Мышцы спины человека урок

Знание анатомии мышц спины, важная составляющая в ее тренировки. Любой профессиональный спортсмен это знает, поэтому у них большое и массивное тело. Если ваша задача достичь хороших результатов в бодибилдинге, то уделите время и ознакомьтесь с данной статьей. Спина является одной из больших мышц и занимает всю заднюю часть туловища. Благодаря ей мы можем держать тело ровно, в вертикальном положении. Также многие спинные мышцы выполняют различные функций, от удержания позвоночника до движения руками и головой и защищают позвоночник от больших нагрузок. Дают возможность нам ходить, наклоняться и сидеть, при этом удерживая правильную осанку. Следовательно можно сделать вывод — что мышцы спины должны быть хорошо развиты и находится в первых рядах при составлении тренировочной программы.
Анатомия мышц спины
Расположение и основная функции мышцы спины.
То что хорошее развитие мышц спины очень важны, мы уже выяснили. Теперь давайте разберем какие это мышцы, где они находятся и какие функции несут за собой.
Условно спину можно разделить на несколько зон:
- Лопаточная. Находиться данная область над поверхностью лопаток и крепиться к 6-му шейному позвонку.
- Подлопаточная. Данная область находиться под лопатками по обе стороны от позвоночника(слева и справа).
- Позвоночная. Она начинается от головы и заканчивается в тазовой области.
- Поясничная. Находиться в районе поясницы. Располагается она перпендикулярно позвоночнику.
- Крестцовая. Находится выше крестца. Располагается параллельно позвоночному столбу.
Анатомия мышц спины
Так же, из-за того как эти мышцы располагаются, можно разделить их на два вида:
Поверхностные
Данные мышцы очень хорошо видны, так как располагаются на поверхности. Именно для их развития культуристы уделяют больше всего времени, так как результат хорошо видно. Одним краем они крепятся к длинным отросткам позвоночника. Напоминают они небольшие бугорки и их можно легко нащупать, в районе позвоночника. Другим краем крепится к плечевому поясу, ребрам, лопатке и тазу . В зависимости о какой зоне спины идет речь.
Глубокие мышцы
Так же их называют внутренними. Располагаются они глубоко под поверхностными мышцами. Свое начало берут от черепа и заканчиваться в районе копчика. Крепятся к коротким отросткам позвоночника, образуя тем самым мышечный корсет, от головы до крестца, который обволакивает со всех сторон позвоночник. В основном они входят в группу выпрямителей спины. Поэтому очень важны при работе с большим весом. Так же хорошее их развитие сказывается на внешнем виде спины.
Поверхностные мышцы
К ним относятся самые большие мышцы и многие упражнения в зале направлены на их развитие.
Трапеция
Это большая плоская мышца Располагающаяся на поверхности спины. Имеет две половины треугольной формы, а сложенные они вместе создают трапецию. Она охватывает почти всю верхнюю часть спины. Начинается от задней части шеи и крепиться к лопаткам и ключице. Условно ее можно разделить на три части.
- Верхняя. Располагается она в лопаточной части спины. Одним краем крепиться к затылочной кости, и всем шейным позвонкам. Другой край присоединяется к наружной части ключицы.
- Средняя. Также находиться в районе лопаточной области, под верхней частью. Свое начало она берет от грудных позвонков с 1-го по 4-ый. Далее крепиться к латеральному(верхний) краю лопатки.
- Нижняя. Находиться она в подлопаточной области. Крепиться к длинным отросткам грудных позвонков, с 5-го по 12-ый. А другим краем к медиальному концу лопатки. А точнее к бугорку расположенным на ней.
Узнать о методах тренировки трапеции вы можете из статьи: Лучшие упражнения для трапеции
Функции:
Работая двумя половинами сводит лопатки к позвоночнику. Верхняя часть участвует в стабилизации шеи и помогает ее наклонять назад. Также данная часть поднимает. Лопатки вверх. А нижняя часть ее опускает. Тем самым происходит поднятие, опускание и вращение рук. Напрягаясь по отдельности левая и правая часть поворачивают голову, каждая в свою сторону.
Широчайшие мышцы
Это любимые многими бодибилдерами мышцы. Именно на их развитие культуристы тратят все силы. Многие новички придя в зал и говоря о том, что хотят накачать спину, подразумевают именно эти мышцы. Хорошее их развитие делает вашу спину визуально больше и придает ей V образную форму. Если смотреть спереди, то можно увидеть как эта мышца выступает в районе подмышек. Располагаются они в нижней части спины. Сверху широчайшие прикрыты трапецией и заканчиваются в районе таза. Верхняя часть прикрывает нижний угол лопаточной кости. Огибая этот угол она крепится к гребню малого бугорка плечевой кости. А снизу крепится к длинной части грудных позвонков с 6-го по 12-ый. Также ко всем поясничным позвонкам, к крестцу(нижняя часть таза)и к гребню подвздошной кости(тазовые кости). Другим краем крепится к нижним 5-ти ребрам.
Функция:
Двигает и разгибает плечи. При фиксированных руках подтягивает к ним туловище(лазанье по канату, подтягивание). Также фиксирует положение таза и туловища. Также участвует при боковых наклонах.
Большая и малая ромбовидные мышцы
Данная мышца располагается под трапецией, но также является поверхностной. Она соединяет лопатки с позвоночником и друг с другом. Большая ромбовидная крепится к 1-му по 5-ый грудных позвонков, другим краем к нижней части лопатки. А малая прикрепляется к 1-му по 2-ой шейный позвонок. А другим краем к верхней части той же лопатки. Хоть функции этих мышц не очень многочисленные, зато те задачи которая она выполняют имеют важное значение.
Функция:
Одна из главных функций, это стабилизация лопатки. Если данная мышца будет слабой то спина примет сутулый вид. Большая ромбовидная, участвует в движении лопатки вверх, вперед и назад. А малая помогает лопатке вращаться.
Мышца поднимающая лопатку
Располагается она под трапецией. Это небольшая мышца, но является второй по значимости после трапеции, по частоте сокращений. То есть она очень часто включается в работу. Крепится верхним концом к первым 4-ем шейным позвонкам. Нижней край присоединяется к внутреннему верхнему углу края лопатки, а также к серединному отделу.
Функция:
Поднимает лопатку вверх.
Глубокие мышцы спины
Эти мышцы направлены на поддержание позвоночного столба. Находятся они под поверхностными мышцами, поэтому мы их не видим. Также некоторые из них отвечают за осанку и поддержание головы.
Мышца выпрямляющая позвоночник
Мышца выпрямляющая позвоночник(поперечно-остистая), является самой длинной и сильной спиной мышцей. Она проходит по всей длине позвоночника, от головы до таза. Находится постоянно под нагрузкой, так как удерживает нашу спину в ровном положении. Благодаря этому мы и можем ходить на двух ногах. Свое начало мышца берет от внутренней(дорсальной) поверхности крестца: длинных и коротких отростков поясницы. Так же крепится к 8-9 ребрам(пояснично-грудная фасция). И далее тянется к затылку. Нижние пучки этой мышцы укрепляют ребра, тем самым создают прочную опору для диафрагм
Ее можно разделить на 3 части, в зависимости от места прикрепления:
- Подвздошно-реберная мышца — прикрепляется к ребрам. Является латеральной частью(боковой, дальше от оси позвоночника).
- Длиннейшая мышца — крепится к поперечным(длинным) отросткам позвоночника поясничного отдела. Находиться в средней части, ближе к голове. Располагается между подвздошной и короткой мышцей.
- Короткая мышца(остистая) — крепится к коротким отросткам позвоночника. Располагается медиально(ближе к оси позвоночника).
Функции:
При двустороннем сокращении мышц, позвоночник распрямляется и держится в таком положении. Наклоняет тело в сторону. Также косвенно участвует в дыхание и повороте головы.
Поперечно-остистая мышца
Это самая глубокая мышца спины расположенная под выпрямителями позвоночника. Ее невозможно увидеть, но при этом одна из важнейших мышц спины. Она поддерживает позвоночник, делая осанку ровной и при этом придает гибкость позвоночнику. Она располагается в углублениях между остистыми(короткие) и поперечными(длинные) отростками и идет вдоль позвоночного столба. Поперечно-остистую мышцу делят на три части по числу позвонков через которые она перебрасывается.
