Упражнения для детей дцп укрепления спины
Дочке 1,1, ставят ДЦП (легкая форма), не сидит, у опоры не стоит, хоть и прогнозы хорошие, сидеть и ходить будет, как говорят врачи, только вот когда? переживаю…
мы занимаемся ЛФК,делаем массажи и плюс к этому всему занимаемся в «здоровом детстве»,нам подобрали спец.курс для укрепления мышц спины
странно что вам ставят «легкую»степень, или вы сами?
у меня дочке уже 7 лет-ходит, пытается прагать на 2- ногах—и то нам ставят ДЦП средней тяжести
1.ЛФК каждый день!!!! но надо грамотное лфк. мне очень нарвится врач ЛФК в Бонуме Елена Николаевна , очень грамотно составляла нам комплекс упражнений. у лочки начался гиперлогдоз поясничного отдела так только она, а не врач невролог ,заметила это и отменила упраженения,которые усугубляют лордоз.
2.Плавание 3-4 раза в неделю, жаль только что гидрореабилитологов у нас в ЕКБ нет…
Моей дочке уже 13 лет, у нее ДЦП, все не так просто как кажется в самом начале когда только ставят такой диагноз ребенку, нам кажется что у нашего ребенка не все так плохо и все будет хорошо, но отчаиваться не надо= это главное, а надо бороться с болезнью и трудится каждый день!!! Мы прошли множество различных центров и специалистов. Вот мой совет, сейчас пока ребенок еще маленький звоните и договаривайтесь о занятиях с Аллой Валентиновной, когда то она работала в Особом ребенке, сейчас это Бонум, у нее огромный опыт работы с такими детьми, при чем она не только будет заниматься с ребенком она и вас всему научит!!! она врач ЛФК И педиатр, очень хороший специалист и человек, все кто когда послушал моего совета и обратился к ней, все очень благодарны мне за совет!!! Вот ее телефон 89028756990 Она делает массаж и занимается лечебной физкультурой.
У каждого человека есть шанс…
Все у нас получилось из-за долгого нахождения в реанимации и на ИВЛ, сразу после родов, тяжелая двухсторонняя пневмония. Весь первый год жизни по больницам.А что легкая степень ДЦП (и еще куча всего) — такой диагноз нам поставили в год, у нас в руках больше проблем, они в тонусе, чем в ножках. Мы хорошо переступаем, спластика в ногах есть, но не грубая, ползаем по-пластунски, игрушки больше берет левой рукой, правую использует редко. Массаж, ЛФК, плаванье (правда в ванной), все это регулярно. Развиваемся медленными шажочками… но и это вседь хорошо!
В год не сидит, не стоит, ползает по пластунски…. Извините не хочется вас расстраивать, но это не легкая форма ДЦП!!! И поверьте очень большое значение имеет кто и как занимается с ребенком т.к. мы то же всегда и с первых дней Ксюшу лечили и только спустя время мы поняли что не те люди занимались с ней, вы попробуйте поездить к Алле Валентиновне и вы сразу все поймете!
У каждого человека есть шанс…
Танюша67
В год не сидит, не стоит, ползает по пластунски…. Извините не хочется вас расстраивать, но это не легкая форма ДЦП!
Не факт. У дочки было то же самое. Не ходила, не стояла, самостоятельно не садилась, ползала как разведчик через границу. :gy:
Ставили угрозу дцп, потом дцп под вопросом. В итоге не подтвердилось.
Села и поползла дочка в полтора года, самостоятельно пошла почти в 3. У нее сочетание миотонического и атаксического синдрома, что и дает задержку развития. Проблемы, конечно, остаются, куда без них.
Не говорю, что у автора то же самое, но не факт, что все совсем тяжело.
Автор, Вам, кстати. какую форму ставят?
