Упражнения для спины пианиста
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 37
Гимнастика и упражнения в дополнение к занятиям по развитию техники игры на фортепиано
Составитель:
Капитанова Светлана Александровна
педагог дополнительного образования
высшей категории
Нижний Новгород, 2012
Очень часто дети, независимо от их музыкальных данных, приходят
в класс с излишней напряженностью мышц спины, шеи, с «зажатыми»
руками. Причем нередко этот гипертонус мышц может сохраняться
в течение долгого времени, что очень мешает обучению игре на
фортепиано и развитию технических навыков.
В своей педагогической практике я неизменно использую различные
гимнастические упражнения, которые помогают ученикам преодолевать
затруднения, вызванные нарушениями и напряжениями в
опорно-двигательной системе.
Дополнительная гимнастика необходима еще и потому, что движения
при игре на инструменте не используют всю возможность работы мышц.
При помощи гимнастики мышцы развиваются быстрее, так как наряду
с более маленькими, сильно контролированными движениями,
выполняемыми за инструментом, они регулярно совершают и свободные
движения.
Установить точную норму количества повторения упражнений
невозможно. Руководствоваться нужно следующим:
1. никогда не заниматься до усталости;
2. полезно только упражнение, выполненное с полным вниманием;
3. даже при работе одного сустава пальца все тело должно быть
освобожденным.
Приведу ряд упражнений, позволяющих решать стоящие перед нами
задачи. В зависимости от индивидуальности ребенка педагог может
варьировать, изменять эти упражнения, придумывать новые и т.п.
Упражнения для правильной осанки и освобождения тела.
Упражнение 1. «Шалтай-Болтай» Встань прямо. Опусти руки свободно вниз,
слегка нагибаясь при этом вперед. Начинай покачивать их навстречу друг
другу, то скрещивая ,то разводя руки в стороны. Одновременно с этим,
наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться к
исходному положению.
Упражнение 2. Разведи руки в стороны. Освободи мышцы спины, шеи и
плеч, дай всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед.
Колени при этом слегка подгибаются. После этого медленно выпрямляйся,
принимая прежнее положение.
Упражнение 3. «Маятник» Встань ровно, ноги на расстоянии ступни.
Опусти обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети.
Начинай раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад- вперед,
как маятник.
Упражнение 4. « Лифтик» Ноги на ширине плеч. Корпус чуть прогнут.
Локти округлы, без острых углов. Центр тяжести на пояснице.
Шейные мышцы свободны. Педагог стоит сзади, поддерживая снизу руки
ученика, как бы перекладывая их тяжесть на свои руки. Убедившись, что
тяжесть тела ребенка действительно распределена с опорой на ноги, а шея
и руки расслаблены, педагог подбрасывает его руки вверх, и они, падая
свободно, долго раскачиваются до полной остановки. Здесь очень важно
проследить, чтобы не был зажат шейный отдел. Это упражнение помогает
при игре на фортепиано, способствует «проводимости звука»,
содружественному движению обеих рук.
Упражнение 5. « Балерина» Чуть прогнутый корпус. На вздох подняться
на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их
над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища
руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это
время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи
ребенка ладони)
Упражнение 6. «Вращательные движения» Ученик сжимает руки в кулачки
и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны
непроизвольно участвовать в движении. Плечи не подняты! Если они
поднимаются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых
суставах. Если руки в плечевых суставах плохо вращаются- начать с
простейших упражнений: поднимать и опускать плечи.
Упражнение 7. «Шейка» Мягкими, ласковыми движениями рук педагог
осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые
движения головой. Они позволяют снять напряжение с шейных мышц.
Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие
движения, не напрягая шею.
Эти семь упражнений приучают владеть своим телом, снимать излишние
напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них. При
достаточной натренированности благодаря описанным упражнениям
дети не будут ощущать усталости в плечевой области и не станут
«помогать себе», поднимая плечи.
Упражнения для крупных мышц
Эти упражнения дифференцируют работу крупных мышц. В результате
активизируются мышцы плече- лопатного отдела, появляется ощущение
«целостности» движений рук из «корпуса».
