Тренировка мышц глаз ребенка
При близорукости наблюдаются проблемы с восприятием предметов, расположенных на дальнем расстоянии. Обычно первые проявления болезни диагностируются в детском возрасте, когда прогрессирование заболевания можно остановить. Лечебная гимнастика способна снизить нагрузку на зрительные мышцы, способствуя лечению близорукости у детей.
Что такое близорукость
Близорукость (миопия) — это дефект зрения, при котором человеческий глаз плохо различает объекты, расположенные на удаленном расстоянии. У человека с идеальным зрением луч света, преломляясь в хрусталике, попадает точно на сетчатку. При миопии он фокусируются
перед сетчаткой, на которой вместо изображения формируется круг светорассеяния, из-за чего невозможно настроить правильную чёткость. Чтобы довести изображение до фокуса, близоруким людям необходимо придвинуть его ближе — собственно, от этого и происходит распространенное в быту название заболевания. При этом вблизи человек видит хорошо.
Причины возникновения
Миопия возникает из-за увеличения длины глазного яблока — оно вытягивается, становится овальным, а не круглым, и зона фокуса меняет своё местоположение. В настоящее время общепризнан факт влияния наследственности в появлении миопии.
Сопутствующими факторами появления близорукости являются:
- интенсивные зрительные нагрузки, связанные с рассматриванием предметов на очень близком расстоянии;
- недостаточное физическое развитие;
- неправильное питание;
- заболевания эндокринной системы.
Виды близорукости
Близорукость бывает врождённой или может появиться со временем. Также выделяют ложную миопию, которая обусловлена усилением тонуса ресничной мышцы. К наиболее распространённым видам относятся:
- осевая миопия — связана непосредственно с увеличением длины глазного яблока;
- ночная миопия — возникает при недостаточном освещении;
- рефракционная миопия — вызвана чрезмерными преломляющими особенностями оптической системы глаза.
По характеру развития выделяют прогрессирующую (от 1 и более диоптрий в год), транзиторную (временную, подвид ложной) и осложнённую (стационарную). Очень часто дефект прогрессирует именно в детском и подростковом возрасте, поскольку в этот период стремительно растёт весь организм, в том числе и глазное яблоко.
Степени близорукости
В зависимости от сложности протекания заболевания выделяют три степени миопии:
- слабая (до -3,0 диоптрий);
- средняя (от -3,25 до -6,0 диоптрий);
- высокая (от -6 до 30 диоптрий).
При миопии прописывают линзы или очки с отрицательными показателями оптической силы, рекомендуют заниматься гимнастикой для глаз. Проводить операции желательно по достижению 21 года (в некоторых источниках — 25 лет), т.к. примерно только в том возрасте глаз заканчивает рост.
Близорукость и сетчатка глаза
Сетчатка представляет собой тонкий слой нервной ткани, касающийся одной стороной глазного яблока. Она принимает световые сигналы от хрусталика и роговицы и перенаправляет их в головной мозг в виде нервных импульсов.
Миопия, которая не является заболеванием сетчатки, сопровождается увеличением глазного яблока, что ведёт к её растяжению. Чем серьезнее степень миопии, тем большей является вероятность появления заболеваний сетчатки — кровоизлияния, опухоли, разрыва, дистрофии, ретинита и др.
Зарядка для глаз при близорукости
На сегодняшний день предлагается несколько разновидностей гимнастики для глаз, однако не все они должным образом апробированы и заслуживают доверия. Комплекс занятий для глаз, речь о котором пойдет ниже, был систематизирован доктором медицинских наук и академиком Международной Академии офтальмологии Авестисовым Э.С. Он создан для детей, однако может использоваться взрослыми, которым нужно постоянно напрягать глаза.
Зарядка направлена в первую очень на то, чтобы научить мозг чётко видеть, улучшить кровообращение в тканях и натренировать мышцы аккомодационного аппарата глаза.
Гимнастика для тренировки глаз при близорукости у детей:
- Чтобы улучшить кровообращение и расслабить мышцы. Исходное положение — сидя, спина ровная. Сильно зажмурьтесь на 5 секунд, после — быстро откройте глаза также на 5 секунд. Повторите 8 раз.
- Для улучшения кровообращение век. Примите положение сидя и быстро моргайте в течение минуты.
- Чтобы снизить нагрузку на зрительный аппарат. Исходное положение — стоя, вытянув руку вперёд перпендикулярно. Смотрите мимо неё в течение 3 секунд, после переведите взгляд на один палец, сфокусируйтесь на нём в течение 5 секунд, опустите руку. Повторите около 10 раз.
- Для снятия усталости. Исходное положение — как в упражнении номер 3. Сфокусируйте взгляд на пальце и медленно приближайте его к себе, пока картинка не начнёт расплываться. Повторите 8 раз.
- Для улучшения кровообращения век и расслабления мышц глаза. Исходное положение — сидя. Массируйте веки 1 минуту.
- Для укрепления бинокулярного зрения и мышц обоих глаз.Исходное положение — как в упражнении номер 3, вытягиваем правую руку. Сфокусируетесь взглядом на кончике пальца на 5 секунд, потом прикройте свободной рукой левый глаз на 5 секунд, после уберите ладонь и продолжайте смотреть обоими глазами. Поменяйте руки и повторите по 5 раз.
- Для улучшения циркуляции внутриглазной жидкости и снижения напряжения. Исходное положение — стоя. Закройте глаза, легко нажмите пальцами на веки в течение 2 секунд, уберите пальцы. Повторите 3 раза.
Упражнения при близорукости можно выполнять в любой последовательности. Лёгкий дискомфорт при их выполнении вполне объясним — т.к. зрительная система у близоруких людей взаимодействует с мозгом иначе, то при непривычном напряжении глаз наблюдаются головные боли и головокружения. Это происходит из-за того, что мозг получает неожиданную для него нагрузку и пытается адаптироваться.
Витамины при близорукости
Избавиться от миопии невозможно, однако можно её предотвратить, а при появлении близорукости у ребенка — скорректировать. Витамины для глаз в этом помогут. Получить их можно путём обогащения рациона свежими фруктами и овощами либо с помощью специализированных БАДов. К особенно важным для зрения витаминам относят:
- Витамин А. При его недостатке наблюдается ухудшение зрения, т.к. он необходим для работы сетчатки. В большом количестве содержится в чернике, абрикосах, моркови, печени, яйцах, молочно-кислых продуктах, а также — в рыбьем жире;
- Витамин С. Нужен для поддержания тонуса глазных мышц. Для восполнения дефицита обратите внимание на белокочанную капусту и цитрусовые;
- Витамины группы В, в особенности В2 (укрепляет сосуды глаза), В6 (необходим для снятия напряжения) и В12 (без него невозможно нормальное кровоснабжение). Они содержатся в яйцах, крупах, сухофруктах.
Если при близорукости у ребенка вовремя обратить внимание на комплекс занятий для глаз, то можно предотвратить снижение зрения и помочь глазным мышцам воспринимать различные виды нагрузки.
Источник
Большинство людей не уделяют зрению должного внимания, а зря. В настоящее время проблемы со зрением у детей возникают не только из-за наследственности, врожденных заболеваний, но и образа жизни, а именно перегрузки зрения гаджетами и другой зрительной нагрузки. Уже с детского сада необходимо внимательно относиться к здоровью глаз. Научить следить за своим здоровьем и постепенно ввести это в привычку малыша должен взрослый.
Профилактика заболеваний глаз
- контроль за временем использования различных гаджетов;
- гимнастика для глаз;
- достаточная освещенность в помещении;
- игры на свежем воздухе;
- здоровое питание.
Гимнастика для глаз
Гимнастика помогает снять напряжение, усталость с глазных мышц, улучшает кровообращение. Выполнять 2-3 раза в день, не более 10 минут. Каждое упражнение повторяем 2-3 раза (постепенно переходя к 8 повторений). Придерживаемся правила от простого к сложному. Проводятся в положении сидя, при необходимости (например,дошкольникам) можно сочетать с игровой формой (стихи, песенки) или подвижными играми. Это ещё и поможет увлечь ребёнка. Вообще проведите с ребёнком любого возраста зачем вообще необходима данная гимнастика.
Для некоторых упражнений есть противопоказания, поэтому если у ребёнка есть проблемы со зрением, лучше проконсультироваться со специалистом, прежде чем выполнять такую гимнастику.
В настоящее время известно много методик, но мы рассмотрим простые и понятные упражнения, при этом эффективные, которые подойдут для профилактики.
Можно использовать различные формы проведения гимнастики для глаз:
— в стихотворной форме.
Подойдет для самых маленьких.
— использовать схемы для выполнения некоторых из упражнений.
Упражнения:
1 «Жмурки»
Сильно зажмуриваем глаза на 3-4 секунды, далее открываем на то же время. Не спешить, иначе не будет никакого положительного эффекта, скорее наоборот мышцы глаз устанут еще больше.
Быстро моргаем, но не напрягаясь. Упражнение выполняем примерно секунд 10 (постепенно доходя до 1 минуты). В перерывах можно чередовать открытые и закрытые глаза.
3. «Светофор»
Закрываем правый глаз и изображаем мигание светофора левым глазом. Затем меняем. Упражнение развивает еще и внимание и координацию.
4. «Маятник»
Смотрим на лево, затем переводим взгляд на право, далее наоборот и т.д. Упражнение выполняется в медленном темпе, голова должна быть неподвижна. Можно добавить этому упражнению яркую игрушку, за движение которой необходимо наблюдать.
5. «Пол — потолок»
Аналогичное упражнение, но смотрим вверх-вниз.
6.»Гляделки»
Упражнение выполняется вдвоём. Необходимо сесть друг напротив друга и смотреть в глаза. Кто первый моргнул, тот проиграл.
7. «Отдых»
Закрываем глаза, про себя считаем до 15. Открываем глаза и так несколько повторений.
8 «Приближение»
Правую руку вытягиваем вперед, в руке яркая игрушка или любой небольшой яркий предмет. Смотрим на него внимательно, двигаем его к кончику носа и обратно. Упражнение выполняем в медленном темпе, когда предмет становится ярким пятном, то прекращаем упражнение. После отдыха ещё несколько повторений.
9 «Часы»
Имитирует глазами ход часовой стрелки, а затем делаем движения глазами против часовой стрелки. Упражнение выполняется в медленном темпе, голова неподвижна.
10. «Крестики»
Рисуем глазами крестик. Сначала в одной последовательности (с левого нижнего угла в правый верхний- с левого верхнего угла в правый нижний), затем в противоположной. Темп медленный, голова неподвижна.
11. «Далеко-близко»
Лучше выполнять это упражнение перед окном или на улице. Смотрим на предмет находящийся вдалеке. Рассматриваем его примерно 10 секунд. Далее смотрим на предмет находящийся примерно 30 см от глаз, смотрим на него также примерно 10 секунд.
12. «Массаж век»
Легонько массируем верхнее веко от внутреннего края к наружному. Нижнее веко наоборот. Массаж проводится не более 60 секунд.
13. «Восьмёрочки»
Глазами рисуем цифру 8 (или используем специальный плакат).
14 «Найди вещь»
Просим ребёнка, найди взглядом, какую либо вещь.
Гимнастические упражнения для глаз помогут детям в любом возрасте и даже взрослым расслабить мышцы глаз, улучшить в них кровоснабжение, тем самым уменьшить риск развития заболевания. Но при условии регулярного выполнения.
Упражнения можно использовать выборочно или в комплексе. Подойдут как элементы в физкультминутках в процессе обучающих занятий в дома, детском саду и школе.
Вам может быть интересно:
— 5 причин необходимости наличия в доме массажного коврика и 5 оригинальных идей для изготовления его своими руками.
— Внимание, опасные игрушки!
— Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка
Источник
Последнее обновление статьи: 23.03.2018 г.
В современном мире, когда подвижные игры на свежем воздухе потеряли свою популярность, а компьютерные – приобрели, всё больше детей испытывают проблемы со зрением. Ограничение высоких нагрузок, сбалансированное питание, повышение двигательной активности и зарядка для глаз являются эффективными методами профилактики. Сокращение и расслабление мышц под воздействием специальных комплексов упражнений улучшают кровообращение в тканях глаза, позволяют уменьшить количество времени, направленное на адаптацию при изменении условий окружающей среды (переход из тёмного в светлое помещение, и наоборот), повышают выносливость организма при длительных нагрузках.
Постоянное проведение тренировок способствует укреплению мышечного аппарата, что позволяет обеспечить профилактику возникновения аномалий рефракции, возникающих на фоне спазма аккомодации.
Основные этапы создания зрительной гимнастики
- В основе развития и становления метода лежат работы Уильяма Бейтса, который отметил положительное влияние комплексов упражнений для глаз на зрение. Он считал, что важно снять психологическое напряжение. Его методики основывались на пальминге, воспоминаниях и мысленном представлении объектов, необходимых для повторения.
- Для тренировок по методу Норбекова основным является комплекс, направленный на укрепление глазодвигательных и косых мышц, стимулирование аккомодации, разведение осей глаза с последующим расслаблением.
- Гимнастика, предложенная Ждановым, имеет два направления заданий. Так, упражнения для близоруких сочетают в себе стимулирование зрительного анализатора как вдали, так и вблизи. У дальнозорких все процессы тренировки происходят на рабочем расстоянии и вблизи.
- Комплексы профилактических и лечебных занятий, разработанных Аветисовым, направлены на улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости наряду с укреплением глазных мышц и работой над аккомодационным резервом.
- Достижение расслабления мышц при работе с помощью специальных непрозрачных экранов, с использованием более слабых очковых линз (для пациентов с очень низким зрением) или оправ без стекол и с чередованием работы глаз – уникальная методика Утехина, сочетающая основы плеоптики с новейшими технологическими приёмами.
- Розенблюм, Мац и Лохтина создали аккомодотренер для расслабления аккомодационных мышц.
- Маргарет Корбет предложила самостоятельно изменять фокусное расстояние посредством перемещения книги во время чтения либо частого изменения положения тела. Была сторонницей активной мимической зарядки (особенно для век и бровей).
Особенности проведения
Врачи-офтальмологи рекомендуют делать упражнение для зрения не реже двух раз в день, а в идеале в течение 10 минут после каждого часа напряжённой работы.
Проводят гимнастику без спешки в спокойной обстановке под контролем родителей. Ребёнок должен быть расслаблен. В дальнейшем возможно самостоятельное выполнение комплекса, направленного на профилактику и восстановление зрительных функций.
Классическая инструментальная музыка лучше всего подходит в качестве музыки для зрительных упражнений.
Показания
Проведение упражнений для глаз показано:
- детям с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Проводят не реже 4 раз в день, а в случае работы за компьютером или планшетом — через каждые 45-50 минут. В этой ситуации основной целью является не профилактика ухудшения зрения, а снижение зрительного напряжения, что активно используется в комплексном лечении таких пациентов, позволяя остановить прогрессирование заболевания;
- при наследственной предрасположенности (когда один или оба родителя страдают проблемами со зрением) постоянное применение методик гимнастики позволяет уменьшить частоту возникновения спазма аккомодации, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие физиологической причины нарушения функции зрения;
- при возникновении жалоб на усталость глаз или появление двоения после длительной нагрузки. Перед началом проведения упражнений для зрения в этом случае необходимо обратиться к врачу-офтальмологу для проведения обследований с целью раннего выявления глазной патологии;
- детям с высокой зрительной нагрузкой, а также использующих для учёбы или игр компьютерную технику или мобильные телефоны, в сочетании с ограничением времени использования гаджетов и повышения двигательной активности посредством подвижных игр.
Противопоказания
Зарядка для глаз имеет и противопоказания к проведению:
- Упражнения запрещено проводить после операций на мышечном аппарате глаза вследствие нарушения функции оперированной мышцы и повышения тонуса мышцы — антагониста.
- В послеоперационном периоде у пациентов с отслойкой сетчатки гимнастика не проводится.
- При высоких степенях близорукости необходимо проконсультироваться с врачом-офтальмологом для подбора правильного комплекса заданий, не подвергающих угрозе осложнений.
- При угрозе перфорации роговицы упражнения проводить не следует.
- Пальминг (особый вид массажа глазных яблок, применяемый у взрослых) не рекомендуется проводить детям из-за высокого риска нанесения травматических повреждений.
Виды зрительной гимнастики
Существует великое множество упражнений для глаз, которые условно подразделяют на следующие виды:
- выполнение тренировок под стихотворные формы (стишки, прибаутки, потешки) или без оных;
- по наличию дополнительных материалов: с дополнительными предметами (яркие игрушки, ручки, шарики), с наличием демонстрационных плакатов и рисунков, без каких-либо дополнительных объектов.
Комплекс упражнений
- «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
- «Далеко-близко». Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.
- «Восьмёрочки». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз.
- «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.
- «Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз.
- «Приближение». Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим. Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем. Делаем 5 секунд перерыва, затем еще 5 таких приближений.
- «Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.
- «Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом. Родитель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.
- «Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. У маленьких деток с выполнением этого упражнения может помочь яркая игрушка или предмет, за которым следует следить, пока родитель его двигает.
- «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.
Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно, следовательно, качество выполнения будет хуже.
Задания с открытыми и закрытыми глазами чередуются. Дошкольникам рекомендовано проводить данные тренировки исключительно в игровой форме, используя легко запоминаемые стишки.
Со старшеклассниками необходимо провести беседу, в которой подробно объяснить, какую цель мы преследуем, выполняя данные занятия, постараться мотивировать их.
У лиц с близорукостью следует больше внимания уделять упражнениям, направленным на рассматривание предметов расположенных вдали, в то время как дальнозорким рекомендовано больше времени уделять работе на близком расстоянии.
У детей с астигматизмом основными являются задания, направленные на рисование объектов взглядом. У пациентов с косоглазием необходимо вызвать содружественную реакцию глаз с помощью приближения-удаления предметов.
Оценка статьи:
Загрузка…
Источник