Упражнения для домашней работы по русскому языку

Упражнения для домашней работы по русскому языку thumbnail
  • Один из наиболее сложных по мнению практикующих педагогов и наблюдениям самих учащихся школьных предметов — русский язык, тем не менее, обязателен к самому тщательному и глубокому изучению. В том числе потому, что итоговые испытания по нему — ОГЭ в 9-м и ЕГЭ в 11-м классе придется сдавать всем без исключения выпускникам. Чтобы подготовиться максимально тщательно, получить полные всеобъемлющие знания по дисциплине, пригодятся качественные учебные материалы и решебники к ним. Подобрать свой собственный комплект можно с помощью учителя, репетитора, родителей, а в средней и старшей школе — самостоятельно.
  • Основные принципы, на которые надо ориентироваться, работая с ГДЗ по предмету, следующие:

    — учет индивидуального базового уровня знаний, заинтересованности в дисциплине, ответственности, собранности;

    — постановка конкретных целей. Если в младшей школе это может быть просто текущее тщательное изучение предметов и тем по русскому языку, то уже в средней и старшей — это и активная подготовка к участию и победе в предметных олимпиадах и конкурсах, заблаговременная и интенсивная подготовка к выпускным экзаменам;

    — выделение достаточного количества времени на регулярную работу;

    — проведение периодического контроля достижений, корректировка планов, выявление и своевременное исправление недочетов и устранение проблем.
  • Для решения этих и других задач нужно воспользоваться не только базовым учебником по русскому языку по программе УМК, который применяется в школе. Но и дополнить его полезными и интересными практикумами по предмету. В числе таковых наибольшей популярностью пользуются:

    — рабочие тетради по русскому языку для всех классов с 1 по 11;

    — тестовые материалы, особенно те, что предназначены для учащихся выпускных классов и максимально адаптированы под вопросы из ОГЭ/ЕГЭ;

    — тетради для оценки качества знаний по предмету;

    — КИМы по дисциплине;

    контрольные, проверочные и диагностические, в том числе — пособия для подготовки к Всероссийской проверочной работе.
  • Самыми актуальными эксперты и педагоги-предметники признают учебники и пособия-практикумы таких авторов:

    — Бархударов;

    — Гольцова;

    — Рыбченкова;

    — Ладыженская и Тростенцова;

    — Баранов;

    — Разумовская;

    — Александров и Цыбулько;

    — Мишакина;

    — Желтовкая;

    — Соловейчик и и Кузьменко;

    — Рамзаева;

    — Полякова и ряд других.
  • ГДЗ по русскому: порядок выбора, правила применения

  • Именно гдз по русскому — востребованный и популярный материал специализированных ресурсов. Дело не только в обязательной сдаче итоговых испытаний по этому предмету, как отмечалось выше. Но и в том, что традиционно правильная, классически грамотная речь встречается далеко не у каждого школьника. Ведущими задачами для многих становятся:

    — подтянуть лексику, орфографию, пунктуацию;

    — научиться красиво и логически грамотно излагать свои мысли устно и письменно;

    — умение работать с текстами и словами — осуществлять фонетический и морфологический разбор, грамотно определять части речи и члены предложения, которыми они являются.
  • Русский язык — непростая для понимания дисциплина. Это серьезная наука, для освоения которой требуется желание и время, трудолюбие и упорство. И, конечно, грамотные помощники. Среди них — гдз по русскому, удобный формат которых доступен всем без исключения ученикам. Достаточно иметь выход в интернет и твердую волю для освоения всех трудностей предмета.
  • Среди проблем, которые могут мешать грамотно и красиво писать и излагать мысли:

    — дисграфия и дислексия. Они, как правило, корректируются комплексно, с привлечением помощи специалистов — медиков, педагогов. Но тем, кто сталкивается с такими трудностями, тоже рекомендованы гдз по русскому, чтобы сделать упор на самостоятельное освоение тем и разделов дисциплины. Постоянная домашняя практика снизит нервное напряжение, позволит расширить и углубить знания, укрепит уверенность в себе, в своих силах;

    — нехватка времени для постоянной практики. Особенно остро эта проблема проявляется в семьях, где русский язык не является родным для ребенка, и где дома разговаривают на своем родном языке. В этом случае гдз по русскому станут эффективным пособием для отработки сложных тем и разделов курса;

