Сенситивный период развития абсолютной мышечной массы

Сенситивный период развития абсолютной мышечной массы thumbnail

1.2. Ñåíñèòèâíûå ïåðèîäû

Ïåðåõîä îò îäíîãî âîçðàñòíîãî ïåðèîäà ê äðóãîìó ÿâëÿåòñÿ ïåðåëîìíûì ýòàïîì ðàçâèòèÿ: îðãàíèçì ìåíÿåò îäíî êà÷åñòâåííîå ñîñòîÿíèå íà äðóãîå. Ñêà÷êîîáðàçíûå ìîìåíòû ðàçâèòèÿ öåëîãî îðãàíèçìà, îòäåëüíûõ åãî îðãàíîâ è òêàíåé íàçûâàþòñÿ êðèòè÷åñêèìè. Îíè æåñòêî êîíòðîëèðóþòñÿ ãåíåòè÷åñêè. Ñ íèìè ÷àñòè÷íî ñîâïàäàþò òàê íàçûâàåìûå ñåíñèòèâíûå ïåðèîäû (ïåðèîäû îñîáîé ÷óâñòâèòåëüíîñòè), êîòîðûå âîçíèêàþò íà èõ áàçå è ìåíåå âñåãî êîíòðîëèðóþòñÿ ãåíåòè÷åñêè, ò. å. ÿâëÿþòñÿ îñîáåííî âîñïðèèì÷èâûìè ê âëèÿíèÿì âíåøíåé ñðåäû, â òîì ÷èñëå ïåäàãîãè÷åñêèì è òðåíåðñêèì.

Êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû ïåðåêëþ÷àþò îðãàíèçì íà íîâûé óðîâåíü îíòîãåíåçà, ñîçäàþò ìîðôîôóíêöèîíàëüíóþ îñíîâó ñóùåñòâîâàíèÿ îðãàíèçìà â íîâûõ óñëîâèÿõ æèçíåäåÿòåëüíîñòè (íàïðèìåð, àêòèâàöèÿ îïðåäåëåííûõ ãåíîâ îáåñïå÷èâàåò âîçíèêíîâåíèå ïåðåõîäíîãî ïåðèîäà ó ïîäðîñòêîâ), à ñåíñèòèâíûå ïåðèîäû ïðèñïîñàáëèâàþò ôóíêöèîíèðîâàíèå îðãàíèçìà ê ýòèì óñëîâèÿì (îïòèìèçèðóþòñÿ ïåðåñòðîå÷íûå ïðîöåññû â ðàçëè÷íûõ îðãàíàõ è ñèñòåìàõ îðãàíèçìà, íàëàæèâàåòñÿ ñîãëàñîâàíèå äåÿòåëüíîñòè ðàçëè÷íûõ ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì, îáåñïå÷èâàåòñÿ àäàïòàöèÿ ê ôèçè÷åñêèì è óìñòâåííûì íàãðóçêàì íà íîâîì óðîâíå ñóùåñòâîâàíèÿ îðãàíèçìà è ò. ï.). Ñ ýòèì ñâÿçàíà âûñîêàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü îðãàíèçìà ê âíåøíèì âëèÿíèÿì â ñåíñèòèâíûå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ.

Áëàãîïðèÿòíûå âîçäåéñòâèÿ íà îðãàíèçì â ñåíñèòèâíûå ïåðèîäû îïòèìàëüíûì îáðàçîì ñîäåéñòâóþò ðàçâåðòûâàíèþ íàñëåäñòâåííûõ âîçìîæíîñòåé, ïðåâðàùåíèþ âðîæäåííûõ çàäàòêîâ â îïðåäåëåííûå ñïîñîáíîñòè, à íåáëàãîïðèÿòíûå – çàäåðæèâàþò èõ ðàçâèòèå, âûçûâàþò ïåðåíàïðÿæåíèå ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì, â ïåðâóþ î÷åðåäü íåðâíîé ñèñòåìû, íàðóøåíèå ïñèõè÷åñêîãî è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.

Òðåíèðîâî÷íûå âîçäåéñòâèÿ â ñåíñèòèâíûå ïåðèîäû íàèáîëåå ýôôåêòèâíû. Âîçíèêàåò áîëåå âûðàæåííîå ðàçâèòèå ôèçè÷åñêèõ êà÷åñò⠖ ñèëû, áûñòðîòû, âûíîñëèâîñòè è äð., íàèëó÷øèì îáðàçîì ïðîèñõîäÿò ðåàêöèè àäàïòàöèè ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì, â íàèáîëüøåé ñòåïåíè ðàçâèâàþòñÿ ôóíêöèîíàëüíûå ðåçåðâû îðãàíèçìà.

