Тренировка мышц языка губ
Упражнения для развития мышц языка
Продолжаем работу по укреплению ораторских мышц. Сегодня предлагаю вам наиболее полезные и оптимальные упражнения для развития мышц языка. Язык – один из самых активных органов речевого аппарата и от его работы во многом зависит четкое произношение слов. Порой нам даже сложно представить, какие мгновенные переключения от одной позы к другой совершает наш язык. Как раз в этот момент и наступают трудности произношения.
Особенно часто это происходит тогда, когда мы произносим слова с «пучками согласных» типа: боДРСТвовать, траНСПЛантация, ВСТРевоженный и т.д.
В ситуации публичного выступления, когда волнение неизбежно, наши артикуляционные органы напряжены. Только четкая и слаженная работа речевого аппарата, в том числе и языка, поможет устранить это напряжение и обезопасить нашу речь от проблем с дикцией.
Упражнения для развития мышц языка несомненно будут способствовать развитию его подвижности и переключаемости, что в конечном итоге благоприятно скажется на общении с любой аудиторией.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ ЯЗЫКА
УПРАЖНЕНИЕ 1. «ЛОПАТКА»
И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Открыть рот, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И. П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 2. «ТРУБОЧКА»
И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Рот приоткрыть, губы слегка вытянуть вперед, боковые края языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 3. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» – «ТРУБОЧКА»
И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) — язык «Трубочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 4. «ИГОЛОЧКА»
И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 5. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ИГОЛОЧКА»
И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) – язык «Иголочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 6. «ЧАШЕЧКА»
И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, передний и боковые края языка поднять. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 7. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ЧАШЕЧКА»
И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) — язык «Чашечкой» (напряжение). Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 8. «ГОРКА»
И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончик языка упереть за нижние резцы, спинку языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 9. «ГРИБОК»
И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, широкий язык поднять вверх и присосать к небу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 10. «МАЯТНИК»
И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Под счет до 8 попеременно тянуться кончиком узкого языка к уголкам рта. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 11. РИСУЕМ КРУГ «ИГОЛОЧКОЙ»
И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончиком узкого языка под счет до 4 «рисуем круг» в правую сторону. Вернуться в И.П. Затем также под счет до 4 в левую сторону. Вернуться в И.П.
Выполнить 2 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 12. «ЗМЕЙКА»
И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед, произвести легкие движения из стороны в сторону. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 13. «КАЧЕЛИ»
И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 6 узким напряженным языком попеременно тянуться к носу – к подбородку. Вернуться в И.П.
Выполнить 2 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 14. «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ СНИЗУ-ВВЕРХ»
И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» нижние зубы с внутренней стороны снизу вверх. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 15. «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ СВЕРХУ-ВНИЗ»
И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» верхние зубы с внутренней стороны сверху вниз. Вернуться в И.П.
Выполнить 3 раза.
УПРАЖНЕНИЕ 16. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.
Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Вернуться в И.П.
Выполнить 5 раз.
ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!
Марина Корельская
Педагог, логопед, тренер, специалист по технике речи и публичным выступлениям
https://sekretovnet.com
Источник
Читайте также
Комментариев: 0
версия для печати
Наши дети сейчас стали меньше говорить, они все больше слушают и смотрят на экраны телевизоров и мониторов. А говорить в раннем детском возрасте – очень полезно! Развивается не только речь, но и укрепляются мышцы языка, губ, щек. Для органов артикуляции тренировка важна так же, как для ног и рук.
Упражнения:
Для губ Для языка Для щек
У малоподвижного ребенка – мышцы слабые и вялые. Разговаривать с младенцем начинают всегда со звуков: «а-а-а», «у-у-у», «ау», «агу», «гули-гули», «тыка-тыка-тыка». Эти первые звукокомплексы и являются первой артикуляционной гимнастикой. Неспроста ребенку также дают облизывать разные предметы: игрушки, ложки, блюдца, жевать резиновые соски, прорезыватели для зубов. Так укрепляются мышцы челюсти, щек, языка (при облизывании формируется верхний подъем языка). У большинства современных детишек к пяти годам – «каша во рту», потому что язык «болтается», щеки впали, а губы напряжены и немного спастичны. Нехитрые упражнения помогут укрепить или расслабить мышцы артикуляционного аппарата. Предлагаю несколько несложных упражнений.
Упражнения для губ
«Улыбка»Если у малыша губы зажаты, напряжены, самое лучшее упражнение – это «Улыбка». Нужно просто растянуть губы в улыбке, можно со звуком: «и-и-и» и удерживать 3-5 секунд, зубы при этом стоят друг на друге в положении «Заборчик». |
«Трубочка»«Трубочка» – губы вытянуты вперед, можно со звуком «у-у-у», при этом вырабатывается и закрепляется движение губ вперед. Можно сопровождать упражнение стихотворением: Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет, Губки в трубочку сложи И слоненку покажи. А затем попеременно «Улыбка»-«Трубочка» со звуками «иу-иу-иу». Так укрепляются боковые мышцы рта, важно при этом, чтобы плечи и шея были не напряжены. |
«Окошко»Для укрепления круговой мышцы рта и активизации верхней губы хорошо делать упражнение «Окошко»: зубки ставим друг на друга, открываем и закрываем рот, снова соединяя зубы. Так мы учим ребенка держать рот щироко открытым. Можно это упражнение делать в игровой форме, показывая ребенку, как скалится волк и стучит зубами. Это упражнение полезно также и в целях профилактики дисграфии. Так как в первом классе, когда ребенок только осваивает письмо, он проговаривает шепотом все звуки и незаметно контролирует движение рта, губ, языка, переводя акустический и кинестетический образ звука в графему. При произнесении отдельных гласных звуков («а», «о») челюсть опускается вниз. |
«Ниточка»«Ниточка» также укрепляет круговую мышцу рта и учит плотно сжимать, а потом разжимать губы, эффект – напряжение, расслабление. Закрыть рот и с силой сжать губы, контролировать, чтобы губы стояли симметрично друг на друге, зубы не выпячивались и не прикусывали нижнюю губу. |
Читайте также:
Логопедический массаж: эффективное средство лечения расстройств речи
Несколько способов лечения заикания
Упражнения для щек
«Щечки замерзли»«Щечки замерзли» – растираем щеки круговыми движениями пальцев рук, разминаем мышцы щек. |
«Хомяк»«Хомяк» – попеременно надуваем и сдуваем щеки, чередуем напряжение-расслабление, сопровождаем упражнение стихотворением: Хомячок надует щеки, У него зерно в мешочке, Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем. |
«Конфетка»«Орешек» или «Конфетка» имитируем языком, что сосем конфетку, упирая язык попеременно то в левую, то в правую щеку. Это упражнение хорошо для укрепления щечной мышцы и в дальнейшем для постановки звука [р]. При использовании стихотворения можно закрепить также ориентировку в пространстве – направо-налево: Белка щелкает орешки, Основательно, без спешки, Упираем язычок Влево, вправо, на бочок. |
Упражнения для языка
Упражнения для укрепления и расслабления мышц языка, пожалуй, самые важные в логопедической практике, так как язык участвует в производстве многих звуков. Если у ребенка язычок напряжен, то самое лучшее упражнение для расслабления «Накажем непослушный язычок». Для этого нужно открыть рот, высунуть язык и, пришлепывая его губами, двигать вперед, назад со звуком: «пя-пя-пя». А также хорошо прикусывать зубками кончик языка со звуком: «та-та-та».
Чтобы укрепить вялый, со слабой мускулатурой язык используем следующие упражнения:
«Лопатка»«Лопатка» – удержание напряженного распластанного на нижней губе языка на счет до пяти. При этом важно, чтобы рот был широко открыт, губы – в улыбке, нижняя губа не поддерживала язык и чтобы он не отклонялся в сторону. |
«Иголочка»«Иголочка» – удержание языка острым. Следует открыть рот вытянуть острый язык вперед, губы немного растянуты, язык не загибается ни вверх, не опускается вниз. Удерживать позу на счет до пяти. |
«Часики»«Часики» – это упражнение развивает подвижность языка, а также учит делать его острым. Рот открыть, высунуть язычок и качать его из стороны в сторону от правого уголка губ к левому, язык при этом не должен загибаться и касаться губ, важно следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной. |
«Качели»«Качели» – упражнение на укрепление мышц языка для верхнего подъема. На верхнем подъеме языка у нас формируются многие звуки: [р], [р’], [л], [л’], [д], [д’], [т], [т’], [ш], [ж], [щ], [ч].Обычно в речи ребенка отсутствуют сонорные и шипящие звуки, причиной тому могут быть ослабленные мышцы языка. Суть упражнения «Качели» – при раскрытом рте поднимать язычок вверх-вниз, имитируя движения качелей. При этом развивается точность и активность кончика языка, умение быстро менять его положение, необходимо следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставалась неподвижными, язык был широким, а нижняя губа не помогала поддерживать язык. Можно также использовать потешку: Выше дуба, выше ели На качелях мы взлетели, А скажите, вы б сумели, Язычком качать качели? |
«Вкусное варенье»«Вкусное варенье» – упражнение направлено на укрепление и верхний подъем кончика языка. Это упражнение хорошо использовать при подготовке к постановке звук [ш], так как движение передней части языка вперед и вверх близко к форме чашечки, которую язык приобретает при произнесении данного звука. При этом важно следить, чтобы работал только язык, чтобы ему не помогала нижняя губа и челюсть, язык должен оставаться широким, а его боковые края касаться уголков губ. |
«Почистим зубки языком»«Почистим зубки языком» – это упражнение направленно на активизацию кончика языка, как для верхнего подъема, так и его гибкости при нижнем положении. Имитируем чистку зубов языком, рот при этом широко открыт, нижняя челюсть неподвижна, язык должен быть широким и двигаться снизу вверх. Сначала почисти нижние зубки с одной и с другой стороны, затем от коренных зубов к центру верхние зубы с той и с другой стороны, важно, чтобы кончик языка доставал до десен. Упражнение полезно при постановке звуков [ш], [р], [л], [щ]. |
«Маляр»«Маляр» – движения кончиком языка по небу, как будто мы красим «потолок» во рту, рот широко открыт. Упражнение укрепляет мышцы языка для верхнего подъема, особенно хорошо использовать при постановке звука [р]. |
«Киска лакает молоко»«Киска лакает молоко» – движения языком вперед-назад, при задвижении в ротовую полость боковые края языка немного загибаются, как будто образуя ковшик. Это упражнение тренирует умение быстро менять положение языка, укрепляет его боковые мышцы, растягивает подъязычную связку (уздечку) также хорошо для постановки звука [ш], и [р], при постановке последнего очень важна хорошая растянутость уздечки. |
«Лошадка»«Лошадка» – поцокивание языком, как лошадка. Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку, укрепляет верхний подъем языка, используют при постановке звука [р]. При этом очень важно, чтобы рот был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. |
«Грибок»«Грибок» – распластанный язык останавливается в «Лошадке» наверху и прилипает к небу, это положение растягивает уздечку и закрепляет верхнее положение языка, так необходимое для звуков [ш], [р]. |
«Дятел»«Дятел» – одно из важных упражнений для постановки звука [р]. Рот широко открыт, стучим кончиком языка за верхними зубами по альвеолам со звуком: «д-д-д-д». Звук [д], вообще, является основополагающим для постановки [р], так как помогает долго удерживать язычок наверху. Сначала произносим «д-д-д» в замедленном темпе, затем ускоряем темп и произносим более интенсивно и отчетливо. При выполнении этого упражнения очень важно следить, чтобы рот все время был открыт, работает только язык, нижняя челюсть неподвижна, губы в улыбке, кончик языка не должен подворачиваться, а характер звука должен быть в виде четкого удара, а не хлюпающим. Это одно из самых сложных упражнений, поэтому выполнять его следует после закрепления всех вышеперечисленных. Так как необходимо, чтобы были хорошо укреплены мышцы рта и губ, рот должен уметь держаться открытым долгое время неподвижно, язык легко подниматься наверх, нижняя челюсть стоять на одном месте и не мешать. |
Все эти нехитрые упражнения можно начинать проводить с малышом с 1 года в игровой форме, имитируя движения разных предметов и животных, сопровождая песенками, потешками, хлопками. Важно при этом сначала самому показать движение, чтобы ребенок закрепил его зрительно. Так, можно весело и с пользой дела провести время с любимым чадом, а к пяти годам иметь хорошее звукопроизношение даже самых сложных групп звуков, ведь артикуляционная гимнастика является одним из самых важных компонентов логопедической работы.
Задайте вопрос логопеду.
Онлайн. Бесплатно
ЗАДАТЬ ВОПРОС
Читайте также:
Ключевые слова: упражнения для яззыка, артикуляция,
Источник
Есть примерно 10-15 основных упражнений, которые развивают мышцы языка. Это нужно для того что бы малыш мог правильно произнести звук. Есть еще упражнения для губ и щек, но это отдельной статьей.
Артикуляционные упражнения для языка:
- «Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт. Чем четче будет «цоканье», тем лучше. Меняйте темп лошадки — быстро скачет медленно.
- «Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).
- «Иголочка». Узкий язычок высовывается как можно дальше. Можно взять Чупа-Чупс или конфетку, держать ее на небольшом расстоянии от губ и пусть ребенок к ней тянется кончиком языка.
Идеальная «Иголочка»
- «Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.
- «Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.
- «Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.
- «Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).
- «Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
- «Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.
- «Обезьянка». Чуть приоткрыть рот, и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.
- «Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.
- «Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого уголка рта. Для сладкого эффекта и веселого занятия, «пачкайте» уголки рта вареньем или медом.
«Часики»
- «Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз. Так же как и с «часиками», используйте варенье. Или возьмите конфетку и держите чуть выше верхней губы. Пусть малыш тянется к ней.
- «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.
- «Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.
- «Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.
- «Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».
- «Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.
Делая эти упражнения, Вам, возможно, не понадобится ходить к логопеду. Малыш самостоятельно натренирует все мышцы и сможет правильно произносить звуки. Но консультации раз в полгода у логопеда — никто не отменял!
Ежедневно, по 3-4 минуты, два-три раза в день, делая их, Вы заметите успехи малыша уже очень скоро. Делайте их вместе с ним перед зеркалом, так веселее и ребенку будет понятно, что Вы от него хотите. Главное, не перегрузите мышцы язычка. Начинайте занятия с 1 минуты. Сделали несколько подходов и пусть отдыхает. Если у ребенка не получается упражнение и он расстраивается — выбирайте другое (более простое для него). В миксе ежедневных упражнений всегда должно быть то, которое он правильно выполняет.
Желаю успехов! Подписывайтесь и ставьте лайки, не забывайте!)) Мне очень важна Ваша обратная связь! Если будут вопросы — жду комментариев! ♥️
Источник