Упражнение листок за спиной
Тренинг развития
межличностных отношений в группе
Цель: предоставление участникам возможности знакомства друг с другом, общения и развития межличностных отношений в групповой деятельности.
Задачи:
• формирование умения слушать и давать обратную связь. Информирование участников об обратной связи и правилах ее подачи;
• отработка необходимых умений слушать, понимать, поддерживать и развивать точку зрения другого, доносить свое мнение до каждого;
• уточнение и закрепление наиболее успешных способов и приемов общения для каждого члена группы в практических игровых ситуациях;
• осознание возможных влияний индивидуальных особенностей участников на процесс развития их личности, на жизненный путь в целом.
Упражнение № 1. «Поменяйтесь местами те, кто … ». Время:5 мин.
Процедура проведения: Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), например, говорит: Поменяйтесь местами те, кто:
- любит болтать по телефону;
- кто любит красный цвет;
- кто любит мороженое;
- у кого есть дома собака (кошка);
- кто любит ходить в кино.
- кто любит петь;
- кто любит танцевать;
- кому сколько лет;
- кто первый раз участвует в тренинге;
- любит ли читать фэнтези;
- Любит ли смотреть телесериалы;
- Любимый вид спорта (волейбол, баскетбол).
Упражнение № 2 «Видение других».Время:10 мин.
Процедура проведения: Один участник садиться спиной друг к другу.Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих – детали костюма, причёски, обуви и тд. Количество участвующих – 2-3 человека.
Анализ: сложно ли вам было описывать человека, которого вам предложили?
Упражнение № 3 «Я хочу пригласить» Время:10 мин.
Процедура проведения: Участников просят на раз-два-три-четыре, разделится на пары так, чтобы первые были с четвёртыми, а вторые с третьими. Затем ведущим раздаются листочки, в которых будет указана та или иная ситуация, в которой один из пары без помощи слов должен пригласить другого. Варианты: кино, ресторан, музей, свадьба, театр, каток, цирк, комната смеха с кривыми зеркалами, комната страха, тренажёрный зал, кругосветное путешествие, дельфинарий, пиццерия, игра в футбол, фотосесия, съёмки в фильме, участие в телепередаче «поле чудес», зоопарк, к декану, казино, концерт, вечеринка с друзьями, дискотека, бассейн, природа, день рождение, экскурсия, за покупками по магазинам.
Анализ:трудно ли было отгадывать куда вас приглашают?
Упражнение № 4 «Строим автомобиль» Время:10 мин
Процедура проведения:Группа делиться на 2-3 команд по считалочке: умные – милые — красивые. Выбираются листочки с заданиями, согласно которым командам следует построить автомобиль, где каждой деталью, которого оказывается кто-либо из её участников. Примеры: скорая помощь, камаз, пожарная машина.
Анализ:понравилось ли вам это упражнение и с какими трудностями при выполнении столкнулись?
Упражнение № 5 «Встреча через 10 лет» Время:10 мин
Процедура проведения:Членам группы предлагается представить себе ситуацию, когда «вы встретились через 10 лет. Как это будет происходить? Какое личностное развитие за этот период у вас произошло?». Для обсуждения даётся 5 мин. Затем, проигрывание заданной ситуации. Анализ: трудно ли вам было представить себя через 10 лет?
Упражнение № 6 «Индивидуальность» Время:10 мин.
Процедура проведения: Игра с помощью, которой можно лучше узнать друг друга. Называется ситуация, на которую участникам, проигрывая, следует ответить.
Варианты высказываний:
— тот, у кого есть брат, должен щёлкнуть пальцами».
— у кого голубые глаза — трижды подмигните;
— чей рост больше 1м 70см, пусть крикнет «Кинг Конг»;
— чей рост меньше 1м 70см, пусть крикнет «Ура»;
— тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
— кто родился с января по май, пусть возьмет за руку одного члена группы и потанцует с ним;
— кто родился с апреля по декабрь, пусть возьмутся за руки и поводят хоровод, сначала в одну сторону, затем в другую;
— кто любит собак, должен пролаять;
— любящие кошек скажут «Мяу!»;
— те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание: они должны сказать соседу справа, что он сегодня замечательно выглядит, причём в разных формах;
— у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это и тебе советую;
— кто пьет кофе с сахаром и молоком, встаньте по росту;
— кто хоть раз в жизни курил, должен крикнуть: «Я это одабриваю!»;
— пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;
— кто рад, что попал в эту группу, громко скажет «А!»;
— кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;
— кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников;
— тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;
— те, у кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко чмокнете;
— кто порой злоупотребляет алкоголем, должен обойти, пошатываясь, вокруг своего стула.
Упражнение № 7 «Листки за спиной» Время:10 мин
Процедура проведения: Членам группы предлагаютсялистки, которые прикрепляются к спине соседу справа. Затем даётся следующее задание: «сейчас вы должны будете встретиться с каждым членом своей группы, которые на ваших листочках, расположенных на спине, напишут свои впечатления о васи пожелания». По времени завершения упражнения листочки зачитываются участниками «про себя» и оставляются на память.
Выходная рефлексия:Время:10 мин.
— с каким настроением уходите с тренингового занятия?
— было ли вам интересно и что понравилось лучше всего?
— чего вы узнали нового о своих товарищах?
Цель: развитие эмпатии, рефлексии.
Планируемое время: 5 минут
Участники разбиваются на пары. Они
«срослись» любыми частями тела (можно
привязать друг к другу) и вынуждены
действовать как одно целое. Надо пройтись
по комнате, попробовать сесть, привыкнуть
друг к другу. Затем показать какой-нибудь
эпизод из жизни: вы завтракаете,
одеваетесь.
Рефлексия.
Упражнение № 6 «Листок за спиной»
Цель: получение обратной связи друг от
друга.
Панируемое время: 10 минут.
Это упражнение позволяет каждому
участнику группы получить информацию,
касающуюся общего (группового)
представления его личности.
Участникам предлагается прицепить на
спину чистый лист бумаги, на котором
другие участники будут писать по одному
предложению о хозяине листа. При этом
все должны знать, что необходимо написать
именно важное для этого человека качество
его личности, о котором возможно он не
догадывается. По сигналу тренера все
начинают работать.
Рефлексия.
Упражнение № 7 «Доверие»
Цель: гармонизация отношений в группе.
Панируемое время: 15 минут.
Участники Т-круга разбиваются по парам
и садятся напротив.
Первый кладёт свою руку на поддерживающие
в районе плеча и кисти руки партнёра.
Отдаёт во власть другому, понимая, что
теперь не является её полноправным
владельцем. Другой — принимает, поддерживая.
Задача № 1: полностью расслабить мышцы
до ощущения тяжести, подтверждая этим
высокую степень доверия и допуская
мысль, что руку могут укусить, поцеловать,
отрубить, украсить кольцом, продать.
Теперь — это чужая собственность.
Преодолеть ощущение угрозы.
Задача № 2: вызвать доверие, убедить в
безопасности ситуации, доказать свои
благие намерения. Добиться ощущения
тяжести и полного расслабления мышц
руки партнёра. Поменяться ролями. Для
закрепления навыка доверия, можно
повторить упражнение с участником с
другой стороны.
Рефлексия.
Упражнение № 8 «Ангел»
Цель:формирование чувства
защищенности; развитие эмпатии.
Панируемое время: 6 минут.
Упражнение поможет создать образ добра
и атмосферу гармонии с окружающим миром.
Участники садятся в круг. Тренер даёт
установку: «Закройте глаза, освободитесь
из плена своих мыслей. Вам тепло, комфортно
и спокойно. Только ваш разум продолжает
жить, отделяясь от реальности существования
тела. Состояние покоя расширит сознание
и позволит волшебству войти в ваше
сердце.
Сейчас к вам придёт необычный гость.
Гостем считаете его вы. Но он всегда
рядом. Он живёт в вас. Он рад служить
вам. Это – ваш Ангел-хранитель. Вы сейчас
подумали о нём, а значит позвали. Смотрите
– вот он, ваш Хранитель.