Ñåíñèòèâíûå ïåðèîäû äëÿ ðàçâèòèÿ ðàçëè÷íûõ ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ ïðîÿâëÿþòñÿ ãåòåðîõðîííî. Òàê, íàïðèìåð, ñåíñèòèâíûé ïåðèîä ðàçâèòèÿ àáñîëþòíîé ìûøå÷íîé ñèëû íàáëþäàåòñÿ â 14–17 ëåò (ìàêñèìàëüíîãî çíà÷åíèÿ êà÷åñòâî ñèëû äîñòèãàåò ê âîçðàñòó 18–20 ëåò). Ñåíñèòèâíûé ïåðèîä ðàçâèòèÿ ðàçëè÷íûõ ïðîÿâëåíèé êà÷åñòâà áûñòðîòû (ðèñ. 47) ïðèõîäèòñÿ íà 11–14 ëåò (ìàêñèìàëüíûé óðîâåíü äîñòèãàåòñÿ ê 15-ëåòíåìó âîçðàñòó). Ïðèìåðíî ýòîò æå ïåðèîä ÿâëÿåòñÿ ñåíñèòèâíûì äëÿ ðàçâèòèÿ ñêîðîñòíî-ñèëîâûõ âîçìîæíîñòåé (ðèñ. 48). Äëÿ îáùåé âûíîñëèâîñòè ñåíñèòèâíûé ïåðèîä ïðîÿâëÿåòñÿ ãîðàçäî ïîçæå – â 15–20 ëåò (ìàêñèìàëüíîå çíà÷åíèå – â 20–25 ëåò). Ðàçâèòèå ãèáêîñòè îñîáåííî áóðíî ïðîèñõîäèò ñ 3–4 äî 15 ëåò, à ëîâêîñòè – ñ 7-10 äî 13–15 ëåò. Èìåííî íà ïðîòÿæåíèè ñåíñèòèâíûõ ïåðèîäîâ ïðèìåíÿåìûå ñðåäñòâà è ìåòîäû â ôèçè÷åñêîì âîñïèòàíèè äîñòèãàþò íàèëó÷øåãî òðåíèðóþùåãî ýôôåêòà.  ïîñëåäóþùèå ïåðèîäû òå æå ñðåäñòâà è îáúåìû òðåíèðîâî÷íûõ íàãðóçîê ïîäîáíîãî ïðèðîñòà ôèçè÷åñêèõ êà÷åñòâ íå îáåñïå÷èâàþò.

Сенситивный период развития абсолютной мышечной массы

Ðèñ. 47. Âîçðàñòíàÿ äèíàìèêà ïîêàçàòåëåé â òåïïèíã-òåñòå (ìàêñèìàëüíî ÷àñòîå äâèæåíèå êèñòüþ):

1 – ëèöà ìóæñêîãî ïîëà. 2 – ëèöà æåíñêîãî ïîëà (ïî: Â.Ê. Áàëüñåâè÷. 2000)

Сенситивный период развития абсолютной мышечной массы

Ðèñ. 48. Âîçðàñòíàÿ äèíàìèêà ïîêàçàòåëÿ âûñîòû âåðòèêàëüíîãî ïðûæêà ñ ìåñòà:

1 – ëèöà ìóæñêîãî ïîëà. 2 – ëèöà æåíñêîãî ïîëà (ïî: Â.Ê. Áàëüñåâè÷, 2000)

Äëÿ ÷åëîâåêà íàèáîëåå âàæåí ñåíñèòèâíûé ïåðèîä ôîðìèðîâàíèÿ ðå÷è (è ñîîòâåòñòâóþùèõ îáëàñòåé ìîçãà) – äî 2-3-õ ëåò æèçíè. Äåòè, ïî âîëå ñëó÷àÿ âîñïèòàííûå ñðåäè æèâîòíûõ (â ñòàå âîëêîâ, ñðåäè îáåçüÿí è äð.) è ïðîïóñòèâøèå ýòîò ïåðèîä, íå ìîãóò, âåðíóâøèñü â ÷åëîâå÷åñêîå îáùåñòâî, àäàïòèðîâàòüñÿ ê æèçíè â íîâûõ óñëîâèÿõ, îâëàäåòü ðå÷üþ, íåîáõîäèìûìè íàâûêàìè è äàæå ïîãèáàþò âñëåäñòâèå ýòîãî, íå äîñòèãíóâ âçðîñëîãî ñîñòîÿíèÿ.

Источник

· Физиологический прирост абсолютной силы происходит у подростков и юношей происходит в 13-14 и 16-18 лет, а у девочек и девушек в 10-11 и 16-17 лет.

· Самыми высоки­ми темпами увеличиваются показатели силы крупных антигравитационных мышц (разгибателей туловища и ног).

· Относительные показатели силы значи­тельными темпами возрастают у детей и подростков в возрасте 9-11 и 16-17 лет.

· Скоростно-силовые качества: мальчики 14-15 лет; девочки 9-12 лет.

· Показатели силы у мальчиков во всех возрастных группах выше, чем у девочек.

· Ин­дивидуальные темпы развития силы зависят от фактических сроков поло­вого созревания.

Тренировка силовых способностей

Выбор положения тела при тренировки силы

· Положение тела при упражнении должно обеспечивать активность именно тех мышц, силу которых нужно увеличивать.

· Тренировка силовых качеств при растянутом положении активных мышц вызывает небольшой прирост силы.

· Максимальное натяжение активных мышц при наибольшем их укорочении вызывает быстрый рост силовых способностей.

Средства развития силовых способностей

· Силовые упражнения— упражнения с по­вышенным сопротивлением. В зависимости от природы сопротивления они подразделяются на три группы:

o Упражнения с внешним сопротивлением.

§ упражнения с тяжестями, в том числе и на тренажерах; упражнения с партнером; упражнения с сопротивлением упругих предметов; упражнения в преодолении сопротивления внешней среды (например, бег в гору, по песку, снегу, воде и т.п.)

o Упражнения с преодолением веса собственного тела:

§ гимнастические силовые упражнения (сгибание и разгибание рук в
упоре лежа, на брусьях и в висе, поднимание ног к перекладине и др.); легкоатлетические прыжковые упражнения (прыжки на одной или двух ногах, прыжки через барьеры и т.п.); упражнения в преодолении препятствий.

o Изометрические упражнения.

§ упражнения в пассивном напряжении мышц (удержание груза и т.п.); упражнения в активном напряжении мышц в течение определенно­
го времени и определенной позе (попытка оторвать от пола штангу чрезмерного веса и др.).

o Упражнения в самосопротивлении за счет волевых усилий (волевая гимнастика) — выполнение напряженных движений, при которых тяговому усилию активной мы­шечной группы противостоит напряжение антагонистов.

Методы развития силовых способностей

Основаны на достижении высокой степени мышечных напряжений. Многие из них относятся к классу методов повторяемого упражнения. Вкючают:

· Метод максимальных усилий

o Основан на использовании упраж­нений с субмаксимальными, максимальными и сверхмаксимальными отягощениями.

o Обеспечивает повышение максимальной динамической силы без существенного увеличения мышечной массы.

o Рост силы происходит за счет совершенствования внутри- и меж­мышечной координации и повышения мощности аэробных механизмов ресинтеза АТФ.

· Метод повторных непредельных усилий (до «отказа»).

o Предусматривает преодоление непредельного внешнего сопротивления до значительно­го утомления или «до отказа»; низкая травматичность; имеет преимущества для начинающих.

o При боль­шом отягощении и незначительном количестве повторений развивается максимальная сила и происходит увеличение мышечной массы. При большом числе повторений и небольшом весе отягощений тренируется силовая выносливость.

o Тренировочный эффект при применении достигается к концу каждой серии упражнения. Повторение увеличивает частоту эфферентной импульсации, повышает число активных ДЕ, вызывает синхронизацию их деятельности, активизирует обменно-трофические процессы в мышечной и других системах организма, вызывая гипертрофию мышц с увели­чением их физиологического поперечника, стимулируя разви­тие максимальной силы. (Сила сохраняется доль­ше, если одновременно с ее развитием увеличивается и мышечная масса.)

· Метод изометрических усилий.

o Характеризуется выполнением крат­ковременных максимальных напряжений, без изменения длины мышц.

· Метод изокинетических усилий.

o Предусматривает выполнение упражне­ний с относительно небольшой величиной отягощений (до 30% от макси­мума). Упражнения выполняются на специаль­ных тренажерах, которые позволяют делать движения в широком диапазо­не скоростей, проявлять максимальные или близкие к ним усилия в любой фазе движения.

Читайте также:  Повысить уровень тестостерона мышечная масса

o Используется для развития различных типов силовых способностей — «медленной», «быстрой», «взрывной» силы.

· Метод динамических усилий.         

o Предусматривает выполнение упражне­ний с относительно небольшой величиной отягощений (до 30% от макси­мума) с максимальной скоростью или темпом.

o Применяется для раз­вития скоростно-силовых способностей — «взрывной» силы.

· «Ударный» метод.

o Основан на ударном стимулировании мышечных групп путем использования кинетической энергии падающего груза или веса собственного тела.

o Поглощение тренируемыми мышцами энергии падающей массы способствует резкому переходу мышц к активному состоянию, бы­строму развитию рабочего усилия, создает в мышце дополнительный по­тенциал напряжения, что обеспечивает значительную мощность и быстро­ту последующего отталкивающего движения и быстрый переход от уступающей работы к преодолевающей.

o Применяется для развития «амортиза­ционной» и «взрывной» силы различных мышечных групп, для совершенствования реактивной способности ОДА.

Источник

Сенситивные периоды развития (возраст) физических качеств.

Физические качества в разные годы жизни ребёнка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами. Однако особенности биологического развития школьников лучше учитывать в физиологической периодизации – 7 лет – конец периода первого детства, 8 – 11 лет (девочки) и 8 – 12 лет (мальчики) период второго детства. Подростковый возраст по этой периодизации наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст. Однако не все их виды развиваются одновременно. Так, быстрота двигательной реакции формируется раньше и к 8 – 10 годам достигает уровня взрослого человека. Несколько позже приближаются к предельным величинам возрастного развития скорость и частота движений. У девочек младшего школьного возраста одновременно со скоростными качествами предельных величин возрастного развития достигает силовая выносливость к работе динамического характера. Измеренная в упражнении сгибание-разгибание рук в упоре – лежа, они увеличивается у них более чем на 60%. У мальчиков первый и очень заметный период ускорения темпов развития силовой выносливости происходит в 7 – 8 лет (около 30% от общего прироста за все школьные годы), второй – в 12-летнем возрасте и продолжается вплоть до 17 лет, то есть до окончания школы. Общая и статическая выносливость достигают предельных величин своего развития к 13 – 15 годам независимо от пола учащихся. Первое возрастное ускорение в развитии собственно-силовых качеств у школьников происходит в младшем школьном возрасте: у девочек – с 7 до 10 лет (40%), у мальчиков – с 9 до 10 (20%). Второе ускорение темпов роста силы начинается в 13 лет, причем у мальчиков оно оказывается значительно продолжительнее (три года) и ощутимее (50%). Статическое равновесие как качество, обусловливающее ловкость, у девочек особенно интенсивно развивается с 8 до 11 лет (около 70%) и в дальнейшем мало изменяется с возрастом. У мальчиков высокие темпы роста статического равновесия наблюдаются периодически от 9 до 15 лет, однако наибольшее ускорение в развитии этого качества происходит в двух периодах: с 9 до 10 и с 12 до 13 лет (более 50%). Особенно бурное развитие скоростно-силовых качеств (70 – 80%) у девочек приходится на средний школьный возраст (9 – 13 лет). Достигнутый уровень скоростно-силовой подготовленности сохраняется у них до конца обучения в школе, существенно не изменяясь с возрастом. Развитие скоростно-силовых качеств у мальчиков происходит более равномерно в течение всего школьного возраста. Вместе с тем наиболее высокие темпы роста скоростно-силовой подготовленности мальчиков в прыжках отмечаются в 12 – 13 лет, а в метаниях – в 13 – 14 и 16 – 17 лет. Специфическими особенностями характеризуется динамика роста гибкости (подвижности позвоночного столба) школьников. В первой половине периода обучения в школе гибкость в целом незначительно увеличивается или понижается. В дальнейшем на протяжении среднего школьного возраста (пяти лет обучения в школе) динамика роста гибкости отличается чрезвычайно высокими темпами возрастного развития (до 70% у мальчиков и 85% у девочек). Начиная с 15 лет у девочек и с 16 лет у мальчиков и вплоть до окончания школы, темпы развития гибкости значительно понижаются. В младшем школьном возрасте особенно интенсивно развиваются скоростные качества, силовая выносливость и статическое равновесие, в среднем школьном возрасте — собственно- и скоростно-силовые качества, гибкость; в старшем школьном возрасте, и только у юношей, происходит второе значительное ускорение темпов развития большинства физических качеств. Для девочек старший школьный возраст является периодом сохранения, поддержания физической подготовленности на достигнутом в предшествующие годы уровне.

Благоприятные периоды развития физических качеств учеников

6 лет

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

15 лет

16 лет

17 лет

Способность моторного обучения

Дифференцированость движений

Способность реагировать на зрительные и слуховые раздражители

Ориентация в пространстве

Чувство ритма

Чувство равновесия

Выносливость

Сила

Скорость

Гибкость

Слабый прирост

Средний прирост

Значительный прирост

Рациональное сочетание и последовательность

развития различных физических качеств на уроке

Источник

Сенситивный период развития абсолютной мышечной массы

ТОП 10:

Двигательная деятельность человека, в том числе спортивная характеризуется определенными качественными параметрами. В числе основных физических качеств различают:

— Мышечную силу, или силу мышц – это способность за счет мышечных сокращений преодолевать внешние сопротивления. Мышечная сила разделяется на абсолубную и относительную.

Ее сенситивные период наблюдается в 14 – 17 лет , а максимального значения силы достигается к возрасту 18 – 20 годам.

— Быстрота – это способность совершать движения в минимальных для данных условиях отрезок времени. Также ее можно разделить на комплексные и элементарные формы проявления быстроты. Ее сенситивные период приходится на 11 – 14 лет, максимальный уровень к 15 – летним возрасту

— Выносливость — способность наиболее длительно или в заданных границах времени выполнять специализированную работу без снижения ее эффективности. Выносливость проявляется в двух формах — общая и специальная. И сенситивный период для общей является 15 – 20 лет максимальное значение в 20 – 25 лет). Общая выносливость характеризует способность длительно выполнять любую циклическую работу умеренной мощности с участием больших мышечных групп.

— Ловкость – это с одной стороны творческие способности человека не заме длительно формировать двигательное поведение в новых необычных условиях, с другой стороны — координационные его возможности. Сенситивный период для ее развития приходится с 7-10 лет до 13 – 15 лет. Критериями ловкости является координационная сложность , точность движений и быстрое их выполнение. Также ловкость относят к числу основных физических качеств.

— Гибкость – определяется как способность совершать движения в суставах с большой амплетудой, т.е. суставная подвижность. Гибкость также можно разделить на активную и пассивную. Активная при произвольных движениях. Пассивная при растяжении мышц внешней силой. Для развития ее сенситивный период следующий с 3-4 до 15 лет. Она улучшается при разогревании мышц и ухудшается на холоде. Она также зависит от способности к управлению двигательным аппаратом и его морфофункциональных особенностей.

Читайте также:  Исследования по набору мышечной массы

Характеристика предстартовых состояний. Виды предстартовых состояний. Значение эмоций.

До начало мышечной деятельности в организме спортсмена происходят заметные сдвиги в функциях отдельных органов и систем.

Предстартовое состояние — это комплекс изменений физиологических и психических функций, возникающих до начала выступления спортсмена в соревнованиях.

Различают:

— Ранее предстартовое состояние, которое возникает за несколько дней до соревнований.

Предстартовое состояние, возникает с момента попадания в атмосферу спортивных состязаний.

Стартовое состояние, которое возникает за несколько минут или секунд до старта.

Предстартовые изменения функционального состояние спортсмена следует рассматривать как биологически целесообразную приспособительную реакцию организма, в ходе которого происходит мобилизация двигательных и вегетативных функций для выполнения предстоящей работы. Эти изменения характеризуются повышением возбудимости ЦНС, дыхательных и сосудодвигательных центров, которые приводят к увеличению легочной вентиляции, усилению сердечной деятельности и изменения состава крови. Мобилизация функций желез внутренней секреции, в частности надпочечников, сопровождается увеличением содержанием адреналина в крови. Также в предстартовом состоянии отмечается усиление парасимпатических влияний на внутренние органы, выражающейся в увеличении кишечной перистальтики и понижения тонуса сфинктера мочевого пузыря. Предстартовые изменения в крови выражаются в увеличении количества лимфоцитов и нейтрофилов, в повышении концентрации молочной кислоты.

Физиологические механизмы предстартовых изменений носят условнорефлекторный характер. Различные факторы внешней среды, связанные с обстановкой спортивных соревнований, будучи подкрепленными мышечной работой, становятся условными сигналами предстоящей двигательной деятельности. Существенное значение имеет иррадиация возбуждения с двигательных зон коры больных полушарий на центры вегетативных функций. Эмоции в предстартовом состоянии вызывают большой эмоциональный накал. Эмоциональные реакции и мотивации в данном случаи могут рассматриваться как важные регуляторы функционального состояния организма. Также эмоции

сглаживают специфичность реакций со стороны внутренних органов.

Характеристика функционального состояния спортсмена. Оценка функционального состояния ведущих адаптивных систем организма спортсмена нервной, сенсорной, нервно – мышечной, сердечно – сосудистой, дыхательной.

Функциональное состояние организма спортсмена зучается в процессе углубленного врачебного процесса. Информация о функциональном состоянии необходима для диагностики тренированности спортсмена. Характеристика функционального состояния систем организма спортсмена будет считаться достаточной полной если наряду с данными зарегистрированы в покои будут считаться результаты проведенных функциональных проб. Оценка нервно – и нервно – мышечной системы. Эта оценка позволяет решать вопросы диагностики тренированности, допуска к занятиям и соревнования. Вопросы связаны с планированием спортивной тренировки и отдыха, и спортивного режима. Функциональное состояние нервной системы значительной степени определяет способность спортсмена овладеть двигательными навыками, быстротой и координацией движений. Регулярные занятия спортом способствуют выработки автоматизма движения при этом двигательные навыки становятся прочными. Неблагоприятные изменения в состоянии нервной системы первые признаки переутомления, перетренированности спортсмена. Для исследования ЦНС используются расспрос, исследования состояние черепно – мозговых нервов, двигательной сферы, чувствительной сферы, биотоков коры больших полушарий головного мозга.

Расспрос — направлен на выявление сведений о заболеваниях нервной системы переносимых нейроинфекцией, травма черепа и позвоночника, срока их лечения.

При исследовании состояние черепно – мозговых нервов особое внимание обращается на зрительный, глазодвигательный, тройничный, лицевой и слуховой нервы. Исследования биотоков коры больших полушарий – направлена на выявление функционального состояния ЦНС, которая осуществляется в основном методом электроэнцефалографии (ЭЭГ). Также для характеристики функционального состояние нервной системы применяют исследования скрытого периода двигательной реакции (латента) простой и сложной, т.е. время прошедшего между действиями раздражителя и осуществлением ответного двигательного акта.

Оценка сердечно — сосудистой системы. Для исследования функционального состояния ССС организма спортсмена применяется широкий комплекс медицинских методов исследования. В первую очередь собирается медицинский и спортивный анализ.

В процессе систематической спортивной тренировки развиваются приспособительные изменения в работе сердечно — сосудистой и других висцеральных систем организма. В результате долговременной адаптации, обнаруживаются функциональные изменения, которые сопровождаются морфологической перестановкой органов. Такая перестройка позволяет спортсмену выполнять интенсивные и длительные нагрузки, связанные со спортивной деятельностью. ССС занимает особое место во всей системе транспорта кислорода из окружающей среды к работающим мышцам, поэтому сердце, является основным лимитирующим звеном всей кардиореспираторной системы у спортсменов. Лимитирующая роль сердца в обеспечении спортивной деятельности объясняет почему, именно этот орган чаще других подвергается перенапряжениям. Спортивное сердце характеризуется комплексом структурных и функциональных особенностей, обеспечивающих ему высокую адаптивность и производительности, при мышечной работе. Имеются также структурные особенности спортивного сердца. Одной из весьма часто обнаруживаемых и важных структурных особенностей является его дилятация.Дилятация или расширение полостей органе, касается, как желудочков, так и предсердий, но наибольшее значение имеет дилятация желудочков спортивного сердца. Дилятация обеспечивает одно из важнейших свойств спортивного сердца — его высокую производительность. Диастолическая емкость желудочков разделяется на 2 фракции.

1 фракция – систолического объема крови, характеризует то количество крови, которое выбрасывается сердцем во время систола. Раньше считалось, что при систоле почти вся кровь покидает желудочки сердца. Однако в действительности после систолы желудочков в них остается определенное количество крови.

2 фракция – составляет объем крови, который остается после систолы и может обозначить резервный объем.

При физической нагрузке увеличение систолического объема происходит за счет использования резервного объема крови. В дилятированном сердце происходит увеличение резервного объема крови, поэтому при физической нагрузке оно выбрасывает большее количество крови. О размерах серда судят по данным телеренгенометрического исследования ( производятся 2 рентгеновских снимка сердца — во фронтальной и сагиттальной проекциях. Полученные рентгенограммы обрабатываются врачом, расчеты различных параметров теней сердца подставляются в специальную формулу, с помощью которой рассчитывают объем спортивного сердца в см3. Размеры сердца в значительной степени определяются характером спортивной деятельности. Максимальные размеры сердца отмечены у спортсменов тренирующихся на выностивость. Несколько меньше размеры сердца у спортсменов занимающихся развитием скоросно — силовые качества, объем сердца увеличен незначительно. Чрезмерно увеличенное сердце отражает патологические процессы в сердечной мышце, которые могут возникать в результате нерациональной тренировки. Для решения вопроса о допустимой величине сердца у того или иного спортсмена целесообразно сопоставлять этим параметрам с величиной максимального потребления кислорода, то дилятация носит кислородного пульса. Если процессе тренировки отмечается рост размеров сердца, который сопровождается ростом максимального потребления кислорода, дилятация носит адаптивный физиологический характер. Если же показатели транспорта кислорода не растут или даже начали снижаться, дилятация сердца может считаться чрезмерной. Производительности такого сердца относительно снижена. Индивидуальная оценка объема сердца связывается с антропометрическими особенностями производится определения относительного объема сердца. Увеличение объма сердца в какой – то мере зависит и от утолщения стенок сердца. Такое изменение этого органа обозначают термином – гипертрофия. Физиологическая гипертрофия миокарда является другой важной особенностью спортивного сердца. Гипертрофия миокарда, как и гипертрофия вообще, является важным приспособительном механизмом, обеспечивающим повышение работоспособности органам. Гипертрофированная мышца, в том числе и сердечная мышца, способна развивать большие усилия. Рабочая гипертрофия миокарда сопровождается ростом капиллярной сети. Благодаря этому при рабочей гипертрофии миокарда кровоснабжение мышечных элементов не страдает. Диагноз гипертрофии миокарда у спортсменов обычно устанавливается с помощью электрокардиографии. При гипертрофическом процессе несколько изменяется электрическая активность сердца, на ЭКГ отмечается увеличение зубцов комплекса QRS электрокардиограммы, более информативной в определении гипертрофии миокарда является новая методика – ультразвуковая эхокардиография. Если гипертрофия становится чрезмерной, то ухудшается соотношение количества капилляров на единицу сократительных элементов, вследствии чего кислородное голодание, может привести к гибели. Такие формы гипертрофии не свойственны нормальному спортивному сердцу. Такие могут возникать при нерациональных тренировках, или при том или ином заболевании.

Читайте также:  Чем вы питаетесь при наращивании мышечной массы

Оценка сенсорных систем.

Сенсорные системы – анализаторы.Сложная функциональная система состоящая из рецепторов эфферентного проводящего пути и зона коры головного мозга, куда проецируются данный вид чувствительности, обозначается как анализатор. В зоне коры осуществляется анализ и синтез полученной информации, во всех видах физической деятельности при ориентации тела в пространстве, при координации движений, при преодолении силы земного притяжения, важная роль принадлежит анализаторам ( зрительному, вестибулярному, кожному, двигательному). В процессе регулярной спортивной тренировки совершенствуются функции анализаторов и их согласованные взаимодействия. Для определения функционального состояния зрения исследуют: остроту зрения, поле зрения, цветоощущение, мышечный баланс, аккомодация, глазодвигательные и зрачковые рефлексы.В ряде видов спорте при регулярной тренировки, особенно где зрительный анализатор принадлежит ведущая роль ( с/и, бокс, фигурное катание) поле зрение расширяется, совершенствуется глазодвигательный аппарат, здесь необходимым периодический контроль за поле зрением. Исследования функционального состояния зрительного анализатора проводится путем определения восприятия специфических (свет0 и неспецифических (электрический ток) раздражители. Электрическая чувствительность глаза характеризует состояние возбудимости центральных и периферических элементов зрительных анализаторов. Для исследования применяются импульсный электронный стимулятор (ч/з глазное яблоко пропускается постоянный ток), при интенсивных, но кратковременных физических напряжениях, после скоростной динамической работы, занятия с большим эмоциональным напряжением, повышается электрическая чувствительность глаза, а при длительных нагрузках статических упражнений понижается. Выраженное понижение электрической чувствительности после выполнения нагрузок – признак утомления. При исследовании слуховых анализаторов определяется полноценность слуха, его нарушения могут сказываться неблагоприятно на спортивной работоспособности. Исследования осуществляется с помощью разговорной речи и речи шепотом, а также методом аудиометрией. Расстояние 5 м. является нормальной границей слушателя речи шепотом, если ниже, то запрещаются занятия некоторыми видами спорта.

При изучения функционального состояния вестибулярного аппарата, применяют простые координационные пробы, а также пробы с вращением.Состояние вестибулярного анализатора (ориентирование относительно положение и перемещение тело в пространстве, устойчивости равновесия) играет важную роль в некоторых технических видах спорта. При нарушения функции вестибулярного аппарата наблюдается нистагм ( непроизвольное судорожное дрожательные движения глазного яблоко), это помахивание при пальценостной пробе. При регулярной спортивной тренировки функция вестибулярного аппарата улучшается, увеличивается его устойчивость. Устойчивость вестибулярного аппарата исследуется с помощью вращения в « кресле бараний» ( 1о сек. Производится 5 вращений кресла, голова наклонена на угол 900 глаза закрыты, затем после 5 сек. отдыха он открывает глаза и поднимает голову, измеряется пульс и АД. Выделяют 3 ступени:

1. Слабая – тело тегатеев в ту сторону в которое крутили кресло.

2. Средняя — туловище явно наклонено.

3. Сильная – резкие движения, близкие к падению.

Также отмечают вегетативные симптомы:

— учащение пульса.

— изменение АД.

— побледнение лица.

— холодный пот, тошнота, рвота.

Двигательный анализатор. проприорецептивный, суставно – мышечный связаны с деятельностью различных звене двигательного аппарата. Импульсация поступающая ч/з двигательные анализаторы необходимы для поддержания тонуса мышц, при выключении чувствительных путей двигательного анализатора в соответствующих мышцах исчезает тонус. Совершенствование выполнения спортивного упражнения связанно с непрерывным получением из органов движений ч/з двигательный анализатор информации о деятельности мышц и состояния в сухожилий, связок и суставов. Для оценки функционального состояния двигательного анализатора исследуется пропреоцептивная часть, с помощью аппарата кинометрамет. определяется точность во воспроизведения заданных движений в пространстве.

Функциональное состояние кожного анализатора выявляется путем определения болевой, температурной, тактильной чувствительности на симметрических областях тела.

Для исследования нервно – мышечного аппарата у спортсмена, применяется метод электромиографии (ЭМГ – это регистрации биотоков возникающих в скелетных мышцах, состояние тренированности спортсмена, а также степень утомления проявляется в амплитудных частотных изменениях ЭМГ). Латентное время расслабление и напряжение мышц, дает возможность достаточно объективно оценивать состояние нервно – мышечного аппарата и ЦНС при выполнение спортсменом физической нагрузки с улучшением состояния тренированности спортсмена ЛВР и ЛВМ сокращается наиболее короткий период мышечного сокращения и есть короткое время мышечного сокращения.

Оценка дыхательной систем. В условиях спортивной деятельности к аппарату внешнего дыхания предъявляют высокие требования, реализация которых обеспечивает эффективное функционирование всей кардиореспираторной системы. Функциональное состояние системы внешнего дыхания оценивается как по данным общеклинического обследования, так и путем использования инструментальных медицинских методик. Под влиянием систематической спортивной деятельности у спортсменов увеличивается сила мускулатуры, осуществляющей дыхательные движения. Измерение силы дыхательной мускулатуры производится с помощью пневмотонометрии, пневмотахометрии и других методик. Пневмотонометрия измеряет то давление, которое развивается в легких при натуживали или при напряженном вдохе. Пневмотахометр измеряет объемную скорость потока воздуха в воздухоностных путях при форсированном вдохе и выдохе. Относительное увеличение мощности вдоха важно для спортсменов , так как углубленное дыхания в основном идет за счет использования резервного объема вдоха. Важные функциональные характеристики системы внешнего дыхания получают при измереиии легочных обемов. Такая информация необходима для решения вопроса об эффективности вентиляции легких. Легочная вентиляция (ЛВ) является важнейшим показателем функционального состояния системы внешнего дыхания. Она характеризует собой объем воздуха, выдыхаемого из легких в течении 1 мин. Легочная вентиляция равна произведению дыхательного объема на частоту дыхания в 1 мин. Обе увеличены могут быть рассчитаны по спирограмме. Дыхательный объем у спортсменов весьма часто оказывается увеличенным. Частота дыханий у спортсменов в условиях покоя колеблется в довольно широких пределах, превышая как в ту, так и в другую сторону нормального диапазона. О функциональном состоянии системы внешнего дыхания можно также судить на основании некоторых простых функциональных проб. В практике исследования функционального состояния аппарата внешнего дыхания широко применяются проба максимальная вентиляция легких (МВЛ), газообмен между легкими и кровью, диффузная способность легких и максимальная аэробная мощность



Источник