Мышцы спины и ног развиты окружающий мир 4 класс

Мышцы спины и ног развиты окружающий мир 4 класс thumbnail

Цели и задачи:

  1. Сформировать понятия «мышцы», «мышечная ткань».
  2. Создать условия для формирования представления о работе мышц.
  3. Формировать представление об организме как о единой системе органов, взаимодействующих между собой.
  4. Закреплять изученный материал.
  5. Развивать мышление, воображение.
  6. Расширять кругозор.
  7. Воспитывать стремление к труду, здоровому образу жизни.

Ход урока

I. Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Начнем урок естествознания.

Экспресс-опрос

  1. Каков вес скелета? (10 кг)
  2. Сколько костей в организме человека? (200)
  3. Назовите отделы черепа (лицевой и мозговой)
  4. Единственная подвижная часть черепа (Нижняя челюсть)
  5. Тип соединения костей черепа (Неподвижное)
  6. Что расположено в позвоночном канале? (Спин. мозг)
  7. Что образует грудина и ребра? (Гр.клетка)
  8. Назовите кости верхних конечностей (Кисть, предплечье, плечо)
  9. Кости нижних конечностей (Стопа, голень, бедро)
  10. Назовите функции скелета (Опора, форма и защита внут. органов)

Работа в группах

Прочитать задание, обработать в группе и ответить:

  1. В средние века при строительстве мостов и зданий рекомендовалось в раствор добавлять сырые яйца и молоко. А сегодня врачи считают, что и нашим костям необходимы яйца и молоко. В чем секрет этих рекомендаций?
  2. Человек рано утром бывает одного роста, а вечером меньше. Почему?
  3. Что такое осанка? Почему важно сохранять правильную осанку? Покажите на примере с портфелями.
  4. Известно, что у гимнастов очень гибкое тело. Они без особых усилий делают «мостик», изгибают свой позвоночник. Руки и ноги сгибаются только в определенных суставах. Объясните почему так происходит.

Примерные ответы:

  1. В яйцах и молоке есть кальций. А он полезен для костей.
  2. За день жидкость из межпозвоночных дисков используется и диски становятся тоньше, а человек ниже. За ночь жидкость восстанавливается.
  3. Объясняют про осанку и надеваем портфели.
  4. Свойство позвоночника.

II. Новый материал

Вы назвали одно из значений скелета – движение.

– А как происходит это движение? Показываю на кукле-марионетке.

– Кто двигал конечностями?

– А что же приводит в движение скелет на самом деле? Сегодня это мы и узнаем на уроке.

– отгадаем кроссворд.

Кроссворд

  1. Что быстрее молнии?
  2. Без чего ты не сможешь говорить?
  3. Один говорит, два слушают
  4. Стучит, но не мотор
  5. Пять братьев у одной сестрицы

Ключевое слово – МЫШЦЫ

Постепенно в течение урока заполняем схему.

Сейчас мы увидим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Демонстрируется фрагмент м/ф «Поликлиника кота Леопольда» (содержание фрагмента: Леопольд посещает рентген-кабинет вместе с мышами, которые заявляют, что они – мышицы).

Итак, что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Мышцы.

Вы назвали одним из значений скелета движение.

А как происходит это движение? (версии детей).

Учитель двигает одну из «костей» модели скелета рукой (на доске).

Кто сейчас заставил скелет совершить движение?

Вы.

А что же приводит его в движение в жизни?

Толкование слова мышцы

Название «Мышцы» от лат. слова – мускулус – мышонок.

Мышцы сравнивают с бегающими под кожей мышами.

III. Исследовательская работа

Рассматриваем под микроскопом 2 образца мышц.

Мышечная клетка более узкая, длинная, напоминает волокно.

Читаем текст учебника с.46

В чем же особенность мышечной ткани?

Это способность сокращаться или способность становиться короче, укорачиваться.

Что же такое мышечная ткань? Из чего она состоит?

Из клеток.

Сравним клетки костной и мышечной ткани.(Демонстрируются соответствующие иллюстрации. Дети сравнивают их, высказываются.).

