Психологические упражнения для женщин
Тренинги: женские тренинги, эмоциональные тренинги. Вид упражнения: упражнения на навыки. Материалы: листы для записей, ручки, флипчарт и фломастеры. Оптимальное количество участников: 8–16 человек. Оптимальное время: 25–30 минут. Цель: проработка внутренних страхов ››››
Тренинги: тренинги для подростков, эмоциональные тренинги, женские тренинги. Вид упражнения: упражнения-разминки, упражнения на навыки. Материалы: коробка, карточки с названием стран, табель с рейтингом команд. Оптимальное количество участников: 9–18 человек. Оптимальное время: 25–30 минут. Цели: развитие ассоциативного мышления, внимательности, артистичности и фантазии; сброс эмоционального напряжения; развитие навыка раскрепощения ››››
Тренинги: женские тренинги, психологические тренинги. Оптимальное количество участников: любое. Оптимальное время: 10–15 минут. Цель: описание основных ошибках в отношениях мужчины и женщины ››››
Тренинги: женские тренинги, психологические тренинги. Оптимальное количество участников: любое. Оптимальное время: 10–15 минут. Цель: озвучивание претензий мужчин к женщинам, актуализация темы взаимоотношений между полами ››››
Тренинги: женские тренинги, психологические тренинги. Вид упражнения: упражнения на навыки. Материалы: не нужны. Оптимальное количество участников: 8–18 человек. Оптимальное время: 20–30 минут. Цель: налаживание коммуникации между полами ››››
Тренинги: женские тренинги, вебинары. Вид упражнения: упражнения на навыки. Материалы: анкеты. Оптимальное количество участников: любое. Оптимальное время: 25–30 минут. Цели: определение самооценки, анализ личности анкетируемого ››››
Тренинги: женские тренинги. Оптимальное количество участников: любое. Оптимальное время: 10 минут. Цель: актуализация понятия женской жертвенности ››››
Тренинги: женские тренинги, вебинары. Вид упражнения: упражнения на навыки. Материалы: листы, ручки. Оптимальное количество участников: любое. Оптимальное время: 30–35 минут. Цель: проработка внутренних обид ››››
Тренинги: женские тренинги, психологические тренинги. Оптимальное количество участников: любое. Оптимальное время: 20 минут. Цель: понимание сущности обиды и пути ее преодоления ››››
Тренинги: женские тренинги. Вид упражнения: упражнения-разминки, упражнения на навыки. Материалы: не нужны. Оптимальное количество участников: 5–12 человек. Оптимальное время: 10–15 минут. Цель: выявление причин своей недооценённости ››››
Тренинги: женские тренинги, тренинги для подростков, вебинары. Вид упражнения: упражнения на навыки. Материалы: анкеты. Оптимальное количество участников: любое. Оптимальное время: 25–30 минут. Цель: актуализация стыда ››››
Тренинги: женские тренинги, тренинги для подростков. Оптимальное количество участников: любое. Оптимальное время: 10–15 минут. Цели: актуализация чувства стыда, проработка стыда ››››
Тренинги: женские тренинги, психологические тренинги. Вид упражнения: упражнения на навыки. Материалы: листы А4, карандаши, фломастеры. Оптимальное количество участников: 1–7 человек. Оптимальное время: 25–30 минут. Цель: осознание чувства стыда, работа со стыдом ››››
Тренинги: женские тренинги, психологические тренинги. Вид материала: мини-лекции. Материалы: не нужны. Оптимальное количество участников: любое. Оптимальное время: 25 минут. Цель: знакомство с понятием позитивного мышление, изучение способов настройки на позитивное мышление ››››
Источник
Предлагаю вашему вниманию упражнения, направленные на развитие самопринятия и самопонимания, а значит, и обретение внутренней гармонии и согласия с собой.
Коротко о некоторых блоках и заблуждениях, которые могут возникать при выполнении упражнений:
— если я буду принимать свои недостатки, значит, тем самым буду поощрять их и становиться хуже. Похвала и поощрение (стимулы) – не одно и то же, что принятие. Принятие – это согласие с реальностью, в которой вы являетесь тем, кто есть, не больше и не меньше. Когда мы что-то отвергаем в себе или других, по сути, мы заявляем реальности: «Ты не нравишься мне такой, как я вижу тебя, а значит, должна быть другой». Т.е. ведем себя как дети…
Кроме того, стоит помнить об относительности любых достоинств и недостатков. И нужно помнить, что порой важнее не избавляться от «вредных» черт, а научиться их более целесообразно применять и уравновешивать другими качествами.
