Упражнение по психологии для мужчины и женщины

Упражнение по психологии для мужчины и женщины thumbnail

Главная цель — научиться создавать эмоционально здоровое, свободное от манипуляций пространство, в котором вы сможете на равных обмениваться мыслями и чувствами. Это позволит гармонизировать отношения внутри пары и создать механизм профилактики конфликтов. Эти упражнения подойдут как тем, чьи проблемы в паре вызваны небольшими разногласиями, так и тем, у кого проблемы носят затяжной и кризисный характер. Первым они помогут научиться лучше понимать партнера и сблизиться с ним, вторым — «выпустить пар» и выиграть время для работы над отношениями.

Упражнение №1: сбрасываем напряжение  

Это избавление от негативных эмоций: гнева, обиды, отчаяния. Они не должны застревать в нас, разрушая отношения изнутри. Лучше избавиться от них с помощью обычной подушки. Бейте ее изо всех сил, не останавливаясь, кричите, ругайтесь, дайте себе испытать боль и позвольте ей вас покинуть. Чтобы максимально расслабиться и не шокировать окружающих, делайте это в одиночестве.

Упражнение №2: учимся соблюдать чужие границы  

Самое важное в упражнении — научиться находить баланс и уважать желания партнера, ведь идеально подходящих друг другу людей не бывает. Рано или поздно ваши интересы начнут противоречить друг другу, появятся претензии, это нормально. Например, партнер хочет встретиться с друзьями, а вас эта ситуация не устраивает. Если начнете высказывать партнеру претензии, получите в ответ негатив (гнев, обиду, уход), то есть адекватную реакцию человека на нарушение границ.

Если знаете за собой склонность к провоцированию таких конфликтов, почаще представляйте себе ситуацию, когда партнер вам запрещает делать что-то, что вы любите и что касается только вас. Например: «Эту красную юбку больше не смей надевать! Мне это не нравится!» или «С этой подругой не общайся, я недоволен тем, как она влияет на тебя». Таким образом вы постоянно будете ставить себя на его место и научитесь «держать периметр».

Дополнительный бонус для избавления от непродуктивных негативных эмоций и обиды на партнера — «мантра для обиженных» от Ошо:

«Я такой важный индюк, что не могу позволить, чтобы кто-то поступал согласно своей природе, если она мне не нравится. Я такой важный индюк, что если кто-то сказал или поступил не так, как я ожидал, я накажу его своей обидой. О, пусть видит, как это важно — моя обида, пусть он получит ее в качестве наказания за свой «проступок». Ведь я очень, очень важный индюк.

Я не ценю свою жизнь. Я настолько не ценю ее, что мне не жалко тратить ее бесценное время на обиду. Я откажусь от минуты радости, счастья, игривости, я лучше отдам эту минуту своей обиде. И мне все равно, что эти частые минуты сложатся в часы, часы — в дни, дни — в недели, недели — в месяцы, а месяцы — в годы. Мне не жалко провести годы своей жизни в обиде — ведь я не ценю свою жизнь.

Я очень уязвим. Я настолько уязвим, что я вынужден охранять свою территорию и отзываться обидой на каждого, кто ее задел. Я повешу себе на лоб табличку «Осторожно, злая собака», и пусть только кто-то попробует ее не заметить! Я окружу свою уязвимость высокими стенами, плевать, что через них не видно того, что происходит снаружи, — зато моя уязвимость будет в безопасности.

Я раздую из мухи слона. Я возьму эту полудохлую муху чужого ляпа, я отреагирую на нее своей обидой. Я не напишу в дневнике, как прекрасен мир, я напишу — как подло со мной поступили. Я не расскажу друзьям, как я их люблю, я полвечера посвящу тому, как сильно меня обидели. Мне придется влить в муху столько своих и чужих сил, чтобы она стала слоном. Ведь от мухи легко отмахнуться или даже не заметить ее, а слона — нет. Поэтому я раздуваю мух до размеров слонов.

Я нищ. Я настолько нищ, что не могу найти в себе каплю великодушия — чтобы простить, каплю самоиронии — чтобы посмеяться, каплю щедрости — чтобы не заметить, каплю мудрости — чтобы не зацепиться, каплю любви — чтобы принять. У меня попросту нет этих капель, ведь я очень, очень ограничен и нищ».

Упражнение №3: вспоминаем, за что полюбили  

Это замечательное упражнение для той фазы отношений, когда негатив и взаимные претензии настолько заполняют пространство, что вы перестаете испытывать друг к другу любовь. Нужно 10-15 минут в день уделять мыслям о том, за что вы полюбили партнера. Для этого нужно отвечать на вопросы «Что мне нравится в этом человеке?», «Что мне дают наши отношения?» и «Как бы выглядела моя жизнь, если бы его не было?» Обычно позитивные эмоции, которые вы испытываете при мыслях о счастливых моментах совместной жизни, работают на сближение с партнером, и негатив постепенно уходит.

Упражнение №4: учимся правильно говорить о чувствах  

Очень многие пары совершают ошибку, говоря о своих чувствах из состояния обиды, гнева и мести, используя при этом непродуктивное и нападающее «ты-сообщение». Это фразы вроде «ты меня бесишь», «ты безответственный», «ты постоянно где-то пропадаешь», «ты не помогаешь». «Ты-сообщение» абсолютно непродуктивно, потому что несет в себе только обвиняющую функцию, перекладывая ответственность за наши эмоции на партнера.

Чтобы донести до человека свои желания и чувства и при этом не дать ему мгновенно уйти в защиту, нужно использовать «Я-высказывание». Оно дает партнеру сигнал, что вы не нападаете, а транслируете ему свое видение ситуации: «Я хочу, чтобы ты знал, как я чувствую себя и что важно для меня, я не требую от тебя ничего — ни меняться, ни идти навстречу». Например, если вас обижает чье-то поведение, можно сказать: «Когда ты уходишь больше чем на 2 часа со своими друзьями, я чувствую себя покинутой, одинокой, мне грустно и страшно. Мне кажется, что я тебе не интересна и что ты не хочешь проводить со мной время».

Такая позиция поможет гораздо быстрее достичь взаимопонимания.

Об авторе

Галина Дмитриева — психолог-сексолог тренинг-центра «СЕКС.РФ», автор онлайн-тренинга «Управление эмоциями, или как перестать скандалить».

Источник

Каждый союз индивидуален и не похож ни на один другой. Что для одной пары — радость, у другой вызовет лишь раздражение, у третьей — испуг. И не может быть универсальной «формулы любви». Каждая пара должна найти ее сама. Совместными усилиями. Как улучшить отношения с любимым?

По каким критериям определить успешность отношений в браке? Их всего два — внутренняя удовлетворенность и длительность союза. И зависят они не от силы изначального чувства, все влюбленные мечтают «о большой и светлой любви», а от нескольких важных факторов:

  • степени изначального совпадения партнеров;
  • желания договариваться;
  • умения договариваться.

Абсолютное совпадение может быть лишь между клонами одного человека, а мужчина и женщина изначально разные, хотя бы потому, что он — мужчина, а она — женщина. К сожалению, чем больше несовпадений, как фундаментальных (вероисповедание), так и бытовых (она любит тишину, ему надо, чтобы фоном работал телевизор), тем быстрее «любовная лодка разобьется».

Но в любом, даже самом трудном случае, на помощь стоит призвать способность договариваться. И тогда партнеры с меньшим изначальным совпадением, но готовые подстраиваться друг под друга, могут построить более успешный союз, чем пары, больше совпадающие, но не стремящиеся к пониманию.

Предлагаем вам психотерапевтические игры, которые помогут лучше узнать друг друга и сонастроиться: чувствовать, договариваться, подстраиваться. Эти упражнения могут делать не только влюбленные, супруги, но и друзья, коллеги, родственники.

Слепой-поводырь.

Используется в разных направлениях психотерапии.

Подготовка. Распределите между собой роли: N1 и N2. Партнер N1 закрывает глаза и делает ладонь ковшом, он будет «слепцом». А N2 — «поводырь», ставит в центр его ладони указательный палец.

Инструкция. Точечный контакт усложняет задачу. Задача Поводыря — водить Слепца (упражнение можно делать в помещении или в парке), заботиться о нем, приятно удивлять, предлагая разную скорость движения, повороты. Задача Слепца – полностью довериться и следовать за партнером. Говорить нельзя, единственной точкой телесного контакта остаются ладонь и палец. Постарайтесь почувствовать телесные сигналы, идущие от партнера. Уделите этому взаимодействию 10-15 минут.

Анализ. После игры обсудите свой опыт. Расскажите партнеру честно: что вам понравилось во взаимодействии, а что — нет. Если вам больше нравится роль Поводыря, то вы стремитесь быть лидером в отношениях, контролировать. С одной стороны, вы умеете брать на себя ответственность, с другой — предпочитаете играть по своим правилам. Но за сильным контролем стоит недоверие к партнеру и небезопасность, что настораживает.
Предпочтение роли Слепого говорит о желании избежать ответственности, пассивности, вплоть до инфантильной позиции Жертвы. Плюс в том, что вы умеете довериться.

Игра на музыкальном инструменте.

Из телесно-ориентированной психотерапии.

Подготовка. Вам понадобится музыкальная запись, под которую вы будете двигаться примерно 5-7 минут.

Инструкция. Один из партнёров встаёт с закрытыми глазами, второй начинает играть на нем, как на музыкальном инструменте. Естественно, все действия символические – можно поглаживать партнёра, похлопывать, прикасаться к нему, не причиняя дискомфорта. Взаимодействие происходит без слов и предварительных договоренностей, важен экспромт. Задача Музыканта — почувствовать желания Инструмента, помочь ему максимально раскрыться и «зазвучать». Задача Инструмента — довериться партнеру, почувствовать положительные эмоции, без слов обозначать свои желания или дискомфорт. Потом поменяйтесь ролями.

Анализ. Во время игры происходит сонастройка, увеличивается уровень доверия, эмпатии, снижается стремление к тотальному контролю. Когда вы завершите упражнение, поговорите о том, что было приятно, а что нет. Угадывал ли Музыкант желания Инструмента, заботился ли о нем? Мог ли Инструмент сообщать о своих желаниях, доверился ли Музыканту? Что можно сделать для того, чтобы опыт стал более приятным и разнообразным?
Если «музыка добрых отношений» возникнет, обе роли должны быть приятны. Если кому-то нравится быть только Инструментом, то он явно предпочитает в отношениях получать, а не отдавать, быть пассивным, не принимая ответственность. Предпочтение роли Музыканта говорит об излишнем контроле, гиперответственности, недоверии партнеру. Поэтому полезно побывать в обеих ролях.

Диалог ладоней.

Из телесно-ориентированной психотерапии.

Подготовка. Вам потребуется 20-30 минут свободного времени.

Инструкция. Партнеры садятся друг напротив друга и закрывают глаза. Одновременно вы изучаете кисти друг друга: пальцы, ладони. Представьте, что вы впервые встретились с этим человеком, и вам о нем могут рассказать руки. Только руки! — все взаимодействие происходит без слов. Не торопитесь, поставьте себе задачу и попробуйте узнать, как можно больше: Какой характер у этого человека? Какое сейчас настроение? Через что он прошёл, какова его история? Открыт ли для контакта? Какую боль в себе носит? Как справляется с ней? Какие его ресурсы вы чувствуете? В чем они выражаются? Чем вам хотелось бы поделиться с этим человеком? Что вы могли бы брать у него?
Постарайтесь в завершении упражнения без слов, руками выразить своё отношение к нему. После этого расскажите о том, что вы узнали и почувствовали.

Анализ. Увы, отношения часто строятся на взаимных проекциях, иллюзорных ожиданиях, самообмане и невольном обмане партнёра. Это зыбкий фундамент, и построенные на нем отношения вскоре рушатся. «Диалог ладоней» позволяет снять с себя маску и увидеть без маски партнера, делает контакт глубинным, аутентичным. Это упражнение отлично подходит не только на этапе знакомства, но и для хорошо знающих друг друга партнёров.

Мир, в котором я хотел бы жить.

Из арттерапии.

Подготовка. Возьмите ватман или лист бумаги формата А3, стопку журналов с картинками, ножницы и клей.

Инструкция. Не обсуждайте заранее идею коллажа, и на протяжении всего взаимодействия также храните молчание. Общаться можно, но без слов. Итак, вам нужно совместно создать коллаж под названием «Мир, в котором я хотел бы жить». Скорее всего, вам понадобится полчаса, но вы можете создавать аппликации и больше времени — пока каждый из партнёров не почувствует, что коллаж завершён.

Анализ. Обсудите в конце упражнения откровенно: возникали ли между вами противоречия? Как вы их решали? Уважали ли мнение партнёра? Жертвовали ли своими интересами в ущерб себе? Способны ли были договариваться, идти на компромисс? Был ли лидер, устроило ли это обоих? Реализовались ли идеи и потребности каждого, или кто-то оказался ущемленным? Нравится ли получившийся коллаж обоим? Если вам не нравится, почему вы не отстояли свои интересы? Перекладывали ли вы ответственность на партнёра? Что вам понравилось во взаимодействии, что нет? Совпадают ли ваши взгляды на «идеальный мир», в чем расхождение, преодолимо ли оно?
То, как вы вели себя, выполняя упражнение, символически отражает ваши отношения и жизненную стратегию взаимодействия.

Я с собой — я с тобой.

Из телесно-ориентированной психотерапии.

Многие проблемы в отношениях происходят из-за того, что мы либо слишком сосредотачиваемся на партнере и теряем себя, либо становимся эгоцентричны и изолируемся от партнёра. Последнее упражнение помогает диагностировать склонность к той или иной позиции и найти баланс.

Подготовка. Условьтесь о том, что будете выполнять упражнение в тишине, а свои впечатления обсудите позже.

Инструкция. Встаньте с партнёром спина к спине, соприкоснитесь телами так, чтобы обоим было комфортно. Упражнение будет состоять из 3 частей, каждая длится 3-5 минут.
— Сосредоточьтесь исключительно на партнёре, постарайтесь почувствовать в каком он состоянии, что с ним происходит. Для этого вы можете соприкоснуться более плотно. Забудьте про себя, ощущайте партнёра, заботьтесь о нем.
— Теперь, не прерывая телесного контакта, вы переносите внимание исключительно на себя. Думаете лишь о своём благе в этом контакте.
— И, наконец, вы одновременно ощущаете и себя, и партнёра. Заботитесь об обоих.

Анализ. После телесного взаимодействия вы обсуждаете: какая из частей для вас привычнее, легче, приятнее? Удалось ли достичь баланса? Что помогло это сделать? Ведь этот опыт выявляет бессознательное взаимодействие в вашем контакте.

Подготовлено Ириной Соловьевой специально для журнала «Наша психология».

Источник

Теоретические знания бесполезны тогда, когда на практике вы не внедряете их в свою жизнь. Поэтому чтение книг, статей с полезной и ценной информацией можно назвать пустой тратой времени, если вы не используете новые знания.

Сегодня я хочу поделиться с вами тремя простыми, но очень эффективными упражнениями для укрепления отношений с любимым человеком. Если вы будете периодически проделывать нечто подобное, ваша душевная связь укрепиться, добавится страсти и романтики в ваши отношения, станет крепче дружба между вами.

Поверьте мне и многим парам, которым я давала эти рекомендации в семейном коучинге.

Чего тебе хочется

Первое упражнение необходимо для того, чтобы всегда иметь четкое представление о том, доволен ли Ваш партнер отношениями или нет. На первый взгляд подобное заявление звучит грубо, прямое выяснение этого вопроса редко приводит пару к конструктивному разговору и решения проблемы. В большинстве браков все воспринимается супругами как претензия одного в адрес другого.

Но только не в этом случае. Итак, ваши действия:

1. Напишите сами и попросите сделать то же самое своего партнера: чего вам не хватает в нем/ней, и в отношениях в целом.

2. Спросите его, что ВЫ можете сделать для того, что бы он/она стал соответствовать вашим желаниям, тому, чего вы ожидаете от него/нее и отношений.

Пример: я попросила супруга быть более эмоциональным, чутким и нежным. Затем спросила его, что я могу для этого сделать. Он ответил: «Будь поспокойнее и меньше ворчи, тогда у меня будет желание проявлять больше ласки и заботы».

Одного раза, скорее всего, будет недостаточно для того, чтобы к подобным вопросам не возвращаться и не испытывать недовольства в отношении друг друга. Первое упражнение необходимо выполнять периодически.

Ты молодец

Второе упражнение дает вам и вашему любимому человеку почувствовать признание, чего многим так не хватает в браке.

Ваши действия:

1. Создайте спокойную, уютную атмосферу. Важно остаться наедине и быть в хорошем настроении. Можете по такому случаю открыть бутылочку вина или шампанского. Возьмите небольшой мячик (яблоко или апельсин тоже подойдут). Начните перекидывать его друг другу:

2. Похвалите друг друга по очереди, отметив по пять моментов. Например:

ОН: Я хвалю тебя за то, что ты всегда за собой следишь и красиво выглядишь. Затем бросает мячик вам.

ОНА: Я хвалю тебя за то, что ты такой чуткий, душевный и очень отзывчивый человек — кидайте мячик мужу,

и так еще четыре раза.

Результат вы ощутите в этот же вечер.

Когда мы с мужем на кухне, я могу спонтанно взять из вазы фрукт и бросить ему в игровой форме со словами похвалы. Он это очень любит и отвечает мне тем же. Такая мелочь, а как приятно!..

Я такая

Третье упражнение поможет паре отслеживать изменения, которые происходят друг в друге. Это очень важно для того, чтобы оставаться близкими по духу, образу мысли, взглядах на жизнь, желаниях и целях.

Ваши действия:

1. Ответьте оба на следующие вопросы:

♣ Какие события из Вашей жизни заставили Вас испытать различные неприятные эмоции: страх, обида, разочарование, боль?

♣ Как по-Вашему необходимо выражать любовь, дружбу, уважение?

♣ Каким человеком Вы бы хотели остаться в память других людей?

♣ К чему Вы стремитесь, чего желаете достичь, какой видите свою жизнь через 5-7 лет?

2. Дайте друг другу почитать то, что вы о себе написали.

3. Минимум раз в полгода проделывайте это упражнение и вы ощутите невероятное сближение, гармонию, усиление ваших чувств.

Теперь у меня вопрос к вам, дорогие читатели: КАК нужно проявлять любовь, уважение и дружбу в отношениях с любимым человеком? Как это делаете ВЫ? — Обсудим в комментариях

Источник

Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров Trenerskaya.ru подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений, которые можно найти в открытом доступе.

Психологическое упражнение «Подарок»

Упражнение по психологии для мужчины и женщиныЦель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

Время: 25–35 минут

Размер группы: 8–16 участников

Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

Итоги упражнения:

При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

Психологическое упражнение «Мои недостатки»

Упражнение по психологии для мужчины и женщиныЦель: Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»

Цель: Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

Черты характера, от которых я хочу избавиться

Черты характера, которые я хочу приобрести

Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать. Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться. Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера. Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести. В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

Прекрасно!

Упражнение по психологии для мужчины и женщиныПросто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество. Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться. Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным». После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться. Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

  • А (очень важная)
  • В (важная)
  • С (желательно иметь, но не так важно)

Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно. Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С). Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

Психологическое упражнение «Без оценок»

Упражнение по психологии для мужчины и женщиныЦель: Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

Время: 15–20 минут

Размер группы: Любой

Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

Каждый партнер работает 4 минуты. Во время его речи второй партнер отслеживает наличие оценок, маркирует (дает сигнал), если они есть.

Подведение итогов упражнения:

  • Какие были трудности?
  • Что помогало избегать оценочных высказываний?
  • Какие новые качества в себе открыли?

Психологическое упражнение «Спутанные цепочки»

Цель: Упражнение учит эффективно коммуницировать между собой, помогает сплотить команду.

Время: 15–30 минут

Размер группы: 12–20 участников

Все участники группы встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.

Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.

Участники открывают глаза.

Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.

В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Подведение итогов упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало, что мешало в процессе?
  • Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?

Психологическое упражнение «На риск»

Цель: Это очень короткое упражнение. Упражнение на доверие.

Время: 5 минут

Размер группы: Любой

Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

Подведение итогов упражнения:

Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел,— почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.

Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д. ?

Психологическое упражнение «Жизненные цели»

Упражнение по психологии для мужчины и женщиныЦель: Упражнение помогает выработать жизненные цели.

Время: 25–35 минут

Размер группы: Любой

Шаг 1.  Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу. В течение 15 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашей жизни. Фантазируйте. Чем больше — тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.

Шаг 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты — чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев — две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

Шаг 4. Уделите две минуты работе над аудитом своих целей. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель — приобретение нового ресурса.

Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете.

Подведение итогов упражнения:

  • Как вы себя ощущаете после упражнения?
  • Какие интересные выводы вы для себя сделали?
  • Что было неожиданным для вас?
  • Что было труднее всего? Почему?
  • Кто составил реалистичный план и готов ему следовать?

Итак, мы представили вашему вниманию 7 качественных психологических упражнений. Но стоит учесть, что поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то они могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим тренерам.

Когда вам понадобятся:

  • эксклюзивные и лучшие упражнения, известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения, раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

то вы всегда можете найти такие упражнения для тренингов на профессиональном тренерском портале Trenerskaya.ru

Этот портал вырос на базе крупнейшего психологического центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для психологических тренингов.

TRENERSKAYA.RU — это команда тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам вы можете в разделе «Упражнения для тренингов».

Мы рекомендуем вам, прежде всего, такие психологические упражнения:

  • Упражнение «Светофор»

Упражнение по психологии для мужчины и женщиныУпражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

  • Упражнение «Вчувствование»

Упражнение по психологии для мужчины и женщиныКак думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей? Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям, технике, которой может обучится любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

  • Упражнение «Суд»

Упражнение по психологии для мужчины и женщиныОчень действенное и «глубокое» упражнение, способное вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга.

Упражнение «Суд» действительно похоже на судебное заседание, поэтому вероятнее всего станет самым ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Несмотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-такисодержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием. Зато на выходе участники тренинга получат возможность увидеть адекватность собственной самооценки, испытать свою способность спокойно выслушивать или озвучив?