Бывают такие люди наоборотные: чем меньше они думают, тем больше пользы. (с)
у нас тоже миотонический синдром. сама села в полтора., в 2 поползла. сейчас нам 2.8 начали сами ходить но еще не уверено. нам помог очень массаж,но и конечно должна быть мативация или желание ребенка ходить. вкладывайте по максиму, то и получите. нам в 9 м тоже ставили дцп в омм атонико- остатическую форму вроде так не помню уже, я сразу поехала в бонум, и невроглог там сняла этот диагноз и поставила миотонический синдром. удачи автор и огромного терпения и конечно веры.
мышцы укрепляют только массажем и лфк проверенно на нашем опыте. в талисмане хорошее лфк нас там научили опираться на ручки на 2 день лечения!!! показали как учить садиться самостоятельно как на полу так и на мяче. и через месяца 2 сама села. сьездите туда вас научат и дома будите заниматься. мяч большой хорошая штука!!!
автор если вам интересно могу объснить как научить ребенка садиться, там нечего сложного нет!
Большое всем спасибо за советы, завтра ложимся в НИИ Материнства и Детства на плановый курс лечения (лфк, массаж, физиотерапия, обкалование — много всего) Оканчательный диагноз поставят там, еще будет решаться вопрос об инвалидности.
Да и три опытных невролога нашего города сошлись во мноении, что дочка пойдет около двух лет, не могут же все ошибаться? обычно бывает, что наоборот перестраховываются. Как вы считаете?
Нам 3,5 и всё вот вот пойдёте вот вот пойдёте уж и не знаю что ещё нам попробовать %) ставили ставили ДЦП под вопросом сейчас полностью сняли теперь только органику оставили %)
Нам сначала вообще говорили что у нее все нормально просто не доношенная! Потом ставили легкую степень и говорили что пойдет в 2 года! НО нам уже 13 и что мы только не делали и где только не лечились!!! а врачам нашим не стоит доверять! Но ни в коем случае не отчаивайтесь, просто не расслабляйтесь, сейчас у вас самое благодатное время, пока ребенок маленький сделать можно очень много!!! Знаю многих кому сказали, что ребенок безнадежный, растение и родители сделали не возможное поставили ребенка на ноги! Но знаю не меньше примеров когда говорили, что ребенок не тяжелый и скоро пойдет, а по итогу дети не ходят!!!
У каждого человека есть шанс…
Источник
Медицинский эксперт статьи
х
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
ДЦП – серьезная патология, которая связана с нарушением мозговых функций, ответственных за движения. Такие нарушения не усугубляются с ростом и развитием ребенка: они возникают при рождении и не исчезают с возрастом. Упражнения для детей с ДЦП – важный момент помощи больному малышу, ведь расстройства двигательной функции часто выражаются в слабости некоторых мышечных групп.
Занятия могут позволить ребенку больше координировать свои движения, по возможности выпрямить походку, улучшить повороты шейного отдела.
Упражнения лечебной физкультуры лучше чередовать с сеансами массажа, а также с другими процедурами, улучшающими микроциркуляцию в тканях.
[1], [2], [3], [4], [5]
Лечебная физкультура при ДЦП
Применение занятий лечебной гимнастикой при ДЦП входит в обязательную схему детского медицинского восстановления, как активная составляющая комплексного лечения, средство поддержания организма ребенка в активном двигательном состоянии, стимулятор внутренних резервов и защитных сил.
Из чего состоит комплекс лечебной физкультуры?
- Выполнение физических упражнений, самостоятельно или при помощи взрослых.
- Массажные процедуры.
- Закаливание и укрепление организма, активный образ жизни.
- Рефлексотерапия, иглоукалывание.
- Привлечение ребенка к легкой трудовой деятельности.
Все перечисленные методы в комплексе способны вылечить патологические расстройства и восстановить поврежденные функции пациента. Помимо этого, улучшается общее состояние организма, укрепляется иммунитет, стабилизируется психологическое состояние ребенка.
Успех в лечении детей с ДЦП напрямую зависит от четкого соблюдения графика тренировок, недопущения пропуска занятий, поддерживания режима дня. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что процесс восстановления будет длительным и достаточно сложным.
Основные направления и цели занятий:
- приведение мышечной системы в нормальный тонус, укрепление неразвитой и ослабленной мускулатуры;
- улучшение движений в суставах;
- развитие координационных функций, умения поддерживать равновесие;
- разработка навыков самостоятельной смены положений тела (стояния, сидения, передвижений);
- активизация двигательных функций (подвижные игры, развитие реакции);
- развитие самостоятельности, прививание бытовых и трудовых навыков.
Любой комплекс упражнений следует начинать с верхней части туловища, а заканчивать нижними конечностями. Иногда ребенку легче выполнять упражнения перед зеркалом: имея возможность следить за своими движениями, малышу легче их координировать.
Комплекс упражнений для детей с ДЦП
Предлагаем вам ознакомиться с рядом наиболее эффективных упражнений, которые рекомендуются для проведения детям с ДЦП.
Занятия, развивающие навыки движения:
- ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;
- ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;
- взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;
- ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;
- придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;
- подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.
Занятия для нормализации суставных функций:
- ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;
- ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;
- ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;
- ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.
Занятия для мускулатуры живота:
- ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;
- ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;
- научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;
- ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;
- ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.
Занятия для устранения гипертонуса мышц рук:
- проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;
- крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.
Занятия для мышц ног:
- ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;
- взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.
Занятия для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:
- ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;
- ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;
- ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.
Занятия для стабилизации дыхания:
- попросить ребенка сымитировать глубокое дыхание, задуть горящую свечу, сдуть с ладони перышко. Полезно вместе с малышом надувать воздушные шарики или играть, пуская мыльные пузыри;
- отличный эффект можно ожидать, если научить ребенка петь. Схожее действие наблюдается при игре на губной гармошке, свирели, для начала можно использовать обычный свисток;
- научить ребенка пускать пузыри через соломинку в стакан воды.
[6]
Развитие мимики лица у детей с ДЦП
Зачастую ребенок с диагнозом ДЦП не всегда может определить свое эмоциональное состояние, правильно отреагировать на положительные и негативные эмоции, продемонстрировать именно то выражение лица, которое бы соответствовало необходимому чувству, которое испытывает малыш. Как научить ребенка распознавать эмоциональное разнообразие и правильно толковать его? Как добиться имитации малышом тех или иных эмоций, чтобы в будущем быть понятым в обществе и понимать окружающих? Для этого существуют специальные психогимнастические упражнения:
- взрослый должен демонстрировать малышу, как принюхивается щенок, прислушивается птица, как кошка выслеживает мышку. Затем следует попросить ребенка повторить увиденное;
- продемонстрировать удивленные глаза, попросить повторить;
- описать момент счастья и удовольствия, показать, как радуется ласке котенок, а щенок – вкусному угощению;
- описать ощущение боли, продемонстрировать боль в животе, плач, чувство холода;
- показать момент отвращения: пусть малыш представит, что пьет горькое лекарство или ест лимон;
- объяснить, что такое злость, показывая сердитого человека;
- продемонстрировать чувство страха, потери родного дома или родных людей;
- развивать чувство стыда и вины за свои поступки, научить просить прощения.
[7], [8]
Упражнения в бассейне при ДЦП
Водные процедуры успешно применяются при физическом восстановлении детей, пораженных ДЦП. Ни для кого не секрет, что вода отлично расслабляет мускулатуру, стабилизирует мышечный тонус, придает энергии. Занятия в воде ослабляют действие стрессов и излечивают депрессивные состояния. Особый эффект можно ожидать от совмещения ЛФК с пребыванием в воде. Такой способ лечения называют гидрокинезотерапией. Он может включать в себя проведение определенных упражнений или игр в воде, а также применение подводного массажа. Непередаваемый эффект наблюдается при плавании ребенка в дельфинарии: общение с дельфинами считается истинно лечебным. Понять механизм данного лечения трудно, однако положительные результаты такой терапии неоспоримы.
Собственно, следует понимать, что лечебные мероприятия и уход за малышом с ДЦП – это длительный процесс, которому необходимо посвятить максимум времени и сил, и лишь тогда принятые меры воздадутся долгожданными положительными результатами. Только постоянная забота и безграничное внимание близких помогут добиться желаемых сдвигов в физическом развитии ребенка. Упражнения для детей с ДЦП необходимо проводить постоянно и настойчиво, на протяжении всего периода патологии.
[9], [10]
Источник
ЛФК при ДЦП — важная составляющая комплексной терапии серьезного заболевания. Врачи рекомендуют родителям ежедневно заниматься с детьми, выполняя специальные упражнения. Они советуют превратить лечебную физкультуру в увлекательную игру. Такие занятия будут приносить ребенку удовольствие, одновременно укрепляя его мышцы, повышая объем движений. Даже отдыхая на даче или выезжая на природу, следует использовать свободное время для оздоровления малыша. Положительные результаты не заставят себя долго ждать — постепенно адаптируясь под повышающиеся нагрузки, ребенок окрепнет, быстрее компенсирует нарушенные функции.
Важность ежедневных занятий лечебной физкультурой
Прогноз в отношении детского церебрального паралича прямо зависит от его формы ДЦП, своевременного и беспрерывного проведения реабилитационной терапии. Глубокая инвалидность не исключена, но намного чаще старания врачей и родителей не напрасны. С течением времени имеющиеся двигательные нарушения компенсируются. А все благодаря растущему и развивающемуся головному мозгу детей. У него значительный потенциал и гибкость, поэтому функции поврежденных структур берут на себя здоровые участки мозговой ткани.
Лечение детей с церебральным параличом в основном направлено на устранение симптоматики. Медики предпочитают использовать термин «реабилитация». Ведь терапия ориентирована на восстановление утраченных функций. Одним из самых действенных методов считается ЛФК для детей с ДЦП. Лечебная физкультура помогает привести в норму мышечный тонус, улучшить координацию движений. То есть решает те задачи, которые не под силу фармакологическим препаратам. Но стоит учесть, что эффекты будут ощутимыми, если занятия проводятся регулярно на протяжении всей жизни, в том числе в медицинских центрах, оборудованных специальными тренажерами.
Цели ЛФК
Лечебная физкультура и гимнастика — консервативный метод терапии, показанный при патологиях опорно-двигательного аппарата, в том числе ДЦП. Занятия не отменяют приема фармакологических препаратов и проведения физиопроцедур. Но с их помощью можно значительно сократить дозы лекарственных средств, минимизировать их побочные проявления. А самое главное — регулярные тренировки отлично развивают способность произвольно тормозить движения, расслабляют спазмированную скелетную мускулатуру, улучшают двигательную координацию, увеличивают амплитуду движений в суставах верхних и нижних конечностей.
Читайте также:
При церебральном параличе отмечается выраженное торможение мышечной активности, что значительно снижает функциональную активность опорно-двигательной системы. Поэтому в ЛФК врачами включаются упражнения, направленные на решение таких задач:
- общеукрепляющее и оздоровительное воздействие на организм;
- восстановление работоспособности тела;
- улучшение кровообращения, кровоснабжения структур в зонах поражения питательными веществами и кислородом;
- максимально возможная ликвидация нарушений метаболизма и нервно-сосудистых расстройств;
- профилактика формирования спаек, или соединительнотканных тяжей из-за низкой двигательной активности;
- обеспечение приспособленности тканей к уже образовавшимся спайкам, в том числе в нервных оболочках;
- укрепление мышечного каркаса рук, ног, шеи, спины;
- улучшение координации движений;
- полное или частичное устранение сопутствующих аномалий — искривления позвоночника, мышечных контрактур, парезов, парестезий.
Регулярные занятия физкультурой для детей с ДЦП эффективны независимо от степени тяжести патологии. Важны также систематичность, непрерывность, индивидуальный подход к маленькому пациенту.
Наиболее терапевтически эффективны при ДЦП занятия с врачом ЛФК в медицинском центре
Важно!
Подбор упражнений осуществляется с учетом возраста и психического развития. Чем раньше начинаются занятия, тем полноценнее восстанавливаются нарушенные речевые функции. Ведь замедление и искажение речи приводят к задержке умственного развития.
Основные правила
Только ежедневное выполнение упражнений позволяет значительно улучшить физическое и психоэмоциональное состояние ребенка с детским церебральным параличом. Следует придерживаться таких рекомендаций врачей:
- нагрузки необходимо повышать постепенно, чтобы мышцы успевали адаптироваться к ним;
- нужно избегать резких, высокоамплитудных движений, иначе укрепление мышц будет сопровождаться микротравмированием тканей;
- не следует стараться на первых тренировках выполнить все технические сложные упражнения, особенно при плохой физической подготовке.
Врач ЛФК составляет индивидуальный комплекс упражнений для детей ДЦП. Он обязательно присутствует на всех занятиях, показывает, как правильно выполнять движения, контролирует дозирование нагрузок.
ВНИМАНИЕ! Помимо занятий в специализированных медицинских центрах врачи рекомендуют выполнять некоторые движения и в домашних условиях. Особенно те, которые даются ребенку с трудом.
Адаптивная гимнастика
Адаптивная физическая культура — сочетание упражнений с правильным дыханием. На начальном этапе тренировок детей обучают технике, направленной на правильное чередование одинаковых по глубине и длительности вдохов и выдохов. Это позволяет ребенку настроиться, мобилизовать все ресурсы организма для борьбы с ДЦП, поверить в свои силы. А также значительно повысить терапевтическую эффективность ЛФК.
Во время занятий активно используется вспомогательный инвентарь:
- надувные шарики;
- резиновые игрушки;
- жидкость для выдувания мыльных пузырей.
Во время выполнения упражнений ЛФК при ДЦП нужно учить малыша правильно чередовать вдох и выдох
Такой подход способствует укреплению не только мышц, но и всей дыхательной системы ребенка. Он должен повторять за врачом-реабилитологом протяжные гласные звуки. Чередование низкого и высокого голоса помогает максимально быстро освоить дыхательные техники. Самое простое упражнение адаптивной гимнастики заключается во вдохе при подъеме рук над головой с последующим выдохом после их опускания.
По мере повышение амплитуды движение занятия можно усложнять следующим образом:
- встать прямо, выпрямить спину, руки согнуть в локтях на уровне груди. Вдохнуть и правой рукой обхватить левое плечо, а левой рукой – правое плечо. При правильном выполнении упражнения локти находятся в одной точке;
- встать прямо, расправить плечи. На выдохе обнять себя за плечи, напрягая мышцы спины. Выдохнуть, не меняя положения тела, затем снова вдохнуть и наклониться вперед.
Повторять упражнения следует 10 раз. Если в процессе тренировки закружилась голова, то необходимо отдохнуть в течение часа.
ЛФК для восстановления двигательных функций
В ЛФК используются преимущественно упражнения для разработки нижних конечностей детей, больных ДЦП. Ведь из-за поражения определенных участков головного мозга они не могут ходить. Проблемы с ногами возникают при нарушениях работы как центральной, так и периферической нервной системы. В особо тяжелых случаях ребенок не способен владеть одновременно ногами и руками.
Улучшение двигательных и координационных навыков постепенно происходит при выполнении с помощью родителей следующих гимнастических упражнений:
- посадить ребенка на пятки, удерживая за плечи и таз, попросить встать на колени;
- в положении сидя на коленях, малыш плавно раскачивается, учась перемещать тело в стороны. Со временем упражнение усложняется отрывом одной ноги от поверхности пола с одновременным разведением рук;
- посадить ребенка на стул, зафиксировать ноги и тянуть его за ручки, чтобы научить вставать без посторонней помощи;
- поставить малыша, а затем, надежно удерживая его, раскачивать, вынуждая сделать шаг.
Подобный комплекс упражнений ЛФК повышает двигательную активность, учит ходить без посторонней помощи.
Полезная информация!
Нередко родители жалуются врачам ЛФК на долгое отсутствие видимых результатов. На самом деле мышцы ребенка укрепляются, происходят положительные изменения в головном мозге. А это значительно повышает вероятность того, что вскоре он сделает первый шаг.
ЛФК на растяжку
Растяжка — это комплекс упражнений ЛФК для улучшения состояния мышц спины и суставов, повышения их прочности и одновременно эластичности. Она оказывает общеукрепляющее, тонизирующее действие на скелетную мускулатуру всего опорно-двигательного аппарата. Растяжка является важной частью лечения ДЦП. Вот самые эффективные упражнения:
- усадить ребенка на пол с опорой на спину, вытянуть ноги, помогать ему наклоняться вперед как можно дальше, в идеале касаться пальцами рук стоп;
- положить малыша на живот с вытянутыми вдоль тела руками. Он должен упереться ладонями в пол и поднимать верхнюю часть корпуса;
- положить ребенка на спину с вытянутыми вдоль тела руками, а затем помогать сгибать ноги в коленях и подтягивать их к груди.
Такая лечебная гимнастика улучает общее физическое состояние ребенка при регулярных занятиях. Он становится более подвижным за счет повышения гибкости позвоночника.
Упражнения ЛФК на растяжку при ДЦП помогают укрепить позвоночник, сделать ребенка более гибким
Врачи ЛФК учат детей постарше прислушиваться к возникающим ощущениям. Если болезненность появляется только при выполнении определенного движения, то из комплекса его на время исключают. А улучшается самочувствие, в мышцах ощущается тепло, то количество походов увеличивают.
Пальчиковая гимнастика
Основная задача пальчиковой гимнастики — обучение ребенка выполнению точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Такая моторика достигается скоординированной работой нервной, мышечной и костной систем. При церебральном параличе она серьезно расстроена, особенно если малыш страдает каким-либо зрительным расстройством.
Перед подготовкой к занятию нужно помассировать кисти мягкими поглаживающими движениями. А затем можно приступать и к выполнению основных упражнений:
- водить пальцем одной руки по ладони другой вверх и вниз;
- сжимать и разжимать кулаки;
- вытянуть руки со сжатыми кулаками вперед, а затем поочередно разгибать пальцы;
- касаться большим пальцем поочередно всех пальцев той же руки;
- пальцем одной руки чертить воображаемый круг на ладони другой.
Врачи ЛФК рекомендуют развивать мелкую моторику с помощью предметов. Улучшится не только координация движений — разовьются сосредоточенность и внимание. Полезно играть с песком, просеивая его сквозь пальцы, или цеплять яркие прищепки на края картонного круга. Если один из родителей часто занимается выпечкой, то стоит задействовать и ребенка. Он должен постараться слепить из сырого теста пирожок или куличик.
Качественная разработка суставов
У детей с ДЦП время от времени возникают в области суставов болезненные мышечные спазмы. Поэтому их разработка очень важна — она становится отличной профилактикой гипертонуса скелетной мускулатуры. Врачи ЛФК рекомендуют ежедневное выполнение таких упражнений суставной гимнастики:
- посадить ребенка на пол, при необходимости удерживать его руками за спиной. Сгибать одну ногу, заводить ее за другую, пытаясь коснуться коленом поверхности;
- положить малыша на живот, поместить плотную тонкую подушку под грудью. Взять его за ручки, тянуть вверх, выполняя покачивания;
- положить ребенка на спину, сгибать поочередно ноги в коленях, а затем выпрямлять, поднимая вверх;
- положить малыша на бок, колено держать согнутым, бедро поочередно то отводить, то возвращать в исходное положение.
Правильный дыхательный ритм у детей усиливает терапевтическое воздействие гимнастики на суставы и помогает избежать усталости. Вдох должен быть глубоким, а выдох резким и сильным. Движения, требующие напряжения мышц, следует выполнять на вдохе, а расслабляющие — на выдохе.
С ЛФК очень хорошо сочетаются физиотерапевтические процедуры и массаж. Такая комбинация способствует ослаблению клинических проявлений ДЦП, устранению тугоподвижности, ускорению выздоровления.
Источник