Тренинг личностного роста для женщин упражнения
Психологические упражнения для личностных тренингов. Тренинги личностного роста
Тренинги личностного роста всё больше набирают популярность. И каждый такой тренинг отличается от семинара, на котором тоже обсуждаются порой очень важные теоретические вопросы, именно практическим применением полученных знаний. Проще говоря — определёнными упражнениями. Упражнений личностного роста существует очень большое количество, вот лишь некоторые, самые популярные, простые, и одновременно с этим — эффективные.
Почти любой тренинг проводится в группах, и всякий опытный тренер знает, что первоочередная задача — познакомить участников друг с другом и позволить им немного раскрыть себя. То есть, применяется эдакий полевой тимбилдинг, простой и незамысловатый.
Представление. Каждый участник получает задание: за пять-семь минут составить о себе небольшую презентацию, которая описывала бы его наилучшим образом. Первая часть презентации должна содержать информацию о внешности, вторая — о биографии, а третья заключает в себе личностные качества. Всё выступление должно умещаться в три минуты. Цель упражнения не только в том, чтобы познакомить участников, но и заставить каждого из них задуматься над тем, какие именно фразы описывают их самым точным образом.
Самопрезентация. Ещё одно подобное упражнение. Участники становятся в круг, и каждый из них должен рассказать (очень коротко) о событии из жизни, которое вызвало в них наибольшее:
— удивление;
— восхищение;
— радость.
После того, как круг завершится, можно обсудить результаты, выяснить, какие истории более всего заинтересовали остальных.
Сильные стороны. Вооружив сидящих в кругу людей мячом, мы предлагаем им бросать его в любого участника по выбору и говорить, какую сильную сторону выбранного участника мы считаем самой лучшей. Комплименты помогут сплотить людей в единое целое.
а) Доверчивый столб. Старое как мир и безотказное упражнение, которое заключается в том, что один участник ровно падает в руки другого. Это простое и хорошее упражнение на доверие, помогает сплотить группу.
В этой группе… Интересное упражнение, которое заключается в том, что необходимо составить определённые правила группы, довольно оригинальным способом. Каждый участник записывает на бумаге продолжение простых предложений:
В этой группе приветствуется…
В этой группе не стоит…
В этой группе опасно…
Из этой группы могут исключить, если…
После составления всех правил, каждый (по кругу) зачитывает свою карточку, а затем предлагается всем участникам провести короткое обсуждение этих правил. В ходе которых важно узнать, все ли в группе действуют исходя из понимания общепринятых правил, все ли их хорошо и правильно истолковывают, и нет ли каких внутренних конфликтов на этой почве.
б) Жизненные планы. Задача каждого участника за короткий период времени сформулировать и обдумать свои жизненные планы, планы профессионального и личностного роста, свои цели и задачи на год, на ближайшее будущее. После этого, все участники по кругу начинают делиться этими самыми планами. Важно акцентировать внимание на том, чтобы каждый участник в конце подвёл итог — какая задача для него на данный момент является наиболее актуальной.
в) Честный и обманщик. Небольшое упражнение-разминка, можно использовать в качестве отдыха между более серьёзными практиками. Двум участникам выдаётся по спичечному коробку. В одном коробке одна спичка, а в другом — две. Им обоим нужно доказать, что две спички — именно в его коробочке.
Группа должна отгадать, кто из них обманщик, а кто говорит правду. При этом, саму группу нужно определённым образом мотивировать. Заставить прыгать или приседать в наказание за неправильный ответ. Таким образом, это и развлечение, и небольшая физическая встряска.
г) Мой уровень развития. Задание состоит в том, чтобы определить, на какой ступени собственного развития находится человек в данный момент. Его задача — адекватно оценить собственные жизненные достижения, сопоставить свои планы и задачи с тем, чего он уже реально достиг.
Оценивать себя обязательно объективно, не допускается само ироничное нахваливание. Нужно объяснить, что в данном упражнении не принято прятаться за смех и юмор, нужно постараться как можно более просто и открыто рассказать окружающим о том, на каком уровне вы находитесь сегодня.
