Рисунки упражнений для женщин

Арт-терапия — это упражнения для души и тела. Она поможет привести душевное состояние в норму, расслабиться и получить удовольствие. Предлагаем несколько эффективных упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях.
Для чего нужны упражнения по арт-терапии?
Выполнение упражнений по арт-терапии создает позитивный настрой и снимает эмоциональное негативное напряжение.
Они способствуют развитию образного мышления на основе осознанности своих чувств и эмоций.
Главная цель арт-терапевтических заданий — это знакомство со своим внутренним миром, познание своего «Я». Формируется представление о себе как об индивидуальной, полноценной личности с новыми ресурсами и возможностями.
Упражнения по арт-терапии — это снятие зажимов сознания, избавление от страхов и внутренних комплексов.
Виды арт-терапевтических упражнений
- Изотерапия — рисование красками, цветным песком, пластилином на бумаге;
- Цветотерапия — воздействие цветовой гаммы на эмоциональное состояние с целью улучшения самочувствия;
- Сказкотерапия — составление рассказа и отождествление себя с героем, который преодолевает все препятствия и трудности, чтобы прийти к счастливому финалу;
- Песочная терапия — составление картины счастливого собственного мира из песка.
Упражнение по арт-терапии «Карта счастья»
Цель упражнения — осознанность своих чувств, приходит понимание, куда двигаться для улучшения качества своей жизни.
Продолжительность — 15-20 минут.
Материалы — бумага (формат А3), краски, кисточка.
Как выполнять:
- Положите перед собой бумагу;
- Представьте свою счастливую жизнь, какой Вы ее видите;
- Прочитайте список привычек для счастья и выберите 3, которые откликнулись в Вашей душе;
- Нарисуйте эти 3 привычки, а в центре изобразите свое счастье (это может быть любой яркий образ, который описывает Ваши счастливые чувства).
Список привычек для счастья:
- Смех. Слушать, смотреть юмористические передачи; читать смешные рассказы или рассматривать веселые изображения;
- Утренняя зарядка;
- Фитнес;
- Прогулка в парке;
- Чтение книги;
- Любимая музыка;
- Массаж;
- Общение с друзьями;
- Общение с семьей;
- Отдых на море;
- Поездки за город;
- Посещение театра, концерта, музея;
- Занятие благотворительными делами;
- Дарение себе приятных подарков;
- Высыпаться.
Посла завершения своей работы, посмотрите на нее внимательно и ответьте себе на вопрос:
- Что Вы чувствуете в настоящий момент?
- Какую полезную привычку Вы начнете внедрять с сегодняшнего дня?
Упражнение «Раскрась свое физическое состояние»
Подготовьте лист бумаги, на котором нарисуйте контур человека (себя) в полный рост.
Постарайтесь разным цветом красок изобразить физическое состояние каждой части вашего тела. Выбирайте цвета, которые Вам кажутся наиболее подходящими. Где Вам хочется сгустить краски? А где Вы чувствуете легкость?
После окончания работы Вы получите свой релаксирующий автопортрет.
Упражнение — медитация квадрат 9х9 «Зентангл»
Хорошим ежедневным упражнением по арт-терапии является метод рисования в квадрате со стороной 9 см. Этой доступной технике легко обучиться.
Внутри квадрат рисуются линии — строки. Далее в каждой строке рисуется повторяющийся абстрактный узор.
Это упражнение является медитацией. То есть Вы отключаете свое сознание и рисуете на подсознательном уровне.
Рисунок можно усложнить, например нарисовать веточку с листочками, в каждом из которых будет свой повторяющийся узор.
Или изобразить волнистые линии.
10 простых упражнений по арт-терапии для релаксации
Чтобы расслабиться, снять стресс и усталость можно воспользоваться легкими упражнениями по рисованию.
- Нарисуйте свои хорошие черты характера;
- Изобразите себя в виде животного;
- Сделайте контур своей руки (ладони с пальцами) и создайте внутри уникальные рисунки;
- Нарисуйте свое детское воспоминание;
- Изобразите свой собственный герб;
- Сделайте рисунок-абстракцию своих положительных моментов в жизни;
- Разукрасьте камень или кирпич;
- Соберите коллаж из листьев, палочек (приклейте их к бумаге) и дорисуйте фон, изображения вокруг них;
- Создайте собственную интерпретацию известной картины;
- Рисуйте свои мечты.
Упражнение «Мандала счастья» — путь к себе
Манадала-терапия — один из увлекательных методов арт-терапии. Внешне все очень просто. Нужно заполнить рисунок в форме круга.
Цель терапии — создать визуализацию счастья с помощью цветных графических образов, вернуться в состояние эмоционального равновесия, снять стресс.
Как нарисовать мандалу
Вам понадобится циркуль, транспортир, линейка.
Вначале рисуется круг и через центр проводятся диагональные линии. Рисовать начинают от центра. От центральной фигуры идет дополнение в виде повторяющихся узоров.
Полезное видео
Документальный познавательный фильм «Арт-терапия. Познание себя».
Как научиться чувствовать себя? Что делать, когда все надоело? Как избавиться от жизненных тягот, избавиться от многолетних комплексов без психологов?
Арт-терапия «Рисуем каракули». Лучшая техника выхода из запутанной ситуации. Метод, который реально работает.
Мастер-класс «Рисуем мандалу».
Мандала — это рисунок, который исходит от нашей души. В нем содержится сущность нашего внутреннего «Я». В процессе рисования приходит чувство умиротворения. Такое творчество помогает перейти в состояние гармонии с собой и окружающим миром. Мандала — это Ваш новый источник энергии.
Источник
Дамы постоянно стремятся к самосовершенствованию. Особенно внимательно прекрасная половина человечества следит за внешним видом и фигурой.
Чтобы жировые отложения сжигались лучше и эффективнее, сегодня многие прибегают к комплексам несложных упражнений для женщин в виде силовых тренингов всей мускулатуры. Именно благодаря им тело становится рельефным, красивым и подтянутым.
Начальные силовые занятия
Немало среди прекрасной половины тех, которые быстро хотят улучшить свои тела. При этом, никогда не занимаясь в спортзалах прежде, попадая туда, они совершают одну из пары ошибок:
- прибегают к тренажерам, чтобы проработать изолированные группы мышц (разводят и сводят ноги, делают махи ногами и упражнение бабочку для грудной части);
- осуществляют приседания и жим с большой нагрузкой, приобретая вместо красивой фигуры проблемы с позвоночником в виде протрузий или грыжи.
За долгие годы малоподвижной жизни мышцы просто атрофируются и перестают оказывать поддержку суставам.
Именно по этой причине знакомиться с силовыми нагрузками нужно с несложных понятных упражнений в зале, которые направлены на то, чтобы в работе участвовало больше мускулатуры и «разбудить» корсет из мышц.
«Планка» для тренировки кора
Кор, или как еще его называют мышечный корсет, совмещает в своем понятии мускулатуру в области пресса, спины, бедер и ягодиц. Особенно важны эти мышцы при тренинге с утяжелением, то есть при выполнении приседаний, жимов и тяг.
Именно комплекс по укреплению кора является первым в списке тренировок у дам.
Он представлен:
- планкой полноценной, то есть когда руки полностью вытянуты, упираясь лежа от напольной поверхности – приняв позу для отжимания, следует простоять так неподвижно, сохраняя корпус в прямом виде, и втянув животик, от 30 сек до минуты;
- бок-планка – из прямой планки следует поменять позицию, повернувшись вбок, упираясь с одной стороны на руку с ногой, при этом корпус прямой, а вторая рука должна тянуться вверх. Оставаться так следует около 30 сек., затем перевернуться в противоположную сторону;
- «альпинист» – находясь в позиции для отжимания, следует поочередно подтягивать к животику ноги, при этом следует их также сгибать в коленной части в количестве 30 шт.;
- планка в обратном положении, в котором поджимаются колени – присев на половой поверхности, немного позади расставляют руки. Из такой позы таз поднимается, туловище вытягивается струной, лопатки сводятся, расправляя оба плеча. Находясь в данной позиции, следует подводить животику согнутые ноги, комплекс в количестве 20 шт.;
- поднятие тазовой части, находясь на одной из ног – для этого ложатся на спину, ноги в коленном суставе сгибают, а руки вытягивают вдоль туловища. После одна нога выпрямляется, а упор сохраняется на второй ноге, таз поднимается над поверхностью пола, при этом ягодицы напрягаются. Повторяют занятие 10 раз на обе ноги.
Этот комплекс может стать домашними упражнениями для любого возраста женщин, который подготовит их для более интенсивной работы в зале.
Основная часть силового комплекса
При первом визите в спортивный зал без предшествующих физических нагрузок, не нужно сразу же бросаться на штангу. Для начала осваивается техника выполнения приседаний с собственным весом, а затем с утяжелителями от 4 до 6 кг.
При этом, будут и выполняться упражнения для прекрасных женщин в домашних условиях или же в зале, следует учитывать одну особенность – при работе необходимо напрягать мышцы ягодиц путем отведения назад тазовой части корпуса.
Для того чтобы нарастить мышцы в ягодичной области, следует выполнять приседания с весом в количестве 10-15 повторов в три подхода, перерыв между которыми 1 минута.
Чтобы сжечь жировые отложения в этой же области, отдыхать между тренингами запрещено. Здесь используется тренировка кругового типа.
Небольшой комплекс поможет развить ягодичные мышцы.
- Приседания с использованием штанги или небольших гантелек. Выполняют их, отводя тазовую часть назад, фиксируя позиции спины.
- Выпады с утяжелителями (или на тренажере «Смита») – для этого нужно приседая сделать широкий шаг, чтобы колено при сгибании оказывалось под прямым углом с напольной плоскостью.
- Тяга, выполняемая при прямых ногах (мертвая) – с ее помощью прорабатываются ягодичная область и задняя часть бедер.
Наклоняясь со штангой, гриф следует опускать практически по ногам, при этом тазовую часть отводят назад, оставляя спину совершенно прямой.
Выполнять базу из силовых занятий нужно 1 раз 7 дней для роста всех мышц, и единожды в 2 недели для того, чтобы появился рельеф, при этом чередуя его с интенсивной и не тяжелой тренировкой.
Любой комплекс силовых заданий также вбирает в себя в обязательном порядке:
- тягу в положении сидя с горизонтальными или же вертикальным блоками;
- становую тягу для поясничной части – техника выполнения как при мертвой, но на отличие в согнутых ногах, делается это с целью перенести нагрузки на спиновые мышечные группы;
- стандартные и обратного вида отжимания для трицепс-прокачки;
- жим в положении лежа с головой вверху, чтобы проработать грудные мышцы – вес берется незначительный, повторов от 10 до 15;
- жим с гантельками либо стоя, либо сидя, чтобы осуществлялось гармоничное развитие плечевой группы мышц.
Чтобы лучше понять технику выполнения, можно просмотреть фото упражнений для милых женщин в интернете.
Комплексный силовой тренинг
Помимо прокачки мышечных групп и жирового сжигания женщины развивают в себе выносливость, гибкость, прибегая к функциональным занятиям и кроссфиту. В этом спорте сочетаются тренинги с тяжелым весом, нагрузки аэробного типа и гимнастический комплекс.
Приседания трастеры – выполняются с утяжелением в виде гантелек или штанги, расположенным на плечах. Приседая, утяжеление оставляют в области плеч, а поднимаясь, его выжимают вверх путем выпрямления рук.
Комбинация из отжиманий и тяги гантелек с 6-ю гранями, которые используют в виде упора.
При этом сначала выполняется само отжимание, а потом одна рука с весом подводится к корпусу путем сгибания в области локтя, перенося вес корпуса на вторую руку.
Тяга в наклоне со становой – это своеобразное упражнение для спины, в котором задействованы все мышечные группы – для этого, держа в руках вес в виде гантелек (можно и штангу), нужно выполнить становую тягу. Дальше, наклонившись на 60 градусов, отвести тазовую часть назад, и подвести к животику руки со штангой, которые максимально близко расположены к корпусу с боков.
Тренинг-задачи для новичков
Для первых двух трех месяцев тренировок достаточно выполнять по 5 упражнения в три подхода. Выполняя следующие упражнения дома, можно подготовить себя к походу в спортзал.
- Комбинация из 10 штук обычных и пяти пружинистых приседаний.
- Выпады под названием «реверанс» – делая назад широкий шаг, происходит одновременно сдвиг в одну из сторон (по 10 шт.).
- Отжимания в обратном положении от стула по 15 раз.
- Пресс «бабочкины крылья» – лежа на спине, соединяются ноги в стопах, колени разводятся. Руки заведены под головой. Туловище поднимается полностью в количестве 10 раз.
Комплекс выполняется с небольшими передышками 3 раза подряд.
Фото упражнений для женщин
Источник
Ïðî êîìïîçèöèþ íàïèñàíî î÷åíü ìíîãî êíèã, ïîýòîìó çäåñü íå íàäî îæèäàòü êàêèõ-òî îòêðîâåíèé, ïðîñòî íåñêîëüêî ìûñëåé, âîçìîæíî, è íå î÷åíü òî÷íûõ ñ òî÷êè çðåíèÿ ñåðü¸çíîé òåîðèè. ß ïèøó òî, ÷òî ñàì áûë áû íå ïðîòèâ ïðî÷èòàòü, êîãäà âñåãî ýòîãî åù¸ íå çíàë.
Îáíàðóæèë, ÷òî ìíîãèå ñòóäåíòû íå ïîíèìàþò, äî êàêîé ñòåïåíè ðàññ÷èòûâàëèñü êàðòèíû. Ôðàçó «À ÿ äóìàë(à), ÷òî õóäîæíèêè ïðîñòî áðàëè è ðèñîâàëè» ñëûøàë íå îäèí ðàç. Òóò íàäî ïîìíèòü, ÷òî ðèñîâàòü îäíó êàðòèíó ïîëãîäà áûëî íîðìàëüíî, à ÷àñòî áûâàëî è áîëüøå. Âîò ïðåäñòàâèì ñåáå, ÷òî õóäîæíèê ìåñÿö èëè äâà êàæäûé äåíü ðèñóåò íàáðîñêè è ïðîäóìûâàåò, ÷òî è ãäå áóäåò íà õîëñòå. Êàê ñ÷èòàåì, áóäåò ïðîäóìàíà êàðòèíà? Äàëåå âñïîìèíàåì, ÷òî â òå âðåìåíà íå áûëî èíòåðíåòà è òåëåâèçîðà. Íîâàÿ êàðòèíà áûëà ïðèìåðíî àíàëîãè÷íà âûõîäó íîâîãî ôèëüìà â êèíîòåàòðàõ â íàøå âðåìÿ. Ñíà÷àëà âñå èäóò ñìîòðåòü êàðòèíó, äîëãî ñòîÿò è ðàçãëÿäûâàþò, èùóò ñìûñëû, êîòîðûå àâòîð çàëîæèë çà ìåñÿöû îáäóìûâàíèÿ, ïîòîì îáñóæäàþò ñ òàêèìè æå ïîñìîòðåâøèìè. Ñåé÷àñ âñå èçáàëîâàíû îáèëèåì èíôîðìàöèè, à òîãäà î ÷¸ì ïîãîâîðèòü?  îáùåì, áîëüøàÿ êàðòèíà èçâåñòíîãî õóäîæíèêà òîãäà — ýòî ïðèìåðíî êàê ãîëëèâóäñêèé áëîêáàñòåð ñåé÷àñ, åñëè áû ñåé÷àñ åù¸ è èíòåðíåòà íå áûëî. Òàê ÷òî ïðèêèíüòå óðîâåíü ìåäèà-ïîâîäà âûñòàâêè äàæå îäíîé êàðòèíû. À âûñòàâêà, ãäå ìíîãî êàðòèí — ýòî êàê ïîñåòèòü êèíîôåñòèâàëü.
Öåíòð êîìïîçèöèè.
