Упражнения для личностного роста женщин

Упражнения для личностного роста женщин thumbnail

Духовный и личностный рост женщины сегодня – распространенная тема для обсуждения. В определенный период жизни женщина понимает, что уже не может довольствоваться имеющимся. Ей недостаточно приобретенных когда-то навыков и способностей. Чтобы привнести перемены в свою жизнь, необходимо действовать – именно это и начинает делать успешная женщина. Такой подход помогает раскрывать новые грани своей личности, умения, интересы, оставаться любимыми и красивыми. Для мужчин, кроме физической привлекательности, важно умение женщины контролировать свои чувства, широкий кругозор, стремление к финансовому росту. При этом привлекательны те девушки, которые отличаются добрым характером, чувством юмора.

Все эти плюсы можно получить, занимаясь саморазвитием, читая книги для личностного роста женщины, посещая тренинги. В этой статье будут рассмотрены компоненты женского счастья: отношения, а также способы работы с ними, техники повышения самооценки и привлекательности, а также польза психологических тренингов.

<<Оглавление>>

Как справится с болезненными воспоминаниями

Часто нас могут мучить не самые приятные моменты из прошлого, даже если они происходили много лет назад. Эти воспоминания существенно замедляют личностный рост женщины, становится преградой на пути к самореализации. Самое опасное в этих картинках из прошлого –их свойство создавать для сознания иллюзию настоящей угрозы. Например, девушка много лет спустя может вспоминать о первой менструации, которая началась во время занятий в школе. Или же это могут быть воспоминания о том, как подруга завладела вниманием понравившегося молодого человека. Часто от таких воспоминаний не могут избавиться даже взрослые люди. Эти мелочи из прошлого создают состояние тревоги, волнения.

Девушка или женщина стремится как можно скорее забыть о неприятном моменте. Но может ли это помочь?
В этом случае полезно воспользоваться упражнением для личностного роста женщины, направленное на коррекцию восприятия неприятных событий. Оно успешно практикуется психологами-бихевиористами. Для его выполнения необходимо задать себе вопрос: каким образом я хотела бы прожить эту ситуацию? Альтернатива стрессовым обстоятельствам может быть разной, в зависимости от травмирующего воспоминания. Например, в случае с «несвоевременным» наступлением менструации хорошо вообразить себе ангела, который уносит юную девушку из класса и ласково объясняет ей, что произошло. Во втором случае можно представить себе, что молодой человек отклонил флирт соперницы и начал по-джентльменски ухаживать за героиней.

Смысл упражнения состоит в том, что неприятные кадры из жизненной киноленты не скрываются в подсознании. Им можно позволить вернуться в сознание – но перед этим продумать, как мысленно «нейтрализовать» травмирующее событие. Преимущество этого способа в том, что он не только позволяет проработать давние неприятные воспоминания, но также и помогает преодолевать актуальные стрессовые ситуации.

рост женщины

Личностный рост женщины: самооценка

Многие женщины живут с постоянным чувством, что с ними «что-то не так». Иногда оно настолько вживается в психику, что перестает замечаться – остается только смутное ощущение собственной несостоятельности, сниженный эмоциональный фон. Одной из причин распространенности заниженной самооценки является большое количество навязываемых извне идеалов. Куда ни посмотри – интернет, телевидение и журналы пестрят советами, что исправить в себе, какие чувства запретить, какую часть тела ужать, чтобы, наконец, заслужить любовь и уважение. Поэтому у каждой женщины есть своя мера, при помощи которой она неосознанно сравнивает себя с тем недостижимым «идеалом», к которому почему-то должна стремиться.

Личностный рост женщины прекращается, когда она забывает о своей природе. Женщина, вынужденная жить по чужим стандартам, не ощущает счастья, полноценности, для нее очень трудно достичь самореализации. Часто о ней не может быть и речи, ведь мысли заняты другими, более насущными, установками: быть старой – это кошмар; не выйти замуж после 25 – позор; весить более 50 (60, 70) кг. – достойно смертной казни. Внутри себя женщина становится до смерти перепуганной, а потому легко контролируемой со стороны. Ей могут манипулировать все – начиная от мужа и детей, и заканчивая руководством на работе.

Однако рано или поздно женщина доходит до той точки, где понимает: соответствовать чужим меркам, даже ради любимых людей – слишком большая цена. Она, наконец, понимает: все эти попытки держать себя в рамках не работают. Они не делают счастливее, не меняют жизнь. И тогда она начинает испытывать голод по себе самой. Женщина пытается вернуть связь со своим внутренним естеством – с тем, кем она на самом деле является. Личностный рост женщины начинается с того момента, когда она перестает критиковать себя и нести непосильную ношу вины. Для окружающих она перестает быть идеалом, и становится «неудобной» — и тогда люди, которые приносили ей страдания или принимают ее такой, какая она есть, или исчезают из ее жизни.

невротические отношения

Как поднять самооценку?

Если женщина имеет адекватную самооценку, это обеспечивает ей реальное видение своих возможностей, более трезвый взгляд на свои достижения и неудачи, а также на отношение к окружающим. Рассмотрим несколько способов поднятия самооценки.

1. Прежде чем взяться за работу, представьте себе, какие эмоции принесет результат. Такой настрой поможет преодолеть сомнения и сделать работу качественнее;

2. Поговорите с подругой (или другом), с которой вас связывают надежные, доверительные отношения. Попросите ее о поддержке в вашем начинании. Постарайтесь отбросить смущение и попросить подругу о положительных отзывах;

3. Объявите борьбу внутреннему Цензору. Вовремя замечайте появление самокритичных мыслей. Если накануне важного события в голову ломятся мысли «я не могу», «я глупая», « у меня ничего не выйдет» — постарайтесь определить, кто мог быть источником этих установок. Если справиться с ними окажется для вас тяжелой задачей, посетите психолога или тренинг личностного роста для женщины;

4. Освойте умение отличать конструктивную критику от язвительных нападок. Полезная критика отличается тем, что она направлена не на человека, а на его действия;

5. Если вам предстоит выступление или совещание, перед его началом уделите некоторое время обретению чувства уверенности. Представьте, как на вашем месте мог бы вести себя уверенный, энергичный человек. Попробуйте изобразить его поведение. Расслабьтесь, постарайтесь сделать дыхание ровным. Помните – не только чувства влияют на наше поведение, позу тела. То, как мы себя ведем, также влияет на эмоциональные переживания.

заниженная самооценка

Отличить черное от белого: агрессия в отношениях

Личностный рост женщины подвержен влиянию многих факторов, но первое место среди них занимают отношения с мужчиной. Агрессия со стороны партнера воздействует не только на психоэмоциональном уровне, но и способствует нарушению интеллекта, препятствует адекватной оценке реальности. Навязанные извне иллюзии женщина часто принимает за чистую монету. Каковы признаки искаженного восприятия из-за агрессии партнера?

1. Девушке кажется, что если бы она могла выражать свои идеи более ясно, то партнер смог бы ее понять;

2. Она считает, что у нее имеются серьезные проблемы с адекватным восприятием («ты все понимаешь не так» — постоянно слышит она от партнера или мужа);

3. Женщина думает, что партнер ведет себя в окружении других людей совершенно по-другому. Если другие не вызывают у него раздражения, то значит это она ведет себя неправильно;

4. Женщине кажется, что причиной ее страданий является нехватка чего-либо, какое-то недоразумение. Ей постоянно кажется, что еще немного – и она сможет докопаться до истины. Вместо этого ее неуверенность в себе из-за постоянных обвинений становится все больше;

успешная женщина

5. Женщина убеждена, что ее партнер тотчас перестанет приносить ей страдания, когда он поймет, какую боль ей причиняет. Ей кажется, что она просто пока не сумела найти хороший способ донести ему свои чувства;

6. Ей кажется, что таким образом себя ведут все мужчины, и что она, в отличие от других девушек, просто не сумела найти адекватный подход к своему. Женщина считает, что в будущем это обязательно произойдет.

На самом деле, происходит следующее: пока женщина старается «найти подход» и «нужные слова» для своего партнера, он, со своей стороны, продолжает демонстрировать агрессию. Ощущения женщины – страх, постоянная тревога – говорят о том, что в ее сторону идет поток агрессии. В большинстве случаев женщины пытаются улучшить отношения, но это приводит лишь к их ухудшению. В крайних случаях необходима помощь психолога или тренинг личностного роста для женщины.

агрессия в отношениях

Запрет на удовольствие: невротические отношения

Невротической может быть не только связь мужчины с женщиной, но и отношения с родителями, друзьями и даже коллегами по работе. Личностный рост женщины значительно затрудняется в такой связи, к сожалению, ставшей достаточно частым явлением. Отношения с любыми людьми могут быть или здоровыми, или нездоровыми. Невротические относятся к последней группе.

Они формируются в раннем детстве. Ребенок искренне любит отца и мать, или тех людей, которые их заменяют. Он считает себя частью взрослого, а взрослого – частью себя. Но вот складывается неблагоприятная ситуация. Мать вынуждена много работать, практически не посвящая внимания детям. Или же оба родителя часто бывают дома, но эмоционально холодны к ребенку. В этих случаях у детей легко формируется связь негативных переживаний – страха, одиночества и непонятости – с представлением о любви. Повзрослев, человек начинает искать для себя «настоящих» отношений, которые будут отличаться именно таким типом связи.

Любовь всегда является проработкой детских неотреагированных травм. Когда человек встречает кого-то, кто способен затронуть его чувства, они всегда являются аналогами детской психологической травмы. Сейчас феномен невротических отношений рассматривают многие книги для личностного роста женщины. Однако без глубинной проработки травма детства остается на всю жизнь.

Например, девушка знакомится с парнем. У них начинается роман, через некоторое время – секс, после чего молодой человек ретируется. Для психологически здоровой женщины такой тип поведения означает конец отношений. Она может перенести из-за этого стресс, однако скоро потеряет желание вспоминать о неудавшейся связи. Для невротической девушки этот сценарий станет началом «большой» любви. У здоровой женщины такая ситуация будет вызывать смех, но той, кто оказалась в подобной ситуации, не до шуток: например, ее отец в детстве постоянно забывал про день рождения. И теперь она, уже будучи взрослой, должна отработать эту ситуацию.

Отличительная особенность отношений, пораженных невротических синдромом – неспособность получить в них удовольствие. Женщина не видит хорошего ни в чем. Здоровые взаимоотношения строятся по-другому: человек отвечает взаимностью тому, кто его любит. Остальное ему не интересно.

Как поднять самооценку

Как поступать с невротическими отношениями?

В первую очередь, не стоит винить родителей. Если даже они были агрессивными и непонимающими, они не виноваты в этом сами. С другой стороны, склонность к неврозу может развиться и когда ребенок отделен от родителей на длительное время – например, если приходится лежать в больнице. Детские невротические состояния часто бывают не связанными с отношением родителей, возникая из-за наследственности или объективных обстоятельств.

Если вы увидели в себе невротика, примите за правило: делать нужно то, что вызывает желание. В ситуации выбора человек руководствуется разными мотивами: это хорошо, а это плохо. Это я сделать обязан, а вот это мне нравится. В любых обстоятельствах научитесь выбирать то, что вам нравится.

Следующее правило – прекратить делать то, что удовольствия не приносит. И третье – нельзя держать в себе негативные переживания. Правда, здесь есть оговорка: их нужно облекать в соответствующую форму. Например, оскорбительна фраза «Ты недалекий человек». Фраза «Почему ты так поступаешь?» будет жалобой. Подходят только конструкции «Я не хочу», «Мне больно», «Мне это не нравится».

Говорят, что секрет длительных отношений – умение пойти на компромисс. Но в настоящее время врачи-онкологи не без оснований считают, что вытесненные эмоции (а именно они стоят за всяким компромиссом) являются одной из причин рака. Ключом к личному счастью можно скорее считать сформированную, стабильную психику, чем бесконечные уступки.
Обычно пара состоит из двух невротических личностей. Если девушка начинает проходить психотерапию, выполнять упражнения для личностного роста женщины, работать над собой – она обычно покидает эти отношения. Ведь здоровый человек не станет строить свою жизнь с невротиком.

КАК ИЗЛУЧАТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Как излучать привлекательность

Женщин всех возрастов объединяет одно стремление – быть красивой. Самая старая губная помада, найденная археологами, имеет возраст 5 тыс. лет. Но как найти свой неповторимый секрет привлекательности? Это можно сделать, определив те черты, которые вам нравятся в других. Ответьте на вопрос: чем вас привлекает любимая кинозвезда? Окружающие люди? Ответы и будут первыми составляющими вашего личного рецепта красоты. В действительности, мы хотим иметь те черты, которые нам нравятся (а иногда и те, что заставляют нас завидовать). Мы хотим обладать тем, что вызывает у нас ощущение подлинного восторга. Это могут быть не только черты внешности, но и:

• Уверенность в себе и своей красоте;
• Мудрость, ловкость, женская хитрость;
• Развитое чувство юмора, открытость в общении;
• Или манеры поведения – особая походка, привычка завязывать шарфик.

Когда женщина становится красивее? Вспомните те обстоятельства, когда вы чувствовали подъем духа, выглядели по-особенному. Конечно, вряд ли их можно полностью воссоздать, но можно попробовать хотя бы частично организовать эту обстановку. Это могут быть такие события:

• Нечто, что вызвало хорошее настроение, радость, возможно, влюбленность;
• События, которые вызвали прилив энергии, задора;
• Повышение по карьерной лестнице, профессиональные достижения;
• Или, наоборот, тепло домашнего очага и радость быть рядом с близкими людьми.

Что необходимо делать для создания ауры привлекательности? Как можно чаще баловать себя. Чем больше женщина вкладывает в себя саму, тем более ценной она себя считает. Во-первых, сюда входит забота о здоровье. Во-вторых — макияж, уход за собой, покупка обновок. Представьте себе на секунду, как бы вы выглядели, если бы были привлекательной на 100%. В чем будут отличия от сегодняшнего образа? Какие простые шаги можно для этого предпринять прямо сейчас?

ТРЕНИНГИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Нужны ли женщине тренинги личностного роста?

Считается, что современная женщина должна быть умной, уверенной в себе, хорошо зарабатывать и при этом успевать блистательно исполнять обязанности по дому. Но на деле получается иначе – она или уходит с головой в карьеру, или превращается в «домашнюю наседку». Со временем может возникать ощущение недовольства своей жизнью, накапливаться гнев, понижаться самооценка. Все эти факторы помогает нейтрализовать правильно подобранный тренинг личностного роста для женщины.

Словосочетание «психологический тренинг» стало популярным после выхода книг Дейла Карнеги. Следующим психологом, который внес свой вклад в развитие тренингов, был Курт Левин. Психологический тренинг представляет собой интенсивные курсы, на которых можно быстро освоить навыки общения, уверенности, решить психологические проблемы. Среди многих мужчин распространено ошибочное мнение, что тренинг личностного роста для женщины – это нечто вроде чаепития с подружками. Однако это не так. Каждая женщина приходит на обучение со своей целью. Это может быть разрешение проблем в отношениях, желание раскрыть свою женственность, достичь успехов в работе.

Обычно тренинг ведется квалифицированным психологом. Обучение происходит посредством выполнения специальных заданий. Иногда упражнения для личностного роста женщины задаются на дом. Тренинг личностного роста для женщин удобен и тем, что позволяет получить максимум информации за сжатый промежуток времени. После прохождения хорошего тренинга женская психология меняется в лучшую сторону. Женщина начинает ощущать себя более любимой, желанной, привлекательной.

тренинги

Заключение

В течение жизни женщина накапливает большое количество ненужных психологических комплексов, обид, обрастает заботами. Польза саморазвития и упражнений для личностного роста женщины очевидна. Работа над собой позволяет выйти за привычный горизонт обыденности, освободиться от ненужных привычек, построить счастливые отношения. Самосовершенствование – это процесс, который должен быть полезным для себя или для окружающих, приносить чувство глубокого удовлетворения от выполненной работы. Его и можно назвать счастьем.

Источник

ÓÏÐÀÆÍÅÍÈß ÒÐÅÍÈÍÃÀ ËÈ×ÍÎÑÒÍÎÃÎ ÐÎÑÒÀ ÏÐÅÄÍÀÇÍÀ×ÅÍÛ ÄËß Ó×ÀÙÈÕÑß 10-11 ÊËÀÑÑΠÎÁÙÅÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÛÕ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÉ (ÈÇ ÎÏÛÒÀ ÐÀÁÎÒÛ)

Óïðàæíåíèå I. “Êòî ÿ?”
Êàæäûé ó÷àñòíèê òðåíèíãà íàçûâàåò ñâîå èìÿ è òðè ïðèñóùèõ åìó êà÷åñòâà, íà÷èíàþùèõñÿ íà òó æå áóêâó, ÷òî è åãî èìÿ. Íàïðèìåð, Íàäåæäà – íàäåæíàÿ, íàèâíàÿ, íðàâñòâåííàÿ. Òàêèì îáðàçîì, ïðîèñõîäèò ñòèìóëÿöèÿ êðåàòèâíûõ (òâîð÷åñêèõ) ñïîñîáíîñòåé ó÷àñòíèêîâ ãðóïïû. Êðîìå òîãî, ïðåîäîëåâàþòñÿ ðîáîñòü è çàñòåí÷èâîñòü, òðóäíîñòè â ñàìîâûðàæåíèè, ïðîÿâëÿåòñÿ ñòðåìëåíèå ê ïðèçíàíèþ, à â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ îïïîçèöèîííîñòü.

Óïðàæíåíèå II. “Ìîè ãëàâíûå äîñòèæåíèÿ”
Êàæäûé ó÷àñòíèê òðåíèíãà îïèñûâàåò íåñêîëüêî ñîâåðøåííûõ èì â ïîñëåäíåå âðåìÿ (íàïðèìåð, â òå÷åíèå íåäåëè) óñïåøíûõ ïîñòóïêîâ, ðåøåíèé (íå ìåíåå 2-õ), ïîä÷åðêèâàÿ â êàæäîì ñëó÷àå òî, ÷òî îí ïðèîáðåë êàê ëè÷íîñòü. Îñòàëüíûå ó÷àñòíèêè äàþò ñâîþ îöåíêó ýòîìó (â êîððåêòíîé ôîðìå). Òàêèì îáðàçîì, âûÿâëÿþòñÿ ñêëîííîñòè, ìîòèâàöèÿ è íàïðàâëåíèÿ ñàìîðåàëèçàöèè ó÷àñòíèêîâ, ÷òî ìîæíî èñïîëüçîâàòü äëÿ îðãàíèçàöèè êîëëåêòèâíûõ òâîð÷åñêèõ äåë.

Óïðàæíåíèå III. “ß – äðóã”
Êàæäûé ó÷àñòíèê òðåíèíãà ðàññêàçûâàåò î ñâîåì ïîíèìàíèè äðóæáû è î ïîâåäåíèè äðóãà – êàê äîëæåí ïîñòóïàòü íàñòîÿùèé äðóã è ÷òî äðóãó íå ïðîñòèòåëüíî äåëàòü. Âåäóùèé èëè îäèí èç ó÷àñòíèêîâ íà äîñêå (íà ëèñòå âàòìàíà), ðàçäåëåííîé íà òðè êîëîíêè, çàïèñûâàåò ïðåäëàãàåìûå ãðóïïîé ïðèçíàêè ïîëîæèòåëüíîãî (â ïåðâîé êîëîíêå) è îòðèöàòåëüíîãî (âî âòîðîé êîëîíêå) ïîâåäåíèÿ äðóãà. Äàëåå âåäóùèé çàäàåò ãðóïïå âîïðîñ: “Êòî áû ìîã ïðîñòèòü ñâîåãî äðóãà çà òî èëè èíîå íåäîïóñòèìîå ïîâåäåíèå? ×åì áû âû ýòî ìîãëè ñåáå îáúÿñíèòü?” Íà äîñêó (ëèñò âàòìàíà) âûíîñÿòñÿ ïðåäëàãàåìûå âàðèàíòû (â òðåòüåé êîëîíêå).  êîíöå óïðàæíåíèÿ ó÷àñòíèêàì òðåíèíãà çàäàåòñÿ âîïðîñ: “×òî íîâîãî âû óçíàëè î äðóæáå è ÷òî íîâîãî îòêðûëè â ñåáå â õîäå äèñêóññèè?”

Óïðàæíåíèå IV. “Ìîè ëó÷øèå ñïîñîáû ïðåîäîëåíèÿ ñòðåññà”
Êàæäûé ó÷àñòíèê òðåíèíãà ðàññêàçûâàåò î íåñêîëüêèõ ñâîèõ ëó÷øèõ ñïîñîáàõ (íå ìåíåå 3-õ) óñïîêîåíèÿ â ñòðåññå. Âåäóùèé óòî÷íÿåò àëãîðèòì êàæäîãî èç íèõ è çàïèñûâàåò íà äîñêå. Îñòàëüíûå ãîëîñóþò, åñëè ñàìè èñïîëüçóþò ïðèâåäåííûå ñïîñîáû è ñ èõ ïîìîùüþ ïîìîãàëè äðóãèì (äðóçüÿì, çíàêîìûì, ðîäñòâåííèêàì).  ðåçóëüòàòå àíàëèçà è îáñóæäåíèÿ îïèñàííûõ ñïîñîáîâ ãðóïïà äåëàåò äâà âûâîäà:
— êàæäûé ÷åëîâåê èìååò ìíîæåñòâî ìåõàíèçìîâ ñîâëàäàíèÿ ñî ñòðåññàìè – â ñôåðå ïåðåêëþ÷åíèÿ äåÿòåëüíîñòè è õîááè, êîììóíèêàöèé, îáùåíèÿ ñ ïðèðîäîé, îáðàùåíèÿ ê èñêóññòâó, â ñôåðå îòäûõà, ïèòàíèÿ, âíóòðåííåãî ìîíîëîãà èëè äèàëîãà è äð.;
— ëþäè ìîãóò ýôôåêòèâíî ïîìîãàòü äðóã äðóãó â ñëó÷àÿõ ñõîäñòâà ó íèõ ïðèìåíÿåìûõ ñïîñîáîâ ñîâëàäàþùåãî ñî ñòðåññîì ïîâåäåíèÿ.

Ýòî óïðàæíåíèå ïîìîãàåò äèàãíîñòèðîâàòü ñöåíàðèè ïñèõîëîãè÷åñêèõ çàùèò è ñîâëàäàþùåãî ïîâåäåíèÿ.

Óïðàæíåíèå V. “Ìîè ëþáèìûå íåäîñòàòêè”
 “ùàäÿùåé” (þìîðèñòè÷åñêîé) ôîðìå ïðîâîäèòñÿ êîíôðîíòàöèÿ ìåæäó ó÷àñòíèêàìè òðåíèíãà è èõ íåãàòèâíûì æèçíåííûì îïûòîì èëè ñóáúåêòèâíî íåïðèåìëåìûìè ÷åðòàìè õàðàêòåðà ñ ïñèõîëîãè÷åñêèì ïðèíÿòèåì ëè÷íîñòüþ ñâîåãî íåãàòèâíîãî îïûòà è íà ýòîé îñíîâå – ïðèíÿòèåì ñåáÿ â öåëîì. Âåäóùèé äàåò èíñòðóêöèþ è êàæäûé ó÷àñòíèê òðåíèíãà ãîâîðèò î äâóõ èëè áîëåå ëþáèìûõ íåäîñòàòêàõ â ñåáå ñàìîì è äðóãèõ ëþäÿõ. Ïðè æåëàíèè ó÷àñòíèêè òðåíèíãà ìîãóò ðàññêàçàòü äðóã äðóãó, êàêèì îáðàçîì îíè ïðîùàëè ñåáå è äðóãèì ëþäÿì îïèñûâàåìûå íåäîñòàòêè.

Äàííîå óïðàæíåíèå ïîçâîëÿåò âûÿâëÿòü ó÷àñòíèêîâ ñî ñòîéêî çàíèæåííîé ñàìîîöåíêîé è ñ òåíäåíöèÿìè ê ïðåóâåëè÷åíèþ ñâîèõ íåäîñòàòêîâ.

Óïðàæíåíèå VI. “ß – ëèäåð”
I ÷àñòü
Ó÷àñòíèêàì òðåíèíãà ïðåäëàãàåòñÿ ðàññêàçàòü î ñëó÷àÿõ, êîãäà îíè âûïîëíÿëè ðàçëè÷íûå ëèäåðñêèå ðîëè. Âåäóùèé ââîäèò ïîíÿòèå î ìíîæåñòâåííîñòè ëèäåðñêèõ ðîëåé è èõ èçìåíåíèè â çàâèñèìîñòè îò ñèòóàöèè è ñôåðû äåÿòåëüíîñòè. Îáñóæäàåòñÿ äèíàìè÷åñêàÿ ñìåíà ëèäåðîâ â ãðóïïå è ñåìüå, íåîáõîäèìîñòü èìåòü â êîëëåêòèâå è ñåìüå äëÿ èõ óñïåøíîãî ðàçâèòèÿ ñàìûé øèðîêèé íàáîð ðàçíûõ ëèäåðîâ.

II ÷àñòü
Ó÷àñòíèêàì òðåíèíãà ïðåäëàãàåòñÿ ïðîéòè ãðóïïîâîå ñàìîòåñòèðîâàíèå â ôîðìå àíêåòû. Âåäóùèé ðàçäàåò âñåì ó÷àñòíèêàì àíêåòó òèïè÷íûõ ëèäåðñêèõ êà÷åñòâ è ðîëåé â ðàçíûõ ñôåðàõ æèçíåäåÿòåëüíîñòè:
— â óïðàâëåíèè è ïðèíÿòèè ðåøåíèé: âîæàê, ðóêîâîäèòåëü;
— â âûðàáîòêå ðåøåíèé (ãèïîòåç): ãåíåðàòîð èäåé, êîìïüþòåð, âûäóìùèê, ôàíòàçåð;
— â ìîòèâàöèè ê äåÿòåëüíîñòè è åå îðãàíèçàöèè: ýíòóçèàñò, òðóäîãîëèê, çàâîäíîé;
— â êîììóíèêàöèÿõ ìåæäó ó÷àñòíèêàìè äåÿòåëüíîñòè: ñïåöèàëèñò ïî îáùåíèþ (“êîììóíèêàòîð”), ìåíåäæåð, äèïëîìàò, ïåðåãîâîðùèê;
— â ñôåðå çíàíèé: êëàäåçü ïðåìóäðîñòè, áàíê äàííûõ, áèáëèîòåêà, çíàéêà;
— â ñôåðå ïðàêòè÷åñêèõ íàâûêîâ äëÿ ðåàëèçàöèè äåÿòåëüíîñòè: ìàñòåð íà âñå ðóêè, ðóêîäåëüíèê, óìåëåö;
— â ýìîöèîíàëüíîé ïîääåðæêå äåÿòåëüíîñòè è ïñèõîëîãè÷åñêîé çàùèòû îò ñòðåññîâ: ïñèõîòåðàïåâò, ëó÷øèé õâàëèòåëü, îïòèìèñò, äîáðûé;
— â îöåíêå ðåçóëüòàòîâ äåÿòåëüíîñòè: âåðõîâíûé ñóäüÿ, îöåíùèê, ïîîùðèòåëü;
— â êóëüòóðå è äîñóãå ó÷àñòíèêîâ: çàòåéíèê, õðàíèòåëü òðàäèöèé, êóëüòóðîâåä (ëèòåðàòóðî-, ìóçûêî-, êèíîâåä), ãëàâíûé òåàòðàë, ñïîðòñìåí, òóðèñò.

Ïîñëåäîâàòåëüíî êàæäûé ó÷àñòíèê òðåíèíãà íàçûâàåò ëèäåðñêèå êà÷åñòâà è ðîëè, êîòîðûå îí îáíàðóæèâàåò ó êàæäîãî ó÷àñòíèêà ãðóïïû (ïî îäíîìó êà÷åñòâó íà ó÷àñòíèêà). Îñòàëüíûå çàïèñûâàþò ðàñïîçíàâàåìûå ó íèõ ëèäåðñêèå êà÷åñòâà â ñâîè àíêåòû. Äàëåå êàæäûé ó÷àñòíèê ïîäñ÷èòûâàåò, ñêîëüêî áàëëîâ íàáðàëî êàæäîå èç åãî ëèäåðñêèõ êà÷åñòâ; êàêîâà åãî äîëÿ â ïðîöåíòàõ îò îáùåãî ÷èñëà îòìå÷åííûõ ëèäåðñêèõ êà÷åñòâ (îíî ðàâíî ÷èñëó ó÷àñòíèêîâ ãðóïïû, êðîìå íåãî ñàìîãî). Çàòåì ïðîâîäèòñÿ ãðóïïîâàÿ äèñêóññèÿ íà ñëåäóþùèå òåìû:
1. Ìíîæåñòâåííîñòü ëèäåðñêèõ ðîëåé â ðàçíûõ ñôåðàõ äåÿòåëüíîñòè è îáùåíèÿ;
2. Ïðàâèëüíîå ïîíèìàíèå ïðîáëåìû ëèäåðñòâà, îñíîâàííîãî íå íà ñïîñîáíîñòÿõ “êîìàíäîâàòü”, à íà ñïîñîáíîñòÿõ ÷åëîâåêà ýôôåêòèâíî îðãàíèçîâàòü è îñóùåñòâèòü ðàçëè÷íûå ïî ñîäåðæàíèþ âèäû äåÿòåëüíîñòè;
3. Íàëè÷èå ëèäåðñêèõ ðîëåé (â ðàçíûõ âèäàõ äåÿòåëüíîñòè) ó êàæäîãî ó÷àñòíèêà ãðóïïû;
4. Íåîáõîäèìîñòü íàëè÷èÿ â êàæäîé ñîöèàëüíîé ãðóïïå (êëàññå) äëÿ åå óñïåøíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ïîëíîãî íàáîðà ðàçëè÷íûõ ëèäåðñêèõ ðîëåé.

Äàííîå óïðàæíåíèå äèàãíîñòèðóåò ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèå ðîëè â ãðóïïå, ïðîÿâëåíèÿ ëèäåðñòâà â ðàçëè÷íûõ ñôåðàõ æèçíåäåÿòåëüíîñòè. Òàêæå ýòî óïðàæíåíèå ïîìîæåò âî âíåêëàññíîé ðàáîòå äëÿ ïîääåðæêè ó ó÷àùèõñÿ ìàêñèìàëüíî ýôôåêòèâíûõ ðîëåé.

Óïðàæíåíèå VII. “Ïðîäàâöû è ïîêóïàòåëè”
Âñå ó÷àñòíèêè òðåíèíãà äåëÿòñÿ íà ïàðû; â êàæäîé èç íèõ êàæäûé èç ó÷àñòíèêîâ áóäåò âûïîëíÿòü ñíà÷àëà ðîëü “ïðîäàâöà”, à çàòåì – ðîëü “ïîêóïàòåëÿ”. Âåäóùèé äàåò èíñòðóêöèþ îäíîâðåìåííî âñåì ïàðàì: “Ñåé÷àñ ìû ïîñòàâèì â öåíòð êëàññà äâà ñòóëà íà íåáîëüøîì ðàññòîÿíèè äðóã îò äðóãà – ýòî áóäåò ó íàñ âõîäíîé äâåðüþ â ìàãàçèí. Ðàáîòàåòå ïîñëåäîâàòåëüíî ïî ïàðàì, âûõîäÿ ê ýòîé “äâåðè”.  êàæäîé ïàðå îäèí èãðàåò ðîëü “ïðîäàâöà”, à äðóãîé – ðîëü “ïîêóïàòåëÿ”. Âðåìÿ – äâå ìèíóòû äåâÿòîãî. “Ïðîäàâåö” çàïèðàåò âõîäíóþ äâåðü, óõîäÿ äîìîé. “Ïîêóïàòåëü” ïîäáåãàåò ê äâåðè è îáðàùàåòñÿ ê “ïðîäàâöó” ñ ïðîñüáîé âíîâü îòêðûòü äâåðü è ïðîäàòü êàêîå-òî êîëè÷åñòâî õëåáà.  ýòîé ñöåíå ó êàæäîãî ó÷àñòíèêà ñâîè öåëè. Ó “ïîêóïàòåëÿ” öåëü – âî ÷òî áû òî íè ñòàëî óãîâîðèòü “ïðîäàâöà” ïðîäàòü õëåá. Ó “ïðîäàâöà” öåëü – â ïåðâóþ î÷åðåäü îòñòîÿòü ãðàôèê ðàáîòû ìàãàçèíà è ñâîå ïðàâî âîâðåìÿ óéòè ñ ðàáîòû; ïðàâäà, âî âòîðóþ î÷åðåäü îí âñå-òàêè äîëæåí äóìàòü è î âûðó÷êå, è î ñîõðàíåíèè êëèåíòóðû. Êàæäàÿ ïàðà ó “äâåðè” èãðàåò ýòó ñöåíó äî ìîìåíòà åå çàâåðøåíèÿ – ñîãëàñèÿ ëèáî îòêàçà “ïðîäàâöà” ïðîäàòü õëåá”.

Ïîñëå òîãî êàê ïîñëåäîâàòåëüíî âñå ïàðû ñûãðàþò ýòó ñöåíó ñ ïåðâîíà÷àëüíûì ðàñïðåäåëåíèåì ðîëåé, äàëåå îíè ïîñëåäîâàòåëüíî èãðàþò ýòó æå ñöåíó ñî ñìåíîé ðîëåé – òîò, êòî áûë “ïðîäàâöîì”, ñòàíîâèòñÿ “ïîêóïàòåëåì”, è íàîáîðîò. Îñòàëüíûå ó÷àñòíèêè, êòî íå çàíÿò â ñöåíå, íàáëþäàþò çà ðàçâèòèåì ñîáûòèé â êàæäîé ïàðå; èõ çàäà÷à – óñòàíîâèòü, êàêèå ñòðàòåãèè ïîâåäåíèÿ “ïðîäàâöà” è “ïîêóïàòåëÿ” ÿâëÿþòñÿ íàèáîëåå óñïåøíûìè äëÿ äîñòèæåíèÿ èõ öåëåé.  êîíöå óïðàæíåíèÿ ó÷àñòíèêè îáñóæäàþò:
— ñâîå ñàìî÷óâñòâèå â êàæäîé èç ðîëåé (óâåðåííîñòü, ÷óâñòâî íåóäîáñòâà, ïðåâîñõîäñòâà, óíèæåííîñòè);
— íàèáîëåå ýôôåêòèâíûå ñöåíàðèè ïîâåäåíèÿ â ðîëè “ïðîäàâöà” è “ïîêóïàòåëÿ”.

Äàííîå óïðàæíåíèå äèàãíîñòèðóåò çàòðóäíåíèÿ â ñôåðå îáùåíèÿ, âûçâàííûå îñîáåííîñòÿìè õàðàêòåðà ÷åëîâåêà (çàñòåí÷èâîñòü, òðåâîæíàÿ ìíèòåëüíîñòü, çàìêíóòîñòü è äð.) è íåäîñòàòî÷íîé ýìïàòèåé.

Óïðàæíåíèå VIII. “Íåóâåðåííîå, àãðåññèâíîå è óâåðåííîå ïîâåäåíèå”
 äàííîì óïðàæíåíèè ó÷àñòíèêè òðåíèíãà ðàçáèâàþòñÿ íà ïàðû. Îäèí ó÷àñòíèê ïîñëåäîâàòåëüíî â êàæäîé êîíôëèêòíîé ñèòóàöèè èãðàåò ðîëü “âèíîâíèêà” êîíôëèêòà, à äðóãîé – ðîëü “ïîñòðàäàâøåãî”; çàòåì – íàîáîðîò.  êàæäîé ñöåíå “âèíîâíèê” îáðàùàåòñÿ ê “ïîñòðàäàâøåìó” ñ ñîîáùåíèåì î êàêîé-òî íåïðèÿòíîñòè. Ó÷àñòíèê â ðîëè “ïîñòðàäàâøåãî” äîëæåí ïîñëåäîâàòåëüíî ïðîäåìîíñòðèðîâàòü ñíà÷àëà íåóâåðåííîå, çàòåì àãðåññèâíîå è, íàêîíåö, ïðàâèëüíîå, óâåðåííîå ïîâåäåíèå. Çàòåì ðîëè â ïàðàõ ìåíÿþòñÿ, è âñå ñèòóàöèè èãðàþòñÿ â ïðîòèâîïîëîæíûõ ðîëÿõ. Ïðèìåð ñèòóàöèè: Ïðèÿòåëü ñîîáùèë, ÷òî âûáîëòàë âàøó òàéíó.

Íåóâåðåííîå ïîâåäåíèå âûãëÿäèò ïðèìåðíî òàê: “Íó, òàê è çíàë, ÷òî æå ìíå òåïåðü äåëàòü…”. Íåóâåðåííîå ïîâåäåíèå îñíîâàíî íà ïðèíÿòèè âàìè íà ñåáÿ âèíû çà ñèòóàöèþ, íà áîÿçíè íà÷àòü åå ðåøàòü, íà ïðèíÿòèè ÷åëîâåêîì ðîëè “æåðòâû”. Àãðåññèâíîå ïîâåäåíèå âûãëÿäèò ïðèìåðíî òàê: “×åðò âîçüìè! Òåáå íè÷åãî äîâåðèòü íåëüçÿ! À åùå äðóã íàçûâàåòñÿ!” Àãðåññèâíîå ïîâåäåíèå ïîñòðîåíî íà ïåðåíåñåíèè âèíû íà äðóãîãî ó÷àñòíèêà (òåì áîëåå, ÷òî òîò äåéñòâèòåëüíî âèíîâåí), íî ïðè ýòîì âû åãî åùå è óíèæàåòå è îòêàçûâàåòåñü îò äàëüíåéøåãî âçàèìîäåéñòâèÿ ñ íèì äëÿ ðåøåíèÿ ïðîáëåìû. Óâåðåííîå ïîâåäåíèå âûãëÿäèò ïðèìåðíî òàê: “Äà. Âîîáùå-òî ÿ íå îæèäàë îò òåáÿ. Òåïåðü íàäî ïîäóìàòü î òîì, ÷òî òû è ìû âìåñòå ìîæåì ñäåëàòü â ñëîæèâøåéñÿ ñèòóàöèè è êàê äàëüøå âåñòè ñåáÿ, êîãäà ìíå îïÿòü íàäî áóäåò ñêàçàòü òåáå ÷òî-òî âàæíîå”. Óâåðåííîå ïîâåäåíèå ïîñòðîåíî íà âàøåé áîëåå âçâåøåííîé ïîçèöèè ïî îòíîøåíèþ ê äðóãîìó ó÷àñòíèêó ñèòóàöèè (“âèíîâíîìó”). Ýòî ïîçâîëÿåò âàì îäíîâðåìåííî è çàùèòèòü ñâîè èíòåðåñû, ÷åòêî, íî áåç óíèæåíèÿ, óêàçàòü äðóãîìó íà åãî âèíó, ñîõðàíèòü ñ íèì äîáðûå îòíîøåíèÿ è âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ íèì äëÿ ïðåîäîëåíèÿ ñèòóàöèè, è ïðè ýòîì îñíîâíóþ ðîëü â ðàçðåøåíèè ñèòóàöèè ïåðåäàòü èìåííî åìó. Óâåðåííîå ïîâåäåíèå âîçíèêàåò èç ëè÷íîãî îïûòà  èëè ìîæåò áûòü “çàèìñòâîâàíî” èç îïûòà âçðîñëûõ, èìåþùèõ áîëüøîå âëèÿíèå íà âàñ.

Ïðèâåäåì ïðèìåðû êîíôëèêòíûõ ñèòóàöèé:
1. Âàì â êèîñêå ñêàçàëè, ÷òî ó íèõ ãîðÿ÷èå ïèðîæêè, âû êóïèëè, íî ïèðîæîê îêàçàëñÿ õîëîäíûì. Âû âîçâðàùàåòå åãî ïðîäàâùèöå è ãîâîðèòå…
2. Ïðèÿòåëü âåðíóë âàì ìàãíèòîôîí, âçÿòûé íà â÷åðàøíèé âå÷åð, èñïîð÷åííûì. Âû åìó ãîâîðèòå…
3. Ïðèÿòåëü âçÿë ó âàñ âçàéìû, íî íå òîëüêî íå ñîáèðàåòñÿ îòäàâàòü, íî è ïðîñèò ó âàñ åùå. Âû åìó ãîâîðèòå…
4. Âàø ïðèÿòåëü áåç ïðåäóïðåæäåíèÿ ïðèâåë ê âàì â ãîñòè íåçíàêîìîãî âàì ÷åëîâåêà è ïîñòàâèë âàñ â íåëîâêîå ïîëîæåíèå. Âû åìó ãîâîðèòå…
5. Ê âàì ïîäõîäèò çíàêîìûé è íà÷èíàåò îáâèíÿòü âàñ â òîì, ÷òî âû ÿêîáû ÷òî-òî “íàãîâîðèëè” ïðî íåãî îáùèì ïðèÿòåëÿì.

Óâåðåííîå ïîâåäåíèå ìîæåò áûòü íàòðåíèðîâàíî äî àâòîìàòèçìà. Äëÿ ýòîãî ñöåíû ìîæíî ïðîèãðûâàòü â ðàçíûõ âàðèàíòàõ è ñòîëüêî ðàç, ïîêà ó “ïîñòðàäàâøåãî” íå âîçíèêíåò ýòî ÷óâñòâî óâåðåííîñòè â ñåáå. Êðèòåðèè äîñòèæåíèÿ ðåçóëüòàòà:
— ïîÿâëåíèå ó ó÷àñòíèêà â ðîëè “ïîñòðàäàâøåãî” ÷óâñòâà óäîâëåòâîðåííîñòè ñîáîé, àêòèâíîñòè, âïå÷àòëåíèÿ â ðàçðåøèìîñòè ñèòóàöèè, òîãäà êàê íåóâåðåííîå è àãðåññèâíîå ïîâåäåíèå ïîðîæäàåò íàïðÿæåíèå, òðåâîãó, ñòðàõ çà ñåáÿ;
— ïîÿâëåíèå ó ó÷àñòíèêà â ðîëè “âèíîâíîãî” ÷óâñòâà âèíîâíîñòè, íî áåç îáèäû è äàæå ñ æåëàíèåì ñîòðóäíè÷àòü ñ òåì, êîìó ïðè÷èíèë íåïðèÿòíîñòü.

Çàòåì ó÷àñòíèêè òðåíèíãà äåëÿòñÿ âïå÷àòëåíèÿìè îò óïðàæíåíèÿ – êàê ñåáÿ ÷óâñòâîâàëè â ðàçíûõ ðîëÿõ, êàêèìè áûëè ñöåíàðèè óâåðåííîãî ïîâåäåíèÿ.

Äàííîå óïðàæíåíèå äèàãíîñòèðóåò ñòåïåíü ðàçâèòèÿ óâåðåííîñòè â ñåáå, çðåëîñòè “ß”, çðåëîñòè ïñèõîëîãè÷åñêîé çàùèòû îò ñèòóàöèè íåóäà÷è, ðàçíûå ñöåíàðèè ñîâëàäàþùåãî ïîâåäåíèÿ â ñèòóàöèè íåóäà÷è.

Óïðàæíåíèå IX. “×åðòû õàðàêòåðà”
Ó êàæäîãî ó÷àñòíèêà òðåíèíãà ëèñò áóìàãè è àâòîðó÷êà. Óïðàæíåíèå âûïîëíÿåòñÿ â øåñòü ýòàïîâ.

I ýòàï
Âåäóùèé ïðåäëàãàåò ó÷àñòíèêàì (íå îáñóæäàÿ ñ ñîñåäÿìè, ìîë÷à) íàïèñàòü ïî ïÿòü “ñèëüíûõ” è ïî òðè “ñëàáûõ” êà÷åñòâà ñâîåãî õàðàêòåðà, çàòåì ïåðåâåðíóòü ëèñòêè áóìàãè è âðåìåííî îòëîæèòü.
      
II ýòàï
Âåäóùèé ïåðåêëþ÷àåò âíèìàíèå ó÷àñòíèêîâ íà äîñêó è çàäàåò ãðóïïå âîïðîñ: “Êàê âû ñ÷èòàåòå, êàêèìè ÷åðòàìè õàðàêòåðà îáëàäàåò ÷åëîâåê, êîòîðûé âïàë â çàâèñèìîñòü îò êóðåíèÿ, àëêîãîëÿ èëè íàðêîòèêîâ? Íåò ñåêðåòà â òîì, ÷òî ìíîãèå äåòè íà÷èíàþò ýòî äåëàòü â î÷åíü ðàííåì âîçðàñòå. Òåìà ÿâëÿåòñÿ àêòóàëüíîé äëÿ âñåõ íàñ!”

III ýòàï
Ïåðå÷èñëÿåìûå ó÷àñòíèêàìè ÷åðòû âåäóùèé çàïèñûâàåò íà ëåâóþ ïîëîâèíó äîñêè.

IV ýòàï
Çàòåì âåäóùèé ïðåäëàãàåò ó÷àñòíèêàì ìîë÷à ñðàâíèòü ñïèñîê ñâîèõ ÷åðò (I ýòàï) ñî ñïèñêîì ÷åðò õàðàêòåðà ïðåäïîëàãàåìîãî çàâèñèìîãî ÷åëîâåêà (II ýòàï).

V ýòàï
Íàéäåííûå ñõîäñòâà îáñóæäàþòñÿ. Ãðóïïà, ñðàâíèâàÿ ðåçóëüòàòû îòäåëüíûõ ó÷àñòíèêîâ, ìîæåò âûâåñòè è îáùèå çàêîíîìåðíîñòè ñõîäñòâ è ðàçëè÷èé ýòèõ ñïèñêîâ. Ïðîâîäèòñÿ ãðóïïîâàÿ äèñêóññèÿ; åå öåëü – äîñòè÷ü ó÷àñòíèêàìè îñîçíàíèÿ òîãî, ÷òî ó êàæäîãî èç íèõ åñòü â õàðàêòåðå òàêèå ÷åðòû, êîòîðûå îáúåêòèâíî ïðåäðàñïîëàãàþò ê óïîòðåáëåíèþ ÏÀÂ. Äàëåå âåäóùèé çàäàåò âîïðîñ ó÷àñòíèêàì: “ßâëÿþòñÿ ëè âûäåëåííûå âàìè ó ñåáÿ “ñèëüíûå” ÷åðòû õàðàêòåðà çàùèòîé îò óïîòðåáëåíèÿ ÏÀ è âîçíèêíîâåíèÿ çàâèñèìîñòè?” Òå èç ó÷àñòíèêîâ, êòî îöåíèò ñâîè ñèëüíûå ÷åðòû õàðàêòåðà êàê çàùèùàþùèå îò çàâèñèìîñòè, ïðîòèâ êàæäîé èç íèõ âûñòàâëÿþò îöåíêè èõ ýôôåêòèâíîñòè èìåííî êàê çàùèòû – îò 0 äî 100%. Ýòè îáíàðóæåííûå ó÷àñòíèêàìè çàùèòíûå ÷åðòû ñâîåãî õàðàêòåðà âåäóùèé çàíîñèò íà ïðàâóþ ÷àñòü äîñêè.

VI ýòàï
Ïîñëå ýòîãî âåäóùèé ñïðàøèâàåò ó÷àñòíèêîâ, åñòü ëè, ñ èõ òî÷êè çðåíèÿ, åùå êàêèå-ëèáî ñâîéñòâà ëè÷íîñòè, çàùèùàþùèå îò âîçíèêíîâåíèÿ çàâèñèìîñòè. Ïîñëå òîãî êàê ó÷àñòíèêè íàçûâàþò èõ, âåäóùèé óòî÷íÿåò, åñòü ëè ñðåäè íèõ òå, ÷òî ïîëó÷åíû â ðåçóëüòàòå äàííîãî òðåíèíãà – â õîäå ñîâìåñòíîé ðàáîòû è âçàèìîäåéñòâèÿ ó÷àñòíèêîâ äðóã ñ äðóãîì. Ðåçóëüòàòû VI ýòàïà äèñêóññèè âåäóùèé äîáàâëÿåò íà äîñêó ê ðåçóëüòàòàì V ýòàïà. Òàêèì îáðàçîì, âîçíèêàåò ïîëíûé ñïèñîê çàùèò äàííîé ãðóïïû îò ÏÀÂ.  çàâåðøåíèå óïðàæíåíèÿ âåäóùèé ïðåäëàãàåò ó÷àñòíèêàì âûñêàçàòü ÷òî-ëèáî äðóã äðóãó â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî îíè ó÷àñòâîâàëè â âîçíèêíîâåíèè è òðåíèðîâêå çàùèò äðóã äðóãà îò óïîòðåáëåíèÿ ÏÀ è çàâèñèìîñòè.

Óïðàæíåíèå äèàãíîñòèðóåò õàðàêòåðîëîãè÷åñêóþ çàùèòó îò íà÷àëà óïîòðåáëåíèÿ ÏÀ è ïîòåíöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ çàâèñèìîñòè îò íèõ, à òàêæå ñïîñîáíîñòü ó÷àñòíèêîâ òðåíèíãà ê ñàìîàíàëèçó.

Óïðàæíåíèå X. “Îòâå÷àþ çà ñâîå “õî÷ó”
Îáúÿñíåíèå âåäóùåãî: “Ó êàæäîãî èç íàñ åñòü öåëè. Öåëè îïðåäåëÿþò ñîáîé êàêèå-òî çàäà÷è, ïîçâîëÿþùèå èõ äîñòè÷ü. Íåîáõîäèìîñòü ðåøåíèÿ çàäà÷ ïðèâîäèò íàñ ê íà÷àëó äåéñòâèé. Ñîâåðøàåìûå íàìè äåéñòâèÿ äàþò ðåçóëüòàò. Ñîêðàùåííî ýòà ïîñëåäîâàòåëüíîñòü âûãëÿäèò òàê: Öåëè – Çàäà÷è – Äåéñòâèÿ – Ðåçóëüòàò.

Êîãäà ÷åëîâåê õî÷åò ÷åãî-òî äîñòèãíóòü, îí ãîâîðèò: “ß õî÷ó”. Êîãäà ÷åëîâåê äóìàåò, êàêèå çàäà÷è íàäî ðåøèòü, îí ãîâîðèò: “ß äóìàþ”. Êîãäà ÷åëîâåê ñîâåðøàåò äåéñòâèå, îí ãîâîðèò: “ß äåëàþ”. Êîãäà ÷åëîâåê ïîëó÷àåò ðåçóëüòàò, îí ãîâîðèò: “ß îòâå÷àþ”.    Ñîêðàùåííî ýòà ïîñëåäîâàòåëüíîñòü âûãëÿäèò òàê: ß õî÷ó – ß äóìàþ – ß äåëàþ – ß îòâå÷àþ. Ñîâìåñòèì ýòè äâå ïîñëåäîâàòåëüíîñòè è ïîëó÷èì òàêóþ: Öåëè íåñóò â ñåáå ïîíÿòèå “ß õî÷ó”. Çàäà÷è ñîäåðæàò â ñåáå ïîíÿòèå “ß äóìàþ”. Äåéñòâèÿ ïîäðàçóìåâàþò ïîíÿòèå “ß äåëàþ”. Ðåçóëüòàò ñèìâîëèçèðóåòñÿ ïîíÿòèåì “ß îòâå÷àþ”.  æèçíè ìû îòâå÷àåì çà êàæäîå âîçíèêàþùåå ó íàñ æåëàíèå è çà åãî ðåàëèçàöèþ. Íàïðèìåð, ïàðåíü ïîçíàêîìèëñÿ ñ äåâóøêîé. Ñ ýòîãî ìîìåíòà îí îòâåòñòâåíåí çà òî, ÷òî ïðîèñõîäèò â èõ ïàðå ïî åãî èíèöèàòèâå. È íàîáîðîò”.

Çàòåì ãðóïïà â ñëó÷àéíîì ïîðÿäêå äåëèòñÿ ïî äâîå. Îäèí èç ó÷àñòíèêîâ äåëàåò äðóãîìó êàêîå-òî ïðåäëîæåíèå: ÷òî-òî ñäåëàòü, êóäà-òî ïîéòè è ò.ï. Íà ýòîé îñíîâå â ïàðå âîçíèêàåò äèñêóññèÿ. Òîò, êòî ñäåëàë ïðåäëîæåíèå, îáîñíîâûâàåò åãî âàæíîñòü, àêòóàëüíîñòü, ïîÿñíÿåò ñâîè ðîëè è ïðåäåëû îòâåòñòâåííîñòè â ïðåäëàãàåìîì èì äåëå. Òîò, êîìó àäðåñîâàíî ïðåäëîæåíèå, âîïðîñàìè âûÿñíÿåò ñâîè âûãîäû, èíòåðåñû, çàäà÷è, îòâåòñòâåííîñòü. Äèñêóññèÿ äëèòñÿ äî ïðèíÿòèÿ âòîðûì ó÷àñòíèêîì ðåøåíèÿ – ñîãëàñèòüñÿ ñ ïðåäëîæåíèåì èëè íåò. Çàòåì ðîëè â ïàðàõ ìåíÿþòñÿ. Ïîñëå çàâåðøåíèÿ óïðàæíåíèÿ ó÷àñòíèêè îáñóæäàþò ÷óâñòâà, êîòîðûå îíè èñïûòàëè ïðè åãî âûïîëíåíèè. Âåäóùèé çàäàåò ñëåäóþùèå âîïðîñû:
— Êàêèå ÷óâñòâà âû èñïûòàëè â ðàçíûõ ðîëÿõ?
— Êàêîâû îïòèìàëüíûå ñòðàòåãèè óáåäèòü ñîãëàñèòüñÿ ñ ïðåäëîæåíèåì è â êàêîé ìîìåíò âîçíèêàåò ýòî ñîãëàñèå?
— Êàêîâà ðîëü ÷óâñòâà äîâåðèÿ â ýòîì ïðîöåññå è êàê îíî âîçíèêàåò ó ïðèíèìàþùåãî ïðåäëîæåíèå?
— Êàêîâà ðîëü îòâåòñòâåííîñòè, ïðèíèìàåìîé íà ñåáÿ ïðåäëàãàþùèì, â âîçíèêíîâåíèè äîâåðèÿ ê íåìó ó ïðèíèìàþùåãî ïðåäëîæåíèå?   

Источник