Тренировка мышц при дцп
Детский церебральный паралич (ДЦП) это паралич центральной нервной системы, который проявляется в результате поражения одного или нескольких отделов головного мозга. Существует огромное количество методик, применяемых для лечения таких пациентов, но в данной статье речь пойдет об ЛФК при ДЦП, или, другими словами — все о применении лечебной физкультуры для лечения больных ДЦП.
Важность физической нагрузки
ДЦП проявляется в затруднении выполнения некоторых движений или, наоборот, непроизвольному выполнению тех или иных движений. ЛФК призвана не только укрепить организм пациента, но и научить его осуществлять контроль над своим телом. Можно сказать, что ДЦП и спортзал неразрывно связаны друг с другом.
Мама занимается с ребенком на валикахФизические нагрузки методом ЛФК преследуют следующие цели:
- Обучение бытовым навыкам и умениям.
- Знакомство пациентов с трудом (метод трудовой терапии).
- Обучение больного приемам самообслуживания.
Основные принципы лечебной физкультуры
- систематичность и регулярность (непрерывный характер занятий крайне важен, так как мышечная память довольно быстро забывает некоторые моменты);
- увеличение нагрузки должно происходить не скачкообразно, а плавно, учитывая состояние пациента;
- индивидуальный подход (в подобной ситуации только работа индивидуально, групповой подход исключен);
- прием во внимание возраст ребенка и его состояние.
Так какую же роль оказывают физические упражнения на организм малыша, страдающего ДЦП:
- общеоздоровительное;
- препятствует формированию спаек между нервными окончаниями;
- укрепляющее;
- способствует активизации ослабленных мышц;
- устраняет сколиоз (искривление позвоночника);
- улучшает кровообращение (за счет этого происходит активизация мозговой деятельности).
Можно применять для ЛФК метод доктора Бандурина. Который в себя включает тридцатиминутные занятия лечебной физкультурой и часовой сеанс массажа.
Примеры ЛФК при ДЦП
ЛФК для детей с ДЦП включает в себя несколько самостоятельных направлений. Как правило, это не всегда гимнастика, но и некоторые другие формы в том числе упражнения:
- для осуществления поддержки двигательных функций;
- укрепления суставов;
- мышц живота;
- туловища и шеи;
- коррекции дыхания;
- мимики;
- эмоций.
Помимо прочего, различают такие подвиды ЛФК, как лечение:
- Положением.
- Растягиванием.
- Ходьбой.
Кстати, для лечения ДЦП применяют массаж и йогу.
Различают спастическую форму болезни и астеническую. В первом случае все упражнения должны носить непрерывный характер, для получения максимального эффекта, а во втором они должны быть непродолжительными по времени с обязательными перерывами.
Поддержка двигательных функций
Для поддержки двигательных функций малыша применяют следующий комплекс упражнений:
С пяток на колени
Исходное положение — ребенок сидит на пятках.
Доктор (родитель) встает перед ним и кладет руки пациента на свои плечи. Ребенок должен встать на колени из исходного положения. Задача доктора стимулировать такие попытки
Перенос веса с одной ноги на другую
Исходное положение — специалист поддерживает ребенка подмышками, находясь сзади.
Доктор плавно перемещает ребенка влево и вправо, чтобы пациент научился переносить вес с одной ноги на другую. Важно, чтобы во время переноса веса тела на одну ногу вторая нога была оторвана от пола, а руки разведены в стороны.
Вариант выполнения переноса веса с одной ноги на другуюРазгибание колен
Исходное положение — ребенок находится в положении сидя на корточках.
Специалист надавливает на колени малыша руками из-за спины и постепенно наклоняет туловище пациента. В таком положении колени самопроизвольно должны начать разгибаться.
Вариант упражненияВставание
Исходное положение — ребенок сидит на стуле
Врач становиться перед ним и слегка наступает на его ноги. Нога врача не должна причинять малышу боль или дискомфорт. Руки больного поднимаются вверх и слегка тянуться специалистом, что провоцирует самостоятельный подъем со стула.
Равновесие
Исходное положение — малыш стоит, причем одна нога выставлена вперед.
Для данного упражнения потребуется присутствие двоих взрослых. Один становиться перед лицом, второй за спиной у больного. Поочередно производятся толчки (не диагонально, а напрямую в грудь и спину). Упражнение тренирует равновесие у малыша.
Упражнение на удержание равновесияПервые шаги
Исходное положение — ребенок стоит.
Врач начинает подтягивать больного за руку слегка толкая его в разные стороны, чтобы спровоцировать сделать шаг.
Давление стопами
Исходное положение — ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях.
Врач контролирует, чтобы стопы пациента давили в поверхность пола. Данное упражнение позволяет повысить опороспособность.
Давление стопами в полСуставы
ЛФК для детей с ДЦП состоит из большого количества упражнений как в тренажерном зале, так и без применения специальных приспособлений. Работа над суставами важная составляющая успешного лечения больного. Комплекс упражнений для активизации работы суставов в себя включает:
Поочередное сгибание
Исходное положение — ребенок лежит на спине, причем его конечности выпрямлены вдоль тела.
Врач поочередно сгибает в колене то правую, то левую ногу, стараясь достать до живота (если это вызывает дискомфорт, можно ограничиться обычным сгибанием конечности в колене).
Отведение бедра
Исходное положение — пациент лежит на боку.
Специалист помогает пациенту отводить в сторону бедро верхней ноги. Данное упражнение помогает развивать суставы нижних конечностей.
Вариант выполнения упражненияУпражнение со столом
Исходное положение — ребенок лежит на животе на столе, причем его ноги свисают вниз.
Так как больной ребенок, скорее всего, будет поджимать ноги данное адаптивное упражнение заключается в стимулировании малыша постепенно разогнуть ноги.
Порядок разгибания ногПружина
Исходное положение — малыш лежит на животе, а под тазом у него находится валик (можно использовать свернутое махровое полотенце).
Врач приподнимает ребенка за руки и начинает делать небольшие рывки, чтобы происходили пружинящие движения.
Сгибание рук
Исходное положение — ребенок лежит на спине, его голова повернута влево или вправо, в зависимости от того, какая рука будет выполнять упражнение.
Врач производит сгибание той руки, на которую смотрит пациент. Это позволяет не просто отработать автоматизм при сгибании, но и помогает осознать малышу, что именно происходит с его телом в тот или иной момент.
Мышцы живота
Методика тренировки мышц живота похожа на тренировку обычных спортсменов, выполняющих упражнения для мышц брюшного пресса, с той разницей, что ребенку с ДЦП необходима помощь постороннего человека.
Сгибание и разгибание
Исходное положение — малыш располагается на коленях у мамы и прижимается спиной к ее груди.
Мама вместе с малышом наклоняется вперед, после чего держит его ноги и тазобедренный сустав, для того, чтобы малыш вернулся в исходное положение самостоятельно. Возможно, на первоначальном этапе он не сможет этого сделать, тогда мама должна будет помочь.
П
ереворот
Исходное положение — ребенок лежит на спине.
Врач помогает малышу выполнить мах левой или правой ногой, тем самым провоцируя его перевернуться со спины на живот и обратно. Подключать к перевороту руки не следует.
Вдох — выдох
Исходное положение — пациент лежит на спине.
Фитнес имеет много упражнений, связанных с дыханием, одно из таких применяется во время ЛФК для детей с ДЦП. Ребенок делает вдох и выдох, причем на выдохе живот должен втягиваться, а на вдохе округляться.
Наклоны к ногам
Исходное положение — ребенок сидит на полу, ноги вытянуты вперед и немного разведены в стороны.
Врач располагается позади пациента и помогает ему выполнить наклон вперед. Наклон выполняется до тех пор, пока руки не достанут до пола. В идеале необходимо коснуться кончиком лба пола.
Данное упражнение имеет разный эффект. Помимо того, что оно является классическим упражнением для мышц живота, оно тренирует гибкость, растяжку, устраняет проблемы с искривлением позвоночника и нормализует кровообращение.
Прогиб
Исходное положение — ребенок лежит на спине, ноги вместе, руки вдоль тела.
Врач помогает больному выполнить прогиб в позвоночнике, причем важно, чтобы его конечности не отрывались от пола.
Наклоны лучше выполнять с одним из родителейНеполный кувырок
Исходное положение — ребенок лежит на спине, прямые ноги подняты вверх.
Врач контролирует малыша, чтобы он смог дотронуться пальцами ног поверхности пола за головой. Выполняется своеобразное запрокидывание. Контроль при выполнении данного упражнения должен быть тотальным, во избежание травмирования пациента.
Запрокидывание ног за голову (вариант исполнения)Мышцы туловища и шеи
Для развития мышц туловища и шеи можно выполнять следующие упражнения:
Покачивания
Исходное положение — ребенок лежит на спине.
Специалист фиксирует двумя руками тело больного в районе плеч и начинает выполнять раскачивающие движения влево и вправо. После этого такое же упражнение проводится с головой, дополняя его поворотами шеи влево и вправо.
Важно — ребенок не должен оказывать сопротивление.
Падение по сигналу
Исходное положение — ребенок лежит на левом или правом боку, нижняя рука под головой, верхняя вдоль тела.
Задача врача не больно подталкивать малыша в грудь или спину, провоцируя его держать равновесие. Падать можно только по сигналу специалиста.
«Шарнирная голова»
Исходное положение — пациент сидит на кресле, руки на подлокотниках, голова опущена и прижата к груди.
Специалист начинает крутить головой в разные стороны. Пациент не должен сопротивляться этому. При фиксации головы в одном из положений необходимо расслаблять мышцы шеи, чтобы голова под собственным весом «упала» обратно на грудь.
Для более полного усвоения упражнений, необходимо на собственном примере продемонстрировать больному, что от него хотят.
Коррекция дыхания
Гимнастические упражнения заключаются не только в развитии мускулатуры тела и тренировки мышц, дыхательные упражнения занимают не последнее место в лечебной физкультуре для детей с ДЦП.
Необязательно обращаться в реабилитационный центр, чтобы с малышом выполняли данный комплекс, родители в состоянии будут выполнить упражнения для коррекции дыхания в домашних условиях.
Все упражнения выполняются либо лежа на спине, либо стоя.
Дуем на перо
Малышу объясняют, как правильно делать глубокий вдох и выдох через нос и рот. Для развития интереса к упражнению рекомендовано выдыхать на какую-то легкую вещь (лист бумаги, перо) или надувать мыльные пузыри.
Считаем дыша
В данном упражнении малышу предстоит делать глубокий вдох на счет 1,2,3 и глубокий выдох на счет 4,5,6. Можно подключать пальчиковую методику и показывать цифры на пальцах. Для развития интереса ребенку можно предложить выполнять выдох в таз с водой.
Говорим дыша
Малыш учится произносить различные звуки на выдохе с различной интенсивностью. Нелишним будет привнести в данное упражнение элементы игры (использование свистка или губной гармошки, разучивание песен.)
Мимика
Эмоции неразрывно связаны с мимикой человека, а дети, больные ДЦП не всегда в состоянии проявить те или иные чувства мимикой. Важно научить малыша демонстрировать улыбку или грусть. Достигается это регулярным повторением и тренировками. Специалист на собственном примере показывает, как выглядит улыбка или печаль и т. п.
Данный раздел ЛФК называется — психогимнастика.
Эмоции
Проявление эмоций, как и мимические проявления важны не меньше, и научить ребенка с таким заболеванием, как ДЦП выражать удивление или страдание не так уж и сложно. Для этого потребуется тесный контакт с малышом.
Важное условие — доброжелательное отношение, так как такие дети крайне чувствительны.
Для выражения той или иной эмоции необходимо пробудить у ребенка соответствующие чувства, например:
- Радость — попросите малыша представить, что ему подарили огромную игрушку или изобразить слоненка, который нашел свою маму.
- Отвращение — пациент должен воспроизвести употребление невкусной каши или горького лекарства.
- Страх — представляем маленькую мышку, которая увидела кота.
- Вина — представляем, что малыш разбил любимую вазу родителей.
И так далее, вариаций с выражением эмоций может быть огромное количество, главное, включить фантазию и поделится ее с малышом.
Лечение положением
Лечебная физкультура при ДЦП, основанная на фиксации одного положения (кинезиологический способ) в течение 1–2 часов распространенной вариант реабилитации. Как правило, его выполняют на ранних этапах развития болезни.
На более поздних этапах стараются фиксировать положение таким образом, чтобы фиксирующие шины располагались непосредственно около мышц пациента.
Выглядит это следующим образом — ребенка кладут на спину, под шею накладывается валик, таким образом, чтобы максимально наклонить голову к груди. Кроме того, валик устанавливается под коленные суставы, чтобы ноги находились в полусогнутом состоянии. В таком положении малыш должен провести от часа до двух, в зависимости от пациента и его состояния.
Упражнения в бассейне при ДЦП
Что касается такого летнего вида лечения, как занятия в воде, то их можно проводить в любое время года, в бассейне. Современный бассейн для пациентов с ДЦП имеет в своем арсенале огромное количество специальных тренажеров, которые облегчают проведение занятий для самых осложненных случаев и для любых возрастов.
Польза от упражнений на воде очевидна. Даже для здорового человека несколько минут проведенных в плавательном бассейне сродни нескольким часам расслабляющего массажа. Тело не просто чувствует расслабление всех мышц, оно наполняется энергией.
Занятия лучше проводить в утренние часы, когда малыш недавно проснулся.
Для детей с гемипарезами или в особо тяжелых случаях показано применение специального поддерживающего тренажера Гросса, о котором можно подробнее прочесть в этой статье.
В бассейне можно выполнять следующие упражнения:
Отведение ноги
Исходное положение — пациент находится у борта бассейна в воде, опершись о него двумя руками.
Поочередно, назад отводится левая и правая ноги (по пять раз на каждую ногу), после этого ноги разводят в стороны (не меньше десяти раз).
Спиной к борту
Исходное положение — малыш повернут спиной к борту бассейна и держится за него руками.
Необходимо поднять вверх две ноги и максимально развести их в стороны (повторяют до десяти раз).
Упражнения на животе
Исходное положение — пациент располагается на животе и держится руками за бортик (инструктор поддерживает пациента под живот).
Необходимо поднять вверх левую и правую ноги (по пять раз на каждую конечность), развести в стороны ноги (до десяти раз), согнуть поочередно правую и левую ноги в колене у груди (по пять раз на каждую конечность).
Сгибание ног к груди (вариант)Упражнения на спине
Исходное положение — пациент лежит на спине и держится руками за бортик.
Требуется поднимать вверх две ноги одновременно (до десяти раз), разводить ноги в стороны (до десяти раз), выполнять упражнение ножницы (до десяти раз).
Вариант разведения ног со специалистомСидячие упражнения
Исходное положение — в полусидячем состоянии нужно прижать спину к борту бассейна.
Выполняется упражнение велосипед (до 1020 повторений на каждую ногу), поднять ноги под углом 90 градусов и выполнять ими круговые движения
Игры
Центральная нервная система человека довольно нежна и капризна, как и настроение больного ребенка, поэтому иногда для продуктивных занятий требуется привносить в них элементы игры. К примеру, занятия с использованием фитбола (по-простому специального мяча).
Тренировка с мячом в себя включает следующие упражнения:
Катание на мяче
Исходное положение — малыш расположен к мячу спиной.
Требуется опереть ноги пациента о фитбол и откатывать его назад, после чего возвращать в исходное положение.
Лежа на мяче
Исходное положение — малыш лежит на мяче на животе
Придерживая пациента за ноги (бедра), толкайте мяч вперед, удерживая малыша верхом на нем.
Покачивания
Исходное положение — ребенок сидит на мяче.
Покачивания из стороны в сторону снижают тонус мышц.
Варианты упражнений на фитболеДети с ДЦП тоже хотят учувствовать в различных видах спорта. Так, возможно, проведение с ними соревнований по такому виду спорта, как настольный теннис. Доказано, что больные с ДЦП вполне в состоянии держать ракетку и выполнять необходимые для этой игры движения. Более того, больной тренирует не только свои мышцы, но и социально адаптируется.
Помимо общеукрепляющих упражнений, следует повышенное внимание обращать на улучшение общей моторики рук у детей больных ДЦП. Для этого существуют различные упражнения с мелкими предметами, которые основаны на перебирании их и выполнении различных других действий.
Таким образом, ЛФК при ДЦП серьезный процесс, который требует пристального внимания со стороны родителей, так как он может облегчить больному страдания и упростить его жизнь. Важно понимать что в ЛФК огромную роль играет регулярность занятий.
Источник: https://nervivporyadke.ru/
Источник
ЛФК при ДЦП — важная составляющая комплексной терапии серьезного заболевания. Врачи рекомендуют родителям ежедневно заниматься с детьми, выполняя специальные упражнения. Они советуют превратить лечебную физкультуру в увлекательную игру. Такие занятия будут приносить ребенку удовольствие, одновременно укрепляя его мышцы, повышая объем движений. Даже отдыхая на даче или выезжая на природу, следует использовать свободное время для оздоровления малыша. Положительные результаты не заставят себя долго ждать — постепенно адаптируясь под повышающиеся нагрузки, ребенок окрепнет, быстрее компенсирует нарушенные функции.
Важность ежедневных занятий лечебной физкультурой
Прогноз в отношении детского церебрального паралича прямо зависит от его формы ДЦП, своевременного и беспрерывного проведения реабилитационной терапии. Глубокая инвалидность не исключена, но намного чаще старания врачей и родителей не напрасны. С течением времени имеющиеся двигательные нарушения компенсируются. А все благодаря растущему и развивающемуся головному мозгу детей. У него значительный потенциал и гибкость, поэтому функции поврежденных структур берут на себя здоровые участки мозговой ткани.
Лечение детей с церебральным параличом в основном направлено на устранение симптоматики. Медики предпочитают использовать термин «реабилитация». Ведь терапия ориентирована на восстановление утраченных функций. Одним из самых действенных методов считается ЛФК для детей с ДЦП. Лечебная физкультура помогает привести в норму мышечный тонус, улучшить координацию движений. То есть решает те задачи, которые не под силу фармакологическим препаратам. Но стоит учесть, что эффекты будут ощутимыми, если занятия проводятся регулярно на протяжении всей жизни, в том числе в медицинских центрах, оборудованных специальными тренажерами.
Цели ЛФК
Лечебная физкультура и гимнастика — консервативный метод терапии, показанный при патологиях опорно-двигательного аппарата, в том числе ДЦП. Занятия не отменяют приема фармакологических препаратов и проведения физиопроцедур. Но с их помощью можно значительно сократить дозы лекарственных средств, минимизировать их побочные проявления. А самое главное — регулярные тренировки отлично развивают способность произвольно тормозить движения, расслабляют спазмированную скелетную мускулатуру, улучшают двигательную координацию, увеличивают амплитуду движений в суставах верхних и нижних конечностей.
Читайте также:
При церебральном параличе отмечается выраженное торможение мышечной активности, что значительно снижает функциональную активность опорно-двигательной системы. Поэтому в ЛФК врачами включаются упражнения, направленные на решение таких задач:
- общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм;
- восстановление работоспособности тела;
- улучшение кровообращения, кровоснабжения структур в зонах поражения питательными веществами и кислородом;
- максимально возможная ликвидация нарушений метаболизма и нервно-сосудистых расстройств;
- профилактика формирования спаек, или соединительнотканных тяжей из-за низкой двигательной активности;
- обеспечение приспособленности тканей к уже образовавшимся спайкам, в том числе в нервных оболочках;
- укрепление мышечного каркаса рук, ног, шеи, спины;
- улучшение координации движений;
- полное или частичное устранение сопутствующих аномалий — искривления позвоночника, мышечных контрактур, парезов, парестезий.
Регулярные занятия физкультурой для детей с ДЦП эффективны независимо от степени тяжести патологии. Важны также систематичность, непрерывность, индивидуальный подход к маленькому пациенту.
Наиболее терапевтически эффективны при ДЦП занятия с врачом ЛФК в медицинском центре
Важно!
Подбор упражнений осуществляется с учетом возраста и психического развития. Чем раньше начинаются занятия, тем полноценнее восстанавливаются нарушенные речевые функции. Ведь замедление и искажение речи приводят к задержке умственного развития.
Основные правила
Только ежедневное выполнение упражнений позволяет значительно улучшить физическое и психоэмоциональное состояние ребенка с детским церебральным параличом. Следует придерживаться таких рекомендаций врачей:
- нагрузки необходимо повышать постепенно, чтобы мышцы успевали адаптироваться к ним;
- нужно избегать резких, высокоамплитудных движений, иначе укрепление мышц будет сопровождаться микротравмированием тканей;
- не следует стараться на первых тренировках выполнить все технические сложные упражнения, особенно при плохой физической подготовке.
Врач ЛФК составляет индивидуальный комплекс упражнений для детей ДЦП. Он обязательно присутствует на всех занятиях, показывает, как правильно выполнять движения, контролирует дозирование нагрузок.
ВНИМАНИЕ! Помимо занятий в специализированных медицинских центрах врачи рекомендуют выполнять некоторые движения и в домашних условиях. Особенно те, которые даются ребенку с трудом.
Адаптивная гимнастика
Адаптивная физическая культура — сочетание упражнений с правильным дыханием. На начальном этапе тренировок детей обучают технике, направленной на правильное чередование одинаковых по глубине и длительности вдохов и выдохов. Это позволяет ребенку настроиться, мобилизовать все ресурсы организма для борьбы с ДЦП, поверить в свои силы. А также значительно повысить терапевтическую эффективность ЛФК.
Во время занятий активно используется вспомогательный инвентарь:
- надувные шарики;
- резиновые игрушки;
- жидкость для выдувания мыльных пузырей.
Во время выполнения упражнений ЛФК при ДЦП нужно учить малыша правильно чередовать вдох и выдох
Такой подход способствует укреплению не только мышц, но и всей дыхательной системы ребенка. Он должен повторять за врачом-реабилитологом протяжные гласные звуки. Чередование низкого и высокого голоса помогает максимально быстро освоить дыхательные техники. Самое простое упражнение адаптивной гимнастики заключается во вдохе при подъеме рук над головой с последующим выдохом после их опускания.
По мере повышение амплитуды движение занятия можно усложнять следующим образом:
- встать прямо, выпрямить спину, руки согнуть в локтях на уровне груди. Вдохнуть и правой рукой обхватить левое плечо, а левой рукой – правое плечо. При правильном выполнении упражнения локти находятся в одной точке;
- встать прямо, расправить плечи. На выдохе обнять себя за плечи, напрягая мышцы спины. Выдохнуть, не меняя положения тела, затем снова вдохнуть и наклониться вперед.
Повторять упражнения следует 10 раз. Если в процессе тренировки закружилась голова, то необходимо отдохнуть в течение часа.
ЛФК для восстановления двигательных функций
В ЛФК используются преимущественно упражнения для разработки нижних конечностей детей, больных ДЦП. Ведь из-за поражения определенных участков головного мозга они не могут ходить. Проблемы с ногами возникают при нарушениях работы как центральной, так и периферической нервной системы. В особо тяжелых случаях ребенок не способен владеть одновременно ногами и руками.
Улучшение двигательных и координационных навыков постепенно происходит при выполнении с помощью родителей следующих гимнастических упражнений:
- посадить ребенка на пятки, удерживая за плечи и таз, попросить встать на колени;
- в положении сидя на коленях, малыш плавно раскачивается, учась перемещать тело в стороны. Со временем упражнение усложняется отрывом одной ноги от поверхности пола с одновременным разведением рук;
- посадить ребенка на стул, зафиксировать ноги и тянуть его за ручки, чтобы научить вставать без посторонней помощи;
- поставить малыша, а затем, надежно удерживая его, раскачивать, вынуждая сделать шаг.
Подобный комплекс упражнений ЛФК повышает двигательную активность, учит ходить без посторонней помощи.
Полезная информация!
Нередко родители жалуются врачам ЛФК на долгое отсутствие видимых результатов. На самом деле мышцы ребенка укрепляются, происходят положительные изменения в головном мозге. А это значительно повышает вероятность того, что вскоре он сделает первый шаг.
ЛФК на растяжку
Растяжка — это комплекс упражнений ЛФК для улучшения состояния мышц спины и суставов, повышения их прочности и одновременно эластичности. Она оказывает общеукрепляющее, тонизирующее действие на скелетную мускулатуру всего опорно-двигательного аппарата. Растяжка является важной частью лечения ДЦП. Вот самые эффективные упражнения:
- усадить ребенка на пол с опорой на спину, вытянуть ноги, помогать ему наклоняться вперед как можно дальше, в идеале касаться пальцами рук стоп;
- положить малыша на живот с вытянутыми вдоль тела руками. Он должен упереться ладонями в пол и поднимать верхнюю часть корпуса;
- положить ребенка на спину с вытянутыми вдоль тела руками, а затем помогать сгибать ноги в коленях и подтягивать их к груди.
Такая лечебная гимнастика улучает общее физическое состояние ребенка при регулярных занятиях. Он становится более подвижным за счет повышения гибкости позвоночника.
Упражнения ЛФК на растяжку при ДЦП помогают укрепить позвоночник, сделать ребенка более гибким
Врачи ЛФК учат детей постарше прислушиваться к возникающим ощущениям. Если болезненность появляется только при выполнении определенного движения, то из комплекса его на время исключают. А улучшается самочувствие, в мышцах ощущается тепло, то количество походов увеличивают.
Пальчиковая гимнастика
Основная задача пальчиковой гимнастики — обучение ребенка выполнению точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Такая моторика достигается скоординированной работой нервной, мышечной и костной систем. При церебральном параличе она серьезно расстроена, особенно если малыш страдает каким-либо зрительным расстройством.
Перед подготовкой к занятию нужно помассировать кисти мягкими поглаживающими движениями. А затем можно приступать и к выполнению основных упражнений:
- водить пальцем одной руки по ладони другой вверх и вниз;
- сжимать и разжимать кулаки;
- вытянуть руки со сжатыми кулаками вперед, а затем поочередно разгибать пальцы;
- касаться большим пальцем поочередно всех пальцев той же руки;
- пальцем одной руки чертить воображаемый круг на ладони другой.
Врачи ЛФК рекомендуют развивать мелкую моторику с помощью предметов. Улучшится не только координация движений — разовьются сосредоточенность и внимание. Полезно играть с песком, просеивая его сквозь пальцы, или цеплять яркие прищепки на края картонного круга. Если один из родителей часто занимается выпечкой, то стоит задействовать и ребенка. Он должен постараться слепить из сырого теста пирожок или куличик.
Качественная разработка суставов
У детей с ДЦП время от времени возникают в области суставов болезненные мышечные спазмы. Поэтому их разработка очень важна — она становится отличной профилактикой гипертонуса скелетной мускулатуры. Врачи ЛФК рекомендуют ежедневное выполнение таких упражнений суставной гимнастики:
- посадить ребенка на пол, при необходимости удерживать его руками за спиной. Сгибать одну ногу, заводить ее за другую, пытаясь коснуться коленом поверхности;
- положить малыша на живот, поместить плотную тонкую подушку под грудью. Взять его за ручки, тянуть вверх, выполняя покачивания;
- положить ребенка на спину, сгибать поочередно ноги в коленях, а затем выпрямлять, поднимая вверх;
- положить малыша на бок, колено держать согнутым, бедро поочередно то отводить, то возвращать в исходное положение.
Правильный дыхательный ритм у детей усиливает терапевтическое воздействие гимнастики на суставы и помогает избежать усталости. Вдох должен быть глубоким, а выдох резким и сильным. Движения, требующие напряжения мышц, следует выполнять на вдохе, а расслабляющие — на выдохе.
С ЛФК очень хорошо сочетаются физиотерапевтические процедуры и массаж. Такая комбинация способствует ослаблению клинических проявлений ДЦП, устранению тугоподвижности, ускорению выздоровления.
Источник