ß áû ñêàçàë, ÷òî öåíòð êîìïîçèöèè — ýòî òî, êóäà âçãëÿä âîçâðàùàåòñÿ ÷àùå âñåãî ïðè ðàññìàòðèâàíèè êàðòèíû èëè ôîòîãðàôèè. Ýòî íå íàó÷íîå îïðåäåëåíèå, íî íå äóìàþ, ÷òî íåïðàâèëüíîå. Êîãäà ñïðàøèâàåøü ëþäåé èëè ñòóäåíòîâ (îïàñíàÿ øóòêà, ÿ çíàþ), ÷òî òàêîå öåíòð êîìïîçèöèè, òî ãîâîðÿò ÷òî óãîäíî. Íàïðèìåð, ÷òî ýòî «êóäà âçãëÿä ïàäàåò â ïåðâóþ î÷åðåäü». Âîò ýòî êàê ðàç ìèìî. Íåêîòîðûå õóäîæíèêè íàìåðåííî äåëàþò «îáìàíêó» — åñòü îáúåêò, êóäà âçãëÿä ïàäàåò â ïåðâóþ î÷åðåäü, íî, åñëè äîëãî ðàññìàòðèâàòü êàðòèíó, òî âçãëÿä ÷àùå âîçâðàùàåòñÿ ê äðóãîìó îáúåêòó.
Äëÿ ïðèìåðà ïðèâëå÷¸ì êàðòèíó Âàñè Ëîæêèíà «Êòî êîò¸íî÷êà îáèäåë?»
×àùå âñåãî â ïåðâóþ î÷åðåäü âçãëÿä ïàäàåò íà êîòà, íî, åñëè ðàññìàòðèâàòü êàðòèíó, òî ìû çàìåòèì, ÷òî âçãëÿä ÷àùå âîçâðàùàåòñÿ íà ëèöî áàáóøêè. È ýòîò ýôôåêò ðàññ÷èòàí. Òàê ÷òî òåïåðü ìû ïîãîâîðèì î ñïîñîáàõ õóäîæíèêà óñòàíîâèòü öåíòð êîìïîçèöèè.
Ïðè âçãëÿäå íà ëþáóþ êàðòèíó èëè ôîòîãðàôèþ âçãëÿä â ïåðâóþ î÷åðåäü «ïðîáåãàåò» 4 òî÷êè, êîòîðûå ðàñïîëîæåíû ïðèìåðíî íà ïåðåñå÷åíèè òðåòåé. Ëèáî çîëîòîå ñå÷åíèå, êîãäà âñ¸ äåëèòñÿ íà 3/8 è 5/8, ýòî íåìíîãî áëèæå ê öåíòðó, íî ðÿäîì, òàê ÷òî öåíòð êîìïîçèöèè ìîæíî ñòàâèòü è íà 3/8:
Ïðî ïðàâèëî òðåòåé â ôîòîãðàôèè ìíîãèå ñëûøàëè. Äàæå òî, ÷òî â ôîòîàïïàðàòàõ è òåëåôîíàõ ïðè ñú¸ìêå ýêðàí ðàçäåë¸í ïî òðåòÿì — ýòî íå ïðîñòî òàê. Ñàìûé âàæíûé îáúåêò ïðîùå âñåãî ðàñïîëàãàòü íà ïåðåñå÷åíèè ëèíèé òðåòåé. Ôîòîãðàôèðóåòå ñòîÿùåãî ÷åëîâåêà — ñòàâüòå åãî íà âåðòèêàëüíóþ ëèíèþ òðåòè, â èäåàëå ëèöî íà ïåðåñå÷åíèå èëè áëèçêî ê ïåðåñå÷åíèþ ëèíèé, ôîòîãðàôèðóåòå ïîðòðåò — öåëüòåñü ïåðåñå÷åíèåì òðåòåé â ãëàç.
Íî. Åñëè âçãëÿäó íå çà ÷òî «çàöåïèòüñÿ» â ýòèõ 4 òî÷êàõ, òî îí èù¸ò äàëüøå. Ñàìûé ïðîñòîé ñïîñîá «çàöåïèòü» âíèìàíèå — ýòî ñàìûé ÿðêèé îáúåêò. Ïðè÷¸ì íå ñàìûé íàñûùåííûé öâåò, à èìåííî ñàìûé ÿðêèé â àáñîëþòíîì îòíîøåíèè. Åñëè â ôîòîøîïå ïåðåâåñòè êàðòèíó â ÷/á ÷åðåç «öâåòîâîé òîí/íàñûùåííîñòü» (Hue/saturation), òî ìû ñðàçó âèäèì íàñòîÿùèå àêöåíòû.  êàðòèíå «Êòî êîò¸íî÷êà îáèäåë?» êîò íàõîäèòñÿ â çðèòåëüíîì öåíòðå íà ïåðåñå÷åíèè òðåòåé, íî ïðè ïåðåâîäå â ÷/á ìû âèäèì, ÷òî ïî ÿðêîñòè îí ïðàêòè÷åñêè ñëèâàåòñÿ ñ ôîíîì, à ëèöî áàáóøêè ñàìîå ÿðêîå.
