! это и вправду
19.
Мэл
[3196721082] — 23 марта 2012, 16:07
20.
Гость
[1616007229] — 24 апреля 2012, 20:11
А вы слышали о «активная гимнастика» Это комплекс упражнений рассчитаный на то чтобы укреплять все группы мышц у малышей. Я смотрела видео по этой теме и статьи читала в группе » академия материнства и детства» . Вы тоже узнайте поподробнее . Потом лучше будет если сейчас начать!
моему ребенку девять месяцев но она до сих пор не держит голову и не наступает на ноги подскажите пожалуйста что делать
К невропатологу срочно,сделать узи мозга,лечение препаратами и массаж с ЛФК.
23.
Гость
[1843949863] — 24 января 2013, 13:47
совсем молодая мама
у меня запланированый ребёнок,если кому интересно…
24.
гость
[2112795650] — 18 февраля 2013, 08:36
делать массаж у специалиста я вообще ребенку 5 курсов массажа делала по 10 дней мышцы очень слабые были . мышцы укрепилисись собираемся ходить нам 1.2 и гимнастика каждый день
25.
юлия
[3918686113] — 28 мая 2013, 22:20
гость
делать массаж у специалиста я вообще ребенку 5 курсов массажа делала по 10 дней мышцы очень слабые были . мышцы укрепилисись собираемся ходить нам 1.2 и гимнастика каждый день
26.
юлия
[3918686113] — 28 мая 2013, 22:25
27.
Гость
[2204734207] — 09 октября 2013, 20:22
Ходить в воде — наливаете в ванну как можно больше воды и «ходите» — он ходит, а вы его поддерживаете под мышки. Даже если ребенок пока сам не пошел, он будет стараться совершать движения по принципу ходьбы или хоть как-то шевелить в воде ножками — сопротивление среды больше, чем на воздухе, поэтому зарядка отличная. Каждый день, но без фанатизма — минут пять -десять, чтобы и себе спину не сорвать. Плюс посоветуйтесь с врачом насчет массажа…
28.
Гость
[763304777] — 01 декабря 2015, 12:06
А у вас травм родовых не было? У нас все абсолютно так же! Что Вы делали? Сейчас какая ситуация?
29.
Ольга
[3753563318] — 16 ноября 2016, 18:55
Гость
А у вас травм родовых не было? У нас все абсолютно так же! Что Вы делали? Сейчас какая ситуация?
30.
Жасмин
[1730977611] — 09 января 2018, 08:15
совсем молодая мама
у меня запланированый ребёнок,если кому интересно…
30.
Гость
[4084689556] — 02 мая 2019, 19:27
Нам 1,1 мы до сих пор тоже не ходим,нам знакомые сказали как так,вы ещё не ходитееее,,,,это ненормально,нужно идти к неврологу,,,вот пойдём после выходных
30.
Алла
[1450324018] — 08 мая 2019, 12:37
Моему ребёнку 1,9 слабые мвщцы ног,были у невролога ,ортопеда ,назначали массаж ,и больше пытаться ходить
Сейчас мы ходим у опоры,за 2 руки ,садится на присятки и встаёт с них
Может у кого-то такое было ,подскажите что ещё делали
И через сколько месяцев начали ходить
31.
Екатерина
[4121804353] — 11 июня 2019, 14:20
Алла
Моему ребёнку 1,9 слабые мвщцы ног,были у невролога ,ортопеда ,назначали массаж ,и больше пытаться ходить
Сейчас мы ходим у опоры,за 2 руки ,садится на присятки и встаёт с них
Может у кого-то такое было ,подскажите что ещё делали
И через сколько месяцев начали ходить
32.
ГостьЮлия.
[1226853974] — 04 февраля, 14:52
Алла
Моему ребёнку 1,9 слабые мвщцы ног,были у невролога ,ортопеда ,назначали массаж ,и больше пытаться ходить
Сейчас мы ходим у опоры,за 2 руки ,садится на присятки и встаёт с них
Может у кого-то такое было ,подскажите что ещё делали
И через сколько месяцев начали ходить
Источник
Содержание:
- Тонус бывает разный
- Диагностика мышечного тонуса
- Массаж при повышенном и пониженном тонусе у грудничка
Первые движения крохи происходят благодаря мышечно-суставному чувству, при помощи которого ребенок еще задолго до появления на свет определяет свое место в пространстве. На первом году жизни мышечно-суставное чувство дает ребенку мощный стимул для развития. Именно благодаря ему кроха учится совершать сознательные движения (поднимать голову, тянуться за игрушкой, переворачиваться, садиться, вставать и т.д.). И основной характеристикой мышечного скелета новорожденных является тонус.
Тонус бывает разный
Вместе с детским врачом-невропатологом Князевой Инной Викторовной постараемся разобраться, что же такое мышечный тонус и что считать нормой. Даже во сне наши мышцы не расслабляются полностью и сохраняют напряжение. Это минимальное напряжение, которое сохраняется в состоянии расслабленности и покоя, и называют мышечным тонусом. Чем ребенок младше, тем выше тонус — это связано с тем, что сначала окружающее пространство ограничивается маткой, и ребенку нет необходимости совершать целенаправленные действия. В позе эмбриона (с плотно прижатыми к туловищу конечностями и подбородком) мускулатура плода находится в сильном напряжении, иначе ребенок просто не поместился бы в матке. После рождения (в течение первых шести-восьми месяцев) мышечный тонус постепенно ослабевает. В идеале тонус мышц у двухгодовалого малыша должен быть приблизительно таким же, как у взрослого человека. Но практически у всех современных младенцев наблюдаются проблемы с тонусом. Плохая экология, осложнения в период беременности, стрессы и ряд других неблагоприятных факторов провоцируют нарушение тонуса у новорожденных. Существует несколько наиболее распространенных нарушений мышечного тонуса.
Повышенный тонус (гипертонус).
Ребенок кажется напряженным и зажатым. Даже во сне малыш не расслабляется: его ножки согнуты в коленях и подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, а кулачки стиснуты (часто в форме «фиги»). При гипертонусе ребенок с рождения хорошо держит голову из-за сильного тонуса затылочных мышц (но это не есть хорошо).
Пониженный тонус (гипотонус).
При пониженном тонусе ребенок обычно вялый, мало двигает ножками и ручками и долго не может держать голову. Иногда ножки и ручки ребенка разгибаются в коленных и локтевых суставах более чем на 180 градусов. Если вы выложите ребенка на живот, то он не сгибает руки под грудью, а разводит их в стороны. Ребенок выглядит обмякшим и распластанным.
Асимметрия мышечного тонуса.
При асимметрии на одной половине тела тонус выше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, а туловище изгибается дугой. Когда ребенка выкладывают на живот, он заваливается всегда в один бок (где усилен тонус). Кроме того, асимметрию легко обнаружить по неравномерному распределению ягодичных и бедренных складок.
Неравномерный тонус (дистония).
При дистонии сочетаются признаки гипер- и гипотонуса. В этом случае у ребенка одни мышцы чересчур расслабленны, а другие чересчур напряжены.
Диагностика мышечного тонуса
Обычно сразу после родов врач на основании визуальных диагностических тестов выявляет нарушения тонуса и двигательной активности новорожденного. Кроме того, у всех грудничков присутствуют так называемые «остаточные» (позотонические) рефлексы, по которым также можно определить нарушения мышечного тонуса. В принципе вы и сами можете проверить, как у ребенка обстоят дела с тонусом. Вот несколько основных тестов, которые позволяют определить отклонения в развитии мышечного тонуса и позотонических рефлексов новорожденного.
Разведение бедер.
Положите ребенка на спину и осторожно попробуйте разогнуть ножки и раздвинуть их в разные стороны. Но не применяйте силу и следите, чтобы ребенку не было больно. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление. Если ноги у новорожденного без сопротивления полностью разгибаются и легко разводятся в разные стороны — это свидетельство пониженного тонуса. Если сопротивление слишком сильно и при этом ноги ребенка перекрещиваются — это признак гипертонуса.
Присаживание за руки.
Положите ребенка на спину на твердую ровную поверхность (например, на пеленальный столик), возьмите за запястья и плавно потяните на себя, как бы усаживая его. В норме вы должны ощущать умеренное сопротивление к разгибанию рук в локтях. Если ручки ребенка разогнулись без сопротивления, а в положении сидя живот сильно выпячен вперед, спина округлена, а голова отклонена назад или опущена вниз — это признаки пониженного тонуса. Если вам не удается отвести руки ребенка от груди и разогнуть их — это, наоборот, свидетельствует о гипертонусе.
Шаговый рефлекс и рефлекс опоры.
Возьмите малыша вертикально под мышки, поставьте его на пеленальный столик и слегка наклоните вперед, вынуждая его сделать шаг. В норме ребенок должен стоять, опираясь на полную стопу с расправленными пальцами на ногах. А при наклоне вперед ребенок имитирует ходьбу и не перекрещивает ноги. Этот рефлекс постепенно угасает и к 1,5 месяцам практически исчезает. Если у ребенка старше 1,5 месяцев этот рефлекс сохраняется — это свидетельство гипертонуса. Также на повышенный тонус указывают поджатые пальцы на ногах, перекрещивание ног при ходьбе или опора лишь на передние отделы стопы. Если вместо того, чтобы стоять, новорожденный приседает, делает шаг на сильно согнутых ногах или вообще отказывается ходить — это признаки пониженного тонуса.
Симметричный рефлекс.
Положите ребенка на спину, просуньте ладонь ему под затылок и осторожно наклоните голову малыша к груди. Он должен согнуть руки и разогнуть ноги.
Асимметричный рефлекс.
Положите ребенка на спину и медленно без усилия поверните его голову к левому плечу. Ребенок примет так называемую позу фехтовальщика: вытянет вперед руку, разогнет ногу слева и согнет правую ногу. Затем поверните лицо ребенка в правую сторону, и он должен повторить эту позу только в противоположную сторону: вытянет вперед правую руку, разогнет правую ногу и согнет левую.
Тонический рефлекс.
Положите ребенка на спину на твердую поверхность — в таком положении у новорожденного повышается тонус разгибателей, он старается распрямить конечности и как будто раскрывается. Потом переверните ребенка на живот и он «закроется», подтянет под себя согнутые ручки и ножки (на животе усиливается тонус сгибателей).
В норме симметричный, асимметричный и тонический рефлексы выражены умерено и постепенно исчезают к 2-2,5 месяцам. Если у новорожденного отсутствуют эти рефлексы или слишком слабо выражены — это свидетельствует о пониженном тонусе, а если к трем месяцам эти рефлексы сохраняются — это признак гипертонуса.Рефлексы Моро и Бабинского.
Внимательно понаблюдайте за ребенком. При перевозбуждении он должен разбрасывать ручки в стороны (рефлекс Моро), а при раздражении (щекотании) подошв ребенок рефлекторно начинает разгибать пальцы на ногах. В норме рефлексы Моро и Бабинского должны проходить к концу 4-ого месяца.
Если мышечный тонус и связанные с ним рефлексы не претерпевают соответствующих возрасту малыша изменений — это весьма опасный сигнал. Не стоит надеяться на пресловутое «авось» и ждать, что проблемы с мышечным тонусом пройдут сами по себе. Нарушение тонуса и развития рефлексов часто приводит к задержке двигательного развития. А при сильном отклонении от нормы речь идет о возможном формировании заболеваний нервной системы, начиная от судорог и заканчивая детским церебральным параличом (ДЦП). К счастью, если врач диагностирует нарушение тонуса при рождении (или в первые три месяца), угрозу развития тяжелых заболеваний можно предотвратить при помощи массажа, ведь на первом году жизни нервная система обладает огромным восстановительным потенциалом.
Массаж при повышенном и пониженном тонусе у грудничка
Лучше всего начинать массаж, когда малышу исполнилось два месяца. Но прежде необходимо показать ребенка трем специалистам: педиатру, ортопеду и невропатологу, которые ставят диагноз и дают рекомендации. Если ребенку требуется медикаментозное лечение, то оно обычно «подгоняется» под массаж. Правильно и своевременно сделанный курс массажа помогает скорректировать многие ортопедические нарушения (косолапость, неправильно вывернутые стопы, и т.д.), нормализовать мышечный тонус и устранить «остаточные» рефлексы. При серьезных отклонениях от нормы массаж должен делать профессионал. А вот слегка подкорректировать тонус можно и в домашних условиях.
Делать массаж лучше днем, не менее чем через час после кормления. Предварительно следует проветрить комнату и позаботиться, чтобы температура была не ниже 22 градусов, ребенку должно быть не жарко не холодно. Руки необходимо вымыть теплой водой, насухо вытереть (чтобы они были теплые). Не стоит обмазывать все тело ребенка массажным маслом или кремом, достаточно нанести небольшое количество крема себе на руки. Для массажа можно использовать специальное масло или обычный детский крем. Делая массаж, ласково разговаривайте с ребенком и следите за его реакцией. При появлении первых признаков утомления (плач, хныканье, недовольные гримасы) следует прекратить занятия.
При массаже все движения делаются от периферии к центру, начиная с конечностей: от кисти к плечу, от стопы к паху. На первых занятиях каждое упражнение повторяется только по одному разу. Первое время весь комплекс массажа будет занимать не более 5 минут. Постепенно увеличивайте число повторений и время до 15-20 минут.
Для устранения гипертонуса и остаточных рефлексов, проявляющихся в чрезмерной активности ребенка, проводится так называемый щадящий массаж — он расслабляет и успокаивает. Начинайте массаж с поглаживания рук, ног, спины тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Положите ребенка на живот, а свою ладонь положите вдоль спины малыша. Не отрывая руки от спины малыша, штриховыми движениями нежно перемещайте его кожу вверх, вниз, вправо и влево, как будто вы рукой просеиваете песок через сито. Затем положите ребенка на спину, возьмите его за кисть и легко потрясите ее, придерживая ребенка за предплечье. Таким образом, несколько раз помассируйте обе руки и ноги. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за мышцы руки (чуть повыше запястья) и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону. Ваши движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Проделайте то же самое с ногами, ухватив ребенка за мышцы голени. Заканчивать массаж нужно так же, как и начинали — плавным поглаживанием.
При пониженном тонусе, наоборот, проводится стимулирующий массаж, который активизирует ребенка. Стимулирующий массаж включает в себя большое количество «рубящих» движений. После традиционных поглаживаний ребром ладони легонько пройдитесь по ножкам, ручкам и спине малыша. Потом положите ребенка на живот и перекатывайте костяшки пальцев по его спине, попке, ногам и рукам. Затем переверните ребенка на спину и покатайте костяшками по его животу, рукам и ногам.
Помимо массажа для нормализации мышечного тонуса помогает лечебная физкультура, например, упражнения на большом надувном мяче. Положите ребенка животом на мяч, ноги должны быть согнуты (как у лягушки) и прижаты к поверхности мяча. Пусть папа, например, удерживает ножки ребенка в таком положении, а вы возьмите малыша за ручки и тяните его на себя. Потом возвращаете малыша в исходное положение. Теперь возьмите малыша за голени и тяните их на себя, д