Тетрадь дошкольника лет логопедические игры и упражнения домашние задания
Елизавета Савилова
Тетрадь домашних заданий для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи.
Авторы-составители: учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна. Предлагаем вашему вниманию из опыта своей логопедической работы несколько упражнений из «Тетради домашних заданий для детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи». Эффективность заданий, представленных в нашей тетради подтверждена долголетней практикой. Упражнения доступные, занимательные, дисциплинируют, приучают ребенка к самостоятельному их выполнению. Ведь родителям важно оказывать помощь ребенку своевременно для закрепления результатов проделанной работы педагогами.
Работа с родителями является наиважнейшим звеном в коррекционной работе.
Большую роль в появлении нарушений речевого развития и невротических речевых расстройств детей играют такие негативные факторы, как пассивность родителей, их психолого-педагогическая некомпетентность. По утверждению М. Ф. Фомичёвой И. В. Рождественской Н. С. Жуковой и др. авторов, родители, зачастую, не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребёнка, в то время как … «навык правильной речи, как и добрые навыки, приобретаются в семье». Систематическое, умелое воспитание речи не только обеспечивает освоение, но и предупреждает, в большинстве случаев, возникновение речевых недостатков, и здесь особенно важна помощь родителей, работающих под руководством учителя-логопеда.
В работе с родителями стоят несколько задач: формировать у них готовность к эффективной педагогической работе с детьми – корректировать сенсомоторные и речевые процессы ребёнка, развивать тонкую моторику, помогать осваивать правильное произношение звуков родной речи, работать над лексико-грамматическим строем речи и связной речью, также подготовить ребенка к обучению грамоте, чтению и письму. Эти задачи реализуются в ходе разных мероприятий.
Знакомясь с семьёй, необходимо объяснить значимость выполнения практических домашних заданий. Сначала родители приглашаются на беседы, консультации и обучаются приёмам работы по индивидуальным заданиям. Обращается внимание на поведение родителей при выполнении домашних заданий, особенности их речи, методы проведения в домашних условиях.
Родители нацеливаются на продолжительную работу с ребёнком, которая может проходить не только за столом, но и по дороге домой, на прогулке, в различных домашних ситуациях.
Тетрадь домашних заданий
для детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи.
Уважаемые родители!
Перед Вами тетрадь для домашних заданий с ребёнком логопедической группы.
Занимаясь с ребёнком,Вы способствуете:
— его речевому развитию и подготовке к школе;
— развитию его внимания, памяти, мышления;
— развитию у ребенка зрительного и слухового внимания;
— развитию у него умения ориентироваться в пространстве;
— подготовке руки ребенка к письму;
— пополнению и расширению словарного запаса у ребенка;
— формированию связной речи у него, обучению ребенка грамоте, чтению, письму;
— развитию у ребенка умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Выпускник детского сада должен иметь представление о себе и об окружающем мире; способен решать интеллектуальные и личностные задачи; управлять своим поведением; соблюдать правила общения и поведения в обществе; быть эмоционально отзывчивым, любознательным, активным, и готовым к учебной деятельности на основе полученных умений и знаний.
Рекомендации по работе.
Каждое задание лучше выполнять в 2-3 приёма продолжительностью не более 15 – 20 минут в предложенной последовательности.
Ребёнок должен слышать только правильную речь в семье. Прививайте правильные речевые навыки, подчёркивайте успехи, хвалите, когда он это заслужил – это поможет укрепить уверенность Вашего ребёнка в собственных силах.
Желаем успехов!
Тетрадь
домашних заданий
для детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи.
Тема: «Грибы и ягоды»
1 Выучи считалку.
Я несу кузовок,
В кузовке лежит грибок,
И черника,
Голубика,
И брусника,
Костяника,
И орех лесной –
Убегай, не стой!
2 Игра «Объясни словечко».
Пример. Подосиновик — растёт под осиной
Боровик ___
Сыроежка___ Подберёзовик___
Подберёзовик___
Мухомор ___
Маслёнок___
Волнушка ___
Лисичка ___
3 Чего больше в лесу? Ягод или брусники?
4 Какие грибы спрятались на картинке? Рассмотри, назови грибы, сосчитай.
5 Игра «Четвертый лишний». Что лишнее? Почему?
Клюква, болото, брусника, черника. ___
___
Малина, корзина, крыжовник, смородина. ___
___
6 Игра «Какой сок? Какое варенье?»
Пример. Из клубники — клубничный сок, клубничное варенье.
Из малины — ___
Из черники — ___
Из рябины — ___
Из клюквы — ___
Из ежевики — ___
Из смородины — ___
7 Раскрась Карлсона и две одинаковые банки с варением. *Какое варенье ты любишь? **Расскажи, как приготовить варенье.
*Задание соответствует программному содержанию
** Задание повышенной сложности
Буква К и звуки К, КЬ.
1 Заштрихуй букву К по образцу. 2 Найди и раскрась букву К.
Каким цветом раскрасишь? Почему?
3 Раскрась картинки, в названии которых есть звук К.
4 Напечатай буквы Кк по образцу.
5 Прочитай зашифрованное слово по первым звукам слов, называющих нарисованные предметы.
Тема: «Зимующие птицы»
1 Выучи загадку, нарисуй отгадку.
Я по дереву стучу, Червячка найти хочу. Хоть и скрылся под корой, Всё равно он будет мой.
2 Посчитай от 1 до 10.
Один голубь, два голубя, ___
___
Одна ворона, две ___
___
Один воробей, два ___
___
3 Найди сходства и различия у вороны и синицы.
4 Игра «Почему так называется?»Объясни значения сложных слов:
Пример. Длиннохвостая – у птицы длинный хвост.
Сероглазая ___
Красногрудая ___
Черноглазая ___
Пёстроголовая ___
Трудолюбивая ___
Перелётная ___
Водоплавающая ___
Сладкоголосая ___
Громкоголосая ___
Быстрокрылая ___
Теплолюбивая ___ Насекомоядная ___
Быстроногая ___
Остроклювая ___
5 Игра «Для чего?»
Расскажи, для чего птице клюв? ___
Для чего птице крылья? ___
Для чего птице перья? ___
Для чего птице хвост? ___
Для чего птице коготки? ___
Для чего птице глаза? ___
6 Игра «Что могут птицы?» Назови слова-действия.
Птицы могут летать, ___
___
___
Словарь: летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничтожать вредных насекомых.
7 Найди и раскрась сороку, воробья, синицу.
* Назови всех зимующих птиц нашего края.
**Какие птицы прилетают к нам зимой? Почему?
*Задание соответствует программному содержанию
** Задание повышенной сложности
Буква М и звуки М, МЬ
1 Раскрась большую букву синим, 2 Поставь в букве точки
а маленькую — зелёным цветом.
М — это согласный звук.
3 Соедини с буквой М только те предметы, названия которых начинаются со звуков М или Мь.
4 Сделай фигуры одинаковыми.
5 Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
6 Напиши по образцу.
Тема: «Праздник ёлки. Зимние забавы»
1. Выучи стихи С. Я. Маршака
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат её иголки,
На ветвях огни зажглись,
Как по лесенке, по ёлке,
Огоньки взбегают ввысь.
2. Игра «Один — много».
Мальчик катается на коньках. Мальчики ___
Мальчик катается на лыжах. Мальчики ___
Девочка катается на санках. Девочки ___
Девочка катается с горки. Девочки ___
3. Нарисуй, пожалуйста, те подарки, которые ты хочешь найти под ёлкой в новогоднюю ночь.
4. Подбери слова-признаки.
Ёлка (какая) ___
___
Праздник (какой) ___
___
Ёлочные игрушки (какие) ___
___
Дед Мороз (какой) ___
___
Снегурочка (какая) ___
___
Подарки (какие) ___
___
5. Дорисуй и раскрась вторую картинку.
* Дома ты наряжаешь ёлку? Чем украшают ёлку?
** Какую ёлку лучше украсить дома к празднику живую или
искусственную? Почему?
*Задание соответствует программному содержанию
** Задание повышенной сложности
Звук и буква О
1 Раскрась красным цветом 2 Заштрихуй. 3 Найди и раскрась
обе буквы и запомни. букву О.
О — это гласный звук.
4 Соедини с буквой О только те предметы, названия которых начинаются со звука О.
5 Допиши букву О.
6 Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.
7 Напиши по образцу.
Литература.
1. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб.: Детсво-Пресс, 2000.
2. Васильева Л. А. Грамматика и лексика в новых стихотворениях для детей 5-7 лет. СПб.: Каро, 2008.
3. Епифанова О. В. Развитие речи. Окружающий мир.Волгоград: Учитель, 2007
4. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. СПб.: Речь 2007.
5. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. СПб.: Литера, 2001.
6. Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М.: ГНОМ и Д, 2003.
7. Лопухина И. С.Логопедия: упражнения для развития речи. СПб.: Детство-Пресс, 1997.
8. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. М.: Мозайка-Синтез, 2004.
9. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет. М.: ГНОМ и Д, 2005.
10. Якимович О. А. Тетрадь дошколника6-7 лет.Логопедические игры и упражнения : домашние задания.Волгоград: Учитель, 2011.
Темы, где ещё можно СКАЧАТЬ полезный материал:
• Материал для занятий (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25297640)
• Методические материалы и документация логопеда (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25659836)
• Планирования (тематические, календарные, перспективные и др.) (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25660169)
• Программы (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25741441)
• Речевые и логопедические карты, протоколы исследований (Скачать здесь. vkontakte.ru/topic-22963785_25659488)
• Нормативно-правовые документы логопеда, психолога, дефектолога (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25667573)
• Конспекты (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663385)
• Презентации (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663792)
• Тесты, методики (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663392)
• Статьи (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25663388)
• Рефераты, курсовые, ВКР, диссертации, авторефераты (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25576014)
• ГОСы, практика, анализы занятий и прочее (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25700088)
• Материалы для аттестации (Скачать здесь. https://vkontakte.ru/topic-22963785_25881052).
******************************************************************************
Иногда список будет пополняться. При этом в алфавитном списке (https://vkontakte.ru/topic-22963785_23914351) ссылка на эту тему есть.
ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ материалами, загружайте его сюда https://vkontakte.ru/topic-22963785_23913949, будем рады =)
******************************************************************************
ДРУЗЬЯ!!! Если у кого-либо есть желание ПОБЛАГОДАРИТЬ нас за помощь, за работу, за подборку материалов в разделе, да и просто помочь развитию группы, то Вы можете ЛЮБУЮ сумму переводить на номер
■ 8-909-852-75-52 (БИЛАЙН!) или 8-914-198-17-66 (МТС) — для Анастасии.
СПИСОК БЛАГОДАРНЫХ в заметке
vkontakte.ru/topic-22963785_24478083
1. Артикуляционная гимнастика (украшенная картотека).
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики (картотека).
Артикуляционная гимнастика 2 (украшенная картотека).
Артикуляционная гимнастика 3 (украшенная картотека).
Артикуляционная гимнастика на звуки (картотека).
Сказки о веселом язычке (подборка).
Сборник артикуляционных сказок (украшенная картотека)
Картинки для проведения артикуляционной гимнастики (картотека).
Артикуляционные упражнения (подборка).
Картотека артикуляционная гимнастика (картотека).
Продолжение — ниже…
Отредактировал администратор, 26 янв 2012 в 11:54.
2. Игры на речевое дыхание (подборка).
Игры на развитие речевого дыхание и мелкой моторики (подборка).
Дыхательно-голосовые упражнения (картотека).
Дыхательная гимнастика (украшенная картотека).
Дуем, дуем, задуваем — звуки улучшаем (украшенная картотека).
Развитие речевого дыхания (подборка)
Картотека дыхательная гимнастика (картотека).
Дыхательная гимнастика (картотека).
Игровые дыхательные упражнения (подборка)
Дыхательная гимнастика (подборка)
Отредактировал администратор, 11 фев 2012 в 16:21.
3. Артикуляционная гимнастика, автоматизация, дифференциация звуков — 2 файла (картотека).
Домашние задания по автоматизации, дифференциации звуков (картотека).
Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения (подборка).
Дифференциация звуков в чистогорках (украшенная картотека).
Постановка звуков (подборка).
Игры для формирования правильного звукопроизношения шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ (подборка).
Картотека автоматизации звуков (картотека).
Картотека игр и упражнений по автоматизации (картотека).
Игры для формирования правильного звукопроизношения (Селиверстов) (картотека).
4. Лексические темы (картотека).
Практические задания по формированию грамматического строя речи по лексическим темам (подборка).
Формирование лексики и грамматического строя у детей с ОНР (картотека).
Животные и птицы (украшенная картотека).
Картинки по лексическим темам (картотека).
Картотека игр по формированию грамматического строя речи (картотека).
Лексико – грамматические упражнения (картотека).
Картотека игр на развитие словаря (картотека).
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей (картотека).
Коррекционно-развивающие игры по формированию лексико-грамматического строя речи (подборка).
Продолжение — ниже….
5. Дидактические игры (подборка).
Игры на развитие речи 5-6, 6-7 лет (картотека).
Игры на развитие внимания, памяти и мышления у детей (подборка).
Игры (подборка).
Игры на развитие внимания и памяти (подборка).
Игры с мячом на развитие речевых навыков (подборка).
Игры на внимание, память, наблюдательность и др. (картотека).
Игры для подготовки к чтению (картотека).
Игры на развитие памяти, внимания, мышления, воображения (картотека).
Хороводные игры (подборка).
Продолжение — ниже…
6. Скороговорки и чистоговорки (подборка).
Скороговорки (подборка).
Скороговорки для развития речи (украшенная картотека).
7. Загадки (подборка).
Загадки о фруктах (картотека).
Стихи и загадки о деревьях и кустарниках (картотека).
Загадки о травах и цветах (картотека).
Стихи и загадки о ягодах (картотека).
Загадки об овощах (картотека).
Загадки о рыбах, животных (подборка)
8. Логопедический массаж (картотека).
Комплекс упражнений с массажным мячом (украшенная картотека).
Точечный массаж (украшенная картотека).
Самомассаж языка (украшенная картотека).
Самомассаж (картотека).
Массаж (подборка).
Массаж 2 (подборка).
Логопедический массаж (подборка).
Отредактировал администратор, 19 фев 2012 в 11:10.
9. Ребусы (картотека).
Графические диктанты (картотека).
Мнемотаблицы (подборка).
10. Игры со словами и движениями, физминутки по возрастам и лексическим темам (подборка).
Подвижные игры для детей старшей группы (картотека).
Пальчиковые игры (украшенная картотека).
Картотека подвижных игр в младших группах (подборка).
Картотека Подвижных игр (картотека).
Физкультминутки (картотека).
Физкультминутки для самых маленьких (украшенная картотека).
Подвижные игры для детей младших групп (украшенная картотека)
Физминутки (подборка).
Картотека Подвижных игр (подборка).
Продолжение — ниже…
11. Методы саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей (украшенная картотека).
Картотека эмоций (картотека).
Игры на развитие эмоциональной сферы (картотека).
Игры на снятие эмоционального напряжения (картотека).
Психогимнастика Чистяковой (картотека).
Игры и упражнения по социальному развитию детей старшего дошкольного возраста (картотека).
Игры для снятия мышечного напряжения (подборка)
Социальный компонент (подборка)
Личностный компонент (подборка)
Игры для расслабления (детям 3-6 лет)
Продолжение — ниже…
12. Картотека картинок к трудным звукам (украшенная картотека).
Отредактировал администратор, 22 фев 2012 в 13:29.
13. Картотека упражнений по преодолению гиперсаливации (украшенная картотека).
14. Картотека наблюдений на прогулке (старшая и подготовительная группа) (подборка).
Картотека опытов с водой (картотека)
Картотека по развитию ребенка (картотека)
Картотека прогулок (подготовительная группа) (картотека)
Картотека прогулок (картотека)
15. Гимнастика для глаз (картотека)
Гимнастика для глаз (украшенная картотека).
Гимнастика для глаз 2 (украшенная картотека).
Гимнастика для глаз (подборка)
Упражнения для глаз (подборка)
Игры для глазок (для детей 3–6 лет) (подборка)
Отредактировал администратор, 11 фев 2012 в 16:24.
16. Картотека на речевые процессы (картотека)
Картотека на речевые процессы 2 (картотека)
Словесные игры для детей средней группы (подборка).
Развиваем речь Для детей от 3 до 4 лет (картотека)
Развиваем речь Для детей от 4 до 5 лет (картотека)
Развиваем речь Для детей от 5 до 6 лет (картотека)
Развиваем речь Для детей от 6 до 7 лет (картотека)
Развитие речи (картотека)
Игры на развитие речи (подборка).
Упражнения для развития речи (картотека)
продолжение — ниже…
Отредактировал администратор, 27 фев 2012 в 12:30.
17. Игры на развитие голоса (картотека)
18. Картотека Математика (картотека)
Геометрические фигуры (картотека)
Картотека по математике (картотека)
Речевое развитие — важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.
Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет
Большинство старших дошкольников имеют трудности с:
- освоением сонорных и шипящих звуков;
- звуковым анализом слов;
- развитием повествовательной речи;
- составлением рассказа и описаний.
Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.
Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.
Правила для логопедических занятий дома
Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:
- Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
- Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
- Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
- Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
- Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.
Логопедические упражнения для занятий дома
Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:
Развитие фонематического слуха
Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.
Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:
- подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
- подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
- составление звуковой схемы слова;
- придумывание рифм и коротких стихов;
- проговаривание речевок и скороговорок.
Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.
Пальчиковая гимнастика
Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.
Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:
- маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
- ножницы для вырезания;
- пластилин;
- бумагу для оригами.
Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.
Артикуляционная гимнастика
Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.
Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.
Логопедические задания
На букву Р
Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:
1. «Как моторчик»
Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).
2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)
Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.
3. «Как ты умеешь рычать?»
Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.
4. «Звонкие дорожки»
Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:
Ра-ра-ра — убежали со двора.
Ро-ро-ро — а они нашли ведро.
Ру-ру-ру — мы придумали игру.
5. «Подставь слог»
Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.
6. «Посмотри и назови»
Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.
7. «Стихи, скороговорки, загадки»
Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.
Необходимые задания для развития речи можно найти в Рабочей тетради для звука Р, составленной Костюк А.В.
Скачайте, распечатайте задания в картинках и занимайтесь дома:
Логопедические задания на букву Р
На букву Л
Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:
1. «Скажи красиво»
Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.
2. «Игрушки для Ларисы»
Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.
3. «Один-много»
Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).
4. «Отыщи звук»
Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.
5. «Скороговорки и потешки»
Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.
Скачать и распечатать задания в картинках на букву Л:
Логопедические задания на букву Л
На букву Ш
Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:
1. «Кто шипит?»
Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.
2. «Поймай звук»
Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).
3. «Слоги путешествуют»
Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).
4. «Как зовут ребят»
Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.
4. «Сочиняем логопедические стишки»
Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.
Ша-ша-ша — убежала каша,
Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,
Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.
5. «Говори красиво и правильно»
Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.
Скачать и распечатать задания в картинках на букву Ш:
Логопедические задания на букву Ш
Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию.
Для закрепления материала используйте также видео-занятия: