Психологические упражнения для беременных женщин

Психологические упражнения для беременных женщин thumbnail

Здравствуйте, уважаемые будущие родители!

Меня зовут Ангелина, являюсь практикующим психологом. В настоящее время я работаю в психологическом центре, а также провожу психологический курс для родителей, ожидающих рождение долгожданного ребёнка. На занятиях вы получите массу позитивной информации о беременности и родах, заряд радости и уверенности в себе, которые так нужны и вам, и ребенку.

Что такое подготовка к родам я знаю на примере рождения своих детей (сын 2001 года и дочка 2007 года). Так сложилось, что и методы родовспоможения мне тоже удалось узнать с разных сторон: это и естественное рождение и кесарево сечение. И также знаю, что ожидания и роды могут быть не только изнурительными, но и легкими.

Я научу Вас, как держать себя в руках, как быстро овладевать своими эмоциями, как регулировать свое настроение, как правильно вести себя в родах, как снизить болевой порог и избавиться от страхов. Помните, что подготовка к родам – это помощь не только вам, но и вашему малышу, а ведь он должен вырасти здоровым как физически, так и душевно. Подумайте об этом, посоветуйтесь с партнером, и обязательно приходите.

Курс рассчитан на 1,5 мес. ( 6 недель по 2 занятия в неделю).

Каждое занятие сопровождается 30-45 минутным бодрый физическим вступлением с элементами упражнений, направленных на восстановление организма после родов. А так же навыки поведения в процессе родов (обезболивание), в виде приёмов дыхательной гимнастики и саморелаксации,

Курс состоит из 3х больших блоков, в каждом по 4 занятия.

1 блок – «ЖИЗНЬ ВНУТРИ МЕНЯ. РОЖДЕНИЕ»

2 блок – « ВСЕ О РОДАХ»

3 блок – «Я РОДИЛА, ЧТО ДАЛЬШЕ?»

ЦЕНА КУРСА ИЗ 12 ЗАНЯТИЙ = 23 000 р.

ЦЕНА 1 БЛОКА ( 4 ЗАНЯТИЯ) = 10 000 р.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ (по Вашим вопросам и пожеланиям, время занятия 2,5 ч.) = 6 000 р.

Занятие №1

«ЖИЗНЬ ВНУТРИ МЕНЯ»

Психотерапевтическое упражнение «Жизнь»
•Мифы о беременности.
• «Проблемы» беременности – способы устранения.
•Образ жизни, как фактор благоприятного развития ребёнка.
•Эмоциональное состояние женщины и мужчины в период беременности.
•Волнение и др. эмоции. Способы выхода из семейных стрессовых ситуаций.
•«Беременные папы». Как это выглядит?
•Детская ревность или о рождении второго ребёнка.

Занятие №2

«МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА В ЖИВОТЕ»

Психотерапевтическое упражнение «Письмо»
•Как оказать положительное психологическое влияние на развитие малыша?
•Связь жизни беременной мамы с «первичным» здоровьем ребёнка.
•Ознакомление с перинатальные матрицы.
•Переживание ребенка в родах. Их влияние на жизнь малыша.
•Как помочь малышу?

Занятие №3

«РОЖДЕНИЕ»

Психологическое упражнение «Древо семьи» (Желательно присутствие папы)
•Важность общения с ребёнком ДО рождения. Принятие беременности.
•Психологическое общение матери и ребенка. Структура формирования личности.
•Психологический настрой на контакт с ребенком. Семейныепартнёрские симбиозы.
•Эмоциональный контакт папы и ребенка.
•Способы развития малыша в утробе. Тазовое, и другие, предлежания.

Занятие №4

«СЦЕНАРИЙ РОЖДЕНИЯ» (желательно присутствие партнёра)

Психотерапевтическое упражнение «Тайна»
•Имя, что он значит? Влияние имени на дальнейшую жизнь.
•Родительские «разрешения и запреты». Их последствия.
•Формирование «сценария» дальнейшей жизни ребенка еще в утробе матери. Виды сценариев. Осознавание и выходы из неблагополучных сценариев.
•Безусловная любовь – важность понятия в жизни еще не рожденного малыша. Формирование любви.

Занятие №5

«СОБИРАЕМСЯ В РОДДОМ»

Психотерапевтические упражнение «Сцена родов»
•Процессы изменения состояния женщины перед родами.
•Все о «синдроме гнездования» к рождению малыша.
•Излитие околоплодных вод.
•Отхождение слизистой пробки.
•Собираем сумки в роддом. Список необходимого.
•Достоинства и недостатки домашних родов.

