Упражнения для обучения способом кроль на спине
Упражнения для изучения техники плавания кролем на спине[править | править код]
Движения ногами[править | править код]
Рис. 6.7. Упражнения для обучения движению ногами при плавании кролем на спине на суше (пояснения в тексте)
Упражнение № 1. Упражнения для изучения техники движений ног, выполняемые на суше, напоминают те, которые применяются при изучении движений ног в кроле на груди. Вначале, если в этом есть необходимость, в положении стоя имитируются две фазы подготовительного и две фазы ударного движения одной и другой ногами. Затем в положении сидя в упоре на предплечья выполняются попеременные движения прямыми ногами в вертикальной плоскости (рис. 6.7, а). Занимающийся при этом использует зрительный контроль для соблюдения правильности выполнения движений. Основные требования В» ноги прямые в коленях и носки постоянно вытянуты (рис. 6.7, б). Постоянно вытянутый носок является главным техническим отличием от движений ног в кроле на груди, так как при плавании на спине движение ног вниз выполняет подъемную функцию, нейтрализует топящие силы от движения ноги вверх.
Упражнение № 2. Затем движение ног лучше изучать лежа на спине с руками, расположенными вдоль туловища (рис. 6.7, б). В последующем при тех же движениях ног одну прямую руку необходимо расположить за головой. В следующем упражнении положение рук меняется. Заканчивать изучение движений ног на суше рекомендуется в исходном положении «обе руки или одна за головой выпрямлены в локтевых суставах» (рис. 6.7, в). Уже при изучении движений ног на суше необходимо обращать внимание на дыхание. Как указывалось ранее, в положении на спине вода легко попадает в нос, достигает перегородок лобных пазух и гайморовых полостей, вызывая неприятные, а иногда и болевые ощущения. Чтобы этого не происходило, нужно осваивать такое дыхание на спине, при котором выдох выполняется только через нос.
Рис. 6.8. Упражнения для обучения движению ногами при плавании кролем на спине у неподвижной опоры и с подвижной опорой (пояснения в тексте)
Упражнение № 3. Изучение движений ног кролем на спине в воде начинается у борта бассейна или с помощью партнера на мелком месте. В исходном положении лежа на спине, держась одной рукой за неподвижную опору или руку партнера, другая — вдоль тела, изучается поза лежания (рис. 6.8, а). Главное — тело и ноги должны быть в одной плоскости, у поверхности воды, лицо немного наклонено подбородком вниз. При наклоне лица затылок остается погруженным в воду.
Упражнение № 4. После того, как будет освоена поза лежания, приступают к выполнению движений ногами. В том же исходном положении вначале выполняют редкие движения прямыми ногами, затем темп движений постепенно увеличивают. При изучении движений ног кролем на спине у неподвижной опоры необходимо следить за тем, чтобы колени не показывались на поверхности воды, а стопы были постоянно вытянуты.
Излишнее сгибание ног в коленях можно исправить с помощью так называемого контрастного упражнения. Занимающемуся необходимо дать задание выполнять неглубокие и частые движения прямыми ногами. Бывают и такие случаи, когда обучающиеся выполняют движение совершенно прямыми ногами. Контрастным упражнением для таких людей будет движение ног с увеличенным размахом, с большей, чем необходимо, амплитудой движений. При этом быстро наступает усталость мышц бедра, и ноги при движении вверх начинают сгибаться в коленях. Легкое покачивание плеч во время движений ног может служить показателем их правильной работы.
Упражнение № 5. Изучив движения ног в положении, когда свободная рука располагается вдоль тела, упражнение усложняется путем перемещения вначале согнутой, а затем выпрямленной в локте руки за голову (рис. 6.8, б и в). При правильном положении туловища и ног выпрямленная за головой рука должна свободно лежать в воде, не нарушая позы.
Упражнение № 6. В дальнейшем изучение движений ног проводится с подвижной опорой.
Наиболее простым упражнением будет движение ногами с плавающим средством в обеих руках, расположенных вдоль тела. При этом поддерживающее средство должно находиться над коленями, и тогда оно будет служить ориентиром для занимающегося, так как касание коленями этого средства является сигналом о слишком высоком их поднимании (рис. 6.8, г).
Упражнение № 7. Затем упражнение усложняется тем, что одна рука, а потом и другая располагаются прямыми за головой.
Это упражнение дает возможность научить занимающегося правильно принять позу на спине, при которой рука, располагающаяся за головой, была бы полностью прямой в локтевом суставе и вся находилась в воде. Если все-таки рука зависает над водой и занимающийся не может принять правильную позу, дается задание: держась обеими руками за поддерживающее средство, расположить его за головой с прямыми руками (см. рис. 6.8, г). Тогда вес рук и поддерживающего средства помогает занимающемуся выпрямить ноги в тазобедренных суставах и руки в плечевых суставах. Если желаемого результата достигнуть не удается, приходится возвращаться к предыдущим упражнениям, как у неподвижной, так и с подвижной опорой.
Рис. 6.9. Упражнения для обучения движению ногами при плавании кролем на спине без опоры (пояснения в тексте)
Упражнение № 8. В безопорном положении наиболее простым упражнением является движение ногами, когда руки расположены вдоль тела (рис. 6.9, а). Вначале при освоении движений ног в безопорном положении допустимо выполнение мелких, подгребающих движений кистями, поддерживающих таз у поверхности воды и помогающих удерживать равновесие тела.
Упражнение № 9. После этого упражнение усложняется перемещением одной, а затем и другой выпрямленной руки в положение за голову (рис. 6.9, б). Если с прямыми руками выполнять движение ногами не удается, руки сгибают в локтях, а ладони располагают на затылке. Проплыв некоторое расстояние в таком исходном положении, пловец медленно разгибает руки, стараясь сохранить позу и не дать рукам возможности зависать над водой. Движение ногами на спине считается освоенным тогда, когда занимающийся без особого напряжения может плыть, работая одними ногами с вытянутыми за голову и лежащими на поверхности воды руками.
Движения руками[править | править код]
Рис. 6.10. Упражнения для обучения движению руками при плавании кролем на спине на суше (пояснения в тексте)
Упражнение № 10. Движения рук изучаются на суше в исходном положении стоя, руки вверху. Вначале имитируется несколько гребковых и подготовительных движений одной, а затем другой рукой (рис. 6.10, а, б). В отличие от кроля на груди изучать гребковое движение кролем на спине целесообразно в несколько упрощенном виде. Дается задание сделать движение прямой рукой через сторону вниз. При этом особое внимание обращается на положение кисти. В начале движения руки вниз она должна сделать небольшое ладонное сгибание, а в конце небольшое тыльное сгибание в лучезапястном суставе.
Практика работы с начинающими пловцами показывает, что если с первых занятий приступать к изучению движений рук на спине со сгибанием их в локтевых суставах, то у занимающихся медленнее развивается ощущение давления ладонью о воду, т. е. чувство гребка. Движение происходит локтем вперед, при этом предплечье и кисть располагаются не под прямым углом к направлению своего движения, и происходит так называемый «мажущий» гребок.
Упражнение № 11. Освоить движение рук в кроле на спине легче, чем в кроле на груди. Поэтому в течение занятия можно изучать не одно или два, а несколько упражнений. После раздельного движения одной и другой рукой следует упражнение в раздельно-попеременном согласовании. Из исходного положения «обе руки вверху» (см. рис. 6.10, а) поочередно имитируется гребок и подготовительное движение одной рукой, а затем другой.
Упражнение № 12. Если в раздельно-попеременном согласовании изучение движения рук идет успешно, то предлагается выполнить движение в полураздельном согласовании. В исходном положении «одна рука вверху, другая — вдоль тела» (рис. 6.10, б). Одновременно выполняется подготовительное движение нижней рукой и гребковое — верхней. После смены положения рук упражнение повторяется. От полураздельного согласования переходят к слитному, постепенно уменьшая паузу между движениями рук.
Упражнение № 13. Изучение движений рук в воде начинается с упражнений у неподвижной опоры в положении лежа (рис. 6.11, а). Одной рукой обучаемый держится за какой-нибудь неподвижный предмет или руку партнера, а другой — из исходного положения «рука прямая за головой» — выполняет гребковое и подготовительное движения. Иногда из-за плохой подвижности плечевых суставов принять исходное положение «рука за головой» обучаемому не удается. Из-за этого кисть руки не касается воды, зависает в воздухе, притапливая плечи и голову. Таким людям лучше давать задание выполнять подготовительное и гребковое движения из исходного положения «рука вдоль тела».
Упражнение № 14. Изучение движений одной и другой рук у неподвижной опоры продолжают, подключая движения ног. При этом нужно следить за тем, чтобы рука, после того как она придет в исходное положение, задерживалась бы за головой на 1 — 2 с. В этом случае занимающийся успевает закончить выдох и сделать ногами шесть ударных движений. В дальнейшем эта пауза позволит легче осваивать слитное согласование.
Рис. 6.11. Упражнения для обучения движению руками при плавании кролем на спине в воде (пояснения в тексте)
Упражнение № 15. После освоения движений рук у неподвижной опоры переходят к изучению движений рук с подвижной опорой (рис. 6.11, б). Для этого, стоя на дне, принимают исходное положение «одна рука вверху, другая — держит подвижную опору». Прогибаясь, с подседом касаются спиной и рукой воды, делают толчок ногами и выполняют скольжение на спине. Затем, начав непрерывную работу ногами, совершают несколько гребковых и подготовительных движений одной рукой, а затем — другой. После вкладывания руки в воду следят, чтобы она задержалась на мгновение за головой.
Упражнение № 16. Изучив движение одной, а затем другой рукой, переходят к раздельно-попеременному движению руками. При выполнении раздельно-попеременных движений, так же, как и в предыдущем упражнении, необходимо постоянно обращать внимание на присутствие паузы для рук в момент, когда кисти встречаются, держась за поддерживающее средство (рис. 6.11, в).
Упражнение № 17. Если при выполнении движений рук с поддерживающей опорой не устраняются ошибки в положении тела (сидячая поза), а руки не опускаются в воду за головой и начинают гребок, когда кисть еще не вошла в воду, применяют упражнение, при котором поддерживающее средство располагают не над ногами, а за головой (рис. 6.11, г).
Упражнение № 18. Освоив движение рук с поддерживающим средством, начинают выполнять те же движения без него. Наиболее простым из них будет выполнение гребков при расположении рук вдоль тела (рис. 6.12, а). Вначале несколько движений выполняют одной рукой, затем другой, а после этого попеременно одной рукой и другой, переключая внимание с движения одной руки на другую. В большом объеме эти упражнения выполнять не рекомендуется, так как они могут вызвать навык задержки руки у бедра, который в дальнейшем трудно поддается исправлению.
Упражнение № 19. Это упражнение при изучении движений рук является основным. В исходном положении руки вверху выполняются гребковые и подготовительные движения с паузой после каждого гребка. Как и в предыдущих упражнениях, при движении одной рукой, а затем другой необходимо выдерживать паузу в исходном положении, т.е. впереди (рис. 6.12, б). При этом необходимо следить, чтобы ноги работали ритмично, без остановок, таз не поворачивался в сторону гребущей руки, так как при этом ноги начинают работать в наклонной плоскости, снижая тем самым свою поддерживающую функцию. Упражнение, являясь основным для изучения движений рук, выполняется многократно, позволяя не только добиваться правильной структуры движений, но и развивать межмышечную координацию. По мере усвоения движений рук переходят к раздельно-попеременному движению, при котором чередование гребков развивает способность переключать внимание с одной руки на другую.
Рис. 6.12. Упражнения для обучения согласованию движений руками при плавании кролем на спине (пояснения в тексте)
Упражнение № 20. Добившись качественного гребка в раздельно-попеременном согласовании, переходят к выполнению упражнений в полураздельном согласовании (рис. 6.12, в). Обучающийся, например, принимает исходное положение «правая рука вверху, левая — вдоль тела». Затем, ложась на спину, оттолкнувшись от дна или бортика бассейна и начав движения ногами, он одновременно выполняет гребок правой рукой и подготовительное движение левой рукой, после чего наступает пауза в движениях рук. Постепенно, сокращая эту паузу, нужно добиться такого согласования, при котором выход одной руки из воды совпадал бы с началом подтягивания другой.
При изучении движений рук в кроле на спине часто возникает задержка кисти у бедра. Это связано с тем, что вертикальная опора на спине в отличие от других способов плавания чаще всего находится не в начале, а в конце гребка. При неправильном расположении туловища, когда оно находится под большим углом к поверхности воды, фаза опоры излишне удлиняется. Если не исправить эту ошибку вовремя, то произойдут стойкие нарушения согласования движений рук. Появится разрыв в передаче движущей силы с одной руки на другую, что вызовет неравномерное передвижение тела вперед.
Согласование движений рук и ног. Если шестиударное согласование движений рук и ног не получается, то вначале на суше, а затем в воде выполняют упражнения с подсчетом движений ног. Эти упражнения аналогичны тем, которые описаны в изучении согласования при плавании кролем на груди, с той лишь разницей, что движения руками выполняются не как в кроле на груди, а как в кроле на спине.
Читайте также[править | править код]
- Техника плавания кролем на спине
- Подготовительные упражнения в плавании
- Упражнения для изучения техники плавания кролем на груди
- Упражнения для изучения техники плавания брассом на груди
- Упражнения для изучения техники плавания баттерфляем
- Упражнения, применяемые для изучения поворотов в плавании
- Техника стартов в спортивном плавании
Популярность плавания кролем на спине среди пловцов занимает почетное второе место. Этот стиль плавания входит в программу Олимпийских игр, а значит спортсменам — пловцам его следует изучить очень детально наряду с другими методами плавания, чтобы получить желаемый разряд по плаванию.
Техника плавания кролем на спине
Данный стиль плавания очень похож по принципу механики конечностей на кроль на груди, — отличие заключается только в том, что пловец находится на спине и может не переживать о том, что необходимо выдыхать в воду (что для многих является серьезным психологическим фактором, мешающим освоить стиль). Несколько основных ориентиров:
- тело вытянуто и легко скользит в воде, совершая незначительное вращение вокруг своей оси за счет движения рук в плечевом поясе, напоминающие маховые движения мельницы;
- ноги выполняют вертикальные махи, напоминающие принцип ножниц. Польза от такой работы ног ощутима уже через два месяца обучения в воде: мышцы голеностопа существенно укрепляются и становятся сильными, наряду с бедрами;
- голова при таком виде плавания остается практически неподвижной, поэтому люди, имеющие проблемы с шеей часто используют для плавания именно кроль на спине.
Чтобы синхронизировать движения рук и ног, следует придерживаться такой схемы: на каждый парный гребок рук приходится шесть махов ногами.
С чего начать обучение: ориентировочный план
Для того чтобы навыки плавания быстро нарабатывались до автоматизма и закреплялись надолго, методика обучения кролю на спине должна быть тщательно продумана и согласована с уже имеющимися навыками определенного индивида. В общих чертах фазы обучения должны следовать такой схеме:
- Изучение махов ногами на берегу, а затем в бассейне.
- Обучение гребков руками, стоя на суше, — это необходимо для качественной работы плечевого сустава. Опытные инструкторы по плаванию рекомендуют наряду со стандартными движениями рук, выполнять упражнения на растяжку для плечевого пояса, а также на повышение амплитуды размаха рук.
- Закрепление гребков руками в воде у борта бассейна, а затем без поддержки.
- Соединение движений рук и ног с последующим усовершенствованием навыков плавания кролем на спине.
- Проработка различных техник старта: из воды, от борта бассейна и т. д.
Дыхание при кроле совершается естественным путем, но профессионалы рекомендуют для хорошей ритмики движения совершать вдох при гребке одной рукой, а выдох — при другой. Это позволит при заплыве на большие дистанции не уставать мышцам.
Отработка движений ногами
Начинать обучение движению ногами нужно на суше: самое первое – это умение совершать «ножницы» вертикально в быстром темпе и с прямыми ногами. Два варианта: сидя и откинувшись на локти совершать необходимые действия ногами не менее 50 раз за один сет, тот же принцип в положении лежа на спине. Важно следить за оттянутым носком стопы, что при движении в воде является фактором, существенно увеличивающим скорость. Стоит не забывать, что махи ногами – это работа бедер, а не коленей, поэтому ноги следует сохранять прямые, с напряженными бедрами, имитируя толкание воды вверх.
Далее проработка техники ног перемещается в бассейн и выполняется в нескольких вариантах (по мере прогресса):
- Держась одной рукой за край бассейна (или за руку инструктора) и сохраняя тело горизонтально в воде повторить движения, наработанные на суше. Вторую руку первоначально держать вдоль тела вниз, а когда появится уверенность, то вытянуть ее за голову. При этом проработать каждую сторону: держаться правой рукой, потом левой, добиваясь идентичности движений.
- Следующий этап – это плавание в воде без поддержки: одну руку вытянуть в сторону головы, а вторую прижать к бедру. Когда перемещение в воде будет хорошо освоено (без гребков руками дистанция заплыва равна не менее 20 метров), совершить замену рук на противоположное. Далее продолжить обучение кролю на спине, вытянув обе руки за головой и не совершая гребков, — тело должно уметь скользить в воде только за счет активного движения ногами.
Иногда плыть с вытянутыми руками не получается, тогда можно заложить их на затылок, согнув локти в стороны и попытаться освоить передвижение в воде таким образом.
Движения рук: этапы обучения
Параллельно с движением ног следует уделять внимание отработке гребков руками. Подводящие упражнения для этого довольно просты: стоя на берегу совершать вращательные махи руками поочередно, направляя их через стороны вниз – это проще для новичка и дает возможность качественно разработать сустав и близлежащие мышцы.
После этого можно делать попытки совершать гребки, стоя в воде и держась за борт бассейна (или руку инструктора). Основное внимание должно концентрироваться на положении кисти в момент гребка: на первом этапе движения имеется небольшое ладонное сгибание, которое заменяется тыльным сгибанием на завершающем этапе движения.
Затем необходимо отработать махи руками:
- одновременные;
- поочередные, в замедленном ритме: сразу держась за борт, затем без поддержки, при этом нерабочая рука прижата к бедру;
- поочередно двумя совершаются гребки, синхронизированные с дыханием;
- лежа на воде и держась рукой за инструктора, совершать гребки одной рукой, добиваясь качественного поворота плеча и работы кисти.
Последующий этап обучения плаванию кролем на спине состоит в соединении движений рук и ног. Для этого также следует уделить внимание технике старта из воды: для этого стоя в воде, совершается присед, совмещенный с прогибом спины назад и легкий толчок ногами. Тело начнет скользить в воде, необходимо тотчас начать совершать отработанные ранее движения ног и несколько гребков одной рукой. Затем — несколько второй, постепенно нарабатывая поочередную амплитуду рук.
Преимущества плавания кролем на спине знают те, кто плавает на большие дистанции — мышцы могут работать очень долго без излишнего напряжения, тело преодолевает большие расстояния без напряжения.
На что стоит обратить внимание?
Ниже указаны несколько важных моментов, на которые следует обратить внимание при обучении кролем на спине, ведь порой маленькие детали играют существенную роль в технике плавания.
Распространенные ошибки:
- Рука должна входить в воду, начиная с мизинца, в процессе разворачиваясь кистью перпендикулярно телу, а локоть разворачивается назад+ вниз. Вынос руки из воды также совершается сразу мизинцем, с небольшим поворотом плеча (оно как бы следует за кистью).
- Слишком поспешная работа рук считается ошибкой, которая мешает общему плавному перемещению тела в воде. На самом деле качественный гребок не быстрый, а совершенный больше плечом, чем кистью.
- Часто начинающие слишком «зависают тазом» в воде, как бы сидят, что также является ошибкой. Тело должно лежать, то есть иметь вид вытянутой линии.
- Положение головы должно быть слегка наклоненным вперед (подбородок к груди), без запрокидывания затылка глубоко в воду.
- Ноги либо слишком перенапряжены, либо «болтаются в колене». На самом деле колени не должны участвовать в движении, а только слегка смягчать его волнообразными движениями.
Когда все движения будут согласованы, кроль на спине не будет казаться сложным, — все постигается в процессе систематических тренировок и сознательного наблюдения за поведением тела в воде.