Лица людей разные, и Ангелы не имеют
единого образа. Можно представлять его
в образе облака, птицы, сгустка энергии
или ином, у каждого свой образ. Какой
он? Светлый, лучистый, весёлый, добрый,
понимающий, принимающий. Он готов
говорить с вами на любую тему в удобное
для вас время. Почувствуйте его стремление
помочь вам. Задайте вопрос и слушайте.
Ангел всё знает. Что он ответил вам?
Он всегда несет в себе веру, надежду,
любовь, терпение, защиту, помощь. Позовите
его в минуту счастья, горя, сомнения или
отчаяния. Ангел не предаст. Вспомните
о нём, он рядом и всегда придет на помощь.
Отразите в своих намерениях и отношении
к другим людям великую ценность его
даров. Щедро раздавайте её, без сожаления,
Ангел не позволит иссякнуть любви в
вашем сердце.
Вспомните образ того, кто нуждается в
вашей помощи. Станьте хранителем для
него. Передайте энергию любви и добра
другим и тогда сами станете источником
тепла и света. Чувствуете благодать,
комфорт, блаженство? Это Ангел своими
крыльями обнял вас».
Рефлексия.
Соседние файлы в папке ПУБЛИКАЦИИ
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Групповое занятие для подростков
Тема: «Я в глазах других »
Цель: дать представление о приемах самоанализа. Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться. Развивать способность принимать друг друга.
Задачи:
—настрой на выполнение;
-знакомство с приемами самоанализа;
-развитие представлений о ценности другого человека;
-предоставление возможности узнать себя в глазах других.
Ход занятия
1.Вводная часть
Ритуал приветствия.
Все становятся в круг смотрят друг на друга и здороваются.
Упражнение «Подарок»
Ведущий: пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева. Подарок надо сделать молча (невербально), но так чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Пока все не получат подарки, говорить не чего не надо. Все делаем молча.
2.Основная часть
Методика «Твое имя»
Ведущий: участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет свое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени. Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя.
Ведущий: наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращаясь друг к другу, давайте каждый раз будем начинать это обращение с имени.
Упражнение «Ассоциации»
Водящий выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь, которого будет угадывать водящий. Входя он задает 3-4 вопроса, например: с какой погодой ассоциируется этот человек, с каким временем года, с какой музыкой, и пытается угадать того, кого загадала группа. Игра повторяется несколько раз.
После игры задаются вопросы тому, кого угадывали:
С какой ассоциацией ты не совсем согласен?
Какая понравилась больше?
Есть ли различие между твоим представлением о себе и представлением о тебе других?
Игра «Ассоциации»
Ведущий: давайте сейчас выберем первого водящего. Каждый по очереди должен сказать, какие ассоциации вызывает у него водящий, то есть что он нам напоминает: растение, предмет, животное. Не забывайте обращаться друг к другу по имени.
После игры психолог обращается к детям с вопросами:
Что вы чувствовали?
Какие сравнения были неожиданными?
Упражнение «Чемодан и дальнюю дорогу»
Один из ребят выходит за дверь, а остальные начинают «собирать ему и дальнюю дорогу чемодан»: в него «складывается» то, что, по мнению группы, поможет этому человеку в общении, и то, что ему будет мешать, т.е. с чем надо будет поработать.
Ведущий записывает положительные качества (например, дружелюбие, улыбчивость и.т.д.) и отрицательные (застенчивость, жадность и др.). При наличии споров и возражений по поводу какого-либо качества, его в список не заносят. Для «полного чемодана» нужно 5-6 положительных и столько же отрицательных качеств. Участник возвращается и ему докладывается о «содержимом» чемодана.
После обсуждения ведущий помогает ребятам прийти к выводу: наше мнение о себе и мнения других часто различаются, и иногда полезно посмотреть на себя глазами других людей.
Упражнение «Листок за спиной »
Ведущий: каждому человеку интересно, что думают о нем другие люди, как они чувствуют себя рядом с ним. Однако не всегда можно быть уверенным в том, что тебе в лицо скажут всю правду, приятную или неприятную. Это упражнение помогает преодолеть барьер: оно анонимно, однако происходит при контакте «глаза в глаза».
Инструкция: у каждого на спине прикреплен лист бумаги. Вы будете ходить, останавливаться около тех людей, которые вас заинтересовали, смотреть на них, чтобы составить о человеке впечатление, и, это впечатление записывать на листе бумаги, приколотом на его спине.
Подготовка:
• Посмотрите друг на друга. Какие лица привлекают вас? Чем?
• К какому человеку вам хотелось бы подойти?
• Готовы ли вы быть искренними?
• Сейчас вы будете ходить, встречаться друг с другом. Пока вы не будете ничего писать — только смотрите друг на друга: какие вы?
• Вперед, вы можете двигаться!
Обсуждение: наверное, лучше будет, если вы поделитесь со всеми своими чувствами. Пожалуйста, пусть каждый по кругу скажет несколько слов о своих чувствах по поводу того, что ему написали, а кто хочет, может зачитать одно — два послания. А теперь поднимите руки те, кто во время этой игры был действительно искренним. Быть абсолютно искренним очень трудно.
3. Заключительная часть
Анализ занятия. Ведущий:Узнал ли ты что-то новое на занятии?Что не понравилось?Что удивило?Что было трудно выполнить? Что оказалось неожиданным? Что было самым интересным?
Сказка на новый лад
Совместно выбирается сказка, по желанию распределяются роли между участниками. В дальнейшем отвечать на вопросы надо будет от имени этих персонажей. Им задаются некорректные вопросы с попыткой уличить в чем-либо или со спрятанным утверждением {двойной смысл), а можно нападение или просто нелогичные вопросы.
Вопросы персонажам сказок: „Почему ты, Змей Горыныч, не любишь людей?» (утверждение); „Что, у тебя, Настенька, руки отсохнут, если ты подметешь пол?» (нелогичность, скрытый смысл).
Упражнение «Вам важно»
Упражнение организуется следующим образом:
— участники садятся двумя рядами друг напротив друга;
— от первого участника в адрес того, кто сидит напротив, формируется критическое или агрессивное высказывание (игровое или касающееся реальной ситуации, произошедшей на тренинге);
— адресат должен «обработать» высказывание по правилам «Вам важно» и получить от агрессора согласие;
— теперь отвечающий становится автором критического или агрессивного высказывания в адрес следующего участника, сидящего напротив (см. рисунок). Последний в цепочке говорит фразу-провокацию тому, кто начинал упражнение …
Правила «Вам важно»
Основной принцип таков: нужно исходить из соображения, что человек сообщает нам некую информацию о том, чего он хотел бы избежать в будущем (что для него важно). Поэтому ответ на критику или агрессию полезно просто сообщить человеку, что его услышали.
К примеру:
- Фраза: «Ваше поведение несколько вызывающе!!!»
- Ответ-вопрос: «Вас важно, чтобы люди на работе велисебя в общепринятых рамках?»
- Ответ: «Да»
Когда человек говорит «да», уровень агрессии спадает (и наоборот). Задача – не наращивать агрессивный потенциал высказывания, а гасить его, переводя в конструктивное обсуждение проблемы. Данная формула хороша тем, что она позволяет получать непосредственно от партнера подтверждения его интересов и презентации ценностей, а это уже не просто домысел, а факт…
Для того, чтобы грамотно обработать фразу, важно:
- Понять,что внутри человека заставило его среагировать таким образом
- Говорить об общем предмете претензии: не о цвете галстука, а о стиле одежды; не о конкретной поставке, а об обязательности перед партнерами; и т.д.
- Говорить только в позитивных словах: любые отрицательные частички должны быть убраны,никаких не…; слова с отрицательным звучанием должны быть заменены на антонимы,например, стоит заменить «не быть неаккуратным» на «быть опрятным», и т.п.
- Говорить не о себе, а о людях вообще: не «чтобы я выполнил», а «чтобы сотрудники выполняли…»; не «я громкий», а «люди были корректны» и т.д.
«НАЙДИ ПАРУ»
Цель:
— развитие прогностических возможностей и интуиции;
— формирование у членов группы установки на взаимопонимание.
Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д.
Каждый участник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано на листе?». Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.
На упражнение отводится 10-15 минут.
Упражнение «Доверие».
1-й этап Листок за спиной.
Инструкция: Сейчас вы пытались немного познакомиться друг с другом. К одним людям вы подошли сразу, к другим несколько позже. Получается, что одни вам как бы ближе, а другие немного в стороне. А давайте попробуем получить друг от друга обратную связь. Узнаем, а как мы выглядим в глазах других людей, как они нас воспринимают. Сделаем так. У каждого за спиной будет приколот лист бумаги. Задача — собрать как можно больше оценок того, насколько тебе доверяют. По 10-ти-балльной шкале. 0 — не доверяю, 10 — готов с тобой в разведку, замуж,открыть все душевные тайны здесь и немедленно.
Упражнение будет проходить так — все хаотично двигаются, образуя пары. В паре люди несколько секунд смотрят друг на друга, после чего ставят друг другу оценки. Вы можете разговаривать, можете молчать. Я не знаю, что в делаете, для того чтобы определить доверяете вы человеку,
или нет. Это вы определяете, а не я! При этом листики за спиной!
2-й этап Определение Доверия.
А теперь разбейтесь на микрогруппы по 3-5 человек. И попробуйте дать
определение доверия. Ну вы же сейчас ставили оценки, размышляли. Так что
же вы оценивали? Определите пожалуйста.
От вас не требуется строгого научного определения. Пусть оно будет не
очень гладким, зато сказано так, чтобы было понятно всем, а особенно вам
самим.
Обсуждение.
В общий круг. Итак, сейчас каждая группа попробует рассказать, к каким выводам они пришли. Как вы определяете, что такое Доверие?
Харизма
Ведущий предлагает вспомнить знакомого всем человека или героя произведения, фильма, которого можно назвать обаятельным, и выписать на листочке его индивидуальные особенности, придающие его образу обаяние.
Прочитать и выписать совпадающие характерные черты. Например: блеск глаз, живость или пластичность движений, естественные непосредственные реакции и т. д.
Упражнение „Войди в круг»
Участники образуют плотный круг, берутся за руки, смотря друг на друга. Затем ведущий задает вопрос: „Кто из участников попытается войти в этот круг, используя любой способ, на собственное усмотрение?» Несколько добровольцев поочередно пытаются войти в круг. При этом остальные участники могут впустить или не впустить их, основываясь на личных ощущениях.
Обсуждение.
- Какое поведение было наиболее эффективным, в чем это проявилось?
- Какое поведение располагает к дальнейшему взаимодействию?
- Какое поведение обладает эффектом „бумеранга»?
- Что нового вы открыли в себе и окружающих?
- Какое поведение вам наиболее близко и может помочь в общении?
Упражнение „Почетный гость»
Цели: утвердить право личности на уважение группы; выявить и зафиксировать в сознании аудитории достойные формы уважительного обращения с человеком, косвенным путем (через реализацию игрового задания) установить симпатии и антипатии отдельных членов группы. Для выполнения этого упражнения следует выбрать именно того, кто малозаметен в группе, т. е. не принадлежит к числу ее „звезд».
Ведущий объясняет сущность игры: «Сейчас один из вас на время покинет помещение и подождет за дверью, пока его не вызовут. Из остальных мы выберем семь человек в состав жюри, которое будет оценивать (по пятибалльной шкале) последующее поведение каждого участника игры. Задача вот в чем: человек за дверью — наш почетный гость. Вообразим себе, что он иностранец, друг нашей страны, внесший определенный вклад в развитие сердечных отношений между своим и нашим народами. Он может заранее выбрать для себя любую национальную принадлежность. Кто-то вызовется быть сопровождающим лицом и заодно переводчиком нашего почетного гостя: он-то и введет его в комнату. Далее каждый из вас постарается пожать руку гостю, о чем-то спросить, что-то рассказать, в общем, сделать так, чтобы он не скучал. Члены жюри, принимая решения независимо друг от друга, снижают оценку тем, кто поведет себя с гостем слишком сухо или слишком фамильярно, подобострастно или грубо, скованно или развязно. Развязных можно вывести из игры. По оценкам членов жюри будет выведена средняя арифметическая оценка для каждого участника взаимодействия».
Ведущий вместе с группой определяет членов жюри и сопровождающее лицо, а затем отсылает за дверь протагониста, выбранного по своему усмотрению. Сопровождающее лицо покидает комнату, чтобы через минуту ввести в нее „гостя». Протагониста окружают кольцом, в произвольном порядке усаживаясь вокруг него. Очередность контакта с ним не имеет значения, но все участники игры должны этот контакт осуществить.
Заведомо комические эффекты (типа имитации гостем „чужестранного языка» и необычного стиля общения) развлекают группу, но не лишают происходящее должной серьезности. Примечательно, что участники, которых по тем или иным причинам задевает выражение знаков внимания данному протагонисту, пытаются вложить в свою показную приветливость немалую долю издевки. Возможность „кольнуть» протагониста они ставят выше хорошей оценки жюри. Заметив это, ведущий должен в конце занятия иронически прокомментировать подобное поведение.
Содержание реплик гостю (и реплик с его стороны) можно не продумывать заранее, положившись на импровизационные способности играющих. Приводим типичную выдержку из стенограммы занятия.
Гость (он „нигериец»): «Ургуру-бургуру-нда-нга… Сорри, не знай русска язык…»
Переводчик: «Наш гость передает вам традиционное нигерийское приветствие и просит извинить за то, что не говорит по-русски».
Участник встречи: «Хм! Мог бы и выучиться». (Общий смех.) Ведущий: «Стоп! Разве такая реплика соответствует задаче игры? Вдобавок гость знает хотя бы несколько русских слов, а знаете ли вы хоть слово по-нигерийски?.. Он мог бы объясниться с вами и по-английски, а как насчет вас?.. При повторении подобного выпада вы будете выведены из игры». (Показывается желтая карточка.)
Упражнение «Реклама»
Цели:
- освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;
- развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки в участниках тренинга;
- поупражняться в способности убеждать – навыке, необходимом для лидера.
Размер группы: не важен.
Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возможность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные театральные атрибуты.
Время: 60-90 минут.
Ход упражнения
Это одно из очень эффективных упражнений в создании атмосферы доверия, сотрудничества, совместного творчества.
Группа разбивается на пары. Важно проследить за тем, чтобы вместе оказались люди, как можно менее знакомые друг с другом. Ведущий объясняет задание.
– Представьте, что каждый из вас — член закрытого элитарного клуба. Естественно, что вы знакомы со всеми его участниками, доверяете им, вам хорошо вместе. Раз в году двери клуба открываются для всех. В этот день вы можете попытаться ввести в круг членов клуба своих друзей. Для этого вам предстоит подготовиться и дать своему товарищу такую рекомендацию, чтобы ни один из членов клуба не смог проголосовать против приема новичка. Это нелегко, но возможно.
Как практически будет проходить прием? Вы разбились на пары. Каждый из участников пары подумает несколько минут и расскажет своему партнеру об одном своем положительном качестве.
Качество это может быть любым, но значимым. В свою очередь, рассказавший о себе выслушивает историю своего партнера о том качестве, которое выделяет его среди других людей и позволяет претендовать на прием в клуб. После того как вы поделились друг с другом информацией о своем положительном качестве, вам придется поломать голову над тем, каким образом представить перед членами клуба вашего товарища.
Отрекомендовать его вы можете любым максимально эффектным способом. Например:
- интервью, представляющее героя, в теле- или радиостудии;
- рисунок, комикс, шарж с последующим театрализованным комментарием;
- инсценировка, представляющая личные качества кандидата;
- комментарий спортивного обозревателя (если ваш герой делает успехи в спорте и именно здесь проявляются его человеческие достоинства, упорство, надежность, сила воли), репортаж с выставки, концерта, конкурса (при условии, что достижения вашего героя проявляются именно в этой сфере деятельности);
стихотворение, песня.
Жанр рекламного выступления не регламентирован. Все, чем богата ваша фантазия, может оказаться удачным. Позаботьтесь лишь о том, чтобы избранная форма максимально отражала содержание вашего представления. Еще одна важная деталь: рассказывая о достоинствах человека, не забудьте назвать его имя!
Всем понятно задание? Есть вопросы? Пары приступили к работе.
– Заканчиваем знакомство с партнером. Уточните последние детали и приступайте к подготовке своей рекламной пятиминутки. Через 20 минут объявляется общее собрание членов клуба для обсуждения кандидатов.
Эти 20 минут ведущий проводит в работе с участниками, переходя от пары к паре, стимулируя работу над рекламой. Иногда придется посоветовать, какая форма будет наиболее актуальна для рассказа о том или ином качестве, помочь преодолеть стеснение в восхвалении пока что малознакомого человека перед другими малознакомыми людьми.
Нередко вмешательство и поддержка режиссера потребуются даже на более раннем этапе, когда участники пары рассказывают друг другу о своих достоинствах. Порой можно услышать от молодого «актера»: «А я не знаю, какие у меня положительные черты!»
Выясняется, что для многих проще определить, в чем они слабы, несовершенны, чем назвать качества, которыми человек вправе гордиться. Иногда черты характера подменяются названием достижений: «Я – лучший в классе ученик», «У меня – первое место в городе по плаванию!» В таких случаях пробуем перевести достижения на другой язык: что во мне помогло добиться такого яркого результата? Упорство? сила воли? стремление довести дело до конца?
– Внимание, объявляется минутная готовность! Просьба всем собраться в зале клуба на церемонию представления новых участников!
Сейчас нам предстоит познакомиться с новыми кандидатами. Если рекомендация, представленная вам, уважаемые члены клуба, покажется достаточной и убедительной, прошу своими аплодисментами высказать решение о приеме в члены клуба. А теперь я приглашаю на сцену первую пару участников!
Завершение: После того как все пары представили друг друга, выясняем, что дала каждому работа над заданием. Отмечаем оригинальные идеи и удачные выступления, дружественность атмосферы и важность поддержки.
Игра «Две группы»
Цели:
- поощрить членов группы дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества;
- развить лидерские качества, умение анализировать информацию о процессах, происходящих в группе.
Размер группы: желательно небольшой. Группа 8-15 человек идеальна.
Ресурсы: не требуются.
Время: 15-20 минут.
Ход игры
Это задание помогает участникам тренинга развить внимательность и логическое мышление. Один из игроков – доброволец – выходит из комнаты. В это время группа договаривается о признаке, по которому она могла бы разделиться на две подгруппы. Сначала признак этот должен быть только визуальным. Скажем, в одном углу сидят люди, носящие очки, в другом – нет. Или в одной группе – те, у кого на руке есть часы, в другой – участники без часов…
После того как разделение произошло, в комнату возвращается игрок, которому предлагается проанализировать «картинку» и на основании увиденного сказать, какой признак лег в основу распределения участников.
На продвинутом этапе тренинга можно попробовать проводить разделение, основываясь на качествах характера, общности интересов.
Игра «Сумашедший башмачник»
Вы делите участников на команды, и выдаете каждой команде какой-нибудь совершенно бессмысленный предмет: одну перчатку, пустую бутылку минералки и и.т.п. Командам дается 3 минуты на то, чтобы обсудить полезные свойства этого «товара», и выгоду от его приобретения. Затем по одному участнику от каждой команды «продают» этот товар группе. После этого необходимо обсудить сильные стороны и предложения каждой из команд.
Путаница
Это упражнение хорошо использовать в конце тренинга для его завершения и подведения позитивной и запоминающейся черты. Также в нем участники активно взаимодействуют друг с другом, что позволяет использовать его в тренинге по командообразованию.
Время: 10-15 минут.
Описание: Вся команда становится в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватить своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться ,то есть, не разжимая рук, сделать так, что бы все снова стояли в кругу.
Обсуждение: Можно и не проводить, если упражнение используется как разминка.
Возможные вопросы к группе:
- Что было легко, а что тяжело?
- Кто вел себя активно, а кто ждал, пока все вокруг него распутаются?
- Кто брал на себя роль лидера, помогая другим распутаться?
- Наблюдалась ли в команде недостаток или переизбыток лидерства?