Упражнении по русскому языку домашнее задание на тему

Домашнее задание в условиях внедрения новых образовательных стандартов
Зачем в образовательном процессе нужна такая часть, как домашнее задание?
В связи с внедрение ФГОС нового поколения, где наряду с предметными и личностными результатами образовательной деятельности всё большее значение приобретают так называемые метапредметные результаты, овладение универсальными приёмами учебной деятельности, которые позволят ребёнку быть успешным в любой предметной области. В этих условиях именно домашние задания, в процессе выполнения которых дети сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки информации с использованием разнообразных источников, структурирования приобретённой информации, выбора наиболее рациональных приемов закрепления материала, рационального планирования работы, осуществления поэтапного и итогового контроля за собственными действиями, становятся реальным инструментом формирования УУД. [2]
Д/З рассматривается как форма личностного развития ребёнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. Оно должно нести для учащихся личную значимость, а потому ценность.
Изменение содержания и формы домашних заданий является одним из путей совершенствования процесса обучения. Домашние задания должны стать реальным инструментом формирования УУД.
Основные требования к организации домашней работы
С.А. Пуйман формулирует основные правила задавания на дом следующим образом:
— Домашнее задание должно быть понято всеми без исключения.
— Домашние задания не должны быть однообразными и шаблонными. Содержание современных программ позволяет использовать разнообразные виды домашних заданий, следовательно, снизить утомляемость учащихся и избежать потери интереса к предмету.
— Домашние задания должны быть посильными и доступными пониманию учащихся, давать задания следует при полном внимании всего класса.
— Учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д. Оно должно быть хорошо объяснено, однако необходимые разъяснения должны оставлять ученику возможность творчества в решении вопросов, задач, возбуждая интерес к заданию.
— В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.
— Целесообразно строить домашние задания по принципу «минимум- максимум» – обязательные для всех и рассчитанные на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.
— Домашние задания обязательно должны проверяться учителем.
— Домашние задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы.
Именно эти условия будут способствовать тому, что домашние задания будут вызывать у школьников удивление в начале их выполнения, радость в процессе работы, удовольствие при виде ее результатов, пробуждая интерес к образовательной деятельности, не зависимо от её предметного наполнения. Только тогда домашняя работа обучающихся станет эффективным инструментов формирования их познавательной самостоятельности.[3]
Объемы домашнего задания
Учащимся первых классов домашние задания не задаются.
Объём письменных домашних заданий по математике и русскому языку не должен превышать 30% от объёма классной работы во всех классах.
Домашние задания по иностранному языку должны быть понятны и посильны каждому ученику и базироваться исключительно на пройденном и отработанном материале.
Затраты времени на выполнение всех домашних заданий:
5 – 6-е классы: 2 – 2,5 часа;
7 – 8-е классы: 2,5 – 3 часа;
9 – 11-е классы: до 4 часов.
Затраты времени на выполнение домашнего задания по русскому языку (письменно):
5-е классы: до 25 минут;
6 – 7-е классы: до 30 минут;
8-е классы: до 45 минут;
9 – 11- классы: до 60 минут.
Затраты времени на выполнение домашнего задания по предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов:
5 – 7-е классы: до 25 минут;
8 – 9-е классы: до 30 минут;
10 – 11-е классы: до 45 минут.
Нормирование домашнего задания
Задание на дом учащимся по ФГОС ООО задается обязательно по всем предметам в соответствии с учебным планом ОУ.
Домашнее задание составляет 1/3 объема классной работы:
а) В общеобразовательных классах (1-11) по русскому языку, математике, чтению, литературе.
б) В профильных классах:
гуманитарных классах по предметам: русскому языку, литературе, обществознанию, истории;
политехнических классах по предметам: математике, физике, информатике.
Домашнее обучение составляет ¼ объема классной работы:
а) В общеобразовательных классах (1-11) по иностранному языку;
б) В профильных классах:
гуманитарных — по математике, физике;
политехнических — по химии, биологии.
Использованные источники:
- Цели домашнего задания (требования ФГОС) — https://taitschool.uoura.ru
- Цели домашнего задания в свете требований ФГОС/Логинова Н.В. — https://nsportal.ru/shkola
- Пуйман, С.А.. Педагогика. Основные положения курса: учебное пособие/С.А. Пуйман – Минск: ТетраСистемс, 2001.- с.133-144
Источник
Домашние задания по русскому языку в начальной школе.
Учитель начальных классов
Муртазоева С.К.
Что такое домашняя работа? Это самостоятельная работа учащихся, требующая от них большой организованности, умений и навыков умственного труда.
В своей многолетней практике я всегда руководствуюсь принципом: «Необходим очень тщательный инструктаж ребят, как им выполнять задания. Задавать не просто «отселева доселева», а учить, как наилучшим образом, в наиболее короткий срок выполнить задание, как преодолеть встречающиеся трудности, на что обратить особое внимание… Отсутствие проверки дезорганизует учащихся, понижает осознание ими ответственности. Отсутствие систематичности проверки, эпизодичность проверки также дезорганизует. Необходима постоянная проверка выполнения… Без контроля и учета выполнения задание уроков может дать лишь отрицательные результаты».
Во II классе в начале учебного года в доступной форме провожу беседу о том, как надо выполнять домашние задания по русскому языку. В итоге бесед появляется памятка «Как выполнять домашние задания по русскому языку.»
Внимательно прочитай задание к упражнению. Выясни, сколько заданий и в какой последовательности будешь выполнять. Какое из заданий выполнишь устно, какое – письменно?
Обязательно прочитай текст упражнения.
Определи, каким правилом будешь пользоваться. Повтори (выучи) это правило по учебнику.
Задания выполняй точно по учебнику. Используй образец. Вспомни объяснение учителя, как выполнить домашнюю работу.
Работу выполняй спокойно и аккуратно.
При выполнении сверяй написанное с тем, как дано в учебнике. Замеченные ошибки исправляй аккуратно.
Ты выполнил домашнее задание по русскому языку. Теперь подумай, на какое правило были задания к упражнению. Проверь работу.
В целях правильной организации домашней работы этот вопрос обсуждаем на первом родительском собрании. Большинство родителей в наше время достаточно образованны, поэтому с ними я провожу инструктаж по организации домашней работы и контролю за ее выполнением. Привожу пункты плана, который помогает родителям организовать такую работу:
Приучите ребенка выполнять домашнюю работу в одно и то же время.
Спросите у ребенка, какое задание он получил на дом, как собирается его выполнять. Можно вместе обсудить, как лучше выполнить это задание.
Если ребенок забыл, что задано на дом, спокойно помогите ему вспомнить ( только в крайнем случае можете прибегнуть к посторонней помощи: к одноклассникам, педагогу). Всем своим поведением внушайте ребенку, что это важно ему самому.
Обратите внимание, сколько времени ребенок затрачивает на выполнение домашнего задания по одному предмету ( по всем предметам).
Не торопитесь помогать ребенку. В случае затруднения будет правильным сказать: «Посиди, подумай, обратись к правилу, а если не выполнишь, могу помочь. Но все-таки лучше завтра тебе обратиться к учителю».
Ребенок часто обращается к вам с вопросом: как правильно написать то или иное слово? Чтобы получить ответы, отсылайте ребенка к учебнику, словарю, правилу, памятке.
Законченную письменную работу ребенок должен обязательно проверить сам. Главная задача просмотра письменного задания со стороны родителей – оценить усилия ребенка, отметить его старательное отношение к работе или высказать порицание.
Вы заметили ошибку. Как быть? Неверно написанное ребенок аккуратно зачеркивает одной чертой, а сверху. Если это необходимо, пишет правильно. Другие способы исправления ошибок недопустимы.
Распоряжение переделать работу заново — очень серьезная мера наказания. Только при полной согласованности действий учителя и родителей можно, изредка используя эту меру, получить от нее серьезный воспитательный эффект.
9. устное задание (рассказать правило, запомнить правописание словарных слов и т.д.) не всегда удается проверить у каждого ребенка в классе. Поэтому старайтесь уделять больше внимания контролю за качеством выполнения устной части задания.
Домашнее задание задаю в начале, середине или конце урока в зависимости от его структуры, целей и задач. Задание на дом занимает в среднем 3-4 минуты. Задание обязательно записываю на доске, а дети начиная со II класса в дневниках. Звеньевые ( помощники учителя) проверяют обязательность записи домашнего задания каждым учащимся. Сложное задание комментируется развернуто, а обычное, традиционное, не требует подробного объяснения.
Учителю не следует торопиться при задавании. Нужно воспитывать у учащихся привычку выяснить то, что представляет трудность в выполнении задания, приучать их задавать вопросы по домашней работе. Если есть образец, обращаю внимание на него, если его нет, то сама или с помощью учащихся разбираю 2-3 примера. Учу детей повторять формулировку задания своими словами ( что помогает вырабатывать у детей навыки самоконтроля, развивает речь), затем на конкретном примере из упражнения они показывают, как задание будет выполняться. Вместе вспоминаем, каким правилом, памяткой будут пользоваться при выполнении упражнения.
Формированию грамотного письма при выполнении домашних заданий способствуют и такие действия ученика, оформленные в виде памятки:
Как правильно списывать:
Прочитай предложение.
Прочитай его еще раз, каждое слово прочитай по слогам.
Запомни, как пишутся слова в этом предложении.
Продиктуй себе каждое слово.
Проверь по тексту. Правильно ли ты написал предложение.
Для иллюстрации рассмотрим пример:
II класс. Упражнение 119. ( Перенос слов. )
Говорю детям о том, что задания обязательно надо выполнять в том порядке, как они даны в учебнике, что упражнение надо выполнить для того, чтобы научиться правильно переносить слова по слогам. Дети читают задания. Один из учащихся выходит к доске и записывает словарное слово ученик, разделяя его черточками для переноса:
— Какое правило будешь применять?
— Слова переносятся с одной строки на другую по слогам. Нельзя отрывать и переносить одну букву.
— Найдите это правило по учебнику. Прочитайте его.
Если спросить учащихся, что на уроке русского языка самое неинтересное, ответ у многих бывает таков: «Проверка домашнего задания». А между тем повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, своевременное устранение пробелов в знаниях, предупреждение отставания в учебе зависят от проверки выполнения письменных домашних заданий, от того как она организована. В ходе проверки учитель воспитывает у детей старательность, исполнительность, обязательность и аккуратность. Регулярно проверяя домашние работы, используя рациональные интересные приемы, учитель показывает тем самым свою заинтересованность учебной работой ученика, подчеркивает важность выполнения заданий, проявляет уважение к затраченным усилиям учащихся. Время на проверку домашнего задания на уроке обычно занимает 5-6 минут. Вот некоторые способы, помогающие провести качественную проверку домашних заданий по русскому языку.
Самый простой и интересный для учащихся способ – введение игрового момента, организация на основе домашнего задания грамматической игры. В I классе дети с увлечением проверяют, как их домашнюю работу выполнил Незнайка. Который, конечно, допустил множество ошибок, как старательно и верно выполнила Мальвина и т.д. На подобных уроках первоклассники с нетерпением ждут проверки домашнего задания, знают, что будет нескучно. Дети пока еще не осознают, что это прежде всего полезно, нужно, способствует развитию орфографической зоркости.
II класс. Учащиеся дома выполняют упражнение 95.
-Задания: допиши слово с безударными гласными А или О. Подбери проверочное слово.
Задаю вопрос: « Для чего вы выполняли это упражнение ?» Мотивация выполнения очень важна, так как стимулирует интерес у детей к учению. Идет проверка. Вызываю одного учащегося и называю ему первое слово из упражнения: в н*ре. Ученик объясняет: « Пишу безударную гласную О, проверочное слово норка». Все остальные учащиеся следят за правильностью написания в своих тетрадях. Еще интереснее для них провести взаимопроверку. Если отвечающий допустил ошибку, то учащиеся поднимают сигнальную карточку с соответствующей безударной гласной. Первый ученик называет второе слово, и вызывает к доске следующего учащегося. . Второй вызывает третьего ученика. Игра проходит до тех пор, пока не будут проверены все слова. Учащийся, допустивший ошибку, получает индивидуальное задание на отработку указанного правила. Такой подход к проверке воспитывает чувство ответственности за свою работу, повышает качество проверки выполненого задания.
Аналогичную игру можно проводить и при проверке упражнений, направленных на формирование навыков правописания парных согласных, падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. При проверке таких ведущих тем русского языка учащиеся обязательно используют знания правил из учебника. По окончанию проверки они отвечают на вопрос: «Какое правило использовали ? Найдите его в учебнике». Дети быстро называют то или иное правило, находят его в учебнике. Постоянно напоминаю учащимся, что учебник является их первым помощником в учебе, если возникают определенные затруднения. При разборе домашнего задания, говорим каким правилом будут дети пользоваться при его выполнении дома. Проблема подключения правил при проверке домашней работы, как и в целом на уроке, Представляется чрезвычайно важной. Проверка домашнего задания на уроке отвечает своему назначению, если сопровождается более глубоким осмысливанием наряду с практическим материалом и учебного теоретического. Поэтому обращение к правилам является обязательным.
Проста и эффективна работа с сигнальными карточками, которые чаще всего нами, учителями, используется чаще в работе с упражнениями на уроке и реже при проверке домашнего задания. А такая проверка опять-таки гарантирует участие всех учащихся, улучшает грамотность их письма, способствует формированию их орфографической зоркости. Использую этот способ проверки задания например во II классе при изучении темы « Звонкие и глухие согласные». Дома учащиеся выполняли упражнение 219. Учитель или учащийся читают предложения, а дети поднимают сигнальные карточки с соответствующей парной согласной. Если есть ошибки, они тут же объясняются и аккуратно исправляются, правильность написания доказывается подключением правила. Ученики допустившие большее количество ошибок, вновь получают индивидуальные задания. Простота, темп, дифференцированный подход, подключение теоритического материала – вот преимущества такого приема проверки домашнего задания по русскому языку. Аналогично можно проверить правописание родовых окончаний – ая, — яя, — ое, — ее, — ой, — ый, — ий имен прилагательных.
Чтобы повысить у учащихся чувство ответственности за выполнение домашних заданий, практикую следующий вид работы. На доске записан текст с заданиями, подобными домашнему упражнению. Учащиеся об этом не догадываются. По окончанию самостоятельной работы проводится проверка и учащиеся отвечают на вопрос: « Чем похожи задания выполненного материала с домашними заданиями ?»
Это способствует проверке понимания материала, умению пользоваться правилом в новой ситуации.
Известно, что многие учащиеся скорее находят ошибки в чужой работе, чем в своей. При фронтальной проверке ошибку прежде успевают заметить и указать лучшие ученики, но за ними не успевают остальные. Если же воспользоваться приемом взаимопроверки домашней работы, все учащиеся получат возможность совершенствовать свое внимание и умение контролировать свою работу. Налицо и воспитательный момент взаимопроверки: она повышает у детей ответственность за свой труд, способствует формированию у них адекватной самооценки.
При проверке выполнения домашних заданий пользуемся и приемом рецензирования. Учащиеся отмечают достоинства и недостатки работы: аккуратность, каллиграфию письма, правильность выполнения заданий, изложения теоретического материала – правила, приводимых примеров к правилу. Рецензирование занимает 3 — 4 минуты, готовятся к нему учащиеся (2-3 учащихся ) до урока. Этот прием проверки особенно нравится, т. к. дети выполняют роль учителя, осознают свою значимость, удостоверяются в своих знаниях. Рецензия также способствует развитию монологической речи учащихся, учит критически мыслить и оценивать работу товарищей. Вот как приблизительно она может звучать: « Дома было выполнено упражнение 325. Это упражнение мы выполняли для того, чтобы уметь правильно писать в словах разделительные Ь и Ъ знаки и выделять приставку. Я проверил работу у Тимура Т. Тимур написал работу аккуратно, чисто. Начал писать с красной строки. Только некоторые верхние соединения букв написал неверно. Пропущенные буквы вставил все верно, а приставки выделил выделил не везде. Сейчас он это исправил ». Такое рецензирование проводится систематически. За учебный год рецензентами бывают все учащиеся и не один раз.
Таким образом, воспитание сознательного отношения к выполнению домашних заданий представляет собой длительный и творческий процесс, в котором принимают участие учитель, учащиеся и родители. Важной функцией домашних заданий по русскому языку было и остается воспитание морально-волевых качеств учащихся . Нельзя забывать о том, что требованиям сегодняшнего времени является воспитание инициативы, самостоятельности, активности, тех качеств, без которых невозможен творческий труд.
Источник
Занимательные упражнения по русскому языку
Упражнения на обогащение словарного запаса
Упражнение 1. Замените одним словом из четырёх букв:
Приятель — …(друг),
Солдат — …(боец),
Противник — …(враг),
Работа — …(труд),
Шагать — …(идти).
Упражнение 2. Замените словосочетание одним словом:
Храбрый человек — …(храбрец),
Богатый человек — …(богач),
Сильный человек — …(силач),
Весёлый человек — …(весельчак).
Упражнение 3. Найдите спрятавшееся слово.
Хлев (лев), столб (стол), удочка (дочка), цель (ель), коса (оса).
Упражнение 4. Назови одним словом.
Как называется крупный населённый пункт? (Город).
Как одним словом можно назвать жителей одной страны? (Народ).
Как называется главный город в стране? (Столица).
Упражнение 4. Замените одним словом:
Промежуток времени в 60 минут. (Час).
Военнослужащий, стоящий на посту. (Часовой).
Аппарат для полёта в космос. (Ракета).
Человек, который летал в космос. (Космонавт).
Предприятие, где делают машины. (завод).
Небесное светило. (Солнце).
Ступеньки, ведущие вверх. (Лестница).
Растение, растущее на болоте. (Тростник).
Упражнения со словарными словами.
Упражнение 1. Задания для работы со словарём.
Выписать слова на тему «Школа» (учитель, ученик, тетрадь, пенал, карандаш); названия птиц или животных (сорока, ворона, воробей, собака, заяц, медведь);
Выписать 4-5 слов, начинающихся с буквы п, например: пенал, петух, пальто или с буквы в: воробей, валенки.
Выписать 3-5 слов с безударной гласной о или а (город, лопата, молоко; платок, работа, сахар, стакан);
Выписать слова с ь в середине слова (пальто, коньки).
Упражнение 2. Ответы на вопросы (вопросы пишутся на доске).
Кто учит детей? (Учитель) Кто готовит уроки? (Ученик) Кто живёт в лесу? (Медведь) Кто верный друг человека? (Собака)
Учащиеся записывают ответы одним словом или развёрнутыми предложениями.
Упражнение 3. Составление маленьких рассказов на темы:
«Учебные вещи». (Я беру свои учебные вещи. Карандаш и ручку кладу в пенал. Тетради лежат в папке.)
«Наш класс». (Наш класс просторный и светлый. В классе всегда чисто. Дежурный следит за порядком. Мы любим свой класс.)
«Наши друзья». (Мы любим птиц. Делаем для них кормушки. Витя посыпал зерна. Вот сел воробей. Прилетела ворона. Ребята помогают птицам пережить зиму.)
Упражнение 4. Загадки на темы: «Учебные вещи», «Одежда», «Растения», «Посуда», «Животные» и др.
Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш) Непоседа птица эта – одного с берёзой цвета. (Сорока) Где живёт он? – В самой чаще, самой-самой настоящей. Там гуляет, там и спит, там детей своих растит. (Медведь) Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы – уши больше головы? (Заяц) Два братца не могут расстаться: утром в дорогу, ночью к порогу. (Сапоги).
Упражнение 5. Выборочный диктант. Дети записывают только словарные слова.
( Мальчик чистит пальто. Москва – всем городам мать.)
Упражнение 6. Ответы на вопросы:
Чем рубят дрова? (Топором) Что растёт на грядке? (Морковь, огурец) Чем копают грядки? (Лопатой) Куда едут ребята летом? (В лагерь) Какой день недели первый? (Понедельник) Какой день недели последний? (Воскресенье) Что ученик кладёт в портфель? (Пенал, тетрадь) Кто живёт в лесу? (Заяц, лисица) Каких домашних животных вы знаете? (Корова, собака).
Упражнение 7. Комментированное письмо (или выборочный диктант). Нет в мире краше Родины нашей. Человек без родины, что соловей без песни. Москва – всем городам мать. Два медведя в одной берлоге не уживутся. Корми корову сытнее, молоко будет жирнее.
Упражнение 8. Задание на классификацию предметов:
Записать слова, обозначающие названия деревьев, названия птиц, овощей, машин, посуды, одежды и т. др.;
Записать дни недели в нужном порядке;
Записать названия зимних, весенних, летних, осенних месяцев (или всех месяцев года).
Упражнение 9. Задание для работы со словарём.
Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? Или что?
Выписать 5-6 слов, обозначающих предметы;
Выписать слова, обозначающих признаки предметов;
Выписать слова, обозначающие орудия труда (топор, молоток), названия овощей (морковь, помидор, картофель), названия ягод (земляника, малина).
Упражнение 10. Игры из занимательной грамматики:
«Первый слог потерялся»:
…радь (тетрадь)
…нал (пенал)
…бака (собака)
…хар (сахар)
«Собери слоги»:
бе, за, рё (берёза)
де, ный, жур (дежурный)
воч, ка, де (девочка)
ки, ва, лен (валенки)
«Угадай слово» (для этой игры используют слоговые карточки). Игра проводится так: показываю карточку с первым слогом нужного для усвоения слова: мо…(учащиеся пишут слово мороз или молоко), пе… (пенал или петух), са… (сапоги или сахар) и т. д.
«Из каких слов выпали гласные?»:
м…ш…н… (машина)
з…в…д (завод)
л…с…ц… (лисица)
м…л…к… (молоко)
с…б…к… (собака)
г…р…д (город)
д…р…г… (дорога)
Упражнение 11. Дописывание пропущенных слов:
Главный город нашей Родины — …(Москва).
Береги нос в большой … (мороз).
Декабрь год кончает, …(январь) начинает.
Упражнение 12. Написать 5-6 слов, начинающихся с буквы п (с, т и т.д.), которые являются именами существительными (пальто, посуда, пшеница, пассажир, победа).
Упражнение 13. Выписать из словаря 5 имён существительных 1-го склонения (победа, погода, берёза, библиотека, ягода).
Упражнение 14. Написать 5 слов (имён существительных) с ь на конце и указать склонение (мебель – 3-е склонение, медведь – 2-е склонение, морковь, картофель, учитель).
Упражнение 15. Подобрать однокоренные слова к словам вокзал, автомобиль, трактор, комбайн, поезд (привокзальная, автомобильная, трактор, комбайнер, поездный).
Отгадай загадки
Подбирай такие ответы к загадкам, в которых есть омонимы:
Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (Отвернуть гайку нельзя ключом, который бьёт из земли, такой ключ ещё называют родником.)
Какую соль не кладут в суп? (Не кладут в суп ноту соль.)
Из каких ноготков нельзя собрать букет? (Букет нельзя собрать из ноготков (ногтей), которые обозначают роговой покров на конце пальцев.)
В каких лесах нельзя заблудиться? (Нельзя заблудиться в лесах, представляющих временное сооружение из досок или металлических стержней у стен здания для строительных и ремонтных работ.)
Из какого крана не льётся вода? ( Вода не льётся из подъёмного крана.)
Какой лук не кладут в суп? (В суп не кладут лук, представляющий собой оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой.)
По какому мостику нельзя перейти речку? (По капитанскому мостику нельзя перейти речку (он представляет собой вышку на корабле.)
Какой губкой нельзя мыться? (Нельзя мыться губкой (губой), представляющий собой край рта.)
Какая гусеница не годится для танка? (Для передвижения танка не годится гусеница – насекомое.)
Какой кистью не выкрасишь стену? (Не выкрасить стену виноградной кистью.)
Сложи слово
На доске записаны части сложных слов. Учащиеся должны записать получившиеся слова.
Лёд колоть (ледокол)
дрова любить (дроворуб)
мясо косить (мясорубка)
книга возить (книголюб)
вода рубить (водовоз)
сено ходить (сенокос)
Использованная литература:
- Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М., Астрель, 2002г.
- Т. И. Тарабарина, Е. И. Соколова. И учёба, и игра: русский язык. Ярославль, Академия развития.
- Э. Н. Петлякова, С. Н. Подгорная. Орфографические шпаргалки. Москва-Ростов-на-Дону, «МарТ», 2007г.
Источник