Занятие №6

«КАК ТЕРПЕТЬ БОЛЬ или О ПСИХОЛОГИИ СХВАТОК.

Психотерапевтическое упражнение «Что такое схватка?»
•Миф об изменении тела, груди.
•Психология родов.
•Причины и навыки регулирования боли в схватках
• Естественные родовые «передышки». Как их распознать и воспользоваться?
•Все о правильном дыхании в период схваток.
•Методы естественного обезболивания в родах (без медикаментов).
•Медикаментозные методы обезболивания.

Занятие №7

«Я РОЖАЮ. МЯГКИЕ РОДЫ»

Обсуждение с психологом фильма «Роды»
•Поведение в родах. Продуктивность и нарушения.
•Выбор позы и ритма дыхания.
•Профилактика разрывов промежности.
•Первое знакомство с миром. Совместноераздельное пребывание в роддоме. Плюсы и минусы.
•Что такое импритинг новорожденного?
•Важность первого прикладывания к груди.
•Кесарево сечение. Мифы о рождении. Какие особенности?
•Формы поддержки со стороны партнёра.

Занятие №8

«ЭМОЦИИ В РОДАХ или ПОГОВОРИМ О СТРАХАХ»

Психотерапевтическое упражнение «Страх», «Инь и Янь»
•Страхи беременных мам и их преодоление.
•Моделирование реальности.
•Есть ли родовая передача страха?
•Страх перед родовой болью.
•Страх перед смертью.
•Травма предыдущих родов.

Занятие №9

«Я — ДОМА»

Практические навыки: пеленание, одевание, уход за младенцем.

Психологический тайм-менеджмент молодой мамы.
•Знакомство с миром.
• Аквамассаж, фитбол для новорожденного
• Аптечка для крохи.
•Одежда для новорожденного.
•Профилактика опрелостей. Подгузники, средства ухода за кожей малыша.
•Выбор коляски, кроватки.
•Вакцинация: «за» и «против».
•Как определить, холодно (жарко) младенцу. Определение др. потрубностей.
•Первая прогулка.

Занятие №10

«КАК ДОЛГО И УСПЕШНО КОРМИТЬ ГРУДЬЮ?»
•Распространённые мифы о грудном вскармливании.
•Скажи, «нет» диетам при ГВ.
•Все о прикладывании. Ошибки и их предотвращения.
•Как сохранить и восстановить лактацию?
•Уход за грудью в после родовой период.
•Как определить требуется ли ребёнку смесь?
•Важность ночных кормлений и совместного сна.
•Эмоциональный контакт через вскармливание между мамой и младенцем.
•Отлучение ребенка от груди.
•Сексуальная жизнь в послеродовом периоде и кормлении грудью.

Занятие № 11

«МАЛЫШ РАСТЕТ. КАК СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ПАРТНЁРОМ»

Психотерапевтические упражнение «Зеркало»
•Что такое послеродовая депрессия? Ее профилактика.
•Психология и физиология новорожденного и грудного ребенка.
•Почему малыш плачет? Причины плача.
•Вклад папы в уход за ребёнком. Если меняются отношения, что делать?
•Гимнастика, массаж, плавание, развитие.

Занятие № 12

«МАЛЫШ ВЫРОС»

Психологические упражнение «Семья – это семь Я», «Сказкотерапия»
•Как и когда вводить докормы.
• «Ручной ребёнок» — есть ли он? Или все о телесных потребностях.
•Первые приучения к горшку.
•Папа и малыш. Роль отца в жизни ребенка.
•Где ребенку спать?
•Колыбельные и сказки. Техника «Сказкатерапия» (как писать сказки)
•Методы раннего развития. Как не упустить момент?
•Чему малыш учится в первый год жизни.
•Когда мама идет на работу?

Психологические упражнения для беременных женщин

Добро пожаловать!

Если у Вас есть какие то вопросы — Вы можете написать мне личное сообщение или позвонить по телефону : 8-926-90-532-90 с 11 до 18.00 ч.

Источник

Необходимость создания такого тренинга была продиктована тем, что достаточно часто в службы помощи молодым семьям обращаются беременные женщины по поводу личных страхов, изменения отношений в семье. К сожалению, в женских консультациях работа по психологической поддержке женщины в период беременности не ведется. Чаще даже наоборот, после посещения врача женщина переживает стресс: либо ее чем-то напугали, либо слишком много рассказали, что может быть в случае, если она не будет соблюдать некоторые рекомендации. А так как абсолютно здоровых женщин мало, всегда есть какие-либо особенности организма, которые при стечении неблагоприятных условий могут привести к тому или иному осложнению в протекании беременности. Женщина в данный период часто становится более тревожной, мнительной, повышается ее внушаемость, она может стать раздражительной, плаксивой, капризной, может вдруг требовать к себе чрезмерного внимания или замкнуться. Чаще всего именно с таким образом беременной женщины ассоциируется у многих период вынашивания ребенка. Это, конечно, в какой-то степени имеет место, но беременность может протекать более спокойно, если женщина уверенна в себе, в своих силах, эмоционально уравновешенна, знает, что проблемы, которые могут возникнуть, решаемы и есть близкие люди, которые ее поддержат и одобрят. В таком случае беременность для самой женщины и для ее близких — очень приятный период.

Можно ли любую женщину научить быть спокойной, жизнерадостной? Мы считаем, что можно, если использовать все те психологические изменения, которые происходят в этот период, грамотно и во благо женщины.

Основные постулаты, на которых строится тренинг:

  • 1. Во время беременности женщина остается полноправным, полноценным членом общества, т.е. она может быть дееспособной, творчески активной. Ее интересы могут быть разносторонними, а не сконцентрированы только на своем состоянии. И даже если до этого жизнь строилась по схеме «семья — работа — семья», то в этот период есть шанс расширить свой мир. Стимул — будущий ребенок, т.к. начинается внутриутробное воспитание ребенка.
  • 2. Медицинские показания достаточно важны для здоровья женщины, но кроме физиологических аспектов существуют и психологические. И многие физиологические явления в организме чаще есть результат психосоматики, а именно настроя на те или иные изменения организма. Можно многого опасаться и ожидать, что это обязательно произойдет с вами. Тогда это, скорее всего, на самом деле произойдет. А можно эту внушаемость направить в позитивное русло: настроить себя на хорошее самочувствие, на уверенность в своих силах, доверие к своему организму, на здоровье свое и будущего ребенка.
  • 3. Период беременности — это период перестройки не только организма женщины, но и отношений между супругами, период подготовки семьи к принятию в ее состав нового члена. И полезно знать особенности протекания этой перестройки и шаги ее реализации, проверенные чужим опытом и временем. Необходимо направить энергию беременной женщины на творческий процесс построения семьи: конкретизацию планов, проговаривание своих ожиданий и ожиданий супруга, заключение определенного контракта на первый год жизни ребенка, где могут быть оговорены обязанности, уступки, стратегия поведения в конфликтных и других сложных ситуациях.

Одной из задач тренинга является создание стимула для настроя себя на плодотворное, радостное и спокойное протекание беременности. И даже если женщина не хочет менять свое отношение к возникающим проблемам ради себя, то ради будущего ребенка она все же сможет использовать опыт, полученный на тренинге.

Тренинг рассчитан на 1-2 встречи, общее количество 6 часов. Как правило, за один раз беременным женщинам трудно провести 6 часов за работой, поэтому лучше разбить тренинг на 2 дня по 3 часа каждый.

Тренинг рассчитан на группу беременных женщин от двух до восьми человек независимо от возраста и сроков беременности.

Условия: помещение примерно 30 кв.м с мягким покрытием, удобными креслами или стульями. Могут быть подушки, пуфики.

Материальное и методическое обеспечение: магнитофон с музыкальными записями — ритмичными, релаксационными, спокойными; большие листы бумаги, фломастеры или маркеры.

1. Вводная часть.

Все участники располагаются в креслах, расставленных вдоль стен или полукругом. Ведущий садится так, чтобы его было хорошо видно и слышно всем. Затем он представляется и задает несколько неформальных вопросов для снятия напряжения ожидания и настроя на определенный тип общения, достаточно свободного и доступного, между участниками и ведущим. Вопросы могут быть такими: Как настроение? Как отреагировали мужья, узнав, что вы собрались на такой тренинг? Стараться задать 2-3 вопроса, но таких, ответы на которые действительно были бы значимы для участников. Например, вопрос о самочувствии напрашивается первым, но мы советуем либо пока избежать его, либо задать последним, т.к. скорее всего в течение дня такой вопрос женщинам задают очень многие и ответ будет формальным, что нежелательно.

Следует иметь в виду, что наша цель — сразу настроить участников на заинтересованное, неформальное общение. Как правило, после такой небольшой разминки психологическая атмосфера разряжается и можно приступать к работе в группе.

Ведущий. Мы собрались с вами на не совсем обычный тренинг, а необычность его заключается в том, что группа наша сформирована не по возрастному цензу и не по предварительному запросу для решения какой-либо проблемы, а в первую очередь ее состав обусловлен физическим состоянием участниц, то есть вас. Что нужно для того, чтобы попасть сюда, быть приглашенными на этот тренинг, как вы думаете? Конечно, нужно, как минимум, забеременеть, а потом уж все остальное: столкнуться с перепадами своего настроения, с непониманием близких людей, просто с желанием сделать период беременности максимально приятным и плодотворным. Так? А раз все согласны, то переходим к самому главному, а именно к нам, любимым, к знакомству. Знакомство. Предлагаю сделать это так: каждая из вас произносит свое имя, прибавляя к нему несколько характеристик, которые вас наиболее полно нам представят. Например: «Меня зовут Светлана, я люблю нежные пастельные цвета, люблю все делать по-своему, оптимистка». Вы можете говорить о себе все, что считаете нужным поведать группе, желательно не менее трех характеристик. Информация для ведущего. Обращайтесь к самой активной участнице или по часовой стрелке по кругу. После каждого выступления делайте небольшие ремарки, акцентируя при этом внимание на каком-то качестве, или произнося фразы типа: «Запомнили, какая у нас Галина? Это нам скоро пригодится». Момент знакомства важен, так как именно сейчас складывается тип общения в группе: насколько безопасно будут чувствовать себя участницы, насколько доверительно будут взаимодействовать с ведущим и другими участницами, насколько будет ощущаться заинтересованность в себе и друг’ в друге.

Ведущий. Теперь мы знакомы, но не совсем. Объясню почему: каждая из вас рассказала о себе, но мы ни слова не сказали, как нас восприняли другие, то есть обмен информацией произошел односторонне. И вот я предлагаю восполнить этот пробел: все вы сейчас готовитесь дать жизнь новому человеку, с древности во многих культурах женщина в этот период своей жизни воспевалась, считалось, что настоящий расцвет женщины возможен только в период беременности, а все остальное лишь подготовка к расцвету. Раз все вы сейчас расцветаете, то я предлагаю, вспоминая все, что нам каждая о себе рассказала, высказаться, кто с каким цветком у вас ассоциируется.

Информация для ведущего. Начинает сам ведущий, и затем по часовой стрелке все участницы высказываются друг о друге.

Ведущий. Вот знакомство и состоялось. Теперь давайте выработаем правила работы в группе. Я предложу основные из них, а вы по желанию дополните.

Правила работы в группе:

  • 1. Каждый говорит только от своего имени: я думаю, я считаю, по моему мнению и т.д. Будем стараться избегать фраз: все знают, считается, все люди делают и т.п.
  • 2. Обращаемся друг к другу на «ты». Вне группы общаетесь, как вам удобно.
  • 3. Правило «Стоп»: каждый имеет право перестать обсуждать какую-либо тему, либо прервать высказывания участников в свой адрес.
  • 4. «Нет» критике: каждый может высказать свое мнение, не ставя при этом под сомнение мнение другого. Чаще это происходит при помощи фраз «ты не прав», «нет, это делают по-другому»,

«ерунда, так не бывает» и т.п. Следует избегать фраз, оценивающих слова или поступки другого.

5. Быть искренним.

В дальнейшем тренинг описывается как набор упражнений и пояснений к ним.

Упражнение 1.

Нарисовать на большом листе бумаги красками себя, своего будущего ребенка и ближайшее окружение на данный момент. Художественное качество не важно, главное, чтобы сами участники могли понять, кто есть кто на рисунке. Фоном идет ритмичная музыка. Громкость оговаривается с группой — чтобы музыка не раздражала. По завершении рисунки откладываются в сторону и группе сообщается, что обсуждение будет позже.

Упражнение 2.

Анкета.

