Проверка письменных домашних упражнений
Активные способы проверки письменных домашних заданий.
Проверка домашнего задания — неотъемлемый компонент едва ли не каждого школьного урока.
В школьной практике нередко можно наблюдать уроки, когда на проверку домашнего задания вовсе не отводится времени или затрачивается не более 1-2 минут, что позволяет установить лишь сам факт выполнения задания учащимися.При такой организации работы на уроке учитель не имеет возможности выяснить, насколько глубоко усвоен пройденный материал и в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что новый материал без глубокого осмысления ранее пройденного не может быть усвоен достаточно прочно . Степень же осмысления учащимися ранее приобретенных знаний учителю логичнее всего устанавливать в процессе проверки домашнего задания, т. е. до начала рассмотрения на уроке нового материала.
Задавание уроков на дом является целесообразным только тогда, когда учитель организует учет и качество выполнения этих заданий. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки дают лишь отрицательные результаты.
Серьезным недостатком в работе учителей является стандартизация способов проверки письменных упражнений, выполняемых учащимися дома. Как свидетельствуют многочисленные факты, на уроках русского языка чаще всего используется прием «сплошного « чтения учащимися записанных слов, словосочетаний, предложений и связных текстов «по цепочке» . Несмотря на требование учителя внимательно слушать отвечающего и исправлять замеченные ошибки, не все учащиеся делают это, в результате чего в тетрадях учеников остается немало неисправленных ошибок . К тому же в данном случае учащиеся вынуждены опираться только лишь на слуховые представления, в то время как зрительные представления, являющиеся весьма эффективным средством развития орфографической и пунктуационной зоркости учащихся вольно или невольно игнорируются учителем
В связи со сказанным учителю нужно стремиться использовать активные способы проверки домашних заданий.
1.Выборочная проверка. Это способ, требующий от учащихся умения находить в записанных текстах языковые факты в соответствии с целевой установкой учителя.
Например, в 6 классе проверяется упражнение, где требуется, вставив пропущенные буквы, обозначить приставки –ПРЕ,-ПРИ. По требованию учителя учащиеся вначале читают слова с приставкой –ПРИ и объясняют соответствующие написания с помощью правил, а затем переходят к разбору слов с приставкой-ПРЕ. При этом важно обратить внимание учащихся на то, что в безударном положении указанные приставки на слух не различаются, и по этой причине нужно знать и уметь применять на письме данное правило.
На уроках синтаксиса и пунктуации в 8-9 классах учащиеся сначала могут проанализировать ,например, конструкции с обособленными членами, а затем предложения, не содержащие таких членов; или в начале учащиеся разбирают конструкции с вводными словами, а затем с омонимичными членами предложения и т.п.
Известно, что в учебниках по русскому языку содержится немало упражнений, при выполнении которых учащимся приходится работать как над новыми, так и над ранее пройденными правилами. В этом случае представляется возможным в ходе выборочной проверки домашнего
задания не только организовать весьма результативную работу учащихся по сопоставлению рассмотренных накануне орфограмм или пунктограмм, но и более углубленно повторить целый ряд орфографических и пунктуационных правил, которые были изучены школьниками ранее.
В таком случае к выборочной проверке письменного задания учащиеся готовятся заранее Выполняя домашнее задание, они производят классификацию встречающихся в соответствующих текстах упражнений орфограмм и пунктограмм. Результаты подобной работы оформляются в письменной форме в виде перечня повторенных правил.
В результате подобной работы в тетрадях учащихся появляется своеобразный план, по которому ведется беседа на уроке .При этом сначала объясняются орфограммы на недавно пройденные правила ,а затем по плану, предлагаемому самими учащимися, анализируются все остальные орфограммы.
В учебниках довольно часто одновременно предлагаются задачи орфографического и пунктуационного характера, учащимся следует составлять два перечня встречающихся в текстах упражнений правил: перечень правил орфографии и перечень правил пунктуации. При этом проверку домашнего задания надо начинать с объяснения правил пунктуации, а затем уже переходить к анализу правил орфографии.
Некоторые учителя в 8-9 классах на уроках синтаксиса пытаются одновременно( «синхронно») проверять и то, какие знаки препинания учащиеся расставили в записанных предложениях, и то, какие орфограммы в нужных случаях написали. Все это серьезно затрудняет работу по формированию прочных правописных навыков у учащихся, мешая нормальному протеканию мыслительных операций сравнения, классификации, обобщения.
Выборочная проверка позволяет не только контролировать уровень правописных навыков учащихся, но и также выяснять то, в какой мере учащиеся овладели различными видами фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического разбора. Выборочная проверка повышает интерес учащихся к работе.
2.Самопроверка.Это способ, при котором учащиеся проверяют свои работы путем сличения их с образцами выполнения упражнений, заранее записанными на классной доске или демонстрируемыми на экране с помощью проектора. Самоконтроль за правильностью выполнения заданий может осуществляться учащимися также с помощью словарей, справочных пособий, наглядных таблиц.
Указанный способ проверки приучает детей самостоятельно замечать и исправлять ошибки в своих работах; способствует формированию у учащихся познавательных мотивов самообразования.
3.Взаимопроверка. Это способ, когда учащиеся, обменявшись тетрадями, отмечают ошибки в работах друг друга. Учащиеся могут обмениваться тетрадями как по собственному желанию, так и по назначению учителя. Это вносит разнообразие в работу учащихся и позволяет каждому ученику иметь более четкое представление о том, как выполняются домашние задания в классе в целом Достаточно эффективной оказывается взаимопроверка работ учащимися под контролем помощников учителя — консультантов из числа лучших учеников.
Указанный способ проверки целесообразно соединять с самоконтролем. Важной составной частью данного способа проверки является итоговая беседа, в ходе которой выясняются причины ошибок и определяются способы их предупреждения и исправления. В процессе выполнения подобной работы у учащихся отрабатывается умение самостоятельно определять характер ошибок и находить способы их преодоления.
4.Выполнение учащимися работы, аналогичной домашней. В этом случае домашнее задание в классе может не проверяться, поскольку учитель имеет возможность проверить и оценить его после уроков. Учащимся предлагается выполнить задание, аналогичное домашнему. Например, составить предложения по опорным словами или синтаксическим моделям.По качеству выполнения подобного задания учитель может судить о глубине понимания учащимися пройденного материала, а также о том, насколько самостоятельно они приучены делать уроки дома. Весьма желательно при этом давать учащимся дифференцированные задания, что обеспечит индивидуальный подход к разным по уровню развития и степени подготовленности ученикам.
5.Проверка задания с помощью диктанта. Готовясь к уроку, учитель выписывает из упражнения, предложенного учащимся в качестве домашнего задания, трудные в орфографическом отношении слова или синтаксические конструкции, содержащие сложные случаи постановки знаков препинания.
Начиная урок, учитель диктует учащимся выбранные из домашнего упражнения слова или предложения. По результатам этой диктовки можно судить, насколько освоены учащимися навыки правописания, опирающиеся на недавно изученную теорию.
Занимаясь подобной работой, необходимо учитывать уровень подготовки учащихся. Если же обнаружится, что учащиеся имеют слабые знания по русскому языку, то, прежде чем начать диктовку, учителю следует разобрать с учащимися трудные случаи правописания, которые встретились им в домашней работе. В противном случае при написании диктанта учащиеся могут допустить те же ошибки, которые ими были сделаны при выполнении домашнего задания, что впоследствии весьма отрицательно скажется на формировании соответствующих правописных навыков.
Для контроля целесообразно вызвать одного ученика писать диктант на части классной доски, поставленной под углом к классу .Затем записи показываются всему классу, коллективно обсуждаются, исправляются допущенные ошибки. После этого каждый ученик еще раз тщательно проверяет записи в своей тетради.
6.Проверка домашнего задания с помощью консультации. Работа может быть организована следующим способом . Вначале учитель сообщает, что письменные задания после проверки в классе с помощью консультации будут проверяться и оцениваться после уроков. Причем отметки за работы учитель поставит гораздо строже, чем это делается при оценке работ контрольного характера( за одну неисправленную ошибку ученик может получить «тройку», а за две- «двойку»).
Учащиеся должны быть предельно внимательными во время консультации, которую организует учитель. При этом используется способ обнаружения ошибок учащимися, обычно применяемый при написании диктанта «Проверяю себя». Вначале учащимся предоставляется возможность внимательно перечитать тексты домашних упражнений и отметить все случаи написаний, в правильности которых они сомневаются.
