Тренировка мышц для пения

Тренировка мышц для пения thumbnail

Улучшить свой голос гораздо легче, чем кажется. В подборке представлены элементарные упражнения, которые помогут открыть и настроить его, а также сделать более сильным и красивым.

Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.

Ведь голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте звучать великолепно.

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина — в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

Источник

Вы повзрослели, но ваши мечты о карьере вокалиста не исчезли? Хотите научиться петь, но не знаете, какие техники применять, чтобы голос не срывался? Не понимаете, как можно натренировать голос? Мы подготовили для вас инструкции и упражнения, которые помогут вам поставить голос.

Каждый из нас в детстве или не совсем хоть раз брал в руки расчёску, использовал её в качестве микрофона и крутился перед зеркалом, выкрикивая «Май харт уил гоу ооон энд оооон» или «Ви а вэ чемпионс, май фрэээндс». Потом приходили родители, смеялись от увиденного, и мечты о певческой карьере почему-то всё больше казались мечтами, чем реальностью.

Но однажды утром вы проснулись и осознали: «Сейчас или никогда!» Хватит голосить для машины в пробке или для соседей в душе. Пора усовершенствовать вокальные данные и освоить пение на серьёзном уровне. Мечты ведь должны сбываться.

Самое главное для хорошего певца — это ровное дыхание и голос, который заинтересует слушателя, а не вынудит его закидать вас помидорами. С этого и нужно начинать обучение.

Как поставить дыхание?

Для того, чтобы поставить дыхание, нужно сначала поставить опору.

Опора — это область нашего тела, на которую мы опираемся при пении.

За счёт опоры и используется дыхание. У певцов она должна находиться в животе. Поэтому начинающим исполнителям в первую очередь нужно научиться связывать дыхание с опорой. Вдыхать нужно в нижнюю часть диафрагмы. Именно там находится опора.

Как поставить голос в домашних условиях?

Это зависит от того, какой именно голос вы собираетесь ставить. Если речь идёт об эстрадном голосе, то достаточно выбрать исполнителей, которые вам нравятся, слушать их как можно больше и пытаться повторить за ними. С вероятностью в 70% у вас получится воспроизвести их манеру пения.

Птичка пытается

Если мы говорим про классическую музыку, в домашних условиях голос не поставить. Когда мы начинаем петь, наш голос тембрически меняется. И что с этим делать, расскажет преподаватель. Да, у вас может быть небольшой успех, если упорно и усердно смотреть ролики с YouTube, но колоссального прогресса без поддержки знающего человека не получится.

Упражнения для постановки голоса

Как бы это странно ни звучало, но голос в вокале занимает последнее место по важности. Поэтому его постановкой, как правило, никто не занимается. Помните, в вокале важны опора и дыхание.

Расскажем вам про основные упражнения, если вы начинающий певец.

1. Упражнения для дыхания: распевки, скороговорки и физические упражнения. Если у вас в школе было пение, то вы помните эти ноты от «до» до «до», когда с каждой звук становился всё громче и тоньше. Скороговорки помогают для дикции и для связок. Что касается физических упражнений, здесь речь о небольшой гимнастике. Связки — это мышцы, поэтому их тоже необходимо разогревать, как разогревают свои мышцы спортсмены.

Вспоминаем уроки физкультуры в 6 классе и разминочку на них. Делаем всё то же самое: потягушки — голова — туловище — ручки — ножки — потягушки.

2. Упражнения, чтобы голос не сорвался. Чтоб голос не сорвался, нужна хорошая опора. Если вы даёте так называемого петуха, это означает, что голос сел на связки и они сорвались. Этого делать нельзя.

Весь вокал — это визуализация, поэтому представляйте, что голос направляется в зону «третьего глаза».

Во время пения нужно представлять, куда мы направляем голос, чтобы было легче. Физически он никогда не окажется во лбу, потому что там нет дыхательных путей. Но если думать об этом, то ноты работают именно так и там. Магия, не иначе.

Представляйте, что направляете голос в зону третьего глаза, как этот котик

Ставьте голос на опору, максимально напрягайте низ живота и представляйте, что голос идёт не наверх, а вниз, как по трубе. Тогда вы осмысливаете взятие верхних нот, и они получаются.

3. Упражнения, чтобы голос не дрожал. Дрожит на самом деле не голос, а гортань. И слышимое дрожание означает, что она поднимается. Дрожащей гортанью тоже опасно петь, это вредно для здоровья. Гортань поднимается, потому что нет правильно поставленных опоры и дыхания.

Если же они поставлены, а такая проблема всё равно возникает, нужно представлять, как поднимается дальняя часть нёба. Язык при этом должен максимально опускаться к кончикам нижних зубов. В таком случае гортань должна начать слушаться. Или наоборот, звук нужно сузить: пустить голос к верхним зубам, опустив язык вниз и подняв нёбо наверх.

Ещё можно попробовать опустить голову. Вместе с ней опустится гортань и перестанет дрожать. Если и это не помогает, то нужно пошевелить головой во время пения, сохраняя на месте опору и дыхание.