Упражнение 1. « Мельница» Руки и тело свободные. Вращательные
движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой
попеременно и вместе, вперед и назад.
В упражнение «Мельница» важно, чтобы руки не были напряжены,
поскольку его цель- не разработать мышцы рук, а лишь уметь их
расслаблять и совершать движения расслабленными руками.
Упражнение 2. «Цыганочка» Потряхивание плечами (как в цыганских
танцах) лучше всего выполнять под аккомпанемент. Вначале стоит делать
упражнение в упрощенном виде — лишь подвигать плечиками вверх и вниз,
попеременно и вместе, затем перейти к вращательным движениям
плечевых мышц – попеременно, вместе, вперед, назад.
Упражнение 3. «Боксик» Для того, чтобы почувствовать руку « из корпуса»,
ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед,
как бы угрожая противнику. При этом ни в коем случае не поднимает плечи.
Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук.
Упражнение 4. «Стирка» Пусть ученик представит, что он стирает,
например, платье для куклы. Постирал – надо стряхнуть. Во время
упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо – брызги разлетаются
далеко, а если стряхивать зажатыми руками – все брызги падают на живот.
И когда играешь на фортепиано – звуки, как брызги: играешь свободными
руками – звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми – они все здесь,
у тебя остаются». И никто не услышит их.
Упражнение 5. «Дирижер» Ребенок «дирижирует» под музыку. Это
упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает
плавность и пластичность движений.
Упражнение 6. «Повороты туловища» под музыку. Всевозможные
повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище
поворачивается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных
мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то
расслабляются, то напрягаются попеременно.
Хватательные движения
Третий комплекс упражнений направлен на развитие хватательных
движений. Он вырабатывает быструю реакцию, ловкость, координирует
работу мышц. Ребенок учится естественно распределять мышечные
напряжения. Хватательные движения развивают ладонные мышцы,
создают рабочий тонус, способствуют усилению кровообращения.
Упражнение 1. «Платочек танцует» Под неторопливый, сдержанный
Темп аккомпанемента (марш, вальс, полька, менуэт, мазурка ) ученик
плавными движениями передает платочек из руки в руку. Педагог следит
за ритмичностью движений – платочек передается на сильную долю такта.
Это упражнение вырабатывает пластику движений рук, воспитывает
ритмический слух.
Упражнение 2. «Кто быстрее» На счет «раз-два –три» нужно быстрее
схватить платочек. Педагог играет с учеником и, конечно, позволяет ему
выиграть. Быстрота реакции, которая тренируется благодаря этому
упражнению, очень важна для пианиста – без нее невозможно представить
исполнение даже самых простых музыкальных произведений.
Упражнение 3. «Летающий платочек» Спина и плечи свободные. Ученик
крепко стоит на ногах ( нужно проверить, насколько прочна опора на ноги).
В ладошке ребенок держит платок. Не наклоняясь, он отпускает платочек и
подхватывает его другой рукой. При этом плечи опущены, спина прямая.
Не напрягаться!
То же самое можно проделать и с двумя платками: в обеих руках по
платочку, ребенок одновременно отпускает их и тут же ловит, меняя при
этом руки. Движения плавные, пианистичные ( по крайней мере, к этому
надо стремиться), платочки как бы летают в воздухе.
Упражнения на дыхание.
Удачное исполнение музыкального произведения во многом зависит от
умения правильно дышать. С дыханием связана и выразительность звука
при фразировке.
Упражнение 1. «Оттолкни веточку» Мышцы спины, шеи и плеч свободны.
Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать
неглубокий вдох через нос. Вместе с выдохом выбросить вперед руки,
распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя и делая в это время
длинный, продолжительный выдох.
Упражнение 2. «Животик дышит» Ученик держит обе руки на верхней части
живота (в районе диафрагмы ).Он ровно, размеренно дышит, не поднимая
плеч: вдох- выдох ,несколько раз. Педагог кладет ему руки на плечи. Если
плечи начинают подниматься, руки педагога сразу чуть сильнее давят на них.
Можно менять тип дыхания в этом упражнении: вдох короткий, а выдох
продолжительный.
Упражнение 3. «Плавание» Руки вытянуты параллельно на уровне груди.
Имитируя движения пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на
выдохе возвратить их в исходную позицию ( брасс ).
Упражнения для кистей и пальцев
Упражнение 1. «Разбудим пальчики» Начинаем «зарядку» для пальцев
с поглаживания: каждый пальчик по несколько разгладим от кончика к
основанию, а затем делаем движения, как будто моем руки.
Упражнения 2. «Растяжка пальцев» Положите на стол какой – нибудь
мелкий предмет, положите кисти рук на край стола на расстоянии
20-30 см. друг от друга .Затем отведите в сторону большие пальцы обеих
рук и опустите их за край стола, пытаясь остальными пальчиками обеих рук
поочередно дотянуться до предмета: сначала 2-ым, потом 3-им, 4-ым и 5-ым
Вы почувствуете, как 1-ые палчики « не пускают» своих «братьев» достать
предмет. Повторив это упражнение 3-4 раза, встряхните кистями так, будто
стряхиваете с них воду.
Упражнение 3. «Гибкость пальцев» Пружинящими движениями осторожно
отгибаем каждый палец к тыльной стороне ладони, после чего несколько раз
сжимаем кулаки и резко, с силой их распрямляем. Потом складываем
ладони вместе, одну ладошку расслабляем, а второй медленно отгибаем
кисть назад. И так поочередно разминаем обе ладошки. По окончании
упражнения снова несколько раз «стряхиваем воду».
Упражнение 4. «Подвижность пальцев» Положите обе кисти рук на стол и
поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом
быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные
оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку.
В завершении гимнастики еще раз сделайте несколько встряхивающих
движений.
Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, вы очень скоро
заметите, что ваши пальчики приобрели заметную гибкость, легкость и
подвижность. После такой гимнастики вы сможете легко осилить любое,
даже очень сложное музыкальное произведение.
Список используемой литературы
1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М.- 1985.
2. Юдовина – Гальперина Т. За роялем без слез, или я – детский педагог.
Санкт – Петербург, 2002
3. Гат Й.Техника фортепианной игры. М, 1956
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация «Формирование оптимальной осанки пианиста»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
формирование оптимальной осанки пианиста
2 слайд
Описание слайда:
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД преподавателя по классу фортепиано муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЭГВЕКИНОТ» БЕРЕЖНОЙ ЛЮДМИЛЫ ИВАНОВНЫ п. ЭГВЕКИНОТ 2017 год
3 слайд
Описание слайда:
Цель работы преподавателя в области воспитания пианистических навыков: помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту; найти свои удобные ощущения; научиться осознавать и культивировать их в себе; заложить каждому пианисту основы индивидуальной техники. Пианистические движения тесно связаны с физиологической основой и двигательными функциями. Основная функция руки и пальцев – брать различные предметы, манипулировать ими; точно также нужно БРАТЬ аккорды, интервалы, пассажи. Все пианистические движения должны быть основаны на естественности, исходить из индивидуальных особенностей пианиста, конкретных художественных задач.
4 слайд
Описание слайда:
Правильная посадка во время игры на фортепиано
5 слайд
Описание слайда:
Важная роль отводится посадке за инструментом, положению корпуса. Итак, правильная посадка за фортепиано — это прямая спина, опора на ноги и чуть опущенные плечи. Во время игры на фортепиано обязательно следите за своими локтями. Они не должны болтаться или мешать вам — вся тяжесть вашей руки должна ощущаться в кончиках пальцев. Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки, с помощью которых проводится смена позиции на клавиатуре. Практика показывает, что наиболее удобны и естественны движения, совершаемые «всей рукой» в плечевом суставе — «игра всей рукой от плеча». Наибольшая точность и управляемость движений достигаются в том случае, когда рука, нерасчленённая от корпуса до кончика пальца, находится в положении, при котором отсутствуют острые углы, вызывающие напряжение и придающие жёсткость звучанию (исключаются прижатые или неестественно раздвинутые локти). При этом лучше, если рука будет слегка отставлена от корпуса, — так, чтобы в подмышечной впадине чувствовался воздух. Практически рука работает не «от плеча», а «от корпуса» (или «из корпуса). Основную нагрузку при этом несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди, плечевого пояса. Эти мышцы играют важную роль в работе пианиста. Сутулая, сгорбленная осанка сильно затрудняет их работу. Поэтому положение корпуса — это первое, на что следует обратить внимание при организации аппарата ученика.
6 слайд
7 слайд
Описание слайда:
Главным ощущением правильной осанки у пианиста должно быть ощущение «стержня», проходящего вдоль спины, прогнутости торса, поддержке всего корпуса мышцами поясницы. При этом лопатки прилегают к спине, грудь открытая, широкая, плечи опущены. Их лучше не поднимать, сохраняя спокойными во время игры. Центр тяжести тела должен проходить вертикально через туловище. Такая осанка позволяет сохранять устойчивость посадки. Сохранять осанку помогает хорошая опора на ноги. Она позволяет привставать на кульминациях, увеличивая опору на клавиатуру. Рука поддерживается не только мышцами спины, но и своими «нижними» мышцами. Они облегчают работу «верхних» мышц, удерживающих руку на весу, и предохраняют их от утомления. Поддержка нижних мышц регулирует вес руки, передаваемый в клавиши, предаёт руке упругость, легкость; от неё зависит рабочий тонус. Упругость тонуса сочетается с таким состоянием рук, при котором по ним как бы «течет звук» из корпуса через пальцы и клавиши в струны. У играющего при этом создается впечатление, будто клавиатура «сама играет», а он только слышит, легко управляет ею, почти не ощущая рук.
8 слайд
Описание слайда:
Постановка рук пианиста
9 слайд
Описание слайда:
Игра на рояле, как и всякий труд, требует определённых мышечных усилий. Совершенно расслабленными руками играть так же невозможно, как и выполнять какое-либо другое действие. При выборе положения пальцев необходимо учитывать индивидуальное строение рук ученика, а также конкретные особенности звучания и фактуры музыкального произведения. Например, вокальную кантилену, большие аккорды, пьесы в тональностях с большим количеством знаков удобнее играть пологими, несколько более вытянутыми пальцами — особенно при маленькой руке. Такие пальцы не должны терять цепкости кончика. Быстрые пассажи на белых клавишах, наоборот, лучше играть более подобранными, закругленными пальцами. Положение пальцев должно быть таким, чтобы его можно было бы легко изменить. Слишком вытянутые пальцы трудно сокращать; согнутые, крючкообразные не способны разгибаться во второй фаланге. Поэтому предпочтительнее естественная, слегка закругленная форма пальцев, дающая возможность и сокращать, и свободно «открывать» и «закрывать» их (поднимать и опускать).
10 слайд
Описание слайда:
Наиболее естественны движения «целых пальцев, работающих «из ладони» — таким же образом, как мы берем предметы или инструменты. В этих движениях активное участие принимают межкостные ладонные мышцы, сгибающие основную фалангу, а с ней — и весь палец, который при этом работает как длинный рычаг. Эти мышцы играют важную роль в работе пианиста. Особенности работы пальцев и строение кисти должны учитываться при выборе положения кисти на инструменте, при поиске опоры, которая должна быть «не в так называемые «косточки», а дальше — в мякоть, в середину ладони, широкой, с пологим пружинящим «сводом»…Упругий свод ладони способен выдержать любую нагрузку». Широкое положение ладони, являясь условием независимости пальцев, позволяет добиться певучего, сочного звучания.
11 слайд
Описание слайда:
Правильная постановка рук предполагает свободу и независимость в движениях пальцев и рук во время игры на фортепиано. Если рука поставлена неправильно, рано или поздно исполнитель сталкивается с проблемой в исполнении более сложных и быстрых произведений. К примеру, среди распространенных ошибок — постановка пальцев ближе к краям белых клавиш, оттопыривание мизинцев, «деревянные» пальцы и др. Классическая постановка — это правильная посадка, высота стула, положение корпуса и его наклон, правильное положение ног и колен, плеч и локтей, рук, кистей и пальцев. Также важен подъем пальце во время игры на фортепиано, постановка первого пальца и его подкладывание в гаммах.
12 слайд
Описание слайда:
Важная роль отводится функции первого пальца. Обладая способностью противополагаться другим пальцам и ладони и отводиться от последней на значительное расстояние, он исключительно независим. Наиболее естественное положение первого пальца — слегка в стороне от ладони, но так, чтобы было возможно сближение его с остальными пальцами (как и в тех случаях, когда мы что-то берём).
13 слайд
Описание слайда:
Благодаря тщательно продуманной подготовке, рука, полностью подчиняясь воле исполнителя, становится полноправной соучастницей творческого процесса. Более того, образуется двусторонняя связь — рука, повинуясь воле исполнителя, своими действиями корректирует замысел исполнителя, материализуя его в том или ином характере звучания.
14 слайд
Описание слайда:
Некоторые способы и принципы закрепления навыков правильной посадки и постановки рук Чтобы привести аппарат и весь организм в рабочее состояние, полезно проделать ряд гимнастических упражнений. Предлагаемые упражнения активизируют и укрепляют мышцы, так или иначе участвующие в работе пианиста. Они помогают найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата. 1. Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса. Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вдохом, поднимите ненапряженные руки вверх; кисти висят свободно. Затем легко разведите руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уроните расслабленные руки вниз. Голову также опустите. В таком положении предоставьте рукам раскачиваться до тех пор, пока они не остановятся. 2. Свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз, вращение головы) для освобождения мышц шеи. Следите за осанкой. 3. Дыхательное упражнение. Очень важно во время игры дышать спокойно и бесшумно, не задерживать дыхание, особенно в кульмннациях. Условие нормального дыхания — хорошая осанка. Не поднимая плечи, сделайте глубокий вдох так, чтобы легкие до конца наполнились воздухом, и грудная клетка расширилась. Выдох постепенный, бесшумный и полный. После небольшой паузы — снова вдох. Выполняйте это упражнение, считая про себя.
15 слайд
Описание слайда:
Принцип поддержки руки корпусом (мышцами спины при прогнутой пояснице) и снизу — мышцами плечевой кости. Эта поддержка предохраняет руки от утомления. 2. Принцип опоры не в «косточки», а в середину ладони. Такой способ опоры обеспечивает более свободную и естественную работу пальцев. 3. Принцип «проводимости звука», согласно которому звук как бы протекает по всей руке (выдыхается из неё). Благодаря этому произнесение музыки становится естественным и свободным. 4. Особенно важное значение придаётся правильному принципу растяжения: не «растяжение пальцев», а раздвижение, «расширение ладони». Этот способ заимствован у Крыжановского. 5. Интересен и нетрадиционен прием исполнения репетиций — не забирая пальцы под ладонь, что гораздо удобнее и рациональнее. 6. Кисть используется как рессора, она дополняет движения предплечья и всей руки. Шмидт-Шкловская советует исполнять стаккато, вибрато, сексты, октавы в быстром темпе у самых клавиш, ощущая кисть и предплечье как единое целое. Такие советы исходят из точно подмеченных особенностях движения и тщательного изучения анатомического строения кисти.
16 слайд
Описание слайда:
Упражнения для пальцев и кистей рук Существуют специальные упражнения, которые условно можно разделить на три группы: упражнения на растяжку, гибкость и подвижность. Выполнять их можно где и когда угодно: в перерывах между работой или во время отдыха. Разминка Начинаем «зарядку» для пальцев с поглаживания: каждый пальчик по несколько раз гладим от кончика к основанию, а затем делаем движение, как будто моем руки. Следующее упражнение – на растяжку. Положите на стол какой-нибудь мелкий предмет, положите кисти рук на край стола на расстоянии 20-30 см друг от друга. Затем отведите в сторону большие пальцы обеих рук и опустите их за край стола, пытаясь остальными пальчиками обеих рук поочередно дотянуться до предмета: сначала указательными, потом средними, безымянными и мизинцами. Вы почувствуете, как большие пальчики «не пускают» своих «братьев» достать предмет. Повторив это упражнение 3-4 раза, встряхните кистями так, будто стряхиваете с них воду. Упражнения на гибкость Затем можно перейти к тренировке пальчиков на гибкость. Пружинящими движениями осторожно отгибаем каждый палец к тыльной стороне ладони, после чего несколько раз сжимаем кулаки и резко, с силой их распрямляем. Потом складываем ладони вместе, одну ладошку расслабляем, а второй медленно отгибаем расслабленную кисть назад. И так поочередно разминаем обе ладошки. По окончании упражнения снова несколько раз «стряхиваем воду». Упражнения на подвижность Теперь можно потренировать пальчики на подвижность. Положите обе кисти рук на стол и поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку, тогда занятие пройдет не только с пользой, но и с удовольствием. В завершении гимнастики еще раз сделайте несколько встряхивающих движений. Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, очень скоро можно заметить, что пальчики приобрели заметную гибкость, легкость и подвижность. После такой гимнастики можно осилить любое, даже очень сложное музыкальное произведение.
17 слайд
Описание слайда:
Педагогу, особенно детскому, очень важно понимать, как устроена костно-мышечная система человека, как она развивается, каковы её особенности у детей разного возраста. Занимаясь с ребёнком в течение длительного времени, необходимо наблюдать за развитием детского организма и вовремя замечать нарушения его функций. В противном случае профессиональное заболевание неминуемо «подстережёт» ученика. Главное — закрепить естественное, свободное, координированное движение рук и туловища, чтобы впоследствии при игре пианист не фиксировал на них сознание. Важнейшим условием успешной работы является сознательный слуховой контроль. Ни один звук не должен прозвучать до их музыкального представления.
18 слайд
Описание слайда:
При организации работы над упражнениями нужно иметь в виду несколько моментов: 1. Приучать ученика систематически играть упражнения. 2. Упражнения должны быть разнообразными, с упором на полезное. 3. Каждое упражнение через некоторое время заменить новым, по возможности более сложным. 4. Упражнение нужно уметь играть долго, развивая выносливость руки и пальцев. 5. Каждое упражнение должно заключать в себе определенную трудность. 6. Прежде, чем давать упражнение ученику, педагог должен сам поработать над ним, чтобы почувствовать пользу. Упражнения должны проверяться практикой.
19 слайд
Описание слайда:
Все возможности игрового аппарата должны использоваться в соответствии с поставленными художественными задачами и физиологическими данными учащегося. Поэтому нельзя говорить абстрактно о каком-либо одном, единственно правильном методе обучения. Не «вообще упражнение», а только конкретное, целенаправленное упражнение может дать необходимые результаты. Сознательная, конкретная постановка цели в работе должна соответствовать конкретной ее реализации. Механическое упражнение без художественной или техническое цели бесполезно и вредно.
20 слайд
Описание слайда:
Список литературы Бирмак, А. О художественной технике пианиста. / А.Бирмак. — М: Музыка, 1973. -139 с. Ганон, Ш. Пианист-виртуоз. / Ш.Ганон. – М.: Музыка, 1964. – 117 с. Либерман, Е. Работа над фортепианной техникой. / Е. Либерман. — М.: Музыка, 1985. — 135 с. Натансон. В.А. Вопросы музыкальной педагогики: Вып.1./ В.А.Натансон. — М.: Музыка, 1979. – 78 с. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. / Г.Нейгауз. — М.: Музыка, 1982. – 298 с. Никитин, А. А. За двадцать пять лет: сборник статей. / А.А.Никитин. — Хабаровск, 1998. – 159 с. Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста. / Е.М.Тимакин. — М.: Сов. композитор, 1989. – 144 с. Шмидт – Шкловская, А. О воспитании пианистических навыков. / А. Шмидт-Шкловская. — М.: Музыка, 1971. – 70 с. Интернет ресурсы: https://bookcube.ru/palchikovye-uprazhneniya-dlya-pianistov.html tubethe.com›…gimnastika…i-ruk-dlya-pianistov.html liveinternet.ru›users/rita-railya/post218959417 infourok.ru›material.html?mid=118808 music.prsiterun.com›metodic/16.html ya-uchitel.ru›Методическая копилка›…_pianista/81-1-0-7847 rusnauka.com›33_DWS_2010/33_DWS_2010/Pedagogica/… propianino.ru› Упражнения для фортепиано
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-367368
Вам будут интересны эти курсы: