Упражнения для пресса и спины для детей

Комплекс гимнастики: упражнения с фото
(26 оценок)
Анастасия Богдановамастер спорта по спортивной гимнастике, чемпионка России и победитель всероссийских соревнований
Содержание:
- Растяжка: делаем дома
- Упражнения для ног
- Упражнения для пресса
- Упражнения для спины
- Упражнения для рук
- Заключительная часть тренировки — упражнения на растяжку
Так сложилось, что в жизни вашего сына или дочери пока не нашлось места занятиям спортом, да и физкультура в школе — не самый любимый урок. Как помочь ребенку стать более крепким и гибким? Три летних месяца по полчаса в день — и малыш научится отжиматься, а может, даже сядет на шпагат. Но тренироваться придется под присмотром родителей — а лучше вместе с ними!
Домашние упражнения для развития общей физической подготовки — простые, безопасные и не требуют специальных условий спортивного зала, максимум — мягкого коврика на пол. Но при этом они очень полезны и эффективны для укрепления мышечного корсета ребенка.
Мы разделили упражнения на два вида: для укрепления различных мышц и для развития гибкости. Для быстрого достижения заметного результата этот комплекс рекомендуется выполнять каждый день. Он будет занимать не больше 30 минут. Упражнения выполняйте в указанном порядке.
Растяжка: делаем дома
- Наклоны в разные стороны. Стоя в исходном положении (и.п.) ноги на ширине плеч, руки на поясе, выполнить по несколько наклонов в стороны, а затем вперед и назад (по 5 раз в каждую сторону).
- Наклоны вперед, касаясь руками пола. И.п.: ноги вместе, руки вдоль туловища, сделать 10 наклонов вперед, стараясь коснуться ладонями пола, при этом колени держать прямыми.
- Складка на полу. И.п.: сидя на полу, ноги вместе и вытянуты вперед, сделать наклон вперед и потянуться руками к носочкам, при этом колени держать прямыми (10 раз).
- «Бабочка». И.п.: сидя на полу, согнуть ноги, колени в стороны, стопы касаются друг друга. Сделать наклон вперед и потянуться носом к носочкам (10 раз).
- Складка на полу ноги врозь. И.п.: сидя на полу, ноги широко разведены в стороны, сделать наклоны вперед с вытянутыми руками, при этом колени обязательно держать прямыми (10 раз).
Далее можно приступать к упражнениям на подкачку различных групп мышц.
Упражнения для ног
- Приседания. И.п.: ноги вместе, руки подняты вперед, сделать 15 приседаний вниз-вверх (2 подхода по 15 раз, между подходами отдых 30 секунд).
- Равновесие на двух ногах. И.п.: стоя ноги вместе, руки подняты вверх, встать на носочки и постараться устоять как можно дольше, не сходя с места. Для выполнения этого задания все мышцы тела должны быть максимально напряжены, руками тянуться в потолок, а глазами смотреть в одну точку перед собой, чтобы не терять равновесие.
- Равновесие на одной ноге по 10 секунд. И.п.: руки держать на поясе, спину прямой, с места сходить нельзя, глазами смотреть в одну точку перед собой.
- Прыжки на одной ноге, руки на поясе. Прыжки нужно выполнять на носках по 15 раз на каждую ногу, 2 подхода.
Упражнения для пресса
- И.п.: сидя на полу, зафиксировать ноги под диваном (или их должны держать родители), ладони скрещены на затылке. Медленно выполнить опускание на спину, держа все время голову на груди, а затем подняться в исходное положение без помощи рук (15-20 раз по 2 подхода с небольшим интервалом отдыха). Если ребенку будет тяжело подниматься, держа руки за головой, то задание можно облегчить, вытянув их перед собой.
- Лежа поднимание ног. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднимание прямых ног вверх до вертикального положения и медленное опускание вниз. Ноги обязательно должны быть натянутыми и напряженными (15 раз по 2 подхода с небольшим интервалом отдыха).
- «Лодочка на спине». И.п.: лежа на спине, руки вытянуты наверх. Одновременно оторвать от пола на 30 градусов голову с руками и ноги, держать 10 секунд по 2 подхода. При выполнении упражнения ноги и руки держать натянутыми вместе, поясница должна быть прижата к полу.
Упражнения для спины
- Поднимание спины наверх. И.п.: лежа на полу на животе, ноги зафиксировать под диваном (или их должны держать родители), ладони скрещены на затылке. Выполнить поднимание спины от пола до максимально возможного уровня, затем медленно опуститься в исходное положение и сразу повторить задание. При выполнении упражнения глаза должны смотреть вниз. Повторить 15 раз по 2 подхода с небольшим интервалом отдыха.
- «Лодочка на животе». И.п.: лежа на животе, руки вытянуты вверх, ноги вместе. Одновременно оторвать от пола руки и ноги примерно на 30 градусов. Обязательно руки поднять чуть выше головы, глазами смотреть на ладони, ноги держать вместе. Выполнить лодочку 10 секунд по 2 подхода с небольшим интервалом отдыха.
Упражнения для рук
- Планка. И.п.: упор, лежа на полу, т.е. упереться прямыми руками и ногами в пол, так, чтобы тело было параллельно полу, плечи стояли точно над ладонями, спина немного округлена, ноги вместе. Зафиксировать это положение на 20-30 секунд и следить за тем, чтобы положение тела не изменялось. Повторить задание несколько подходов.
- Отжимания от пола. И.п.: упор, лежа на полу. Выполнить отжимание, согнув руки и стараясь носом коснуться пола, затем выпрямить руки и вернуться в упор лежа. Следить за тем, чтобы положение тела не изменялось во время отжиманий.
Первое время ребенку будет тяжело выполнять отжимания, поэтому вам следует его немного придерживать за живот, помогая правильно сгибать, а затем выпрямлять руки и сохранять правильное положение тела. Начните с 3-5 отжиманий по 2-3 подхода, постепенно увеличивая количество по мере возможностей ребенка.
Заключительная часть тренировки — упражнения на растяжку
После подкачки мышц, когда тело ребенка будет хорошо разогрето и даже немного утомлено, можно приступить к заключительной части тренировки — выполнению шпагатов и растяжки спины. Эти упражнения хорошо помогут расслабить мышцы и постепенно развить гибкость.
- Складки ноги вместе и врозь при помощи родителей. Мы повторяем то же самое упражнение, которое ребенок делал на разминке, но уже при помощи родителей, которые будут давить на спину. Обязательно следите, чтобы ноги были прямыми, и не переусердствуйте с давлением (10 раз по 2 подхода).
- Шпагат на правую, а затем на левую ногу. Лучше это упражнение выполнять по полосе. Спереди нога должна быть прямая и стоять точно на пятке, а задняя нога стоять на колене, пятка обязательно смотрит в потолок. Руки стоят по бокам. Следите за тем, чтобы ребенок не разворачивался и не заваливался на одну сторону. Помогайте ему сохранять правильное положение, при этом немного надавливая на переднюю ногу — на колено, и на заднюю — на бедро. Выполнять шпагат 30 секунд на каждую ногу по 2-3 подхода.
- Прямой шпагат. Это упражнение также стоит выполнять на полосе или прижавшись спиной к стене. И.п.: стоя ноги врозь, прямыми руками упираться в пол рядом с ногами. Постепенно разводить прямые ноги в сторону до максимально терпимого уровня, после чего зафиксировать положение на 30 секунд. В этом положении обязательно нужно следить за тем, чтобы ноги были прямыми, стояли точно по полосе, и ребенок не уползал вперед. Родители должны помогать ребенку сохранять правильное положение и при этом немного надавливать на бедра. Выполнять шпагат 30 секунд на каждую ногу по 2-3 подхода.
- «Колечко». Это упражнение направлено на растяжку мышц спины, плечевого пояса, передней поверхности бедра. И.п.: лежа на животе, упереться на прямые руки, которые стоят близко к животу, и потянуться головой наверх. Затем согнуть ноги и потянуться носочками к затылку, стараясь его коснуться. Продержаться в этом положении 10 секунд, затем отдохнуть и повторить еще раз.
- «Корзиночка». Это упражнение немного похоже на предыдущее. И.п.: лежа на животе, руками потянуться назад к ногам и поймать их с наружной стороны за голеностоп. Затем прогнуться в спине, поднять плечи и голову наверх, а ноги постараться немного выпрямить в потолок. При этом их необходимо все время крепко держать руками. Зафиксировать такое положение на несколько секунд, затем опуститься на пол и после отдыха снова повторить упражнение.
Статья подготовлена клубом «Европейский Гимнастический Центр»
Авторская статья
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Неплохие упражнения, но для неусидчивых детей они покажутся скучными. Я пробовала занимать девочек с помощью зарядки с играми. Но их хватало буквально на 2-3 минуты. Потом мы купили детский спортивный комплекс в квартиру. И о чудо! Наконец их заинтересовал спорт. Не сочтите за рекламу, заказывала в магазине dsk-sport.ru (там просто самые низкие цены). Теперь детская комната – игровой центр малышни наших друзей и соседей, а 6-ти летняя дочь прогрессирует в физическом плане на глазах и не перестает нас удивлять (а бабушку-пугать) новыми трюками 🙂
2018-11-11, Ukraintseva Alla
Всего 1 отзыв Прочитать все отзывы.
Источник
ÐÐ°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ Ð¸Ð· воÑÑми ÑпÑажнений Ð´Ð»Ñ ÑкÑÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÑÑÑ ÑÐ¿Ð¸Ð½Ñ Ð¸ пÑеÑÑа Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ð½ÑÑий Ñ Ð´ÐµÑÑми ÑÑаÑÑе ÑеÑÑи леÑ. Ðам понадобÑÑÑÑ Ð³Ð¸Ð¼Ð½Ð°ÑÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð°Ð»Ð¾Ñка, мÑÑ Ð¸ ÑпеÑиалÑнÑй ковÑик.
ÐевоÑка Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ ÑпÑажнение Ð´Ð»Ñ ÑÐ¿Ð¸Ð½Ñ (ФоÑо: Fotolia.com)
УпÑажнение Ð´Ð»Ñ ÑпинÑ
Ðез ÑнаÑÑда. ÐÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ðµ положение (Ð.п.) â лежа на живоÑе. Ребенок вÑÑÑÐ³Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑÑки впеÑед и ÑаÑÑÑгиваеÑÑÑ Ð² ÑÑоÑонÑ. ÐаÑем оÑÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð° вÑпÑÑмленнÑе ÑÑки и Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¸Ñ Ð²Ð²ÐµÑÑ . ÐадеÑжав ÑÑки на веÑÑ, опÑÑÐºÐ°ÐµÑ Ð¸Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð·. ÐÑедложиÑе малÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑÑ ÑÑки до опÑеделенной гÑаниÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð´Ð¾ÑÑонÑÑÑÑÑ Ð´Ð¾ нее (гÑаниÑÑ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð¾Ð±Ð¾Ð·Ð½Ð°ÑиÑÑ Ð¼Ð°Ð¼Ð¸Ð½Ñ ÑÑки).
Ðнимание: обÑÑÑниÑе ÑебенкÑ, ÑÑо ÑÑо ÑпÑажнение нелÑÐ·Ñ Ð²ÑполнÑÑÑ Ð±ÑÑÑÑо или ÑÑвком.
С гимнаÑÑиÑеÑкой палоÑкой. Ð.п. — лежа на живоÑе. ÐÐ°Ñ Ð³Ð¸Ð¼Ð½Ð°ÑÑ Ð²ÑÑÑÐ³Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑÑки пеÑед Ñобой, запÑÑÑÑÑ Ð»Ð¾Ð¶Ð°ÑÑÑ Ð½Ð° гимнаÑÑиÑеÑкÑÑ Ð¿Ð°Ð»Ð·ÑкÑ. Ð ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð½Ñжно пÑиподнÑÑÑÑÑ, напÑÑÐ³Ð°Ñ Ð¼ÑÑÑÑ ÑпинÑ, подкаÑиÑÑ Ð¿Ð°Ð»Ð¾ÑÐºÑ Ðº палÑÑам, задеÑжаÑÑÑÑ Ð² Ñакой позе и веÑнÑÑÑÑÑ Ð² и.п.
Ðнимание: важно не поднимаÑÑ Ð¿Ð»ÐµÑи, когда поднимаеÑÑÑÑ Ñам и подкаÑÑваеÑÑ Ð¿Ð°Ð»Ð¾ÑкÑ.
С мÑÑом. Ð.п. — лежа на живоÑе. ÐалÑÑ Ð±ÐµÑÐµÑ Ð½ÐµÐ±Ð¾Ð»ÑÑой мÑÑ, оÑÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÑки Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð°, ÑдеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð² пÑавой ÑÑке мÑÑ. ТепеÑÑ Ð½Ñжно пеÑекаÑиÑÑ Ð¼ÑÑ Ð¿ÐµÑед ÑобÑй и взÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ в левÑÑ ÑÑкÑ, поÑом â Ñнова в пÑавÑÑ. ÐÑе ÑÑи манипÑлÑÑии Ñ Ð¼ÑÑом ÑледÑÐµÑ Ð²Ñн полнÑÑÑ Ð² воздÑÑ
е, не пÑикаÑаÑÑÑ Ðº повеÑÑ
ноÑÑи пола.
Ðнимание: пÑоÑледиÑе, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ñебенок не Ñазводил ÑлиÑком ÑиÑоко ÑÑки, они Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð½Ð°Ñ
одиÑÑÑÑ Ð¿ÑимеÑно на ÑÑовне плеÑ.
С меÑоÑком. Ð.п. — лежа на живоÑе. Ребенок беÑÐµÑ Ð¼ÐµÑоÑек в пÑавÑÑ ÑÑÐºÑ Ð¸ за Ñпиной пеÑÐµÐ´Ð°ÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ в левÑÑ. ÐоÑом возвÑаÑÐ°ÐµÑ Ð¼ÐµÑоÑек в пÑавÑÑ ÑÑÐºÑ â на ÑÑÐ¾Ñ Ñаз пеÑед Ñобой. Ðолова, плеÑи и ÑÑки малÑÑа Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ Ð½Ð° веÑÑ. ÐаÑем вÑе повÑоÑÑеÑÑÑ Ñ Ð»ÐµÐ²Ð¾Ð¹ ÑÑки.
Ðнимание: когда малÑÑ ÑÑаÑаеÑÑÑ Ð¿ÐµÑедаÑÑ Ð¼ÐµÑоÑек за Ñпиной, не надо пеÑекаÑÑваÑÑÑÑ Ð½Ð° бок. ÐоÑпÑÑ Ð¸ ноги Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¾ÑÑаваÑÑÑÑ ÑовнÑми.
УпÑÐ°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑеÑÑа
Ðез ÑнаÑÑда. Ð.п. — лежа на Ñпине. ÐалÑÑ ÑÐ³Ð¸Ð±Ð°ÐµÑ Ð½Ð¾Ð³Ð¸ в коленÑÑ , ÑÑÐ¾Ð¿Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¶Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ðº полÑ, ÑÑки вÑÑÑÐ³Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð²Ð´Ð¾Ð»Ñ ÑÑловиÑа. Ð ÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð½Ñжно пÑиподнÑÑÑÑÑ, напÑÑÐ³Ð°Ñ Ð¼ÑÑÑÑ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ñа, и доÑÑнÑÑÑÑÑ ÑÑками до ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÑÑоп. ÐаÑем ÑнÑй ÑпоÑÑÑмен опÑÑкаеÑÑÑ Ð¸ возвÑаÑаеÑÑÑ Ð² и.п.
Ðнимание: ноги ÑледÑÐµÑ ÑÑавиÑÑ Ð½Ðµ оÑÐµÐ½Ñ Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¾ Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¾Ñ Ð´ÑÑгой, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ñебенок ÑÑнÑлÑÑ ÑÑками далÑÑе, а коÑпÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð» вÑÑе.
С гимнаÑÑиÑеÑкой палоÑкой. Ð.п. — лежа на Ñпине. СогнÑв ноги в коленÑÑ , Ñебенок ÑÑÐ°Ð²Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð¾Ð³Ð°Ð¼Ð¸ палоÑкÑ, ÑдеÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ñ ÐµÐµ двÑÐ¼Ñ ÑÑками. ÐаÑем наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ ÐºÐ°Ðº Ð±Ñ Ð²Ð·Ð±Ð¸ÑаÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ палоÑке ввеÑÑ , пооÑеÑедно пеÑеÑÑавлÑÑ ÑÑки и Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ñ ÐºÐ¾ÑпÑÑ. ÐказавÑиÑÑ Ð² положении ÑидÑ, опÑÑкаеÑÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð· по палоÑке до и.п.
Ðнимание: на подÑеме нÑжно ÑнаÑала оÑÑÑваÑÑ Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð° головÑ, заÑем плеÑи и, наконеÑ, ÑпинÑ. ÐÑи ÑпÑÑке делаем вÑе наобоÑоÑ.
С мÑÑом. Ð.п.-лежа на Ñпине. ÐалÑÑ Ð¾Ð±Ñ Ð²Ð°ÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð½Ð¾Ð³Ð°Ð¼Ð¸ мÑÑ, Ð·Ð°Ð¶Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ под коленÑми, ÑÑки Ð»ÐµÐ¶Ð°Ñ Ð²Ð´Ð¾Ð»Ñ ÑÑловиÑа. ТепеÑÑ Ð½Ñжно оÑоÑваÑÑ ÑÑÐ¾Ð¿Ñ Ð¾Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð°, подÑÑÐ³Ð¸Ð²Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸ к живоÑÑ, копÑик пÑиподнимаеÑÑÑ ÑовÑем немного. ÐозвÑаÑаеÑÑÑ Ð² и.п.
Ðнимание: пÑоÑледиÑе, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð° и плеÑи Ñебенка бÑли пÑижаÑÑ Ðº полÑ, поднимаÑÑÑÑ ÑолÑко ноги, ÑдеÑживаÑÑие мÑÑ. ÐказÑваеÑÑÑ, ÑÑо Ñак инÑеÑеÑно — заÑÑавиÑÑ ÑÑкий непоÑедливÑй мÑÑ ÑлÑÑаÑÑÑÑ Ñвоей воли
С меÑоÑком. Ð.п.- ÑидÑ. ÐалÑÑ ÑÐ³Ð¸Ð±Ð°ÐµÑ Ð½Ð¾Ð³Ð¸ в коленÑÑ , беÑÐµÑ Ð¼ÐµÑоÑек в пÑавÑÑ ÑÑкÑ, оÑÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÑÐ¾Ð¿Ñ Ð¸ пÑÐ¸Ð¿Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð½Ð¾Ð³Ð¸ над полом. Ðго задаÑаâ пеÑедаÑÑ Ð¼ÐµÑоÑек из пÑавой ÑÑки в левÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ ногами, а заÑем из левой ÑÑки Ñнова в пÑавÑÑ â за Ñпиной. ÐÑполнÑÐµÑ ÑпÑажнение, не каÑаÑÑÑ Ð½Ð¾Ð³Ð°Ð¼Ð¸ пола. ÐаÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ Ñ Ð»ÐµÐ²Ð¾Ð¹ ÑÑки.
Ðнимание: пÑоÑледиÑе, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑ, вÑполнÑÑ ÑÑо ÑпÑажнение, не поднимал плеÑи, не ÑаÑкаÑивалÑÑ Ð¸Ð· ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð² ÑÑоÑонÑ, деÑжал ног и над полом, когда напÑÑÐ³Ð°ÐµÑ Ð¼ÑÑÑÑ.
ЧÐТÐÐТРТÐÐÐÐ: ÐÐ¾Ð»Ñ Ð² ÑÑÑÑÐ°Ð²Ð°Ñ Ñ Ð´ÐµÑей: иÑем пÑиÑинÑ
Ðнение ÑедакÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ ÑовпадаÑÑ Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ авÑоÑа ÑÑаÑÑи.
Источник
Здоровый позвоночник для человека любого возраста, и особенно ребенка, является одним из главных условий нормального развития.
Практически каждый день любой школьник проводит в сидячем положении от 3 до 7 часов.
Кроме того, ему нужно ежедневно носить тяжелый рюкзак или сумку на плече. Подобные факторы являются остро негативными для формирования мышечного корсета развивающегося организма.
В случае нарушений этого процесса, у ребенка начинает развиваться сколиоз или иные патологии позвоночного столба, которые приведут к значительным осложнениям со здоровьем в более зрелом возрасте.
Кроме того, дети, имеющие неправильную осанку, часто страдают от простуд, бронхита, гастрита и запоров. Тем не менее, если вовремя предпринять необходимые меры, можно избежать подобных проблем. Для этого потребуется проведение регулярных мероприятий, таких как лечебная физкультура, специальные упражнения которой помогут укрепить мышцы спины и брюшного пресса.
Польза ЛФК для опорно-двигательного аппарата детей
Процесс формирования костно-мышечного корсета позвоночника в первую очередь определяется состоянием всей мышечной системы ребенка, задача которой сводится к эффективному поддержанию позвоночного столба в естественном природном положении.
Систематические занятия лечебной физкультурой помогают закалить детский организм, развивая его мышцы, укрепление которых позволит удерживать позвоночник в физиологически правильном положении.
Польза от занятий лечебной физкультурой для ребенка проявляется в следующем:
- общеоздоравливающем и общеукрепляющем действии, нормализации деятельности всех систем организма, повышении иммунитета, стабилизации работы нервной системы;
- активизация обменных процессов;
- совершенствование двигательных навыков и координации движение, увеличение общей физической выносливости;
- укрепление мускулатуры спины, пресса, торса (мышечного корсета), мышц рук, ног и шеи в целом;
- устранение дисбаланса, возникающего при не достаточно равномерном, а также недостаточном формировании и растяжении связок и мышц;
- снятие повышенной нагрузки на позвоночный столб;
- исправление осанки, профилактика искривлений (сколиоз, кифоз, лордоз).
Занятия лечебной физкультурой с самого раннего возраста потребуют от родителей терпения и настойчивости, но из значимость невозможно переоценить в отношении профилактики проблем со спиной, которые неизбежно появляются у ребенка в период обучения в школе.
Показания к занятиям ЛФК
Если привычка выполнять комплекс специальных физических упражнений для укрепления спины не была привита ребенку с детства, то в школьные годы по причине резкого увеличения нагрузки на позвоночник, при внимательном наблюдении за поведением школьника, родители могут заметить ряд признаков, свидетельствующих о необходимости проведения профилактики.
К числу признаков начинающихся проблем с развитием позвоночника относятся:
- быстрая утомляемость;
- неуколюжесть и неловкость движений;
- отказ ребенка играть в подвижные игры;
- жалобы на головные боли и болезненность на уровне шеи;
- боли в конечностях, появляющиеся после прогулок;
- сидячая поза с упором на руки;
- затруднения во время длительного пребывания в одном положении;
- характерный хруст суставов, раздающийся во время движений.
Родителям, заметившим хотя бы один или сразу несколько из названных симптомов, следует как можно быстрее обратиться к специалисту. Только врач может правильно подобрать медикаменты и назначить процедуры, необходимые для коррекции появившихся нарушений осанки.
Кроме того упражнения для укрепления позвоночника назначают детям при имеющихся следующих показаниях:
- общая задержка развития;
- сколиоз;
- рахит;
- дисплазия тазобедренного сустава;
- смещение позвоночных дисков;
- плоскостопие;
- косолапость;
- кривизна шеи.
Упражнения для укрепления спины у детей
В зависимости от возраста ребенка, его эмоционального состояния и иных физиологических показателей, врач определяет продолжительность занятий лечебной физкультурой, направленной на укрепление позвоночного столба.
В среднем длительность выполнения упражнений определяется следующим образом:
- грудничкам до полугода будут полезны упражнения, выполняемые от 10 до 20 минут в день;
- малышам от 6 до 12 месяцев принесет пользу ежедневная тридцати минутная гимнастика;
- дети от года до трех лет могут заниматься физическими упражнениями до 30-40 минут ежедневно.
Лучше всего, чтобы первое занятие было проведено профессиональным массажистом, которые сможет показать родителям правильную технику выполнения.
Лечебно-укрепляющая гимнастика для мышц спины должна проводиться с определенной частотой. Начинать занятия следует с 3 раз в неделю. При положительной реакции ребенка на нагрузки, их частоту можно довести до ежедневных тренировок.
С точки зрения техники выполнения, важно помнить, что любая тренировка должна начинаться с разминки. За ней должен следовать основной комплекс упражнений, обязательно включающих легкую растяжку. В процессе занятий нужно избегать однотипных упражнений.
Также следует исключить упражнения, которые вызывают у ребенка боли и неприятные ощущения. Занятия лечебной физкультурой, как и занятия любым другим видом спорта, наиболее благоприятны при проведении за 50-60 минут до или после приема пищи.
Во время занятий физкультурой в лечебных целях достичь максимальной пользы и снизить риск получения травм, предотвратить появление побочных эффектов поможет ряд несложных, но обязательных к выполнению правил:
- Комплекс специальных упражнений должен быть разработан лечащим врачом строго по индивидуальным показателям на основании предварительной диагностики. Данные специалистом рекомендации относительно техники выполнения упражнений, нужно строго соблюдать. Во время занятий лечебной физкультурой внимательно следить за осанкой ребенка, при этом положении спины должно быть максимально приближено к физиологическому положению.
- Занятия лечебной физкультурой должны проводиться в кабинете, имеющем специальное оборудование. Это может быть как поликлиника, так и домашние условия. Важно, чтобы ребенок всегда выполнял упражнения под присмотром взрослых.
- В начале регулярных занятий лечебной физкультурой ребенок вместе с одним или обоими родителями должны пройти обучение в соответствующем кабинете поликлиники.
- Каждое занятие необходимо начинать с массажа и разминки.
- Все упражнение нужно выполнять в небыстром темпе, исключая резки движения, прыжки или рывки. Не допустимо включение элементов акробатики.
- Важным правилом является противопоказание повышенной физической нагрузки с использованием отягощений, включая штанги, гири, гантели, при имеющихся нарушениях осанки.
- В процессе занятий должны быть исключены ощущения любой, даже малейшей боли.
- Специальные вращательные упражнения или вытягивание позвоночного столба также не рекомендованы для тренировок. Допустимо исключительно пассивное вытягивание, при котором под ногами обязательно присутствует опора.
- Увеличение нагрузок должно происходить медленно и постепенно, от простых к сложным элементам, избегая форсирования.
- При составлении комплекса упражнений должно быть предусмотрено чередование нагрузки для разных групп мышц, включение дыхательной гимнастики после физической тренировки.
Видео: «Как укрепить мышцы спины у ребенка на гимнастическом мяче?»
Подготовка и разогрев
Начало упражнений лечебной физкультуры должно включать следующие действия:
- поглаживания;
- растирания;
- разминание мышц;
- вибрации.
При этом нужно особое внимание уделить подготовке ребенка к процедуре.
Самочувствие ребенка должно быть хорошим, настроение нормальное, уравновешенное, он должен чувствовать себя бодрым и отдохнувшим. До начала тренировки помещение нужно хорошо проветрить. Наиболее оптимальной для занятий является температура 18-22 градуса.
Детям до начала упражнений обычно хорошо помогает разогрев мышц при помощи массажа или принятие теплого душа. Занятия необходимо проводить регулярно в одни и те же часы. При проведении тренировки стоит включать негромкую музыку, которая поможет ребенку расслабиться и настроиться на работу.
В качестве упражнений разминки подойдут следующие:
- вдох воздуха животом через рот с последующей задержкой дыхания на несколько секунд и последующий выдох через нос;
- вращательные движения плечами вместе и поочередно;
- наклоны головы в разные стороны;
- махи руками;
- наклоны туловища в разные стороны из положения «руки в замке»;
- вращения бедрами;
- наклоны вниз, стараясь при этом коснуться руками кончиком пальцев ног;
- ходьба на месте с высоким подъемом коленей;
- бег на месте;
- глубокий вдох и полный выдох.
Основные упражнения
К основным упражнениям лечебной физкультуры обычно относят следующие:
- Езда на велосипеде. Из положения лежа на спине ноги делают в воздухе круговые движения с воображаемыми педалями.
- Ножницы. Махи прямыми ногами в горизонтальном направлении с перекрещиванием.
- Колобок. Подтягивание согнутых ног в коленях, обхватывание их руками и катание на спине по удобной траектории.
- Мост над дорогой. Это упражнение выполняется из положения лежа на спине, при этом ноги должны быть согнуты в коленях, а ступни опираться на пол, руки остаются вдоль туловища. Нужно оторвать от пола таз и стараться прогнуться, поднимая так как можно выше. В этом положении следует задержаться на 5 секунд, после чего вернуться в исходную позу.
- Акробат. Выполняется из положения лежа на спине, руки лежат вдоль туловища. Необходимо поднять прямые ноги, стараясь коснуться пола за головой носками.
- Котенок. Прогибы спины вниз и вверх из положения стоя на четвереньках.
- Корзина ягод. Лежа на животе, ребенок обхватывает обеими руками лодыжки ног и старается подтянуться как можно выше до положения, похожего на объемную корзину.
- Пловец. Из положения лежа на животе совершаются махи прямыми руками и ногами в воздухе с имитацией движений пловца.
- Лодочка. Лежа на животе, ребенок должен постараться оторвать руки и ноги от пола и замереть в воздухе, оставаясь в этом положении как можно дольше.
Видео: «Упражнения для укрепления мышц спины»
Завершение
Заключительными упражнениями лечебной физкультуры обязательно должны быть действия, способствующие восстановлению дыхания и пульса, расслаблению всех мышц.
Для могут быть рекомендованы различные встряхивания, вращательные и поглаживающие движения, похлопывания.
Крайне нежелательно отвлечься от тренировки в самом ее разгаре, перейдя к повседневным делам, по причине высокого уровня риска травмирования разогретых мышц.
В конце тренировки полезно замедлить ее темп, что позволит телу ощутить завершение комплекса.
При этом останется ощущение сил и бодрости.
Также полезно в конце перейти к водным процедурам.
Противопоказания к занятию ЛФК у детей
Выполнение лечебной физкультуры, как и любых других спортивных упражнений, крайне не рекомендовано при плохом самочувствие, жалобах на лихорадку или остром протекании какой-либо патологии.
Противопоказаниями для занятий также являются любые нарушения сердечного ритма, недостаточность дыхания. Выполнение упражнений запрещено при имеющихся злокачественных патологиях, острых формах рахита и туберкулеза, гепатита, воспаления в суставах, костях и мягких тканях.
При появлении любого из перечисленных недугов тренировки должны быть отменены до периода полного выздоровления ребенка.
Заключение
По мнению врачей, спина служит зеркалом здоровья человеческого организма в целом. По этой причине забота о правильной осанке должна начинаться с самого раннего возраста.
Занятий лечебной физкультурой принесут пользу любому ребенку, помогая укрепить его костно-мышечный корсет, позволяющий сохранять позвоночник в естественном физиологическом положении, предупреждая его искривления в период школьного возраста, травмирование и иные неблагоприятные изменения.
Определить необходимость начала регулярных занятий лечебной физкультурой можно по ряду показателей, к которым относится быстрая утомляемость ребенка, жалобы на боли в области шеи, головы, появление признаков неправильной осанки, частые простудные заболевания.
Важно, чтобы комплекс лечебных упражнений был прописан врачом на основании диагностики и по индивидуальным показателям.
При выполнении упражнений следует придерживаться правил и техники, рекомендованных врачом.
Тренировки всегда следует начинать с разогрева, а заканчивать замедлением темпа.
Занятия лечебной физкультурой запрещены при любых заболеваниях детского организма, в особенности при плохом самочувствии, нарушениях сердечного ритма, недостаточности дыхания.
Даже если занятия лечебной физкультурой проводятся дома, необходимо время от времени показываться врачу и прислушиваться к его рекомендациям.
Комментарии для сайта Cackle
Источник