Мышцы ног в карандаше
Как известно, портрет бывает трёх видов: «Голова», «Полуфигура», «Фигура». В последнем случае, равно как и в многофигурных композициях, автор должен уметь рисовать ноги. Поэтому предлагаю начинающим художникам рассмотреть пластическую анатомию нижних конечностей человека. Сначала познакомимся с основными названиями, а далее изучим скелет и мускулатуру, которые и определяют форму ног. Для начинающих особенно важными могут стать схематичные рисунки, где изображены основные объёмы, основные мышечные массы.
Основные названия
- бедро;
- голень.
Скелет:
- бедренная кость;
- большая берцовая кость (большеберцовая кость);
- малая берцовая кость (малоберцовая кость).
Мускулатура:
- четырёхглавая мышца бедра;
- портняжная мышца;
- приводящие мышцы бедра;
- надколенник;
- передняя большеберцовая мышца;
- малоберцовые мышцы;
- общий разгибатель пальцев;
- задние глубокие мышцы голени;
- камбаловидная мышца;
- икроножная мышца;
- подвздошно-большеберцовый тракт;
- большая ягодичная мышца;
- средняя ягодичная мышца;
- напрягатель фасции;
- полусухожильная мышца;
- длинная головка двуглавой мышцы
- ахиллово сухожилие
Особо внимательный читатель мог заметить, что я перечислил далеко не все мышцы. Это объясняется тем, что нам нужны только основные мышечные группы, которые хорошо заметны. Запоминая их, начинающий художник станет более уверенно рисовать с натуры и понимать, что за тем или иным изгибом контура прячется мышца, сухожилие или кость.
Форма ног
Форму ног определяет скелет, мускулатура, подкожный жир. Понятно, что здесь многое зависит от индивидуальных особенностей человека. Также, мужское телосложение отличается от женского. Однако, основа неизменна. Строение ног должно прослеживаться в рисунке самых разных людей — пожилых, молодых, мужчин, женщин, высоких, низкорослых, худых, полных…
Я подготовил иллюстрации в следующей последовательности: скелет, мускулы, схематичное изображение основных мышечных групп, тональный рисунок ног карандашом. Такая последовательность позволит сравнивать одно с другим и применять анатомические знания на практике. Для художника очень важно понимание формы, умение видеть в портрете те или иные мышцы.
Анатомические рисунки скелета и мышц изображают как устроены ноги человека. Здесь видно направление мышечных волокон, основные объёмы мышц, их форма, а также сухожилия и суставы. В тональных рисунках ног карандашом реалистично показано как внешне проявляются вышеизложенные подробности. Эти рисунки изображают ноги человека такими, какими мы их обычно видим. Если осмыслить эти иллюстрации, то рисунок человека с натуры уже не покажется слишком сложным. Придёт уверенность и понимание сути, которое не позволит начинающим художникам «заблудиться» в мелких деталях портрета.
Линии контура: основные изгибы
Для простоты восприятия я сделал ещё один условно-схематичный рисунок ног. На нём хорошо видны ключевые изгибы контура, определяющие пластику ног. Стрелками показаны направления этих изгибов. Конечно, данное изображение слишком упрощённое, однако, оно прекрасно демонстрирует ключевые особенности формы ног человека. Для начинающих художников эта схема поможет понять суть и применить знания пластической анатомии в рисунке.
Коленный сустав
Отдельного внимания заслуживает коленный сустав. Его форма определяется мыщелками бедренной и большеберцовой костей, связками, сухожилиями четырёхглавой мышцы бедра, надколенником, жировой тканью.
Форма колена меняется в зависимости от напряжения четырёхглавой мышцы и от того, согнута нога или нет. Надколенник сращён с сухожилием четырёхглавой мышцы бедра и может подниматься или опускаться относительно костей. Если нога согнута, то четырёхглавая мышца и сухожилие надколенника натягиваются, надколенник прижимается к мыщелкам бедра, жировая клетчатка уходит в глубину сустава. В результате мыщелки бедренной кости становятся хорошо заметными.
При разогнутом колене (прямой ноге) и расслабленной четырёхглавой мышце, надколенник немного сползает вниз, связка надколенника обвисает, а вокруг становится заметной жировая ткань, которая оттесняется сюда из полости сустава вследствие разгибания колена и смыкания мыщелков бедра и голени.
Заключение
В рисовании портрета важна практика, рисование с натуры, наблюдательность. В процессе рисования начинающему художнику следует не срисовывать контуры, а строить объёмные массы, анализируя форму. Знание основ пластической анатомии поможет видеть эту форму и рисовать грамотно.
Алексей Епишин
Читайте далее:
- Как рисовать портрет? Основы рисунка головы человека.
- Рисуем портрет: ключевые пропорции в рисунке головы человека
- Рисуем портрет: поэтапный рисунок головы человека
- Пропорции в рисунке лица человека. Простая схема для начинающих художников.
- Как рисовать глаза? Рисунок глаза карандашом от «а» до «я».
- Как рисовать нос? Поэтапный рисунок с обучающими схемами.
- Как рисовать губы в портрете? Рисунок карандашом с обучающими схемами.
- Как рисовать ухо? Рисунок карандашом с обучающими схемами.
- Как рисовать руки? Анатомия для художника
- Как рисовать кисть руки? Анатомия для художника
- Как рисовать человека? Торс. Анатомия для художника
- Как рисовать ноги? Анатомия для художника
- Подсветка в портрете
Смотрите также:
Тематические уроки и поэтапные видеоуроки рисунка и живописи
Учебные пособия по изобразительному искусству
Источник
Красота человеческого тела привлекала скульпторов и художников на протяжении многих веков. Как и в эпоху античности, в период, когда человек был создан по образу и подобию богов, так и сейчас он, «венец природы», остается предметом вдохновения для многих творцов.
Эта статья содержит несколько несложных в понимании уроков, которые помогут начинающим художникам разобраться, как легко и при этом правильно изображать одну из важнейших, наравне с руками, частей тела человека — ноги.
С чего начать?
Итак, для того, чтобы начать творить, нам необходимы хотя бы самые минимальные знания анатомии. Но не стоит бояться столь страшного и пугающего на первый взгляд слова. На первых этапах достаточно познакомиться с основами, постепенно изучая более сложный материал.
Помимо необходимой теоретической части, для дальнейшей работы нам понадобится следующее:
- бумага (отдельные листы или альбом);
- карандаши (простые, автоматические; разные по твердости и мягкости для набросков и штриховки);
- ластик.
Но самое главное, без чего не обойтись в любом новом начинании — это целеустремленность и стремление достичь стоящего результата. Ведь без желания и малейшей заинтересованности все будет валиться из рук и не получаться, что явно не сыграет на пользу ни вам, ни вашему настроению и навыкам.
И вот, когда у нас имеется всё необходимое, можно приступать уже к самому процессу.Есть несколько доступных способов рисования ног. Сейчас мы рассмотрим несколько уроков, начиная с наиболее простого.
Как рисовать ноги: простой вариант с геометрическими фигурами
Данный способ является наиболее понятным и несложным даже для начинающих. За основу берется несколько простых геометрических фигур.
Перед тем, как приступить, следует ознакомиться с особенностями строения мужских и женских ног:
- мужчины по природе своей более сильные и мускулистые, в то время как женщины нежнее и слабее. Следовательно, и формы у одних мощные и крупные, а у других тонкие и изящные;
- женские изгибы плавнее и имеют округлые формы, мужчины же имеют достаточно грубые черты и угловатости;
- различается также строение верхней части (область бедра): у женщин она больше, нежели у мужчин.
Пошаговая инструкция:
- Измерьте пропорции. Они зависят от таких факторов, как возраст и пол человека. Длина ног взрослого и ребенка имеют заметные различия, поэтому этот пункт является важным.
- Задайте направление
- Нога – не прямая палка, помните об этом. Используя овалы и круги, можно добиться изгибов и выпуклостей для этой части тела. Можете также более детально обозначить рельеф мышц для большей натуральности.
- Прорисуйте более четко основные мышцы и линии изгибов.
- Штриховкой создайте тени на внутренней части бедра и на боковой стороне ягодицы. Такой контраст придаст объема и живости рисунку.
Как рисовать ступни: пошаговая инструкция
Если не вдаваться сильно в анатомию, то можно вынести несколько основных правил:
- ступня не является абсолютно плоской. По строению она напоминает арку, поэтому в процессе рисования не стоит забывать про естественные изгибы;
- линия от пятки до мизинца также имеет изгибы: лодыжка, пятка и арка;
- пальцы не лежат полностью на земле: большой – параллелен поверхности, а остальные опущены к земле.
Пошаговая инструкция:
- Рисуем основную форму – приплюснутое с одной стороны продолговатое яйцо.
- Корректируем под естественную форму — с приплюснутой стороны создаем асимметрию.
- Нам необходимо показать объем. Для этого рисуем сплющенную изогнутую пирамиду с закругленными гранями. Ее вершина смещена к пятке: в этом месте находится соединение ноги со ступней, и образуется лодыжка.
- Добавляем пальцы. Можете рисовать по отдельности, независимо от основной формы (ступни). Как вариант, прорисовываются направляющие линии для определения формы всех пальцев.
- Проработать арку и добавить кость лодыжки.
Распространен также способ, когда за основу берется треугольная клиновидная призма и из нее уже формируется форма ступни.
Как рисовать ноги в стиле аниме
Скорее всего, этот вариант покажется более легким, ведь здесь не требуется такой реалистичности и точности в изображении. Кроме того, стилей рисовок в аниме огромное количество и пропорции нередко частично видоизменены. Но все же не стоит на начальном этапе этим увлекаться и пренебрегать основами.
- Шаг 1. Делаем набросок. Если поза персонажа берется из головы, то следует ее тщательно продумать и набросать линиями эскиз. Опять-таки выбираем направление и динамику, соблюдаем установленные пропорции.
- Шаг 2. Добавляем рельеф. Это идет проработка основных изгибов и линий мышц. Здесь проявляется еще одна особенность – возможность гиперболизировать строение частей тела (разумеется, в разумных пределах)
- Шаг 3. В зависимости от идеи и образа персонажа, дорисовываем одежду, обувь и более мелкие детали.
- Шаг 4. Обводим, создавая четкий и ясный контур.
- Шаг 5. Есть варианты: придаем работе объем обычной штриховкой или выполняем то же самое, но в цвете.
Рекомендации по поводу дальнейших действий
Теперь, когда вы познакомились с теоретической базой и самостоятельно попробовали поэтапно нарисовать ногу человека, не стоит забрасывать практику. Тем более если не получилось с первого раза. Это как раз-таки повод взяться за это дело с упорством и настойчивостью.
Рисуйте везде и всегда, когда есть свободная минута. Хорошей и полезной практикой станет создание рисунка с натуры и не важно, кто будет позировать: вы, ваши знакомые, а может и случайный незнакомец на улице. Используйте фотографии и картины художников в качестве референсов, развивайте воображение и продумывайте подробности рисунка.
Старайтесь чаще зарисовывать не только ноги, но и в целом тело в движении, в различных позах и с разных ракурсов. Смотрите видео-уроки и мастер-классы, не останавливайтесь на чем-то одном и не застывайте на месте.
И тогда раз за разом следуя нашим советам и постоянно практикуясь, спустя какое-то заметите, как совершенствуются ваши навыки и как процесс изображения человеческих ног не кажется уже таким сложным.
Фото идеи и примеры для рисования человеческих ног карандашом
Источник
Анатомия
Рисуем стопу
Для начала давайте рассмотрим структуру стопы: 7 костей предплюсны, или лодыжки — обозначены голубым цветом, 5 костей плюсны, или подъема — фиолетовым, и 14 костей фаланг, или пальцев на ноге (3 в каждом маленьком и 2 в большом пальце) — розовым цветом.
Только небольшая часть стопы может двигаться. Хотя соединение пальцев с костями подъема достаточно далеко (1), плоть покрывает ногу вплоть до линии (2), и тем самым препятствует движению.
