У ребенка не растет мышечная масса
У детей, в отличие от взрослых, отношение массы мышц к массе тела меньше. Считается, что у новорожденного доношенного ребенка масса мышц составляет 23,3% от массы тела, у ребенка 8 лет — уже 27,7%, в 15 лет — 32,6%, а у взрослого — 44,2%.
С периода новорожденное до периода зрелости масса мышечной ткани возрастает в 37 раз, в то же время масса скелета увеличивается в 27 раз. С возрастом меняется и распределение мышечной ткани. Чем меньше ребенок, тем больше мышечной массы приходится на туловище, чем он старше, тем больше мышц приходится на конечности. У детей раннего возраста преобладает тонус мышц-сгибателей. В более старшем возрасте он становится слабее.
Гистологическое строение мышц детей имеет возрастные особенности. У новорожденных диаметр мышечного волокна равен 7 мкм, а к 16 годам он увеличивается до 28 мкм и больше. Параллельно росту миофибрилл уменьшается количество ядер в мышечном волокне. Нарастание толщины и дифференциация мышечного волокна идут параллельно с развитием соединительнотканного каркаса мышц — эндомизия и тримизия, достигающих своего развития к 8—10 годам.
К моменту рождения рецепторный аппарат мышц сформирован. В последующие годы идет перераспределение промиорецепторов в мышцах, которые испытывают наибольшее растяжение. В первые несколько месяцев после рождения у ребенка происходит увеличение количества терминальных ответвлений и площади нервных окончаний. За счет этого развивается эффективный контроль за мышечной активностью, но развитие нервных окончаний и эффективный контроль за деятельностью мышц осуществляются при условии постоянной физической нагрузки. В развитии мышечной деятельности у детей большую роль играют тренировка, повторяемость и совершенствование новых быстрых навыков. У ребенка, в отличие от взрослого, мышцы чувствительны к действию ацетилхолина, однако отмечается снижение их чувствительности к электрическому току (мышцы отличаются низкой возбудимостью). С возрастом их возбудимость возрастает в десятки раз, мышечная активность усиливается.
У новорожденных повышена хронаксия мышц. С возрастом в связи с дифференциацией, ростом и развитием мышечного волокна мышечная работа постепенно увеличивается. Интенсивность нарастания мышечной силы у мальчиков и девочек различна. У мальчиков показатели силы (динамометрия) в нормальных условиях выше, чем у девочек. Наивысший прирост мышечной силы и выносливости детей обоих полов определяется к 17 годам.
Развитие мышечных групп у детей неравномерное. У ребенка первых лет жизни развиваются крупные мышцы плеча и предплечья, с 6—7 лет — мелкие мышцы кистей, отвечающие за тонкие координированные движения рук. Деятельность детей в разные возрастные периоды направлена на развитие движений, которые помогают приспособиться к окружающему миру. До 5—6 лет — это развитие общих двигательных умений, после 5—6 лет — развитие тонкой координации: письмо, лепка, рисование. С 8—9 лет происходит дальнейшее нарастание объема мышц вследствие постоянной деятельности мышц рук, ног, спины, плечевого пояса, шеи. В конце периода полового развития отмечается прирост объема мышц не только рук, но и спины, плечевого пояса и ног.
После 15 лет интенсивно развиваются мелкие мышцы, обеспечивающие точность и координацию мелких движений. Совершенствование координации движений происходит неравномерно, что связано со становлением нейроэндокринной регуляции двигательной активности. Но к 10—12 годам движения становятся полностью координированными. До 15 лет большинство детей нуждается и ограничении мышечной деятельности, которая должна быть строго дозированной. На этом основаны ограничение детского и подросткового труда в промышленности, сокращенный рабочий день, обязательный дополнительный отпуск, запрещение работать на вредных предприятиях.