Как видим, мышечная клетка более узкая, длинная, напоминает волокно.

В чем же особенность мышечной ткани? Главная ее особенность – это способность сокращаться. Что значит сокращаться, как вы понимаете это слово?

Значит, становиться короче, укорачиваться.

Повторим еще раз, что такое мышцы (дети с помощью учителя составляют определение).

Мышцы — органы, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться.

Что такое мышцы, мы выяснили. А для чего же они нужны человеку? (предположения детей).

Каждая мышца прикреплена одним своим концом к одной кости, а другим — к другой (демонстрация на динамическом пособии, которое представляет собой макет костей плеча и предплечья, вырезанных из плотной бумаги и подвижно соединенных). Крепятся они при помощи сухожилий (демонстрация).

IV. Физминутка

Мы делали физминутку и даже не задумывались, когда нам сгибать, а когда разгибать руку или ногу. Почему? Мы привыкли это делать не задумываясь. А вот к новым непривычным движениям мы приучаем себя. Вспомните, когда вы только начали учиться, с каким трудом вы писали первые буквы, держали ручку, как пальцы вас не слушались. А теперь эти же движения даются вам легко, вы выполняете их без особых затруднений, не задумываясь.

Послушайте одну древнюю индийскую сказку:

Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью:

– не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь какая ножка поднимается первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда подымаются одиннадцатая и седьмая?

Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она в самом деле?

Ну как, например, ножку надо ей сейчас поднять, чтобы продолжить свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость злобной жабе.

– Я думаю. Что с нами этого никогда не случится.

V. Крепление мышц

– А как же наши мышцы прикрепляются к костям?

– каждая мышца прикреплена одним концом к одной кости скелета, а другим к другой. По приказу мозга мышцы могут становиться короче либо длиннее.

Рассматриваем на таблице сухожилия.

А чтобы понять, как мышцы заставляют кости двигаться, давайте вспомним…кукольный театр. Кто был в театре кукол? Как называется такая кукла?

(Учитель демонстрирует марионетку или иллюстрацию с ее изображением).

Что заставляет куклу двигаться?

Нитки, кукловод.

Кукловод натягивает нитку, делает ее короче, и нога марионетки поднимается, делает нитку короче, ослабляет ее, и нога опускается (наглядная демонстрация).

Как вы думаете, что выполняет роль таких ниточек в нашем организме?

Мышцы.

Верно, это они то удлиняются, то укорачиваются, что приводит кости в движение.

Посмотрим, как это происходит (демонстрация на динамическом пособии).

Перед нами мышца в расслабленном состоянии. А теперь представим, что она становится короче или…

Сокращается.

Что при этом произойдет? (предположения детей)

Сокращаясь, мышца увлекает за собой кость, которая, таким образом, совершает движение (учитель на динамическом пособии делает «бицепс» короче, при этом происходит движение «костей предплечья»).

А что произойдет, когда мышца расслабится? (демонстрация, учитель отпускает мышцу, кость возвращается на прежнее место)

Кость вернется на прежнее место.

Похоже на движение марионетки?

Да.

Тогда продолжим наше сравнение. Кто заставляет укорачиваться нитки,

прикрепленные к конечностям куклы?

Кукловод.

А что же заставляет сокращаться наши мышцы, играет роль кукловода? (версии детей)

В организме человека эту роль кукловода выполняет мозг. Именно он посылает мышцам нервный сигнал, который приказывает им сокращаться или расслабляться. Что при этом происходит?

Движение, мы двигаемся.

Давайте повторим, к чему приводит сокращение и расслабление мышц?

К тому, что совершается движение.

VI. Работа в группах

Сейчас я предлагаю вам практическую работу в группах. Каждая группа находит задание в учебнике, выполняет это задание, читает текст в учебнике, а затем делают вывод.