    — отсутствие самодисциплины, чтобы четко и слаженно организовать и реализовать подготовку. Здесь, скорее всего, понадобится помощь – родителей, педагогов, репетиторов. Они могут помочь с организацией и подбором литературы и гдз по русскому к ней, контролем и анализом достигнутых результатов на первых порах.
  • Часто репетиторы с успехом используют гдз по русскому в своей работе с учениками. Особенно актуально это для тех специалистов, которые не являются экспертами ОГЭ или ЕГЭ, школьными учителями. То есть, не знают специфики критериев проверки работ в соответствии с действующими стандартами — экзаменационными, на ВПР, диагностических, «декабрьском» сочинении и т. п. Изучив методики и техники определения и записи верного результата по гдз по русскому, репетиторы смогут более точно и четко, грамотно подготовить своих учеников. Нередко бывает, что правильно данный ответ записан не так, как требуют регламенты образовательных стандартов. В итоге — оценка оказывается заниженной, баллы снятыми. А на олимпиадах и иных тематических мероприятиях такое досадное недоразумение может стоить победы или призового места в конкурсе. Поэтому крайне важно регулярно работать с гдз по русскому, запоминая, фиксируя в памяти, как следует оформлять ответы.
  • Для репетиторов, а также педагогов тематических кружков и курсов по дисциплине гдз по русскому языку – готовая полноценная методическая разработка, которую можно использовать в своей работе для:

    — грамотного изложения сути и характера задания, разбивки его на логические блоки;

    — изучения алгоритма получения грамотного ответа;

    — понимания сути верного отображения, записывания результата.
  • Для тех, кто изучает предмет самостоятельно или с помощью родителей, гдз – не менее важный и полезный инструмент. Помимо вышеизложенных преимуществ, самоподготовка с гдз по русскому позволит:

    — находить нужную информацию, компоновать ее в зависимости от задач и целей, которые надо решить, реализовать;

    — выработать ценный навык самопроверки, который пригодится не только в школе, но и впоследствии, после ее окончания;

    — грамотно распределять свое время, планировать регулярность и периодичность занятий по гдз по русскому, отслеживать полученный результат, корректировать планы;

    — стать более дисциплинированным и собранным, ответственным за результат своей работы.
  • Доступность, в том числе — ценовая, еще одно преимущество гдз по русскому перед другими способами и технологиями подготовки. Репетиторы и курсы достаточно дороги, и не все могут позволить себе воспользоваться такой помощью. В то время как решебники по русскому актуальны для всех без исключения школьников, вне зависимости от места их проживания и школы, в которой они обучаются.

    Еще один плюс — доступность гдз по русскому для тех ребят, которые находятся на домашнем или семейном обучении, и у которых нет регулярного, ежедневного доступа к объяснениям педагога. Внедрение, особенно ускоренное, с учетом карантинных мер, дистанционной формы обучения, когда количество времени урока существенно сократилось, так же, как и число часов по предмету, а требования к освоению программы не изменились. Все это потребовало привлечения дополнительных эффективных ресурсов. В их числе — гдз по русскому языку, что отмечают и эксперты, и школьные педагоги.
  • Среди последних есть и те, кто с предубеждением относится к гдз, считая, что «списывание» — бесполезное и бесперспективное занятие в освоении науки. Но, во-первых, это далеко не единственный и не самый популярный способ применения гдз по русскому у школьников. А во-вторых, даже переписав готовое решение из решебника, ученик получит больше знаний и пользы, чем при списывании упражнения у одноклассника. Поскольку в домашних условиях больше времени на понимание и разбор трудностей, чем в классе, перед уроком. Но, в основном, мнение школьных педагогов и экспертов о таких ресурсах-помощниках и представленных на них готовых ответах, решениях с каждым годом все больше меняется с негативного на позитивное. И вместо критики учащиеся часто получают рекомендации использовать такие материалы в самостоятельной подготовительной практике, дополнив ими традиционные домашние задания.
  • Порядок применения гдз по русскому языку

  • Существует несколько технологий грамотной работы с гдз по русскому языку. Среди основных, наиболее распространенных:

    1. Внимательное, вдумчивое прочтение задания, самостоятельное выполнение упражнения, изложения, разбора и пр.

    2. Сверка своего ответа с тем, что дан в гдз по русскому – с эталонным.

    3. Выявление расхождений, определение причин, по которым они произошли, факторов, которые на них повлияли.

    4. Самостоятельное выполнение задания аналогичного варианта – из того же учебника, УМК, программы или из другой по той же теме.

    5. Сопоставление полученных ответов с теми, что даны в гдз по русскому к выбранному учебнику, практикуму.
  • Если самостоятельный ответ школьник изначально дать затрудняется, следует сразу же переходить к пункту разбора выполнения задания в гдз по русскому языку. Но пункты с проработкой других вариантов, аналогичных заданий, остаются в силе. Только так можно основательно и четко понять тему, не оставив недопонимания, сложностей и проблем.
  • Работа с гдз по русскому для репетиторов

  • Здесь можно взять гдз по той программе, по которой ученик изучает предмет в школе, за основу и дополнить материал учебными пособиями, а также гдз по русскому к ним по другим программами и УМК по той же теме. Если осуществляется подготовка к олимпиадам и конкурсам — желательно использовать сборники с решебниками повышенного уровня. Дополняя программу, составляя свой комплект, репетиторы смогут объяснить даже самый непростой материал творчески и всесторонне.
  • Как выбрать оптимальный ресурс с гдз по русскому языку

  • Основными критериями, свидетельствующими, что ресурс гдз по русскому полностью соответствует современным требованиям и запросам пользователей, считаются:

    — наличие позитивных отзывов тех, кто уже воспользовался сайтом, имеет положительный опыт использования представленных на нем материалов в практической деятельности;

    — многообразие гдз по русскому ко всем программам и УМК, по которым дисциплина изучается в школе, а также наличие готовых ответов не только к заданиям основных учебников курса, но и к практикумам к ним. Например, к рабочим тетрадям, тренажерам, дидактическим, сборникам самостоятельных, диктантов и т. д.;

    — наличие гдз по русскому к учебным пособиям повышенного уровня, по которым осуществляется подготовка в специализированных школах. Не во всех регионах, населенных пунктах у школьников есть возможность работать с такими материалами. Но при наличии способностей и желания углубленная подготовка с гдз по русскому становится доступной практически каждому школьнику;

    — наглядность, удобство интерфейса и навигации на сайте. Школьникам, которые нередко ищут правильный ответ в условиях ограниченности времени, важно отыскать его быстро. Чем проще это сделать в гдз, представленных на сайте, тем более востребованным будет ресурс. Не менее важна и возможность найти нужные гдз по русскому по названию учебного пособия, фамилии автора, разделу, тематике и странице в них.
  • Многие отмечают в числе положительных факторов, свидетельствующих о том, что ресурс с гдз по русскому функциональный и удобный, наличие фотографии учебного пособия. Визуальная, зрительная память развита у школьников достаточно хорошо, поэтому возможность сразу же увидеть своими глазами нужную книгу и найти ответы к её заданиям — важный момент, определяющий качество ресурса.
  • Уникальная возможность узнать как можно больше, отработать навыки самостоятельной работы с информацией, сэкономив при этом семейный бюджет, иметь доступ практически ко всей предметной литературе, объяснениям к выполнению заданий в ней – вот главные перспективные преимущества гдз по русскому, отрицать которые сегодня бессмысленно. Воспользоваться ими — отличный способ с минимальными затратами углубить свои знания, повысить самодисциплину и ответственность, выработать ценные для дальнейшей жизни и профессии, самореализации навыки.

Источник

Изображение khamkhor с сайта Pixabay

Изображение khamkhor с сайта Pixabay

Сегодня использование IT технологий – не только дань моде, но и требование, предъявляемое преподавателям в школах. Есть масса новых интересных методов работы на современном уроке русского языка и литературы. Но начинает складываться ситуация, что использование этих методов порой превращается в самоцель. Вот о чём хочется сегодня сказать.

Начнём с обзора. Как можно использовать компьютерные технологии на гуманитарных предметах? Кроме банальной демонстрации презентации, конечно.

Использование компьютера на уроках русского и литературы

  • Электронные упражнения – специально созданные короткие задания, не требующие использования дополнительных программ, имеющие заданный правильный ответ или предполагающие единственно верный образ действий.
  • Поиск информации по заданной теме в интернете, подготовка докладов.
  • Использование программ, помогающих анализировать текст: поиск частотных слов, совпадающих конструкций и т.п.
  • Подбор и анализ языкового материала с помощью инструментов для лингвистического анализа.
  • Создание  страниц литературных героев в соцсетях, общих презентаций, географических и ментальных карт, коллекций файлов, и т.д.
  • Создание видеороликов, аудиоспектаклей, мультфильмов по литературным произведениям.

Посмотреть более полный список можно в статье Цифровые технологии. Русский язык

В этой статье я буду говорить только об электронных (компьютерных) упражнениях.

Эффективность электронных упражнений

Как правило, разработчики компьютерных программ переносят имеющиеся учебники с бумаги на экран, не учитывая, что упражнения из бумажного учебника вовсе не обязательно будут так же эффективны в электронном виде. Однако программы пишут обычно программисты, которые не разбираются в методике преподавания. В результате учителя и ученики получают некачественный продукт и затрачивают на некоторые темы больше времени, чем раньше, при работе без компьютера (либо теряют качество обучения). При этом технические возможности, которые можно и нужно использовать, разработчиками и педагогами игнорируются.

Исключение составляет древняя программа «Грамотей-ПРОФ». Создатели этого тренажёра (НГШ «Эрикос») вдохновили меня когда-то на разработку чего-то подобного. Также мне нравится, что делают коллеги на сайтах «Верные слова» и «Русский язык на 5». Подскажите, если я что-то пропустила. Но больше тренажёров, позволяющих действительно получить лучшие результаты за то же время, я не нашла. 

Однако в школах навязывают сотрудничество с сайтами, на которых дети якобы сами могут повторить и даже изучить материал, а качество этого материала оставляет желать лучшего. Ничего, кроме удобного контроля, большинство таких сайтов не предлагает. По-моему, ситуация тревожная. Мы начинаем подменять формой содержание.

Почему важно говорить об эффективности упражнений? Потому что процесс письма рукой ценнее для развития мозга, чем использование экрана и клавиатуры. Не мне вам об этом рассказывать. Пересаживая ребёнка от тетради к монитору, мы делаем огромный шаг назад. И если мы это делаем, то должны предложить что-то настолько действенное, что позволит за то же время два-три раза шагнуть вперёд. Использование компьютерных упражнений на уроках русского языка должно быть обусловлено высокой эффективностью заданий. Однако далеко не все преподаватели осознают это. Многие используют компьютер ради требований ФГОС, ради мотивации учеников, чтоб урок был современным и даже просто ради того, чтоб отдохнуть на уроке. Всё, как мы хотели в детстве: запустил программу — и свободен. Вкалывают роботы, а не человек. Но при этом теряется драгоценное время урока. Создаётся только видимость процесса обучения.

Как оценить эффективность конкретного упражнения?

Предположим, мы предлагаем ребёнку вставить пропущенную букву в слове. Посчитаем количество действий на компьютере:

  1. подвести курсор к пропуску (обычно это окошечки или многоточия),

  2. кликнуть, чтоб установить курсор,

  3. нажать нужную клавишу,

  4. в некоторых случаях стереть точки или удалить пробелы,

  5. подвести курсор к кнопке «проверить»,

  6. нажать кнопку «проверить».

Мы посчитали: на 1 букву уходит 4 секунды. А если таких слов 10? А если 100? Это очень медленно. А теперь представьте, что вы распечатали эти слова, а ребёнок вставляет пропущенные буквы ручкой. Он будет работать гораздо быстрее. И будет писать при этом рукой, что немаловажно! Выходит, в таком случае использование компьютера не имеет смысла. И это я ещё не говорю о том. что его надо включить, программу загрузить, авторизоваться. И тут не обойдётся без вечного: «А у меня не загружается…», «А у меня разрядился ноутбук/телефон/планшет» и т.д. 
А как же автопроверка? — спросите вы. На индивидуальном занятии с раздаточным материалом преподаватель успеет проверить правильность выполнения задания прямо во время работы у 1 — 3 учеников. Но если перед ним класс 20 человек, компьютерная автопроверка, конечно, сэкономит время урока. Однако ресурсы ученика не экономятся. Всё же возиться с техникой на уроке при наличии только такого упражнения я бы не советовала.

упражнения на компьютере по русскому

Но это не всегда так. Вот упражнение типа «разложи карточки». Ученику предложили разложить на 2 группы по выделенной гласной 200 карточек. При работе с маленькими бумажными карточками ученик берёт каждую в руки, переворачивает, роняет и.т.д. Карточки не влезают на стол, их приходится смещать, на что тоже уходит время. При работе на компьютере тот же ученик делает только одно очень короткое движение: жестом или при помощи мыши перетаскивает карточку в определённую область.

онлайн-тренажёры по русскому языку

Одна из целей работы сайта «Могу писать» – разработка электронных курсов, которые помогут учителям добиться результата при меньших временных затратах.

Такие упражнения и курсы в рамках работы над проектом будем называть эффективными.
Неэффективными будем называть упражнения, если при устной работе или работе на бумаге задачи решаются быстрее и качественнее.

Стоит учесть, что в условиях отсутствия преподавателя (при домашнем обучении или самообразовании) неэффективные упражнения всё же имеет смысл выполнять ради автоматической проверки.

Возможности, которые дают ИТ-технологии

  • Автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты).•Мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал).
  • Интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени).
  • Анимация текста (появление текста по буквам, абзацам или плавное исчезновение текста дают возможность создавать эффективные упражнения для работы с дисграфиками).
  • Статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при  анализе ошибок).
  • Разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).
  • Таймер помогает соблюдать регламент.

