Мышечная масса у ребенка почему не растет

Мышечная масса у ребенка почему не растет thumbnail

Мышечная система включает более 600 мышц, большинство из которых участвует в выполнении различных движений.

Мышечная система у детей

Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей:

К моменту рождения количество мышц у ребёнка почти такое же, как у взрослого, однако имеются существенные различия в отношении массы, размеров, структуры, биохимии, физиологии мышц и нервномышечных единиц.

Скелетные мышцы у новорождённого анатомически сформированы и сравнительно хорошо развиты, их общая масса составляет 20-22% массы тела. К 2 годам относительная масса мышц несколько уменьшается (до 16,6%), а затем в связи с нарастанием двигательной активности ребёнка вновь увеличивается и к 6 годам достигает 21,7%, к 8 — 2728%, а к 15 — 3233%. У взрослых она составляет в среднем 40-44% массы тела. В общей сложности масса мышц за период детства увеличивается в 37 раз.

Структура скелетной мышечной ткани у детей разного возраста имеет ряд отличий. У новорождённого мышечные волокна расположены рыхло, их толщина 4-22 мкм. В постнатальном периоде рост мышечной массы происходит в основном за счёт утолщения мышечных волокон, и к 18-20 годам их диаметр достигает 20-90 мкм. В целом мышцы у детей раннего возраста более тонкие и слабые, а мышечный рельеф сглажен и становится отчётливым обычно только к 5-7 годам жизни.

Фасции у новорождённого тонкие, рыхлые, легко отделяются от мышц. Так, слабое развитие сухожильного шлема и рыхлое соединение его с надкостницей костей свода черепа предрасполагают к образованию гематом при прохождении ребёнка через родовые пути. Созревание фасций начинается с первых месяцев жизни ребёнка и связано с функциональной активностью мышц. В мышцах новорождённого относительно много интерстициальной ткани. В первые годы жизни происходит абсолютное увеличение рыхлой внутримышечной соединительной ткани, а относительное количество клеточных элементов на единицу площади уменьшается. Наряду с развитием мышечных волокон идёт формирование эндомизия и перимизия. Его дифференцировка заканчивается к 8-10 годам.

Нервный аппарат мышц к моменту рождения сформирован не полностью, что сочетается с незрелостью сократительного аппарата скелетных мышц. По мере роста ребёнка происходит созревание как двигательной иннервации фазных скелетных мышечных волокон (смена полинейронной иннервации на мононейронную, уменьшение площади чувствительности к ацетилхолину, в зрелых нервномышечных синапсах приуроченной только к постсинаптической мембране), так и формирование дефинитивных нервномышечных единиц. Происходит также образование новых проприорецепторов с концентрацией их в участках мышц, испытывающих наибольшее растяжение.

Скелетные мышцы у новорождённых характеризуется меньшим содержанием сократительных белков (у новорождённых их в 2 раза меньше, чем у детей старшего возраста), наличием фетальной формы миозина, обладающего небольшой АТФазной активностью. По мере роста ребёнка фетальный миозин замещается дефинитивными миозинами, увеличивается содержание тропомиозина и саркоплазматических белков, уменьшается количество гликогена, молочной кислоты и воды.

Особенности мышечной системы у детей

Мышцы ребёнка характеризуются рядом функциональных особенностей. Так, у детей отмечают повышенную чувствительность мышц к некоторым гуморальным агентам (в частности, к ацетилхолину). Во внутриутробном периоде скелетные мышцы отличаются низкой возбудимостью. Мышца воспроизводит лишь 3-4 сокращения в секунду. С возрастом число сокращений доходит до 60-80 в секунду. Созревание нервномышечного синапса приводит к значительному ускорению перехода возбуждения с нерва на мышцу. У новорождённых мышцы не расслабляются не только во время бодрствования, но и во сне. Постоянную их активность объясняют участием мышц в теплопродукции (так называемый сократительный термогенез) и метаболических процессах организма, стимуляции развития самой мышечной ткани.

Мышечный тонус может быть ориентиром при определении гестационного возраста новорождённого. Так, у здоровых детей первых 2-3 мес жизни отмечают повышенный тонус мышц сгибателей, так называемый физиологический гипертонус, связанный с особенностями функционирования ЦНС и приводящий к некоторому ограничению подвижности в суставах. Гипертонус в верхних конечностях исчезает в 2-2,5 мес, а в нижних — в 3-4 мес. Глубоко недоношенные дети (срок гестации менее 30 нед) рождаются с общей мышечной гипотонией. У ребёнка, родившегося на 30-34й неделе гестации, нижние конечности согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Флексия верхних конечностей появляется только у детей, родившихся после 34й недели гестации. После 36-38й недели отмечают флексорное положение как нижних, так и верхних конечностей.

Рост и развитие мышц у детей

Рост и развитие мышц у детей происходит неравномерно и зависит от их функциональной активности. Так, у новорождённого слабо развиты мимические и жевательные мышцы. Они заметно укрепляются после прорезывания молочных зубов. Отчётливо выражены возрастные особенности диафрагмы. Её купол у новорождённых более выпуклый, сухожильный центр занимает относительно малую площадь. По мере развития лёгких выпуклость диафрагмы уменьшается. У детей до 5 лет диафрагма расположена высоко, что связано с горизонтальным ходом рёбер.

Мышечная система у новорожденных слабо развита, как и апоневрозы и фасции живота, что обусловливает выпуклую форму передней брюшной стенки, сохраняющуюся до 3-5 лет. Пупочное кольцо у новорождённого ещё не сформировано, особенно в верхней его части, в связи с чем возможно образование пупочных грыж. Поверхностное паховое кольцо образует воронкообразное выпячивание, более выраженное у девочек.

У новорождённого преобладает масса мышц туловища. В первые годы жизни ребёнка в связи с нарастанием двигательной активности быстро растут мышцы конечностей, причём развитие мышц верхних конечностей на всех этапах опережает развитие мышц нижних конечностей. В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, гораздо позднее — мышцы кисти, что приводит к трудностям в выполнении тонкой ручной работы до 5-6летнего возраста. До 7 лет у детей недостаточно развиты мышцы ног, в связи с чем они плохо переносят длительные нагрузки. В возрасте 2-4 лет усиленно растут большие ягодичные мышцы и длинные мышцы спины. Мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела, наиболее интенсивно растут после 7 лет, особенно у подростков 12-16 лет. Совершенствование точности и координации движений наиболее интенсивно происходит после 10 лет, а способность к быстрым движениям развивается лишь к 14 годам.

Читайте также:  Как это набрать мышечную массу девушке

Интенсивность прироста мышц и мышечной силы связана с полом. Так, показатели динамометрии у мальчиков выше, чем у девочек. Исключением служит период от 10 до 12 лет, когда становая сила у девочек выше, чем у мальчиков. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) до 6-7 лет изменяется незначительно, а затем к возрасту 13-14 лет быстро увеличивается. Мышечная выносливость с возрастом также растёт и у 17летних вдвое превышает аналогичные показатели 7-летних детей.

Врождённые аномалии мышц

1.

Наиболее распространённая врождённая аномалия мышц — недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной мышцы, приводящее к кривошее.

2.

Часто возникают аномалии строения диафрагмы с образованием грыж.

3.

Недоразвитие или отсутствие большой грудной или дельтовидной мышцы приводит к развитию деформаций плечевого пояса.

Мышечная система ребенка — осмотр, пальпация

Методика исследования мышечной системы у детей

Расспрос. Наиболее частые жалобы у детей при поражении мышечной системы — боли в мышцах (миалгии) и снижение мышечной силы. При сборе анамнеза следует по возможности выяснить время появления этих жалоб, провоцирующие факторы, связь с другими патологическими симптомами, имеющимися у ребёнка, семейно-наследственный анамнез.

При осмотре и пальпации в первую очередь оценивают степень развития мышц. Также необходимо оценить такие важнейшие показатели состояния мышечной системы ребенка, как тонус, сила и двигательная активность мышц.

Степень развития мышц

У здоровых детей мышцы упругие на ощупь, одинаковые на симметричных участках тела и конечностей. Различают 3 степени развития мышц:

1.

Хорошее — контуры мышц туловища и конечностей в покое хорошо видны, живот втянут или незначительно выдаётся вперёд, лопатки подтянуты к грудной клетке, при напряжении усиливается рельеф сокращённых мышц.

2.

Среднее — мышцы туловища развиты умеренно, а конечностей — хорошо, при напряжении отчётливо изменяются их форма и объём.

3.

Слабое — в покое мышцы туловища и конечностей плохо контурируются, при напряжении рельеф мышц изменяется едва заметно, нижняя часть живота отвисает, нижние углы лопаток расходятся и отстают от грудной клетки.

Недостаточное развитие мышц возникает у детей, ведущих малоподвижный образ жизни, при дистрофии, обусловленной нарушением питания, наличием хронических соматических заболеваний, патологии нервной системы, генерализованного поражения суставов и т.д.

Крайняя степень слабого развития мышц — атрофия. При этом состоянии масса мышечной ткани резко уменьшена, а брюшко мышц по своей толщине и консистенции становится похожим на сухожилие. При мышечной атрофии происходит обратимое или необратимое нарушение трофики мышц с развитием истончения и перерождения мышечных волокон, ослаблением или утратой их сократительной способности.

Асимметрия мышц

Асимметрия мышечной массы предполагает неодинаковую степень развития одноимённых групп мышц. Для выявления асимметрии последовательно сравнивают аналогичные мышцы обеих половин лица, туловища, конечностей. Для более точной оценки измеряют сантиметровой лентой и сравнивают окружности левой и правой конечностей на одинаковых уровнях. Мышечная асимметрия может быть следствием недоразвития, травмы, патологии нервной системы, некоторых ревматических заболеваний (гемисклеродермии, ЮРА) и др.

При пальпации выявляют локальную или распространённую болезненность, а также уплотнения по ходу мышц, что может быть связано с воспалительными изменениями, очаговым или диффузным отложением в них кальция.

Мышечный тонус у детей

Мышечный тонус — рефлекторное напряжение мышц, контролируемое ЦНС и зависящее также от происходящих в мышце метаболических процессов. Снижение или отсутствие тонуса называют гипотонией или атонией мышц соответственно, нормальный тонус — нормотонией мышц, высокий тонус — мышечной гипертонией.

Оценка мышечного тонуса

Предварительное представление о состоянии мышечного тонуса можно получить при визуальной оценке позы и положения конечностей ребёнка. Так, например, поза здорового новорождённого (руки согнуты в локтях, колени и бёдра подтянуты к животу) свидетельствует о наличии у него физиологического гипертонуса сгибателей. При снижении мышечного тонуса новорождённый лежит на столе с вытянутыми руками и ногами. У детей более старшего возраста снижение тонуса мышц приводит к нарушениям осанки, крыловидным лопаткам, чрезмерному поясничному лордозу, увеличению живота и др.

Мышечный тонус исследуют, оценивая сопротивление мышц, возникающее при пассивных движениях в соответствующих суставах (конечность при этом должна быть максимально расслаблена).

Повышение мышечного тонуса

Повышение тонуса может быть двух видов:

1.

Мышечная спастичность — сопротивление движению выражено только в начале пассивного сгибания и разгибания, затем препятствие как бы уменьшается (феномен «складного ножа»). Возникает при перерыве центрального влияния на клетки переднего рога спинного мозга и растормаживании сегментарного рефлекторного аппарата.

Читайте также:  Как узнать соотношение жировой и мышечной массы

2.

Мышечная ригидность — гипертонус постоянен или нарастает при повторении движений (феномен «восковой куклы» или «свинцовой трубки»). При исследовании мышечного тонуса может возникнуть прерывистость, ступенчатость сопротивления (феномен «зубчатого колеса»). Конечность может застывать в той позе, которую ей придают — пластический тонус. Возникает при поражении экстрапирамидной системы.

При мышечной гипотонии выявляют отсутствие сопротивления при пассивных движениях, дряблую консистенцию мышц, увеличение объёма движений в суставах (например, переразгибание).

Исследование мышечного тонуса

Существует несколько проб, позволяющих судить о состоянии мышечного тонуса у детей:

1.

Симптом возврата — ножки новорождённого, лежащего на спине, разгибают, выпрямляют и прижимают к столу на 5 с, после чего отпускают. При наличии у новорождённого физиологического гипертонуса ножки сразу же возвращаются в исходное положение, при сниженном тонусе полного возврата не происходит.

2.

Проба на тракцию — лежащего на спине ребёнка берут за запястья и стараются перевести в сидячее положение. Ребёнок сначала разгибает руки (первая фаза), а затем сгибает их, всем телом подтягиваясь к исследующему (вторая фаза). При гипертонусе отсутствует первая фаза, а при гипотонусе — вторая фаза.

3.

Симптом «верёвочки» — исследователь, стоя лицом к ребёнку, берёт его в свои руки и совершает вращательные движения попеременно то в одну, то в другую сторону, оценивая при этом степень активного мышечного сопротивления.

4.

Симптом «дряблых плеч» — плечи ребёнка обхватывают сзади двумя руками и активно поднимают вверх. При мышечной гипотонии это движение даётся легко, при этом плечи касаются мочек ушей.

Объем активных и пассивных движений

Оценивают объём как активных, так и пассивных движений:

1.

Активные движения изучают в процессе наблюдения за ребёнком во время игры, ходьбы, выполнения тех или иных движений (приседаний, наклонов, подниманий рук и ног, перешагиваний через препятствия, подъёма и спуска по лестнице и т.д.). Ограничение или отсутствие движений в отдельных мышечных группах и суставах указывает на поражение нервной системы (парезы или параличи), мышц, костей, суставов.

2.

Пассивные движения исследуют, последовательно производя сгибание и разгибание в суставах: локтевых, тазобедренных, голеностопных и т.д. У новорождённых и детей первых 3-4 мес жизни отмечают ограничение движений в суставах, обусловленное физиологическим гипертонусом. Ограничение пассивных движений у детей более старшего возраста указывает на повышение мышечного тонуса или поражение суставов.

Сила мышц у детей

Силу мышц оценивают по степени усилия, необходимого для преодоления активного сопротивления той или иной мышечной группы. У детей раннего возраста пытаются отнять схваченную ими игрушку. Старших детей просят оказать сопротивление при разгибании согнутой руки (ноги). О состоянии мышечной силы косвенно можно судить по тому, как ребёнок выполняет приседания, подъём и спуск по лестнице, вставание с пола или кровати, одевание и раздевание и т.д. Мышечная сила отчётливо увеличивается с возрастом. Как правило, ведущая рука сильнее, и в целом мышечная сила у мальчиков больше, чем у девочек. Более объективно судить о мышечной силе можно по показаниям динамометра (ручного и станового).

Лабораторные и инструментальные исследования мышечной системы

При заболеваниях мышечной системы исследуют биохимические показатели крови [активность креатинфосфокиназы, мышечной фракции лактатдегидрогеназы (ЛДГ), трансаминаз, концентрацию аминокислот и креатина в крови и моче, содержание миоглобина в крови и моче], определяют аутоантитела. Для уточнения диагноза проводят генетические и морфологические исследования биоптата мышц.

Среди инструментальных методов для выяснения причины снижения мышечной силы в клинической практике наиболее часто применяют электромиографию (ЭМГ) — метод регистрации биоэлектрической активности мышц, позволяющий, например, дифференцировать первичную патологию мышц от их поражений при заболеваниях нервной системы. Мышечную возбудимость оценивают с помощью хронаксиметрии, мышечную работоспособность — эргографом и эргометром.

Источник

Семейная особенность

Самая частая причина плохого роста детей – позднее половое созревание, которое начинается после 14 лет. Такие дети обычно рождаются в срок, с нормальным весом и ростом, но уже в первые месяцы жизни начинают плохо расти. К 5-6 годам они значительно ниже сверстников, и это явно бросается в глаза. После 6 лет ребенок начинает вытягиваться на 4-6 см каждый год, как и положено в этом возрасте, но поскольку его сверстники тоже вытягиваются на 4-6 см, догнать их он не может. Половое созревание у него начинается после 14 лет, когда его ровесники уже два года как вступили в переходный возраст, из мальчиков и девочек превратились в юношей и девушек. Таким образом, все свое длинное детство он по росту самый маленький. Но, в конечном итоге, такие мальчики вырастают до 175-176 см, девочки до 160-162 см, то есть имеют нормальный средний рост.

Причина – болезнь

Что еще может повлиять на плохой рост ребенка? Есть целый ряд причин, например серьезные болезни сердечно-сосудистой, бронхо-легочной, костной систем, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, хромосомные болезни…

Иногда плохо растут дети, родившиеся с весом и ростом ниже нормы. Несмотря на хороший уход и хорошее питание 10% детей с задержкой внутриутробного развития и после 4 лет отстают в росте.

Читайте также:  Как увеличивать мышечную массу

Бывает, что задержки роста связаны с дефицитом либо гормонов щитовидной железы, либо гормона роста, либо половых гормонов или с дефицитом всех вместе взятых. А иногда с избытком гормонов надпочечников. В этих случаях без лечения ребенок, как правило, не может в финале достичь, как говорят врачи, социально приемлемого роста. Но, к счастью, эндокринно-зависимые задержки роста – самые немногочисленные. Сейчас любые задержки роста лечатся. Главное, вовремя понять их причину.

5 секретов хорошего роста

Раз в год отмечайте, насколько ваш ребенок вырос. Если, начиная с 4 лет, он подрастает меньше, чем на 4 см в год, надо обратиться к эндокринологу. Особенно будьте внимательны к тем малышам, у которых была задержка внутриутробного развития, и к тем, у кого кто-то из родителей или ближайших родственников имеют рост ниже 160 см.

● Чтобы ребенок хорошо рос, он должен получать достаточное количество белка – и растительного и животного. Белок – это матрица длинно-трубчатых костей, именно их развитие определяет рост человека.

● Для роста ребенку необходимы витамины, кальций и йод. Дети 6-10 лет должны получать 800-1200 мг кальция в сутки, подростки – 1200-1500 мг. С продуктами питания эту потребность можно удовлетворить только наполовину, поэтому, чтобы хорошо расти, дети должны получать препараты, содержащие кальций, или пищу, обогащенную кальцием.

● Ребенку, чтобы хорошо расти, необходимы умеренные физические нагрузки, они улучшают выработку «гормона роста» организмом.

● Йод входит в состав гормонов щитовидной железы, а эти гормоны тоже влияют на показатели роста. Согласно последним рекомендациям ученых, дети должны получать 150 мкг йода в сутки, подростки – 200 мкг. Йодированной соли для удовлетворения этой потребности недостаточно. Надо принимать йодсодержащие препараты.

● Дети должны спать не менее десяти часов, подростки – не менее восьми. Причем засыпать не позднее 10 часов вечера. 70% «гормона роста» вырабатывается организмом во сне с 22 до 24 часов.

Мнение физиолога

У каждого свой темп…

… считает Валентина Зайцева, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор Института возрастной физиологии РАО.

Антропологи выделяют три основных типа телосложения: торакальное, дигестивное и мышечное. Дети разного телосложения растут по-разному.

У представителей торакального типа грудная клетка цилиндрическая, легкие большие, объем мышц скромный, подкожного жира мало. Классический пример человека такого сложения: высокий, поджарый.

Люди дигестивного телосложения обладают широкой бочкообразной грудной клеткой, у них круглые толстые мышцы и мощный скелет. Пример человека такого сложения – невысокий крепыш.

Люди мышечного (атлетического) телосложения наиболее пропорциональны. Типичный пример мышечного типа – хорошо сложенный человек среднего роста и средней комплекции.

Дети-дигестивники в раннем возрасте часто бывают выше и крупнее сверстников, они первыми вытягиваются, но и первыми заканчивают расти. А так как сначала у нас растут те органы и части тела, которые расположены ближе к голове, то к моменту завершения полового созревания, когда заканчивается и рост скелета, руки у дигестивников успевают вырасти, а ноги не вытягиваются до оптимальной длины. Конечный результат оказывается не очень большим.

Представители торакального типа растутнеторопливо, но долго. Девочки лет до 15-16, мальчики – до 22-24. Половое созревание у них начинается поздно, в средних классах они выглядят младше ровесников, зато их ноги успевают вырасти до внушительной длины, и конечный рост получается немалым.

А люди мышечного типа, которых, кстати, среди жителей средней полосы России большинство (50-55%) – посередине. Их половое созревание наступает чуть позже, чем у «дигестивников», но раньше, чем у «торакальщиков», они достигают среднего роста и приобретают гармоничное телосложение.

Какой тип телосложения у вашего ребенка?

Предложите ему втянуть живот и приложите ладони к нижнему краю его ребер. Если ваши кисти сойдутся под углом 90 градусов – у ребенка мышечный тип. Угол получится тупой – дигестивный. Острый – торакальный тип телосложения. Но такой тест подходит только детям старше 6-7 лет, после того как они прошли полуростовой скачок, вытянулись перед школой. Бывает, что дети переходят из одного типа телосложения в другой, например, из дигестивного в мышечный. Такие изменения случаются у каждой 8-10-й девочки в 7-8 лет, а у мальчиков даже чаще, но позже: в 8-9 лет.

Интересно

Акселерации пришел конец. Россияне стали ниже в среднем на 1,5 см. Эта новость, озвученная Росздравом, может и неожиданна для общества, но не удивляет врачей. То, что акселерация закончилась, медики заметили давно. Половину прошлого века дети белого населения Европы и Северной Америки вырастали выше своих родителей. В 70-х годах акселерация замедлилась, а в 80-х – прекратилась. По словам Галины ЯЦЫК, академика РАЕН, профессора НЦЗД РАМН, дети, которые появляются на свет сегодня, уже при рождении по росту и весу в среднем мельче, чем новорожденные из поколения их родителей.

Смотрите также:

  • Брюшко — для солидности? Принципы похудательного питания для мужчин →
  • С первых попыток. Что поможет быстрее стать родителями →
  • Роды после тридцати →

Источник