  1. С. 46 вопрос вверху
  2. С. 48 вопрос внизу
  3. С. 49 вопрос вверху
  4. С. 49 вопрос внизу

VII. Интересные факты

А на самом деле у всех людей одинаковое количество мышц (ученые насчитали около 600 мышц в организме человека), и они самые разнообразные:

  • есть сердечная мышца (где находится, что заставляет работать?),
  • есть мимические мышцы (отвечают за мимику),
  • есть межреберные мышцы (где находятся, что двигают?),
  • есть мышцы – сгибатели (что делают?),
  • есть разгибатели (что делают?)

Бодибилдинг:

Соберите предложение. Что это? Как вы понимаете эту пословицу?

Эта пословица очень точно отражает работу мышц. Наш организм устроен так, что клетки, которые больше работают, т.е. больше сокращаются, получают больше питания, а чем мышцы-бездельники. А раз они больше получают питания, то и растут они быстрее.

Что же делать с мышцами, чтобы они развивались?

Сравнение учеников спортсменов и не спортсменов.

Просмотр фильма о бодибилдинге.

Полезные советы:

  1. Играйте в подвижные игры
  2. Делайте зарядку
  3. Танцуйте
  4. Помогайте родителям
  5. Не забывайте про мяч, скакалку, велосипед

VIII. Итог урока

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Как еще называют мышцы?
  3. Из чего состоят мышцы?
  4. В чем особенность мышц?
  5. Как их нужно укреплять?

IX. Домашнее задание

  1. Учебник с.46-50 прочитать, ответить на вопросы;
  2. Тетрадь №19;
  3. Отгадать кроссворд;

Мышцы спины и ног развиты окружающий мир 4 класс

  1. Главная функция скелета человека и животных (поддержка).
  2. Кости, образующие твердую основу головы у позвоночных животных и человека.
  3. Часть ноги от колена до стопы.
  4. Лицевая кость, в которой укреплены зубы.
  5. Совокупность костей, составляющих твердую основу, остов тела человека и животных.
  6. Дугообразная узкая кость, идущая от позвоночника к грудной кости, по библейской легенде именно из этой кости Адама была сделана Ева.
  7. Спинной хребет у человека и позвоночных животных, образуемый цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе спинной мозг.
  8. Плоская кость грудной клетки, к которой прикрепляются ребра.

Источник

Ход урока

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

– Сегодня наш урок будет состоять из двух этапов: первый этап – проверочная работа, второй этап –работа над темой «Мышцы».

1) Каков вес скелета человека? (Примерно 10 кг.)

2) Сколько костей в организме человека? (Около 200.)

3) Назовите отделы черепа. (Лицевой и мозговой.)

4) Тип соединения костей черепа. (Неподвижное.)

5) Единственная подвижная кость черепа. (Нижняя челюсть.)

6) Сколько мышц в организме человека? (639)

7)  Назовите функции скелета. (Скелет – опора тела, форма тела, защита внутренних органов.)

8) Что образуют грудина и рёбра? (Грудную клетку.)

9) Название какой кости напоминает рабочий инструмент? (Лопатка.)

10) Назовите кости верхних конечностей. (Кисть, предплечье, плечо.)

11) Назовите кости нижних конечностей. (Стопа, голень, бедро.)

12)  Назовите сильные мышцы? (Жевательные)

– На доске записано выражение «Ни один мускул не дрогнул на его лице». Как вы это понимаете? Когда так следует себя вести?

1. Скелет – это…

а) нервная система

б) кровеносно–сосудистая система

в) опорно–двигательная система  

    2. Какой орган защищает позвоночник?

а) головной мозг

б) спинной мозг

в) сердце

    3. Какое соединение между костями позвоночника?

а) неподвижное

б) полуподвижное

в) подвижное

    4. Из скольких позвонков состоит позвоночник?

а) 12

б) 30

в) 33

    5. Если вы упали и ушибли ногу или руку, нужно:

а) подставить под холодную воду или положить холодный компресс

б) подставить под горячую воду

в) положить согревающий компресс

    6. Назовите орган, расположенный внутри черепа

а) почки

б) головной мозг

в) спинной мозг

    7. Спинной мозг отвечает за

а) движения

б) мыслительную деятельность

в) переваривание пищи

    8. Когда человек выше – утром или вечером?