1. Подвздошно — реберная(полуостистая)мышца. Ее пучки перебрасываются через 5 позвонков и более. Данная мышца располагается поверхностнее остальных. Также она разделяется на 3 части:
- Шейная. Лежит между поперечными отростками 5 верхних грудных и 3-4 нижних шейных позвонков. А другой стороной крепиться к затылочной кости. В данной мышце разделяют две части: латеральную и медиальную.
- Грудная. Располагается между поперечными отростками верхних грудных ребер. И остистыми отростками 6 нижних шейных.
- Поясничная. Располагается между поперечными отростками 6 нижних и остистыми отростками 7 верхних грудных позвонков.
Поперечно-остистую мышцу делят на три части по числу позвонков, через которые она перебрасывается.
Функции:
При полном сокращении всех пучков, мышца выпрямляет позвоночник. Также тянет голову назад и может удерживать ее в таком положении. Также участвует в повороте головы.
2. Многораздельные мышцы. Прикрыты полуостистыми мышцами сверху, а в поясничной области являются дальнейшими мышцами. Располагается на протяжении всего позвоночника между его поперечными и остистыми отростками. Сверху прикрепляются ко 2-му шейному позвонку, а снизу к задней поверхности крестца. Перебрасываются через 2, 3 или 4 позвонок.
Функции:
При сокращении одной из мышц наклоняет тело в эту же сторону. Если сокращаются сразу две мышцы, то они разгибают позвоночник. И одна из функции которые выполняет эта мышца, это поворот позвоночника вокруг позвоночной оси.
3. Мышцы вращатели спины. Имеют самое глубокое расположение и перебрасываются к остистому отростку позвонка который располагается выше.
Функция:
Участвуют в повороте спины вокруг оси позвоночника.
Ременные мышцы шеи и головы
Эти две мышцы относятся к мышцам спины и шеи. Располагаются они под верхней частью трапеции, ближе к голове. Работая вместе они выполняют общую функцию, вращаю голову и поддерживая ее в ровном положении.
Мышца шеи
Начинается снизу и крепиться к остистым отросткам 3-го и 6-го верхних грудных позвонков. Далее идет в направлении затылка и крепится к задним бугоркам поперечных отростков 2-го и 3-го шейных позвонков.
Функции:
При одновременном сокращение сразу 2-х частей мышцы, разгибает шейный отдел позвоночника. При сокращении одной мышцы, поворачивает шею в свою сторону.
Мышца головы
Свое начала она берет от затылочной части, а точнее от дугообразной выпуклости в районе уха. Далее идет по диагонали и прикрепляется к остистому отростку 6-го шейного позвонка и 3-м верхним грудным.
Функции:
При сокращении сразу двух мышц выпрямляет шейный отдел и наклоняет голову назад. При одностороннем поворачивает голову в своем направлении.
Также на спине есть мышцы которые участвуют в дыхание поднимая и опускают ребра.
Верхняя задняя зубчатая мышца
Данная мышца относится к поверхностным. Располагается она под ромбовидными мышцами. Начинается от связок 2-х нижних шейных позвонков и 2-х верхних грудных. Идет вниз и крепится к ребрам от 2 по 5 ребро. В зависимости натренированности мышц количество их пучков может меняться, или вообще отсутствовать.
Функции:
Приподнимает ребра к которым крепится тем самым, помогает сделать вдох.
Нижняя задняя зубчатая мышца
Располагается мышца в районе перехода грудного отдела в поясничный. Берет свое начало от 2-го или 1-го нижних грудных позвонков и 2-го или 3-го верхних поясничных. Направляется по диагонали вверх и крепится к 9-му по 12-ое ребро.
Функции:
Опускает ребра, участвуя в акте выдоха.
Упражнения для развития мышц спины
Любую мышечную группу можно развить, так и мышцы спины не исключение. Лучше всего с этим справятся специальные направленные упражнения. Конечно для каждого человека эффект от них будет сугубо индивидуальным, поэтому стоит подобрать те которые максимально полезны для вас.