Боковую продольную арку, в середине ступни, легче всего показать небольшим углублением от пятки до подъема.
С внутренней стороны медиальная продольная арка больше чем с внешней стороны.
Верхняя часть стопы расположена в виде поперечной арки.
При виде ноги сверху, которая стоит на плоскости, нижняя часть подошвы не рисуется, а изображается лишь изгиб.
На этом рисунке голубым цветом показано, какая часть касается земли и какой остается отпечаток.
Вид сбоку поперечной арки: 1. Высокая арка, 2. Низкая арка (плоскостопие)
Внешний контур нельзя рисовать прямой линией, за исключением плоскостопия.
Линию от пятки до мизинца не рисуется гладкой кривой.
1. лодыжка 2. пятка 3. арка
Большой палец: параллелен земле. Остальные пальцы: опущены к земле.
Не правильно рисовать пальцы, которые полностью лежат на земле.
Большой палец не сгибается вниз.
Рисование подошвы стопы является самым простым способом, так как нет перехода от ступни к ноге и нет арки. Основная форма рисуется в виде продолговатого яйца, сжатого с одной стороны.
Рисуя ногу в перспективе под разным углом, используйте простые плоские формы. Здесь анатомическая точность не обязательна, так как мы намечаем ориентир для дальнейшей работы.
В следующем шаге делаем небольшую корректировку формы, которая поможет сделать форму асимметричной и тем самым приблизить к естественной форме стопы. Если Вы уверенны в своих силах, можно начать рисовать стопы с этого шага.
Теперь, придаем ступне объем. Как вы видите, для этого необходимо нарисовать округлые и очень уплощенные пирамиды, вершина которых соединяется в грани окружности (окружность представляет собой лодыжку, соединение между ступней и ногой). Пунктирная линия изображена, чтобы помочь вам увидеть контур объема, а черный контур необходим для рисования.
В конце добавляем пальцы, прижатые друг к другу. Помните, что пальцы ног почти из всех углов перекрывают друг друга. Если возникнут трудности ниже описано более подробно, как рисовать пальцы ног. В завершении дорисовываем линии арки и добавляем кости лодыжки и ахиллово сухожилие.
В качестве альтернативы, можно использовать клин для основы ноги, а затем добавить пальцы и вырезать изгибы.
Детали
На верхней части стопы пальцы смотрятся длиннее, чем на нижней части.
1. Начало ногтей на пальце ноги находиться на половине верхнего сустава. Форма ногтей: ширина длиннее, чем высота.
2. Большой палец по размеру в два раза больше второго пальца на ноге, поэтому его первое соединение находится в пределах ноги и едва может двигаться.
Давайте рассмотрим различия между внутренней и внешней стороной стопы.
1. Сверху стопы всегда есть, более или менее выраженный подъем.
2. Выгнутая линия.
3. Лодыжка находиться выше.
4. Линия в виде арки.
5. Выгнутая линия.
6. В зависимости от угла просмотра, за большим пальцем рисуется, по крайней мере, 2 пальца.
Теперь рассмотрим различия между поднятой внутренней и внешней стороны стопы.
1. Линия увеличивается в зависимости от того, на сколько поднята стопа.
2. Мягкая выгнутая линия.
3. Выгнутая линия.
4. Выступ идущий от большого пальца.
Малые пальцы на ноге не рисуются только в том случае, если линия просмотра на уровне стопы.
Линии сухожилий рисуются в некоторых случаях: когда нога напряжена, а также в мужских или пожилых ногах. Здесь вы уже сами определяете, нужны они вам или нет.
Форма ступни ребенка похожа на мягкую раздутость, без глубоких линий.
1. При просмотре передней нижней части стопы на каждом пальце ясно рисуется круг.
2. Так же при таком угле просмотра, на стопе рисуется плавная горизонтальная линия.
Обратите внимание, что линия на стопе не должна заворачиваться.
При фронтальном просмотре стопы, все пальцы расположены на одном уровне и рисуется как капли воды. Нарисуйте пять окружностей, а затем продлите линии к подножию.