а) утром

б) вечером

в) днём

    9. Найди лишнее понятие:

а) плечо

б) голень

в) предплечье

г) кисть

    10. Сила и ловкость – это качества…

а) врожденные

б) приобретенные

Мониторинг знаний: взаимопрверка.

Разгадайте кроссворд.

Загадки.

1. Что на свете всего быстрее?

2.Если б не было его, не сказал бы ничего!

3. Один говорит, глядят, два слушают!

4. День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо если вдруг

Прекратится этот стук!

5. У двух матерей

По пяти матерей

Одно имя всем!

-Как вы думаете, почему «Мышцы» выделено в клетках?

(Ответы детей)

Отрывок из мультфильма «Поликлиника кота Леопольда»

— Правильно, сегодня мы будем говорить о мышцах, определим их функции, узнаем какие, бывают мышцы.

— Я слышала такую пословицу: “Были бы кости, а мясо нарастет”.

— Как понимаете пословицу?

(Ответы учеников)

— А знаете ли вы, откуда пришло слово “мышца”?

— Название “мышца” произошло от латинского слова “мускулус”, что означает “мышонок”.

Это связано с тем, что врачи, наблюдая за сокращением скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши.

-Хотите поиграть в игру “Замри”?

-Вы двигаетесь, принимаете различные позы. По моему сигналу “Замри” — замираете.

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте “замри”!

— Что позволило вам принимать и держать разные позы?

Прощупайте свои руки и ноги. Что находится под кожей кроме костей?

   (мягкие ткани – мышцы)

   Как называется тема урока?

   Правильно, «Мышцы».

2. Обхватите ладонью левой руки правую руку выше локтя и быстро согните правую руку. Что вы при этом ощущаете?   (происходит сокращение мышц)

Кто измерил обхват мышц руки. От чего зависит разница измерения мышц.

— Опустите левую руку вниз, расслабьте мышцы. Кистью правой руки обхватите мышцы в области плеча (бицепс). Напрягите левую руку в локте. Разогните руку.

— Что вы почувствовали?

— Какой вывод сделаем? (Ответы учащихся)

Что об этом говорит учебник? Прочитайте и перескажите.

С. 46-47

— Вывод:

есть мышца- сгибатель, и мышца- разгибатель. Когда одна работает, другая — расслабляется.

-Утомляются ли мышцы? (Высказывания учащихся)

-Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем эксперимент: возьмите портфель (ранец) в руку, отведите её в сторону, не сгибая руки, поднимите портфель на уровень плеч. Держите портфель.

— Что произошло с вашей рукой?  (Высказывания учащихся)

Вывод:

 длительная работа мышц вызывает постепенное снижение работоспособности – утомление.

-И мы с вами немного утомились, давайте отдохнём.

– Какие системы тела человека работают, когда вы пишете? (Опорно-двигательная система.)

– Почему у человека, который ещё не знал огня, были развиты жевательные мышцы и лицевая часть черепа? (Пища была грубой, поэтому развита челюсть.)

– На доске записаны слова «Если хочешь быть сильным – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Эти слова были высечены на скале в Древней Греции. Как вы их понимаете? Правы ли были древние греки?

– Сила и ловкость – это врождённые или приобретённые качества? (Приобретённые.)

– Что нужно делать, чтобы развивать свои мышцы? (Заниматься физкультурой, тренироваться.)

– Как нужно одеваться, когда занимаетесь спортом? (Легко, не кутаться.)

– Почему?

Конечно, человек не луковица и не капустный кочан. Когда на нём сто одёжек, мышцы перегреваются, им трудно работать.

И н т е р е с н ы е   ф а к т ы.

– Обычно считается, что тело человека симметрично. Оказалось, что такой симметрии нет, а истинная красота человека в асимметрии. Мускулатура правой стороны обычно развита сильнее левой.

– Как вы думаете, почему? (Функции правой и левой сторон неодинаковы.)

Измерения показали, что в 22 случаях из ста у человека руки разной длины. Причём в 75 случаях из 100 правая рука на 1–2 см длиннее, чем левая. А левая нога чаще бывает на 1–2 см длиннее правой (как опорная). А голова не лежит строго посредине тела.

– На Руси всегда было много сильных людей. Известен капитан Лукин (конец XVIII века), который легко ломал подковы, держал на вытянутой руке пудовые ядра, одним пальцем вдавливал в корабельную стенку гвоздь, а когда в Англии ему предложили провести кулачный поединок, вызвал сразу четырёх боксёров и, ухватив по очереди каждого за пояс, перекинул через голову.

Известен капитан-лейтенант Тимашов, который завернул в шинель двенадцатипудовую гирю (предлагаем посчитать в килограммах 1 пуд = примерно 16 кг) и незаметно пронёс её под мышкой мимо часового.

Русский атлет ИванЗаикин (1880–1948), выступавший на цирковой арене, мог с лёгкостью вскинуть на плечи морской якорь весом 25 пудов (400 кг) и прогуливаться с ним по манежу. В одном из музеев Парижа хранится подарок от русского силача – рельс, согнутый им в кольцо.

А на Волге гремел бурлак Никита Ломовский, который в Астрахани один ставил сваи для плотины и один забивал их чугунной бабой, которую едва поднимали 8 человек.

Русский борец Иван Поддубный 33 года был чемпионом мира. Он так и остался непобеждённым богатырём, возведённым в ранг национального героя. В 66 лет он продолжал выходить на ковер. Это уже почти загадка спортивного долголетия.

В наши дни известен силач Валентин Дикуль (родился в 1947 году) за годы работы в цирке повторил все известные трюки русских богатырей прошлых лет и изобрёл новые. Во время исполнения «пирамиды» он удерживал на себе 1000 кг – две стальные штанги и семерых человек. В другом номере на плечи ему ставили платформу с автомобилем «Волга» (1570 кг). А ведь в юности у этого атлета был перелом позвоночника, после чего он 7 лет не мог ходить.

– Как вы думаете, все эти люди родились такими сильными? (Выслушиваем рассуждения, подводим к выводу, что врождённые данные имеют определённое значение, однако сила приобретается в индивидуальном развитии.)

Мышцы – тягачи и силачи. Они вместе с костями скелета приводят в движение всё наше тело.

Мы можем сидеть, бегать, прыгать, улыбаться и хмуриться благодаря работе мышц.

Мышцы надёжно укрывают и защищают от внешних воздействий наши внутренние органы, поднимают и растягивают грудную клетку при дыхании, проталкивают пищу по пищеводу. Сжимаются и разжимаются при работе мышца сердца, заставляет кровь двигаться по сосудам.

Физический труд, занятия спортом укрепляют мышцы. Человек становится сильным и ловким.

Чтобы были здоровыми и крепли наши мышцы, давайте прочитаем полезные советы.

— Что нового вы узнали о себе?

— Что было самым удивительным?

— О чем вы задумались после сегодняшнего урока?

Стр. 50 ответы на вопросы

Источник

— Посмотрите на экран.

— Если вы
правильно разгадаете кроссворд, то в выделенных
клетках прочтете тему урока.

Загадки.

— А для чего надо изучать мышцы?

— Итак, сегодня мы будем говорить о мышцах,
определим их функции, узнаем какие, бывают мышцы.

— Я слышала такую пословицу: “ Были бы кости, а
мясо нарастет”.

— Как понимаете пословицу?

— А знаете, откуда пришло слово “ мышца”?

— Название “мышца” произошло от латинского
слова “мускулус”, что означает “мышонок”.

Это связано с тем, что врачи, наблюдая за
сокращением скелетных мышц, заметили, что они как
бы бегают под кожей, словно мыши.

-Хотите поиграть в игру “Замри”?

-Вы двигаетесь, принимаете различные позы. По
моему сигналу “Замри” — замираете.

— Что позволило вам принимать и держать разные
позы?

— Определите, какие мышцы у вас работали.

— Посмотрите на экран.

— Какие по величине бывают мышцы? ( Большие и
маленькие)

— Где расположены крупные мышцы? ( Самая
большая – ягодичная, большие – большая грудная,
бицепс, мышца бедра, икроножная).

— Почему здесь расположены сильные мышцы? (Выполняют
тяжелую работу).

— Давайте посмотрим, что об этом нам говорит
учебник.

— Прочитайте текст на с.40

— Что узнали?

— Как думаете, сколько мышц в организме
человека? ( На самом деле тело человека состоит
из 639 мышц).

— Опустите левую руку вниз, расслабьте мышцы.
Кистью правой руки обхватите мышцы в области
плеча (бицепс). Напрягите левую руку в локте.
Разогните руку.

— Что вы почувствовали?

— Какой вывод сделаем? Что об этом говорит
учебник?

С. 40- 41

— Вывод: есть мышца- сгибатель, и мышца-
разгибатель. Когда одна работает, другая-
расслабляется.

— Как же работают наши мышцы? Об этом мы даже и не
задумываемся.

— Послушайте древнюю индийскую сказку.

Однажды молодая веселая сороконожка
танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила
за ней из болота, завидую легкости ее движений. И
вдруг она спросила плясунью:

— Не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе
удается так замечательно распоряжаться всеми
своими ножками? Откуда ты знаешь, какая ножка
поднимается первой, а какая двадцать восьмой?
Которая из ножек опускается, когда подымаются
одиннадцатая и седьмая?

Сороконожка остановилась и задумалась. Ей
никогда в голову не приходили такие вопросы. А
теперь ей стало и самой любопытно – как же
поступает она на самом деле?

Ну какую, например, ножку надо ей сейчас
поднять, чтобы продолжать свой танец? Но она
этого не знала. И чем больше она об этом думала,
тем все больше задумывалась. Так она и осталась
неподвижной со всеми своими сорока ножками, на
радость злорадной жабе.

Вывод: — Мы тоже могли оказаться в печальном
положении этой плясуньи, если бы каждый раз
задумывались, прежде чем сделать шаг или поднять
руку и начали бы соображать, как это сделать.

— Интересно, что для того, чтобы сделать всего
один шаг, нужно сократить и расслабить 20 мышц. Все
делается в определенном порядке, а мы даже не
замечаем этого. Потому что мы привыкли это делать
и для нас это естественно.

— Когда пианист играет в быстром темпе пьесу,
его пальцы делают до 120 ударов в минуту. Хорош бы
он был, если думал, каким пальцем ему нужно
ударить следующую клавишу! Но терпеливо
упражняясь каждый день, разучивая пьесу
медленно, а затем быстрее, повторяя ее
бесконечное количество раз, пианист приучает
мышцы своих рук действовать автоматически.

— А хотите еще поработать в группах? Продолжим
исследование (задание группам по страницам
учебника – 42 – 43).

— А сейчас поработайте разными мышцами своего
лица.

— Представьте себя артистом – мимом. Без слов
изобразите страх, боль, печаль, радость,
удивление. Что помогло вам сделать это?

— 1/5 часть новорожденного приходится на мышцы, у
взрослого мышцы составляют 2/5 веса тела. Скелет и
мышцы растут и развиваются. Движение человека
становятся совершеннее и разнообразнее.

— Как вы думаете, сила и ловкость – это
врожденные качества человека или приобретенные?
Что поможет стать красивым, сильным, здоровым
человеком? (занятия спортом, при тренировке
развиваются мышцы)

— Что же происходит с мышцами?

— Какие полезные советы вы могли бы предложить?

— Прислушайтесь к этим советам:

Если хочешь быть сильным – бегай;

хочешь быть красивым – бегай;

хочешь быть умным – бегай!

Кто много ходит, тот долго живет.

Движение строит организм.

Движение может по своему действию заменить
любое лечебное средство, но все лечебные
средства не могут заменит действия упражнений.

Источник