Затем организуется беседа с классом. Учащиеся задают учителю вопросы о любом из случаев сомнительных написаний. Учитель сам не торопится отвечать, а адресует соответствующие вопросы классу, вовлекая тем самым всех учащихся в активную мыслительную деятельность.
Не следует разрешать учащимся по нескольку раз спрашивать о характере одних и тех же написаний, в этом случае внимание учащихся будет рассеиваться.
Подобный вид проверки повышает ответственность за порученную работу, дисциплинирует мышление.
Все перечисленные способы проверки домашнего задания способствуют совершенствованию орфографической и пунктуационной грамотности, воспитанию способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью.
Источник
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Прикумская средняя общеобразовательная школа»
Методы и приемы проверки
домашнего задания
Учитель физики и математики:
Рамазанова Халимат Умахановна
п. Прикумский 2015г.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по предмету в общеобразовательном учреждении.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной программы следующие: 1)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; 2)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета физики.
Одна из важнейших задач общеобразовательной школы- повышение ответственности учащегося за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины. Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет большое образовательное и воспитательное значение. Работая дома, ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы, воспитывают в себе организованность, трудолюбие, аккуратность, ответственность за порученное дело. Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. В результате систематической проверки заданий учащиеся своевременно получают необходимые советы и оценку выполненных заданий, что в воспитательном значении является весьма важным. Учитель же имеет возможность выяснить, насколько глубоко усвоен материал и в какой степени учащиеся готовы к приобретению новых знаний. Как с помощью домашней работы и контроля за ее выполнением развивать мыслительную деятельность обучающихся, самоанализ и самооценку детей? На достижение этих целей направлены нестандартные формы проверки домашнего задания, cпособствующие развитию пытливости, любознательности, творческому отношению к делу. На сегодняшний день достаточно актуальна проблема организации домашнего задания. Часто она носит непродуманный и случайный характер, подготовка к его выполнению ведется плохо, проверка строится формально. Как следствие неудовлетворительного планирования, подготовки и организации домашней работы возникает перегрузка заданиями на дом учащихся, отрицательно влияющая на работоспособность, активность и интерес к обучению . Проверка выполнения учениками домашнего задания — важный и неотъемлемый этап любого урока. Если проверочная система не налажена, роль самостоятельной домашней работы ученика практически обесценивается.
Проверить домашнее задание можно следующими способами:
вызвать одного или нескольких учеников к доске и опросить по теме;
провести фронтальный опрос в классе (опрос с места);
выполнить аналогичное задание;
использовать индивидуальные карточки;
провести выборочную проверку письменного задания;
провести самопроверку или взаимопроверку письменного задания.
Педагогические законы и многовековая практика доказывают, что домашние задания необходимы, поскольку полученные на уроке знания без закрепления быстро забываются. Если не проводится самостоятельная домашняя работа, снижается уровень учебной мотивации, качество обучения.
Среди новых подходов к современному уроку существует несколько этапов всесторонней проверки выполнения домашнего задания:
Дидактическая задача этапа предполагает установление правильности и осознанности выполнения всеми учениками домашнего задания; устранение пробелов в знаниях, которые обнаружились в ходе проверки, что приводит к совершенствованию знаний, умений и навыков учеников Содержание этапа предполагает, что перед учителем стоит цель выяснить, насколько ученики усвоили заданный на дом материал; определить, каковы типичные недостатки в полученных знаниях, что является причинами их возникновения; ликвидировать обнаруженные недостатки.
Условием для достижения положительных результатов является использование системы приемов, которые позволят учителю определить выполнение задания, заданного на дом у всех учащихся в классе.
Показателем того, что дидактическая задача урока выполнена, является возможность установить уровень знаний большей части учеников за короткий промежуток (около 5-7 минут), при этом определить типичные недостатки; возможность при проверке домашнего задания скорректировать и актуализировать основные понятия и устранить причины выявленных недостатков.
Когда предъявляемые требования оптимальны, при их составлении учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, предпочтение отдается заданиям проблемного и поискового характера.
При использовании различных методов и форм контроля активизируется мыслительная деятельность учеников, предпочтение отдается индивидуальным, творческим, поисковым заданиям.
Допускаемые при реализации ошибки (однообразность уроков, методов опроса, отсутствие сопоставления специфики изучаемого материала и индивидуальных особенностей учащихся) приводит к тому, что применяются новые подходы к решению этого вопроса.
Методы организации проверки.
Различные формы и виды домашней работы предполагают и различность способов и методов ее проверки. В методике преподавания новые подходы ставят вопрос об организации ее проверки на одно из главенствующих мест.
Этап всесторонней проверки домашнего задания требует от учителя контроль не только за систематичностью его выполнения каждым учеником, но и за степенью самостоятельности ученика при выполнении задания, уровнем усвоения материала при выполнении домашней работы
Обязательным элементом каждого школьного урока является то, что учитель должен проводить проверку домашних заданий постоянно, связывать ее с изучаемым материалом. При этом нужно учитывать, что просто выйти к доске и рассказать правило или написать сделанную задачу для ученика довольно скучное занятие. Поэтому в наши дни учителя пришли к инновационным методам проверки, среди которых: Взаимная проверка
При проверке письменного домашнего задания по физике можно предложить ученикам обменяться тетрадями с соседом по парте, проверить выполнение заданий, поставить оценку и рассказать о допущенных ошибках, обсудив спорные вопросы.
Постановка неожиданных вопросов, которые представляют собой сформулированные иначе, чем задание после параграфа вопросы. Если ученики внимательно выполняли домашние упражнения, они без труда ответят на них.
Опросная цепочка
Такой способ опроса рекомендуется применять для получения развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, учитель в любом месте жестом прерывает его и предлагает продолжить мысль другому ученику.
Рецензирование устного ответа – ученики слушают отт своего одноклассника и представляют устную рецензию на него, в которой отмечают недостатквеи и достоинства ответа, дополняют его.
Физический диктант по домашней теме. Учитель может подготовить на уроке выборочный, графический или диктант по формулам Материал для него берется из домашнего задания.
Краткий письменный ответ. Вопрос, заданный учителем, звучит предельно конкретно, так, чтобы ответ на него можно было выразить в двух словах. Такие задания закрепляют знания и обращают внимание учеников на основные моменты в заданном параграфе. Письменный ответ способствует тому, что выученная теория отложится в памяти на длительное время. Т ематический кроссворд
Многие ребята увлекаются разгадыванием кроссвордов, проявляя при этом завидное упорство. Чтобы интересно проверить домашнее задание, учителю необходимо составить кроссворд по соответствующей теме и предложить его учащимся. Особенно дети любят интерактивные кроссворды, которые можно разгадывать всем классом.
Проверка при помощи компьютерных технологий. Упражнение, пример или задача проецируется на экране, при этом цветным шрифтом выделены самые сложные моменты. Ученики сверяют свои записи с изображением на экране и исправляют ошибки, если они имеются.
Формы контроля выполнения задания.
Перечисленные способы проверки домашнего задания будут эффективными только при условии комплексного и систематического применения. Отсюда вытекает, что формы контроля выполнения домашнего задания также различны:
Контроль письменных домашних заданий при проведении самостоятельной работы на уроке: у всех учеников – формально, у отдельных учеников – контроль содержания.
Косвенный контроль при помощи тестов, самостоятельных работ, диктантов, которые составлены на основе идентичного заданному на дом материалу.
Контроль устных заданий у отдельных учеников, обсуждение и дополнение ответов остальными учениками.
Внеурочная проверка тетрадей. Сделать вывод о способности правильно оформлять задания, определить наиболее распространенные ошибки учитель может, только проверив тетради.
Непрямой контроль основан на наблюдении за учеником на уроке, если его активности на уроке способствовало выполнение домашнего задания.
Взаимный контроль учеников осуществляется при парном обмене тетрадями с использованием справочником или образцов.
Самоконтроль учащихся, когда они сами сверяют выполненное домашнее задание с изображенным на интерактивной доске или написанным на доске правильным выполнением.
Какой форме отдать предпочтение зависит от цели, вида и содержания домашнего задания, от отношения к нему учеников. Применение таких методов контроля выполнения домашнего задания помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся:
• Мотивировать учеников на внимательное изучение темы;
• Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;
• Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления;
• Ученик учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы, то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;
• Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции).
И, наконец, самое важное- учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе
Согласно педагогическому опыту, учителю, перед тем как давать домашнее задание, следует быть уверенным в том, что он сможет его проверить и оценить. Кроме самого выполнения задания нужно уделить внимание полноте, форме и правильности его выполнения. Контроль и оценка, а затем и выставление отметки за домашнее задание мотивируют учеников и мобилизируют их силы. Если относиться к проверке домашнего задания несерьезно или вовсе его не проверять, ученик будет разочарован от того, что учитель игнорирует проделанную им работу и его достижения. Особенно это касается тех учеников, которые выполняют домашнее задание добросовестно и с полной отдачей, а учитель систематически игнорирует этот факт.
Учитель должен обеспечивать выполнение домашнего задания учениками.
Намного легче это сделать, если ученики знают о том, что вы не забываете, какое задание задали на дом, и затем не забываете его проверить. У учеников не должно возникать сомнений на счет того, можно выполнить ваше задание или его невыполнение может остаться незамеченным. Каждое невыполненное задание ведет к увеличению безответственности учеников.
Для учителя результат выполнения заданного на дом задания выполняет двойную функцию. С одной стороны он становится объектом контроля деятельности учеников, а с другой – своей деятельности на предыдущем уроке. Домашние задания, которые правильно поставлены и оценены, позволяют обнаружить учителю резервы своего урока; обнаружить ошибки и успехи в выборе методики; продемонстрировать быстрое продвижение учеников. Также домашние задания это основа для проведения следующего урока с использованием достигнутых результатов. Поэтому каждому учителю рекомендуется:
При помощи постоянного контроля добиться того, чтобы у учеников не было сомнений обязательно ли выполнять заданное вами домашнее задание;
Использовать разные формы контроля, которые будут зависеть от цели, вида и содержания домашнего задания и отношения учащихся к его выполнению;
Определить, что вы будете оценивать, как будете оценивать, предполагается ли за это отметка, исходя из условий и ее воспитательного воздействия;
Если учениками домашнее задание не выполняется, ищите причины этого и способы их устранить;
Если работа не выполнена в срок, она должна быть выполнена позже;
Проверка домашнего задания это неизбежная часть и необходимое дополнение хорошего урока.
Гармоничное сочетание разных методов и форм подачи и проверки домашнего задания влияют на формирование самостоятельности учеников, повышения уровня их мотивации к обучению. Важнейшая задача учителя – сформировать у учащихся положительное отношение к учению при выполнении домашнего задания.
Кроме того, домашние задания имеют и необычайно большой воспитательный потенциал. Учитель дает школьникам знания, чтобы воспитать человека, неравнодушную и творческую личность, а незаменимым помощником в этом деле являются домашние задания. Если школьники видят, что учителю интересно как выполнено домашнее задание, как его преподносят, они будут любить и учителя, и его предмет
Подведем итоги
Степень эффективности выполнения домашнего задания учащимися во многом зависит от того, насколько интересной и разнообразной по форме и содержанию будет его проверка.
.
Список литературы
Анализ современного урока. – М, 2001.
Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
Ковгородова, А. Режиссура школьного урока / А.Ковгородова // Директор школы. – Директор школы. – 2005. – № 2. – С. 49 – 51.
Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 96 – 109.
Лаврентьев, В.В. Требования к уроку как к основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения: методические рекомендации / В.В.Лаврентьев – 2005. – № 1. – С 83 – 88.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1992.
Лукьянова, М.И. Методика анализа личностно-ориентированного урока по предметам основной школы / М.И.Лукьянова, Н.А.Радина, Т.Н.Абдуллин. – 2006. – № 2. – С. 13 – 22.
Принципы и положения для работы с технологическими картами https://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077
Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990
Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР Электронная публикация https://www.eorhelp.ru/node/8964
Современный экономический словарь / Сост. Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева
Токарева, Г.С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г.С.Токарева, Т.С.Терещенкова // Образование в современной школе. – 2006. – № 1. – С. 16 – 35.
Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983
Список литературы 1. Голуб Б.П. Средства активизации мыслительной деятельности учащихся.- М., Педагогика, 1998. 2. Дейкина А.В. О домашних заданиях . 3. Кульневич С.В. Современный урок. Часть1.- Ростов-н/Д, Учитель, 2005. . Садкина В.И. Проверка домашнего задания. Методические приемы.- ИГ «Основа», 2009 . . Шевченко С.Д. Как научить каждого.- М., Просвещение, 1981
.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.
Источник