— я не люблю себя, и этого ничто не изменит. Любая вещь в природе меняется. Так же как и человек. Душа, тело, ум находятся в непрерывном процессе. Развивающийся человек меняет и отношение к себе в той или иной степени практически постоянно. Отрицание изменений скорее сообщает о нежелании их замечать.
— если я себя люблю, то мне всё в себе должно нравится. Не должно. Иначе тоже было бы пора на выставку застывших картин. Определенная доля сомнений в себе, недовольства собой является необходимым стимулом для движения и развития человека. Означает ли это, что абсолютного принятия не существует? Я предполагаю, что оно есть. Только, например, у таких личностей, как Будда… Для большинства людей есть лишь приближение к самопринятию и самопониманию. Стоит помнить, что между «не нравится в себе» и «никогда не приму себя таким» есть разница. И эта разницу можно определить по степени дискомфорта: легкая и средняя степень дискомфорта может стимулировать, тяжелый дискомфорт и самоотвержение парализует.
— у меня должно всё получиться быстро или это не работает. Не должно. Изменение отношения к себе затрагивает многие стороны поведения и отношений в реальности, само восприятие реальности. Поэтому процесс не может быть быстрым, иначе наступит полный сумбур. Мудрая психика поэтапно сверяет привычные старые модели с новыми и допускает изменения согласно готовности личности в целом. Это относится также и к привычному восприятию сопротивления как к чему-то, с чем нужно исключительно бороться. Не всегда. Сопротивление во многих случаях позволяет сохранять человеку комфортный для него ритм изменений.
Упражнение 1. Удобно начинать с самого простого. Возьмите лист бумаги и напишите не менее 10 предложений, каждое начинается словами «Я прощаю себя за…». Перечисляйте всё, что вас огорчает в себе, за что вы злитесь на себя. Какие бы ни были вами совершены ошибки, помните, вы заслуживаете того, чтобы принять себя вместе с ними.
Через неделю вместо местоимения «Я» пишите тех людей, которые вас раздражают, бесят, обижают, притесняют. Это важно, т.к в другим мы реагируем на то, что осуждаем и отвергаем в себе («нельзя быть таким-то…»)
Затем пишите не менее 10 предложений, начинающихся со слов: «Мне нравится в себе…». Аналогично, в неприятных вам людях ищите достоинства. Помимо развития объективности восприятия происходящего, вы таким образом, и в себе будете легче находить позитивные вещи. Не обязательно здесь писать какие-либо грандиозные достоинства. Обращайте внимание на любые мелочи.
Это упражнение рекомендуется выполнять ежедневно в течение 1-2 месяцев.
(Комментарий. Есть разногласия по поводу «прощать или не прощать». Я согласна в том, что в прощении порой есть некая снисходительность. Так что обучение прощению – это лишь этап движения к самопринятия себя, а заодно и других. Когда этот этап будет пройден, перед вами будут другие задачи. И в данном контексте прощения не идет речи о «второй щеке»… На мой взгляд, это не разумно. Прощение человека не означает необходимости терпеть его дурное обращение)
Упражнение 2. «Похвала себе». Каждый день, для кого-то самое удобное время – перед сном, хвалите себя за что-либо. За переведенную через дорогу старушку, за удачно провернутую сделку, за проявленную выдержку и т.д. Бывают отговорки – мне не за что похвалить себя, — которые вроде бы смахивают на некую ложную скромность. По мне – так это больше признак лени ума, отсутствие привычки думать и искать нужное. Тренируйтесь.
Упражнение 3. Перекликается с предыдущими. Только хорошее уже ищется во вне. В каждом человеке, с которым взаимодействовали в течение дня, старайтесь найти 1-2 положительные черты. В течение текущего дня учитесь обращать внимание на положительные моменты, начиная от приятного свежего ветерка и заканчивая отсутствием пробок на дорогах. Учитесь замечать и ценить то, что вас окружает. Обязанность человека замечать в текущем дне в несколько раз больше позитивных, чем негативных вещей. При депрессии не менее 15 позитивных моментов в день. Упражнение также ежедневное. Его называют «психологической диетой»
Если у вас еще не появилось ощущение, что развитие самопринятия является долгой и упорной работой, то зря. Это работа. И порой достаточно трудная. Гармония и согласие с собой – это ценность. Ценности взращиваются и зарабатываются своим собственным трудом.
Упражнение 4. Работа со своей тенью. В ходе выполнения первого упражнения вы уже наверняка заметили те качества и поступки, которые вам сложнее всего принять в себе или других. К тени относятся и те вещи, о которых мы говорим: «Я так никогда не поступлю…» «Я не такой…». Когда вы слышите или произносите эти фразы, обратите внимание на нажим, с которым они произносятся, сколько за ними скрытой энергии. Это энергия отвержения. А отвергаем мы… Да, именно её… Свою тень.
Запишите списком всё, что вы не принимаете в себе и в других. Попробуйте объединить это в некий целостный образ. Зарисуйте его. Придумайте и расскажите рассказ от имени этого образа (что нравится – не нравится в жизни, в людях; о чем мечтается; чего не хватает; чего опасается; какие привычки и черты). Подумайте, насколько комфортно ощущает себя на бумаге образ Тени… Дорисуйте нечто, чтобы ей стало хорошо (может быть, ей нужен зеленый луг, цветочки… или мотоцикл… или огромный торт…). Скажите ей добрые и теплые слова, пожелайте ей чего-либо хорошее.
Продолжить работу с «теневой стороной» поможет и следующее упражнение.
Упражнение 5. Хорошо – это плохо, плохо – это хорошо… Я уже упоминала ранее это упражнение. Оно полезно почти всегда. Повышает объективность восприятия, учит безоценочности восприятия.
Из вашего списка того, какие поступки и качества — свои или чужие — вам не нравятся, выделите наиболее значимые. Начните работать с менее значимых, постепенно переходя к более. На каждое качество или поступок можно выделять от 3 до 7 дней примерно (ориентируйтесь также по ощущениям).
Приведите 3 аргумента в пользу того, что это качество или поступок действительно нечто плохое. Приведите 3 аргумента, когда это качество или поступок полезен и позитивен. Продолжите размышлять, как может формироваться это качество в человеке, в связи с какими обстоятельствами. Для чего помогает отдельно взятому человеку. В каких ситуациях оно выгодно, а когда нет. Когда не выгодно, чем можно заменить другим, каким другим качеством или поведением. Если вы нашли это качество в себе – понаблюдайте за другими, как и для чего проявляется похожее. Если нашли в других, когда вы похоже себя ведете.
То же самое, стоит делать с происходящими с вами событиями. Приведите 3 довода в пользу их «хорошести». Приведите 3 довода в пользу их «плохости».
На этом пока всё. Обращаю внимание, что эти упражнения полезны самостоятельной работы для повышения уверенности, принятия себя. Однако в условиях переживания кризиса, острых состояний, последствий психологических травм эти упражнения скорее могут быть дополнением к работе со специалистом, но не заменяют лечения как такового.
Источник
Варвара Трофимова
Тренинг с элементами арт-терапии для женщин «Между нами, женщинами…»
Тренинговое занятие
«Между нами, женщинами…. или раскрытие своего внутреннего мира»
«Так хочется быть слабой женщиной.
А кони все скачут, а избы все горят.»
Цель: Исследование психологических проблем, улучшение самочувствия и укрепление психологического здоровья замещающих родителей.
Задачи:
— Повышение уровня самооценки и самозначимости.
— Научиться распределять своё внимание на других с учётом собственных потребностей и чувств.
— Определить свою силу и слабость.
— Снижение психоэмоционального напряжения.
Оборудование: презентация с видеороликами о женщине, песни о женщинах, музыка для упражнений, фломастеры, ручки, листочки на бэйджи, нарезанные листы для упражнения «Кто Я?» (половина А4, белые листы А4, вырезанные круги (формат А3, вырезанные разноцветные звездочки и бабочки на мандалу, клей, сердечки (А4) для обмена пожеланиями друг другу.
Ход занятия:
Видеоролик «Возраст женщины»
Вступление
Как вы поняли, темой сегодняшней встречи будет – Женщина!
Приветствие — знакомство «Самопрезентация»
1. Закончить фразу «Не хочу хвастаться, но Я…»
(н-р, Варвара, не хочу хвастаться, но Я очень позитивный человек).
2. Называют своё имя. А каждый участник должен назвать, (можно придумать свое какое-то) как можно больше ласкательных производных от имени.
Как часто нам, женщинам, приходится ставить на первое место заботу о ком-то другом, гнаться за высокими результатами, стремиться соответствовать недостежимым идеалам, а в результате сталкиваться с перенапряжением и стрессом,которое заканчивается душевной болью и разочарованием:
— Я делала всё, что в моих силах, а мне даже спасибо не сказали.
— Я старалась, а меня предали…
— Я тащу на себе всю семью, а меня постоянно попрекают…
Вопрос не в том, насколько это правильно или неправильно, а в том, насколько вы в этом состоянии ощущаете себя наполненными, счастливыми и на своем месте. Природой заложено нам заботиться о других, но в какие-то моменты мы забываем о себе, и перестаем чувствовать себя женщинами и получать удовольствие от себя, от своего внутреннего богатого мира, находить счастье в себе. А пытаемся найти счастье в близких, друзьях, работе, телевизоре и т. д.
А ведь каждая женщина – это Богиня, это целая Вселенная, это невероятный огромный и наполненный мир…
Видеоролик «Я женщина, и Я актриса…»
Сегодня мы вас собрали, чтобы вы немного отвлеклись от проблем и обратили внимание на себя, на свой внутренний мир.
Упражнение «Кто Я?»
Знаете ли вы себя? Задайте себе вопрос Кто Я? Какая Я? а теперь запишите 3 ответа, которые первыми пришли в голову.
Проведите черту под этими тремя определениями и ответьте еще столько раз, сколько сможете найти подходящих существительных и прилагательных
Комментарий: обычно на первом месте в списке стоит самая привычная характеристика, так как человек обычно себя ощущает. Продолжая список, мы начинаем осознавать те глубинные характеристики, о которых реже задумывались или вообще не знали и не обращали внимания, а это и есть первый шаг к самопознанию.
Обсуждение написанного о себе
А что нам необходимо, чтобы чувствовать себя счастливой в роли женщины?
Обсуждение по кругу.
Упражнение «Дайте слово подсознанию»
А вы уверены, что знаете себя достаточно хорошо?
Ты однажды присядь и послушай
Что же хочет твоя душа?
Мы так часто не слушаем душу
По привычке куда-то спеша….
Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие – в свой глубокий мир подсознания. Это будет захватывающее и увлекательное путешествие к самой себе.
Инструкция:
Сядьте удобно, закройте глаза. Вдох, выдох. постарайтесь для себя делать полное описание, визуализировать, что слышите и записать все свои ощущения, всё, что приходит в голову. Слушайте себя
Представьте, что вы гуляете по лесу. Опишите, какой это лес. Светит ли солнце? Идёте вы по тропинке или сквозь чащу? Хорошо ли вам здесь?
Вы идёте дальше и видите в траве ключ. Какой он? Поднимите вы его или пройдёте мимо? Обрадовала вас находка?
Вы двигаетесь дальше, перед вами забор.Какой он: высокий, низкий, из какого материала сделан?
Вам надо перелезть через забор. Как вы это проделываете? Легко ли будет преодолеть препятствие?
Вы идёте дальше и замечаете нору около тропинки. Большая она или маленькая? Заглянете ли вы внутрь? Вам интересно, какой зверь её вырыл?
Вы выходите на берег реки. Представьте её очень отчётливо: какая там вода, скорость течения, дно. есть ли камни на дне? Как вы переправитесь на другой берег?
Преодолев очередное препятствие, вы видите дом. Какой он (размер, декор и т. п. ?
На двери висит табличка. На ней написано, что дом принадлежит. вам. Из чего она сделана и что за надпись?
Вы открыли дверь и вошли в дом. Осмотритесь. Уютно ли вам здесь? Чистота или ужасный беспорядок? Сколько комнат в этом доме? Какие они? Назовите и опишите их.
Вы поднялись на чердак. Как он выглядит? Что там хранится? Порядок или, может, полно хлама?