  • 1. На что похожа моя беременность: несколько ассоциаций.
  • 2. На что или кого я похожа во время беременности?
  • 3. Замечаю ли я изменения в своем характере?
  • 4. Говорят ли мне близкие (муж, родственники), что мой характер изменился?
  • 5. Нравится ли мне, как ко мне относятся близкие?
  • 6. Чего бы мне хотелось (какого отношения) со стороны близких?
  • 7. На что в течение дня больше уходит моего времени? (Если женщина не работает). На что я планирую тратить больше времени в течение дня, когда перестану’ работать? (Домашние дела, муж, друзья, подготовка себя физически и морально к родам, чтение, подготовка «приданого» для малыша, просто приятное времяпрепровождение).
  • 8. Нравится ли мне в целом этот период жизни?

Анкета дается для того, чтобы участники группы при ответах задумались над теми сторонами своей жизни, отношениями, вокруг которых будет строиться дальнейшая работа. При желании участников можно обсудить вопросы, на которые им трудно ответить или они не смогли ответить.

Упражнение 3.

Информация. Говорят, что характер женщины во время беременности меняется. В основе изменения чаще всего лежит потребность во внимании. И если женщина чувствуег его недостаток, то начинает искать различные способы привлечения внимания к себе. Могут возникать обиды, капризы и недовольство окружающими. Что делать, если близкие, особенно муж, не всегда могут уделить женщине то внимание, которое требуется, и теми способами, которые вы готовы принять.

Следует помнить, что для мужа время вашей беременности тоже достаточно сложный период. Как бы то ни было, вас уже двое: вы и ребенок — а он остается как бы один. Но разговор пойдет не о мужьях, а о нас, женщинах. Можно ли оказать самой себе психологическую поддержку? (Возможно небольшое обсуждение: внимание мужей, необходимость самоподдержки). Оказывается, есть много способов и скорее всего вы ими уже пользуетесь. Предлагается обсудить в группе, кто и что делает, если становится грустно, возникает чувство одиночества, плохие мысли лезут в голову и прочее (во время обсуждения выделяются конструктивные способы: например, туг же заняться чем-то полезным и приятным — уборкой, шитьем, чтением, слушанием музыки, погулять). Мы предлагаем еще один способ: саморелаксация «Поход к источнику силы».

Описание. Участники располагаются как можно удобнее в креслах. Предлагается закрыть глаза. Включается спокойная релаксационная музыка. Слова ведущего: Слушаем музыку и мой голос. Прислушайтесь к своему дыханию. Оно становится ровным и спокойным. Почувствуйте, как при вдохе грудная клетка поднимается вверх, а при выдохе опускается. Дышим ровно и спокойно: вверх…. вниз, вдох …. выдох. Если вас посетила какая-то мысль, то мысленно трижды скажите: «Эго мысль». И снова сосредоточиваемся на дыхании: вверх … вниз, вдох… выдох. Если вас беспокоит какой-то звук, то так же мысленно три раза скажите: «Это звук» (то же самое с воспоминаниями и ощущениями).

А теперь представьте, что вы стоите на дороге. Она может быть любой, эта дорога. Это ваша дорога. Почувствуйте, как ваши ступни соприкасаются с дорогой. Оглядитесь вокруг: что окружает вашу дорогу? А сейчас пройдем по этой дороге в любую сторону, куда вам хочется. И, может быть, рядом с дорогой, а возможно, в отдалении стоит дом. Это может быть любой дом, какой вы хотите, это ваш дом. Подойдем к дому. Если есть желание — можно войти внутрь, осмотреться. Но это сейчас не главное. Нас интересует, как в этот дом поступает вода: по трубам или из какого-либо источника и т.п. Зайдите в дом, в то место, где хранится вода. Посмотрите, в чем она хранится, много ли ее, какая она — прозрачная или мутная. Можете потрогать ее рукой, какая она — теплая или холодная, можно попробовать на вкус, можно умыться или даже искупаться. Это ваша вода, ваша сила, ваша энергия. И сейчас вы можете взять этой силы столько, сколько вам необходимо. Чтобы «подзарядиться», вы можете просто смотреть на воду, умываться ею, пить ее, т.е. делать с ней то, что вам хочется. Ощутите силу этой воды. Почувствуете, как эта сила остается с вами, внутри вас. А сейчас возвращаемся на дорогу, с которой начали путешествие. На то первое место. И когда я сосчитаю до трех, мы окажемся в этой комнате.

Можно обсудить образы: дорогу, дом, в чем была вода, какая на вкус, ощущения. Можно обсудить переживания во время взаимодействия с водой, сделать акцент на приливе энергии, подчеркнуть: «Вы хозяева вашей воды и вправе ею распоряжаться, это ваша сила, и вы можете сами приходить туда, пользоваться этой силой, когда есть желание и необходимость».

Упражнение 4.

Участникам задается вопрос «Возникают ли у вас какие- либо страхи, опасения, связанные с предстоящими родами, изменениями отношений в семье, вашим здоровьем, здоровьем будущего ребенка?». После ответа участниц предлагается способ работы с этими состояниями, составление настроев.

Настрой — это утвердительное предложение, имеющее своей целью сообщить человеку при неоднократном повторении определенное эмоциональное состояние, уверенность в его силах, в благополучном исходе какого-либо начинания.

Требования к настроям:

1. Обязательно утвердительное предложение (без частицы

«не»).

  • 2. Утверждения должны быть позитивными, направленными только на положительные качества, изменения.
  • 3. Утверждений должно быть от 7 до 15.

Предлагается составить всем вместе настрой на один из случаев:

  • — опасения относительно здоровья;
  • — опасения относительно отношений с мужем;
  • — опасения относительно предстоящих родов;
  • — другое.

При составлении этого настроя участницы предлагают разные утверждения, специалист помогает им и корректирует их предложения. После составления настроя женщины двигаются по залу и повторяют настрой с разной выразительностью.

Примеры нескольких таких утверждений:

  • — Я доверяю себе; я доверяю, малыш, тебе; я доверяю матери-природе. Все будет так, как должно бьггь.
  • — Во мне многовековой опыт всех когда-либо рожавших женщин. И в нужный момент я всегда смогу им воспользоваться. Я должна быть готова воспроизвести этот опыт.
  • — Малыш, этот мир ждет тебя. Мы все: я, папа (другие члены семьи) — любим тебя. Этот мир готов принять тебя. Он полон любви к тебе.
  • — Малыш, я доверяю тебе. Ты знаешь, когда появиться на

свет.

— Мои роды будут такими, какими должны бьггь. Они не будут длительными или скоротечными. Они будут длиться столько, сколько необходимо для здоровья малыша и для моего здоровья.

Рекомендуется при составлении настроя привлекать мужа. Произносить настрой можно утром, после пробуждения с закрытыми глазами, в ванной, в парке, про себя или вслух.

Упражнение 5. «Танец для беременных».

Это своеобразная мини-гимнастика. Названия тем танца: «Ветер в лесу», «Прогулка на корабле», «Полет птицы». Музыкальное сопровождение любое, которое приятно. Эти танцы включают в себя набор плавных повторяющихся движений ногами, бедрами, руками, головой. Предполагается импровизация. Для примера приведем описание танца «Ветер в лесу». Участники встают в круг, руки опущены, производятся легкие движения в такт музыке (мелкие переступания, повороты туловища). Ведущий: «В лесу раннее утро, тишина, нет ни ветерка, но вот подул легкий ветерок и чуть-чуть зашелестели листочки на деревьях, в такт музыке начинают двигаться кисти рук. Ветер сильнее — задействованы предплечья, движения рук разнообразны. Ветер усиливается — руки движутся на уровне талии, затем на уровне плеч и поднимаются вверх. Вместе с движениями рук увеличивается амплитуда движения бедер, повороты туловища, небольшие повороты головы. Затем постепенно ветер затихает, и все движения осуществляются в обратном порядке. И так повторяется несколько раз. От движений на месте можно перейти к движениям по залу. В лесу начинается дождь (легкий самомассаж): мелкий дождик — кончиками пальцев легкие прикосновения к лицу, голове, плечам; дождь усиливается — легкие постукивания ладошками; ливень — прикосновения ладонями становятся более чувствительными. Дождь затихает — все осуществляется в обратном порядке».

Рекомендации: избегать резких движений, все переходы плавные, амплитуда зависит от самочувствия и состояния женщины.

Упражнение 6.

Нарисовать красками на большом листе бумаги себя, своего будущего ребенка, ближайшее окружение, как это видится после рождения ребенка.

Сравниваются первоначальный рисунок и рисунок, полученный сейчас. Обратить внимание на цветовое изображение себя, ребенка, мужа — одинаковое или разное, на дистанцию между персонажами рисунка. Проанализировать различия между двумя рисунками.

Обычно прослеживается либо отдаление кого-то из окружения, либо, наоборот, приближение. Основная цель этого анализа — проговорить ожидания женщины со стороны своих близких.

Источник