Òàê ÷òî ïðèíöèï ïðîñòîé êîìïîçèöèè — åñëè ïîñòàâèòü îáúåêò íà ïåðåñå÷åíèå òðåòåé è ñäåëàòü åãî ñàìûì ÿðêèì, òî îí òî÷íî ñòàíåò öåíòðîì êîìïîçèöèè. Íàäî ëè ãîâîðèòü, ÷òî ÿ ïî÷òè âñåãäà òàê äåëàþ? Ïðîñòîòà ñóìêè-àâîñüêè, ïðÿìîòà îãëîáëè è ìíîãîãðàííîñòü ãðàí¸íîãî ñòàêàíà — çàëîã óñïåõà ôîòîãðàôà â ñåëüñêîé ìåñòíîñòè.
Òàê ÷òî ïðè àíàëèçå êàðòèí èëè ôîòîãðàôèé ðåêîìåíäóþ äëÿ íà÷àëà ïåðåâîäèòü èõ â ÷/á.
Îñè êîìïîçèöèè.
Êîãäà ñìîòðåë âèäåîóðîêè Ian Roberts «Mastering composition» (íå çíàþ, åñòü ëè â ïåðåâîäå, ÿ ñìîòðåë íà ÿçûêå íàèáîëåå âåðîÿòíîãî ïðîòèâíèêà), îí íàçûâàë îñè êîìïîçèöèè «àðìàòóðà». Íåïëîõî îòðàæàåò ñìûñë. Íåâèäèìûå ëèíèè, ê êîòîðûì ïðèâÿçûâàþòñÿ îáúåêòû â êàðòèíå èëè ôîòî, íà êîòîðûõ «äåðæèòñÿ» êîìïîçèöèÿ.
Òóò íàäî îòìåòèòü, ÷òî âñå ýòè ïðàâèëà, â îñíîâíîì, ýìïèðè÷åñêèå, òî åñòü, ïîëó÷åííûå â ðåçóëüòàòå îïûòîâ. Âîò, íàïðèìåð, ìíîãî ñîòåí ëåò íàçàä âûÿñíèëè, ÷òî âçãëÿä ñíà÷àëà «ïðîáåãàåò» 4 òî÷êè íà êàðòèíå (íà òðåòÿõ). Êàê ýòî îáúÿñíèòü? Äà íèêàê. Ñìîòðÿò ñíà÷àëà òóäà è âñ¸. Ïî÷åìó? — ÏÀÒÀÌÓØÒÀ. Òàê è ñ îñÿìè êîìïîçèöèè. Ëåã÷å âîñïðèíèìàåòñÿ êîìïîçèöèÿ ñ îñÿìè. Òåîðèé ïîòîì ìîæíî íàïðèäóìûâàòü ìíîãî, íî ôàêò îäèí — òàêèå êîìïîçèöèè ëó÷øå âîñïðèíèìàþòñÿ, ïîýòîìó âñå õóäîæíèêè èñïîëüçóþò îñè.
Òàê âîò, îñíîâíûå îñè ïðîùå âñåãî ïðîâîäèòü ïî âåðòèêàëè è ïî ãîðèçîíòàëè îò öåíòðà êîìïîçèöèè. Ðèñîâàòü òàêîé «êðåñò» ãäå â ïåðåñå÷åíèè áóäåò öåíòð êîìïîçèöèè. Åñëè ó âàñ ýêñòåðüåð, òî ëèíèÿ ãîðèçîíòà ìîæåò áûòü ãîðèçîíòàëüíîé îñüþ, à âåðòèêàëüíóþ îñü ïîä÷åðêíóòü, ïîñòàâèâ íà íå¸, íàïðèìåð, îáëàêî ñâåðõó. Òåïåðü, ãëÿäÿ íà ôîòîãðàôèè, ëþäè óæå íå áóäóò äóìàòü «à ïî÷åìó îáëàêî íàä ãîëîâîé?» îíè áóäóò äóìàòü «àãà, âåðòèêàëüíàÿ îñü êîìïîçèöèè».
Íà ñàìîì äåëå, òî÷êè îñåé íà êðàÿõ ìîæíî çàäàâàòü è ïðîñòî óêàçûâàÿ íà ýòè òî÷êè êàêèìè-òî îáúåêòàìè. Íàïðèìåð, òî÷êè ñëåâà è ñïðàâà ìåòîäîì óêàçûâàíèÿ òóäà êàêèìè-òî ëèíèÿìè, à âåðòèêàëüíóþ îñü óêàçàòü, ðàñïîëàãàÿ íà íåé îáúåêòû. Ýòîò ìåòîä èñïîëüçóþò âñå, âîò äëÿ ïðèìåðà Âàñÿ Ëîæêèí, Ëóèñ Ðîéî è èç êàëåíäàðÿ Ïèðåëëè (öåíòð êîìïîçèöèè âåçäå ïîëó÷àåòñÿ íà ïåðåñå÷åíèè):
Íà êàëåíäàðå Ïèðåëëè îáðàòèòå âíèìàíèå íà îáëàêî íàä ãîëîâîé. À îáëà÷íîñòü ñïðàâà, êîòîðàÿ ñëèøêîì ðîâíî ëîæèòñÿ â îñü, ïîäîçðåâàþ, ÷òî ïðèðèñîâàíà ïîòîì. Õîòÿ òàì åñòü óêàçàíèå íå òîëüêî íà áîêîâûå òî÷êè, òàì è ê âåðõíåé òî÷êå îñè èäóò.
Íà ñàìîì äåëå, íå òàê óæ ñëîæíî ïðè ñú¸ìêå ïðîâåðÿòü ÷òî ñëåâà è ñïðàâà îò öåíòðà êîìïîçèöèè è ÷òî ñâåðõó è ñíèçó. Èíîãäà äîñòàòî÷íî ñäåëàòü ïàðó øàãîâ âáîê, ÷òîáû ïîñòàâèòü íàä ãîëîâîé ìîäåëè îáëàêî èëè ïðèñåñòü, ÷òîáû ñäâèíóòü ãîðèçîíò. À ìîæíî ïîñìîòðåòü, êóäà íàïðàâëåíû ëèíèè è ïîïðîñèòü ìîäåëü âûòÿíóòü íîãó èëè ðóêó, ÷òîáû îíè óêàçûâàëè íà íóæíóþ òî÷êó. À ïîòîì îáðåçàòü êàäð, ÷òîáû ñòåíà íà ýòîé òî÷êå çàêàí÷èâàëàñü. À òðåùèíû íà ñòåíå ïîä÷åðêíóò ãîðèçîíòàëüíóþ îñü. Åù¸ èç êàëåíäàðÿ Ïèðåëëè (ñòåíà ñïðàâà îáðåçàåòñÿ â òî÷êå, òðåùèíû íà ñòåíå ïîä÷¸ðêèâàþò îñü):
×òî äåëàòü, åñëè òðåùèí íà ñòåíå íå âèäíî? Ìîæíî èëè óñèëèòü êîíòðàñò òåõ, êîòîðûå åñòü, èëè âîîáùå ïîäôîòîøîïèòü òðåùèíû èëè ãðÿçü íà ÷èñòîé ñòåíå.
Ïðî îñè, óêàçûâàþùèå íà öåíòð êîìïîçèöèè.
Åù¸ îäèí èç ïðîñòûõ ñïîñîáîâ óêàçàòü öåíòð êîìïîçèöèè ýòî ñäåëàòü ñõîäÿùèåñÿ ê íåìó ëèíèè. Åñëè íà êàðòèíå åñòü êîíòðàñòíàÿ ëèíèÿ ÷åãî óãîäíî, ïîñìîòðèòå, êóäà îíà óêàçûâàåò. Îíà ìîæåò óêàçûâàòü íà êàêóþ-òî òî÷êó ïîñòðîåíèÿ, à ìîæåò ïðÿìî íà öåíòð: