Памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях

Памятка для родителей по проведению речедвигательных упражнений в домашних условиях thumbnail

В зависимости от возраста ребенок может сидеть либо за столом, либо на коврике. Движения и речевой материал заучивать предварительно не обязательно – упражнения проводятся по подражанию вместе с вами. Важно не забывать, что упражнения должны быть эмоциональными, проводить их нужно в игровой форме, чтобы они приносили вашему ребенку радость и удовлетворение. При выполнении упражнений можно включить негромкую музыку, чтобы создать соответствующий настрой. Ваша речь должна быть четкой и понятной ребенку, не бойтесь использовать мимику. Это вызовет у ребенка сначала непроизвольное подражание, а затем он самостоятельно начнет обогащать свои эмоции, интонацию и мимику.

«Кошка»
(Стоя сгибаем руки в локтях перед грудью.)
Вот окошко распахнулось.
(Раздвигаем руки в стороны.)
Вышла кошка на карниз.
(Выполняем плавные движения руками.)
Посмотрела кошка вправо,
(Поворачиваем голову вправо.)
Посмотрела кошка вниз.
(Опускаем голову вниз.)
Кошка влево повернулась,
(Поворачиваем голову влево.)
Проводила взглядом мух,
(Выполняем круговые движения головой.)
Потянулась, улыбнулась
(Тянем руки вверх, улыбаемся.)
И уселась на карниз.
(Приседаем на корточки.)

«Ракушка»
В море мы нашли ракушку.
(Складываем ладони лодочкой.)
Мы ее приложим к ушку,
(Прикладываем ладонь к правому уху, голову наклоняем к правому плечу.)
И суровою зимой
(Прикладываем ладонь к левому уху.)
Будем слушать мы прибой.
(Наклоняем голову к левому плечу.)

«Играем с песком»
Песочек в руки набираем,
(Выполняем захватывающие движения руками.)
Пальцы крепко мы сжимаем,
Чтоб песок не высыпался,
Чтоб в руках у нас остался.
(Крепко сжимаем кулаки.)
Пальцы разжимаем,
Песочек высыпаем.
(Медленно разжимаем пальцы рук.)
Стряхнули с рук песок.
(Потряхиваем руками.)
Устали ручки. Ох!
(Кладем расслабленные руки на колени.)

«Игра с шишками»
Мама с мишками играла,
Шишки разные кидала.
(Взрослый имитирует «бросание» воображаемой шишки, ребенок совершает хватательное движение рукой.)
Медвежата их поймали,
С силой сжали, разломали!
(Сильно сжимаем кулачок.)
В стороны бросали,
(Выполняем бросающие движения.)
А ручки отдыхали.
(Потряхиваем кистями рук.)

«Солнце и тучка»
За тучку солнышко зашло,
Стало зябко и свежо.
(Съеживаемся, обнимая себя за плечи.)
Солнце вышло из-за тучки,
Мы теперь расслабим ручки.
(Расправляем плечи, расслабляемся.)

«Черепаха»
Вот гуляет черепаха,
(Опускаем плечи, подбородок тянем вперед и вверх.)
Прячет голову от страха.
(С напряжением поднимаем плечи, подбородок прижимаем к груди.)

Источник

добавлена 4 ноября 2016 в 14:24

добавлена 26 июня в 00:34

Я развиваюсь и ежедневно становлюсь лучше. Я полностью реализую свой потенциал. Я пользуюсь всеми благоприятными возможностями. Каждое переживание делает меня мудрее. Внутренняя сила приносит мне успех и счастье.
Пишем в комментариях «Да будет так» и запускаем действие аффирмации.

Если приложить к этому месту кусочек льда, с твоим организмом произойдут невероятные перемены!
Невероятное улучшение физического самочувствия тебе подарит всего лишь одна процедура. На это место нужно поставить кусочек льда, и чудо случится… Пройдет головная боль, активизируется весь организм, тебя наполнит невиданная бодрость. Точка фэн-фу — уникальна. Это зона, воздействуя на которую, получается влиять непосредственно на мозг, ведь между кожей и мозгом в данном месте ничего нет. Попробуй пров

Привычки, способные изменить жизнь
Хотите начать новую жизнь? Делайте то, что обычно не делали.
Перемены в жизни зависят только от наших действий. Начните действовать по-другому и заведите новые привычки.
Эти несколько шагов могут кардинально изменить вашу жизнь и повысить её качество:
Позитивные мысли
Ко всем приходят в голову негативные мысли. Смысл не в том, чтобы запрещать им быть, а в том, чтобы переводить наш мыслительный процесс в позитивное русло и концентрировать наше внимание на хо