Также необходимо учитывать:
1. Необходимо рисовать линию за мизинцем похожую на «шестой палец».
2. Большой палец рисуется более обвальным, чем другие пальцы.
1. При просмотре стопы с верху, линия идущая к мизинцу рисуется плавной.
2. Большой палец обычно разделен со вторым пальцем небольшим промежутком.
Если вы рисуете поднятые пальцы, не забывайте дорисовывать нижнюю часть стопы.
Для того, что бы нарисовать стопу, стоящую на носке, используйте метод построения простых форм, описанный выше.
На этом рисунке нога расслаблена. Хотя пальцы немного согнуты, на них не воздействует никакая реальная нагрузка.
На этом рисунке нагрузка веса направлена на пальцы ног. Рассмотрим, что происходит:
1. Такие изгибы на пальце возникают только при нажатии на поверхность.
2. В изгибах появляются складки.
3. Что касается большого пальца ноги, то он почти не изогнут.
С внешней стороны стопы, при сильном сжатии, первые суставы могут целиком скрыться под ногой.
С внутренней стороны стопы, первые суставы могут целиком скрыться под ногой, за исключением большого пальца, который сгибается только на 90°.
Когда пальцы растопырены, они расположены в разных направлениях.
Между пальцами появляется пространство.
Обратите внимание на то, что пальцы остаются изогнутой формой направленной вниз, они не могут быть направлены вверх.
Переход от стопы к ноге (вид сбоку):
1. Грубо говоря, передняя часть ноги опускается вертикально в стопу.
2. Задняя часть ноги опускается с небольшим наклоном, оставляя выступать пятку.
3. Переход между ногой и стопой соединяется небольшой линией.
Переход от стопы к ноге (вид сзади):
1. С внутренней стороны линия ноги опускается вертикально.
2. С внешней стороны — с небольшим наклоном.
3. С двух сторон рисуются выпуклые линии, обозначающие лодыжки. Внутренняя кость лодыжки находиться немного выше, чем наружная.
Переход от стопы к ноге (вид спереди):
1. С двух сторон рисуются лодыжки. Внутренняя кость находиться немного выше, чем наружная.
2. Линия идущая от мизинца немного скрывает лодыжку.
Переход от стопы к ноге (вид спереди):
1. С двух сторон рисуются лодыжки. Внутренняя кость находиться немного выше, чем наружная.
2. Линия идущая от мизинца немного скрывает лодыжку.
Помните, что наклон ноги с передней и задней стороны соединен мышцей. Поэтому, чем тоньше мышца, тем прямее линии и наоборот, избыток жира создает впечатление колбасного эффекта.
Рисуя ногу с боку, помните, что самая тонкая часть находиться немного выше лодыжки.
Ахиллесово сухожилие идет от пятки в ногу.
Когда нога расслабленная образуется небольшой угол между ступней и ногой.
Когда нога вытянута, прямая линия проходит вниз по всей ноге до кончиков пальцев.
1. Также можно рисовать ступню отклоненной немного дальше, чем линия.
2. При таком положении ноги образуются складок кожи.
Ноги женщин это не уменьшенная версия мужских ног, у них немного другая структура.
Типы арок
Нормальная. Арка четко видна.
Низкая (плоскостопие). Нет арки, вся подошва стопы касается земли.
Высокая. Только узкая полоса соединяет пятку, подъем и свод стопы.
Формы стопы
Широкая форма: меньше расстояния между самой широкой частью стопы и ее верхушки. Египетская форма. Большой палец самый длинный.
Греческая форма. Второй палец самый длинный.
Форма Площадь. Пальцы на одном уровне.
Узкая или суженная форма: больше расстояния между самой широкой части стопы и ее верхушки. Также обратите внимание на урок: как нарисовать глаза человека карандашом.
Автор: Joumana Medlej.
Перевод: Prescilla
Материал по базовому рисунку подготовлен командой сайта bakemono.ru, за что им большое спасибо!
Подборка зарисовок
Материал собран из разных источников.
Источник