Оценка силовой выносливости мышц спины
Организация исследования
Исследования проводились на базе поликлиники Крымского Республиканского Учреждения Детской Клинической Больницы в течение трех месяцев с декабря 2009 года по февраль 2010г. включительно. В обследовании принимали участие 20 девочек в возрасте 11 — 12 лет с ассиметричной осанкой в грудопоясничном отделе позвоночника. Была сформирована экспериментальная группа из 20 человек с которой проводились занятия ЛГ в течение трех месяцев, три раза в неделю. Изучалась динамика следующих диагностических показателей: гибкость позвоночника (наклон вперёд и в стороны), сила мышц разгибателей спины, сила мышц брюшного пресса, величины шейно — плечевых углов, ЖЕЛ, проба Штанге и Генчи , физическая работоспособность (проба Мартине).
Диагностические показатели измерялись в первый день, через 1 месяц и в конце курса, через 3 месяца. ЛГ проводилась по трем комплексам, в зависимости от физической подготовленности детей и функционального состояния организма. Комплекс № 1 соответствовал вводному периоду (1 месяц). После промежуточного обследования и анализа полученных результатов применялись комплексы № 2 и № 3 (основной и тренирующий ) Вначале курса ЛФК в течение 1 месяца занятий используются знакомые детям упражнения с малым и средним количеством повторений. У детей создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности (Комплекс №1). В середине курса ЛФК (Комплекс №2), увеличивается количество повторений каждого упражнения. В комплекс включаются упражнения с использованием различных гимнастических снарядов. Используются симметричные упражнения, которые способствуют серединному положению остистых отростков. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки.
Схема организации исследования 2.1
Определение диагностических показателей ОДА
Функциональное состояние позвоночника, а также мышц — разгибателей туловища и мышц брюшного пресса, которые непосредственно участвуют в создании мышечного корсета и поддержании правильной осанки определяется с помощью специальных двигательных тестов на определение гибкости позвоночника и силовой выносливости мышц.
Обследование проводили в определённой последовательности: осмотр спереди, сзади и сбоку, при этом обследуемый должен стоять непринуждённо, ноги не сгибать, руки держать свободно.
Кроме того, проводили функциональные исследования, которые позволяют установить подвижность позвоночника, силу и выносливость мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.[18]
осанка массаж физиотерапия позвоночник
Определение гибкости позвоночника при наклоне вперёд и в стороны
Подвижность позвоночника при наклоне вперед определяется из исходного положения, основная стойка — стопы параллельно. Ребёнок должен наклонить туловище и коснуться опоры пальцами, а лучше ладонями, не сгибая ног в коленях. Если пальцы не достигают опоры, значит, подвижность позвоночника недостаточна.
Расстояние от опоры до пальцев измеряется сантиметровой лентой (для сравнения с последующими измерениями).
Боковая подвижность позвоночника определяется при наклоне в стороны. Сначала, из исходного положения — основная стойка, отмеряют расстояние от кончика 3го пальца каждой руки до пола, затем тоже при максимальном наклоне туловища в сторону. Разница между первым и вторым измерением характеризует амплитуду и асимметрию боковой подвижности. В каждом отдельном случае учитывается длина рук, ног и туловища.[18]
Определение силовой выносливости мышц спины
Статическую выносливость мышц спины определяют с помощью специального двигательного теста. Этот тест на удержание туловища на весу в положении лежа на животе. Исследуемый ложится вниз лицом поперёк кушетки так, чтобы верхняя часть туловища до гребней подвздошных костей находилась на весу, руки на пояс, ноги удерживает исследователь. Время до полного утомления мышц определяется по секундомеру. Для детей 11-12 лет норма составляет 1,5-2,2 мин.
Определение силовой выносливости мышц брюшного пресса
Динамическая выносливость мышц брюшного пресса определяется числом переходов из положения лёжа на спине в положение сидя и обратно, руки на пояс, ноги удерживает исследователь.
Функциональное обследование подвижности позвоночника и состояния мышц туловища позволяет оценить эффективность применяемых упражнений. Для детей 11-12 лет норма составляет 18-30 раз.
Определение шейно — плечевых углов
Исходное положение основная стойка. Сантиметровой лентой отмеряется расстояние от кончика 3 пальца каждой руки до пола. Разность показателей свидетельствует об асимметрии осанки. [18]
Источник
Известно, что любые нарушения осанки начинаются с так называемой фазы функциональной недостаточности нервно–мышечного аппарата, т.е. изменений, которые не затрагивают структуру, или, как говорят врачи, морфологию мышечной или нервной ткани. Если деформация прогрессирует, то мышцы подвергаются изменениям морфологическим: одни мышечные группы растягиваются, а другие укорачиваются. Мышцы становятся менее растяжимыми, изменяется и эластичность связочного аппарата позвоночника. Во второй фазе возникает закрепление деформации, вначале в небольшой степени, а затем в значительной, поэтому эту фазу называют фазой фиксации деформации.
Третья фаза – фаза костно–суставных изменений – связана с изменениям скелета. Она может либо прогрессировать, либо фиксироваться, в зависимости прежде всего от последующих изменений в нервно–мышечном аппарате.
Наилучших результатов от применения средств лечебной физкультуры (ЛФК) следует ожидать,
разумеется, при функциональной недостаточности нервно–мышечного аппарата. В этих условиях следует проанализировать степень ослабления тех или иных мышц, наметить и провести целенаправленную систему оздоровительных мероприятий для их укрепления. Те мышечные группы, которые в начале курсового лечения необходимо щадить, могут быть поставлены в условия охранительного режима, режима разгрузки от массы тела. Использование различных исходных положений позволяет достаточно рационально осуществлять щажение и стимуляцию нервно–мышечного аппарата.
В начале второй фазы успех лечения средствами ЛФК также может быть полным, однако в случае уже развившейся стойкой фиксации достигается обычно лишь частично.
В третьей фазе средства ЛФК в основном могут помочь приостановить прогрессирования патологического процесса и способствовать развитию разнообразных заместительных компенсаций.
Эффективность применения различных средств ЛФК зависит, следовательно, от фазы развития деформации. Однако эффективность может быть значительно повышена даже при выраженных нарушениях осанки за счет обучения навыкам удержания тела и конечностей в тех или иных положениях и индивидуальному приспособлению к меняющимся условиям жизни (бытовые, производственные и др.). При этом мобилизуются компенсаторные механизмы за счет непораженных (ослабленных) групп мышц, сегментов туловища или конечностей.
Включение в курс лечения кроме физических упражнений лечебного массажа обеспечивает одновременно с коррекцией дефекта и формированием навыка правильной осанки нормализацию функций сердечно–сосудистой и дыхательной систем, не говоря уже об общеоздоравливающем влиянии.
Одной из основных задач коррекции осанки является создание мышечного корсета. Для оценки функционального состояния мышечного корсета применяют следующие тесты (Фонарев, 1983).
1. Силовая выносливость мышц спины – в исходном положении лежа на животе ребенок разгибает и удерживает верхнюю часть туловища. Тест проводится лежа на кушетке на уровне гребней подвздошных костей. Туловище находится на весу, ноги фиксируются, руки на поясе. Время удержания туловища определяется по секундомеру и равно для детей 7–11 лет 1–1,5 минуты, для детей старше 11 лет – 1,5–2 минуты.
2. Силовая выносливость мышц брюшного пресса:
• динамический тест – лежа на спине, ноги фиксированы, руки на поясе, определяется количество переходов из положения лежа на спине в положение сидя в темпе 16–20 раз в минуту (норматив для детей 7–11 лет – 15–20 раз, старше И лет–25–30 раз);
• статический тест – из исходного положения сидя на полу с полусогнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами, с опорой стопами на пол, ребенок отклоняет туловище под углом 60°, руки на затылке, согнутые в локтевых суставах. Определяют время удержания туловища в этом положении до появления покачивания или самостоятельного прекращения теста (норматив для детей 7–11 лет – 1–1,5 минуты, старше 11 лет – 1,5–2 минуты) (рис. 21).
Для объективной оценки функционального состояния мышц туловища измерения должны проводиться одним специалистом в одних и тех же условиях.
А.Н. Крестовников в «Очерках по физиологии физических упражнений» отметил: «При овладении двигательными навыками в больших полушариях головного мозга возникают многообразные связи между кинестетическими, вестибулярными, звукоречевыми, зрительными областями, осуществляющие сложнейшие отношения с той средой, в которой происходит занятие гимнастикой. При выполнении сложного двигательного акта необходимо взаимодействие вестибулярного аппарата, обеспечивающего сохранение равновесия тела в покое и в движении, проприоцептивной чувствительности мышц и сухожилий шеи, туловища и конечностей, а также кинестетической и зрительной афферентных систем, объединенных корой головного мозга».
Рис. 21. Функциональные тесты для определения силовой выносливости мышц спины (а) и брюшного пресса (б).
Исходя из вышесказанного, для формирования навыка правильной осанки используются следующие мероприятия:
1. для стимуляции зрительной афферентной системы – работа у зеркала с постоянным зрительным контролем правильной осанки;
2. для стимуляции тактильной и кинестетической афферентной системы – упражнения у вертикальной плоскости: касания стены без плинтуса пятью точками – головой, межлопаточной областью, ягодицами, икроножными мышцами и пятками;
3. для стимуляции проприоцептивной чувствительности мышц и сухожилий шеи – удержание на голове различных предметов (мешочка с песком), ходьба и выполнение различных упражнений с мешочком на голове;
4. для стимуляции вестибулярного аппарата и мозжечка – упражнения на возвышенной опоре уменьшенной площади (передвижение по бревну, гимнастической скамейке, балансирование);
5. для стимуляции мышечно–суставного чувства – воспроизведение правильной осанки по памяти, с закрытыми глазами;
6. для стимуляции второй сигнальной системы – воспроизведение правильной осанки по словесному объяснению и контролю.
Процесс формирования навыка правильной осанки протекает по определенным этапам, в определенной последовательности:
1) обучение отдельным элементам правильной осанки;
2) овладение осанкой;
3) устранение излишнего мышечного напряжения;
4) автоматизация правильной осанки, т.е. образование «двигательного стереотипа»;
5) появление «чувства осанки, т.е. умения удерживать правильную осанку в любых условиях (цит. по Потапчук А.А. и др.).
Однако выработанный навык правильной осанки не остается на всю жизнь, его необходимо постоянно подкреплять. И.П. Павлов указывал, что и прочные условные рефлексы без подкрепления могут угасать. Поэтому воспитательное влияние на осанку не должно прекращаться ни в образовательном учреждении, ни дома.
Источник
1) Для оценки силы и выносливости мышц спины. Лежа на кушетке на животе, принять позу «ласточки», т. е. прогнуться, руки в стороны, ноги приподняты, прямые. Время удержания такого положения в норме: 2 – 2,5 минуты.
2) Для мышц живота. Лежа на кушетке, на спине, приподнять ноги на 15 – 20 см. и удерживать это положение. В норме удержание такой позы 2 – 2,5 минуты.
E. Функциональные пробы для определения физической работоспособности.
Это Гарвардский степ-тест, тест PWC170, которые будут рассматриваться на лабораторных занятиях.
Тест Новакки (японский тест) для массового обследования практически здоровых людей. Этот тест с нагрузкой до отказа. На велоэргометре нагрузка начинается с 1 Вт/кг массы, через каждые 2 минуты – увеличивается на 1 Вт/кг до тех пор, пока испытуемый не откажется от выполнения работы (нагрузки). И потому, сколько удерживается нагрузка (в зависимости) от Вт/кг оценивают в баллах. К примеру:
ü 2 Вт/кг – неудовлетворительно (2 балла);
ü 3 Вт/кг – удовлетворительно (3 балла);
ü 4 Вт/кг – хорошая работоспособность (4 балла);
ü 5 Вт/кг – высокая работоспособность (5 баллов);
ü 6 Вт/кг – очень высокая работоспособность (6 баллов).
Тест Купера. 12-минутный тест предусматривает преодоление максимально возможного расстояния бегом за 12 минут по ровной поверхности (как правило, на стадионе). Тест прекращается, если у испытуемого возникли признаки перегрузки (резкая одышка, тахиаритмия, головокружение, боль в области сердца и др.).
Физическое состояние оценивается по таблице, где указывается возраст и расстояние в км., преодолеваемое за 12 минут. К примеру, для мужчин моложе 30 лет:
· физическое состояние оценивается как очень плохое – менее 1,6 км. (для женщин – менее 1,5 км.);
· физическое состояние оценивается как плохое при преодолении за 12 минут менее 1,6 км. – 2,0 км. (для женщин – 1,5 – 1,8 км.);
· физическое состояние оценивается как удовлетворительное при преодолении за 12 минут 2,1 – 2,4 км. (для женщин – 1,8 – 2,1 км.);
· физическое состояние оценивается как хорошее при преодолении за 12 минут 2,4 – 2,8 км. (для женщин – 2,1 – 2,6 км.);
· физическое состояние оценивается как отличное при преодолении за 12 минут более 2,8 км. (для женщин – более 2,6 км.);
Тесты для определения физической работоспособности можно использовать при отборе в секции для занятий циклическими видами спорта, а также для контроля тренированности. Эти пробы дают возможность определить функциональное состояние спортсмена и лиц, занимающихся физкультурой.
Контрольные вопросы:
1.Пробы для оценки функционального состояния нервной системы.
2.Пробы для оценки функционального состояния дыхательной системы.
3.Пробы для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
4.Функциональные пробы для оценки силы и выносливости мышц спины и живота.
5.Функциональные пробы для определения физической работоспособности
Лабораторная работа № 11
Тема:Методика проведения проб с физической нагрузкой и оценка результатов.
Цель занятия:изучить методику проведения и оценку результатов проб с физической нагрузкой.
Оснащение: секундомер, тонометр, фонендоскоп.
Ход работы.
В функциональной диагностике используют пробы (тесты) с такой физической нагрузкой, как бег, приседания, подскоки, восхождения и спуск по ступенькам (степ-тест) и другие. Все эти нагрузки дозируются темпом и продолжительностью.
Функциональные пробы могут быть одномоментные, когда используют 1) одну нагрузку (одномоментные) – бег на месте в течение 15 сек. или 20 приседаний;
3) две нагрузки (двухмоментные) – 15 сек. бег и 20 приседаний;
4) три нагрузки (трехмоментные) – 20 приседаний, 15 сек. бег, 3-х мин. бег на месте.
Оценивая восстановительный период, определяют тип реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку по характеру изменений ЧСС и АД:
1) Нормотонический тип реакцииССС на физическую нагрузку характеризуется учащением пульса, повышением систолического давления на 10 – 35 мм. рт. ст. и снижением диастолического давления на 4 – 10 мм. рт. ст. Восстановительный период составляет 3 – 5 минут. Такая реакция считается физиологичной и типична для тренированных спортсменов.
2) Гипотонический (астенический) тип реакции. Характеризуется значительным, не адекватным нагрузке, учащением пульса. Систолическое АД увеличивается мало или остается неизменным. Диастолическое АД повышается или не изменяется. Пульсовое давление понижается. Это значит, что усиление кровообращения при нагрузке достигается больше за счет учащения сердечных сокращений, а не увеличения ударного объема, что нерационально для сердца. Период восстановления затягивается до 6 – 10 минут.
3) Гипертонический тип реакции на физическую нагрузку характеризуется значительным учащением ЧСС, резким повышением систолического АД до 180 – 200 мм. рт. ст. и умеренным подъемом диастолического давления до 90 мм. рт. ст. Период восстановления затягивается. Этот тип реакции оценивается как неудовлетворительный и встречается при начальных формах АГ, ВСД, перетренированности, физическом перенапряжении.
4) Дистонический тип реакции на физическую нагрузку характеризуется повышением систолического АД до 160 – 180 мм. рт. ст. и значительным снижением диастолического давления вплоть до «0» – феномен бесконечного тона, ЧСС значительно возрастает. Это также неблагоприятная реакция на физическую нагрузку и возникает при переутомлении, неврозах. Период восстановления затягивается.
5) Ступенчатый тип реакции ССС на физическую нагрузку характеризуется ступенчатым подъемом систолического давления на 2-й, 3-й минутах восстановительного периода, когда систолическое давление выше, чем на 1-й минуте. Такая реакция ССС отражает функциональную неполноценность регуляторной системы кровообращения, поэтому ее оценивают как неблагоприятную. Период восстановления ЧСС и АД затягивается.
В оценке реакции ССС на физическую нагрузку важен период восстановления.
1. Реакция на физическую нагрузку считается хорошей в том случае, когда при нормальных исходных данных пульса и АД отмечается восстановление этих показателей на 2 – 3 минуте.
2. Реакция считается удовлетворительной, если восстановление происходит на 4 – 5 минуте.
3. Реакция считается неудовлетворительной,если после нагрузки появляются гипотоническая, гипертоническая, дистоническая и ступенчатая реакции, а также период восстановления затягивается до 5 минут и более. Отсутствие восстановления ЧСС и АД в течение 4 – 5 минут непосредственно после нагрузки даже при нормотонической реакции следует оценивать как неудовлетворительную реакцию.
Проба Летунова. Трехмоментная проба применяется для оценки адаптации организма спортсмена к скоростной работе и работе на выносливость.
При проведении пробы испытуемый выполняет последовательно 3 нагрузки:
1-ая нагрузка – 20 приседаний за 30 сек. (разминка);
2-ая нагрузка – выполняется через 3 мин. после первой и состоит в 15-ти секундном беге на месте в максимально быстром темпе;
3-я нагрузка – выполняется через 4 мин., 3-х минутный бег на месте в темпе 180 шагов в 1 мин.
После окончания каждой нагрузки на протяжении всего периода отдыха регистрируется восстановление ЧСС и АД. Пульс считается по 10-и сек. интервалам.
У тренированных спортсменов реакция после каждого этапа пробы – нормотоническая, а время восстановления после первого этапа не превышает 3 мин., после второго – 4 мин., после третьего – 5 минут.
Форма отчетности: дать оценку своим результатам (определить тип реакции ССС на физическую нагрузку).
Контрольные вопросы:
1. Классификация функциональных нагрузочных проб.
2. Задачи нагрузочных тестов.
3. Типы реакций ССС на физическую нагрузку.
Лабораторная работа № 12
Тема:Методика проведения Гарвардского степ-теста и оценка результатов.
Цель занятия:изучить методику проведения и оценку результатов Гарвардского степ-теста.
Оснащение: секундомер, ступеньки для степ-теста, метроном, таблицы.
Ход работы.
Гарвардский степ-тест. Идея теста заключается в изучении восстановительных процессов (динамики ЧСС) после прекращения дозированной мышечной работы.
Физическая нагрузка задается в виде восхождения на ступеньку (скамейку). Высота ступеньки и время выполнения мышечной работы зависит от пола, возраста и физического развития испытуемого.
Таблица № 1