Вы выходите из дома, идёте дальше – за холмом открывается вид на море. Какое оно? Спокойное или бурное, какая погода, светит ли солнце?
Над морем летают чайки. Высоко или низко, рядом с вам и или далеко? Вы их слышите? Какие чувства вызывают у вас птицы?
Вы видите корабль. Какой он, далеко ли от берега? Можете ли вы до него добраться? И вообще, станете ли вы это делать?
Интерпретация.
Лес – символическое отражение вашего детства и детских представлений о жизни. Чем радостнее вам в лесу, тем более позитивны ваши детские воспоминания; если же воображение нарисовало мрачную, пугающую картину, то, возможно, ваше детство было довольно трудным и прежние представления сказываются теперь на вашу жизнь.
Ключ — ваше отношение ко всему новому, что приносит жизнь. Если вы подняли ключ или обрадовались ему, значит, вы как минимум готовы принимать перемены.
Забор – символ преград, которые подстерегают человека на жизненном пути. Обратите внимание, какой забор – символическая изгородь или великая Китайская стена.
Нора – ваше восприятие скрытой опасности. Если вы смело полезли в нору – вы безрассудный или чересчур любознательный человек.
Река – олицетворяет течение вашей жизни. Вспомните, насколько стремительным вам представлялся поток, насколько чиста в нём вода. Камни на дне символизируют трудности, которые вы преодолеваете с детства.
Дом – это вы сами. Внешнее восприятие себя (описание дома) и внутреннее: Насколько вам там нравится, настолько же хорошо вам с самим собой. Те комнаты, которые вы увидели, — это наиболее важные аспекты жизни. Там, где вам нравится, — всё хорошо, если же в какой-то из комнат беспорядок, возможно, у вас проблемы в этой сфере.
Табличка на двери говорит о том, кем вы сами себя считаете (у кого-то написано имя, у других – все регалии и заслуги, у кого-то мелом просто нацарапано).
Чердак — метафора образования, культуры и разных навыков, привитых вам. Если там всё запущено, то, наверное, вы не знаете, зачем столько сил приложили когда-то, чтобы получить диплом.
Море – ваша чувственная сторона личности. По тому, насколько бурным вам представляется оно, можно судить,какие отношения с людьми вы любите: тихие и спокойные или всплеск эмоций, чувств.
Чайки – это ваши родственники. В идеале их довольно много и они украшают пейзаж. Если же назойливо кричат и чуть ли не бьют крыльями по лицу, вероятно, у вас напряжённые отношения с близкими. Полное отсутствие чаек на горизонте – тревожный сигнал одиночества.
Корабль – воплощение вашей главной мечты на сегодняшний день. Насколько она достижима и красива, определяется по тому, какой корабль и на сколько далеко от берега он находится.
И ещё. То, как вы перелезли через забор и переправились через реку, показывает, насколько легко вы преодолеваете препятствия. Если отвечали честно и у вас нет каких-то особенных страхов (вода или высота, то характер преодоления обоих препятствий будет одинаковый. Если в вашем воображении откуда ни возьмись, взялся помощник, материализовались мост, лодка или человек, значит. Вы мало рассчитываете на себя.
Упражнение- мандала «Я – женщина!»
Мандала – это сакральный рисунок, с санскрита (круг, колесо). Каждая мандала накапливает во время создания в себе позитивную человеческую энергетику. В центре всегда суть. А сегодня суть- это «Я».
(Пишут в середине букву «Я»)
Взять себе желаемое количество звезд, как можно больше- не жалейте для себя сегодня ничего…. Предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими достоинствами именно сегодня, сейчас, на этом занятии. Не стесняйтесь, делайте себе комплименты, хвалите себя….
Это упражнение направлено не только на определение своих достоинств и на формирование привычки думать о себе положительно.
Видеоролик «Я такая разная»
Релаксационное упражнение » Источник»
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться,закрыть глаза:
«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.
Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.
Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.
Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.
Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией.
Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. «
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.
(Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ).
Упражнение «Сердечко на память»
Обмен пожеланиями на открытках-сердечках.
Сердце сложить пополам, написать своё имя, и передавать по кругу, где каждый пишет какое-то пожелание.
Спасибо за внимание!
Рефлексия
Мне сегодня….
Я на этой встрече… и т. д.
Источник