д) Взбираясь по радуге. Это мощная техника медитативного рисования, в которой к обычному размышлению над самоактуализацией добавляется ещё и определённый творческий аспект.
В целом, суть упражнения довольно проста. Каждый участник тренинга должен нарисовать радугу, уходящую в небо. Сам он стоит у основания этой радуги на земле, а окончание радуги теряется в небе, в облаках. Они символизируют светлое будущее, в котором воплощаются все мечты рисующего.
Глядя на рисунок и визуализируя собственное приятное будущее, участник должен обратиться мысленным взором к радуге — к символическому пути туда. И ответить на вопросы:
1. Как я собираюсь достичь этого?
2. Что встанет у меня на пути?
3. Как я преодолею преграды?
4. От чего мне придётся отказаться (очень важный пункт)?
5. Когда я смогу достичь поставленных целей?
6. Кто будет помогать мне в этом, на кого я могу положиться, как на друга и наставника?
На размышление отпускается не более 7 минут.
е) Препарат свободы. Легенда упражнения — вам по ошибке достался сильнодействующий военный препарат. Употребив его, вы полностью освободились от всех своих: страхов, неуверенностей, комплексов, зажатости, от любого давления со стороны общества, друзей, близких. Что бы вы делали в состоянии такого «боевого транса»? Какими были бы ваши поступки, ваши слова и действия?
После того, как всё будет описано, вы выходите «из транса» и снова смотрите на лист, где вы всё записали. И теперь нужно подумать, ответить себе на вопрос: что из этого я могу сделать уже сейчас? Почему же тогда я этого не делаю? Что мне мешает?
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Автор: Искандер Милевски
Оглавление темы «Проблемы современного человека»:
1. Негативные эмоции — тормоз на пути к успеху. Учимся контролировать эмоции
2. Как правильно реагировать на критику? — это знает каждый, но получается не у всех
3. Скромность не в моде. Можно ли избавиться от застенчивости?
4. Как и кому сказать нет? Стоит ли всегда отказывать?
5. Может ли женщина перевоспитать мужчину? Как изменить мужчину?
6. Сочувствие и сострадание — нужно ли воспринимать эти эмоции?
7. Болит душа? — обращаемся за помощью к психологу и к психотерапевту
8. Муж сравнивает вас с другими женщинами? — научим мужчин тому, что не стоит говорить женщине
9. Сплетни и слухи. Как на них реагировать?
10. Почему у нас не хватает времени для себя?
Источник
Развитие навыков саморефлексии. Анализ возможных точек личностного роста. Повышение уверенности в себе. Самовыражение. Развитие позитивного мышления. Определение перспективных жизненных целей. Принятие себя.
- Дискуссия «Обсуждение истории» Обсуждение проблемной ситуации, наркомании и ответственности.
- Игра «Конкуренция» Экспериментальная модель, показывающая механизмы конкурентной борьбы.
- Игра «Маклер» Игра, направленная на развитие социального мышления.
- Игра «Поглощение» Отрабатываются механизмы взаимодействия в экстремальных условиях социального выживания.
- Игра «Пресс-конференция: 10 лет спустя» Формирование опорных пунктов профессионального роста участников, планирование профессиональной деятельности, рефлексия трудностей и барьеров в процессе профессионального становления.
- Мозговой штурм «Зачем люди употребляют наркотики и алкоголь?» В ходе обсуждения обращается внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие способы достичь того же эффекта.
- Образно-рефлексивная процедура «Дерево» Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы.
- Образно-рефлексивное упражнение «Подари себе имя» Достижение каждым участником ресурсного эмоционального состояния.
- Проективный рисунок «Я такой, какой я есть» Выработка у участников более объективной самооценки.
- Профадаптационная игра «Поиск выгоды» Помощь участникам, попавшим в ситуацию профессионального кризиса, сделать правильный выбор пути своего дальнейшего профессионального роста.
- Профориентационная игра «Сотворение мира» Творческое самораскрытие участников и повышение их компетентности в области социальной адаптации в процессе поиска работы.
- Процедура «Анализ моментов, на которых мы теряем время» Потери времени при постановке цели. Потери времени при планировании. Потери времени при принятии решений. Потери времени из-за недостаточно четко организованной работы. Потери времени при начале работы. Потери времени при составлении распорядка дня. Потери времени при обработке информации.
- Процедура «Ассоциативный тест» Демонстрация участникам, что необходимым условием организаторских способностей является достаточно хорошая реакция, умение «не пасовать», бороться до конца.
- Процедура «Визитка» Имидж при первом контакте. Анализ минизарисовки на видео.
- Процедура «Выявление и решение педагогической задачи» Развитие умений выделять в процессе урока конкретные моменты, требующие вмешательства учителя. Развитие умений оценить свои действия. Анализ педагогической задачи и действий учителя при ее решении. Решение педагогических задач с целевыми установками. Инсценированные педагогические задачи с вводными.
- Процедура «Доброжелательное выспрашивание» Создание эмпатийного фона общения. Обмен равнозначной информацией. Фиксация реальных жизненных и деловых интересов собеседника, вокруг которых он готов общаться.
- Процедура «Доведи за меня до конца!» Демонстрация того, как важно уметь доводить начатое дело до конца.
- Процедура «Зависимость (незаконченные предложения)» Помощь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.
- Процедура «Карусель» Формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты. Развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
- Процедура «Локус контроля» Анализ влияния внутренних и внешних сил на карьеру.
- Процедура «Наблюдение за работой учителя» Учет особенностей восприятия познавательного материала учащимися на уроке.
- Процедура «Образ Я» Более глубокое осознание личностного существования. Соединение вербального и невербального компонентов выразительности самооценочной позиции.
- Процедура «Ответственность (незаконченные предложения)» Помочь почувствовать, что означает чувство ответственности, за себя или за других.
- Процедура «Планирование будущего» Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни.
- Процедура «Преувеличение или полное изменение поведения» Формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.
- Процедура «Прошлое, Настоящее, Будущее» Исследование себя, своих ресурсов в прошлом настоящем и будущем.
- Процедура «Работа с ассоциациями» Развитие внимания в общении.
- Процедура «Рекламный ролик» Развитие асертивности, уверенного поведения в общении, презентации.
- Процедура «С три короба» Процедура группового психологического тренинга. Направлена на преодоление установок саморазрушения, самоагрессии. Желательно проводить в хорошо «разогретых» группах.
- Процедура «Скульптура зависимости» Предоставление участникам возможности глубоко, вплоть до мышечного уровня, прочувствовать и осознать, что же такое зависимость и что происходит с человеком, находящемся в зависимом положении.
- Процедура «Телевизионный ролик» Это упражнение позволяет участникам утвердиться в своей позиции и осознать, какие средства воздействия на молодежную аудиторию могут быть наиболее эффективными.
- Процедура «Что вы действительно думаете» Осознание предрассудков и ценностей, определяющих поступки подростков.
- Процедура «Я-реальное и Я-идеальное» Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки.
- Процедура тренинга «Близнец издалека» Эта методика предназначена для рефлексии ценностно-смысловой сферы личности, выявления ведущих ценностных ориентаций в жизни человека.
- Процедура тренинга «Социологический опрос» Анализ феномена предпринимательства.
- Рефлексивная процедура «Что? Кто? Как? Где? Когда?» Составление «жизненной программы» на ближайший период времени, планирование участником желаемого жизненного результата в области трудоустройства.
- Рефлексия «Здесь и теперь» Знакомство с сутью процесса рефлексии. Обработка навыка рефлексии.
- Ролевая игра «Былой конфликт» Закрепление полученнного на тренинге опыта.
- Ролевая игра «Корпорация» Отработка простых менеджерских функций.
- Ролевая игра «Соблазнение» Предоставление возможности в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.
- Ролевая игра «Съемки фильма» Отработка простых менеджерский функций.
- Самовнушение «Повышение уверенности» Данное самовнушение пригодится тем людям, которые переживают из-за недостатка уверенности при общении с другими людьми.
- Техника «Sic volo» Техника предназначена для развития воли, обретения уверенности в себе и ощущения внутренней свободы.
- Техника «Активное воображение» Техника предназначается для поиска внутренних конфликтов.
- Техника «Внутренний смех» Техника предназначена для устранения внутренних конфликтов. Может быть использована в повседневной жизни.
- Техника «Воскресный вечер» Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы «издерганы» обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.
- Техника «Герой нашего времени» Техника предназначена для обретения, «кристаллизации» внутренних точек роста личности.
- Техника «Последний час» Эта техника предназначена для изменения отношения к времение, осознанию его ценности для человека. Техника была предложена в своё время Георгием Гурджиевым.
- Техника «Распускание панцирей» Данная техника предназначена для раскрепощения человека, обретения чувства уверенности, развития элегантности в движениях. В основу техники положены идеи телесно-ориентированной психотерапии Вильгельма Райха. Она включает в себя тридцать мини-упражнений.
- Техника «Сталкинг собственной энергии» Техника предназначена для инвентаризации трат собственных сил, энергии. Если вам кажется, что ваши силы и энергия «утекают» в неизвестном направлении, что отдача от вашей жизнедеятельности близка нулю, то эта техника для вас.
- Техника «Формирование уверенности» Упражнение направлено на формирование, развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства. Также может помочь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа «Я не могу это сделать» или «Я недостаточно умелый».
- Техника «Цепочка ассоциаций» Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы.
- Техники самоменеджмента Процедуры (как правило ежедневные), повышающие личную эффективность человека, в том числе за счёт рационализации личного времени.
- Тренинговая процедура «Узелки Лэнга» Данная процедура психологического тренинга предназначена для коррекции закомплексованного поведения, основанного на ложных идеях, следовании сложившимся стереотипам. В процедуре используются «Узелки» Рональда Лэнга, шотландского психиатра.
- Упражнение «10 заповедей» Помощь участникам в овладении ранжированием ценностей, выстраивании их в иерархии.
- Упражнение «5 шагов» Повышение готовности участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.
- Упражнение «Cамоанализ» Самоанализ личных качеств, умений и привычек, помогающих и мешающих работе предпринимателем.
- Упражнение «Cлепой-поводырь» Демонстрация важности доверия и умения внушать доверие.
- Упражнение «А вот и Я» Моделирование некоторых элементов собеседования при приеме на работу и при поступлении в учебное заведение.
- Упражнение «Автобиография» Предоставление возможности ощутить каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам.
- Упражнение «Автопортрет по кругу» Повышение в шутливой форме у игроков способности соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.
- Упражнение «Автопортрет» Описание тренингового упражнения Автопортрет.
- Упражнение «Без маски» Снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности. Формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «я».
- Упражнение «В детстве я хотел быть…» Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
- Упражнение «В чем мне повезло в этой жизни» Повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.
- Упражнение «Вам важно» Отработка умения фиксировать интерес в деловом общении.
- Упражнение «Вексель-рейтинг» Рефлексия особенностей межличностных отношений.
- Упражнение «Включение позитивной мотивации» Отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.
- Упражнение «Волшебная лавка» Участники могут сосредоточиться на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится платить. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях.
- Упражнение «Волшебная рука» Взаимная рефлексия участников.
- Упражнение «Волшебный магазин» Самоанализ жизненных ценностей.
- Упражнение «Да» Совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
- Упражнение «Дар убеждения» Оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.
- Упражнение «Дигикон» Развитие социального мышления.
- Упражнение «Доверчивый столб» Разминка, повышение доверия друг к другу.
- Упражнение «Доверяющее падение» Формирование навыков психомоторного взаимодействия. Сокращение коммуникативной дистанции между членами группы.
- Упражнение «Его сильная сторона» Разминка, выработка умения говорить и выслушивать комплименты.
- Упражнение «Если бы…, то я стал бы…» Выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.
- Упражнение «Желание» Отработка коммуникативных умений и навыков.
- Упражнение «Зато…» Снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.
- Упражнение «Зеркало» Отработка гибкости невербального поведения.
- Упражнение «Импровизация» Демонстрация участникам важности такого качества как быстрота реагирования.
- Упражнение «Качества» Помощь в выработке у участников более объективной самооценки.
- Упражнение «Комиссионный магазин» Формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики. Выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы. Углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.
- Упражнение «Контраргументы» Создание условий для самораскрытия. Развитие умения вести полемику и контраргументацию.
- Упражнение «Космическая скорость» Отработка навыка принятия группового решения о стратегии и тактике выполнения поставленной задачи. Сплочение группы и углубление процессов самораскрытия.
- Упражнение «Личный герб и девиз» Попытка в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо.
- Упражнение «Меняющаяся комната» Настрой участников на переходное, трансовое состояние.
- Упражнение «Мифы» Помощь подросткам в выработке зрелой и обоснованной позиции в отношении наркотиков.
- Упражнение «Мои жизненные и профессиональные планы» Определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив.
- Упражнение «На какой я ступеньке?» Помощь участникам в выстраивании адекватной самооценки.
- Упражнение «Называем чувства» Обогащение словаря эмоций у участников.
- Упражнение «Обсуждение логичности» Предоставление возможности участникам проанализировать свое и чужое поведение, исходя из критерия «логичность — нелогичность».
- Упражнение «Педагогическая инициатива» Отработка педагогических ситуаций.
- Упражнение «Передача движения по кругу» Совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне. Развитие воображения и эмпатии.
- Упражнение «Передача распоряжения» Отработка умения точно передавать суть высказывания.
- Упражнение «Перетаскивание стульев» Демонстрация участникам важности таких качеств как энергичность, физическое здоровье.
- Упражнение «Пессимист, Оптимист, Шут» Создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.
- Упражнение «Письмо в редакцию» Формирование навыков аргументированного отстваивания своей позиции, причем в ситуации оказания помощи сверстнику.
- Упражнение «Портрет наркомана» Предоставление возможности участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.
- Упражнение «Последняя встреча» Совершенствование коммуникативной культуры.
- Упражнение «Представление» Формирование установок на выявление позитивных личностных и других качеств. Умение представить себя и войти в первичный контакт с окружающими.
- Упражнение «Просьба» Тренировка уверенной просьбы.
- Упражнение «Развитие семантических движений» Развитие способностей самовыражения.
- Упражнение «Расследование» Отработка коммуникативных умений и навыков.
- Упражнение «Розовый куст» Упражнение для глубокой саморефлексии.
- Упражнение «Самопрезентация» Включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.
- Упражнение «Символика» Личностное самораскрытие через личную символику: псевдоним, отличительный знак, девиз.
- Упражнение «Слалом» Умение вести себя в ситуации нагнетения напряжения.
- Упражнение «Слепая прогулка» Умение диссоциироваться в широком круге учебных и жизненных обстоятельств.
- Упражнение «Табу» Помощь участникам в понимании того, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям.
- Упражнение «Тосты» Предоставление участникам возможности в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.
- Упражнение «Тренировка педагогической наблюдательности» Определение эмоционального состояния ребенка по снимкам. Определение эмоционального состояния группы детей.
- Упражнение «Три имени» Развитие саморефлексии. Формирование установки на самопознание.
- Упражнение «Уверенные интонации» Выработка у участников навыков уверенных интонаций.
- Упражнение «Фоторобот» Формирование творческого воображения. Формирование умения абстрагироваться.
- Упражнение «Хвастовство» Создание условий и формирование навыков самораскрытия. Совершенствование навыков группового выступления.
- Упражнение «Художник» Подведение группы к осознанию ограниченности времени и возможности воздействия внешних факторов на реализацию планов.
- Упражнение «Цвет эмоций» Развитие самовыражения.
- Упражнение «Ценности» Рефлексия ценностной сферы.
- Упражнение «Чемодан в дорогу» Рефлексия личностных качеств.
- Упражнение «Что в нем нового?» Развитие наблюдательности.
- Упражнение «Чувства» Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.
- Упражнение «Шахматы» Помощь в осознании того, что проблема употребления наркотиков не такая простая, как кажется на первый взгляд.
- Упражнение «Шприц» Демонстрация ситуации уговоров, выработка «иммунитета» к психологическому воздействию.
- Упражнение «Эпитафия» Повышение у игроков готовности осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выделяя и логически связывая основные (ключевые) события собственной жизни.
- Упражнение «Я в будущем» Рефлексия возможного будущего.
Источник