Посмотрим, как можно использовать эти возможности.

Если хотите, сами немного понажимайте, чтобы понять что к чему.

Методом проб и ошибок за пять лет работы сайта мы нашли слагаемые эффективности упражнений по русскому языку и обрисовали область применения таких упражнений.

задания на компьютере по русскому языку

Область применения электронных упражнений

  • орфоэпия (очень эффективно),
  • орфография (очень эффективно в тренинге),
  • развитие познавательных способностей (очень эффективно),
  • пунктуация (только определение типов конструкций),
  • стилистика (только обнаружение типичных ошибок),
  • литература (только проверка знание текстов, имён, дат, определений),
  • чтение (техника чтения, коррекция дислексии),
  • логопедия (синхронизация полушарий мозга при коррекции дисграфии).

Если вы делаете синтаксические разборы, учитесь анализировать текст, работаете над развитием речи, редактируете сочинение, откажитесь от электронных упражнений на таких уроках совсем. Такая работа требует постоянного контакта с преподавателем. Должны быть обсуждения вариантов, спор и поиск истины, визуализация, выразительное чтение, эмоции. А вот для тренировки и повторения точной информации электронные упражнения очень хорошо подходят.

Типы эффективных упражнений

  • Орфографическое чтение с диктором (метод орфографического чтения П. Тоцкого).•Орфоэпическое чтение.
  • Сортировка (сначала с подсказками, потом с пропущенными буквами).
  • Проверь себя (мгновенное предъявление правильного ответа).
  • Зрительный диктант с таймером.
  • Выбор буквы с таймером (1 – 2 секунды, 1 клик/жест).
  • Зрительное запоминание бегущих слов.
  • Тесты типа «порядок» и «соотнесение»
    (на этапе запоминания информации).
  • Перетаскивание слов на места.
  • Выделение мышкой части слова, нужного слова, определённых синтаксических конструкций (1 жест/клик). 

Кроме того, существуют достаточно полезные упражнения, которые не могут иметь аналогов на бумаге. Такие упражнения существуют только в электронном виде: «руки вверх», «цветные слова», «пульсация» — синхронизация работы полушарий, «успей прочитать», «титры» – при работе с техникой чтения, тренажёры памяти и внимания.

А вот типы упражнений, которые я считаю неэффективными. Они имеют смысл только при обучении без преподавателя (если некому проверить). Если вы преподаватель, не используйте задания такого типа на уроке. Лучше предложите бумажный аналог.

Неэффективные упражнения

  • Вставка пропущенных букв вместо точек или в окошечки.
  • Упражнения типа «строка», где требуется вписать в окошко слово или словосочетание, в т.ч заполнение таким образом таблиц, разделение слов на группы.
  • Упражнения типа «строка» для проверки пунктуации.
  • Тесты типа «одиночный выбор» и «множественный выбор».
  • Выбор варианта с выпадающим списком.
  • Расстановка знаков препинания или выбор знаков с окошечками.
  • Любая проверка знания теоретического материала (устная теоретическая атака эффективнее).

Рекомендации преподавателям по использованию компьютерных упражнений на уроках русского языка и литературы:

  • Электронные упражнения должны занимать не более 30% урока.
  • Подряд не более 3 упражнений. Желательно, чтоб задания были связаны темой и шли от простого к сложному.
  • Дублируйте электронные задания письменными работами. Например, включите слова из упражнения в словарный диктант или задание на распечатке.
  • Не набирайте разрозненные упражнения с разным дизайном, интерфейсом, без продуманной логики движения ученика. Выберите выстроенный курс и методично включайте задания из него в уроки и домашнюю работу.
  • При выборе курса, комплекса заданий замерьте скорость выполнения упражнений в двух вариантах: с компьютером и без него. Взвесьте плюсы и минусы.
  • Применяйте электронные упражнения только для тех задач, для которых такая работа эффективна. Это тренинги и проверка знаний (определения, даты, имена и т.п.)
  • Если нет компьютера на каждой парте, упражнения можно транслировать на экран и выполнять по очереди.
  • Прекратите выполнение упражнения, если ребёнок почувствовал физический дискомфорт.
  • Не предлагайте задания с быстрой сменой кадров, если в группе есть дети, страдающие эпилепсией.

Теги: онлайн, упражнения, эффективность, Фишман
Автор: 
Юлия Фишман
Свидетельство о публикации № 5133634 от 13 Января 2020

Источник