У ребенка не нарастает мышечная масса
У ребенка с рождения этот диагноз. Слабые мышцы, то есть. Наблюдались у невролога, пили элькар, массажи неоднократно курсами, бассейн — все, что можно делать делали. Занимались на фитболе и недавно попробовали танцы, думала может хоть интересно будет. Нет, ничего не интересно, ничего не надо. Физическое развитие от силы на 2 года, ребенку уже 3. Поздно села, поздно пошла. Велосипеды, самокаты, всякие лазелки-спорткомплексы дома- ничего не нужно, ничего не интересно. Нам нужно каждый день делать упражнения, хотя бы немного. Но начинается- не хочу. не буду, у меня не получается, я устала. Любые отговорки. Мелкая моторика тоже страдает- рисовать не может, мелкие детали, пазлы, соединять не может, одеваться трудно. Главное не хочет, совсем не хочет хоть чуть-чуть прилагать усилия. Как мотивировать ребенка? Чем завлекать? Может кто сталкивался с подобной проблемой?
Потому что физическое развитие тянет и социальное- ребенка везде отталкивают, залезть ребенок никуда не может да и не хочет, играет один. Меня в данном случае интересует чужой опыт и именно психологические моменты, ведь ребенок знает, что не тянет, в результате и не хочет ничего.
У сына мышечная дистония + астенический синдром. Только ему уже 8 лет. Стало конечно получше, но все равно очень слабенький. Прыгать вот только год как научился. На шведскую стенку поначалу заманивали шоколадкой, подвешивали сверху, чтобы доставал. Ну и просто заставляла, т.к. надо. За любое получающееся движение очень хвалила.
Ну слабые мышцы — это гипотония, в дистония- это разный тонус, он у вас выровнялся наверняка уже давно, дистонию не так сложно массажами исправить, гипотонию сложнее. Вы все правильно делаете, советую еще ванны соленые и хвойные- очень помогает, нам даже одно время говорили соль с ног после ванны не смывать продолжайте в том же духе, попробуйте увлечь ребенка какими- то играми, потому что так, чтобы она имела волю делать скучные упражнения- этого лет до 6 не будет в норме. Дети с нормальным тонусом рожденные будут впереди по физическому развитию лет до 8-9, дальше постепенно выдвигаются те, кто привык к регулярным упражнениям.
Спасибо. А как психологические моменты, как вписывается в коллектив мальчиков, в саду, в школе? Не били, не обижали?
Я тоже хвалю ребенка за любую мелочь, но она сама видит, что не получается, расстраивается, начинает злиться.
Сейчас гипотония, да. Я про начальный диагноз написала. Солевые ванные почему-то очень бодрили ребенка, потом дочка плохо спала. Как-то перестали мы их делать, да и эффекта я не видела. Может зря перестали. Вообще я одно время покупала эти солевые и хвойные ванны в аптеке, они все разные, может какой-то специальный раствор надо? Что использовали вы, можете написать? Какую именно соль?
Не знаю, какие игры придумать. В веселом настроении может разбегаться немного, остальное все не интересно — ни мяч, ни футбол, ни догоняшки те же.
Сейчас вернулись с очередной неудачной велосипедной прогулки, конечно она не стала сама кататься, даже не пробует крутить педали — не хочу, не буду, я устала.
И я опять пришла в расстройстве. Я знаю, что упражнения нужны каждый день, но мне надо заставить двух человек- себя и ребенка. Придумывали календарь и отмечали дни, если не позанимаемся, но и это забросили.
Это вообще больной вопрос, у нас до кучи еще и ЗПР и стертая дизартрия. Сад коррекционный, там не обижают. Играть с детьми в саду начал совсем недавно, со сверстниками обычными не умеет, слишком развитие отстает. В школу идем в этом году в коррекционный класс. Как там будет не знаю…
автор, а в каком возрасте вам поставили такой диагноз? извините, что не в тему, просто у меня закрадываются подозрения на него же. Дочь 1,1 г не ходит и даже попыток не делает. Хотя невролог сказала, что проблем нет.
Мой до 3-х лет у меня на руках передвигался. Хотя пошел рано, но мышцы были слабые и ходить, бегать, кататься на велосипеде не хотел. Как только появилась возможность отдала в бассейн, но это лет в 5. Лет до 8 еще отмечалась мышечная слабость, но занятия спортом принесли свои результаты. И еще периодически массаж. А еще он с 1.4 в саду. Там за компанию приходилось двигать ногами))
Моя тоже бы так передвигалась, но муж уже свернул спину полностью, я тоже физически не могу носить. Передвигаемся на коляске или с плачем(
Массажи делаем и будем делать, это понятно, куда деваться. Занятия спортом — это бассейн или что-то еще?
Дополнительно в спорт отдавали? Не протестовал ребенок в бассейне?
С рождения поставили дистонию, которая после года переросла в гипотонию. В год и месяц у меня ребенок тоже не ходил и попыток не делал. Но может у вас просто пойдет чуть позже?
Ну да, мне все это знакомо прекрасно, но вы не расстраивайтесь, во- первых, настройтесь на долгую работу, это несколько нет минимум- точнее, не знаю, как это будет у девочки , у меня сын, сейчас почти 11 лет. Просто осознайте, что это теперь ваш образ жизни, поэтому из-за одной неудачи не расстраивайтесь, у вас этих попыток десять тысяч еще будет, потому что у вас выбора нет, все равно вам с физкультурой жить. Не требуйте от ребенка заинтересованности , в три года это утопия, воля на нужный для этого уровень выйдет лет в 6-7, в три года нацеленности на результат не ждите, поэтому лучше придумайте какие-то игры. Ну спрячьте там где-нибудь коробку с сюрпризом, и придумайте, что путь к кладу таков- надо потоптаться на массажном коврике, ну и упражнения по списку. Про соленые ванны — у нас эффект был, да, они бодрят, но это того стоит, мы покупали обычную соль морскую в аптеке за 20-30руб, на даче ее в бассейн высыпали килограммами. Про велосипед- там не просто сила нужна, а еще скоординиртванность — это не у всех и с нормальным тонусом выходит, педали крутить. Попробуйте классики, упрошенный для нее вариант, мы играли в съедобное-несъедобное — выпрыгивали из круга или даже обруча по какому-то простому условию. Бассейн поищите, может, кто-то занятия для этого возраста проводит, у нас вот в саду аквааэробика есть для малышей- может, еще где-то есть, они тренера всегда лучше слушают, чем маму. Мой в этом году разряд получил спортивный, и мне чисто психологически стало легче — я поняла , что не даром пропали мои усилия. Для меня честно говоря тяжелее всего этот момент — когда ты работаешь над этим годы, а где-нибудь в саду или в школе на физкультуре легко вперед выходят дети, которые не занимаются , а просто здоровые — вот это самый момент тяжелый. Терпения и удачи вам.
Ох, понятно. Я пока свою опекаю всячески, хожу везде хвостом и поднимаю, снимаю, увожу. Но вижу уже, как отталкивают, опережают, отодвигают. Ходит в обычный сад, точнее пока пробуем только ходить, а что дальше в саду будет даже не знаю.
У вас в коррекционном классе все-же должно быть поспокойнее, но понятно, что неизвестно, что будет.
Пожелаю только, чтоб все хорошо было.
Занимался и занимается плаванием. Не протестовал. Но тяжело ему это все давалось. И координация была плохая. Сейчас он конечно силен и вынослив, но вне занятий спорта предпочитает полежать) Может устает конечно.
Автор, у нас та же ситуация. До года ставили дистонию, после года появилась гипотония. Сейчас год и четыре, ходит только за ручки, и то шатается. Врачи очень советуют бассейн, начали туда ходить. Еще хочу попробовать детскую йогу. потому что упражения мы тоже делать не хотим никакие, ползать на четвереньках не любим, сидя на попе перемещаемся в основном. Еще хотела узнать, когда пошел ваш ребенок?
У меня обе с гипотонией родились. Младшенькая еще слабовата в свои4, а старшая в 7 как обезьянка.были курсы массажа раз в полгода. хвойные ванны. дома моей собсной организации не хватает, чтобы регулярно заниматься. и потому с 3 лет ходим на физически развивающие кружки. старшая перебрала две организации по танцам. но сильная нагрузка не дала «полюбить» сие мероприятия. младшей же несмотря на «непосильность» всегда нравились танцы. но сейчас так сложилось что обе ходят на спорт гимнастику. и ура обеим нравится. думаю вам просто надо искать кружок, который будет ребенку по душе, и который будет ей по силам. но постоянная физ нагрузка необходима. иначе дальше будет тяжелее
В год и 3 сделала первые шаги, но это именно шаги.
Всю зиму потом ребенок в зимнем комбинезоне не ходил толком. Более-менее ходить начали ближе к двум годам.
В бассейн мы ходим до тех пор, пока сильно кто-то не заболеет- или я, или ребенок. И прекращали из-за этого бассейн. У нас массажистка первый год массаж каждые 3 месяца, теперь раз в полгода. Всегда через сильный плач.
Детскую йогу попробуйте, конечно! Может подойдет ребенку
Спасибо, Вы здорово поддержали меня!
Попробуем опять морские ванны, может и правда зря мы от них отказались. За идеи игра спасибо. Пробовали что-то подобное в выпрыгиванием из круга, дак дочка пару раз сделает, а потом просто садилась в этот круг и сидела — устала, говорит. Про бассейн писала- начинаем ходить- начинаем заболевать простудой, несколько раз так уже было, хотя всем в нашей семье бассейн нужен по той или иной причине. В 11 лет получить разряд — это правда здорово, большая победа!
А по какому спорту, если не секрет?
Вы очень приободрили меня, будем стараться и не сдаваться)
Спасибо. Мы ищем кружок, на лето видимо перерыв будет, с сентября еще попробуем.
Еще спрошу-какие именно хвойные ванны покупали в аптеке? я два раза брала разных фирм — соль хвойную цветную и какой-то коричневый концентрат, показалось ерунда какая-то непонятная. Выше мне посоветовали просто морскую соль, это я учту. А какие хвойные ванны?
У нас тоже такой диагноз, делали все «по списку», однако поняла одно — нужно заинтересовать чем-то ребенка. В этом возрасте каждому малышу важно внимание именно к нему, поэтому в Вашем случае, возможно, нужно найти индивидуальное занятие, причем самое важное здесь — не только общение один на один с педагогом, а личность педагога — в меру строгий и требовательный, умеющий найти подход именно к Вашему ребенку, при этом понимающий основную задачу. Будет ли это танец или какой-то вид спорта не травматичный -не столь важно. Важен человек, с которым Вашему ребенку окажется комфортно.
Здравствуйте. Извините пожалуйста нам тоже поставили диагноз гипотонус. Пппцнс. Нам сейчас 3 месяца. Голову ёще не держим. Невролог назначил нам вольту терапию. Пантогам нейромиддин. И витамин б комплекс. И еще массаж
В каком месяце держали голову. Плис отзовитесь.
Войта терапию вам назначили. Ищите и делайте обязательно. Мой ребенок с таким диагнозом всё начинал делать только на Войта. Плюс к Войта был массаж курсами с минимальным перерывом и бассейн 3 раза в неделю (именно плавание) с 3 месяцев.
У нас так было. Поздно села, поздно встала, поздно пошла. Мышечная дистония, потом гипотония.
Массажи, кстати, помогали — давали толчок, все шло быстрее.
Но не знаю, я как-то не расстраиваюсь. Ну не умеет до сих пор кататься на велосипеде ( тяжело педали крутить), ну и что?
С трех лет ходим на танцы. Сейчас втянулась, главное ей самой инересно! Дома постоянно занимается сама. Ей интересно, она в коллективе. В результате ребенок как ребенок. Да, отстает от всех, когда бегать надо ли прыгать.
Физкультура еще не началась, может потом будут проблемы, когда надо будет все на оценку делать.
Эстафеты не любит. Ну а так — ходит, бегает — нормально)
А с мышцами норма? Криатин киназу проверяли? У меня трое детей таких. Что делала? Сначала носилась по бассейнам-массажам-кинезотерапевтам, потом плюнула, ну катала в коляске до 5, ну и что? Результат- старшей 9- играет в баскетбол, и хорошо играет, средней 7.5- гимнастка, малышу 3.7- ходим «на ручках» и в коляске, по ступенькам с трудом. Но у него криатин киназа повышена, так что пусть экономит резервы. Если здоров и киназа эта упадёт до нормы- нормализуется всё само, если не упадёт- тем более нечего клетки мышц терять.
Мышечная система включает более 600 мышц, большинство из которых участвует в выполнении различных движений.
Мышечная система у детей
Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей:
К моменту рождения количество мышц у ребёнка почти такое же, как у взрослого, однако имеются существенные различия в отношении массы, размеров, структуры, биохимии, физиологии мышц и нервномышечных единиц.
Скелетные мышцы у новорождённого анатомически сформированы и сравнительно хорошо развиты, их общая масса составляет 20-22% массы тела. К 2 годам относительная масса мышц несколько уменьшается (до 16,6%), а затем в связи с нарастанием двигательной активности ребёнка вновь увеличивается и к 6 годам достигает 21,7%, к 8 — 2728%, а к 15 — 3233%. У взрослых она составляет в среднем 40-44% массы тела. В общей сложности масса мышц за период детства увеличивается в 37 раз.
Структура скелетной мышечной ткани у детей разного возраста имеет ряд отличий. У новорождённого мышечные волокна расположены рыхло, их толщина 4-22 мкм. В постнатальном периоде рост мышечной массы происходит в основном за счёт утолщения мышечных волокон, и к 18-20 годам их диаметр достигает 20-90 мкм. В целом мышцы у детей раннего возраста более тонкие и слабые, а мышечный рельеф сглажен и становится отчётливым обычно только к 5-7 годам жизни.
Фасции у новорождённого тонкие, рыхлые, легко отделяются от мышц. Так, слабое развитие сухожильного шлема и рыхлое соединение его с надкостницей костей свода черепа предрасполагают к образованию гематом при прохождении ребёнка через родовые пути. Созревание фасций начинается с первых месяцев жизни ребёнка и связано с функциональной активностью мышц. В мышцах новорождённого относительно много интерстициальной ткани. В первые годы жизни происходит абсолютное увеличение рыхлой внутримышечной соединительной ткани, а относительное количество клеточных элементов на единицу площади уменьшается. Наряду с развитием мышечных волокон идёт формирование эндомизия и перимизия. Его дифференцировка заканчивается к 8-10 годам.
Нервный аппарат мышц к моменту рождения сформирован не полностью, что сочетается с незрелостью сократительного аппарата скелетных мышц. По мере роста ребёнка происходит созревание как двигательной иннервации фазных скелетных мышечных волокон (смена полинейронной иннервации на мононейронную, уменьшение площади чувствительности к ацетилхолину, в зрелых нервномышечных синапсах приуроченной только к постсинаптической мембране), так и формирование дефинитивных нервномышечных единиц. Происходит также образование новых проприорецепторов с концентрацией их в участках мышц, испытывающих наибольшее растяжение.
Скелетные мышцы у новорождённых характеризуется меньшим содержанием сократительных белков (у новорождённых их в 2 раза меньше, чем у детей старшего возраста), наличием фетальной формы миозина, обладающего небольшой АТФазной активностью. По мере роста ребёнка фетальный миозин замещается дефинитивными миозинами, увеличивается содержание тропомиозина и саркоплазматических белков, уменьшается количество гликогена, молочной кислоты и воды.
Особенности мышечной системы у детей
Мышцы ребёнка характеризуются рядом функциональных особенностей. Так, у детей отмечают повышенную чувствительность мышц к некоторым гуморальным агентам (в частности, к ацетилхолину). Во внутриутробном периоде скелетные мышцы отличаются низкой возбудимостью. Мышца воспроизводит лишь 3-4 сокращения в секунду. С возрастом число сокращений доходит до 60-80 в секунду. Созревание нервномышечного синапса приводит к значительному ускорению перехода возбуждения с нерва на мышцу. У новорождённых мышцы не расслабляются не только во время бодрствования, но и во сне. Постоянную их активность объясняют участием мышц в теплопродукции (так называемый сократительный термогенез) и метаболических процессах организма, стимуляции развития самой мышечной ткани.
Мышечный тонус может быть ориентиром при определении гестационного возраста новорождённого. Так, у здоровых детей первых 2-3 мес жизни отмечают повышенный тонус мышц сгибателей, так называемый физиологический гипертонус, связанный с особенностями функционирования ЦНС и приводящий к некоторому ограничению подвижности в суставах. Гипертонус в верхних конечностях исчезает в 2-2,5 мес, а в нижних — в 3-4 мес. Глубоко недоношенные дети (срок гестации менее 30 нед) рождаются с общей мышечной гипотонией. У ребёнка, родившегося на 30-34й неделе гестации, нижние конечности согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Флексия верхних конечностей появляется только у детей, родившихся после 34й недели гестации. После 36-38й недели отмечают флексорное положение как нижних, так и верхних конечностей.
Рост и развитие мышц у детей
Рост и развитие мышц у детей происходит неравномерно и зависит от их функциональной активности. Так, у новорождённого слабо развиты мимические и жевательные мышцы. Они заметно укрепляются после прорезывания молочных зубов. Отчётливо выражены возрастные особенности диафрагмы. Её купол у новорождённых более выпуклый, сухожильный центр занимает относительно малую площадь. По мере развития лёгких выпуклость диафрагмы уменьшается. У детей до 5 лет диафрагма расположена высоко, что связано с горизонтальным ходом рёбер.
Мышечная система у новорожденных слабо развита, как и апоневрозы и фасции живота, что обусловливает выпуклую форму передней брюшной стенки, сохраняющуюся до 3-5 лет. Пупочное кольцо у новорождённого ещё не сформировано, особенно в верхней его части, в связи с чем возможно образование пупочных грыж. Поверхностное паховое кольцо образует воронкообразное выпячивание, более выраженное у девочек.
У новорождённого преобладает масса мышц туловища. В первые годы жизни ребёнка в связи с нарастанием двигательной активности быстро растут мышцы конечностей, причём развитие мышц верхних конечностей на всех этапах опережает развитие мышц нижних конечностей. В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, гораздо позднее — мышцы кисти, что приводит к трудностям в выполнении тонкой ручной работы до 5-6летнего возраста. До 7 лет у детей недостаточно развиты мышцы ног, в связи с чем они плохо переносят длительные нагрузки. В возрасте 2-4 лет усиленно растут большие ягодичные мышцы и длинные мышцы спины. Мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела, наиболее интенсивно растут после 7 лет, особенно у подростков 12-16 лет. Совершенствование точности и координации движений наиболее интенсивно происходит после 10 лет, а способность к быстрым движениям развивается лишь к 14 годам.
Интенсивность прироста мышц и мышечной силы связана с полом. Так, показатели динамометрии у мальчиков выше, чем у девочек. Исключением служит период от 10 до 12 лет, когда становая сила у девочек выше, чем у мальчиков. Относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) до 6-7 лет изменяется незначительно, а затем к возрасту 13-14 лет быстро увеличивается. Мышечная выносливость с возрастом также растёт и у 17летних вдвое превышает аналогичные показатели 7-летних детей.
Врождённые аномалии мышц
1.
Наиболее распространённая врождённая аномалия мышц — недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной мышцы, приводящее к кривошее.
2.
Часто возникают аномалии строения диафрагмы с образованием грыж.
3.
Недоразвитие или отсутствие большой грудной или дельтовидной мышцы приводит к развитию деформаций плечевого пояса.
Мышечная система ребенка — осмотр, пальпация
Методика исследования мышечной системы у детей
Расспрос. Наиболее частые жалобы у детей при поражении мышечной системы — боли в мышцах (миалгии) и снижение мышечной силы. При сборе анамнеза следует по возможности выяснить время появления этих жалоб, провоцирующие факторы, связь с другими патологическими симптомами, имеющимися у ребёнка, семейно-наследственный анамнез.
При осмотре и пальпации в первую очередь оценивают степень развития мышц. Также необходимо оценить такие важнейшие показатели состояния мышечной системы ребенка, как тонус, сила и двигательная активность мышц.
Степень развития мышц
У здоровых детей мышцы упругие на ощупь, одинаковые на симметричных участках тела и конечностей. Различают 3 степени развития мышц:
1.
Хорошее — контуры мышц туловища и конечностей в покое хорошо видны, живот втянут или незначительно выдаётся вперёд, лопатки подтянуты к грудной клетке, при напряжении усиливается рельеф сокращённых мышц.
2.
Среднее — мышцы туловища развиты умеренно, а конечностей — хорошо, при напряжении отчётливо изменяются их форма и объём.
3.
Слабое — в покое мышцы туловища и конечностей плохо контурируются, при напряжении рельеф мышц изменяется едва заметно, нижняя часть живота отвисает, нижние углы лопаток расходятся и отстают от грудной клетки.
Недостаточное развитие мышц возникает у детей, ведущих малоподвижный образ жизни, при дистрофии, обусловленной нарушением питания, наличием хронических соматических заболеваний, патологии нервной системы, генерализованного поражения суставов и т.д.
Крайняя степень слабого развития мышц — атрофия. При этом состоянии масса мышечной ткани резко уменьшена, а брюшко мышц по своей толщине и консистенции становится похожим на сухожилие. При мышечной атрофии происходит обратимое или необратимое нарушение трофики мышц с развитием истончения и перерождения мышечных волокон, ослаблением или утратой их сократительной способности.
Асимметрия мышц
Асимметрия мышечной массы предполагает неодинаковую степень развития одноимённых групп мышц. Для выявления асимметрии последовательно сравнивают аналогичные мышцы обеих половин лица, туловища, конечностей. Для более точной оценки измеряют сантиметровой лентой и сравнивают окружности левой и правой конечностей на одинаковых уровнях. Мышечная асимметрия может быть следствием недоразвития, травмы, патологии нервной системы, некоторых ревматических заболеваний (гемисклеродермии, ЮРА) и др.
При пальпации выявляют локальную или распространённую болезненность, а также уплотнения по ходу мышц, что может быть связано с воспалительными изменениями, очаговым или диффузным отложением в них кальция.
Мышечный тонус у детей
Мышечный тонус — рефлекторное напряжение мышц, контролируемое ЦНС и зависящее также от происходящих в мышце метаболических процессов. Снижение или отсутствие тонуса называют гипотонией или атонией мышц соответственно, нормальный тонус — нормотонией мышц, высокий тонус — мышечной гипертонией.
Оценка мышечного тонуса
Предварительное представление о состоянии мышечного тонуса можно получить при визуальной оценке позы и положения конечностей ребёнка. Так, например, поза здорового новорождённого (руки согнуты в локтях, колени и бёдра подтянуты к животу) свидетельствует о наличии у него физиологического гипертонуса сгибателей. При снижении мышечного тонуса новорождённый лежит на столе с вытянутыми руками и ногами. У детей более старшего возраста снижение тонуса мышц приводит к нарушениям осанки, крыловидным лопаткам, чрезмерному поясничному лордозу, увеличению живота и др.
Мышечный тонус исследуют, оценивая сопротивление мышц, возникающее при пассивных движениях в соответствующих суставах (конечность при этом должна быть максимально расслаблена).
Повышение мышечного тонуса
Повышение тонуса может быть двух видов:
1.
Мышечная спастичность — сопротивление движению выражено только в начале пассивного сгибания и разгибания, затем препятствие как бы уменьшается (феномен «складного ножа»). Возникает при перерыве центрального влияния на клетки переднего рога спинного мозга и растормаживании сегментарного рефлекторного аппарата.
2.
Мышечная ригидность — гипертонус постоянен или нарастает при повторении движений (феномен «восковой куклы» или «свинцовой трубки»). При исследовании мышечного тонуса может возникнуть прерывистость, ступенчатость сопротивления (феномен «зубчатого колеса»). Конечность может застывать в той позе, которую ей придают — пластический тонус. Возникает при поражении экстрапирамидной системы.
При мышечной гипотонии выявляют отсутствие сопротивления при пассивных движениях, дряблую консистенцию мышц, увеличение объёма движений в суставах (например, переразгибание).
Исследование мышечного тонуса
Существует несколько проб, позволяющих судить о состоянии мышечного тонуса у детей:
1.
Симптом возврата — ножки новорождённого, лежащего на спине, разгибают, выпрямляют и прижимают к столу на 5 с, после чего отпускают. При наличии у новорождённого физиологического гипертонуса ножки сразу же возвращаются в исходное положение, при сниженном тонусе полного возврата не происходит.
2.
Проба на тракцию — лежащего на спине ребёнка берут за запястья и стараются перевести в сидячее положение. Ребёнок сначала разгибает руки (первая фаза), а затем сгибает их, всем телом подтягиваясь к исследующему (вторая фаза). При гипертонусе отсутствует первая фаза, а при гипотонусе — вторая фаза.
3.
Симптом «верёвочки» — исследователь, стоя лицом к ребёнку, берёт его в свои руки и совершает вращательные движения попеременно то в одну, то в другую сторону, оценивая при этом степень активного мышечного сопротивления.
4.
Симптом «дряблых плеч» — плечи ребёнка обхватывают сзади двумя руками и активно поднимают вверх. При мышечной гипотонии это движение даётся легко, при этом плечи касаются мочек ушей.
Объем активных и пассивных движений
Оценивают объём как активных, так и пассивных движений:
1.
Активные движения изучают в процессе наблюдения за ребёнком во время игры, ходьбы, выполнения тех или иных движений (приседаний, наклонов, подниманий рук и ног, перешагиваний через препятствия, подъёма и спуска по лестнице и т.д.). Ограничение или отсутствие движений в отдельных мышечных группах и суставах указывает на поражение нервной системы (парезы или параличи), мышц, костей, суставов.
2.
Пассивные движения исследуют, последовательно производя сгибание и разгибание в суставах: локтевых, тазобедренных, голеностопных и т.д. У новорождённых и детей первых 3-4 мес жизни отмечают ограничение движений в суставах, обусловленное физиологическим гипертонусом. Ограничение пассивных движений у детей более старшего возраста указывает на повышение мышечного тонуса или поражение суставов.
Сила мышц у детей
Силу мышц оценивают по степени усилия, необходимого для преодоления активного сопротивления той или иной мышечной группы. У детей раннего возраста пытаются отнять схваченную ими игрушку. Старших детей просят оказать сопротивление при разгибании согнутой руки (ноги). О состоянии мышечной силы косвенно можно судить по тому, как ребёнок выполняет приседания, подъём и спуск по лестнице, вставание с пола или кровати, одевание и раздевание и т.д. Мышечная сила отчётливо увеличивается с возрастом. Как правило, ведущая рука сильнее, и в целом мышечная сила у мальчиков больше, чем у девочек. Более объективно судить о мышечной силе можно по показаниям динамометра (ручного и станового).
Лабораторные и инструментальные исследования мышечной системы
При заболеваниях мышечной системы исследуют биохимические показатели крови [активность креатинфосфокиназы, мышечной фракции лактатдегидрогеназы (ЛДГ), трансаминаз, концентрацию аминокислот и креатина в крови и моче, содержание миоглобина в крови и моче], определяют аутоантитела. Для уточнения диагноза проводят генетические и морфологические исследования биоптата мышц.
Среди инструментальных методов для выяснения причины снижения мышечной силы в клинической практике наиболее часто применяют электромиографию (ЭМГ) — метод регистрации биоэлектрической активности мышц, позволяющий, например, дифференцировать первичную патологию мышц от их поражений при заболеваниях нервной системы. Мышечную возбудимость оценивают с помощью хронаксиметрии, мышечную работоспособность — эргографом и эргометром.