Упражнение какая я женщина
В нашем училище обучаются девушки – выпускницы
интернатов, детских домов, в том числе с
нарушениями интеллекта. У большинства из них
отмечается недосформированность гендерной
идентичности, отсутствие морально-нравственного
осознания женской роли, беспорядочное половое
поведение, безответственное отношение к
материнству, негативное самовосприятие. Это
вызвало необходимость в проведении тренинговых
занятий, которые мы назвали “Я – женщина!” В
тренинговые группы мы включаем и так называемых
“домашних” девушек, которые воспитываются в
семье. Девушки с удовольствием участвуют в
тренинге, которые по окончанию занятий часто
переходят в беседы по разным вопросам. Например,
после одного из занятий, возникла дискуссия о
том, когда можно начинать половую жизнь. “Я
считаю, девушка, которая до 18 лет еще не
занималась сексом, просто “лохушка”… Так наши
подростки задают нам новые темы для размышлений,
импульс для создания новых занятий. Представляем
Вам одно из трениговых занятий “Я – женщина!”
Время, отводимое на данное занятие: 1 час 20
минут.
Цели и задачи:
- Стимулировать изменение отношения к себе.
- Оказать помощь:
в безусловном самопринятии;
в выработке адекватной самооценки.
- Учить осознавать собственные ресурсы.
Участники: Девушки 15-16 лет, учащиеся первого
курса ПУ, в том числе, воспитанные в условиях
домов – интернатов.
Ритуал начала занятия
Упражнение: “Что я сейчас чувствую”
Цель: Оценить и оптимизировать состояние
группы. Учить осознавать и дифференцировать свои
чувства и эмоциональные состояния
Экспресс – диагностика чувств.
Ведущий предлагает участникам оценить свое
состояние, ответив на вопрос: “Что ты сейчас
чувствуешь?” Если участники затрудняются с
ответом, ведущий предлагаем им опираться на
материал таблицы (Приложение 1) Лучше, если
ведущий тоже будет выполнять это упражнение
наравне с участниками (создание атмосферы
доверия, наглядный пример, развитие самого
ведущего и оптимизация его состояния. Необходимо
помнить и доводить до понимания участников, что к
чувствам не применима оценка “хорошо-плохо”
Вначале участникам будет трудно
дифференцировать свои чувства. Типичным ответом
будет “не знаю”, “ничего не чувствую”. В этом
случае ведущий должен помочь участнику, задавая
поддерживающие вопросы и привлекая материал
наглядных пособий. Со временем участники
научатся делать это самостоятельно. Участие
самого ведущего, как пример, поможет им
справиться с этой задачей.
Комментарии: (Человек переживает разные
чувства – это нормально!)
Основная часть
Упражнение: “Портрет по памяти”
Цель: Активизировать наблюдательность,
показать особенности восприятия человека
окружающими.
Ведущий: У кого есть желание проверить свою
наблюдательность? Кто хочет узнать, как другие
воспринимают твою внешность? (показать с одним
добровольцем эффект этого упражнения).Давайте
объединимся в пары. Оба партнеры закрывают глаза
и описывают внешность друг друга. Можно
расспрашивает партнера о своей внешности,
сбивать его с толку.
Ведущий: во время этого упражнение: на что еще
можно обратить внимание (цвет глаз, обувь,
выражение лица).
Ведущий: назовите самое яркое,
запоминающееся, красивое в облике партнера.
(Участники открывают глаза и сравнивают образ
партнера с оригиналом. Предлагаю поделиться
впечатлениями.
Вопросы: Что нового ты заметил сейчас в
партнере? Что было удивительным в этом
упражнении?
Ведущий: у многих есть страхи и переживания
по поводу реальных и мнимых недостатков
внешности, но после этого упражнения становится
понятно, что реальная внешность и воспринимаемый
образ очень сильно различаются, из чего следует
два важных вывода:Переживания о том, как
воспринимают твою внешность окружающие,
безосновательны. Окружающие все равно не
замечают значительной части того, что видят.
Важно нравится не окружающим, а себе.
Упражнение:
“Цветок”
Цель: Метаморфически показать собственную
уникальность и неповторимость, обеспечить связь
со следующим упражнением.
Ведущий: Представь, вы на лесной полянке
увидели цветок. Рассмотрите его. А теперь вам
говорят, что он единственный в своем роде.
Почувствуйте, изменилось ли ваше отношение к
цветку? Наверняка, да! Теперь вы более пристально
рассматриваете его, бережно к нему относитесь.
Хотя, не зная о его уникальности, вы не видели
ничего особенного.
Вопросы: если цветок уникален, можно ли вас
сравнивать с другими цветами? Если он в мире
единственный, нужно ли ему давать хорошую или
плохую оценку?
Обсуждение
Упражнение: “Я – драгоценный камень”.
Цель: Эмоциональное вовлечение в
укрепление позитивного самоотношения, повышение
самооценки
Ведущий: представьте свое Я в виде какого-то
драгоценного камня. Подержите его в ладонях,
почувствуйте его форму, ощутите его тепло,
рассмотрите цвет. Этот камень, единственный на
Земле, а вы его Хозяйка. Нарисуйте его красками
или опишите в виде текста. Что потребуется от Вас,
его владелицы, чтоб он надолго сохранил свое
сияние, блеск, красоту. Запишите правила
обращения с этим камнем.
После окончания выполнения упражнения
желающие показывают работы, рассказывают о том,
что написали.
Вопросы: Были ли затруднения в выполнения
работы? Какие чувства к камню Вы испытывали при
его описании, рисовании? Что нужно чтобы
сохранить красоту?
Упражнение: “Живая скульптура”
Цель: Развитие наблюдательности по отношению к
другим людям, переключение внимания с себя на
окружающих.
Участники объединившись принимают разные позы,
образуя скульптуру, водящий запоминает. Пока он
выходит за дверь, каждый участник что-то меняет в
позе, водящий вернувшись, пытается вернуть
скульптуру в первозданный вид.
Вопросы: Какие характеристики позы было
легче запоминать? Какие изменения бросались в
глаза? Обсуждение.
Ведущий: После обсуждения упражнения: Мы
обсудили с вами, какие изменения в скульптуре
были заметнее всего. А что замечают окружающие,
глядя на вас в повседневной жизни? Если говорить
о женщинах, замечая какие их особенности, люди
говорят об их привлекательности?
Упражнение: “Магия женственности”
(мозговой штурм)
Цель: Показать условность в определении
физической женской красоты. Раскрыть в понятии
“красота” важность внутренних характеристик.
Ведущий: В разные эпохи каноны женской
красоты были разными. В XIX веке в моде была
бледность, а здоровый румянец и загар, крепкое
сильное тело было признаками низкого
происхождения. В эпоху возрождения
достоинствами, считались полные руки, широкие
бедра и пышная грудь. Многие женщины в разные
времена не подходили под эти параметры, но
пользовались успехом и притягивали к себе
мужчин. Были любимы и счастливы. Наблюдая за
особенностями так называемых “счастливых
женщин”, исследователи убедились в том, что они
обладают определенными характерными чертами.
Запишите, что это за черты, на ваш взгляд?
(оптимистичность, жизнерадостность,
доброжелательность, способность принимать и
ценить себя. Готовность понять и простить
слабость других, умение слушать, позитивно
настроенных к противоположному полу).
Упражнение:
“Красавица и дурнушка”
Цель: Дать возможность проследить связь между
внутренними состояниями и внешними
проявлениями, исследовать собственные ресурсы.
Ведущий: Представьте, что к нам пришел
режиссер, задумавший снимать еще один сериал о
девушке, которая считалась дурнушкой, а в конце
фильма – красавицей. Всем вам предлагают пройти
пробы. Каждой из вас необходимо изобразить
сначала некрасивую девушку, а за тем красавицу
Обсуждение: Что вы чувствовали, когда
изображали дурнушку, красавицу? Какие различия в
поведении были заметны? В походке, в выражении
лица, мыслях? В чем отличие? Что нужно делать
каждой девушке, чтобы стать красавицей, не
прибегая к пластической хирургии?
Упражнение “Дефиле”
(можно добавить
музыкальное оформление упражнения).
Цель: Способствовать преодолению барьеров,
мышечных зажимов и снятию напряжения.
Ведущий: Прошу Вас разделится на две группы.
Хорошо. У нас сейчас дефиле. В предыдущих
упражнениях мы определили, что привлекают
внимание к себе девушки с легкой уверенной
походкой, улыбкой, и т.д. помним это при
исполнении упражнения. Сначала одна группа –
красавицы, их задача пройти по подиуму, другая –
эксперты. Затем группы меняются ролями. Эксперты
делятся впечатлениями.
Обсуждение: Что вы чувствовали в роли
дефилирующих? Какие испытывали ощущения? В чем
испытывалась сложность? Кому, на ваш взгляд
удалось упражнение? Какие мысли вас посещали,
когда вы были экспертами?
Упражнение: Здравствуй, Я, мой любимый!
Цель: Принятие своего тела, закрепление нового
восприятия себя.
Ведущий: Сядьте так, чтобы вам было удобно.
Отнеситесь очень ответственно и внимательно ко
всему, что будет с вами происходить. Вот твоя
правая нога… поставь ее так, как если бы нога
была живая и могла сказать: “Спасибо, что обо мне
позаботился, что ты поставил меня хорошо…”, свою
левую ногу поставь так, чтобы не было напряжения
ни в ступне, ни в колене. И пусть твои руки лягут
спокойно на колени. И правая рука и левая…
взгляни на каждую свою руку по очереди. Каждая
рука достойна того, чтобы о ней позаботиться и
обратить на нее свое внимание, чтобы она
почувствовала эту заботу. И левая рука, твоя
левая рука. Пусть она ляжет также спокойно, пусть
опуститься твоя кисть. Каждый палец почувствует
твое внимание, тепло, заботу. Пройдись по ним и
погладь своим вниманием каждый свой палец. Что ты
сейчас чувствуешь на кончике каждого своего
пальца? Среднего, четвертого…. Активнее работают
кровеносные сосуды, чувствуется, как течет кровь,
чувствуется легкое покалывание. Те же ощущения,
отразившись от левой руки, появились в правой,
правая рука сразу отозвалась. Я чувствую жизнь в
каждом из своих пальцев, течение теплой крови,
покалывание. Кисти стали свободными и мягкими.
Они просто лежат, отдыхают. Они благодарят меня
за заботу о них, а я благодарю их. Я благодарю свои
руки за то, что они сильные, они умелые. Мои руки
умеют делать множество чудесных вещей. Они умеют
работать, они сильные, они тонкие и нежные. Они
бывают очень теплыми, ласковыми, нежными. Они
умеют принимать тепло, они умеют дарить тепло.
Это умеют мои руки, и я эти руки не променяю ни на
какие другие. Я люблю их. Спасибо вам, мои руки. Я
дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я
принимаю его. И вздыхаю – воздух выходит из меня.
Я рад, что у меня есть эта гармония с миром, то, что
я могу принимать в себя воздух – и отпускать его.
Дыхание ровное, спокойное, мне дышится легко. И
вот луч внимания мягко и тепло скользит по моему
лицу. Мягкая кисточка внимания скользит по моему
лбу. Сбрасывается напряжение со лба, уходит
напряжение с моих глаз, они теряют всякое
выражение. Они просто отпускаются,
расслабляются, отдыхают. Это непросто сделать –
так много жизни вокруг них. Но я снимаю все
проблемы и отпускаю свои щеки. Пусть отдохнет мое
лицо. Как много работает лицо! Глаза смотрят,
глаза ищут, говорят, спорят, сопротивляются,
любят, дают, живут больше чем что-либо другое в
моем теле. Это зеркало моей души, это мои самые
первые работники. Как много они делают! Спасибо
вам! Вы соединяете меня с миром, вы показываете
мне небо, солнце, весь мир! Мое лицо… мое лицо –
самая важная часть меня визитная карточка моей
личности. Мое лицо, которое работает со мной,
которое счастливо со мной, которое преодолевает
вместе со мной жизненные трудности – и живет со
мной дальше. Спасибо тебе, мое лицо! Мы всегда
вместе. Мне хорошо с тобой. Спасибо тебе. И мои
труженики – ноги. Я всегда забываю о них. Они с
утра до вечера носят меня по жизни, ходят, бегают,
держат меня. Мы сердимся на них, когда они нас
подводят. Мы не ценим. Что они как лошади день за
днем выполняют самую тяжелую работу. Тихо, не
ожидая от нас никакой благодарности. Спасибо вам,
мои ноги. И все мое тело – спасибо, что ты есть у
меня, что ты даешь мне жизнь, что даешь мне
возможность быть. Я хочу заботиться о тебе, я
люблю тебя. Спасибо, что ты у меня есть. Отдыхай.
Но разве мое тело – только Я? Я так много ощущаю в
себе! Я ощущаю в себе целый мир, огромный мир
чувств, огромный мир переживаний, радости,
желаний, страхов и тревог. Все богатство этого
мира – это моя душа. Моя душа – это Я? Не знаю. Но я
благодарю свою душу за то, что она есть, потому
что моя душа это то, что умеет любить, это то, что
умеет плакать… а как она умеет смеяться! Как она
улыбается! Моя душа… как она умеет летать,
парить… как она умеет быть милой… я люблю тебя
всю: и трудную и красивую. И даже мои тревоги, мои
страхи вы защищаете меня! Так или иначе, вы все
заботитесь обо мне. Спасибо вам, что вы есть в
моей душе. Мой разум, мой ум, мой внутренний
компьютер, который так много помнит, который
осторожничает, – спасибо, что ты всегда на
страже, что ты всегда не спишь и позволяешь мне
видеть и понимать так много в окружающем мире.
Спасибо тебе. Хорошо, что ты есть. И мой дух, мой
светлый дух, высокий дух, который всегда выше
меня, который всегда глубже меня, моя вертикаль,
которая держит меня, ведет меня. Как хорошо, что я
чувствую тебя! И только с тобой рядом, вместе с
тобой я ощущаю себя по-настоящему человеком. Как
много у меня есть! Как хорошо, что я вижу это! Как
хорошо, что я знаю это! Я благодарен судьбе за
себя. Эти богатства я не обменяю ни на что на
свете. И это знание всегда будет со мной – самое
главное знание на свете. ….Возвращайтесь в эту
комнату, под вами стул – и вы удобно сидите на
нем, глубоко вдохните, откройте глаза – и
окажетесь здесь. Вы дышите ровно, дышите
спокойно… и возвращаетесь.
Обсуждение итогов занятия: Что понравилось на
занятии, что не очень? Что было легко, что трудно?
Что было самым интересным? Что нового вы открыли
для себя выполняя упражнения? И т.д.
Ритуал завершения занятия
Упражнение “Комплимент”
Цель: умение находить положительные
качества в других, и их вербализировать.
Приложение 1 (к упражнению: “Что я
сейчас чувствую”)
Гнев | Радость | Страх | Грусть |
Ярость | Эйфория | Паника | Боль |
Бешенство | Восторг | Ужас | Горечь |
Злость | Любовь | Боязнь | Печаль |
Ненависть | Счастье | Тревога | Вина |
Негодование | Ликование | Стыд | Одиночество |
Обида | Восхищение | Испуг | Отчужденность |
Враждебность | Благодарность | Беспокойство | Безнадежность |
Ревность | Радушие | Скованность | Подавленность |
Зависть | Нежность | Замешательство | Угнетенность |
Раздражение | Воодушевление | Нервозность | Опустошенность |
Возмущение | Удовольствие | Волнение | Разочарование |
Презрение | Предвкушение | Недоверие | Огорчение |
Недовольство | Удовлетворение | Смятение | Уныние |
Неудовлетворенность | Облегчение | Смущение | Тоска |
Нетерпение | Умиротворение | Растерянность | Жалость |
Уверенность | Неуверенность | Скука | |
Безмятежность | Ожидание | ||
Спокойствие |
Литература
- Анн Л.Психологический тренинг с подростками –
СПб: Питер, 2007. Вачков И.В. Основы технологии
группового тренинга. Психотехники. – М., Из-во
“Ось– 89”, 2007. - Грецов А.Тренинг общения для подростков – СПб:
Питер, 2006. - Лысогорская М.В.Методические материалы
проведения занятий с молодежью по актуальным
проблемам подготовки к семейной жизни. –
Саратов, Научная книга; 1999. - Семья Г. В. Программа повышения социальной
компетентности воспитанников интернатов и
детских домов.
Варвара Трофимова
Тренинг с элементами арт-терапии для женщин «Между нами, женщинами…»
Тренинговое занятие
«Между нами, женщинами…. или раскрытие своего внутреннего мира»
«Так хочется быть слабой женщиной.
А кони все скачут, а избы все горят.»
Цель: Исследование психологических проблем, улучшение самочувствия и укрепление психологического здоровья замещающих родителей.
Задачи:
— Повышение уровня самооценки и самозначимости.
— Научиться распределять своё внимание на других с учётом собственных потребностей и чувств.
— Определить свою силу и слабость.
— Снижение психоэмоционального напряжения.
Оборудование: презентация с видеороликами о женщине, песни о женщинах, музыка для упражнений, фломастеры, ручки, листочки на бэйджи, нарезанные листы для упражнения «Кто Я?» (половина А4, белые листы А4, вырезанные круги (формат А3, вырезанные разноцветные звездочки и бабочки на мандалу, клей, сердечки (А4) для обмена пожеланиями друг другу.
Ход занятия:
Видеоролик «Возраст женщины»
Вступление
Как вы поняли, темой сегодняшней встречи будет – Женщина!
Приветствие — знакомство «Самопрезентация»
1. Закончить фразу «Не хочу хвастаться, но Я…»
(н-р, Варвара, не хочу хвастаться, но Я очень позитивный человек).
2. Называют своё имя. А каждый участник должен назвать, (можно придумать свое какое-то) как можно больше ласкательных производных от имени.
Как часто нам, женщинам, приходится ставить на первое место заботу о ком-то другом, гнаться за высокими результатами, стремиться соответствовать недостежимым идеалам, а в результате сталкиваться с перенапряжением и стрессом,которое заканчивается душевной болью и разочарованием:
— Я делала всё, что в моих силах, а мне даже спасибо не сказали.
— Я старалась, а меня предали…
— Я тащу на себе всю семью, а меня постоянно попрекают…
Вопрос не в том, насколько это правильно или неправильно, а в том, насколько вы в этом состоянии ощущаете себя наполненными, счастливыми и на своем месте. Природой заложено нам заботиться о других, но в какие-то моменты мы забываем о себе, и перестаем чувствовать себя женщинами и получать удовольствие от себя, от своего внутреннего богатого мира, находить счастье в себе. А пытаемся найти счастье в близких, друзьях, работе, телевизоре и т. д.
А ведь каждая женщина – это Богиня, это целая Вселенная, это невероятный огромный и наполненный мир…
Видеоролик «Я женщина, и Я актриса…»
Сегодня мы вас собрали, чтобы вы немного отвлеклись от проблем и обратили внимание на себя, на свой внутренний мир.
Упражнение «Кто Я?»
Знаете ли вы себя? Задайте себе вопрос Кто Я? Какая Я? а теперь запишите 3 ответа, которые первыми пришли в голову.
Проведите черту под этими тремя определениями и ответьте еще столько раз, сколько сможете найти подходящих существительных и прилагательных
Комментарий: обычно на первом месте в списке стоит самая привычная характеристика, так как человек обычно себя ощущает. Продолжая список, мы начинаем осознавать те глубинные характеристики, о которых реже задумывались или вообще не знали и не обращали внимания, а это и есть первый шаг к самопознанию.
Обсуждение написанного о себе
А что нам необходимо, чтобы чувствовать себя счастливой в роли женщины?
Обсуждение по кругу.
Упражнение «Дайте слово подсознанию»
А вы уверены, что знаете себя достаточно хорошо?
Ты однажды присядь и послушай
Что же хочет твоя душа?
Мы так часто не слушаем душу
По привычке куда-то спеша….
Сейчас мы с вами отправимся в увлекательное путешествие – в свой глубокий мир подсознания. Это будет захватывающее и увлекательное путешествие к самой себе.
Инструкция:
Сядьте удобно, закройте глаза. Вдох, выдох. постарайтесь для себя делать полное описание, визуализировать, что слышите и записать все свои ощущения, всё, что приходит в голову. Слушайте себя
Представьте, что вы гуляете по лесу. Опишите, какой это лес. Светит ли солнце? Идёте вы по тропинке или сквозь чащу? Хорошо ли вам здесь?
Вы идёте дальше и видите в траве ключ. Какой он? Поднимите вы его или пройдёте мимо? Обрадовала вас находка?
Вы двигаетесь дальше, перед вами забор.Какой он: высокий, низкий, из какого материала сделан?
Вам надо перелезть через забор. Как вы это проделываете? Легко ли будет преодолеть препятствие?
Вы идёте дальше и замечаете нору около тропинки. Большая она или маленькая? Заглянете ли вы внутрь? Вам интересно, какой зверь её вырыл?
Вы выходите на берег реки. Представьте её очень отчётливо: какая там вода, скорость течения, дно. есть ли камни на дне? Как вы переправитесь на другой берег?
Преодолев очередное препятствие, вы видите дом. Какой он (размер, декор и т. п. ?
На двери висит табличка. На ней написано, что дом принадлежит. вам. Из чего она сделана и что за надпись?
Вы открыли дверь и вошли в дом. Осмотритесь. Уютно ли вам здесь? Чистота или ужасный беспорядок? Сколько комнат в этом доме? Какие они? Назовите и опишите их.
Вы поднялись на чердак. Как он выглядит? Что там хранится? Порядок или, может, полно хлама?
Вы выходите из дома, идёте дальше – за холмом открывается вид на море. Какое оно? Спокойное или бурное, какая погода, светит ли солнце?
Над морем летают чайки. Высоко или низко, рядом с вам и или далеко? Вы их слышите? Какие чувства вызывают у вас птицы?
Вы видите корабль. Какой он, далеко ли от берега? Можете ли вы до него добраться? И вообще, станете ли вы это делать?
Интерпретация.
Лес – символическое отражение вашего детства и детских представлений о жизни. Чем радостнее вам в лесу, тем более позитивны ваши детские воспоминания; если же воображение нарисовало мрачную, пугающую картину, то, возможно, ваше детство было довольно трудным и прежние представления сказываются теперь на вашу жизнь.
Ключ — ваше отношение ко всему новому, что приносит жизнь. Если вы подняли ключ или обрадовались ему, значит, вы как минимум готовы принимать перемены.
Забор – символ преград, которые подстерегают человека на жизненном пути. Обратите внимание, какой забор – символическая изгородь или великая Китайская стена.
Нора – ваше восприятие скрытой опасности. Если вы смело полезли в нору – вы безрассудный или чересчур любознательный человек.
Река – олицетворяет течение вашей жизни. Вспомните, насколько стремительным вам представлялся поток, насколько чиста в нём вода. Камни на дне символизируют трудности, которые вы преодолеваете с детства.
Дом – это вы сами. Внешнее восприятие себя (описание дома) и внутреннее: Насколько вам там нравится, настолько же хорошо вам с самим собой. Те комнаты, которые вы увидели, — это наиболее важные аспекты жизни. Там, где вам нравится, — всё хорошо, если же в какой-то из комнат беспорядок, возможно, у вас проблемы в этой сфере.
Табличка на двери говорит о том, кем вы сами себя считаете (у кого-то написано имя, у других – все регалии и заслуги, у кого-то мелом просто нацарапано).
Чердак — метафора образования, культуры и разных навыков, привитых вам. Если там всё запущено, то, наверное, вы не знаете, зачем столько сил приложили когда-то, чтобы получить диплом.
Море – ваша чувственная сторона личности. По тому, насколько бурным вам представляется оно, можно судить,какие отношения с людьми вы любите: тихие и спокойные или всплеск эмоций, чувств.
Чайки – это ваши родственники. В идеале их довольно много и они украшают пейзаж. Если же назойливо кричат и чуть ли не бьют крыльями по лицу, вероятно, у вас напряжённые отношения с близкими. Полное отсутствие чаек на горизонте – тревожный сигнал одиночества.
Корабль – воплощение вашей главной мечты на сегодняшний день. Насколько она достижима и красива, определяется по тому, какой корабль и на сколько далеко от берега он находится.
И ещё. То, как вы перелезли через забор и переправились через реку, показывает, насколько легко вы преодолеваете препятствия. Если отвечали честно и у вас нет каких-то особенных страхов (вода или высота, то характер преодоления обоих препятствий будет одинаковый. Если в вашем воображении откуда ни возьмись, взялся помощник, материализовались мост, лодка или человек, значит. Вы мало рассчитываете на себя.
Упражнение- мандала «Я – женщина!»
Мандала – это сакральный рисунок, с санскрита (круг, колесо). Каждая мандала накапливает во время создания в себе позитивную человеческую энергетику. В центре всегда суть. А сегодня суть- это «Я».
(Пишут в середине букву «Я»)
Взять себе желаемое количество звезд, как можно больше- не жалейте для себя сегодня ничего…. Предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими достоинствами именно сегодня, сейчас, на этом занятии. Не стесняйтесь, делайте себе комплименты, хвалите себя….
Это упражнение направлено не только на определение своих достоинств и на формирование привычки думать о себе положительно.
Видеоролик «Я такая разная»
Релаксационное упражнение » Источник»
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться,закрыть глаза:
«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.
Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.
Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.
Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.
Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией.
Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. «
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.
(Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ).
Упражнение «Сердечко на память»
Обмен пожеланиями на открытках-сердечках.
Сердце сложить пополам, написать своё имя, и передавать по кругу, где каждый пишет какое-то пожелание.
Спасибо за внимание!
Рефлексия
Мне сегодня….
Я на этой встрече… и т. д.