Как мы блокируем чакры и как это исправить
1. Первая чакра – красный цвет; копчик – Соединение с Землей, отвечает за жизненную силу человека.
Блокировка происходит, если человек чувствует страх. Это состояние блокирует первую чакру. Для улучшения работы и снятия блокировки не убирайте свои страхи в сторону, а поставьте их перед глазами. Посмотрите “в лицо” вашим страхам. Разберите их “по-полочкам”.
2. Вторая чакра – оранжевый цвет; чуть ниже пупка, отвечает за творческую реализацию и удовлетвор

МАЗИЛКА-ЛЕЧИЛКА ОТ СЕМИ НЕДУГОВ
Просто, эффективно и никакой химии для вашего организма! Заболела спина, грыжа в позвоночнике, подвернули ногу, трещат суставы — попробуйте намазать это мазью, приложите бумажное полотенце или холщовую тряпицу и замотать не туго. Кальку или полиэтилен не кладите — аппликация должна «дышать». К утру боли утихнут, а через пару дней забудете, что вообще что-то было. Обязательно наступит облегчение, ведь это тоже немаловажно. Когда ничего нельзя из-за больного сердца

ПЯТКАМИ ОБ ПОЛ — И ВЫ ЗДОРОВЫ!
ПОСТУЧИТЕ ПЯТКАМИ О ПОЛ
(в СССР было очень много простых но гениальных решений, однако не пропускаемых официальной медициной)
Такая чудодейственная виброгимнастика, предложенная академиком Микулиным, способна избавлять мышцы ног от избытка молочной кислоты, улучшать венозное кровообращение.
Академик Орбели, перенесший инфаркт, был очень благодарен Микулину за эту виброгимнастику, которой он вылечил свое старое сердце, улучшив ток крови. Ведь упражнение воздейст

Как нужно пришивать пуговицы!

добавлена 22 апреля в 15:28

Что делать, если недоступен аппарат ИВЛ?
Врачи-физиотерапевты советуют старый добрый способ, который использовался до создания приспособлений для искусственной вентиляции легких.
Одной из главных проблем, с которой столкнулись медики всего мира во время пандемии, это нехватка аппаратов ИВЛ, для лечения особо тяжелых случаев. Однако в этом случае можно прибегнуть к старой медицинской практике отвода слизи их легких, советуют специалисты.
Если у вас появятся легочные симптомы коронавирусной п

добавлена 24 марта в 15:03

Источник

Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.

Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления грамматически оформленного речевого высказывания.

Следовательно, развивающую или коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности, речь. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

Регулярное проведение таких упражнений позволит:

  • выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;
  • стабилизировать общий тонус организма;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • улучшить фонематический слух;
  • формировать умение изменять модуляцию голоса;
  • улучшить ритмико-интонационную сторону речи;
  • повысить речевую активность;
  • оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. В зависимости от возраста, состояния и места проведения дети могут сидеть за столами или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с педагогом. Противоположные по характеру движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка, особенно гипо- или гиперактивного, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и, как следствие, нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения, исчезновению инертности.

Упражнения должны быть эмоционально насыщенными, носить игровой характер, приносить детям радость и удовлетворение. Предлагаемые движения могут содержать какой-либо воображаемый образ, перевоплощение. Некоторые этюды можно сопровождать музыкой, помогающей создать соответствующий настрой. Речь педагога должна быть интонационно окрашенной, с богатой мимикой. Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а затем обогащение собственного интонационного репертуара.

Перед началом упражнения педагог подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него рукой или блестящей указкой («волшебной палочкой») со словами:

Вы сегодня не ребята,

Вы — смешные медвежата.

Ваня не ребенок,

Ваня — медвежонок.

Таня не ребенок,

Таня — медвежонок…

В это время детям можно предложить закрыть глаза, расслабиться и открыть их только после прикосновения — «превращения».

  • «Шарфики»

ЦЕЛИ:

Помимо снятия напряжения с плеч и шеи это упражнение способствует улучшению кровоснабжения головы, движения спинно — мозговой жидкости.

Мама мишек одевала,

Шарфики всем завязала.

Покрутили головой,

Хорошо как и тепло.

Дети спокойно сидят на стульчиках.

Педагог подходит к каждому ребенку, имитирует «завязывание шарфа», при этом дети немного вытягивают шею вверх, затем расслабляют ее.

Поворачивают головы вправо- влево.

  • Играем с песком»

ЦЕЛИ:

  • чередовать напряжение и расслабление мышц рук;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук, правильное дыхание;
  • снимать эмоциональное напряжение.

Песочек в руки набираем,

Пальцы крепко мы сжимаем,

Чтоб песок не высыпался,

Чтоб в руках у нас остался.

Пальцы разжимаем,

Песочек высыпаем.

Стряхнули с рук песок.

Устали ручки. Ох!

Дети выполняют захватывающее движение руками (вдох).

Крепко сжимают кулаки.

Медленно разжимают пальцы рук (выдох).

Потряхивают руками.

Кладут расслабленные руки на колени.

  • «Утро»

ЦЕЛИ:

  • Вырабатывать правильное дыхание.
  • Обучать элементарным приемам самомассажа.
  • Расширять артикуляторные возможности.
  • Вырабатывать положительный эмоциональный фон.
  • Оптимизировать общий тонус тела, снимать патологические зажимы.

Медвежата сладко спят

И расслабленно сопят.

Солнце глянуло в окошко,

Все зажмурились немножко.

— Медвежата, хватит спать,

Вам давно пора вставать.

Медвежата все проснулись,

Потянулись, улыбнулись.

Любят мишки чистоту.

Умываться все идут.

Кран, откройся,

Нос, умойся,

Мойтесь сразу оба глаза,

Лоб и щеки,

Мойся, шейка,

Ручки, мойтесь хорошенько.

Дети прислоняются к спинкам стульев или опускают головы на сложенные на столе руки, закрывают глаза.

Спокойно и глубоко дышат.

Крепко зажмуривают глаза.

Широко открывают глаза.

Встают со своих мест.

С напряжением тянут руки вверх,

опускают, растягивают губы в улыбке.

Шагают на месте.

Имитируют движение руки при

открывании крана.

Проделывают поглаживающие

вращательные движения указательными пальцами обеих рук вдоль

носа сверху вниз с обеих сторон.

Выполняют круговые массирующие

движения по векам.

Разглаживают лоб от центра к вискам. Растирают щеки.

Растирают шею, поворачивая голову вправо-влево.

Растирают руки.

Словно щеткой, язычком

Чистить зубы мы начнем.

Принюхались медвежата:

Что-то пахнет непонятно.

Очень вкусно. Это мед!

Мама к завтраку нас ждет.

Открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхают через рот.

Повторяют упражнение 3—5 раз.

Садятся на стульчики.

Медвежата мед лакали,

Потом губки облизали.

Лижут с нёба сладкий мед

Язычком назад — вперед,

Язычок не опускают,

Кверху сильно прижимают.

Надо чай горячий пить,

Но сначала остудить.

— Вы, медвежата не ленитесь,

Сперва подуйте,

Потом попейте,

А после улыбнитесь.

Завтрак съеден, медвежата

Шалят, как будто индюшата.

Друг друга подразнили

И к занятиям приступили.

Выполняют лакательные движения языком, рот держат открытым.

Облизывают губы в направлении вперед-назад, рот держат открытым.

Гладят языком нёбо.

Рот держат открытым.

Присасывают язык к нёбу.

Кистью руки изображают чашечку.

Делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на «чашку» в руке.

Имитируют «питье» из «чашки».

Растягивают губы в улыбке.

Выполняют быстрые движения языком вперед-назад.

Спокойно садятся за столы.

  • «Игра с шишками»

ЦЕЛИ:

  • Развивать глазодвигательные функции, умение следить взглядом за предметом.
  • Развивать внимание.
  • Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук, быстроту реакции.
  • Оптимизировать тонус рук и плечевого пояса.
  • Формировать пространственное восприятие, обучать различению правой и левой руки.

Мама с мишками играла,

Шишки разные кидала.

Медвежата их поймали,

С силой сжали, разломали,

В стороны бросали,

А ручки отдыхали.

Педагог имитирует «бросание» воображаемой шишки, дети внимательно следят, кому бросают «шишку», совершают хватательное движение рукой.

Сильно сжимают кулачок.

Выполняют бросающие движения.

Потряхивают расслабленно кистями рук.

Это упражнение выполняется с различными степенями сложности. Детям младшего возраста для привлечения внимания при «бросании» можно дать инструкцию: «Таня, лови!», «Саша, лови!» Более старшие, подготовленные следят за направлением взгляда и движения руки педагога. Дети могут «ловить шишки» двумя руками, сначала левой, затем правой, или поймать шишку правой рукой, переложить в левую, поймать шишку левой рукой, переложить в правую. Если дети хорошо знакомы с игрой, можно постепенно увеличивать темп или «бросать шишки» неожиданно. Ребята с большим удовольствием выполняют эти задания.

  • «Муравей»

ЦЕЛИ:

  • оптимизировать мышечный тонус ног, сочетая напряжение и расслабление мышц;
  • развивать правильное дыхание.

Муравей залез на ножку,

Мы посмотрим, где же он,

Мы стряхнем скорее крошку.

И немного отдохнем.

Дети вытягивают ноги вперед (глубокий вдох).

Тянут стопу на себя, задерживают дыхание, смотрят на ногу.

Потряхивают ногой (выдох).

Расслабляются.