В период полового созревания наблюдается дисгармоничность двигательных навыков. У детей в этот период появляются угловатость, неловкость, резкость движений из-за интенсивно нарастающей массы мышц, иннервация которых отстает от потребностей. Поэтому для развития мышечной системы в этот период нужны физические упражнения, которые строго дозируются. Создаются условия для формирования стереотипов движения, которые скоординированы на высокую двигательную активность по выполнению физической работы.
У детей 3—4 лет обязательной двигательной нормой считают от 9 до 15 тыс. шагов, у школьников 11—15 лет — 20 тыс. шагов. По времени эти движения выполняют в течение 4,5—6 ч в день. Хотя показатель прироста мышечной силы у девочек несколько меньше, чем у мальчиков, показатель становой силы у девочек в возрасте 10—12 лет выше, чем у мальчиков. До 6—7 лет в обеих группах детей относительная сила мышц (на 1 кг массы тела) одинаковая. С 10—12 лет она начинает превалировать у девочек, а после 14 лет — у мальчиков. Гипокинезия, т.е. ограничение двигательной активности, приводит к инверсии развития мышц. Развиваются ожирение, вегетативно-сосудистые дистонии, нарушения скелета. С другой стороны, усиление физической нагрузки без врачебного контроля в детском возрасте приводит к тяжелым последствиям — мышечной гипертрофии, переходящей в атрофию, прекращению роста скелета. Для занятий спортом существуют возрастные ограничения.
Методы исследования мышечной системы
При исследовании мышечной системы визуально оценивают степень и равномерность развития мышечных групп, а пальпаторно — их тонус, силу и двигательную активность.
У детей дряблость мышц, недостаточность их развития наблюдают при нарушении питания, малых физических нагрузках, тяжелом заболевании. Атрофия мышц имеет место при невритах, полимиозите, гемартрозах, ревматоидном артрите. Увеличение собственно мышц отмечается при регулярных занятиях спортом. О развитии мышц можно судить по положению лопаток, форме живота. В норме живот втянут вовнутрь или слегка выступает за уровень грудной клетки, лопатки подтянуты к грудной клетке. При обильном отложении подкожного жирового слоя измеряют его толщину, после чего судят об истинном развитии мышц. При внешнем осмотре всегда определяют симметричность развития мышц. При гемофилии (на фоне гемартрозов суставов), одностороннем параличе или другом поражении мышц наблюдается асимметрия их развития.
Общее снижение мышечного тонуса наблюдается при рахите, длительных заболеваниях, недостаточной физической нагрузке, истощении. Мышечное истощение (общее или местное) может быть диагностировано при проведении измерения симметричных окружностей (ног, рук). Мышечные асимметрии чаще наблюдают при врожденных недоразвитиях групп мышц, при травматических поражениях конечностей, заболеваниях центральной и периферической нервной системы.
Тонус мышц ребенка оценивают при осмотре его позы, конечностей. У недоношенных детей мышечный тонус снижен, поэтому в положении лежа на животе на руке исследователя конечности у них довольно свободно свисают. У доношенного новорожденного тонус мышц-сгибателей повышен. По мере овладения статомоторными навыками повышенный тонус сгибателей исчезает. Если у ребенка любого возраста имеется повышенный или пониженный тонус с правой или левой стороны, это свидетельствует о патологии.
При выявлении сниженного или повышенного тонуса с одной или двух сторон используют некоторые приемы обследования. Например, для проверки тонуса ребенку, лежащему на спине, осторожно разгибают согнутые нижние конечности, прижимая их к столу. Когда исследователь отнимает свои руки от ребенка, ноги его сразу же возвращаются в исходное положение. При снижении тонуса полного возврата не будет. Есть еще один прием. Обхватив туловище ребенка руками, исследователь поворачивает его вниз головой. При нормальном тонусе голова располагается в одной вертикальной плоскости с туловищем, руки слегка согнуты, а ноги немного вытянуты. Если тонус мышц снижен, то голова и ноги располагаются вертикально. Если тонус повышен, руки и ноги усиленно согнуты, голова запрокинута назад.
Мышечный тонус верхних конечностей у грудных детей проверяют методом тракции. Ребенка, лежащего на спине, берут за запястье и тянут на себя, стараясь посадить. Сначала ребенок разгибает руки, затем всем телом подтягивается. При снижении тонуса отсутствует подтягивание тела, а при его повышении — отсутствует разгибание рук.
У недоношенных детей вплоть до достижения нормального гестационного возраста возможна мышечная гипотония. Возникающие вслед за этим явления гипертонуса могут сохраняться до возраста 5—6 месяцев.
Нарушения мышечного тонуса у детей раннего возраста чаще всего связаны с повреждением в родах центральной нервной системы, в грудном и старшем возрасте причиной могут быть нейроинфекции, травмы черепа, острые и хронические нарушения питания или водно-солевого обмена, недостаток витамина D.
Исследование активных и пассивных движений в суставах конечностей и позвоночнике производят обеими руками. Существуют нормы объема движений в суставах в зависимости от возраста. Ограничение, невозможность пассивных или активных движений чаще всего связаны с нарушениями мышечного тонуса и поражением суставов. При длительно текущем процессе в суставе очень часто развивается мышечная контрактура за счет поражения сопротивления пораженных мышц. От контрактуры следует отличать «разболтанность» — релаксацию сустава, когда снижен мышечный тонус. Ригидность мышц определяется постоянным высоким равномерным их сопротивлением. При окончании исследования напряжение мышц быстро снижается.
Различают и спастическое состояние мышц, когда при проведении пассивных движений у ребенка ощущается мышечное напряжение, которое в отличие от ригидности непостоянно и возрастает во время движения.
Активные мышечные движения изучают у бодрствующего ребенка во время игры с ним. Следят за умением манипулировать игрушкой, ходить, приседать, т.е. за всем объемом движений, и проводят возрастную оценку этих манипуляций. Во время выполнения этих процедур выявляют ограничения движений в суставах и отдельных мышечных группах, изменения их объема, болевые ощущения.
Затем определяют мышечную силу. У ребенка младшего возраста пытаются отнять игрушку. У ребенка старшего возраста мышечную силу оценивают по выполнению им физических манипуляций или проводят динамометрию: ручную и становую. Если показатели силы кисти находятся в пределах 25—75 центилей, то они средние.
Мышечную систему у детей исследуют и инструментально. Используют измерение механической и электрической возбудимости С помощью электромиографов, хронаксиметров. Исследуют и биохимические параметры мышечной ткани. Для этого определяют уровень аминокислот, ферментов в крови и моче. Проводят биотест мышц.
Семейная особенность
Самая частая причина плохого роста детей – позднее половое созревание, которое начинается после 14 лет. Такие дети обычно рождаются в срок, с нормальным весом и ростом, но уже в первые месяцы жизни начинают плохо расти. К 5-6 годам они значительно ниже сверстников, и это явно бросается в глаза. После 6 лет ребенок начинает вытягиваться на 4-6 см каждый год, как и положено в этом возрасте, но поскольку его сверстники тоже вытягиваются на 4-6 см, догнать их он не может. Половое созревание у него начинается после 14 лет, когда его ровесники уже два года как вступили в переходный возраст, из мальчиков и девочек превратились в юношей и девушек. Таким образом, все свое длинное детство он по росту самый маленький. Но, в конечном итоге, такие мальчики вырастают до 175-176 см, девочки до 160-162 см, то есть имеют нормальный средний рост.
Причина – болезнь
Что еще может повлиять на плохой рост ребенка? Есть целый ряд причин, например серьезные болезни сердечно-сосудистой, бронхо-легочной, костной систем, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, хромосомные болезни…
Иногда плохо растут дети, родившиеся с весом и ростом ниже нормы. Несмотря на хороший уход и хорошее питание 10% детей с задержкой внутриутробного развития и после 4 лет отстают в росте.
Бывает, что задержки роста связаны с дефицитом либо гормонов щитовидной железы, либо гормона роста, либо половых гормонов или с дефицитом всех вместе взятых. А иногда с избытком гормонов надпочечников. В этих случаях без лечения ребенок, как правило, не может в финале достичь, как говорят врачи, социально приемлемого роста. Но, к счастью, эндокринно-зависимые задержки роста – самые немногочисленные. Сейчас любые задержки роста лечатся. Главное, вовремя понять их причину.
5 секретов хорошего роста
Раз в год отмечайте, насколько ваш ребенок вырос. Если, начиная с 4 лет, он подрастает меньше, чем на 4 см в год, надо обратиться к эндокринологу. Особенно будьте внимательны к тем малышам, у которых была задержка внутриутробного развития, и к тем, у кого кто-то из родителей или ближайших родственников имеют рост ниже 160 см.
● Чтобы ребенок хорошо рос, он должен получать достаточное количество белка – и растительного и животного. Белок – это матрица длинно-трубчатых костей, именно их развитие определяет рост человека.
● Для роста ребенку необходимы витамины, кальций и йод. Дети 6-10 лет должны получать 800-1200 мг кальция в сутки, подростки – 1200-1500 мг. С продуктами питания эту потребность можно удовлетворить только наполовину, поэтому, чтобы хорошо расти, дети должны получать препараты, содержащие кальций, или пищу, обогащенную кальцием.
● Ребенку, чтобы хорошо расти, необходимы умеренные физические нагрузки, они улучшают выработку «гормона роста» организмом.
● Йод входит в состав гормонов щитовидной железы, а эти гормоны тоже влияют на показатели роста. Согласно последним рекомендациям ученых, дети должны получать 150 мкг йода в сутки, подростки – 200 мкг. Йодированной соли для удовлетворения этой потребности недостаточно. Надо принимать йодсодержащие препараты.
● Дети должны спать не менее десяти часов, подростки – не менее восьми. Причем засыпать не позднее 10 часов вечера. 70% «гормона роста» вырабатывается организмом во сне с 22 до 24 часов.
Мнение физиолога
У каждого свой темп…
… считает Валентина Зайцева, кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор Института возрастной физиологии РАО.
Антропологи выделяют три основных типа телосложения: торакальное, дигестивное и мышечное. Дети разного телосложения растут по-разному.
У представителей торакального типа грудная клетка цилиндрическая, легкие большие, объем мышц скромный, подкожного жира мало. Классический пример человека такого сложения: высокий, поджарый.
Люди дигестивного телосложения обладают широкой бочкообразной грудной клеткой, у них круглые толстые мышцы и мощный скелет. Пример человека такого сложения – невысокий крепыш.
Люди мышечного (атлетического) телосложения наиболее пропорциональны. Типичный пример мышечного типа – хорошо сложенный человек среднего роста и средней комплекции.
Дети-дигестивники в раннем возрасте часто бывают выше и крупнее сверстников, они первыми вытягиваются, но и первыми заканчивают расти. А так как сначала у нас растут те органы и части тела, которые расположены ближе к голове, то к моменту завершения полового созревания, когда заканчивается и рост скелета, руки у дигестивников успевают вырасти, а ноги не вытягиваются до оптимальной длины. Конечный результат оказывается не очень большим.
Представители торакального типа растутнеторопливо, но долго. Девочки лет до 15-16, мальчики – до 22-24. Половое созревание у них начинается поздно, в средних классах они выглядят младше ровесников, зато их ноги успевают вырасти до внушительной длины, и конечный рост получается немалым.
А люди мышечного типа, которых, кстати, среди жителей средней полосы России большинство (50-55%) – посередине. Их половое созревание наступает чуть позже, чем у «дигестивников», но раньше, чем у «торакальщиков», они достигают среднего роста и приобретают гармоничное телосложение.
Какой тип телосложения у вашего ребенка?
Предложите ему втянуть живот и приложите ладони к нижнему краю его ребер. Если ваши кисти сойдутся под углом 90 градусов – у ребенка мышечный тип. Угол получится тупой – дигестивный. Острый – торакальный тип телосложения. Но такой тест подходит только детям старше 6-7 лет, после того как они прошли полуростовой скачок, вытянулись перед школой. Бывает, что дети переходят из одного типа телосложения в другой, например, из дигестивного в мышечный. Такие изменения случаются у каждой 8-10-й девочки в 7-8 лет, а у мальчиков даже чаще, но позже: в 8-9 лет.
Интересно
Акселерации пришел конец. Россияне стали ниже в среднем на 1,5 см. Эта новость, озвученная Росздравом, может и неожиданна для общества, но не удивляет врачей. То, что акселерация закончилась, медики заметили давно. Половину прошлого века дети белого населения Европы и Северной Америки вырастали выше своих родителей. В 70-х годах акселерация замедлилась, а в 80-х – прекратилась. По словам Галины ЯЦЫК, академика РАЕН, профессора НЦЗД РАМН, дети, которые появляются на свет сегодня, уже при рождении по росту и весу в среднем мельче, чем новорожденные из поколения их родителей.
Смотрите также:
- Брюшко — для солидности? Принципы похудательного питания для мужчин →
- С первых попыток. Что поможет быстрее стать родителями →
- Роды после тридцати →
Масса тела является важным критерием развития малыша. Вес при рождении входит в обязательную первичную систему оценки состояния малыша – шкалу Апгар. То, как ребенок набирает вес после рождения, имеет значение для определения его общего состояния, именно поэтому на каждом приеме у педиатра кроху взвешивают.
В этой статье мы расскажем о возрастных нормах веса, а также приведем мнение известного детского врача Евгения Комаровского о том, что делать, если у ребенка лишний вес или он не набирает нужной массы.
О нормах
Все дети индивидуальны, это касается и веса. Одни рождаются крупными, другие новорожденные, появившиеся на свет на том же сроке, весят меньше и в этом нет ничего необычного, ведь и их родители разные (большие и худенькие, высокие или низкие). Вес при рождении играет большую роль для недоношенных малышей, по нему, а также по точному сроку гестации определяют степень недоношенности.
В норме вес для доношенного ребенка в среднем составляет 2.6-4 килограмма. Диапазон нормальных значений довольно широк.
После рождения контролировать привес будут ежемесячно до года.
В отличие от роста, который является более стабильным показателем правильности развития малыша, его масса тела может быть более лабильной: вес снижается или повышается под воздействием разных причин. Даже в течение одного дня, по словам Комаровского, родители могут увидеть разные значения на весах.
Подсчитать норму Комаровский рекомендует по таким формулам:
- если ребенку нет годика, то его вес равен m+800n, где m – масса при рождении, а n – возраст в месяцах;
- если ребенку уже есть год и вплоть до десятилетнего возраста пользуются другой формулой, при которой масса тела в норме равна 10+2n, где n – возраст в годах;
- если ребенок старше 10 лет, то для расчета пользуются формулой, в которой нормальный вес равен 30+4* (n-10), где n – возраст в годах.
Таким образом, легко понять, что грудничок в 7 месяцев, если он родился с весом 3500 граммов, должен весить не менее, чем 3500+ 800х7, то есть 9 килограммов 100 граммов. Ребенок в 2 года весит 10+2х2, то есть 14 килограммов. Просто подставьте ваши значения и сможете ориентироваться на норму.
Можно сделать проще и воспользоваться таблицей или калькулятором соответствия роста и веса в зависимости от возраста. Таблицами пользуются и педиатры на приеме, поскольку это значительно сокращает время приема ребенка, ведь доктору нет необходимости заниматься математическими вычислениями.
Естественно, при значительном превышении нормы и в ситуациях, когда ребенок плохо набирает вес, нужно внимательно рассмотреть и устранить возможные причины, по которым это происходит.
Причины отставания
Самая активная прибавка в весе идет в первые полгода жизни ребенка, потом темпы замедляются, ведь физическая активность ребенка возрастает – он учится ползать, сидеть, а это требует больших энергетических затрат. Маловесные дети набирают вес порой более активно, чем крохи, появившиеся на свет богатырями, прибавка у таких малышей может быть более интенсивной.
Сильное отставание реальной массы тела от норм может быть следствием недостаточного питания и гипотрофии, заболеваний желудочно-кишечного тракта, а также любых других врожденных или приобретенных болезней.
Естественно, педиатр займется выявлением причин, назначит анализы, даст рекомендации по рациону питания.
Если ребенок немного отстает от нормы по весу, но он активный, подвижный, любознательный, чувствует себя прекрасно и у него нормальные анализы, волноваться не о чем, говорит Комаровский. Опасно, если малая прибавка и отставание от нормативов сопровождаются бледностью, вялостью, некоторыми другими симптомами, которые наводят родителей на мысли о возможной болезни, важно срочно отправляться к доктору, говорит Евгений Комаровский.
Жалобы родителей на то, что у ребенка большой живот в 2 года и весит он при этом 10 кг, а также на то, что чадо в свой год весит всего 8 килограммов вместо положенных 10, должны рассматриваться в каждом конкретном случае с учетом полного анамнеза. Врачу нужно знать, с каким весом ребенок родился, как он себя чувствует в повседневной жизни, а также видеть, какую комплекцию имеют родители.
Вполне понятно, что резкое снижение массы тела может быть признаком и довольно серьезных заболеваний, и распространенных глистных инвазий, а потому без лабораторной диагностики в этом случае не обойтись.
Родителям малоежек, которые кушают понемногу и не каждый раз, Комаровский советует успокоиться и перестать пытаться любой ценой откормить ребенка до возрастного норматива. Подход тот же: если чувствует себя нормально и здоров, то ничего предпринимать для поправки не надо.
Почему происходит превышение?
Превышение прибавки в весе чаще всего связано с тем, что родители малыша перекармливают. Лишний вес образуется при несоответствии степени энергозатрат получаемому количеству пищи. Грудной малыш, который большую часть дня спит, прибавляет в весе лучше и быстрее, чем активный и двигающийся двухлетка.
Колебания веса в большую (или меньшую) сторону возможны и при интенсивных гормональных перестройках, например, так худеет или поправляется подросток в период полового созревания. Некоторые патологии щитовидной железы и другие эндокринные нарушения могут стать причиной детского ожирения, но такое случается значительно реже, чем банальное и повсеместное перекармливание любимого чада.
Ребенок старше 2 лет может страдать лишним весом по причине сидячего образа жизни и малой активности, риск приобрести лишние килограммы выше у детей, которым разрешают есть и пить вредные, но очень вкусные блюда фастфуда, лимонад, чипсы.
Что делать? Показать ребенка врачу, если надо, обследовать его, сделать анализы крови, проверить работу желудочно-кишечного тракта и получить рекомендации по плавному и аккуратному снижению веса.
Обычно хорошо помогает адекватное увеличение физической активности одновременно с прекращением практики кормления через силу. Давать еду ребенку Евгений Комаровский советует только тогда, когда он сам об этом просит.
Нельзя кормить чадо перед экраном телевизора: увлекаясь картинкой, он съедает больше того, что ему положено.
Также родителям следует обратить внимание на собственные пищевые привычки, обычно неправильное питание – это семейное. Из рациона ребенка должны исчезнуть жирные и жареные продукты, копчености, острое, фастфуд, обилие сладкого. Взамен должны прийти овощи и фрукты, тушеные, отварные и печеные мясо и рыба. Стоит отказаться от лимонада и разных магазинных сладостей.
Почему важно следить за весом ребенка? Избыточный вес опасен на стадии начала хождения, ведь он создает повышенные нагрузки на кости, суставы, хрящи, на связки и позвоночник. У деток с избыточной массой тела чаще регистрируется в более позднем возрасте плоскостопие. Ожирение – благодатная почва для развития различных заболеваний, а также фактор снижения иммунитета.
Подробнее о нормах веса смотрите в следующей передаче доктора Комаровского.