Ну, и напоследок, для тех, кто хочет менять тон. Можете начать курить или сбросить несколько килограммов. А если серьёзно, то менять тон нет никакого смысла. Каждый голос уникален, нет двух одинаковых голосов в природе.

Если вам хочется всё-таки разрушить свой дар и придать ему неестественную тембристику, то распевайте голос. Есть вероятность, что у вас не получится распеть его до желаемого тона просто потому, что у вас нет такого диапазона.

Чтобы понять, дано вам это или нет, попытайтесь взять самую нижнюю и самую верхнюю ноту при распевке. Тогда и поймёте, получится у вас или нет. Звучать может неправильно и некрасиво, но голосом вы достанете. Тогда на профессиональном уровне спеть это получится, но понадобятся долгие тренировки.

Если вы прибавили себе наверху 2–3 ноты, то они уйдут снизу.

Расширить диапазон не получится. Сломаете голос. И будет где-то больше, а где-то меньше. Задумайтесь об этом. Всё ведь можно подстроить под ваши особенности и наслаждаться тем, что есть.

Как видите, секрет хорошего голоса для вокалиста прост — нужно визуализировать звук и тренироваться. Тогда вы научитесь петь не хуже Бьонсе.

Читайте полную версию статьи: Как поставить голос? 13 Потрясающих техник постановки голоса

А какие техники пения для новичков знаете вы? Поделитесь с нами в комментариях. Не забудьте сделать репост статьи, чтобы сохранить полезные советы по постановке голоса.

Источник

Насколько значима диафргама при пении? Как любая мышца в теле, диафрагма имеет мышечную память. Она «учится» удерживать вдох, выводить выдох и выталкивать звук. Если хотите научиться петь правильно и красиво — «качайте» вокальные мышцы, как в спортзале.

Есть много упражнений для вокалистов на тренировку диафрагмы. В работе с учениками я адаптировала некоторые из них и превратила в лайфахк для голоса. Вы найдете его описание в конце статьи, но сначала немного теории о том, как работает диафрагма в вокале.

Два главных упражнения в пении на тренировку диафргамы.

Поведение диафрагмы при пении будет отличаться в зависимости от того, что и как вы поете: ведете звук плавно и нежно или агрессивно его выкрикиваете. Если вы хотите научиться и тому, и другому, то стоит освоить два самых главных приема любого вокалиста: пение на легато и стаккато.

«Легато» (от латинского «legato» — «связнный») — такой прием пения, при котором:


  • звук получается непрерывным и тягучим, все ноты связаны между собой,


  • диафрагма статична, она расширяется, ребра раздвигаются и удерживают дыхание,


  • легато помогает расходовать дыхание экономично, выводить воздух по по чуть-чуть,


  • часто используется в медленных песнях, где нужно соединять звуки плавно и напевно. Например, баллады Уитни Хьюстон.

Но случается, что нам нужен не плавный напевный звук, а мощный и резкий, с активной подачей. Тогда мы используем второй прием пения. «Стаккато» (от латинского «staccato» — отрывистый, дробный):


  • отрывистый звук, используется, чтобы подчеркнуть какое-либо слово акцентом, подать звук громко,


  • диафрагма подвижна, выталкивает каждый звук вместе с коротким выдохом,


  • упражнения для вокалистов на стаккато позволяют ощутить силу звука, научиться брать ноту активно,


  • стаккато полезно выполнять на начальных этапах постановки голоса,


  • помогает смыкаться связкам плотно, толстой массой и удерживать дыхание

Почти все педагоги включают в свои уроки упражнения на стаккато. Я советую вам также выполнять их, если вы занимаетесь дома самостоятельно, для разогрева голоса. 

Тренировка диафрагмы и дыхания на стаккато

Диафрагма при пении на легато сокращается медленно и плавно. Это создает правильное давление воздуха и поддержку дыхания для голоса. Мышцы ребер раздвигаются и удерживают статичное положение, не опадая и не сужаясь, как раскрытый зонтик — взгляните на картинку. 

Тренировка мышц для пения

На стаккато все наоборот: диафрагма очень подвижна, она то и дело расширяется и сужается. И выталкивает выдох вместе со звуком. Наиболее ощутимо это сокращение в районе солнечного сплетения.

Чтобы лучше понять технику стаккато, представьте, что вы идете по темному парку. Вдруг из кустов выпрыгивает некто неизвестный и дает вам под дых. Что произойдет? Вы согнетесь пополам, мышцы живота резко сократятся.

 Cкорее всего, вы издадите звук похожий на «Ах!», резко вытолкните воздух. Сымитируйте этот выдох, почувствуйте, как мышцы живота сократились и ушли вовнутрь, а вместе с ними активно вышел выдох.

самое простое упражнение на диафрагму

Тренировка диафрагмы в практике:

  • найдите солнечное сплетение у себя. Мы уже делали это ранее, когда учились дышать животом. Для этого пальцами коснитесь ребер спереди там, где они соединяются,
  • положите ладонь на эту область, вдохните и надуйте «шарик» на солнечном сплетении,
  • а теперь резко с выдохом уведите надувшиеся мышцы назад, словно хотите, чтобы они прилипли к позвоночнику,
  • выдох должен быть шумным и активным,
  • затем снова коротким вдохом наберите дыхание в область солнечного сплетения и снова вытолкните его,
  • сделайте восемь таких толчков на слог «Ха!».

В данном случае происходит не только тренировка диафрагмы, но и мышц живота. Начните с медленного темпа. На каждый слог «Ха!» мы сокращаем диафрагму полностью, чтобы «шарик» воздуха сдулся целиком. И заново берем короткий вдох, неважно — ртом или носом.

Используйте это упражнение перед пением. Голосовому аппарату легче настроиться на работу на упражнениях без звука, и после разогрева на дыхание переходить к упражнениям с голосом.

Лайфхак для голоса: как быстро «прокачать» диафрагму при пении

Перейдем к самому лайфхаку. Когда вы освоили быстрые вдохи-выдохи, используя солнечное сплетение, и поняли что диафрагма подвижна, подключаем голос к данной тренировке.

скажите фразу «я пою» по слогам

Возьмем фразу «Я пою» и скажем ее по слогам: Я-По-Ю. А теперь вытолкните каждый слог диафрагмой на стаккато. Сокращая диафрагму, солнечное сплетение и переднюю стенку живота. Активно выдыхайте по слогам на «Я-По-Ю» как в предыдущем упражнении на слог «Ха!».

говорим с подачей и энергией!

Звук громкий, направленный в пространство от вас. Не говорите себе под нос, иначе лайфхак не сработает, а мышцы будут вялыми. Толкайте выдох и голос.

следите за ровным выдохом

Движения диафрагмы по силе толчка должны быть абсолютно одинаковые и ровные, как метроном. Старайтесь не дергать мышцы, а слаженно ими работать.

уберите зажимы с горла

Звук активный, но толкаем его не горлом, а диафрагмой и выдохом. Не переходите на крик или в зажим. Если громко сразу не получается — не страшно. Начните с мягкого выдоха, а потом постепенно увеличивайте громкость голоса. Связки смыкаются плотно, но аккуратно, без напряжения.

диафрагма работает на 100%

Прорабатывайте все выдохи до конца: после каждого слога необходимо уводить живот назад, выталкивая звук, и снова брать дыхание. При вдохе выдвигать живот и солнечное сплетение вперед. Создавайте воздухообмен, берите дыхание чаще, при каждом произнесении слога: вдох-выдох-вдох-выдох.

сложный вариант упражнения для продвинутых вокалистов

Когда вы повторите данный алгоритм несколько раз и уже без колебаний сможете ощущать работу диафрагмы, усложните упражнение.

Повторите каждый слог из фразы два раза: «Я-а. По-о. Ю-у.» Если выдох не выходит, перейдите на полушепот и добавьте букву «Х» в начале второго звука: «Я-ха По-хо Ю-ху». Это поможет произнести гласную мягче, ощутить выдох интенсивнее.

Далее делим фразу на три звука, повторяя трижды каждый слог: «Я-а-а. По-о-о. Ю-у-у», и каждый из них выталкиваем диафрагмой вместе с выдохом. Затем добавляем четвертый слог: «Я-а-а-а По-о-о-о Ю-у-у-у» и так далее. Насколько хватит сил в ваших мышцах. Темп со временем можно увеличивать.

Так работает диафрагма при пении на стаккато. Сокращается и выталкивает выдох вместе со звуком. Приведенное выше упражнение «Я-по-ю» хорошо подходит не только вокалистам, но и актерам, ораторам, лекторам для постановки красивого уверенного голоса.

тренировка диафрагмы, дыхание при пении, упражнения для вокалистов, вокал, уроки вокала, вокал для начинающих, вокал с нуля, как научиться петь, приемы пения, секреты вокала

Что дает тренировка диафрагмы при пении?

Чтобы голос был разносторонним и интересным, нужно владеть разными приемами пения. При исполнении песни у вас не всегда будет возможность долго и протяжно держать звук и выдох. Зачастую мелодия современных песен подвижна, прыгает то вниз, то вверх, а то, вообще, превращается в набор мелизмов из быстрых нот.

Чтобы спеть все эти рулады, нам нужна тренировка диафрагмы при пении. Упражнение для вокалистов на стаккато делает диафргаму подвижной и сильной, а от подвижности диафрагмы зависит и подвижность голоса.

Освойте несколько техник пения:

Важно включать в свою дыхательную гимнастику упражнения и на статичный долгий выдох, и на активность диафрагмы, чтобы приучать данную мышцу к разным приемам пения.

При тренированной диафрагме вы легко сможете переключится с низкого звука на высокий, спеть быструю фразу в песне, сделать красивые мелизмы. Конечно, за эти функции отвечает и гортань, но это тема для другой беседы.

Кстати, чтобы лучше понять,  как работает диафрагма при пении, посмотрите это короткое и понятное видео.

Напишите мне в комментариях, получилось ли у вас применить лайфхак и какую пользу принесло данное упражнение.

Источник