  • «Солнце и тучка»

ЦЕЛЬ:

  • развивать умение чередовать напряжение и расслабление мышц плечевого пояса.

За тучку солнышко зашло,

Стало зябко и свежо.

Солнце вышло из-за тучки,

Мы теперь расслабим ручки.

Дети съеживаются, обнимая себя за плечи.

Расправляют плечи, расслабляются.

  • «У моря»

ЦЕЛИ:

  • тренировать правильное дыхание;
  • расширять сенсомоторный репертуар;
  • развивать мимическую мускулатуру, умение расслаблять и напрягать мышцы лица, шеи, плеч;
  • активизировать артикуляционную моторику;
  • вырабатывать положительное эмоциональное состояние.

Это упражнение хорошо сочетать с прослушиванием музыки, что повысит эффективность выполняемых движений, окажет успокаивающее и расслабляющее действие.

В море теплая вода,

Дети все пришли сюда.

Брызги в стороны летят,

Поплескаться каждый рад,

Рад и порезвиться,

Рад и понырять

И под ярким солнышком

Спокойно загорать.

Подбородок вверх подняли,

Подбородок загорает.

Ротик шире открываем,

Язычок наш загорает.

Летит жучок —

Укушу язычок.

Снова летит жучок —

Ой, укушу язычок.

Жучка прогнали,

Спокойно подышали

Пчелка летела и на носик села.

Ой, спугнули, улетает,

Губки, носик расслабляем.

Бабочки летели и на брови сели.

Брови наши, как качели,

Бабочек качать хотели.

Все долго лежали и загорали,

Потом потянулись,

Дети выполняют волнообразные движения руками.

Шагают на месте.

Выполняют движения руками вверх-вниз.

Ставят руки перед грудью, кистями выполняют синхронные волнообразные движения вперед.

Ложатся на ковер.

Поднимают голову, делают глубокий вдох.

Делают глубокий выдох, повторяют вдох-выдох 3—5 раз.

Открывают рот.

Кладут широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Педагог имитирует жужжание жука.

Дети прячут язык в глубь рта, рот открыт.

Повторяют движение 3—4 раза.

Закрывают рот, совершают спокойные дыхательные движения.

Напрягают, морщат губы и нос.

Расслабляют мышцы лица.

Поднимают и опускают брови.

Спокойно лежат.

Потягиваются.

Поднимаются со своих мест.

И встали.

  • «Ракушка»

ЦЕЛИ:

  • снимать напряжение с мышц плеч и шеи;
  • повышать уровень психической активности.

В море мы нашли ракушку.

Мы ее приложим к ушку,

И суровою зимой

Будем слушать мы прибой.

Дети складывают ладони лодочкой.

Прикладывают ладонь к правому уху, наклоняют голову к правому плечу.

Прикладывают ладонь к левому уху-

Наклоняют голову влево.

  • «Черепаха»

Вот гуляет черепаха,

Прячет голову от страха.

Дети опускают плечи, подбородок тянут вперед и вверх.

С напряжением поднимают плечи, подбородок прижимают к груди.

  • «Львенок»

ЦЕЛИ:

  • развивать артикуляционную моторику;
  • регулировать мышечный тонус;
  • способствовать профилактике простудных заболеваний, воспалений носоглотки;
  • оптимизировать и стабилизировать общий тонус организма.

Я лев! Я всех вас напугаю.

Я рот широкий разеваю…

Я коготочки выпускаю.

Я не лев, я — львенок,

Как ласковый котенок.

Дети садятся на пятки, руки ставят на колени.

Открывают рот, максимально с напряжением высовывают язык.

Напрягают пальцы, изображая когти, задерживают напряжение на 3—5 с.

Убирают язык, закрывают рот.

Расслабляют руки, выполняют плавные движения руками.

  • «Кошка»

ЦЕЛИ:

  • развивать глазодвигательные функции;
  • развивать координацию движений;
  • формировать пространственное восприятие;
  • преодолевать разного вида мышечные дистонии и зажимы.

Вот окошко распахнулось.

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка вправо,

Посмотрела кошка вниз,

Кошка влево повернула,

Проводила взглядом мух,

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Дети встают, сгибают руки в локтях и смыкают их перед грудью.

Раздвигают руки в стороны.

Выполняют плавные движения руками.

Поворачивают голову вправо.

Опускают голову вниз.

Поворачивают голову влево.

Выполняют круговые движения головой.        

Тянут руки вверх, улыбаются.

Садятся на свои места или приседают на корточки.

Во втором варианте этого упражнения детям предлагается следить только глазами, не поворачивая головы.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

Алябьева ЕЛ. Психогимнастика в детском саду. Метод, мат-лы в помощь психологам и педагогам. М., 2003.

Семенович А.В. Нейропси- хологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учеб. пособие М., 2007.

Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.

Источник