Тренинговые упражнения для мужчин
Хочешь стать брутальным «альфой», а получаешь всплеск адреналина на пару дней и клубок психических проблем.
Эта статья — часть проекта «Аутодафе». В нём мы объявляем войну всему, что мешает людям жить и становиться лучше: нарушению законов, вере в чушь, обману и мошенничеству. Если вы сталкивались с подобным — делитесь своими историями в комментариях.
Юлия Хилл
Психолог, член Профессиональной психотерапевтической лиги, блогер.
Правда ли, что мужчины не плачут? И могут завалить мамонта и согнуть рельс голыми руками? А ещё умеют быть шерстяным волчарой и нравиться женщинам. А ещё…
Вопросов к мужчинам так много, что они и сами не знают ответы на них. И в поисках истины идут на тренинги, где ведущие разной степени харизматичности учат, как стать «настоящим мужиком» всего за три дня. Успешным результатом считается умение дать в глаз обидчику и довести женщину до оргазма улыбкой и запахом одеколона.
Мало кто предупреждает о том, что любая трансформация сознания должна происходить плавно. Для этого, к примеру, люди проходят психотерапию. Долго, порой не один год копаются в себе.
Когда у человека насильно за три дня отбирают всё то, что он копил годами (пусть не совсем эффективное, но работающее), а вместо этого дают свежие, непереваренные установки, для психики это может стать настоящей катастрофой.
Как если бы вы всю жизнь на завтрак ели манку без комочков, а потом вам подали сырые коренья и сказали: «Теперь грызи их каждое утро, в них энергия Земли».
В общем, последствия могут действительно довести до слёз даже самого брутального «альфа-самца».
Сексизм
Практически все тренинги для «настоящих мужчин» основаны на домострое. Женщина считается существом низшего порядка, а мужчина — фаллическим божеством. Правильное мужское убеждение, по мнению коуча Алекса Лесли, звучит так: «Женское — это быть рабыней и подчиняться, а мужское — это быть доминантом».
«Настоящий мужик» должен быть самцом. А самец должен быть хитрым, нащупать в женщине слабые места, повысить свою значимость и в самый неожиданный для жертвы момент поразить её прямо в сердце.
Тренер Павел Раков (кстати, он ведёт и женские тренинги) говорит , что в своём курсе «Армагеддон» учит доводить женщин глазами до оргазма. Женщина обозначается как объект неодушевлённый, бесхребетный, бесхарактерный, всегда готовый к совокуплению и не требующий ничего взамен.
Как правило, на тренинг приходят мужчины, переживающие некий жизненный кризис. Они чувствуют, что не справляются сами, и ищут поддержки со стороны. Приняв такие убеждения на веру, можно обречь себя на хронические проблемы в отношениях. И это в лучшем случае, в худшем — на депрессию.
Если и найдётся женщина, нуждающаяся в отношениях с «самцом», то, чтобы удержать власть, мужчина должен будет из кожи вон лезть, доказывая свою маскулинность.
Ведь бить с ноги и уметь плевать дальше всех недостаточно, чтобы всегда оставаться «настоящим мужчиной».
Сегодня в обществе признаётся значимость личности, а не пола. Сексистские убеждения делают человека изгоем среди образованных прогрессивных людей. А для здоровых отношений важно быть психологически гибким и разумно управлять своими мужественными и женственными качествами.
Невротизация
Сам факт того, что быть независимым мужчиной учит другой мужчина, но «высшего ранга», — парадокс. Конечно, можно копнуть в психоанализ и разглядеть в тренере отцовскую фигуру, которая устанавливает законы и порядки.
Во многих тренингах структура такая: даётся жёсткий образ «настоящего мужчины» и обязательные к выполнению задания. То есть «сильному и независимому» мужчине предлагается быть послушным мальчиком: занять низшее место в иерархии и безропотно следовать приказам в надежде избежать наказания и получить похвалу.
Отзыв о тренинге «Спарта» на reviewscompanies.club
Это классическое двойное послание. Впервые о двойных посланиях заговорил в 1956 году американский психиатр Грегори Бейтсон в книге «Экология разума». Он изучал семьи с детьми, больными шизофренией, и обнаружил, что основа общения в таких семьях — взаимно противоречащие указания. Двойное послание — это ситуация, когда значимый для жертвы человек вменяет ей обязанность, которая из-за противоречия не может быть исполнена. При этом невозможность исполнения совершенно не освобождает жертву от наказания.
Ситуация двойного послания загоняет человека в угол, формирует внутренний конфликт и впоследствии приводит к развитию невроза. Мужчина, посещающий тренинги, оказывается под давлением, у него копится недовольство собой.
Бейтсон говорил так: «Двойное послание — это борьба из-за вопроса о том, чьё эго будет разрушено». Ни физического, ни душевного здоровья это не прибавляет.
Дезадаптация
Чем опасно начинать новую жизнь с понедельника? Казалось бы, сходил на тренинг и проснулся другим человеком. Но психика каждого уникальна и складывается в том числе и из набора защитных механизмов, которые мы приобретаем с опытом.
У этой защиты есть понятная и важная функция — помочь нам адаптироваться в окружающем мире и не сойти с ума. В течение жизни мы сталкиваемся с новыми требованиями к себе, и не всегда наше привычное поведение помогает справиться с неприятными переживаниями. Мы слышим «ты должен», но не знаем, что делать, и из-за этого нервничаем, теряем уверенность в себе, ощущаем беспомощность, боимся потерять уважение.
Защитные механизмы помогают справиться с тревогой. Они не всегда способствуют развитию, иногда даже тормозят его, но стоят на защите нашего эго.
На тренингах психологическая защита вскрывается, а на её месте либо остаётся пустота, либо появляются другие, деструктивные механизмы.
Например, человек всегда считал, что агрессия — это плохо. И заменял это неприемлемое для него качество на уступчивость и неконфликтность. Или сублимировал (то есть снимал внутреннее напряжение социально одобряемыми способами): писал картины маслом или смотрел криминальную хронику. А на тренинге оказалось, что он «слабак и тряпка», что «настоящий мужик» не должен быть послушным.
Человеку сообщили: «Чувак, ты что?! Вытеснять враждебность — это плохо». Но научить, как выражать агрессию правильно, и закрепить этот новый навык не успели. Или не захотели.
Если у человека в запасе недостаточно способов альтернативного поведения, то он становится очень уязвимым, вплоть до потери самоидентичности, то есть ощущения себя. На место пустоты приходят деструктивные защитные механизмы: соматизация тревоги (заболевания тела) или эмоциональная разрядка за счёт яркого проявления чувств. Последний механизм — основа развития зависимости от алкоголя и наркотиков, а также агрессии и попыток самоубийства.
Любая смена устоявшихся убеждений должна происходить постепенно, в кабинете у психотерапевта, а не во время стихийного собрания в актовом зале. Даже если оно называется тренингом.
Инвалидизация
Нет, речь не о физических увечьях. Хотя в интернете есть истории о том, как тренинг для «настоящих мужчин» оказывался последним в жизни.
Речь о потере функциональности. Как это происходит? Уверенный в себе, опирающийся исключительно на своё мнение мужчина на тренинг вряд ли пойдёт. Ну разве что любопытства ради.
На такие мероприятия приходят люди с пошатнувшейся самоидентичностью и вопросом «А кто я, собственно, такой?», с тревогой и страхом неизвестности.
Вместо того чтобы работать над формированием доверия к себе, принятия себя, над поиском внутренних ориентиров, человек получает указания, выполняя которые чувствует свою значимость и даже получает похвалу.
Мужчинам с травмами отвержения это очень приятно, но такой подход формирует зависимость от тренера. Человек продолжает жить с опорой не на себя, а на внешние средства. Он привыкает во всём полагаться на коуча или его философию и не может принимать решения самостоятельно. Ему не надо напрягаться, умные люди всё продумали за него. Это и называется инвалидизацией.
Психологическая травма
Участники некоторых тренингов говорят , что им приходится сталкиваться с унизительными испытаниями, во время которых они переживают огромное чувство стыда за собственную слабость. Автор «Армагеддона» Павел Раков утверждает, что «70% тренинга — это война», и рассказывает , что были случаи, когда люди «убегали от страха», а некоторые даже «писались». Иногда дело доходит и до реальных угроз физической расправой над теми, кто решится рассказать правду об «экзамене на мужественность».
Таким образом, участие в тренинге — стрессовое, остроэмоциональное воздействие — наносит существенный вред психическому здоровью. Наиболее травмирующее событие для психики — это угроза смерти самому человеку и его близким, но не меньший вред душевному равновесию наносит переживание унижения, страха и беспомощности.
Психика каждого человека уникальна. Кого-то и смертью не испугать, а у кого-то уходит земля из-под ног из-за того, что не смог отжаться от пола наравне с другими участниками.
В категорию людей, наиболее уязвимых к психотравме, как раз попадают те мужчины, которые приходят на тренинг, не чувствуя уверенности в себе. Они могут быть образованы, галантны, умны и талантливы, но им не хватает силы духа и психологической защищённости.
Последствия от таких «превращений в мужчину» проявляются уже через пару недель. Человек проваливается в ощущение тотального поражения, в сознание впечатывается убеждение «Я неудачник». Итоги могут быть разными: ухудшение самочувствия, апатия, отказ от следования нормам социальной жизни, агрессивность и раздражительность, проблемы в интимной жизни, алкоголизм.
Отзыв о тренинге «Спарта» на sektam.net
Созависимость
Иерархия тренинга втягивает участника в так называемый треугольник Карпмана — модель созависимого поведения, описанную американским психиатром Стивеном Карпманом. В ней существуют три роли: Жертва, Агрессор и Спасатель.
Жертвой становится посетитель тренинга, а тренер выступает в роли Агрессора или Спасателя.
Драматический треугольник Карпмана опасен закреплением сценария «Жертва — Агрессор — Спасатель», который лежит в основе деструктивных созависимых отношений. В этом сценарии ни одна из сторон не испытывает счастья: Жертва тратит силы на обиды и недовольство жизнью, Агрессор — на переживание гнева, а Спасатель — на то, чтобы реанимировать жертву после очередной передряги.
Для участников созависимых отношений характерно:
- несдержанное, вызывающее поведение;
- стремление унизить другого, вызвать у него чувство стыда;
- обвинение других в собственных проблемах;
- навешивание на других ярлыков (вспомните «ты самец!» или «ты тряпка!»);
- привычка резко обрывать контакт в разгар конфликтной ситуации;
- подавление собственных чувств;
- конкуренция за власть, стремление решать конфликты по принципу победы одного и проигрыша другого;
- использование денег, секса или чувства вины в качестве рычага для управления другим человеком.
С треугольником Карпмана любой из нас сталкивается ежедневно: мы сами или кто‑то из знакомых критикует другого (Агрессор), даёт советы (Спасатель) или сетует на несправедливость (Жертва). Когда такое взаимодействие входит в привычку, оно ведёт к своего рода зависимости в отношениях с другими людьми.
Как это происходит? У каждого из нас есть свои психологические потребности: кто‑то чувствует себя неуверенным и черпает самоуважение извне, кому-то необходимо быть нужным, «спасать», кто-то самоутверждается за счёт унижения других. Таким образом мы и занимаем определённые роли в отношениях.
В случае с тренингами участники, нуждающиеся в наставнике, могут попасть в зависимость от ведущего, который представляется носителем ценных знаний, дарующих благополучие.
Из описания тренинга на praktiki.info
Чтобы оградить себя от участия в такой «игре», необходимо занять позицию Наблюдателя. Для этого полезно посмотреть на ситуацию со стороны и задать себе вопросы: «Чего человек добивается, когда провоцирует меня на эмоции?», «Происходит ли это по моему желанию или помимо моей воли?», «Эта роль моя собственная или навязанная?».
Никто из нас не идеален, и потребность стать лучше для любого человека вполне естественна. Но если вы действительно заботитесь о своём психическом комфорте и хотите развиваться, лучше найдите хорошего психотерапевта. Не за три дня и даже не за три месяца, но он поможет вам ощутить себя настоящим, живым. Поддержит вас, пока вы будете неумело рулить, то и дело попадая в ямы.
Не обязательно этот путь приведёт вас в разноцветный, манящий огнями «внутренний Нью-Йорк». Вполне может оказаться, что вы прибудете в небольшой, но свой внутренний городишко, где именно вам тепло и уютно.
Лёгких путей в саморазвитии просто не бывает. Поделитесь этим текстом в соцсетях, чтобы меньше людей напрасно тратили деньги и портили себе жизнь, доверившись сомнительным советам очередного гуру.
Источник
Многие не знают, или не понимают само значение слова тренинг. Так что такое тренинг? В переводе с английского оно означает воспитание, учение, и на занятиях обучение проходит как тренировка знаний и умений. Тренинг – это разновидность активного обучения, в процессе которого происходит развитие определенных знаний и умений не только в теории, но и подкрепляется практическими упражнениями и играми.
Упражнений очень много, и каждое моделирует какую-либо жизненную ситуацию. Их можно разделить на виды: коммуникативные – для командной работы; коррекционные – направлены на исправление поведения, зависти, жадности, страхов; психотехнические – направление психологии; педагогические – для учителей; развивающие – для развития памяти, воображения, внимания, и других личностных качеств; игры и развлечения – для младшего школьного возраста и подростков.
Виды тренингов
Тренинги бывают индивидуальными, групповыми и корпоративными, их конечный результат направлен на решение какой-либо проблемы и достижению цели. Самым первым основателем проведения тренингов был Дейл Карнеги. Теперь они становятся частью современного общества, особенно активно их проводят для своих работников разные фирмы. Виды тренингов:
- Навыковые – тренировка какого-то навыка.
- Психотерапевтический – находят решение психологической проблемы.
- Социально-психологический – решается проблема межличностных отношений.
- Бизнесовый – для бизнесменов, чтобы увеличить продажи.
- Смешанный – тренировка всех видов тренинга понемногу.
Упражнения для тренингов
Без тренинговых упражнений не обходится ни одно занятие по тренингу, и особенно выделяются психологические упражнения, которые помогают разобраться в себе, выявить свои сильные и слабые места, а также учат понимать других, стать успешней, счастливей. Эти упражнения разнообразны, и направлены на развитие разных качеств, поэтому специалисты портала тренингов разработали основные психологические упражнения:
- “Подарок” – главная цель состоит в повышении самооценки и настроения. Обычно проводится группой от 8 до 16 человек и занимает 25 минут. Участники садятся в круг, и каждый делает подарок соседу слева. Тот, кто делает подарок, должен молча дать понять, что он дарит, а тот, кто принимает подарок должен понять, что ему подарили. Когда все подарки подарены, тренер спрашивает у участников, какой подарок был подарен, а какой принят, и несоответствия ответов выясняют с участием всей группы. Это упражнение помогает наладить понимание в общении, сосредоточить участие с людьми.
- “Мои недостатки” направлено на улучшение своей оценки, самоанализ. Количество участников может быть любым, занимаемое время 25 – 35 минут. Главное, в этом упражнении найти своим плохим качествам другое название, чтобы по-новому на них посмотреть. Нужно не меньше чем за 5 минут, составить список личных недостатков, и, представить, что они принадлежат другому, но любимому человеку. Затем вычеркнуть те, которые можно простить, и которые не помешают любить другого человека, и те, которые можно преодолеть. Если недостатки еще остались, то можно научиться с ними жить и бороться.
- Психологическое упражнение для развития личностных качеств “Я хочу изменить в себе”. Для этого упражнения нужно начертить таблицу, в одной колонке написать те качества, от которых надо избавиться, в другой – которые хотелось бы приобрести. Писать, не думая и не анализируя, первое, что придет в голову. Затем, все эти качества разделить по важности, присваивая каждой категории свою букву: А, В, С, и начинать работать с самыми приоритетными по важности качествами.
- “Без оценок” – психологическое упражнение, цель которого научить более лояльно относиться к людям. Участники делятся по парам, и, каждый по очереди рассказывает об общих друзьях, но не оценивает их. Второй участник должен следить за тем, чтобы высказываемый, не давал никаких оценок. Затем нужно проанализировать допущенные ошибки, какие были сложности.
- Психологическое упражнение “Спутанная цепочка” – обучит слаженно работать в коллективе. Группа становится в круг, и, с закрытыми глазами, правой рукой сцепляются с той рукой, которая попадется первой. Затем то же самое делают с левой рукой, потом открывают глаза и распутываются, не разжимая рук. Получится или круг, или несколько цепочек. В итоге нужно выяснить: что облегчало, или затрудняло упражнение, кого можно похвалить или отметить.
- “На риск”, или на доверие. Попросить участников довериться, и присоединиться в круг. На этом упражнение заканчивается, и, нужно выяснить почему кто-то вошел в круг, а кто-то нет, может люди зря доверяют не задумываясь.
- “Жизненные цели”. Упражнение научит определить цели в жизни. На листике надо ответить на вопрос: «что я хочу от жизни»? Писать можно все, что придет в голову, можно фантазировать, в течение 15 минут. Затем, выбрать реальные цели, которые можно осуществить за следующие 3 года, потом на следующие 6 месяцев. Так, постоянно поправляя их, нужно двигаться в заданном направлении по достижению своей цели в жизни.
Это основные и широко известные психологические упражнения для тренинга, но существуют еще и просто интересные упражнения:
Интересные упражнения
- Упражнение для тренинга “Воздушные замки” – учит коллективной работе. В группе могут быть до 30 человек. Группа делится по 4-6 участников, и за15 минут строят башню из бумаги. У кого получится самая высокая башня, тот и победил. Затем подводят итоги: что помогало, или мешало работе, нравится ли башня. Обсуждение всей группой делает упражнение веселым и дружным.
- “Выйди из скорлупы” – тренирует опыт убеждения. На полу чертится круг, и, один из участников становится в середину, остальные должны убедить его выйти из круга. Можно уговаривать, что-то обещать, объяснять. После того как участник покинет круг, нужно обсудить использованные методы убеждения.
- Упражнение для тренинга – “Переправа”. Интересное упражнение, направленное на выявление положительных и отрицательных качеств в командной работе. Может занимать до часу времени и участвуют до 20 человек. Для упражнения необходимо две веревки по 1,5 метра положить на пол, на расстоянии 4-5 метров. Группа становится на одну из веревок и ей необходимо переправиться на другую веревку. Нельзя касаться пола между двумя веревками, а также использовать посторонние предметы. После обсуждают командную работу, определяют лидера, и того, кто ничего не делал.
- “Витязь на распутье”. Вырабатывается опыт презентации и убеждения. Группа делится по 3 человека, остается один, который будет играть главную роль. Упражнение выполняется по мотивам сказки про Илью Муромца, который должен выбрать в какую сторону ему поехать. Каждая команда должна убедить главного героя, в какую сторону ему поехать, и что именно их направление самое выгодное.
- Упражнение для тренинга – “Билет на Гавайи” – тренирует метод убеждения. Группа делится на команды по 3 человека, и им говорится, что достался билет на Гавайи, но поехать может только один человек. Через 5 минут обсуждения группы решают кто поедет на Гавайи. На обсуждении выясняют почему приняли такое решение.
Тренинговые игры
Кроме психологических и интересных упражнений, есть еще и тренинговые игры. Игры в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, чтобы ребенку было легче пережить переход из садика в школу. Тренинговые игры научат коммуникабельности, общительности, как вести себя в различных ситуациях, подготовят к более взрослой жизни. Также есть и разогревающие игры, которые необходимо проводить в начале тренинга, чтобы участникам легче было настроиться на основное занятие. Разогревающих игр довольно много, но можно выделить основные: “знакомство” – игра для знакомства группы друг с другом; игры на сплочение команды; ролевые игры; психологические игры; деловые игры.
Выбор упражнений, или игр, методов тренинга зависит от цели, поставленной перед занятием. Например, если данная группа собралась для того, чтобы научиться работать командой, то и упражнения, и игры тренер разработает на командообразование. Правильный подбор метода обучения способствует быстрому запоминанию материала, и использованию его в жизненной ситуации. В общем, все, кто хочет достигнуть личностного роста, развить разные качества, добиться определенных целей в жизни, должен заниматься тренингом.
Источник