Есть базовые упражнения которые напрягают всю спину и изолированные которые нацелены только на конкретную мышцу.
Базовые упражнения
Становая тяга
Это лучшее упражнении в развитие спины, так как задействует все мышцы(широчайшие, трапецию, большую и малую ромбовидную, ременные мышцы шеи и все мышцы выпрямителей спины). Оно обязательно к выполнению как для новичков, так и для профессионалов.
Подтягивания на перекладине
Данное упражнение отлично подойдет для развития широчайших мышц спины, а точнее их ширины и ромбовидных большой, и малой. Также нагрузку получат мышцы руки и плечи, но для нас это сейчас не столь важно. Также меняя хват от узкого к широкому, можно изменить степень воздействия на мышцы спины. Советую поэкспериментировать с этим и подобрать оптимальный хват для вас. Подтягиваться можно как с собственным весом, так и используя отягощения в виде блинов, гантелей, гирь.
Тяга штанги или гантели в наклоне
Эти два варианта также являются базовыми, направленные на развитие широчайших мышц спины а точнее их толщину. Также, статически нагружаются все глубок мышцы для удержания позвоночника и шеи в ровном положение.
Шраги со штангой или гантелями
Является специализированным упражнение для развития трапециевидной мышцы. Поэкспериментируйте с отягощением и с хватами, тогда вы сможете отыскать нужный вариант для себя.
Пуловеры с гантелей
Некоторые считают что пуловеры направлены на развитие только грудных межреберных мышц. Но это не так. В самом движении также задействованы широчайшие мышцы спины, и нижняя с верхней зубчатой мышцей. Поэтому так же включаем его в свою тренировку спины.
Изолированные упражнения
Вертикальная тяга верхнего блока
Это более простая версия подтягиваний на перекладине. Выполняется оно в специальном блочном тренажере. Использовать можно разные рукояти, узкую, широкую и ручку с параллельным хватом. Это также изменит область воздействия на мышцы спины и увеличит или уменьшит амплитуду движения. Также существует вариант одной рукой. Работаю широчайшие мышцы спины и ромбовидные.
Тяга нижнего блока к поясу
Тяга нижнего блока, это изолированное упражнение по выполнению похоже на тягу штанги или гантелей в наклоне. Только из-за сидячего положения нагрузка уходит с мышц выпрямляющих позвоночник. Поэтому работают только ромбовидные, широчайшие мышцы и немного трапеция.
Наклоны со штангой
И последнее упражнение для спины. Направлено оно на нижние отделы спины, выпрямители и глубокие мышцы поперечно-остистую.
Также сейчас существует множество разнообразных тренажеров для тренировки спины. Многие из них так же помогут добиться хороших результатов. Возможно, что в будущем они вытеснят базовые упражнения. Но пока этого не произошло начинайте тренировку с базы, а потом уже экспериментируйте и ищите те упражнения которые работают для вас.
Всем успехов в тренажерных залах!
Источник
Тема урока:
«Скелет человека. Мышцы. Значение правильной
осанки в жизни человека»
Цели: Познакомить учащихся со строением скелета человека, с мышцами, дать понять о значении правильной осанки в жизни человека.
Задачи урока:
1. Коррекционно-образовательные:
— формировать представление о строении человека, значении скелета и мышц для организма;
— формировать представление о здоровом образе жизни: содействовать осознанию учащимися роли физкультуры и спорта для укрепления мышц и скелета, сохранения правильной осанки, воспитанию потребности в занятиях физической культурой, поддержанию правильной осанки.
2. Коррекционно-развивающие:
— развивать интерес к устройству и работе организма человека;
— развивать логическое мышление, внимание, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
3. Коррекционно-воспитательные:
— воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья;
— укреплять гигиенические навыки;
— формировать представления учащихся о необходимости следить за
своей осанкой и питанием.
Класс: учащиеся 5 класса
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять строение и принципы работы скелета и мышц человека, держать правильную осанку, анализировать, делать выводы; учащиеся смогут показать и назвать отделы скелета человека, как выработать правильную осанку, по наводящим вопросам учителя с опорой на наглядный материал.
Оборудование и наглядность:
— модель скелета человека;
— проектор, экран, компьютеры;
— интерактивная доска;
— презентация по теме;
— наглядность для экспериментов: №1- синельная проволока, две трубочки от шариковых ручек, одна распиленная на кусочки; №2 – две игрушки (тряпочная и пластмассовая); №3 – детская одежда разных возрастов; №4 – кисть руки скелета, резиновая перчатка, заполненная водой; №5 — портфель и ранец, заполненные учебниками;
— подарки учащимся /йогурты/.
Методы: словесные (рассказ, объяснение, беседа), наглядные (показ слайдов, презентации, демонстрация экспериментов).
Структура урока:
— проверка знаний учащихся изученного материала (повторение пройденного материала);
— проведение упражнения для снятия усталости глаз /физминутка, релаксация/;
— актуализация знаний, объявление новой темы;
— ознакомление с целью и задачами урока;
— изучение нового материала (показ презентации);
— физминунка;
— выводы, первичное закрепление нового материала;
— подведение итогов;
— дополнительный материал (просмотр видеороликов).
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока.
I.Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем изучение раздела «Человек» / слайд№1/. Для изучения нового материала, нам понадобятся знания предыдущих уроков.
II. Задания для опроса.
А начнём мы с вами с загадок:
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней. (Человек)/слайд №2 /Брат с братом
Всю жизнь рядом.
Видят целый свет,
А друг друга нет. (Глаза)/слайд № 3/
Есть два,
Без них никуда.
Слева брат и справа брат,
Всё слышат, но молчат… (Уши)/слайд №4 /
На лице он выдаётся,
Не в свои дела суётся,
Но сопеть и нюхать тоже
С удовольствием он может. (Нос)/слайд №5 /
Всегда во рту,
А не проглотишь. (Язык) /слайд № 6/
Мы в неё зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это… (Кожа) /слайд № 7/
— Давайте, ребята, стрелочками отметим, какой орган и за что отвечает /глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, кожа – орган осязания, язык – орган вкуса) /слайд № 8/.
— Последней нашей темой было «Язык – орган вкуса». Ребята, давайте проверим наши знания.
— Какие функции выполняет язык? /Язык участвует в проталкивании прожёванной пищи, участвует в образовании звуков речи/
— Что расположено на языке для различения вкуса пищи? /Вкусовые сосочки/
— Какие вкусы можно распознать языком? /Сладкий, солёный, кислый, горький/ /слайд № 9/
— Молодцы, ребята! Но прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с вами проделаем очень простое, но эффективное упражнение для снятия усталости глаз /физминутка/ /слайд № 10/.
Инструкция:
Закройте глаза ладонями, темнота и тепло помогают глазам расслабиться.
Поставьте руки перед лицом, разомкните пальцы. Делайте плавные повороты головой вправо-влево, при этом смотрите «сквозь пальцы» вдаль. Повторить 7- 10 раз.
III. Актуализация знаний, объявление новой темы.
На нашей планете Земля живут разные люди. Все они отличаются друг от друга. У них может быть кожа разного цвета, они могут быть высокими и низкими, худыми и полными, молодыми и старыми /слайд № 11/
Каждый человек имеет свои особые черты лица. Глаза бывают большие, маленькие, узкие. Носы – прямые, курносые или с горбинкой. Уши – большие, маленькие или оттопыренные. Волосы могут быть прямые, волнистые, кудрявые, светлые или тёмные. Лица у людей могут быть круглые, узкие, овальные, широкие /слайд № 12/.
Несмотря на эту внешнюю разницу, у всех людей есть общее – это строение тела и организма человека.
Как вы знаете, тело каждого человека состоит из головы, шеи, туловища, рук (верхних конечностей) и ног (нижних конечностей). Тело человека покрыто кожей.
— Ребята, а что находится под кожей? /Под кожей находятся кости и мышцы/.
— Правильно. И сегодня тема нашего урока «Скелет человека. Мышцы. Значение правильной осанки в жизни человека» /слайд №13/.
— Открываем тетрадочки и записываем тему урока, страничка в учебнике 115.
И наша с вами задача – познакомиться со строением скелета человека, с мышцами, узнать больше информации о значении правильной осанки в жизни человека.
IV. Изучение нового материала.
Целый день хожу-брожу.
Ночью я всегда лежу.
Мне уже миллионы лет.
Как зовут меня? (скелет) /слайд № 14/
Скелет в переводе с древнегреческого языка означает «высушенный».
– А вы знаете, как люди узнали, что у человека есть скелет и он состоит из костей?
Послушайте некоторые данные из истории …
С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах – Демокрит – собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален – древнеримский врач и естествоиспытатель – посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. Религия постоянно чинила препятствия изучению организма человека, но наука в этой борьбе неустанно стремилась к познанию истины.
Интересные факты:У ребёнка 270 костей, а у взрослых более 210. С годами кости срастаются в одну.
У человека различают отделы скелета:
1) Скелет головы – череп /слайд№15/. Череп состоит из 24 костей. Они образуют черепную коробку. Кости черепа крепкие и неподвижные. Они защищают головной мозг от повреждений
2) Скелет туловища /слайд№16/ – позвоночник и грудная клетка. Позвоночник проходит вдоль тела. Он состоит из отдельных костей — позвонков. Позвонки имеют отверстия, которые вместе образуют канал. В нем расположен спинной мозг. Позвоночник защищает спинной мозг от повреждений. Позвоночник состоит из 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 4-5 копчиковых позвонков, соединённых
друг с другом мягкими хрящиками.
Позвоночник слегка изогнут. Изгибы позвоночника смягчают толчки при ходьбе, беге, прыжках, предохраняют внутренние органы и спинной мозг от сотрясений. Сколько бы ребёнок ни носился во время игры, как бы ни бегал и ни прыгал, мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается на пружине позвоночника.
— Проведём эксперимент №1 — «Что даёт нам способность быть гибкими?»
Как мы узнали, позвоночник состоит из множества маленьких косточек. Между ними есть промежутки твёрдых, но подвижных участков. Давайте посмотрим наглядно, как это происходит.
Нам понадобится (материал для эксперимента был заранее подготовлен): синельная проволока, 2 шариковые ручки, ножовка. Вытаскиваем все детали шариковых ручек, нам необходим только каркас (пластмассовая трубочка). Одну трубочку оставляем как есть, она должна иметь открытые отверстия с обеих сторон, другую распиливаем на кусочки.
Инструкция 1: Сначала, просим ребёнка одеть целую трубочку на синельную проволоку и слегка согнуть. Не получается?
Инструкция 2: Теперь просим ребёнка одеть на синельную проволоку кусочки пластмассовой трубки, оставляя промежутки как межпозвоночные диски. Ну как теперь, наш «позвоночник» стал более гибким?
Вывод: Вот и наш позвоночник, если бы он состоял из одной сплошной кости, мы не смогли бы наклоняться, сгибаться в стороны, нам были бы недоступны многие игры и движения.
К позвоночнику прикрепляются ребра. Вместе с грудной костью ребра образуют грудную клетку /слайд№ 17/. Она защищает сердце и легкие. Участвует в дыхании.
3) Скелет верхних конечностей /слайд№18/. К грудной клетке при помощи лопаток и ключиц (найдите эти кости в своем теле) прикрепляются кости верхних конечностей — рук. Кости рук, лопаток и ключиц соединены между собой подвижно. Поэтому мы можем опускать и поднимать руки, сгибать их в локтях. Скелет кисти руки состоит из 27 костей.
4) Скелет нижних конечностей /слайд№19/. К нижней части позвоночника присоединяются кости, которые образуют таз. Тазовые кости поддерживают внутренние органы и защищают их от повреждений. С тазом подвижно соединены кости нижних конечностей — ног. Скелет стопы состоит из 26 костей.
— Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужен скелет?
Проведём эксперимент №2 — «Скелет – опора»
Инструкция: Возьмите 2 куклы – тряпичную и пластмассовую, поставьте игрушки на стол.
— Почему не удалось поставить тряпичную куклу? /Она мягкая, у неё нет опоры, а у другой куклы есть./
— Что же это за опора, которая помогает обеспечить вертикальное положение в пространстве. /Скелет/
— Правильно, скелет как каркас — обеспечивает положение тела в пространстве. Послушайте, пожалуйста, стишок /слайд № 20/:
Чтоб на кисель не походить,
На скользкую медузу,
Скелет у всех нас должен быть,
И он нам не обуза.
Пусть нет его у червяка,
Какой-нибудь амёбы,
У стрекозы и мотылька,
А нам он нужен, чтобы,
Играть в футбол, ходить в кино,
И плавать в речке летом.
Мы не смогли бы ничего,
Не будь у нас скелета.
Суставы гибкие согнём,
Пробежку начинаем…
Скелет опорой служит днём,
А ночью отдыхает!
Н. Кнушевицкая
Значение скелета очень велико: определяет форму тела, является опорой тела, а также защищает внутренние органы от повреждений.
Например, кости головы защищают головной мозг, а кости позвоночника – спинной мозг, который находится внутри позвоночника.
Эксперимент №3 — «Демонстрация одежды»
— Ребята, посмотрите, я принесла показать вам одежду моей дочери: этот костюмчик я одела на неё при выписке из больницы, этот сарафан мы надевали, когда пытались делать первые шаги, этот розовый сарафан мы носили в детский сад, а это платье мы носим сейчас.
— В чём разница одежды? /Одежда и маленькая и большая./
— Ребята, а как так происходит, что человек растёт? /У человека растут кости./
— правильно, ребята, кости растут в длину: у мужчин до 23 лет, а у женщин до 18 лет благодаря делению клеток хряща, потом он заменяется костной тканью.
— Кость по прочности превосходит даже гранит. Её упругость выше даже чем у дуба, а вес – легче металла. Чтобы кости были прочными, им нужна пища, богатая кальцием. Кальция много в молоке, твороге, сыре, морской рыбе. Очень необходимо костям и солнце. Под его влиянием образуется витамин D. А с его помощью лучше усваиваются вещества, необходимые костям /слайд № 21/.
Физминутка
— Вотмы говорим, кости наши подвижные, а давайте проверим это.
Встали красиво, делаем упражнения:
— круговые движения головы – влево, вправо (3-4раза);
— повороты туловища влево вправо (3-4 раза);
— вытянули руки вперёд, делаем приседания (3-4 раза).
— Молодцы, ребята, вы обратили внимание, мы делали упражнения, а скелет как стоял, так и стоит. Почему? У него же тоже есть кости.
— А для того чтобы правильно ответить вам подсказкой будет загадка:
Мы прикреплены к костям,
Вместе двигаться нужно нам(мышца) /слайд №22 /
Это слово связано со словом мышь. Ученые считают, что сокращающийся бицепс напоминал пробегающую под кожей мышку. В древнегреческом языке mės имело значения и «мышца» и «мышь». Возможно, под влиянием греческого слова от латинского слова mus «мышь» образовалось уменьшительное musculus «мышца». Также образовалась и русская пара мышь — мышца.
Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было мышц. Мышцы прикрепляются к костям. В теле человека 650 мышц, 200 из них используются при ходьбе.
Сокращение и расслабление мышц приводит к изменению положения костей. Так, когда мышца сокращается, он тянет кости, к которым прикреплен. А когда расслабляется, кости занимают исходное положение. Сокращаясь и расслабляясь, мышцы двигают кости, а значит, и наше тело. Это происходит по команде головного мозга.
Интересные факты: Улыбаясь, мы задействуем 17 лицевых мышц, а для того чтобы выразить неодобрение – 43!/слайд № 23/
Самая сильная мышца в человеческом организме – язык. Задумайтесь, мы не обращаем внимания на то, что весь день пользуемся языком во время переговоров, за завтраком, обедом, ужином, когда глотаем и т.д.
Без мышц человек ужасно похудеет и от него останется, как говорят «кожа да кости» потому, что мышцы составляют почти половину массы тела /слайд № 24/. Без мышц человек не только не смог бы сове